Вы здесь

Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 22. О чудотворной иконе Черниговской-Ильинской, находящейся в пещерном храме Гефcиманcкого скита. ( Амвросий (Орнатский Андрей Антонович))

22. О чудотворной иконе Черниговской-Ильинской, находящейся в пещерном храме Гефcиманcкого скита.

Чудотворную икону Богоматери, называемую Черниговско-Ильинскою, находящуюся в пещерном храме Гефсиманского скита дала вкладом в скит девица Александра Григорьевна Филиппова.

А. Г. Филиппова родилась в 1801 году. Её отец Григорий Алексеевич Филиппов был на службе в Москве, где занимал должность минцмейстера[49] при монетном дворе, потом служил в московском Горном правлении советником; а в 1823 г. был переведен в Архангельск на должность прокурора Коммерческого суда. Мать Филипповой, Наталья Григорьевна была из рода Навроцких. У Филиппова было четверо детей: сын Димитрий и три дочери: Александра, Варвара и Екатерина. Только девять месяцев жена Филиппова жила с детьми в Архангельске; вследствие сурового климата они должны были возвратиться в Москву, а Филиппов прожил там еще полтора года, потом по болезни вышел в отставку и дорогою скончался в Даниловском уезде, Ярославской губернии. Проезжая из Архангельска, мать с детьми заехала в Троицкую Лавру, а потом в Хотьков монастырь, где у неё была знакомая монахиня. Она здесь оставила своих детей у монахини, потом они перешли в дом хотьковского священника Иоанна Алексеева, мать же уехала в Москву. Священник дал детям отдельную комнату, в углу которой стояла большая, писанная на полотне, икона Богоматери, Черниговская-Ильинская, полученная им в благословение от одного монаха Троицкой Лавры. Тогда старшей дочери Александре было 23 года. Она с сестрами в Хотькове прожила около 3 месяцев. Не получая долго известия от матери, хворавшей в Москве, она так тосковала, что и сама захворала; священник, утешая ее, указал на икону Богоматери и посоветовал молиться пред нею. Александра Григорьевна и прежде часто молилась пред иконою Богоматери, но теперь еще усерднее стала молиться и нередко проливала слезы. Кроме этого доброго совета священник обещал съездить в Москву и привезти им мать. Он исполнил свое обещание и по молитвам детей через три дня после его отъезда приехала мать. В. этом дети увидели чудную помощь и стали относиться к св. иконе еще с большим благоговением. На другой день по приезде матери отслужили благодарственный молебен, после которого Александра Григорьевна попросила снять список с иконы; но священник, благословив ее иконою, сказал, что он ей отдаст эту икону, когда они устроятся в Москве.

В 1826 г. в сентябре А. Г. Филиппова приехала в Хотьков монастырь за обещанной ей иконой. Придя в дом священника, она не нашла его там; там был молодой священник Александр Михайлович Вениаминов, женатый на дочери Иоанна Алексеева, который, сдав свое место зятю, сам занял священническое место при церкви Рождества Христова в Сергиевском посаде. Филиппова приехала к нему и выпросила у него записку к зятю, чтобы тот отдал ей икону. Филиппова получила икону, привезла ее в Москву, натянула на новую парусину, пригласила живописца, который очистил лик и одежду и восстановил вокруг главы сияние. Александра Григорьевна была очень умная и энергичная женщина. Она пожелала быть учительницей, и в 1831 г. поступила классной дамой в малолетнее отделение московского кадетского корпуса, где тогда при мальчиках надзирательницами были дамы. Поступая на эту должность, она хотела следить за воспитанием своего брата, учившегося в корпусе. За отличное исполнение должности Филиппова получила от императрицы Александры Феодоровны бриллиантовый фермуар. В 1840 г. она оставила службу при корпусе. Александра Григорьевна по нескольку раз в год ездила в Троицкую лавру на богомолье и наконец пожелала поместить икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили. Она попросила совета об этом у о. наместника лавры архимандрита Антония. Он сначала посоветовал поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. Это было в 1852 г., вскоре после устройства пещерного храма, по смерти матери Филипповой. Икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы прямо в пещеры; сзади экипажа, в котором везли икону, ехала Александра Григорьевна и всю дорогу читала молитвы и священные песнопения. Вскоре по её желанию сняли список, который Филиппова оставила у себя.

Почти за год до смерти А. Г. поместилась в доме призрения при Троицкой лавре и завещала список с иконы после своей смерти смотрительнице дома призрения Е. С. Кротковой, которая потом этот список поставила в храме при доме призрения. Филиппова часто ездила в пещерную церковь Гефсиманского скита, где желала быть погребенною. Она скончалась 21 января 1862 г. на 62 году жизни. Погребена за алтарем пещерной церкви.

Черниговская икона Богоматери писана на полотне в прошлом столетии и очень большая: 1 1/3 в длину и в ширину 1 ар. 5 вер. А. Г. Филиппова еще до перенесения иконы в пещерный храм устроила на нее серебряную позлащенную корону, украсив ее драгоценными камнями и фермуаром; кроме того часть иконы покрыла серебряными оплечьями с позлащенными лучами. В 1870 г. А. И. Постников на сумму князя Г. И. Грузинского украсил изящно устроенною серебряною филигранною ризою; бриллиантовый фермуар Филипповой с короны перенесен на правую руку Богоматери. Икона стоит с боку у левой стороны иконостаса в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила.

В 1869 г. Господу было угодно прославить чудесами эту святую икону.




