34. Об Иконе Богоматери Коневской
Чудотворец Коневский, преп. Арсений, желая увидеть высокие образцы подвижнических добродетелей на Афоне, отправился на Святую гору и, пробыв там три года, задумал возвратиться в отечество и пожелал по своем возвращении основать обитель в честь Пресвятой Богородицы. О своем намерении он сказал игумену Иоанну Зидону, который за свою высокую подвижническую жизнь получил дар прозрения.
Иоанн, одобрив благочестивое намерение Арсения, предсказал, что с помощью Божиею монастырь будет основан на пользу и спасение многих и благословил его Иконою Богоматери от Святой АФонской горы. Богоматерь на этой Иконе изображена держащею на руках Спасителя; в левой ручке Он держит двух голубиных птенцов. С этой драгоценностью в 1393 г. 'Арсений возвратился в Россию. Придя в Новгород к Архиепископу Иоанну, он показал ему принесенную из АФона Икону Богоматери, сказал о своем желании основать в его области обитель в честь Богоматери, во имя Её рождества и просил на это его Архипастырского благословения. Архиепископ с радостью благословил Преподобного Арсения и, дав ему все нужное для основания обители, с миром отпустил его искать места для её устройства. Преподобный отправился по Волхову на Ладожское озеро и, пройдя многие острова, подошел к острову Коневцу. Сначала этот остров показался ему неудобен для основания монастыря и, узнав, что кроме этого есть острова обширнее и пустыннее, отправился осмотреть их. Но ни один не понравился ему. Тогда Арсений обратился с усердною молитвою к Господу и Его Пречистой Матери и невидимо был опять направлен к острову Коневцу. Арсений тотчас поставил на острове крест и выстроил себе келью, а через некоторое время построил храм, во имя Рождества Богородицы, и при нем обитель для братии. Св. Икона прославилась чудесами с самого начала его поселения на острове. Арсений, поселясь на острове, бывшем до него совершенно пустым, спросил одного рыбака: «почему этот остров называется Коневцем?» – «Остров назван так по Коню-камню, – отвечал рыбак, – этот камень и до сих пор еще находится на северо-западной стороне острова, в полутора верстах от монастыря. В окружности он имеет 12 с., а в вышину до 7 ар. Вид имеет треугольника, но его поверхность и бока имеют много горбов и впадин. А камень этот назван Конем потому, – продолжал рыбак, – что прибрежные жители, как говорит предание, во времена язычества перевозили на этот остров стада для прокормления и оставляли их тут на целое лето без пастуха. Осенью, перевозя скот, на острове у камня оставляли коня в жертву духам – хранителям стад. Весной коня не находили на камне и думали, что духи приняли жертву, и доселе, – прибавил рыбак, – духи обитают под камнем, наводят страх на людей». Арсений, услышав это, пожелал увидеть этот камень, и, помолясь, с Иконою Богородицы пришел на место. После молитвы и благословения Арсения, как говорит предание, духи в виде воронов полетели с острова на Выборгский берег в большую избу, которая и доселе называется чертовой лахтой. Еще при жизни Арсения Богоматерь оказала чудную помощь обители. Арсений во второй раз отправился на Афон; в его отсутствие у братии явилась нужда в житейских потребностях, открылся ропот, – многие хотели уйти из обители. Старец Иоаким, огорченный этим, удалился на гору (близ монастыря) и со слезами молил Пресвятую Владычицу помочь. Его молитва была услышана. Долго промолившись, старец заснул и увидел во сне пред собою в небесной славе Богородицу, Которая кротко ему сказала: «Не скорби, старец, но ступай к братии и скажи им, чтобы они не выходили из обители, Арсений скоро возвратится со всяким продовольствием». Иоаким рассказал о своем видении братии и недолго дожидались его исполнения. На другой день Арсений привез все нужное. Велика была радость иноков! Гора, на которой явилась Богородица Иоакиму, называется Святою, а чтобы сохранить память об этом чудесном явлении, на ней постановили крест и Образ Богоматери. Преподобный Арсений скончался 12-го июля 1444 г. Но чудотворения от Иконы и после его кончины не прекращались. Чудотворец явился во сне одному слепцу и приказал ему идти в Коневец на поклонение чудотворному Образу Богоматери, обещая исцеление. Слепец исполнил приказание Преподобного, пришел в Коневскую обитель и во время литургии стал пред образом Богоматери. Когда запели: достойно есть, он прозрел.
