Log 1: Илья
Первый день в старшей школе. Занятий не было, но для отсутствия на классном собрании требовалась крайне веская причина.
Я по привычке сел за парту у окна, на то же самое место, где сидел в девятом классе. До собрания оставалось минут пятнадцать. Почти все уже пришли и, разбившись на группки, шумно делились летними впечатлениями. Я достал книгу. Печатные книги были редкостью, пережитком прошлого, но ничто не дарило мне такого ощущения покоя, как этот книжный запах – чуть кисловатый и тёплый аромат бумаги и пыли, аромат жаркого осеннего полдня.
На середине второго абзаца меня отвлёк оглушительный девчачий визг:
– Анжи! Как я соскучилась!
– Какой загар, морской прям! Ты ж говорила, что вы семьёй на горнолыжный курорт собираетесь.
– Ага, знаешь какой восторг! Середина лета, а ты на лыжах катаешься! В общем, накатались мы и решили потом на море съездить. А мы с сестрой ещё и шоппинг устроили на три дня. Придёшь ко мне – заграничными шмотками похвастаюсь. Там и тебе пара подарочков есть.
– Кстати, о подарках. Поздравляю! У тебя же день рождения вчера был!
– И я тоже поздравляю!
Почти весь класс столпился вокруг невысокой загорелой блондинки. Анжела была одним из неформальных лидеров, местная «звезда». Шумная, средненькая в учёбе, но всегда в окружении друзей и поклонников. Её знала вся школа. Она состояла в ученическом совете, где отвечала за организацию школьных мероприятий вроде вечеринок и праздников.
– С днём рождения тебя! Отмечать-то будешь с одноклассниками?
– Ой, ребят, только вчера вечером в город вернулась, не до дня рождения было.
Я бы тоже хотел так непринуждённо общаться с людьми. Я даже мог представить, как встаю, подхожу, улыбаюсь – на такую заразительную улыбку как у Анжи, наверное, сложно не ответить. Вряд ли бы у меня хватило смелости поздравить её отдельно, но присоединиться к хору голосов с ещё одним «С днём рождения!» было вполне по силам…
– А давайте на выходных в пиццерию, заодно и начало учебного года отметим!
– А это идея!
Я не сдвинулся ни на миллиметр. Ни один мускул ни дрогнул на моём лице.
«В конце концов, кому нужны мои жалкие поздравления?»
– Кстати, слышал, что должна новенькая перевестись. Надеюсь, она симпатичная.
– Её уже в параллельный класс зачислили. Так что зря ты размечтался.
– Не вижу в этом проблемы.
– К слову о новеньких! Девчонки, у нас новый учитель работать будет. Лана из одиннадцатого его уже видела, говорит: молодой и выглядит круто.
– Вечно вам парней постарше подавай. То на студентов, то на молодых учителей заглядываетесь, а одноклассники без женского внимания страдают.
– То же мне страдалец нашёлся…
Я, наверное, никогда не смогу понять окружающих меня людей. Пустопорожняя болтовня, шутки, подначивания, заигрывания… Мир, в котором жил я, был намного сложнее и изящнее.
Или мне хотелось верить, что он таков.
Раздался звонок. Большая часовая перемена была в течение учебного дня тем благодатным временем, когда я мог избавить себя от присутствия одноклассников.
Я сложил планшет в сумку и направился в столовую. Свои вещи я предпочитал не оставлять в классе.
Купив рекомендованный обед, сел за длинной стойкой, которая тянулась вдоль панорамного окна – это было место для таких одиночек, как я. Отсюда открывался вид на внутренний двор. С высоты трёх этажей общественная жизнь моих сверстников представала как на ладони, но сегодня играть в наблюдателя было неинтересно. Я достал из сумки книгу и открыл на заложенном месте.
– Извини, Алекс. В нашей секции решили устроить праздничный обед в честь начала года, поэтому я не смогу сегодня составить тебе компанию.
Я вздрогнул, услышав голоса прямо за спиной.
– Не извиняйся, как будто я одна пообедать не смогу. Иди повеселись там. Про следующие уроки только не забудь.
– Ага, ну я побежала.
