Вы здесь

Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 35. Об иконе Озерянской Богоматери ( Амвросий (Орнатский Андрей Антонович))

35. Об иконе Озерянской Богоматери


Во второклассном Преображенском Куряжском монастыре в 10 вер. от Харькова, по большой дороге в Киев есть чудотворный образ Озерянской Богоматери. Этот св. образ в конце XII столетия явился в 35 вер. от Харькова, на юго-восток, на месте, называемом Озерянскою, где впоследствии была пустынь, называемая Озерянскою и существовавшая до конца прошлого столетия в виде приписной обители к Харьковскому Покровскому училищному монастырю, где теперь архиерейский дом.

Св. икона явилась во время татарских набегов на Украину. Один крестьянин, житель села Озерянки, однажды вышел на луг косить траву. При первом ударе косы, к его ужасу послышался человеческий стон. Косец, нагнувшись, увидел свечку, горящую пред образом Божией Матери. Изображение, написанное на холсте, от удара косы разрезалось на две половины. Крестьянин с благоговением взял обе половины и свечу, принес домой и поставил ее вместе с другими иконами; на другое утро он к своему удивлению увидел, что обе половинки так крепко соединились, что едва остался след (этот след и доселе виден на иконе). С этих пор от иконы начали совершаться чудеса.

В Украину эту икону принесли из-за Днепра, из Чермной Руси. Это думают потому, что икона имеет сходство с чудотворной Ченстоховской иконой, которую уважали во всей юго-западной Руси (только меньше ея), потом написана на холсте (как обыкновенно делается на Западе) и уже после была наклеена на кипарисную доску.

Эта св. икона находилась в Озерянской пустыни до уничтожения обители, – вообще до тех пор, пока в пределах одной теперешней Харьковской епархии было уничтожено до 20 монастырей, т. е. до конца прошлого столетия. Тогда ее перенесли на время в Куряжский монастырь, а когда и эта обитель была закрыта – в город Харьков в Покровскую училищную церковь, где она находилась около 8 лет. Но, в начале настоящего века, когда Куряжский монастырь был снова выстроен, то, по просьбе братии Куряжской обители, св. икону ей возвратили и с этого времени она там находится и доселе. На поклонение этой иконе приходит множество народа из Харькова и окрестных селений. Монастырь стоит на горе. Св. икону, из Преображенской церкви, стоящей внутри монастыря, в которой летом бывает служба, для богомольцев сносят для молебна в церковь пр. Онуфрия, устроенную на роднике под горою. Родник находится под самым престолом, от него проведена под полом церкви чугунная труба; эта вода проходит в недалеко устроенный купальни – мужскую и женскую, из которых многие получали исцеление от разных болезней. Из купален вода течет в виде ручья под монастырем. Освятив воду, священнослужащие иноки опять относят икону в Преображенскую церковь по лестнице, устроенной из дикого камня, на 100 саженях, осененной деревьями, снабженной площадками и имеющей в ширину 4 аршина.[72] В 1843 г. по просьбе жителей Харькова, Святейший Синод, с Высочайшего соизволения, разрешил чудотворный образ Озерянской Богоматери с крестным ходом на зиму переносить в город, а весною относить в монастырь. Поэтому крестный ход из монастыря бывает два раза в год: 30 сентября под храмовой праздник главной Крестовой церкви Харьковского архиерейского дома, в которой св. икона находится всю зиму; и 22-го апреля под храмовой праздник теплой церкви Куряжского монастыря. Оба раза крестный ход сопровождает множество народа, как из Украйны, так и из смежных стран.

Св. икона имеет в длину немного более 9, в ширину 7/2 вершков; украшена ризою из чистого червонного золота старинной работы. Эта риза в 20 годах нынешнего столетия возобновлена генеральшею Глазеназ[73]. Чтобы иметь понятие о перенесении иконы, мы здесь опишем первое обратное перенесение её в монастырь в 1845 г.

За три недели до крестного хода жители города начали прощаться с иконою. Покровский храм с утра до вечера был переполнен народом, желающим воздать Божией Матери последнее поклонение пред Её отшествием из города. Так много было желающих видеть св. икону у себя в доме, особенно на Пасхе, что невозможно было всех удовлетворить; нужно было служить по домам не только все дни, но и ночи. День крестного хода приходился в неделю Фомину. Жители окрестных сел и многие из Курской губернии начали собираться к Покровскому собору еще с пятницы Светлой недели. Накануне соборный двор был полон. Погода, доселе ненастная, в этот день была ясная. Чтобы по возможности все могли слушать под праздник всенощную, она совершалась не только в верхнем летнем соборе, где стояла икона, но и в нижнем. Всенощную совершал сам преосвященный и помазывал всех находящихся в церкви елеем от св. иконы. Утром в день хода литургия была совершена ранее обыкновенного, чтобы прибыть в Куряжский монастырь до начала всенощной. Во время литургии знамя Харькова было поставлено подле балдахина, под которым стояла икона. Тотчас после литургии служили молебен пред иконою Богоматери. Потом после коленопреклоненной молитвы, ее подняли с аналоя и передали для несения губернатору и губернскому предводителю дворянства. Участвовавшие в процессии стояли в надлежащем порядке за церковью. Как только вынесли икону из церкви, медленно начался ход. На пути пред церквами было совершено с нарочно устроенных посреди улиц амвонов, осенение образом Богоматери. Несшие св. Икону постоянно должны были уступать один другому честь нести святыню. Пред выходом на вершину холодной горы, ее опять передали губернатору и предводителю дворянства, которые внесли ее на амвон, где принял ее преосвященный и передал двум из почетнейших Протоиереев. По совершении молебного пения и обычного многолетия город с окрестностями в последний раз был осенен св. иконою, при пении певчими: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» После этого преосвященный передал икону настоятелю Куряжского монастыря с братиею, которые стояли, ожидая этого у подножия амвона, с противной городу стороны. Почетнейшие из граждан, сопровождаемые своим начальником, подняли балдахин Богоматери и несли его, пока не скрылся из глаз город, уступив потом место другим. Далее к монастырю икону сопровождал настоятель монастыря с братиею, окружным сельским духовенством и множеством народа. Когда процессия приблизилась к подножию горы, где стоить монастырь, преосвященный, сопровождаемый 12 священниками, вышел из монастырских ворот и, кадя пред иконою, осенил ею монастырь и все его окрестности. По входе в церковь была прочтена молитва с коленопреклонением, возглашено многолетие и потом св. икона была поставлена на свое место.[74]