В 1573 г. Коневская обитель была чудесно спасена от нашествия шведов, нападавших тогда на Карелию. Шведы разоряя Карелию, хотели разорить и Коневский монастырь на острове; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер, взломал весь лед вокруг острова, и шведы не смогли исполнить свое намерение. В Карелии они взяли в плен Афанасия, увели на свою родину и заставили работать. Афанасий, желая возвратиться на родину, усердно молился пред образом Спасителя. Во сне ему было видение и повеление: «если хочешь уйти, возьми этот образ и снеси его на Коневец». Афанасий об этом видении рассказал другому пленнику и они вместе, взяв икону Спасителя, убежали из плена, нашли на море судно и поплыли на нем. Измучившись, они оба заснули и Афанасий увидел старца (Арсения Коневского), который говорил: «встань, посмотри на море – там плывет змей», – Афанасий и товарищ его, видевший то же, проснулись и увидели немецкое судно, шедшее на них; взялись за весла и скрылись от судна. Икону Спасителя принесли в Коневец, а потом, неизвестно как, в Знаменский девичий монастырь в Осташкове.[68] В 1576 г. было чудотворное явление от иконы Пресвятой Богородицы, которое в Коневской обители празднуется 10-го июля, но в чем именно оно состояло, неизвестно.[69] В 1577 г. началась война России с Швециею. Смуты войны заставили Коневского игумена Леонтия с братиею и с иконою Богоматери переселиться в Деревяницкий Новгородский монастырь: через 16 лет по заключении мира монахи опять возвратились в Коневец.[70] В 1610 г. шведы завладели Корельскою страною, разорили Коневскую обитель, разрушили её каменный храм, иноки должны были оставить обитель. В 1611 г. игумен Леонтий со всей братией Коневской обители переселился в. Новгород, в Деревяницкий монастырь. Туда же перенесли и чудотворную икону Коневской Богоматери. С этих пор остров Коневец был в запустении более ста лет до тех пор, пока Петр Великий не возвратил к Русской державе Корельскую страну.
Тогда в 1718 г., по просьбе Деревяницкого архимандрита, остров Коневец со всеми своими угодьями был приписан к Деревяницкой обители с тем, чтобы восстановить Коневский монастырь. В этом же году на острове Коневце выстроили деревянную церковь во имя святителя Николая; но Коневский монастырь вполне был возобновлен и сделался независим от Деревяницкой обители в 1766 г. Но икона Богоматери, хотя Коневская обитель и была возобновлена, оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 г., и тогда только, с благословения Новгородского митрополита Гавриила, было дозволено перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре был оставлен с неё список и серебряный оклад[71].
Строитель Варфоломей, взяв икону из Деревяницкого монастыря, прибыл с нею в Петербург для устроения сребропозлащенной ризы. Он пробыл в Петербурге с 3-го июля до сентября. В это время много, было чудес от св. иконы Богоматери. С верою приходящие получали исцеления от разных болезней. Один слепец-отрок, как только помазал свои глаза елеем от иконы Богоматери, тотчас прозрел. Одна девица, бывшая в расслаблении четыре года, по молитве исцелилась. Когда риза была окончена, строитель Варфоломей возвратился с нею в Коневскую пустынь. С большою радостью иноки встретили св. икону, почти на двести лет оставившую остров. И Богоматерь свое пришествие ознаменовала чудесами: Андрей Зиновьев был избавлен от беснования; Григорий Новосадов от расслабления; боярыня Параскева от глазной болезни. И доселе Всенепорочная Владычица, радуя своим благодатным присутствием Коневскую обитель, не перестает изливать чудеса от своей честной иконы.