Вы здесь

Чудные мгновения. Уроки литературы. УРОК 15 ТАЙНЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (Любовь Сушко)

УРОК 15 ТАЙНЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»


Перед нами самое первое и самое уникальное из произведений древнерусской литературы. В нем удивительно все. И язык, и тема, и ход мыслей, и исторический материал.

У жителей 21 века появилась возможность перенестись в 12 век в последние его десятилетия, чтобы еще раз взглянуть на разыгравшуюся трагедию, которая в той или иной мере будет отражаться и на нашей реальности.

Для человека, не ведающего об этой страничке нашей истории совершенно непонятно, почему отправился в поход в одиночестве князь Игорь, отчего великий князь Святослав упрекает всех остальных собратьев:

Это вы, раздорами и смутой,

К нам на Русь поганых привели.

И для того, чтобы понять все происходящее там, придется для начала заглянуть не на страницы школьного учебника истории, а в более серьезные научные труды.

И постепенно многочисленные имена русских князей наполнятся особенным содержанием, что очень важно.

ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Так что же произошло в конце 12 века, перед монгольским нашествием на русских землях? Трагедия началась значительно раньше, когда на два враждующих лагеря разделились дети старшего сына Ярослава Олега и младшего Владимира Мономаха, которые вопреки всем законам и заветам отцов захватили великий стол. Князь Олег не смог отвоевать того, что ему и его наследникам принадлежало по праву рождения, и на 33 года отправился в изгнание.

Его сын, князь Святослав Олегович вместо Киева получил только Чернигов, один из крупнейших в то время городов, но не столицу, и которого его малолетние сыновья Игорь и Всеволод были изгнаны после смерти его. Они оказались у Андрея Боголюбского, Владимирского князя, единственного отважившегося приютить изгнанников, да и то, потому что, по сути, в то время Владимир уже был настоящей столицей земли русской, а Киев только считался ею.

Там, в Киеве, сидел последний из Олеговичей, князь Святослав Всеволодович, который пытался только примирить всех удельных князей, не желавших признавать первенство одного из них. Он вроде бы добился справедливости. Но на этом деле это была только иллюзия, ни власти, ни союзников, ни земель у него не было. Он оказался беднее всех остальных.

Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, и внук Владимира Мономаха, унаследовал Владимир, и негласный титул великого князя, каковым и считал себя без всяких на то прав, так его и называет сам Святослав в своем слове:

Князь великий Всеволод! Доколе

Муки нам великие терпеть?

Не тебе ль на суздальском престоле

О престоле отчем порадеть?

Ты и Волгу веслами расплещешь,

Ты шеломом вычерпаешь Дон…

Но кроме действительно могущественного Всеволода, прозванного современниками Большим Гнездом, есть еще князь Рюрик Ростиславич, тот, который воевал с самим Святославом недавно, осмелился идти на Великого князя, победил его, оттеснил за Киевские ворота, и провозгласил, что земли вокруг Киева принадлежат ему, а великому князю, только то, что за городской стеной. Положение его оказалось более выгодным, потому что войти в Киев после смерти Святослава, преградив туда дорогу законному наследнику – князю Игорю Святославичу. Он заранее позаботился обо всем.

Вы, князья буй-Рюрик и Давид!

Смолкли ваши воинские громы.

А не ваши ль плавали в крови

Золотом покрытые шеломы?

А не ваши ль храбрые полки

Рыкают, как туры, умирая…

Не может великий князь простить ему вероломства, но приглашает его помочь первому сопернику, Игорю, понимая, что никогда не пойдет он на это. Но кроме этих вероломных младших князей, подчинивших себе почти все земли, есть еще и могучий Галич, с которым Киев не мог уровняться, и там в то время был один из самых ярких и могущественных героев – князь Ярослав, с которым никто не сравнится. О его подвигах ратных ходили легенды, никому не собирался подчиняться сей властелин.

Ярослав, князь Галицкий! Твой град

Высоко стоит под облаками.

Оседлал вершины ты Карпат

И подпер железными полками.

На своем престоле золотом

Восемь дел, ты, князь, решаешь разом,

И народ зовет тебя кругом

Осмомыслом – за великий разум.

А если вспомнить о том, что этот князь и был тестем князя Игоря, отцом его любимой жены, еще более странным кажется его гробовое молчание. Но у него под боком оказался самый дерзкий, бесстрашный из сыновей Мстислава, князь Роман, который со временим, присоединит к своей Волыни его Галич, и потому не двинется на помощь к Игорю князь Ярослав. И была еще одна таинственная история, о которой молчат историки. Дочь его должна была стать королевой Венгерской, но по каким-то странным обстоятельствам этого не произошло, и вероятно не по его, а по собственной воле она стала женой опального князя. И вряд ли могло это нравиться могущественному князю Ярославу, как и для Всеволода, и для Рюрика, для него поражение и даже смерть князя Игоря были если не благом, то избавлением от многих проблем, которые он мог принести им фактом своего существования. И что же получается? Владимир – Галич, Рязань, – города, где сидят более могущественные и богатые князья, чем в Киеве, хотя и доставшемся старшим в роду, но не имевшем уже никакого значения и для них, и для всего славянского мира.

