Вы здесь

Чудотворные иконы Богоматери на Руси. 21. О чудотворной иконе Ильинско-Черниговской ( Амвросий (Орнатский Андрей Антонович))

21. О чудотворной иконе Ильинско-Черниговской


Недалеко от Чернигова, на Болдиной горе, в Троицком Ильинском монастыре находится чудотворный образ Богоматери, называемый Ильинским-Черниговским. Его написал в 1658 г. монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, который в миру назывался Григорием. В 1662 г. при Черниговском архиепископе Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от этой иконы текли слезы в продолжении восьми дней с 16 до 24 апреля. Это видели почти все жители Чернигова[40]. Об этом св. Димитрий Ростовский пишет так:,В царство пресветлого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, содержащу престол архиерейства в Чернигове преосвященному господину отцу Лазару Барановичу, православному архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, в лето от Рождества Христова 1662 г. месяца апреля, в монастыре Ильинском, при игумене того ж монастыря отце Зосиме образ пречистой и преблагословешюй Девы Марии, в церкви, от 16 числа до 24, плакал. На это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом[41]. Историк Величко[42] прибавляет: «Плакаше тогда Пресв. Дева жалующи православных христиан малороссиянови, верных Сына Своего рабов, яко через невзгоду, раздвоение и междоусобие едины уже смертоносным оружием докончишася, другие в отчизны бедне в плен отведошася, третьи имеяху отведени быти, а четвертым предлежаша в отчизне главы положити, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобью готовившихся вождей своих»[43]. В 1662 г. татары совершили нападение на Чернигов, разорили все вокруг, а иноки Ильинского монастыря ничего не знали о близости врагов. Ночью получили они известие, собрались в церковь и, усердно помолившись пред чудотворным образом, скрылись в Антониевой пещере. В полночь татары ворвались в монастырь, вошли в церковь, все в ней разорили, только осталась нетронутой чудотворная икона. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу, также не допустила их Всеблагая Заступница войти в пещеру, где скрывались монахи, несмотря на их старание войти. После этого чудесного спасения обители св. икона прославилась многими чудесами.

Этот чудотворный образ Богородицы уважают не только жители г. Чернигова и окрестных селений, но и многие богомольцы, путешествующие из далеких стран в Киев, проходя через Чернигов, считают священным долгом поклониться пречистому образу Божией Матери, прославленному чудесами. Некоторые лица ныне царствующего дома, посещая Чернигов, благоговейно прибегали к святыне его – чудотворной иконе Богоматери, являя собою пример искренней веры и благочестия. Особенно великое усердие народа к прославленному образу Богоматери выказывается в некоторые дни: день Пресв. Троицы (храмовой день), 16 апреля (день чудотворного прославления этой иконы), день пророка Илии, когда набожные богомольцы не только со всего города, но и со многих отдаленных селений, радостно собираются под кров Пресвятой Девы, невидимо, но ощутимо, изливающей благодатную силу от святой своей иконы. Сильная вера в чудодейственное покровительство Богородицы с давних лет сделалась потребностью сердца всех окрестных жителей до того, что никакое важное предприятие. никакое знаменательное происшествие, либо в семейной, либо в общественной жизни, не бывает без испрошения благословения Пресвятой Богородицы. Св. икону приносят на место, на котором хотят заложить дом, и потом освящают Её присутствием новоустроенные дома. Её покрову поручают новорожденных младенцев; к ней прибегают новобрачные, отправляющиеся в дальний путь, предпринимающее какое либо важное дело. Весьма часто, опасно больные, не могшие сами прибегнуть к неиссякаемому источнику исцелений – чудотворн. образу Богоматери, умоляют вносить его в свои дома, и здесь благоговейно совершают пред ним молебны, акафисты, водоосвящения. Общее благоговейное усердие и пламенная вера народа в заступничество и покров Пресв. Богородицы открывались во всей силе в тяжкие времена эпидемических болезней. Тогда с умилением можно было видеть, как грозно караемые Божьим правосудием, но смиренно-покорные, кающиеся чада церкви теснились под милостивый покров общей Матери – Царицы неба и земли, Заступницы и Покровительницы рода христианского, как спешили прикоснуться к чудотворному образу Её, старались один пред другим скорее оградить осенением св. иконы свои дома и семейства, и обносили ее по стогнам[44] града, да сохранит Она всех чудодейственною защитою от губительной язвы! Со времени первого прославления св. иконы, в каждую субботу совершается церковное молебное пение Пресв. Богородице пред чудотворным Её образом, на которое усердные богомольцы собираются, не обращая внимания ни на какую погоду, ни на какие житейские заботы. Древние чудеса Ильинской иконы Богоматери описаны двумя великими святителями церкви – св. Димитрием и блаж. Иоанном Максимовичем. Вот некоторые из них[45].

