Вы здесь

Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 27. Икона Богоматери, Всех Скорб. Радости, в С.-Петербурге, близ Стеклянного завода ( Амвросий (Орнатский Андрей Антонович))

27. Икона Богоматери, Всех Скорб. Радости, в С.-Петербурге, близ Стеклянного завода

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивно сотвори Господь. (Псал. 97. 1).




23-го июля 1888 года вблизи Петербурга совершилось необыкновенное событие. В Петербурге и окрестностях в этот день случилась сильная гроза и ливень. Гроза захватила и деревню Клочки, что близ Стеклянного завода, в нескольких верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту, за Александро-Невской лаврой[59]). Здесь издавна устроена небольшая деревянная часовня, в которой вместе с другими иконами находится икона Богоматери, Скорбящих Радости, пожертвованная, как говорит одно сказание, купцом Семеном Ивановичем Матвеевым, торговавшим на Стеклянном заводе. Раньше эта икона принадлежала купцам Куракиным, из семейства которых была мать Матвеева. По другому сказанию эта икона приплыла, неизвестно откуда, по воде к месту, на котором был перевоз через Неву, и для неё построена часовня.

Во время грозы 23-го июля молния ударила в часовню; обожгла внутренние стены её и большую часть икон; коснулась и иконы Богоматери, Скорбящих Радости, прикрепленной на шнурке в углу часовни. Икона, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю. Когда бывшая в часовне сторожиха, оглушенная ударом грома, пришла в сознание, то увидела, что икона стоит на полу обновленная и с перегоревшим шнурком; невдалеке валялась разбитая в дребезги кружка для сбора подаяний; деньги рассыпаны на полу, а двенадцать грошиков прилеплены в различных направлениях к иконе Богоматери. Конечно, не случай, а дивная сила Божия сохранила невредимою эту часовенку и обновила св. икону. По премудрому промышлению Господа эта чудесно обновленная св. икона является новым, очевидным для каждого свидетельством силы Божией и Его неизреченного милосердия к людям. И свидетельство это тем громче и яснее, что Пресвятой Владычице благоугодно было чудесно сохраненную и обновленную Свою икону прославить новыми чудесами. Многие больные, прибегавшие к Богоматери с верою и теплою молитвою пред Её св. иконою, получили исцеление. Особенно замечательно исцеление расслабленного крестьянина, несколько лет не имевшего сил встать с постели. Привезенный к св. иконе в часовню и после молебна и окропления св. водою приложившись к иконе, он сам без посторонней помощи возвратился домой пешком.[60]

Еще более поразительно чудо совершившееся при св. иконе в часовне, 6-го декабря 1890 года, – исцеление отрока Николая Грачева от долголетней болезни, признанной врачами неизлечимой. В 1876 г. в Петербурге на Петербургской стороне у супругов Грачевых родился сын Николай. Отец его был православного исповедания, а мать – немка лютеранка, только за два месяца до рождения мальчика принявшая православие. Мальчик Николай с самаго рождения был слабый и болезненный, до семилетнего возраста не ходил и часто хворал. Много скорбей и упреков пришлось вытерпеть бедной матери от своих прежних единоверцев, которые болезненность ребенка приписывали наказанию Божию за то, что мать во время беременности перешла в православие. И все более усиливавшаяся болезненность ребенка как бы оправдывала такое суждение человеческое. Но не то оказалось по суду Божию. Чем тяжелее и безнадежнее становилось положение больного, тем с большею силою должна была явиться на нем милость Господня и благодатная сила православной веры. Когда уже истощены были все усилия человеческого знания, чтобы хотя сколько нибудь облегчить состояние страдальца – ребенка, когда смерть являлась уже лучшим, желанным исходом болезни, – Господь внезапно явил на нем, что не за грехи больного, не за грехи родителей, не за принятие его матерью веры православной послана её ребенку эта долговременная тяжкая болезнь, а «да явятся на нем дела Божии,» да послужит этот, в последнее время уже неподвижный, страдалец, мгновенно получивший исцеление, по ходатайству Пресвятой Владычицы, после молитвы пред Её св. иконою, – новым живым свидетелем, как сильна и животворна православная вера; как истинно и свято то учение, которое заповедуется ею.