Первое чудо совершилось в день древнего новолетия, 1-го сентября. В этот день в пещерный храм Гефсиманского скита привезли Феклу Адрианову, 28 лет, уроженку Тульской губернии, Богородицкого уезда, Дедловской волости, из деревни Черной Грязи, жену государственного крестьянина Прохора Адрианова Ельчищева. С ранних лет Фекла отличалась приверженностью к церкви, любила послужить бедным странникам, вязала четки из суровой пряжи и имела сильное желание помолиться в обители преп. Сергия. С детства у неё не было никакой болезни; но в день своего брака почувствовала головокружение и изнеможение сил, а через полтора месяца все члены её тела расслабли и с этого времени сильно страдала более 9-ти лет: шесть лет лежала неподвижно на одном боку, не могла действовать ни руками, ни ногами, даже пищу принимала, лежа. Летом выносили ее на воздух. После шестилетнего страдания, по её просьбе ее возили по разным св. местам; в 1866 г. она была в Лавре преп. Сергия и выпросила монастырскую лошадь для путешествия по св. местам; 13-го августа она была в Задонском монастыре, 15-го – день Успения Богоматери – в Воронеже, в Покровском девичьем монастыре; игуменья Анастасия, принявшая ее в свою келью, говорила, что Феклу принесли к ней на руках; она не могла сидеть и лежала больше на левом боку; руки ее не могли удержать чашки, говорила всем, что она в таком состоянии 6 ½ лет. 16-го августа из Воронежа поехала в Киев; заезжала в Борисовскую пустынь Курской губернии; прожив в Киеве 8 месяцев, она опять вернулась в Воронежский Покровский монастырь и просила игуменью Анастасию позволить ей хотя временно прожить в обители, в надежде выхлопотать себе увольнительную бумагу для поступления в монастырь; с ней был годовой паспорт, с которым в монастыре и осталась.

В это время заметно было, как говорила игуменья Анастасия, что она стала немного сильнее, руки окрепли, только ногами не владела и часто жаловалась на головную боль; игуменья советовала обратиться к доктору, но Фекла решительно отказалась обращаться к доктору, сказав, что она много лечилась, а толку не было, но хуже даже становилось; игуменья оставила ее на волю Божию, тем более, что она с терпением переносила свои страдания. Фекла прожила в Покровском монастыре два года и в 1869 г. в мае ее потребовали, по делу её увольнения в монастырь, в деревню Криволучье, где была замужем. В 1869 г. в августе она приехала опять в Лавру преп. Сергия и пожелала побывать в окружающих Лавру обителях. 1-го сентября в 97 г часов утра привезли ее к пещерам Гефсиманского скита; по её просьбе ее снесли в пещеры, в которых она прежде не была. Привезший ее крестьянин Богородицкого уезда, деревни Березовки Анастасий Яковлев, с помощью бывшей с нею крестьянской девицы, деревни Сухановки, Дарьи Евдокимовой снял больную с повозки и в сопровождении пещерного проводника, послушника Николая Сергеева и некоторых богомольцев – понесли больную в пещеры. Когда ее внесли в храм Архистратига Михаила, она почувствовала что-то необыкновенное: ей было и страшно и радостно; ей показалось, что она в Киеве, с благоговейным трепетом и со слезами стала прикладываться к иконам пещерного храма. Когда ее поднесли к иконе Черниговской Богоматери, больная вдруг громко закричала: «пустите, пустите меня»; державшие ее крестьянин Анастасий и девица Дарья со страхом думали: «что это с больной, и чувствовали, что какая то сила тянет ее из их рук к иконе: кости и суставы в теле больной хрустели; ее выпустили из рук и к общему изумлению больная стала на ноги, потом пала на колени пред иконою Богоматери, с радостными слезами благодаря Царицу Небесную. Вопли её и рыдания привели всех бывших в умилительно-благоговейный страх, – все видели, что совершилось чудо. После молитвы, поднявшись с помощью сопровождавших ее, исцеленная могла сама идти, немного поддерживаемая, к остальным пещерам. После этого она стала свободно ходить и действовать руками, только в ногах еще была слабость. Она пробыла три недели при пещерах и в лавре, все это время она была здорова, теперь живет в Воронежском Покровском монастыре.

Вот что еще рассказывала о Фекле Адриановой дочь Московского Митрополита Иннокентия, бывшая казначея Борисовской пустыни, Курской губернии, монахиня Поликсения своему родителю: «В 1866 году в августе, в одну ночь пред заутреней, во время сна, вдруг услышала я в келье голос, говоривший мне: «приготовься ныне принять к себе Феклу». Я встала в изумлении: вижу в келье никого нет; стала думать о названном мне имени и не нашла никого с именем Феклы, кто бы мог придти ко мне. В раздумье и смущенная сходила я к заутрене. Когда же я пошла к ранней обедне, вижу близ церкви на носилках лежит женщина, и при ней никого нет. Я спросила, почему же не идет она в церковь; она мне отвечала, что не может ходить, и что женщины, которые ее принесли, пошли в церковь для приискания места, где бы удобнее было ее поместить на время службы. Я пришла в церковь; спустя четверть часа внесли в церковь женщину, которую я видела и положили ее на пол. Тогда подумала я: ах! как согрешила я! Чтобы мне принять участие в этой больной женщине и велеть бы послушницам внести ее раньше и избавить ее от холода? В этих мыслях сожаления о больной женщине, подозвала я одну послушницу, велела ей сходить купить просфору и, спросив больную об имени, вынуть просфору за её здоровье и отдать ей. Я видела, как послушница исполнила мое приказание, и когда пришла ко мне доложить об исполнении, я спросила: как зовут больную? она отвечала: Фекла. Тогда я пришла в великое изумление и едва могла достоять литургию, и потом по благословению Игумении Макарии, в кельях которой я жила, пригласила к себе эту малодвижимую больную, лежащую на носилках женщину, о которой предвозвещено мне было во сне. Из сострадания к ней я напоила ее чаем и узнала от неё историю её страдания. Она пробыла у меня в келье часа три, после того ее понесли в гостиницу на носилках; Игуменья послала к ней туда обед. Пробывши в гостинице двое суток, Фекла Адрианова, с другими прислуживавшими ей, отправилась на лошади в Киев на богомолье».

Митрополит Иннокентий, услышав это от дочери, пожелал видеть Феклу, беседовал с нею, потом, узнав в лавре о её чудесном исцелении, в 1869 г. 26-го сентября приехал в Гефсиманский скит и в пещерном храме приказал отслужить молебен пред чудотворною иконою Богоматери.

