Вы здесь

Чудо освобождения. Отвечайте миру так, как вы хотите. Глава 2. Ваша истинная природа возвышенна (Гай Финли, 2007)

Глава 2

Ваша истинная природа возвышенна

В том, чтобы быть успешным человеком, нет ничего дурного. На самом деле, цель вашей жизни – выигрывать. Но что, если в ходе этой борьбы за победу вы оказываетесь втянуты в состязание, не зная, что выиграть в нем невозможно, как бы хорошо вы ни были подготовлены и как бы добросовестно вы ни соблюдали все «правила»? В игру, в которой вместо того, чтобы свободно перемещаться, вы день ото дня двигаетесь все машинальнее? В которой, что еще хуже, каждый день оставляет чувство разочарования, а не удовлетворенности, из-за все более давящего желания выиграть! К тому же, каждый раз, когда вы оглядываетесь на других игроков, становится очевидно, что они так же разочарованы игрой, как и вы. Никто на самом деле ничего не выигрывает!

Потом, однажды, к вашему огромному удивлению, вы обнаруживаете, что, как и всех остальных игроков, вас обманом втянули в безумную игру, правила которой позволяли вам набирать очки, но только не останавливаться! Вы могли только приближаться к победе, но никогда – достигнуть ее.

Эта метафора дает верное представление о нынешнем уровне нашей жизни. И особенно потому, что представление это неоспоримо, нам не только не говорят о том, почему жизнь кажется такой пустой, но и предлагают прежде немыслимое решение нашего печального положения. Возможно, мы все-таки можем выиграть!

Впервые мы начинаем понимать, почему, несмотря на все наши усилия достичь высоты, мы так часто переживаем потери в отношениях с людьми и повседневной жизни. И когда эти поражения накапливаются, жизнь начинает казаться не удовольствием, а наказанием. Мы хотим сдаться и отступить. Но не можем. Правила, которым нас научили, – и по которым мы играем, – не подразумевают и даже не признают возможности играть за пределами поля. Мы чувствуем себя в ловушке. И постепенно, иногда даже не понимая этого, мы начинаем сдаваться. Перестаем заботиться о тех прочных вещах, которые делают жизнь правильной и достойной, и начинаем мечтать о коротких моментах, которые делали бы игру на поле сносной.

Послушайте: не сдавайтесь. Вам не нужно этого делать. Вы можете выиграть совершенно новым способом. Каким? Просто освободитесь!

Освободитесь от всех привычных, но бесполезных правил, которые говорят вам, что без постоянной борьбы в каком-нибудь конфликте ваша жизнь будет бессмысленной. Перестаньте прислушиваться к собственной избитой и бесполезной мечте о том, что ваша жизнь будет тем лучше, чем дольше вы играете. Она не будет – только если вы не путаете чувство бессилия с чувством восторга. Вот почему нам пора посмотреть на факты.

Да, освободитесь. Уйдите. Ничто не может вас остановить. Поверьте, это будет вашим первым достижением в череде настоящих побед. И не беспокойтесь о направлении; это совершенно не важно. Почему? Потому что уход от того, что ложно, это то же самое, что идти навстречу правде. Вначале так не кажется, но впервые жизненные обстоятельства будут работать на вас. Вот что значит освобождение от того, что тянет вас вниз. Это ваш шаг на пути к возвышению. Поймите, ваша истинная природа возвышенна. И к ней вы теперь и должны стремиться. Но вы это не выбираете. Нет. Вы позволяете себе подняться. Это может показаться странным, и даже пугающим, но со временем вы поймете, что в этом – ваша истинная потребность.

Научитесь взаимодействовать с настоящими правилами жизни, с правдивыми принципами, позвольте им возвысить себя. Именно для этого они и существуют. Стоит нам перестать выбирать поражение, победы в жизни сами естественным образом занимают свое место. Все действительно вот так просто. Анри-Фредерик Амьель, шведский писатель, мистик и философ, понял важность нашей жизни в соответствии с этими правилами и описал, на что похожа наша жизнь, если мы их не соблюдаем:

Тот, кто движется по течению, кто не ведет себя в соответствии с высшими принципами, у кого нет идеала, нет убеждений – такой человек… вещь, которую двигают, а не живое и движущееся существо, – эхо, а не голос. Человек, у которого нет внутренней жизни, – раб того, что его окружает, словно барометр, который подчиняется воздуху.