В 1886 году одновременно скончались родители Николая и больной мальчик остался на попечении сестры, молодой девицы. Болезнь мальчика усилилась. В день похорон матери с ним сделался первый припадок падучей болезни и после того эти припадки повторялись чаще и чаще. Во время припадков он постоянно подергивался, надувался, истерически рыдал; его ломало, изгибало, подбрасывало на поларщина, сбрасывало со стула, с кровати. Тело его принимало такое неестественное положение, что как будто у него не было костей. Все усилия и средства были употреблены доброй сестрой, чтобы сколько нибудь облегчить страдания несчастного брата; восемь врачей лечили его, но болезнь не поддавалась никакому лечению и все усиливалась. С апреля 1890 года припадки стали повторяться все чаще; во время одного из них мальчик разбил себе голову и с того времени во время припадков стал сильно кричать и заговариваться. В ноябре у него отнялись руки и ноги; страдания усиливались с каждым днем; припадки повторялись по 6 – 8 раз в сутки. Убежденная в безсилии всех человеческих средств, думая, что наступили последния минуты для больного, сестра пригласила священника приобщить его Св. Тайн. Это было 27 ноября. Положение больного все ухудшалось. Особенно дурно было ему в ночь со 2 на 3-е декабря; припадок продолжался с часу до шести с половиною утра. После припадка больной заснул. Во время сна он услышал голос: «Николай!» и увидел пред собою Пресвятую Богородицу, Святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом. Царица Небесная сказала мальчику: «Николай, поезжай в часовню, где упали монеты; 6 декабря ты получишь исцеление, но раньше никому не говори». Проснувшись, больной стал убедительно просить свезти его в часовню к иконе Богоматери, не рассказывая ничего о своем видении. В виду трудного его положения сестра долго не соглашалась исполнить его просьбу; предлагала пригласить священника в дом и отслужить молебен; но мальчик неотступно просил свезти его в часовню. Видя такое сильное желание больного, прислуга также стала убеждать сестру исполнить последнюю, может быть, просьбу умирающего брата: «он умрет, а Вы будете скорбеть, что не исполнили его последнего желания». Сестра наконец решилась исполнить просьбу больного. 6-го декабря, в день его ангела, с большим трудом одели мальчика, снесли на руках с лестницы и повезли в часовню. Нужно было проехать около 7 верст. На дороге с больным сделался припадок. Когда внесли больного в часовню, припадок возобновился и его без чувств положили на пол пред св. иконой. Во время молебна, когда начали читать Евангелие, больной пришел в сознание, а когда запели кондак: «Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице», его подняли и приложили к св. иконе. Сестра просила положить его на скамью; но мальчик, обратись к ней, сказал: «нет, Катя, я могу стоять». После того свободно поднял до сих пор недвижимую руку, осенил себя крестным знамением, встал на ноги совершенно здоровый и еще раз сам приложился к св. иконе. Нужно ли описывать радость и благоговейное благодарное чувство сестры и всех присутствовавших при исцелении мальчика? Его неожиданный ответ сестре: «нет, Катя, я могу стоять», был громким благовестием о неизреченных, никогда не оскудевающих милостях Господа к грешным людям, о силе и действенности молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и святым, о всегдашней готовности Царицы Небесной и святых угодников ходатайствовать пред Господом за нас недостойных и о том бесценном залоге этого ходатайства, какой они благоволили оставить нам в своих чудотворных иконах и нетленных мощах. Весть об исцелении мальчика быстрее молнии облетела Петербург и всю Россию; многие разных сословий и исповеданий посетили Грачевых, чтобы увидеть мальчика и узнать подробности исцеления.[61]

На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост без Предвечного Младенца с распростертыми дланями; по сторонам Её изображены страждущие разными недугами, среди которых видны ангелы, утешающие страждущих, одевающие нагих. По сходству этой иконы с иконою Богоматери Скорбящих Радости, находящейся в Тобольске, в Захарьевской церкви, можно полагать, что эта икона – снимок Тобольской иконы.