Через две недели после исцеления Феклы 14-го сентября от иконы совершилось другое чудо. Крестьянин Подсосиной деревни, Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости Иван ТимоФеев, 40 л., страдал восемь месяцев исступлением ума. Припадки были так сильны, что домашние принуждены были сковывать его цепью. Когда же советовали ему сходить помолиться, он не только бранился, но готов был ударить говорившего. Когда в деревне разнесся слух об исцелении расслабленной в пещерном храме, жена больного, со страхом и нерешительно предложила мужу сходить в Гефсиманский скит, рассказав ему о недавно совершившемся чуде при чудотворной иконе. Не смотря на то, что в этот день с больным был страшный припадок, к удивлению и радости жены и домашних, больной охотно согласился идти в скит, а на другой день сам напомнил об этом и 14-го сентября пришли они в пещеры. Во всю дорогу больной был спокоен и в пещерном храме во время молебна усердно молился, потом приложился к иконе и чувствовал себя очень легко. Переночевав в пещерной гостинице, на другой день он отправился с женою и крестьянином Алексеем Михайловым в лавру, из монастыря к подрядчику Мирону Акинфиеву, у которого ночевал две ночи и потом совсем здоровый вернулся в деревню.

На другой день 15-го сентября было новое знамение милости Богоматери от Её иконы. Александра Петровна Богологова, жившая в Сергиевом Посаде, привезла в пещерный храм двух своих дочерей: Софью одного года и месяца и трехлетнюю Елену. Софья была безнадежна больна, а у Елены болели глаза. После молебна Богоматери, когда малюток приложили к иконе Богоматери, они вдруг почувствовали облегчение; обрадованная мать вскоре после этого несколько раз посетила пещерный храм, прославляя Богоматерь за Её чудесную помощь.

26-го сентября Афимья Фадеева, государственная крестьянка Григоровой деревни, Владимирской губернии, Александровского уезда, привезла к пещерам свою больную 7-летнюю дочь Феклу Терентьеву, страдавшую пять лет изнурением сил; она не могла ходить и мать внесла ее на руках в пещерный храм. После молебна, больная приложилась к иконе и тотчас почувствовала себя здоровой, и стала ходить.

30-летняя Татиана Сергеева Осипова, государственная крестьянка той же деревни, страдала расслаблением и помрачением рассудка. Последний год она лежала совсем без движения. Услышав об исцелениях, совершавшихся при иконе Богоматери в пещерном храме, она молила Богоматерь дать ей возможность сходить в пещеры, и через семь дней прилежной молитвы больная почувствовала облегчение, так что хотя с большим трудом, но дошла до пещер. Это было 29-го октября. Отслужив молебен Богоматери и приобщившись Св. Тайн, больная совсем выздоровела.

Жена купца Ивана Ивановича Засухина, жившего в г. Муроме Владимирской губернии, Прасковья Никифоровна шесть месяцев была в таком расстройстве ума, что несколько раз покушалась убить своих детей и себя и только благодаря строгому надзору родных ей это не удалось. Муж, видя жену в таком ужасном положении, от которого никто не мог ее вылечить, решил отправиться с нею на богомолье. Когда они отслужили молебен в пещерном храме и больная приложилась к иконе, получила полное исцеление. Рассудок её возвратился и припадки умопомешательства более не повторялись. Это было 6-го ноября.

15-го ноября купчиха Сергиевского посада, шестидесятилетняя вдова, Елена Михайлова Селецкая, прибыв в пещеры, объявила настоятелю и братии, что она шесть лет страдала сильною болью в животе, с признаками грыжи. 10-го октября она с верою помолилась в пещерном храме пред иконою Богоматери и получила исцеление, так что с этого времени не чувствует никаких болезненных лрииадков.

20-го ноября в пещерный храм приехала Государственная крестьянка, деревни Гниловой, Тульской губернии, Ефремовского уезда, Георгиевской полости, вдова Мелания Петрова Неделяева, имевшая скорченную от сведения жил ногу. Здесь после усердной молитвы пред иконою, она вдруг получила исцеление от болезни; стала ходить, не чувствуя никакой боли в ноге.

В ноябре, идя в Троицкую лавру из города Слободского, Вятской губернии, солдатка вдова Александра Евстафиева Ильина, нашла в Хотьков монастырь с одиннадцатилетнею дочерью Анной Иларионовой для поклонения родителям преп. Сергия. Тут девочка вдруг захворала: сначала она почувствовала боль в груди, потом жар в голове и изнеможение во всем теле. Болезнь все усиливалась и продолжалась три недели. В это время больную два раза причащали Св. Тайн и в последний раз после причащения она казалась умирающей. Но Богоматери угодно было явить на ней Свою милость. В то время, в странноприимнице Хотькова монастыря, где лежала больная, был странник Василий Иванюков из города Борзны, Черниговской губернии, возвращавшийся из лавры и намеревавшийся идти в Старый Иерусалим и на Афонскую гору. С ним был освященный список с чудотворной иконы Богоматери, данный ему в пещерах Гефсиманского скита на благословение и дальнее богомольное странствование. Ночью 6-го декабря странник Василий усердно молил Богоматерь помиловать больную девочку. После молитвы он разбудил крепко спящую от усталости мать больной и дал ей икону Богоматери, прося поднести ее к больной. Мать велела девочке прочитать: «Богородице Дево радуйся», – и девочка громко прочитала три раза молитву и несколько раз приложилась к иконе с большим благоговением. После этого мать поставила икону против больной и хотела заснуть, как вдруг девочка с криком позвала ее к себе и, указывая на икону, сказала, что видит ее в дивном сиянии, богато украшенную и в золотом венце. Это видение продолжалось не более получаса, после чего больная опять позвала мать и с упреком сказала, зачем она взяла чудную икону. Мать и бывшие при больной едва успокоили ее, уверяя, что икона пред ней та самая и что ей, верно, было видение. На другой день к удивлению и радости матери и бывших в странноприимнице, девочка встала с постели здоровою и через два дня пришла с матерью в пещеры Гефсиманского скита, где пред иконою в усердной молитве благодарили Богоматерь за посланную им великую милость.