Выбирайте то, что лучше для вашей истинной природы

– Но вы же не имеете в виду, что я должен отказаться от всего, ради чего работал всю свою жизнь?

– Нет, я имею в виду, что мы должны намного внимательнее присмотреться к тому, что называем своей жизнью.

– Зачем?

– Чтобы понять, что это действительно наша жизнь. Стоит нам понять, что является подлинно нашим, и мы поймем, что стоит оставить и защитить, а от чего – освободиться.

– Я понимаю, о чем вы говорите, но как применить это к моей жизни?

– Давайте обратимся за объяснением к истории, которую нам рассказывает сама природа. Кукушка известна прежде всего тем, что откладывает свои яйца в чужие гнезда и оставляет птенцов вылупляться в них. Она прячется и ждет, пока хозяин гнезда улетит, оставив его без присмотра. Тогда кукушка устремляется к гнезду и откладывает в него яйца, и когда ничего не подозревающий родитель возвращается, то со всей ответственностью высиживает их, считая своими. Птенец кукушки обычно вылупляется первым, выталкивая из гнезда родившихся позднее слабых птенцов. И таким образом родители, не знающие о произошедшей подмене, тратят всю свою энергию, вскармливая и оберегая то, что им не принадлежит.

– Это хорошая история, но я не совсем понимаю, что вы пытаетесь мне сказать.

– Мы тоже ошибочно заботимся о своем ложном «я», которое в действительности не являетсянашим. Это «я», всегда жаждущее сильных ощущений и в некоторой степени неразборчивое, не может предложить нам ничего, кроме того, чем мы сами его наделяем. Это таинственное «я» убедило нас в том, что его желания – это то, что нам нужно. В течение многих лет, шаг за шагом, оно заменяло наше естественное стремление к целостности своим неестественным стремлением к сильным ощущениям и сохранению себя.

– Так вот почему вы говорите, что я должен отойти от своей жизни, – она вряд ли вообще моя! Честно говоря, я припоминаю, что у меня довольно часто появлялось ощущение, что моя жизнь как будто мне не принадлежит. Это о чем-то вам говорит?

– Да, время от времени мы все испытывали подобные необъяснимые чувства. Но поскольку в такие моменты мы не могли понять всю их важность, мы привыкли просто игнорировать их до тех пор, пока они не исчезнут. Но цель верных принципов, таких, какие приведены в этой книге, в том, чтобы вернуть те проявления высшей интуиции, которые ставили под сомнение верность того, чем мы привыкли себя считать. Примите их, даже если это на время выбьет вас из колеи. Интуиция – это обращение вашей истинной природы к вам, она хочет, чтобы вы прекратили действовать себе во вред и начали учиться помогать себе настоящему.

Позвольте этим верным советам помочь вам выбирать лучшее для Истинного «Я».

1. Что бы ни побуждало нас побеждать, оно никогда не приведет к настоящей победе, потому что любого человека, побуждаемого к чему-либо, подгоняют внешние силы, не имеющие к нему отношения. Он раб, а не завоеватель.

2. Раскрыть себя для самого себя – значит выбрать лучшее для Истинного «Я».

3. Если личное счастье – это мера успеха человека, тогда все, что причиняет ему боль, не может быть частью этого успеха.

4. Страдание в настоящем ради счастья в будущем – это то же, что выброситься за борт, чтобы потом вас спасли.

5. Любое вынужденное желание не может быть источником удовольствия, так как все, чего вам приходится желать, подчиняет вас этому желанию. А в том, что всю жизнь вас подталкивают, удовольствия мало.

6. Научитесь прислушиваться к любому чувству, которое ставит под сомнения неизбежность ваших страданий.

7. Задавать вопросы, чтобы лучше понять бедственное положение, это то же, что задавать вопросы, как от него избавиться.

