Вы здесь

Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 34. Об Иконе Богоматери Коневской ( Амвросий (Орнатский Андрей Антонович))

34. Об Иконе Богоматери Коневской

Чудотворец Коневский, преп. Арсений, желая увидеть высокие образцы подвижнических добродетелей на Афоне, отправился на Святую гору и, пробыв там три года, задумал возвратиться в отечество и пожелал по своем возвращении основать обитель в честь Пресвятой Богородицы. О своем намерении он сказал игумену Иоанну Зидону, который за свою высокую подвижническую жизнь получил дар прозрения.

Иоанн, одобрив благочестивое намерение Арсения, предсказал, что с помощью Божиею монастырь будет основан на пользу и спасение многих и благословил его Иконою Богоматери от Святой АФонской горы. Богоматерь на этой Иконе изображена держащею на руках Спасителя; в левой ручке Он держит двух голубиных птенцов. С этой драгоценностью в 1393 г. 'Арсений возвратился в Россию. Придя в Новгород к Архиепископу Иоанну, он показал ему принесенную из АФона Икону Богоматери, сказал о своем желании основать в его области обитель в честь Богоматери, во имя Её рождества и просил на это его Архипастырского благословения. Архиепископ с радостью благословил Преподобного Арсения и, дав ему все нужное для основания обители, с миром отпустил его искать места для её устройства. Преподобный отправился по Волхову на Ладожское озеро и, пройдя многие острова, подошел к острову Коневцу. Сначала этот остров показался ему неудобен для основания монастыря и, узнав, что кроме этого есть острова обширнее и пустыннее, отправился осмотреть их. Но ни один не понравился ему. Тогда Арсений обратился с усердною молитвою к Господу и Его Пречистой Матери и невидимо был опять направлен к острову Коневцу. Арсений тотчас поставил на острове крест и выстроил себе келью, а через некоторое время построил храм, во имя Рождества Богородицы, и при нем обитель для братии. Св. Икона прославилась чудесами с самого начала его поселения на острове. Арсений, поселясь на острове, бывшем до него совершенно пустым, спросил одного рыбака: «почему этот остров называется Коневцем?» – «Остров назван так по Коню-камню, – отвечал рыбак, – этот камень и до сих пор еще находится на северо-западной стороне острова, в полутора верстах от монастыря. В окружности он имеет 12 с., а в вышину до 7 ар. Вид имеет треугольника, но его поверхность и бока имеют много горбов и впадин. А камень этот назван Конем потому, – продолжал рыбак, – что прибрежные жители, как говорит предание, во времена язычества перевозили на этот остров стада для прокормления и оставляли их тут на целое лето без пастуха. Осенью, перевозя скот, на острове у камня оставляли коня в жертву духам – хранителям стад. Весной коня не находили на камне и думали, что духи приняли жертву, и доселе, – прибавил рыбак, – духи обитают под камнем, наводят страх на людей». Арсений, услышав это, пожелал увидеть этот камень, и, помолясь, с Иконою Богородицы пришел на место. После молитвы и благословения Арсения, как говорит предание, духи в виде воронов полетели с острова на Выборгский берег в большую избу, которая и доселе называется чертовой лахтой. Еще при жизни Арсения Богоматерь оказала чудную помощь обители. Арсений во второй раз отправился на Афон; в его отсутствие у братии явилась нужда в житейских потребностях, открылся ропот, – многие хотели уйти из обители. Старец Иоаким, огорченный этим, удалился на гору (близ монастыря) и со слезами молил Пресвятую Владычицу помочь. Его молитва была услышана. Долго промолившись, старец заснул и увидел во сне пред собою в небесной славе Богородицу, Которая кротко ему сказала: «Не скорби, старец, но ступай к братии и скажи им, чтобы они не выходили из обители, Арсений скоро возвратится со всяким продовольствием». Иоаким рассказал о своем видении братии и недолго дожидались его исполнения. На другой день Арсений привез все нужное. Велика была радость иноков! Гора, на которой явилась Богородица Иоакиму, называется Святою, а чтобы сохранить память об этом чудесном явлении, на ней постановили крест и Образ Богоматери. Преподобный Арсений скончался 12-го июля 1444 г. Но чудотворения от Иконы и после его кончины не прекращались. Чудотворец явился во сне одному слепцу и приказал ему идти в Коневец на поклонение чудотворному Образу Богоматери, обещая исцеление. Слепец исполнил приказание Преподобного, пришел в Коневскую обитель и во время литургии стал пред образом Богоматери. Когда запели: достойно есть, он прозрел.

