Вы здесь

Чудные мгновения. Уроки литературы. УРОК 13 «СТРАШНОЕ ПРОРОЧЕСТВО» А. ТОЛСТОЙ «ЗМЕЙ ТУГАРИН» (Любовь Сушко)

УРОК 13 «СТРАШНОЕ ПРОРОЧЕСТВО» А. ТОЛСТОЙ «ЗМЕЙ ТУГАРИН»


Погружаясь в мир древних сказаний и легенд, русские поэты уводили нас в ту дохристианскую и дотатарскую Русь, о которой наши историки имеют смутное представление. Но именно там рождалась тот дух, та тайна, которая потом навсегда была утеряна, и особенная атмосфера язычества, которую очень трудно представит себе современному человеку.

Поэт А. Толстой переносит нас в своей балладе в эпоху Владимира Красно Солнышко. Киевский князь еще пирует свободно со своими богатырями, и не задумался о принятии новой верой. Вот и мы можем побывать на таком пире, где

все решалось в те времена: вопросы мира и войны, свадьбы и тризны творились здесь.

Над светлым Днепром средь могучих бояр,

Близ стольного Киева-града

Пирует Владимир.

Мы знаем, из отрывочных исторических записей, что особенно при сыне князя Владимира Ярославе Муром на Руси был настоящий расцвет, она слыла могучим и очень богатым государством, и все иноземные короли стремились породниться с русским князем, и ничто в те годы, казалось, не могло предвещать никакой беды. Но появился странный Баян во время княжеского пира. Под его личиной скрывался Змей Тугарин, и завел он странную песню, над которой и могучий князь, и его гости долго хохотали, но песня оказалась пророческой.

По традиции сначала он напоминает собравшимся о славных победах и делах прошлого, и вдруг совсем иной становится его песня:

Но род твой не вечно судьбою храним,

Настанет тяжелое время.

Обнимут твой Киев и пламя и дым,

И внуки твои будут внукам моим

Держать золоченое стремя.

Никто не может поверить в подобное, ведь князя окружают славные богатыри, здесь и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они воспринимают пророчество, как клевету и издевательство. Но мы знаем печальную нашу историю, и грустным кажется такой смех.

Илья напоминает ему о расправе над соловьем:

Да я пятерней приглушил его свист-

С тобой не случилось бы тоже.

А Змей говорит между тем о рабстве и победе над ханом, но и после этого в нашей истории будет мало утешительного:

И земли единый из вас соберет.

И сам же над ней станет ханом.

Никто из собравшихся не может поверить в подобные перемены, слишком фантастичными они кажется. Но Змей мудр, и они понимают, что он может говорить правду.

И вот, наглотавшись татарщины всласть,

Вы Русью ее назовете.

О том же примерно будет рассуждать А. Блок в цикле «На поле Куликовом», хотя и одержана победа, но все давно перемешалась, и невозможно понять, где святое знамя, а где ханской сабли сталь. И союз с татарами будет продолжаться, как и вечный бой между двумя мирами, которые со временем оказались ближе, чем сначала могло показаться.

А Змей между тем говорит Владимиру, что потомки его предадут своих предков варягов и повернутся к востоку. Для князя такая мысль и смешна и невыносимо, но не дано предугадать, как и что со временем повернется.

И тогда Добрыня узнает Змея, с одним из таких он уже расправился когда-то, но Змей бессмертен, он вернулся к ним из-за моря, и ему приходится на этот раз спасаться бегством:

И в змея певец перекинулся вдруг

И с криком бросается в воду.

Им кажется, что они еще могут исправить все и не допустить исполнения скверного пророчества, потому так торжественно звучат слова:

Нет, шутишь! Живет наша русская Русь,

Татарской Руси нам не надо.

Солгал он. Солгал.

И остается только надеяться на то, что будет все так, как им хочется, но со временем измельчают князья, в междоусобицах они потеряют вся, что было дорого, и останется только вспоминать былины о князьях и славных их богатырях. А Владимир на своем пиру поднимает кубок за лихих варягов, ведь в жилах их течет кровь именно этих людей:

И если настанет година невзгод,

Мы верим, что Русь их победно пройдет.

С грустью мы перечитываем эти строки о воле и силе богатырской, о славных днях нашей земли. И звучит русская речь с присказкой:

Ой, ладо, ой ладушки ладо.

Она по-прежнему жива в глубине наших душ, и мы не сможем с ней расстаться. В трудные минуты мы вспоминаем о ней снова и снова.

Княжеский пир – это главное доказательство, что дух викингов был жив еще через много лет после смерти Рюрика и его соратников, и он всегда побеждал. Но постепенно восток вползал в славянские души. И они странно менялись.