Вы здесь

Чудодейственный покров Божьей Матери. 100 икон и молитв, которые творят чудеса. Икона Божией Матери «Одигитрия (Смоленская)» (П. Е. Михалицын, 2016)

Икона Божией Матери «Одигитрия (Смоленская)»

(Празднование 10 августа)

Краткая история появления этого св. образа

Первый образ Смоленской Богородицы очень древний, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ «Одигитрии» («Путеводительницы») вернулся в Иерусалим; в V в. он был перенесен в Царьград, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI в. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.




После же смерти князя Всеволода «Одигитрия» обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя Киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают студенты-филологи в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 г. он перенес чудотворную икону из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 г. заложил здесь соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Спустя 10 лет «Одигитрия» была поставлена в этом соборе и с тех пор стала именоваться Смоленской – по имени города, хранительницей которого чудотворная икона оставалась в течение почти 9 веков.

В XIII в. на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигавшиеся на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая Богородица через свой образ «Одигитрии» Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже недалеко от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы голос: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой Богородице, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Его погребли в соборной церкви Смоленска и вскоре причислили к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом «Одигитрии» совершалось особое благодарственное молебствие.

В 1395 г. Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего 3 года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя Московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и «Одигитрия» стала ее приданым. В 1398 г. обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от Царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека. В 1456 г. в царствующий город прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415–1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен «Путеводительнице», после чего образ чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список Смоленской иконы в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 г. Смоленск был возвращен в состав Русского государства; в 1524 г. в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 г. москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 г. Смоленск осадило польское войско, и после 20 месяцев осады, в 1611 г., город пал перед превосходившим по силе неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска Русскому государству в 1654 г., в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 г. чудотворная икона «Одигитрия» вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой Богородицы за Ее излюбленный удел было явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 г. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен. Сперва в Москву – 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы; 31 августа Иверская и Смоленская иконы навестили раненных в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 г. «Одигитрия» вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Сюда ссылали неугодных цариц и царевен (Евдокию Лопухину, Софью); его грабили и разоряли наполеоновские войска и даже попытались было перед своим бегством из Москвы взорвать обитель (ее спасли смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 г. Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера, в 1938 г. последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 г. на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более 100 (в том числе могилы историка С. М. Соловьева и его сына В. С. Соловьева, русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 г. ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда был заново освящен трапезный Успенский храм. С тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков «Одигитрии». Возрождение самой обители началось в 1994 году.

Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 г. Закрытый в 1929 г., Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. Вошедшие в город 1 августа 1941 г. немецкие войска известили свое верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда 2 года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться, подобно тому как это произошло с другой пропавшей в то время чудотворной иконой, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первый образ Смоленской иконы так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой она написана, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянутой холстом; Богоматерь изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы темно-коричневого цвета, нижние – темно-синего; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первоявленного образа было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При обновлении живописи в Москве в 1666 г. к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы: фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в сторону Младенца; Ее чуть склоненная голова; характерное положение рук.

Чудотворные списки этой иконы

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по старому стилю. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу XX в. насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской. Посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях Русской земли: в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквам звучат слова песнопений Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Одигитрия».

Тропарь, кондак и молитва перед этой иконой

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, уши Твои к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и воплю сердца моего вонми, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя, нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.