8. Уходить от проблем, которых вы не хотите в своей жизни, с каждым разом будет все легче, вам становится яснее, кем именно вы не хотите быть.

9. Вас нельзя заставить принимать решения, направленные против вас, если до этого вас не убедили в том, что то, что причиняет вам боль, может вам помочь.

10. Настоящая уверенность в себе – это отсутствие беспочвенных сомнений в себе.

Вы не тот человек, которым себя считаете

Во время занятия «Освобождение от сомнений в себе», которое я вел, одна из студенток захотела понять, почему она чувствует себя так неуютно из-за непредвиденного события или даже его возможности. Вот основные вопросы и ответы из нашей беседы.

В: Почему все неожиданное так легко меня расстраивает?

О: Если вас действительно это интересует, можно поговорить подробнее. Ответ вас, вероятно, удивит.

В: Да, я действительно хочу знать, почему я так тяжело воспринимаю перемены в своей жизни, на работе и дома.

О: Хорошо. Тогда давайте начнем с исправления изначальной ошибки в вашем сознании, которая является корнем проблемы. Та, кто теряется, когда ситуация меняется без предупреждения, это на самом деле не вы.

В: Если не я, то кто же?

О: Тот человек, которым вы себя считаете: вот кто боится. Но вы не должны и дальше испытывать страх. Начиная прямо с этого момента, терпеливо изучив себя и узнав некоторые высшие истины, вы обнаружите, что не являетесь той, кем себя считаете. Это одно из самых волнующих и приносящих облегчение открытий о себе, которые вы можете сделать.

Живя на нашем нынешнем уровне, мы почти всегда нервничаем из-за того, что происходит вокруг. Почему? Потому что мы продолжаем ошибочно верить – то, кто мы есть, определяется тем, что происходит с нами. Например, вы выходите на улицу и обнаруживаете, что подошвы новой обуви уже стерты. Нам это неприятно в первую очередь потому, что произошедшее с обувью мы отождествляем с собой. Но мы ведь не кусок выделанной кожи. Надеюсь, мы можем посмеяться над тем, каким глупым является наше бессознательное страдание. И все-таки, отодвинув шутки о том, что всему виной наш затуманенный разум, в сторону, мы не находим ничего смешного в убеждении, что, потеряв что-то, вы теряете и себя. Да спросите любого, кого бросил любимый человек. Вот почему мы раз и навсегда оставим в прошлом это наше испуганное «я». Отдавшись заботе настоящей мудрости, мы сможем научиться освобождаться от всего, что до настоящего момента нас пугало. Правильно. Ветра жизни могут быть жаркими или холодными, спокойными или штормовыми, но вам до этого не будет дела. Вы обрели себя. Давайте учиться дальше.

Возможно только одно объяснение тому, как происходящее с вами приводит в замешательство или причиняет боль вашему Истинному «Я». Если говорить просто, вы страдаете из-за того, что ошибочно принимаете себя за другого человека. Этот кризис идентификации проистекает из убеждения, что тот, кем вы являетесь, ваше Истинное «Я», каким-то образом связано с событиями в вашей жизни. И такое убеждение порождает в вас страх практически перед любыми переменами в жизни. Думая, что ваша жизнь определяется событиями, вы начинаете бояться потерять контроль над собой, когда не можете контролировать события. Искать себя за пределами себя – с помощью карьеры, увлечений, в людях, родных или незнакомцах – значит пытаться увидеть свое отражение в стремительном горном ручье. Вы можете увидеть своеотражение на секунду, но оно тут же исчезнет. И вам придется смотреть снова… и снова… и снова. Жизнь с таким ошибочным ощущением собственного «я» толкает вас к краю в бесплодных поисках себя – поиски эти никогда не закончатся, ведь как горный ручей всегда устремляется вперед, так же постоянны перемены в истинной природе жизни.

Запомните следующую полезную мысль и постарайтесь извлечь из нее мудрость: события могут происходить с вами, но вы не являетесь этими событиями. Облака не являются небом, и вы не то, что проходит через вас. Вы не тот, кем вы привыкли себя считать.