В 1573 г. Коневская обитель была чудесно спасена от нашествия шведов, нападавших тогда на Карелию. Шведы разоряя Карелию, хотели разорить и Коневский монастырь на острове; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер, взломал весь лед вокруг острова, и шведы не смогли исполнить свое намерение. В Карелии они взяли в плен Афанасия, увели на свою родину и заставили работать. Афанасий, желая возвратиться на родину, усердно молился пред образом Спасителя. Во сне ему было видение и повеление: «если хочешь уйти, возьми этот образ и снеси его на Коневец». Афанасий об этом видении рассказал другому пленнику и они вместе, взяв икону Спасителя, убежали из плена, нашли на море судно и поплыли на нем. Измучившись, они оба заснули и Афанасий увидел старца (Арсения Коневского), который говорил: «встань, посмотри на море – там плывет змей», – Афанасий и товарищ его, видевший то же, проснулись и увидели немецкое судно, шедшее на них; взялись за весла и скрылись от судна. Икону Спасителя принесли в Коневец, а потом, неизвестно как, в Знаменский девичий монастырь в Осташкове.[68] В 1576 г. было чудотворное явление от иконы Пресвятой Богородицы, которое в Коневской обители празднуется 10-го июля, но в чем именно оно состояло, неизвестно.[69] В 1577 г. началась война России с Швециею. Смуты войны заставили Коневского игумена Леонтия с братиею и с иконою Богоматери переселиться в Деревяницкий Новгородский монастырь: через 16 лет по заключении мира монахи опять возвратились в Коневец.[70] В 1610 г. шведы завладели Корельскою страною, разорили Коневскую обитель, разрушили её каменный храм, иноки должны были оставить обитель. В 1611 г. игумен Леонтий со всей братией Коневской обители переселился в. Новгород, в Деревяницкий монастырь. Туда же перенесли и чудотворную икону Коневской Богоматери. С этих пор остров Коневец был в запустении более ста лет до тех пор, пока Петр Великий не возвратил к Русской державе Корельскую страну.




Тогда в 1718 г., по просьбе Деревяницкого архимандрита, остров Коневец со всеми своими угодьями был приписан к Деревяницкой обители с тем, чтобы восстановить Коневский монастырь. В этом же году на острове Коневце выстроили деревянную церковь во имя святителя Николая; но Коневский монастырь вполне был возобновлен и сделался независим от Деревяницкой обители в 1766 г. Но икона Богоматери, хотя Коневская обитель и была возобновлена, оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 г., и тогда только, с благословения Новгородского митрополита Гавриила, было дозволено перенести ее в Коневец. В Деревяницком же монастыре был оставлен с неё список и серебряный оклад[71].

Строитель Варфоломей, взяв икону из Деревяницкого монастыря, прибыл с нею в Петербург для устроения сребропозлащенной ризы. Он пробыл в Петербурге с 3-го июля до сентября. В это время много, было чудес от св. иконы Богоматери. С верою приходящие получали исцеления от разных болезней. Один слепец-отрок, как только помазал свои глаза елеем от иконы Богоматери, тотчас прозрел. Одна девица, бывшая в расслаблении четыре года, по молитве исцелилась. Когда риза была окончена, строитель Варфоломей возвратился с нею в Коневскую пустынь. С большою радостью иноки встретили св. икону, почти на двести лет оставившую остров. И Богоматерь свое пришествие ознаменовала чудесами: Андрей Зиновьев был избавлен от беснования; Григорий Новосадов от расслабления; боярыня Параскева от глазной болезни. И доселе Всенепорочная Владычица, радуя своим благодатным присутствием Коневскую обитель, не перестает изливать чудеса от своей честной иконы.