1) Одна женщина Вера целый год была в параличе; язык её онемел, рука иссохла. В 1667 г. в субботу пред днем сошествия Св. Духа, она пришла в Ильинский монастырь. В церкви читали акафист Богоматери пред литургиею. Вера стала молиться и её рука исцелилась; во время же литургии, когда запели: «достойно есть», язык Веры разрешился для благодарений Целительнице.

2) Жена поляка Пенского, по имени Анна, несколько лет так сильно страдала ногами, что не могла ходить. Пенский, слыша о многих чудесах от иконы Богоматери в Ильинском Черниговском монастыре, привез туда свою жену Анну, которая, усердно помолясь пред иконою, получила исцеление. Это было в 1671 году.

3) Монахиня, Параскевиевского Девичьего монастыря, Александра, долгое время терпела от нападения бесов. Часто они ей являлись в страшных образах, бросаясь на нее, чтобы унести; мешали ей молиться. От страху больная иногда так кричала, что приводила в ужас бывших при ней. От сильной борьбы Александра слабела и скоро должна была умереть. Монахини привели ее в Ильинский монастырь и после молитвы пред чудотворною иконою бесы оставили страдавшую.

4) Дочь Леонтия Полуботка, Мария, была больна оспою и потом ослепла. Родители из Батурина привезли ее в Ильинский монастырь в субботу и после молебствия с акафистом Мария прозрела.

5) В 1676 г. 16-го августа из Сосниц в Ильинский монастырь пришла Агафия: принесла на образ Богоматери коралловое монисто с семью крестиками и две серебряных таблички и сказала: «Я была больна 12 недель, на шее моей образовался неисцелимый веред[46], с ужасною болезнью; я уже отчаялась в своей жизни, а равно и бывшие со мною ждали смертного часа моего. Некоторые из соседей, навещавших меня, бывавшие здесь на поклонении, сказали мне: «Обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, что в Чернигове у Илии святого, и веруй, что будешь здорова». Я, слыша сие, усердно в сердце моем призывала на помощь Пречистую Деву, и дала обет пешком сходить на поклонение к чудотворному образу Богоматери. И скорая Помощница не умедлила, но скоро помиловала меня».

6) В 1679 г. 21-го апреля в понедельник на святой неделе в селе Яриповичах мальчик Тимофей играл вместе с детьми и вдруг умер; с утра до полудня он лежал мертвый. В это время в селе был иеромонах Ильинского монастыря Варфоломей; он посоветовал плачущим родителям умершего мальчика прибегнуть с молитвою к Богоматери и дать обет поклониться Её чудотворной иконе в Ильинском монастыре. Родители со слезами помолились Богородице и мальчик ожил.

7) В 1687 г. обозный пан Василий Борковский, прибыв из Батурина в Чернигов, так захворал, что не мог встать с постели, не мог даже двигаться, – весь опух. Долго страдал он и уже не надеялся жить более. В субботу пришел к нему иеродиакон Ильинского монастыря Феофан Савич, и видя страдания его, сказал ему: «Обратись, пан, с верою к Богоматери; известно мне, Она ныне исцелила трех: отцу и сыну, страдавшим глазами, возвратила ясное зрение и одной девушке, с 8 лет бывшей слепою, открыла глаза». Пан обозный, вздохнув, сказал: «Я признаю Ее за Покровительницу и сам видел слезы Её, текшие девять дней». Иеродиакон повторил совет: «веруй, пан», – и удалился. Пан сначала обиделся, что молодой инок дает ему советы, тогда как и без него он много оказывал усердия к Богоматери: пан действительно оказал веру к Богоматери, – устроил дорогой золотой венец с камнями на чудотворную икону. Но, когда иеродиакон удалился, пан, успокоившись, стал молиться Богоматери, а на утро почувствовал себя здоровым и принес благодарение Милосердой Заступнице.[47]

Святый Димитрий Ростовский, оканчивая свою книгу «Руно орошенное», в которой он описывает чудеса от иконы Богоматери Ильинской говорит: «конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я исчести может?»[48].

Теперь эта икона находится в Черниговском Ильинском монастыре, в церкви св. Троицы, на правой стороне. Празднуется ей 16-го апреля.