Рядом со мной на стойку опустился поднос.
– Здесь свободно?
Я глянул вправо и наткнулся на ясный и прямой взгляд, тут же стушевался:
– Да.
– Может, я мешаю? Других свободных стульев не осталось, но я могу на другое место его перенести, – девушка широко улыбнулась. Наверное, также она улыбалась и своей подружке во время разговора.
– Мне без разницы, – чтобы сделать вид, что я занят чтением и меня абсолютно не волнует, где эта девчонка будет обедать, я перевернул страницу. Так и не прочитав предыдущую.
«Вот идиот, – я мысленно обругал себя. – Теперь придётся ждать, когда она отвлечётся на обед, чтобы перелистнуть обратно».
Я осторожно скосил глаза на нежданную соседку. Если честно, оценка чужой привлекательности всегда ставила меня в тупик. Как, не имея чётких параметров для оценки красоты, можно ранжировать окружающих?
У девушки рядом со мной были правильные черты лица, серые глаза, длинные ресницы. Чёрные волосы спускались до плеч, а прямая чёлка чуть прикрывала брови. Косметикой она почти не пользовалась. Думаю, её можно было назвать симпатичной.
– Не знала, что у вас в школе даже обеды рекомендует компьютерная система.
– Да, она учитывает состояние здоровья, потраченные калории, текущую нагрузку и расписание. Информация берётся с твоего айди. Но насколько это всё индивидуально, сказать сложно. Каждый день они готовят не больше пяти типов обедов. Выбирать именно рекомендованный, кстати, необязательно.
– Здорово. Меня не успели внести в базу, поэтому я брала наугад.
В том, как она заправила прядь волос за ухо и при этом чуть опустила голову, прикрыв глаза, было что-то завораживающее. А ещё я увидел, что у неё в левом ухе целых пять серёжек.
– Что читаешь? – она чуть наклонилась в мою сторону, пытаясь разглядеть обложку.
Мне стало жарко. Ладони вспотели, а во рту наоборот пересохло. Я пожалел, что разрешил ей сесть рядом. Когда посторонний человек оказывался настолько близко, у меня сразу учащалось сердцебиение.
– «Гиперион»? Я тоже читала. Это любимая книга моего брата. Ты в библиотеке берёшь?
– Нет. Дедушка книги собирал, – если так пойдёт и дальше, обед будет испорчен необходимостью поддерживать беседу.
Она отвернулась и начала распаковывать коробочки с обедом.
– В нашей семье бумажные книги всегда были роскошью. Не из-за цены – лишний багаж при переезде.
Она перестала улыбаться и внимательно посмотрела на меня.
«У меня что-то с лицом?»
– Ладно, не буду отвлекать, – такая резкая перемена слегка ошарашила меня.
Больше она не проронила ни слова. Молча съела обед и, закончив, сразу встала с подносом.
– Ну пока.
А на следующей перемене…
– Эй, очкарик!
«Да я сегодня популярен».
– Говорят, тебя в столовой с новенькой видели, – ко мне подошёл одноклассник.
Виталя выше меня на полголовы и мог похвастаться хорошо накачанными мускулами. Он состоял в секции тхэквондо и относился к тем, с кем я не хотел бы лишний раз пересекаться.
– Новенькая? Я даже не знал, что это она, – я не стал поднимать голову.
«И что делать? Если буду смотреть в книгу, а не на него, не спровоцирует ли это его ещё больше?»
– Она сама села рядом, мест больше свободных не было.
– Да? А говорят, вы даже беседовали о чём-то.
– Спросила, что я читаю. И всё. Больше мы не говорили.
– И правильно. Поняла, что ты старьё заумное читаешь и общаться с тобой смысла нет.
«Ты-то, наверное, за всю жизнь полторы книги только прочитал».
– Рыжий, не трогай ты его, – Матвей, староста, был единственным, кого главный асоциальный элемент нашего класса слушался беспрекословно.
– Ну, в общем, ты понял, очкарик. Не зарывайся.
Виталя сунул руки в карманы брюк и шаркающей походкой вернулся к своей парте.
В этот момент я прям физически почувствовал, как пошатнулась сложная выверенная конструкция моих внутришкольных отношений.