18-го декабря из села Покровского Московской губернии, Звенигородского уезда в пещеры Гефсиманского скита пришла Ульяна Иванова жена отставного солдата Федотова, и рассказала о случившемся с нею следующее: «За два дня до Покрова Пресвятой Богородицы приходила я с своими товарками в лавру к преп. Сергию помолиться; помолившись у Преподобного, товарки звали меня в пещеры помолиться Божией Матери и приложиться к чудотворной иконе, а я отказалась от этого, говоря: «Бог с ней: вы ступайте, а мне некогда, я пойду домой», так я отправилась. Придя домой, всё нашла благополучным. Через некоторое время пошла я в лес за дровами, но дорогой у меня вдруг отнялись ноги, и я тут же упала, и кое-как ползком дотащилась назад до дому. Я припомнила, что согрешила пред Божией Матерью, и стала с сокрушенным сердцем и со слезами умолять Ее помиловать меня и простить мне вину мою, и обещалась, как только получу облегчение, ни на что не смотря, пойти в пещеры и отслужить Ей, Заступнице, молебен. Как только я покаялась и дала обещание, тотчас же болезнь с ног моих прошла, и я с радостью несказанною поспешила сюда в пещеры, и вот Матерь Божия удостоила меня исполнить мое обещание».

Одна 35-летняя крестьянская девица Любовь Максимовна, жившая в деревне Окуловой, Тверской губернии, Старицкого уезда, была бесноватая, с ней часто были ужасные припадки. Ее водили по разным св. местам, надеясь облегчить, читали над нею, но она с уверенностью говорила, что ее исцелить может только одна Божия Матерь. Незадолго до распространения слуха об исцелениях, получаемых при иконе Богоматери в пещерах Гефсиманского скита, больная увидела во сне чудотворную икону Богоматери, которую она покрывала шелковою материею. Вскоре после этого из соседнего села Колицына пришла навестить больную её сноха Прасковья Владимирова и стала рассказывать о чудесах, совершавшихся при св. иконе Богоматери в пещерном храме. Как только она начала рассказывать, бесноватая пришла в сильное изнеможение и начала роптать, зачем ей об этом сказали. Три дня после этого она так была слаба, что не могла удержать стакана с водой. Брат её, крестьянин Гаврила Максимов, решил отправиться с нею в пещеры, надеясь на милосердие Богоматери. Дорогою с больной несколько раз были сильные припадки. 22 декабря приехали они к пещерам. Когда больную ввели в храм, где стоит чудотворная икона, она пришла в такое помрачение, что ничего не могла видеть; но во время молебна больная к своей радости вдруг опять все ясно стала видеть и почувствовала себя совершенно избавленною от бесовского мучения. К удивлению и большой радости она узнала в черниговской иконе Богоматери ту самую икону, которую видела во сне.

Исцеленная Максимова принесла в дар Богоматери к Её иконе шелковый платок такого вида, каким во сне покрывала икону. Из Гефсимании она уже без брата отправилась совершенно здоровою в Киев на поклонение мощам св. угодников Печерских.

В 1870 г. в феврале семилетняя Елисавета, дочь отставного полковника князя Григория Ильича Грузинского, захворала горячкою и получила чудесное исцеление предстательством Богоматери. Донося об этом начальству Гефсиманского скита 21-го июня князь Грузинский пишет: «в 1870 г. в феврале привез я в Москву всем моим детям и домашним по пузырьку масла из лампады от чудотворной иконы Богоматери, находящейся в пещерном храме при Гефсиманском ските. Через несколько дней дочь Елисавета заболела горячкою. На второй день болезни, пользовавший ее врач объявил, что положение больной крайне опасно. Вскоре по отъезде доктора, около 9 часов вечера, больная попросила натереть ее маслом из привезенного ей пузырька. Желание её было исполнено, и через несколько минут больная стала засыпать и скоро заснула. Всю ночь она спала спокойно и утром встала здоровою. Доктор, увидав ребенка, сказал: дитя совершенно здорово; я удивляюсь, что у вас случилось; больше лечить нечего. И действительно после чудесного исцеления дитя мое и до сих пор совершенно здорово». В благодарность за исцеление князь устроил драгоценную ризу на икону Богоматери.

Крестьянин Лев Андреев, 43-х лет, живший в деревне Числавли, Владимирской губернии, Александровского уезда, Порецкой волости, страдал умоисступлением и приходил в такое ожесточение, что домашние принуждены были сковывать его цепями; во время припадков у него отнимался язык, он рвал на себе волосы и, как говорил, у него огнем горело все внутри. Все врачи решили, что его болезнь неизлечима. Прошло три месяца его страданий. Однажды ночью вдруг он услышал голос, говоривший ему: «ступай в пещеры Гефсиманского скита, поживи там и будешь здоров». Он отправился туда. Когда он пришел в киновию Боголюбивой Богоматери, близ скита, с ним сделался сильный припадок, продолжавшийся шесть часов; братия киновии едва могли его удержать и посоветовали ему тотчас отправиться в пещерный храм. Войдя туда, он пал пред образом Богоматери; с ним опять было начался припадок, но ему дали св. воды и страдания навсегда прекратились. Пробыв немного в пещерах, отправился в Киев на богомолье совершенно здоровым. Это чудо совершилось в 1870 г. 16-го февраля. иЗ-го декабря он опять был в пещерах, вознося благодарение Богоматери.

18-летний крестьянин Алексей Иванов Кузнецов, живший в деревне Давыдовке, Московской губернии, Звенигородского уезда, полтора года страдал от беснования. 1870 г. Великим постом его страдания усилились. Отец ходил с ним по святым местам в Москве, был и в других местах святых; но Алексей ко всем священным предметам имел отвращение и доходил до исступления при виде святыни. 21-го марта в таком состоянии внесли его во время всенощной в пещерный храм; он, как казалось, был без чувств, глаза его были закрыты и так сильно бился, что четверо с трудом его держали. Иеромонах Анатолий, строитель скита, велел дать ему выпить из лампады елея; но так как больной решительно отказался, то его помазали елеем и окропили св. водою. Через полчаса после этого, больной пришел в себя, открыл глаза, встал и начал молиться пред иконою Богоматери; во время каФизм отслужили молебен Божией Матери, во время которого он усердно молился. Тут он остался говеть, 25-го приобщился Св. Тайн, а 26-го отправился домой совершенно здоровый.