Вот в таких условиях, последний наследник князя Олега, не получивший даже своего Чернигова еще и решается отправиться в поход против половцев, чтобы показать свою мощь и свое первенство. Он понимает, что обречен, не только могучие князья, но и природа сама против него. Игорь видит затмение, ропот среди дружинников слышит. Но ничто не может остановить его в этом жутком противостоянии. Ему не может помочь и великий князь, ни своими силами, не призывая более могущественных союзников, потому что нет у него власти над ними. И на глазах у всего мира происходит трагедия – поражение и плен князя Игоря, который для всех этих князей, только избавление от лишних проблем.

Единственный человек, по-настоящему о нем переживающий – дочь князя Ярослава и любимая жена князя Игоря – Ефросинья Ярославна. Это ее Плач, до сих пор так волнует наши сердца. Но если вчитаться в это творение, то мы узнаем еще одну причину, из-за которой князя Игоря не должен был любить и поддерживать весь остальной мир. Моля о спасении, о возвращении мужа не к Христу или Богоматери обращается княгиня, потерявшая и мужа и сына старшего.

– Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки.

А называют воинов внуками Стрибога (бога ветров), потом княгиня обращается к Днепру и к Солнцу:

Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло.

Мы убеждаемся и дальше, что князь Игорь в 12 веке, через два столетия после принятия христианства осмелился быть язычником. Потому не могли принять и понять его все остальные князья, твердо, опиравшиеся на христианскую веру и ее служителей. Это было невероятной дерзостью в те времена, он отличен был от них во всем, и смел таким оставаться до конца. Но князь Игорь, вероятно, понимал, что, только обратившись к предкам, и преданным ими богам, можно восстановить тот вечный славянский уклад, и ту справедливость, которую чужая вера, и насильно навязанный им бог дать не могут. Он готов был спорить со всем миром, и не боялся проиграть, надеясь на что-то большее для потомков своих.

Такой же путь изберет немного позднее сын того самого князя Романа -Даниил, когда откажется ехать в орду, и отдаст свой мир католической вере и Римскому папе, став королем. Оба они проиграли, но пытались найти выход в безвыходной ситуации. И еще одно подтверждение тому, что князь Игорь был язычником – последние главы «Слова», когда князь бежит из плена, он оборачивается серым волком, вьется соколом в облаках, как древний чародей Волхв или предок его Всеслав, которого так же называли чародеем. Противостоять силе и вере, принятой в мире, для этого требовалось особенное мужество, но это еще одно свидетельство того, насколько сильно было язычество и в то время. И происходит еще одна удивительная вещь, князь, испытав все другие способы для противостояния могучим соперникам, оборачивается к вере своих предков, и надеется, что древние боги, и тени отцов и дедов помогут ему в неравной борьбе. Но князь Игорь обречен в таком противостоянии. Было написано «Слово» – повествование о времени и о князьях, ему вернули его родной Чернигов, но после смерти великого князя Святослава не допустили в Киев. Он умер внезапно при загадочных обстоятельствах в самом начале 13 века, и имя его было стерто во всех летописях. В том же году скончалась и жена его. Монахи и правители не могли допустить огласки. Могила его так и осталась неизвестно, погибли его сыновья, призванные боярами наследовать Галицкий стол. С ними расправился князь Роман Мстиславичу, который и занял Галичский стол, с согласия князя Всеволода, по-прежнему считавшего себя великим князем, а свой Владимир столицей земель русских. И самое печальное, что все эти кровавые события происходили за несколько лет до татарского рабства, в огне и крови которого потонут и правые и виноватые.

Сегодня мы знаем, как тяжко придется князю Ярославу Всеволодовичу, сыну самого могущественного из князей, и внуку его прославленному Александру Невскому, отправляясь на поклон к ханам, и отстраивая сожженные города, да и всем остальным русским князьям. Но призыв об объединении, так ясно звучавший в «Слове», так и не был услышан. Некоторые историки склонны считать, что гражданская война началась в том самом 12 веке, когда не могли ни объединиться, не договориться русские князья, уничтожая друг друга. Она продолжается до сих пор. И мы не услышали его призыва, и не сделали никаких выводов из той давней истории. А самое страшное, что не было у нас ни законов, которые бы исправлялись, ни настоящей веры, только право сильного, готовность к истреблению и бесконечные войны за власть и богатства.

«Слово» – это не просто первое светское литературное произведение, это историческая версия гибельности избранного тогда нами пути.