Как мы уже обнаружили, думая, что вы и есть событие, отождествляя себя с ним, мы начинаем ошибочно принимать себя за другого человека – с тревогой и неуверенностью. Эта ошибочная идентификация называется неправильное, ложное «я», и у него много обличий. Но пока давайте просто скажем, что это ложное «я» – образ, который наше сознание создает на основе всего жизненного опыта, и это естественно. «Неправильность» для нас заключается в том, что это «я» умеет только сравнивать то, что «есть», с тем, что «было»; оно не может по-новому реагировать на новизну, которую приносит какое-либо событие, потому что оно, фактически, является проекцией нашего прошлого. И пока мы смотрим на жизнь глазами такого «я», свобода жить сегодняшним днем нам недоступна. Мы узнаем все об этой низшей природе и, в то же время, о способах освобождения. Слишком долго это «я» спокойно существовало в нас. Сегодня, прямо сейчас, пришло начало его конца и начало жизни вашего Истинного «Я».

Проблема ошибочной идентификации

Однажды человек очнулся в комнате, которую не сразу узнал. Все было неясно, кроме сильного головокружения. Вокруг него было множество зеркал, шкафов, столов с рядами разноцветного грима. Место ему знакомо, но что он здесь делает? Усиленно пытаясь вспомнить, он все больше волновался. Что именно ему нужно было вспомнить? Это явно была гримерная какого-то большого концертного зала, но какова его роль? Каждый раз, когда он смотрел в зеркало, его пронзала внезапная боль – он не представлял, чье отражение на него смотрело. Внезапно он почувствовал себя очень одиноким.

Не представляя, что еще делать, он подбежал к одному из шкафов и открыл его. Внутри лежала аккуратно сложенная, красивая форма, явно принадлежавшая какому-то генералу. Человека привлекла сила, исходившая от костюма. Возможно, это и был его костюм. Он быстро надел его и в ожидании встал перед одним из зеркал. Сердце его заныло. Костюм был действительно что надо, но не его… Расстроенный, он быстро снял форму и подошел к другому шкафу. В нем человек обнаружил цирковой костюм яркой веселой расцветки. Не теряя ни минуты, он облачился в него. Ничего хорошего. Кроме того, что костюм не подходил по размеру, он в нем выглядел и чувствовал себя клоуном. Его отчаяние росло. Он заглянул в следующий шкаф.

Там оказался костюм чиновника. А еще в одном – бродяги. Так он обошел все шкафы. Очень редкокостюмы подходили, а если и подходили, он все равно чувствовал себя неуютно.

Он подошел к последнему шкафу. Стоит ли его открывать? Его сердце забилось быстрее. Он потянулся к ручке, и голова закружилась так, что потемнело в глазах. Но он продолжал держаться за ручку. В конце концов, именно в этом шкафу мог оказаться его костюм. Остался только последний. Открыв дверь, он вдруг начал задыхаться. Шкаф был пуст. Это было уже слишком. Обессиленный, он сполз на пол.

Очнулся он от голосов людей, хлопотавших вокруг него. На голове был приятный влажный компресс. Кто-то спросил, как он себя чувствует. У него немного побаливала голова. Потом на секунду его охватил ужас, когда он вдруг вспомнил, как тщетно перерыл все шкафы. Так же быстро чувство умиротворения заглушило страх. И осталось с ним. Он вспомнил, кем он был. К нему вернулись все воспоминания. Ранее тем вечером, осматривая все перед открытием концертного зала, он поскользнулся и упал, ударившись головой. Из-за удара он на время забыл, что был владельцем театра, а не одним из героев на сцене.

Эта история учит нас тому, что когда мы живем, не зная своей истинной натуры, то волнение, сомнение в себе и поток других тревожных чувств устремляются к свету рампы и заполняют сцену. Стоит только вернуть это ощущения себя истинного, как все болезненные проблемы, вызванные его отсутствием, сами собой исчезнут. Нервозный страх за себя сменяется спокойствием и чувством уверенности.