Одна крестьянская девица Ирина Иудина, 50 лет, жившая в селе Троицком, Калужской губернии, Тарусского уезда, с 12 лет страдала от беснования. 14-го апреля, во вторник на святой неделе, ее ввели в пещерный храм; во время молебна пред иконою Богоматери её страдания увеличились, она совсем изнемогла. Но на другой день она приобщилась Св. Тайн, и её страдания прекратились; 16-го апреля, день своего Ангела и вместе день празднования чудотворной Черниговской иконе Богоматери, у неё необыкновенно было радостно на душе; пробыв в пещерах и остальные дни Пасхи, отправилась домой совершенно здоровою.

Крестьянская девица Анна ДороФеева Соколова, 68 лет, жившая в селе Хотевец Московской губернии, Богородского уезда, с 18 лет была подвержена припадкам беснования, которые до того усилились, что жившие с нею должны были держать ее на цепи. Шрамы, оставшиеся на лице свидетельствовали об её страшных страданиях. 1870 г. на шестой неделе Великого поста, как она потом рассказывала, во сне явилась ей жена в белой одежде и сказала: «довольно уже тебе страдать; иди к Преп. Сергию и в пещеры помолиться Божией Матери». 23-го апреля привезли ее в пещерную церковь; больная сильно страдала. После молебна вдруг она выздоровела и пала со слезами благодарности пред иконою Богоматери. Через две недели после этого она пришла в пещеры совершенно здоровая, говела тут и приобщилась Св. Тайн.

Аграфена Михайловна Агрикова 2-го мая в 6 часов утра привела к пещерам Гефсиманского скита свою дочь, 21 года, Елену Алексееву, жену почтальона из Переяславля-Залесского, Андрея Семенова Кудрявцева. Четыре с половиною года она страдала сильными припадками беснования. Когда мать сказала ей, что сейчас нужно идти в пещеры к чудотворной иконе Божией Матери, больная пришла в такое бешенство, что мать не знала, что ей и делать. По просьбе матери трое из числа пещерной братии, монахи Павел и Михаил и послушник Николай Сергеев, не смотря на сопротивление больной, внесли ее в пещерный храм и с большим трудом заставили ее приложиться к иконе. Потом начали служить молебен, тут больная пришла в чувство и радостно воскликнула пред всеми: «Царица Небесная меня исцелила! «Это она сказала несколько раз. Во время молебна, как она потом рассказывала, вдруг страшная сердечная тоска ее оставила, возвратился рассудок и ей стало так легко и отрадно. 4-го мая Елена исповедалась и приобщилась Св. Тайн и вместе с матерью усердно молилась пред иконою Богоматери, изливая пред Нею чувства благодарности за исцеление. Через некоторое время было получено известие, что она совершенно здорова.

Девица Анна Иванова Альбицкая, сорока лет, дьяческая дочь, села Насакина, Переяславского уезда, жившая в городе Александрове, в Успенском девичьем монастыре, предстательством Богоматери избавилась от духа злобы, не допускавшего ее принимать Св. Тайны. Начальство Александровского монастыря прислало в скит следующее описание болезни Альбицкой: «Проживающая в нашем монастыре девица Анна Альбицкая более десяти лет до сего времени могла принимать Св. Дары только в келье, а не в церкви, и то при содействии пособствующих священнику пяти и более человек; при этом с нею делались страшные припадки: исступление, простиравшееся до скрежета зубов, конвульсии, громкий крик, метание во все стороны и слюноиспускание. Пред исповедью и во время исповеди означенные припадки бывали в гораздо меньшей степени, и как будто давали свободу искреннему покаянию; но по окончании исповеди, пред самым причастием являлись всегда в высшей степени. Что таковые душевные смятения и страдания были действием духа злобы, – это легко можно доказать тем, что Альбицкая, кроме исключительно этого случая – причащения Св. Тайн, не подлежала никаким нервическим болезням и отличалась скромностью и рассудительностью. 25-го мая Альбицкую с большим трудом привели в пещерный храм. Громко вскрикну в, она замертво упала пред иконою Богоматери. Начали служить молебен с водосвятием: к концу молебна больная стала приходить в себя, встала на ноги и молилась с полным сознанием. После этого она прожила несколько дней при пещерах, говела, приобщалась Св. Тайн не в келье, а в церкви и вернулась в монастырь совершенно здоровою.

18-го июня она приобщилась Св. Тайн в церкви Александровского монастыря, как говорила настоятельница и сестры обители, «в невозмутимо-спокойном состоянии духа, со слезами благоговения и умиления». Три раза после этого Альбицкая была в пещерном храме совершенно здоровая.

Вскоре после исцеления Альбицкой в Александровском монастыре получила исцеление еще крестьянская девушка села Мячкова, Александровского уезда, Марья Ивановна Хренова, 31 года, жившая в монастыре. Вначале июля она сильно заболела горячкою; болезнь все усиливалась; пригласили врача и он объявил, что вылечить ее невозможно. Тут, как человеческая помощь оказалась бессильной, обратились за помощью к Пресвятой Богородице. У девицы Агафьи Андреевой, жившей в этом монастыре, был небольшой список с Черниговской иконы Богоматери, принесенный ею вместе с св. водою из пещерного храма. Агафья предложила эту икону поставить в головах больной и дала ей выпить св. воды. После этого больная скоро крепко заснула и спала, не просыпаясь всю ночь и следующие два дня. Проснувшись, к общему удивлению встала совершенно здоровою. Вначале августа она сама пришла в пещеры и принесла благодарение исцелившей ее Богоматери.

