Вы здесь

Чудные мгновения. Уроки литературы. УРОК 8 О НАШИХ БЕЗГРАНИЧНЫХ ЖЕЛАНИЯХ А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» (Любовь Сушко)

УРОК 8 О НАШИХ БЕЗГРАНИЧНЫХ ЖЕЛАНИЯХ А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»


Когда в детстве мы читаем сказки А.С.Пушкина, и наслаждаемся их изяществом и поэтическими достоинствами, можем ли мы даже приблизиться к глубинному их смыслу.

Я согласна с тем утверждением, что эти сказки написаны вовсе не для детей. И на сказки они похожи только по каким-то внешним атрибутам жанра. Но, наверное, целой жизни мало для того, чтобы понять их глубинную суть. И самое печальное, мы очень плохо знаем христианские мифы и символы, и совсем не знаем языческих. А ведь чаще всего именно на них строятся и русские народные сказки, которые слышал он от няни своей, и его собственные сказки.

И то, что было естественным и бесспорным в понимании смысла для самого поэта, для нас сегодня таит свои неразгаданные тайны.

И если «Сказка о царе Салтане» – это повествование о том, как был погублен наследник царя Салтана, и открылась страшная тайна, о которой не мог знать царь, до того момента, пока не умер сам. И не оказался он на таинственном острове Буяне, где в море – океане, небо сходилось с землей, и обитали души мертвых. И вели они жизнь, которая как две капли воды была похожа на земную, с той лишь разницей, что там все было иллюзией. То «Сказка о рыбаке и рыбке», вроде бы проще и лаконичнее, и не требует таких познаний языческих мифов. Но так ли это?

Но и ее герои вольно или невольно сталкиваются с мировыми проблемами бытия человека. Иногда человеку, много и упорно работавшему (тридцать лет и три года) улыбается удача.

Старику повезло, он поймал удачу за хвост и поймал золотую рыбку. В старых наших верованиях, морями правил Царь Морской, и он мог казнить и миловать, моряки и до сих пор относятся к нему с почтением и приносят свои жертвы. Золотая рыбка – это одна из первых его помощниц, а возможно и новое воплощение, потому за доброту она может награждать.

Золотая рыбка, которую старик отпускает в море, готова его наградить, но подарок всегда становится своеобразным испытанием на прочность. Но наши герои словно забыли истину о том, что с того, кому много дается, много и спроситься. Они противоположны по характерам. Старику не нужно ничего, старухе хочется получить все возможное и невозможное.

И жили они себе спокойно до такой возможности, и было у них разбитое, но все-таки корыто, но вдруг свалилось чудо – они могут получить большее, и что же?

Бойтесь своих желаний, они сбываются, – говорили нам мудрецы. Но старуха не собирается упускать возможность и сначала, не особенно веря чуду, просит она новое корыто, но, получив его, и убедившись, что все возможно, не может остановиться. И чем больше она получает от рыбки, тем больше ей хочется. И словно разыгрывая странную драму, рыбка дает ей желаемое. Новая изба- это то желание, которое еще вполне соответствует ее статусу и положению, оно не вступает в противоречие со всем остальным миром. И разумному человеку, поблагодарив удачу, надо бы остановиться, но не такова наша старуха.

Когда получена изба, она желает поднять свой социальный статус, не понимая, что для этого мало только внешних атрибутов, а необходимы еще какие-то условия: воспитание, социальная среда. Стать столбовой дворянкой по велению рыбки невозможно, но чудо происходит и на этот раз.

И спокойное море начинает волноваться и проявлять какие-то свои недовольства, но упрямая старуха не замечает этого, и сама она сердится и бранится еще больше. Из рабыни получился самый худший из типов повелительницы, и рыбка по воле старухи уже не добро, а зло начинает творить, нарушая какие-то законы социального бытия, это не может ей самой нравится.

Старуха поднимается одним рывком еще выше, и заставляет рыбку сделать себя царицей, т.е. получить власть на земле, власть, данную Богом. Потому что во все времена, не людьми, а Всевышним назначался царь. Но не только рыбка, даже безвольный, не имевший никаких желаний старик дает ей справедливую оценку:

Не ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство.

Но она только ярится, и требует то, что по ее слабому рассудку ей может принадлежать.

И автор показывает нам, насколько может быть губительна власть для тех, кто не имеет никаких заслуг, как далеко могут завести и довести до беды необдуманные желания.

На этот раз море почернело, природа в языческие времена всегда была частью веры, и наши боги были солнечными, и повелевали разными стихиями. Разумного человека такой знак должен был остановить и отрезвить, но старуха не собирается на это обращать внимания, тем более что все это делает для нее старик. Но во многом виноват и старик, который позволяет из себя вить веревки, и не может поставить глупую бабу на место. И тогда она замахивается на самое главное – хочет стать владычицей морской, чтобы была у нее золотая рыбка на посылках. Она замахивается и на божественную власть. Что должно было произойти на этот раз?

Но море в это время разыгралась буря страшная. Но и этот знак не может остановить старика, он передает рыбке просьбу старухи, которая для него, вероятно страшнее всех на свете, хотя она и женой его давно быть перестала, и прогнала со двора.

Но этот раз рыбка безмолвствует, она не может ему обещать исполнить такую просьбу. И старик возвращается к тому, с чего все начиналось: сидит старуха, а перед нею разбитое корыто.

Желания наши порой исполняются, но они должны быть разумны, человеку на то, и дан разум, чтобы мы могли отлить возможное от невозможного. Когда бросаешься на многое, можешь потерять даже то, что имеешь.

Оба героя наказаны заслуженно, старуха за страшную жадность, старик за безволие и покорность, с которой он относится к собственной жене, что по домострою было недопустимо.

Они живут убого, но возможно, в силу своих характеров и отношения к миру, получили только то, что должно. И пока старик «ловил неводом рыбу, а старуха пряла сою пряжу», если у них и не было материального благополучия, то было душевное равновесие, они не врывались в чужой мир, и не перекраивали на свой лад. И чудеса они требуют материально- бездуховные, потому что на другие у них просто соображений не хватает. Но то, что легко досталось, оно и исчезает так же легко и просто.

Старик за всю жизнь не смог построить даже добротную избу, и за доброту и трудолюбие, рыбка могла ему помочь в этом, но не больше. Кто был ничем, тот не может стать всем, – говорит нам в своей странной сказке А.С.Пушкин. И все, кто пытается оспорить это, оказываются у разбитого корыта.

Пушкинские сказки вовсе не так просты, как могло бы показаться из-за изящества их формы.

И не малышам, а школьникам старших классов необходимо об этом хорошенько задуматься, потому что сказки, это «добрым молодцам урок».