Непонятное псевдосуществование нашего ложного «я»

Вот новый вызов: те, кто не ведают своего Истинного «Я», не подозревают о том, что не понимают, кто они на самом деле. Это что-то вроде духовной амнезии, вызванной тем, что мы, сами того не зная, согласились с ложным представлением о себе. Как это возможно?

Мы чувствуем, что это ложное «я» реально. Ошибки быть не может! Его оживляют и им управляют те эмоции, которые мы испытываем на пути в поисках наполнения. Но то, что этим «я» что-то управляет, не значит, что оно живет. Бульдозер тоже движется, но он не видит и не понимает, как и почему он кого-то сбивает. Это машина. Так что во многом это ложное «я».

Ложное «я» питается отрицательными эмоциями, которые, в свою очередь, сохраняются из-за привычки неправильно мыслить. Поскольку эти вредные мысли и эмоции – всего лишь механические реакции нашей низшей натуры, они являются преходящими. Это означает, что им ничего другого не остается, как исчезнуть вместе с событиями, которые их породили. И когда эти эмоции начинают постепенно ослабевать, так же тает и ложное существование ложного «я», которое они когда-то воплощали.

Ложное «я», опасаясь своего исчезновения, – ведь временные реакции, которые его воплощали, теперь ослабевают, – вынуждено заново повторять свой круг «не-жизни». Оно начинает искать новые, более сильные потрясения и беды; и, ничего не найдя, самосоздает себе опору, пока условия для него не изменятся к лучшему. Так, например, ложное «я» любит затевать ссоры на пустом месте, а проиграете вы или выиграете – это для него не имеет никакого значения. Ваши страдания для него как воздух, так что все, что ему нужно для существования, – это ваше постоянное состояние борьбы. Вообще-то, ложное «я» мастер по части превращения мухи в слона, ничто ему так не мило, как тернистые и трудные пути. А наша печальная роль в этом возобновляющемся кошмаре такова, что мы добровольно идем тропами, которые приведут нас только к новым или тем же самым бедам. Почему? Потому что мы по ошибке согласились с этой ложной личностью, которая живет одними проблемами, и боимся, что ее конец означает и конец нашего существования. То есть от истины мы весьма и весьма далеко.

Настоящая проблема в том, что для нынешнего уровня нашей жизни между посещением замка Дракулы и поездкой в Диснейленд нет большой разницы, и это внушает нам мысль, что остается только подчиняться требованиям этого ложного «я». Одного этого вполне достаточно, чтобы посвятить свою жизнь повышению этого уровня. Если этого недостаточно, чтобы вы тут же начали работать над собой, надеюсь, следующая идея вдохновит вас на решительные шаги. Полагать, что с исчезновением этой нервозной природы исчезнете и вы как личность, – это то же самое, что думать, как поэтично пишет Вернон Ховард, что после окончания шторма исчезнут небеса.

Небеса навсегда. Так же, как и ваша истинная природа.

Начните видеть дальше «игры в обвинение»

Разве кто-нибудь из ваших настоящих друзей хотел бы, чтобы вы причиняли себе боль? И разве, будь у вас друг, которому можно полностью доверять и который, как вы позже узнали, обманывал вас, вы бы не поверили ему снова – как минимум во второй, третий, четвертый раз? Знаете, как говорят: «Позор тебе, если однажды меня обманешь. А если обманешь дважды – позор мне!» Ради успеха наших занятий позвольте мне добавить одну строчку к этому старому выражению: «Можешь обманывать меня снова и снова, и я вряд ли научусь отличать ложь, услышав ее!» И в этом-то все и дело.

Мы обманываемся каждую минуту, потому что перестали прислушиваться к своим мыслям и чувствам. Это неожиданное открытие дает нам хорошее объяснение, почему мы так часто в итоге оказываемся в болезненных ситуациях, и, когда уже поздно, вдруг слышится: «Да как же я оказался в это втянут?» Знакомо звучит? Наверняка да. И хотя ответ на этот вопрос должен был бы спасти нас от повторения той же ошибки, так почти никогда не происходит. Очень важно понять это для себя. Правда в том, что мы упорно повторяем те же ошибки. Почему?