Эти два чуда произвели сильное впечатление на сестер обители. Между ними была одна расслабленная монахиня Елисавета, племянница игуменьи. Она страдала более пяти лет, не могла владеть ни руками, ни ногами, постоянно чувствовала сильный лом и холод во всем теле и подвергалась судорогам. Узнав об исцелении Альбицкой и Хреновой, она попросила свезти ее в пещерный храм. Это было вначале августа. Когда ее внесли в храм и отслужили молебен пред иконою Богоматери, она почувствовала необыкновенную теплоту в теле и быстрое облегчение болезни, сопровождавшееся духовною радостью: лом и судороги прекратились; две недели она пробыла в гостинице при пещерах и каждый день ее приносили к Богослужению. У неё появился спокойный сон и аппетит, чего прежде не было, и хотя еще не могла она ходить, но её силы заметно поправились и она воодушевилась верою, что Божия Матерь не оставит ее без помощи.

Московская мещанка Акулина Макеева, 60 лет, более 10 лет страдала болезнью рака на лбу. Не получая помощи от врачей, она решилась обратиться за помощью к Богоматери и 18 июня в пещерном храме отслужила молебен пред Её чудотворною иконою; после молебна положила на лоб вату, омоченную елеем из лампады от образа Богоматери. После своего исцеления она опять приехала в пещеры и рассказала настоятелю и братии, что по возвращении в Москву у ней рана начала уменьшаться и потом совсем ее затянуло, а на месте раны остался один рубец.

27-го августа из Петербурга к пещерам Гефсиманского скита приехала супруга отставного майора Александра Васильевича Козаковского, Марья Ивановна и, отслужив молебен пред иконою Богоматери, рассказала настоятелю и братии следующее: «Мой муж, проживающий в Петербурге, страдал более 9 лет жестокою болезнью в ногах, которая называется слоновою проказою и сопровождается опухолью и омертвелостию тела в ногах. Он лишился возможности ходить. Врачи совершенно отказались лечить его, объявив болезнь неисцелимой. Одна из наших знакомых, проживающая во вдовьем доме при Смольном монастыре, Пелагея Федоровна Римская-Корсакова получила от живущей в доме призрения при Троицкой Сергиевой лавре генеральши Мягковой елея из лампады, горящей пред Черниговскою иконою Богоматери, и передала его мне с тем, чтоб я намазала ноги больного мужа. В тот же день, как получила елей, я помазала ему ноги, и что же? К великому удивлению и нашему и всех наших знакомых, на другой же день муж мой встал и начал ходить по комнатам, а через несколько дней пешком пошел в Казанский собор принести благодарение Божией Матери за свое чудесное исцеление».

У крестьянина Павла Матвеева деревни Карабановой, Владимирской губернии, Александровского уезда, пятилетняя дочь Домна, вследствие расслабления тела, не могла ходить и владеть руками. 31-го августа мать её Екатерина Павлова принесла ее в гостиницу при пещерах, а на другой день внесла в пещерный храм. Когда отслужили молебен пред чудотворной иконою Богоматери, девочка вдруг встала на ноги, начала владеть руками и, поддерживаемая матерью, пошла по церкви. После этого при пещерах они пробыли несколько дней и девочка так укрепилась, что могла ходить без поддержки.

24-го сентября Сергей Михайлов Сычев, крестьянин деревни Панковой, Московской губернии, Дмитровского уезда, принес на руках в пещерный храм свою тринадцатилетнюю дочь Анну, бывшую два года без движения и имевшую в ногах сильную боль и опухоль. После молебна больной стало легче, а потом в скиту получили известие из деревни, что она совсем выздоровела.

Девица Александра Федорова Кузьмина, 60 лет, мещанка города Богородска, Московской губернии, в продолжении 40 лет была одержима нечистым духом. Душевная тоска преследовала ее и в св. местах, где она не раз бывала, а в последние 11 лет почти постоянно. 1870 г. 1-го декабря она пришла в пещерный храм и в страшных конвульсиях пала пред чудотворною иконою Богоматери. Не мало усилий пещерным братиям стоило подвести ее к иконе Богоматери: братия стали давать ей выпить елея из лампады. С плачем и угрозами обратилась она к братии, часто повторяя, что скоро умрет: однако выпила елей; вскоре после этого у неё поднялась рвота, когда же начали служить молебен с водосвятием, она пришла в чувство и усердно молилась. Потом больная почувствовала себя исцеленной и совсем свободною от припадков. Она пробыла несколько дней при пещерах, каждый день принося благодарственное моление пред иконою Богоматери за исцеление и наслаждалась, как говорила, таким душевным спокойствием, какого у неё не было во все время её страдальческой жизни. Она сказала настоятелю и братии, что, когда решила идти в Гефсиманский скит, почувствовала такую необыкновенную тяжесть в сердце, какую никогда прежде не испытывала, ходя по св. местам. К этому она прибавила, что чувствовала, когда шла в скит, что с ней случится что то особенное и её предчувствие оправдалось.