На следующий день я решил не обедать в столовой, а провести большую перемену на крыше. Хоть там и был разбит газон с клумбой и скамеечками, она уступала по популярности внутреннему двору и столовой. Садик на крыше облюбовали воркующие парочки.
У меня же было своё тайное место. Над правым крылом возвышалась надстройка в виде башни с четырёхскатной стеклянной крышей. Казалось, что ограждение проходило почти вплотную к стене, но на самом деле там было достаточно пространства, чтобы прошёл один человек. С северной стороны башни находилась небольшая площадка. Раньше там курили старшеклассники, пока учителя не прознали и не закрыли доступ на крышу. Запрет сняли через два месяца, за это время курильщики уже нашли новое место. Больше на этот уголок никто не претендовал, и я приходил сюда, когда хотел побыть в одиночестве.
Обойдя башню, я застыл. В густой полуденной тени кто-то стоял. Я уже сделал пару шагов назад и собирался спешно ретироваться, когда меня окликнули.
– Не думал, что это такое популярное место, – голос был мне незнаком.
Потёртые джинсы, чёрная футболка с длинным рукавом. Этот парень не был учеником – ученики в школе обязаны носить форму. Но и для учителя незнакомец казался слишком молодым.
– Подозреваю, что это я вторгся на твою территорию. Так что проходи, не стесняйся.
– Эм… Как-нибудь в следующий раз.
«Хватит с меня странных знакомств».
– Всегда так убегаешь? – щёлкнула зажигалка.
– На территории школы запрещено курить.
– Поэтому я и делаю это здесь, – парень затянулся. – Какой класс?
– Не обязан сообщать это подозрительным личностям.
– Я не подозрительная личность, а учитель, – он подошёл поближе и вытащил из выреза футболки бейдж на длинном шнурке. – И сразу пресеку твой следующий вопрос: я работаю только второй день, поэтому ты меня не знаешь.
– Если кто-нибудь доложит администрации о том, чем вы тут занимаетесь, он может стать последним.
– Кто-нибудь? Значит, ты этого делать не собираешься?
– Мне всё равно, – я опять сделал попытку уйти.
– Ты мне так и не ответил, в каком классе учишься.
– 10-Ф.
– Хм, физико-математический значит…
– Вы и сами могли это узнать через учительское приложение на своём айди. Раз у вас есть бейдж, значит и доступ к базе уже дали.
– Считаешь: если машина может всё за тебя сделать, то получать информацию традиционным вербальным способом бессмысленно?
– Это нерационально. Затраты времени несоизмеримы. К тому же всегда есть вероятность, что человек обманет.
– Машина тоже может обмануть, а если быть точным – можно обмануть машину.
– Системы безопасности сейчас совершенны как никогда.
– Нет ничего совершеннее человеческого мозга, – парень постучал пальцем по виску и усмехнулся. – Это к слову о системах безопасности. Информацию, существующую в цифровом виде, очень легко фильтровать и изменять. Поэтому я больше доверяю людям, при всём их несовершенстве. А на твоём месте я бы чаще общался с одноклассниками. Большая перемена самое подходящее время для этого.
– Мне не о чем с ними разговаривать.
– А кружок, клуб, секция?
– Не состою нигде. Смысла в этом не вижу.
– Вот оно как, – он достал карманную пепельницу и затушил в ней сигарету. – Ладно, мне уже надо идти. Если ты из Ф-класса, то скоро увидимся.
Я смотрел ему вслед. Такой учитель действительно может быстро стать популярным среди учеников. Наверное, это был первый взрослый в моей жизни, в разговоре с которым я не чувствовал покровительственного снисхождения.
В следующий раз я увидел его через неделю, на уроке. В белой рубашке и при галстуке он выглядел более формально, однако с мальчишеским лицом и взъерошенными волосами походил на студента, сдающего экзамен, а не на учителя. И сегодня он был в очках.
– Можете звать меня Арсений Владимирович. Я буду преподавать информатику в старших классах.
– А фамилия?
– А тот, кто первый узнает в течение это семестра мою фамилию, получит сто баллов по моему предмету, – новый учитель заразительно улыбнулся.