Верный ответ может оказаться для вас неожиданным. Причина, по которой мы до сих пор не пришли к правильному решению – и чаще всего попадаем в путаницу, – в том, что каждый раз, задавая себе вопрос, как мы ухитрились попасть в такое положение, мы оглядываемся назад и отвечаем себе. И печальный круговорот продолжается. Но так вовсе не должно быть. Стоит нам только обдумать все хорошенько и познакомиться с несколькими хорошими идеями, и мы сразу поймем, что ответа, который мы сами себе даем, быть не могло. Почему? Послушайте вот такое объяснение того, что мы всегда совершаем одни и те же ошибки: если бы мы действительно знали решение какой-либо преследующей нас проблемы, оно не приходило бы нам в голову первым!

– Я знаю, что и раньше сам вводил себя в заблуждение, но это просто непостижимо. Если не я давал себе все те неправильные советы, то откуда они взялись?

– Все ответы исходят от ложного «я».

– Но почему? Я хочу сказать, для чего это ему? Зачем вводить в заблуждение?

– Чтобы вы заняли его место.

– Какое именно?

– Прислушайтесь к себе внимательнее, и вы поймете, что ответ на вопрос, почему вы всегда несчастны, который вам дается, сводится к тому, что вы чувствуете себя плохо по вине окружающих.

– Чем же такой ответ неправилен?

– Всем. Нет ничего хорошего в том, чтобы обвинять в своем несчастье других или несовершенный мир. Это решение, к которому вас толкает ложное «я», ведь оно понимает: стоит вам начать видеть весь мир в таком свете, и всю оставшуюся жизнь вы проведете в борьбе с внешними условиями. И это будет для него победой. Сначала оно сбивает вас с верного пути, а потом вы уже сами готовы винить во всем какие-то «злые чары». Само существование ложного «я» возможно только тогда, когда вы выбиты из колеи и идете по ложному пути.

Пора видеть дальше этой «игры в обвинение», пора научиться освобождаться от всех знакомых, но самовнушаемых ответов, которые вам навязываются ложным «я». Будьте единственным хозяином своей жизни. Воспользуйтесь следующим специальным упражнением, чтобы исцелить себя.

Чтобы научиться самим командовать собой, нужно остановиться и начать смотреть и слушать

Пойманный за руку вор, если бы это его спасло, указал бы просто на спешащего по улице человека и заявил: «Да вот же настоящий преступник!» Точно так же преступления нашего ложного «я» остаются сокрытыми. Вот почему, если мы хотим поймать этого внутреннего вора, нужно научиться остановиться, посмотреть и послушать. Только внутренняя тренировка команд самому себе может положить конец этим ответам исподтишка и всем остальным деяниям ложного «я».

Как только вы почувствуете волнение – или страх, или беспокойство из-за проблемы, с которой столкнулись, – прежде чем что-либо сделать, остановитесь, посмотрите и послушайте. Помните, что ложное «я» всегда рядом, когда вам плохо. Оно понимает: стоит ему заставить вас двигаться в нужном ему направлении, как дело сделано. Вот почему прежде всего нужно остановиться. Не поддавайтесь внутренним крикам, подстрекающим вас. Не позволяйте им взять верх. Это просто шумы, и, как все шумы, неприятные и отвлекающие. Так к ним и относитесь.

Затем посмотрите. Но только в правильном направлении. Это самое важное: посмотрите на то, что в вас говорит, а не туда, куда оно указывает. Так, вас больше нельзя обмануть, и вы никогда не начнете очередного похода против ветряных мельниц. Так что смотрите хорошенько. Если вы увидите чувство волнения или несчастья, то напомните себе: любое негативное состояние старается длиться как можно дольше. Это поможет вам сделать третий и последний шаг.

Теперь послушайте. Если первые два шага вы сделали правильно, вы вскоре почувствуете, как неуютно становится ложному «я». Пусть себе бесится. Это единственное, на что оно способно. У него нет силы. Единственным источником силы для него было то, что раньше вы просто не замечали его слабости. Останьтесь в этом состоянии, внутренне готовым и внимательным. Вы справились с задачей. Раньше вы могли позволить этим обманчивым темным чувствам управлять вами, но теперь вы видите их насквозь. Со временем их рык умалится до хныканья, а затем и просто умолкнет.

