Вы здесь

Чудо Природы глазами художника слова. Неземные прелести земного мира (Александр Головко)

Неземные прелести земного мира

Раннее утро. Я на Оболони. С высоты седьмого этажа наблюдаю, как восходит из-за Днепра Солнце. Давно я такой прелести не видел, со времён жизни в пляжном домике в Алуште. Только здесь картина совсем другая. Я бы сказал, более устойчивая и своя. Там же – экзотика, чужое зарубежье. Хотя в то время Крым ещё был наш, украинский…

Сейчас передо мной на 135 градусов – необъятный простор. Вид – на десятки километров. Так и хочется полететь навстречу восходящему солнцу – над зеленью барашек деревьев на полуострове, над зеркалом глади Днепра, над молочной пеленой тумана, окутавшего деревья на Труханов острове и далее взвиться ввысь, над всей этой красотой, чтобы своим взглядом покорить всю прелесть нашего живого мира.

Сегодня я проспал и не слышал первого побуждения самой ранней птички. И сразу окунулся в шумное многоголосье птиц, основной массой которых выступает чириканье воробьёв. Но солистом этого пения бесспорно является соловей. Ну это профессионал! Такие трели выводит! Мне кажется даже не повторяется: мотив один и тот же, а звуки песни выдаёт с каждой нотой всё новые и новые. И я удивляюсь, как может такая маленькая птичка выдавать такие шедевры солистского мастерства? Откуда у неё такое берётся – не только сила голоса, который слышен в ранние часы на сотни метров, но прелесть звучания её песен? Всё же есть в природе образцы настоящего, непревзойдённого искусства! Да и не только музыкального в пении соловья или в звуке журчащего ручейка или голоса моря в шторм, но и

Вот зажужал мой первый утренний гость – чёрныё мохнатый шмель влетел в распахнутое балконное окно и присел на деревянной обивке балкона. Сложил свои маленькие прозрачные крылышки у себя за спиной (я удивился, как могут маленькие крылышки поднять в воздух такое огромное тело и донести его так высоко – до седьмого этажа! Тем не менее: очевидное невероятное). Задние ножки поджал под жёлтое мохнатое брюшко, а длинные передние так широко расставил, будто хочет сказать: моя вся территория вокруг, я её покорил. И приутих, замер, только жёлтое брюшко часто-часто ритмично вздрагивает в такт его дыхания. И по этому частому дыханию мохнатого насекомого я понял, насколько тяжёлый у него был полёт на такую высоту.

У меня возник вопрос: о чём он ныне думает и думает ли вообще? Или живёт безусловными рефлексами и инстинктами, которыми его наделила Природа, передав от предков в тысячелетней истории существования его вида, как и любого живого существа на Земле?

Наш мир переполнен живыми существами, подобно этому шмелю. И среди этого разнообразия жизни живём и мы. И радуемся жизни. Как нам повезло жить среди такой красоты! Жаль только, что из-за повседневной суеты мы редко обращаем своё внимание на эту прелесть. Наш мозг зашорен внутренними, чаще всего, материальными проблемами своего физического существования и забываем, что, кроме физической нашей оболочки, у нас есть Великая Душа, которую мы ежесекундно угнетаем, травим и уничтожаем. И она плачет горькими слезами… И только благодаря тому, что только некоторые из нас, пренебрегая материальным земным прахом, вырываются в необъятный мир творческой эйфории, творят прекрасное, которому, если находим свободное время, радуемся и мы. Но каждый из нас может в любую секунду радоваться творениям Природы, этим шедеврам, превзойти, и даже достичь которых не сможет ни один живой человек. Только надо раскрыть свою душу и увидеть, услышать, прочувствовать эту неземную прелесть на нашей Земле!


16 апреля 2014 года,

Киев, Оболонь

Я – художник

Тяжело художнику-пейзажисту: идя на свою творческую работу, он берёт с собой тяжёлый мольберт, холст, кисти, краски, палитру и прочее. И пишет пейзаж, выбрав понравившийся ему уголок Природы и ракурс.

Я – также художник-пейзажист. Но зарисовки мои – не красками с тенями и полутенями, а словами, фразами, образами, метафорами и прочими «хитростями» моей профессии. Мой путь на Природу для творчества лёгок и прост: вместо всяких там тяжёлых палитр и мольбертов, я беру всего лишь ручку, весом грамм на десять и столько же чистой бумаги. «Хорошо устроился!», – подумает настоящий художник-пейзажист.

Даже творческий процесс у нас идёт почти идентично: мы оба смотрим, видим, и то, что каждый видит, отображаем. Два последних процесса – чисто индивидуальны, потому-то и разные получаются произведения – по содержанию. А по форме – произведения ещё более разнятся, так как у нас различные инструменты творчества: у него кисть с красками, а у меня – ручка со стержнем пасты, чаще всего синего цвета или чёрного, но цвет не имеет значения. Причём, с каждым мигом меняется Мир, а значит и увиденное; меняемся и мы, потому-то и не существует абсолютно одинаковых творений.

Кстати, о многообразии творений. Я часто задумывался, почему так много пейзажных картин, созданных художниками-пейзажистами – десятки и сотни тысяч, если не миллионы самых разных, и талантливых, и бездарных. И почему так мало пейзажных картин поэтического и прозаического формата? Есть тысячи выставок картин художников на самом разном уровне: от местного, районного до международного. На таких выставках художники выставляют результат своего творческого процесса, выраженного в материальной форме, в виде «готового блюда» для восприятия и поглощения. Но почему нет выставок картин природы поэтов и писателей, может быть даже более гениальных, чем созданных художниками-пейзажистами? Вы скажете, что издание сборника стихов о Природе и есть своего рода выставка. Да, в некотором приближении так оно и есть.

Чтобы акцентировать внимание на этой проблеме у меня появилась идея создать сборник моих стихов под названием «Выставка картин Природы Крыма». И в нём поместить не только мои стихотворения о Природе, но и прозаические произведения малых форм эссе, афоризмы и анекдоты – также собственного творения.


Хотя, можно предвидеть, что через несколько лет не будет никаких выставок никаких картин. А будут виртуальные выставки. Благодаря более высокому уровню отображения будут созданы тематические выставки с качеством восприятия гораздо выше, чем в условиях салонов, вернисажей или выставок. К тому же восприятие творческого произведения требует максимальной концентрации внимания без каких-либо отвле6кающих факторов, типа шума, разговоров (даже шёпотом) соседей по осмотру, отвлекающего внешнего фона и т. д. И это в максимальной степени может быть отражено при виртуальном созерцании картины.


1 августа 2014г.

Киев, Оболонь