Сто баллов – это гарантированный рейтинг А в конце семестра. Девчонки позади меня зашептались.
«Вот дурочки».
Я открыл на планшете расписание занятий – в описании учебных предметов должны были быть данные об учителях. Отыскав информатику, я понял, что он не шутил: там значились только имя и отчество. Скосив глаза, я оглядел класс. Помимо меня ещё человек десять догадались заглянуть в расписание и теперь ошеломлённо пялились в свои планшеты.
– Всё согласовано с администрацией. Для поисков можете использовать любые доступные средства. В рамках уголовного кодекса, конечно, – я уже видел эту полуулыбку-полуухмылку при нашей первой встрече. – Но сразу предупреждаю: почти весь персонал школы в курсе ситуации, так что задача не так проста, как кажется на первый взгляд.
Манипуляции с планшетами он тоже без внимания не оставил:
– Все, кто открыл расписание, получают на этом занятии баллы.
Я рефлекторно посмотрел на экран и увидел, как в графе моего рейтинга на странице информатики ноль изменился на единицу.
– Учитель, почему вы не носите линзы? Вы были бы намного симпатичнее.
Девчонки после этого замечания захихикали.
– Зрение у меня отличное. А эти очки подключены к моему айди. И глядя сейчас на вас, я могу сказать, что у Милы Цветковой в конце прошлого учебного года рейтинг по информатике был, в лучшем случае, удовлетворительный, – каждое слово учитель проговаривал чётко, не торопясь, и в течение всей тирады продолжал улыбаться, а лицо Милы алело с каждой секундой, пока не стало помидорно-красным.
Я сейчас на её месте хотел бы провалиться сквозь землю. Надеюсь, это отобьёт у моих одноклассниц желание флиртовать с учителем на уроках.
– Если вы мне позволите, я вернусь к занятию. Кто мне скажет, какие темы последними проходили в девятом классе?
– Это можно и в логах узнать, – замечание вырвалось у меня, прежде чем я понял, что делаю.
«И кто меня за язык тянул?! Да ещё и после того, как он при всём классе Цветкову на место поставил».
Сердце понеслось вскачь.
– Илья Воронов, да? – он глянул на меня сквозь стёкла очков.
В горле пересохло. Я прижал руки к столу, чтобы унять дрожь.
– Сомневаешься в моей компетентности?
– Нет, – я отвёл глаза.
Оказаться в центре внимания всего класса да ещё в такой ситуации – хуже быть просто не могло.
– К сожалению, ни логи занятий, ни ваши рейтинги не могут поведать мне, сколько из изученного задержалось в ваших головах после летних каникул. Я надеялся, что первый урок пройдёт в более непринуждённой обстановке, но, видимо, придётся провести небольшой тест.
Класс недовольно зашумел:
– Как тест?
– На первом занятии, без предупреждения? Это нечестно…
Учитель пожал плечами и коснулся своего наручного айди:
– Жизнь вообще штука несправедливая. Можете приступать. У вас есть время до конца урока.
На экране планшета всплыл текст первой задачи. Я вздохнул с облегчением. Никто больше не смотрел в мою сторону – все сосредоточились на заданиях. Часы на интерактивной доске отсчитывали оставшееся время. Как только раздался звонок, извещавший о конце урока, тест автоматически завершился. В углу экрана я увидел мигавший значок сообщения.
«Если б кто-то молчал, то и теста никакого бы не было», – Виталя иногда мог быть очень лаконичным.
Морозец пробежал по спине. В голове я лихорадочно перебрал варианты развития событий. Больше половины из них предполагали физическое насилие.
Следующей в расписании стояла литература, потом – лекция по химии. У меня было почти два часа на то, чтобы обдумать ситуацию, хотя шансы выйти из неё безболезненно стремились к нулю.
Я оглядел класс. Почти все разбились на группки: кто-то обсуждал способы выведать фамилию учителя, девчонки сплетничали, несколько одиночек сидели, уткнувшись в планшеты. Витали не было.
Тот школьный день закончился без происшествий. По дороге домой меня тоже никто не встретил. А вечером пришло сообщение с новым распределением на проектные группы.