Теперь вы знаете, что впервые одержали по-настоящему значимую для себя победу. Наконец-то вы вложили истинные ценности в самый надежный банк – банк собственного понимания. Поверьте мне, этот счет будет приносить самые высокие проценты.

А как же сама проблема? К счастью для вас, она не имеет ничего общего с тем, что старалось внушить вам ложное «я». Проблема, которую вам теперь нужно решить (ведь она существовала независимо от всего ложного, от чего вам удалось избавиться), даже отдаленно не напоминает того чудовищного гиганта, который рисовался вам раньше. Ложное «я» умеет отбрасывать страшные тени, но теперь вы можете пролить на них свой внутренний свет. Теперь они вам не соперники.

Освободитесь и познайте спасение

Звучит достаточно убедительно: когда нас нужно от чего-то спасти, то, что спасает нас, не может быть частью того, от чего оно нас спасает. Другими словами, спасаясь от льва, не стоит запрыгивать на спину тигра. Испуганный заяц, бегущий от лисы, думает, что в предложенной койотом норе он найдет спасение. Это значит, что любая отчаянная попытка избежать беды толкает нас навстречу еще большей беде.

Теперь мы должны осознать, что настоящее спасение от своих проблем нужно искать на уровне, превосходящем сами проблемы. И при этом, как мы уже выяснили, настоящее решение можно найти только внутри себя, ведь именно в нас и кроются все проблемы. Тогда встает другой вопрос – как совместить два этих, на первый взгляд, разделенных и далеких понятия – спасение свыше и решение в себе? Ответ может вас удивить. Свыше и изнутри означают одно и то же, когда мы ищем помощи.

Это новое и высшее прибежище настоящего спасения мы можем назвать Истинным «Я» или нашей нераскрытой природой. Название выберите сами, но суть остается той же: власть над болезненными ситуациями нам дает не то, что мы называем сострадательным разумом. Его сила в его возвышенном положении. Эта созидательная и полная любви высшая мудрость становится вашим разумом, стоит вам только отрешиться от попыток спасти себя на время, достаточное для того, чтобы понять – то, что вам действительно нужно, это больше понимания, а не стратегических планов. И вот так, временно абстрагировавшись от себя, вы осознанно наблюдаете и замечаете все намерения и действия ложного «я», уничтожая их отказом следовать в ложном направлении. Этим вы освобождаете место истинному пониманию, которое верно вас направит.

Всем известно, что хороший генерал тщательно выбирает место сражения. Таким образом, за ним остается преимущество «возвышенности». Этот же принцип верен, когда мы хотим освободиться от того, кем не являемся.

В нашей битве с ложным «я» мы наносим ему поражение не побегом или сражением, а тем, что спокойно наблюдаем за ним и, в конце концов, понимаем, что сами ошибочно приписали ему силу.

Однажды вы с огромным наслаждением осознаете, что ложное «я» больше не причиняет вам боль там, где вы сами ему этого не позволяете своим неправильным отношением. Это часто порождает вопросы на моих занятиях. Давайте рассмотрим один неплохой пример, который я недавно привел одному из студентов.

Джек признался, что испытывает почти порочную власть волнующих мыслей и чувств, даже когда спит. Ему хотелось большего просветления. «Как, согласно высшим принципам, это возможно, что бушующие эмоции можно чувствовать так ясно и сильно, если они не имеют силы?» Мы ответили на этот, на первый взгляд, противоречивый вопрос и помогли Джеку осознать, в чем заключено истинное спасение.

Два мира, две природы, «я» и «Я»

Палящая жара в пустынях на юго-западе бывает просто фантастической. Известно, что от нее взрываются камни, трескается земля, создаются термики (столбы восходящего воздуха) высотой до нескольких тысяч метров. Такой столб может закружить огромный пассажирский лайнер, словно листок. Это абсолютная сила. Все живые существа, населяющие эти почти безводные территории, либо живут по ее законам, либо погибают.