В 1871 году 28-го января в пещеры Гефсиманского скита для принесения благодарственных молитв Богоматери приехала Анна Петровна, 21 года, жена купца 2-й гильдии Тамбовской губернии, Федора Петрова Летунова, вместе с мужем и после молебна рассказала настоятелю и братии следующее: «С детства своего чувствовала я боль в боку; в первые годы болезнь не казалась так серьезною, чтоб обращать на нее особенное внимание; но когда я вышла замуж, болезнь усилилась, и последние четыре года я постоянно лечилась. В 1870 г. 12-го сентября я сильно простудилась, отчего в боку сделалось как будто воспаление, стал у меня расти живот, и я чувствовала сильную одышку, так что от сильной жгучей боли в воспаленном месте я едва могла ходить и очень мало спала. Я приехала с мужем в город Кирсанов, Тамбовской губернии, и обратилась к доктору Родвиловичу, который и прежде меня пользовал. Внимательно осмотрев меня, он нашел болезнь мою весьма опасною и присоветовал мне ехать в Тамбов и пригласить тамошних врачей на консилиум. Я пригласила троих докторов: они меня освидетельствовали, назвали болезнь водянкою, и объявили, что нужно сделать операцию, иначе я должна скоро умереть, но не смотря на такой медицинский приговор, я не могла решиться на операцию, так как уже была изнурена тяжкою продолжительною болезнью. Тогда они решили лечить меня ваннами. Я приняла 12 ванн, но пользы от них никакой не получила. Из Тамбова возвратилась я в Кирсанов и с 10-го декабря постоянно находилась при Тихвинском Богородицком монастыре, где окончательно потеряла сон, и ни днем, ни ночью не могла найти покоя от сильной жгучей боли в боку. Оставленная врачами, как неизлечимо больная, и потеряв надежду когда либо выздороветь, я пришла в глубокое уныние. В этом моем положении часто навещала меня Тихвинского монастыря игуменья Антонина. Раз с одною монахинею присылает она мне полученный ею из пещер Гефсиманского скита список с чудотворной иконы Богоматери и вместе книжку с описанием чудес, совершающихся при иконе Божией Матери. Монахиня, передавая мне книжку, сказала: «прочтите-ка и увидите, какия Она, Матерь Божия, источает чудеса». Икону поставила я в головах моей постели, и когда прочитала книжку, тотчас родилось во мне сильное желание непременно ехать в пещеры и помолиться Царице Небесной, хотя бы пришлось мне умереть дорогою. 1871 года 11-го января я пригласила к себе монастырского священника о. Алексея отслужить молебен пред Черниговскою иконою Богоматери, Которой слезно молилась я с полною верою в её милосердие, прося у неё исцеления. Недолго медлила Матерь Божия, милосердая: 15-го января открылся у меня сильный понос, без всякой однако боли, и к 19-му числу живот у меня опал и боль в боку совершенно прекратилась; осталась в теле слабость. Теперь же я понемногу укрепляюсь, возвратился ко мне сон и аппетит, и я чувствую, что становлюсь день ото дня здоровее.

В 1871 г. 12-го апреля Александр Егоров Сычев, Московский купец, прислал письмо в Гефсиманский скит, где писал, что в 1870 г. около двух месяцев страдал страшною нервною болью в голове, от чего несколько суток не спал, врачи ему не могли помочь и он начал считать свою болезнь неизлечимою. Случайно скитский старец Григорий через его родственников прислал ему список с чудотворной Черниговской иконы Богоматери с просфорою. С полною верою стал он обращаться с молитвою к Царице Небесной, прося иецеления и вскоре выздоровел.

В 1871 г. 28-го ноября утром в пещерный Гефсиманский скит пришла крестьянка Сергиевского посада Марья Иванова Плотникова с больною 13-летнею дочерью Пелагеею Константиновою и рассказала следующее: «Дочь моя уже четыре года страдает падучею болезнью и разстройством в уме; когда мы водили ее в святыя места на поклонение, она рвала на себе одежды и кусала меня и отца своими зубами и однажды вырвала у него зубами клок одежды. Много скорбела я о таком горьком положении своей дочери, и вот в эту ночь вижу во сне, будто стою я в пещерном храме перед Черниговской иконою Богоматери и слышу от иконы глас: «Я исцелю». Пробудившись, я сказала о своем видении мужу, и мы пошли сюда. Начали служить молебен Богоматери: больная лежала пред иконою и во время молебна кричала: «не хочу здесь быть, ведите меня домой». После молебна больную подвели к иконе, заставили ее приложиться и дали ей выпить масла из лампады, потом положили на скамью в храме. Через некоторое время больная пришла в себя и объявила, что она здорова. Неделю была она при пещерах, говела и 5 декабря приобщилась Св. Тайн и отправилась домой совершенно здоровой. После того она приходила в пещерный храм с благодарением Божией Матери за дарованное ей исцеление.

15-го декабря в пещерный храм привели ЕвФимию АФанасьеву, крестьянку села Домодедова, Московской губернии, Подольского уезда, страдавшую беснованием 24 года со дня замужества. С нею пришли дочь её Пелагея Филиппова и соседка Анна Степанова. Во время молебна больная кричала диким голосом и так билась, что четверо едва могли ее удержать. После молебна подвели ее приложиться к иконе Богоматери; приложившись она упала, как мертвая. В сознание она пришла в странноприимнице и спрашивала дочь: «где мы находимся?» ГИотом сказала, что совсем здорова, поговела и приобщилась Св. Тайн. Она опять приезжала в пещеры совершенно здоровая.

го декабря Мартиниан Филатов, крестьянин деревни Дарки, Солигаличского уезда, Костромской губернии, привел в пещерный храм свою жену Матрену Игнатьеву, которая и получила исцеление. Она 17 лет страдала от беснования, редко приходила в чувство, а в последнее время и вовсе не приходила. Во время молебна больная все кричала: «сожгли меня совсем, пустите меня»; когда же заставили ее приложиться к иконе Богоматери, она диким голосом закричала: «не жгите меня!» После она с мужем пробыла несколько дней в странноприимнице; оба говели и причастились Св. Тайн, больная отправилась домой совершенно здоровою.

В конце декабря Александр Мартинианов, крестьянин той же губернии, того же уезда деревни Щепкина, к пещерам привел свою жену Веру Савельеву, страдавшую беснованием. Во время молебна она страшно кричала и билась головою о помост храма; после молебна ей стало немного легче. Некоторое время пробыла она с мужем в странноприимнице, ходила в храм и её здоровье все улучшалось. 1872 г. 2-го января она приобщилась Св. Тайн совсем здоровая.

В 1872 г. 28-го января в пещерном храме был исцелен 11-летний мальчик Семен, сын крестьянина деревни Рябинина, Александровского уезда, Владимирской губернии, Сергея Сергеева. В пещеры он приехал с отцом и матерью. Во время Богослужения мальчик, страдавший беснованием, кричал, свистел и передразнивал иеродиакона, говорившего ектению[50]. Когда окончилась служба, его принесли в странноприимницу полумертвым, но, придя в себя, он просил не увозить его из пещеры и сказал, что ему лучше. 28-го января он причастился Св. Тайн и здоровый отправился домой. После с ним приходили в пещеры, принося благодарение Богоматери за исцеление.

