Вы здесь

Чудные мгновения. Уроки литературы. УРОК 5 ЧЕРТИ И БЕСЫ В РУССКИХ МИФАХ (Любовь Сушко)

УРОК 5 ЧЕРТИ И БЕСЫ В РУССКИХ МИФАХ

Вдруг с противной стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко.

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхавшая все мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пяточком. Ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий. А просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост в свою берлогу.

Н. В. Гоголь.


Так появляется это создание в уникальном произведении русского писателя Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», прекрасно известном каждому из нас.

Черти, бесы, есть в сказках и мифах у разных народов. В знаменитой трагедии Гете «Фауст» Мефистофель играет важнейшую роль, свита Воланда состоит из этих созданий, готовых вступить в схватку с целым миром, но как же все начиналось.

Слово «бесы» очень древнее, оно известно славянам еще во времена язычества. Это были природные духи, которые обитали повсюду, но в отличие от Домовых, могли и приносить людям пользу и вредить. К одним из них обращались за помощью, от других спасались. С принятием христианства они стали злыми и часто беспощадными созданиями.

А вот слово «черт» появилось только в 16—17 веке, и по сути своей эти создания мало, чем отличались от бесов. Так стали называть тех духов, которые переступили черту, нарушили все запреты и склоняли к тому всех остальных.

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетал, как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж, мало спустя, он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела, возвращаясь назад, метла, на которой, видно, только что съездила, куда нужно ведьма… много еще дряни встречали они.

Н.В.Гоголь

БЕСЫ В БИБЛИИ


Если же заглянуть в Библию, то и там есть упоминание об этих созданиях.

После сотворения мира между ангелами нашелся один, из гордости не желавший подчиниться, он хотел все устроить по-своему. К нему перешли и другие ангелы. За бунт они были изгнаны с небес. Архангел Михаил победил в схватке с Сатаной. Проигравшие были выброшены на землю и в преисподнюю – в ад. Они и стали его свитой.

По другой легенде и Дьявол принимал участие в творении мира. Сатнил, отвергнутый богом, сотворил землю, и все на ней устроил, и объявил себя властителем. За это он и был отправлен в ад. Он слепил человека, но оживить его не смог, бог вдул в него душу и жизнь, потому тело его в землю идет, а душа на небеса поднимается.

И люди объясняли такое количество неустройств, недостатков на земле именно вмешательством дьявола. Но иногда их рассматривают, как часть божественного замысла. Бог посылает людям испытания, наказывает за прегрешения.

Считалось, что сам человек зла не творит, пока его не склонит к этому бес. Но тот избирает только тех, кто был готов к подобному злу. И являются пред ними те, кто способен обрести человеческий облик, но всегда мелкого размера, коротконогие и рогаты, иногда синие или черные, с хвостом и копытами. Рога у них – могущество и гордость, хвост – лукавство и хитрость, когти – хищничество, их волосы всклокочены, иногда они лысые.

Как и ангелы, бесы невидимы и могут появляться в любом месте. Даже в церкви и монастырях, в любое время, чаще всего в полночь, но остаются на земле только до первых петухов. Они опасны, потому что принимают любое обличие: змеи, жабы, козлы, мыши, драконы, а могут не отличаться от людей, принять облик мужа друга, хорошо знакомого человека. Но чаще всего бесы оборачиваются черными псами, котами или воронами. Могут быть иноземцами и иноверцами. К бесам были причислены языческие боги и духи. А народные развлечения с музыкой и плясками стали относиться к бесовским. Так запретили скоморошьи потехи, хотя люди этому яростно противились.

Бесы стали распространителями зол и бед, глухоты, слепоты, головной боли и умопомрачения. Все грех и пороки людские им причислялись: пьянство, обман, гордыня. Когда было принято христианство, чаще всего испытаниям подвергались священники. Бесы усыпляют и запутывают мысли, они не давали спать, шумели и гудели. А молитвы помогали только на короткий срок.

Сатана посылал скоморохов, чтобы отвратить людей от веры, а они плясками да срамными песнями увлекали за собой людей. Колдуны, знахари, и волхвы были их верными и преданными слугами издавна.

Любимая забава бесовская – ссоры и оскорбления, а к этому чаще всего побуждало пьянство, когда загораются внутренности, на лице огонь, язык деревенеет, а ум скудеет. С таким человеком бес может делать все, что ему захочется. Но у бесов есть одна слабость – они не могут знать мыслей человека, потому и приписывают ему то, чего никогда не было, и ошибались, когда встречались с людьми сильными и твердыми. Человеческая душа – вот что хотели они заполучить. И ради этого готовы были на многое.

Все наши беды и горести объясняются вмешательством бесов. Наши предки верили в то, что они могут вселяться в человеческие тела. Таких людей называли бесноватыми. Они тяжело болели, чаще душевными болезнями, буянили, совершали дикие поступки. Христос исцелял их.

На Руси их называли кликушами, они вопили, катались по земле.

Вмешательством бесов объясняли и распри между князьями, нарушение родственных отношений, братоубийство. Часто они вмешивались в дела людские и много бед натворили.


НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем попало.

В то время, когда живописец трудился над этой картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнеце золу и обсыпал картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.

Одна только ночь осталась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц.

Н.В.Гоголь