Но совсем немного к северо-западу от этих великих пустынь – достаточно просто посмотреть за их границы – возвышаются дивные зеленые и белые шапки гор. Эти возвышенности недоступны для потоков раскаленного воздуха, ничто не беспокоит их многолетнего спокойного одиночества. Здесь вы всегда найдете в изобилии свежую прохладную воду.

К чему я клоню? На этих склонах нет и следа несокрушимой и губительной силы пустыни. В горах она не действует. Почему? Потому что для гор никакой силы пустынь нет.

Географически пустыни и горы чаще всего очень близки, но никак не связаны. Их природа – совершенно разная. В этом скрыт очень важный смысл, давайте проследим за идеей, мне кажется, мы сможем прийти к интересным выводам.

Понятно, что жара из долин не может подняться до вершин. Жители гор наслаждаются прохладой. Но время от времени холодная искрящаяся талая вода достигает глубин пустыни. И тогда, благодаря этому сезонному водному изобилию, жизнь расцветает. В действительности, жизнь в пустыне очень сильно зависит от этих живительных потоков. Все это мы можем свести к следующему: возвышенная горная природа может снизойти до пустыни и подарить ей жизнь, но низменная природа пустынь никак не влияет на жизнь в горах.

Никогда не стоит забывать об этих взаимоотношениях в природе, поскольку они не просто открывают нам сосуществование сил, которые управляют миром вокруг нас. Этот важный пример также рассказывает о мирах внутри нас, о том, что ничто не может помешать в достижении высшей, более счастливой жизни. И вот почему.

Подобно соседствующим горе и пустыне, в нас также сосуществуют две природы из двух противоположных миров. В этой книге мы называем эти свои стороны Истинным «Я» и ложным «я». Мы уже достаточно много знаем о ложном «я», чтобы увидеть связь между его природой и природой пустыни. Ложное «я» – это не что иное, как серия непонятных, сменяющих друг друга под влиянием наших сомнений песчаных фигур. Эта изменчивая под влиянием ветра и разрушающая себя низменная природа не признает ничего, кроме себя самой. Она и не подозревает о величии горы – Истинного «Я». Она просто не может. Так же, как летнее насекомое ничего не знает о льде, ложному «я» суждено оставаться в собственном заточении. Единственная власть, которой она обладает, это власть над тем, что по собственной природе покоряется ей.

Чем яснее мы видим истину внешнего и внутреннего мира, тем больше в нас решимости и желания покинуть природу пустыни и начать восхождение к Истинному «Я». Появившуюся в нас смелость нельзя назвать порождением нашей собственной силы; она растет в нас от понимания того, что «силы» ложного «я» ограничены миром, в котором оно живет. И что за дело горной сосне до песчаных бурь? Да никакого! И вот к какому выводу мы пришли. Ничто не может остановить нас от восхождения.

Воспользуйтесь выводами из этой главы, чтобы осознать, что значит возвышение над собой.

1. Ложное «я» имеет над нами власть только тогда, когда мы сами считаем удобным жить, подчиняясь его законам.

2. Чем больше ложное «я» вступает в конфликт с реальностью, тем лучше оно себя чувствует.

3. Разница между тем, чтобы чувствовать себя кем-то и быть кем-то, такая же, как между жизнью в пустыне и на вершине горы.

4. Узнайте о новых вершинах, отказавшись жить внизу.

5. Ложное «я» любит вступать на зыбучие пески, а затем жаловаться, что почва уходит из-под ног.

6. Ваша истинная природа, ваш «дом на горе», не хочет и не нуждается в том, чтобы быть на высоте. Она и так на высоте.

7. Чувствовать себя кем-то особенным потому, что другие люди или события воодушевили вас, это то же, что жить в песчаном замке, построенном для вас у самой кромки воды.

8. Для ложного «я» терять – значит выигрывать, вот почему ему так не терпится постоянно бороться с реальностью.

9. Ложное «я» – это ничто, которое ощущает себя чем-то; ложное «я» – это никто, чувствующий себя кем-то.

10. Цените то, что истинно, и однажды оно раскроет для вас сокровища горной вершины.