Матрена Васильева Плотникова, 43 лет, жена купца Тульской губернии, города Ефремова, полтора года страдала от рака на языке; так как врачи не могли ей помочь, она поступила в одну из Московских больниц. Здесь, посоветовавшись, врачи решили сделать ей операцию, которая полностью лишила бы ее языка. Но она не согласилась, ушла из больницы и отправилась в лавру преп. Сергия, где, помолившись, на другой день пришла в пещерную церковь скита. Это было 15-го июля 1872 г. Здесь во время молебна она усердно молилась, прося Царицу Небесную исцелить ее, потом выпила масла из лампады от св. иконы и св. воды и тут же почувствовала облегчение. Масла и св. воды она взяла домой и оттуда вскоре написала в скит, что продолжала мазать язык маслом; через некоторое время, рана затянулась, язык зажил и теперь она совсем здорова.

26-го августа цеховая Петербургского ремесленного цеха, вдова Татьяна Фомина Александрова принесла в пещерный храм своего четырехлетнего сына, страдавшего больше двух лет расслаблением в ногах; он не мог ходить, не смотря на помощь врачей. Пред иконою Богоматери отслужили молебен, дали ему выпить масла из лампады, а на другой день приобщили Св. Тайн. Через некоторое время к великой радости матери и удивлению бывших там мальчик стал ходить.

15-го сентября в пещерный храм приезжала вознести благодарение за полученное исцеление Московская почетная гражданка А. Любовь Гавриловна Крюкова, урожденная Толоконникова. В 1872 г. в январе ее разбил паралич, который опять повторился, и она не могла ни ходить, ни говорить. Помощь врачей оказалась бесполезной. После четырехмесячного страдания, больная увидела во сне Светоносную Жену, Которая обещала ей исцеление и указала место молитвы в пещерном храме. Обрадованная этим видением, больная с усердной молитвой обратилась к Богоматери, и вскоре начала понемногу ходить и говорить. Окрепнув, она 15 сентября приехала в пещерный храм с мужем Николаем Александровичем Крюковым и с дочерью Анастасиею, после молебна, в знак благодарности, она пожертвовала на чудотворную икону Богоматери бриллиантовый фермуар в 750 рублей сер.

В 1872 г. 17 сентября в пещеры приехал Московский мещанин Василий Петров и рассказал братии следующее: «Три с половиною месяца я был болен таким сильным ревматизмом, что не мог ни ходить, ни владеть руками и ногами. Меня отвезли в больницу, где я пролежал две с половиною недели, но не получая никакой пользы. Тогда, по совету моей тетки, жена моя отправилась в пещеры помолиться о мне пред Черниговскою Иконою Богоматери, отслужила там молебен и принесла ко мне в больницу масла из лампады и святой воды и еще небольшую икону – снимок с Черниговской иконы Богоматери. Я с усердием приложился к иконе, выпил масла и поставил икону в головах своей койки. В эту же ночь, когда я спал, слышу голос, говоривший мне: «вставай!» Этот голос три раза обращался ко мне с тем же восклицанием. Я спросил: кто ты? и получил в ответ: «Мария». Проснувшись, я спрашивал сиделку: зачем ты будила меня? Та отвечает, что она вовсе и не была ночью в этой палате. На другую ночь повторилось тоже явление, равно как и на третью, и на мой вопрос: кто ты? опять я слышал тот же ответ: «Мария». Я опять допрашивал сиделку, зачем она велит мне вставать, и опять она сказала мне, что в палате её в это время не было. Тогда-то наконец понял я, кто эта Мария, и со слезами начал молиться иконе Богоматери, принимал масло от лампады, и начал вдруг чувствовать облегчение моей болезни, так что через неделю совершенно стал здоров, и вот теперь пришел благодарить Царицу Небесную за великую Её милость ко мне грешному. Во время молебна исцеленный горячо молился.

В 1872 г. 1-го ноября к пещерам Гефсиманского скита привезли связанного веревками крестьянина Никиту Николаева Хромова, Александровского уезда, Владимирской губернии, деревни Охотниковой. Он страдал исступлением ума, с бешенством бросался на всякого встречного и его должны были привязывать к стене веревками. В пещерах во время молебна как только ему дали выпить масла из лампады от иконы и св. воды, он тотчас стал спокоен и почувствовал, что ему легче, теперь уже не нужно было его связывать. Потом он говел здесь, причастился Св. Тайн и совершенно выздоровел.

В 1873 г. 8-го января в пещерном храме исцелилась 32-летняя девица Аполлинания Степанова Дунаева, крестьянка дер. Корнилова, Вологодской губ., Кадниковского у., Успенской вол. С 14 лет она страдала припадками беснования, ходила по св. местам, но не получила исцеления. 6-го января была она в Троицкой Лавре, а на другой день, когда она вышла из собора после обедни, к ней подошла какая-то женщина в темном одеянии и сказала ей: «Пойдем со мною в пещеры, ты там получишь исцеление». – «Я не знаю, как туда пройти», – отвечала больная. Женщина предложила ей идти с нею. Дойдя до ворот скита, женщина сказала больной: «Иди в пещеры, я там тебя увижу», и скрылась. Девушка спросила скитского привратника, где пройти в пещеры, и когда, по его указанию, стала подходить к пещерам, так вдруг ослабла, что не могла войти в храм, с трудом вошла в странноприимницу и там легла. На другой день она пошла к обедне и, только успела войти в пещерную церковь, как невидимой силой была брошена на землю и начала кричать диким голосом. С трудом подвели ее приложиться к иконе Богоматери, потом дали ей масла из лампады и св. воды. Тут она громко закричала: «Что вы со мною сделали? Вы опалили меня огнем. Ох! боюсь я Ее! Она меня огнем палит! «Но вскоре после этого больная успокоилась, почувствовала себя лучше; шесть дней была она при пещерах, каждый день ходила в церковь, исповедовалась, причастилась Св. Тайн и из пещер вышла совсем здоровою.

Молва о чудесах от Св. иконы Черниговской Богоматери привлекает в пещерный храм множество богомольцев. Празднуют этой иконе 16-го апреля.[51]