Вы здесь

Чудеса света. Глава 1. Чудеса Древнего мира (Е. Н. Пакалина, 2009)

Глава 1

Чудеса Древнего мира

Семь великих чудес света

Статуя Зевса Олимпийского

Среди чудес Древнего мира, бесспорно, самыми прекрасными и удивительными можно считать произведения искусства, созданные в Греции, например, скульптуру Зевса, древнегреческого верховного бога. Как живой, восседал на троне грозный владыка Вселенной Зевс. Его высота достигала 14 м! При этом статуя находилась в городе Олимпия, в зале храма Зевса длина которого равнялась 64 м, ширина – 28 м, а высота – 20 м. Можно себе представить, какое впечатление производила величественная скульптура, почти достигающая в высоту потолка, на входивших в храм людей.

Сейчас мы можем только предполагать, как выглядела огромная статуя, столь потрясающая всех, кто ее видел. Да и храм Зевса давно разрушен. В древнейшие же времена он сам был настоящим чудом: колонны его были огромны (высотой в 10,5 м), а барабаны, на которых эти колонны стояли, два человека, взявшись за руки, с трудом могли обхватить (их диаметр превышал человеческий рост – 2,25 м). Всего таких колонн было по шесть на фасадах и по тринадцать на боковых сторонах. Мощные колонны, окружавшие храм, вызывали восторг и преклонение.




В храме Зевса всегда было много посетителей. Ведь город Олимпия, в котором его построил (между 471 и 457 гг. до н. э.) архитектор Либон, был центром Олимпийских игр и местом поклонения древнегреческим богам. Именно здесь, в священной роще Алтис, располагались алтари, статуи и храмы, перед которыми совершали жертвоприношения и оставляли дары божествам. Храм Зевса был построен практически в центре Алтиса из известняка, лишь скульптуры и кровля были мраморными. Изваяния, украшающие самый знаменитый храм Олимпии, столь же прекрасны, как и статуя Зевса. Это рельефы с изображением сцен из древнегреческих мифов. Имена их создателей до сих пор до конца не выяснены, зато прекрасно известно, кто автор скульптуры Зевса Олимпийского – гениальный Фидий.

При создании статуи Зевса Фидий использовал не только золото, но и слоновую кость. Статуя громовержца была сделана из тонких золотых и костяных пластинок, прикрепленных на специальный каркас из дерева. Лицо, полуобнаженная фигура Зевса казались живыми и теплыми благодаря особому оттенку слегка подкрашенной слоновой кости, на голове божества был венок из золотых оливковых ветвей, золотыми были также его волосы, борода и плащ. На ладони Зевса стояла фигура богини Победы Ники (также золотая), в другой руке он держал скипетр с орлом наверху.

Знаменитое чудо света после разрушения храма попало в Византию, где погибло в V в. н. э. во время пожара во дворце византийского императора Феодосия I.

Храм Артемиды Эфесской

Храм богини Артемиды в древнегреческом городе Эфесе считается одним из семи чудес света Древнего мира. Его строительство шло достаточно долго и было завершено в 550 г. до н. э. В сооружении храма принимали участие несколько архитекторов. Начало возведению святилища положил знаменитый зодчий из города Кносса Харсифрон, который создал проект. По его мысли, это должно было быть величественное здание из мрамора, окруженное двумя рядами взлетающих ввысь колонн.

Древнегреческие храмы представляли собой прямоугольные здания, опоясанные рядами колонн, как будто защищенные ими. Храм, окруженный колоннами со всех сторон, в переводе с древнегреческого языка так и назывался «периптер» – «оперенный». Храм Артемиды имел два ряда колонн – диптер. Главный фасад храма смотрел на восток, встречая восход солнца. Стены храма окрашивались в яркие цвета – золотой, голубой, красный, что создавало особый эффект.

Харсифрон успел возвести стены храма и колоннаду. Его сын, архитектор Метаген, достроил верх здания. Но счастье придать храму последний штрих выпало на долю зодчих Деметрия и Пеонита.

Великолепное убранство храма вызывало всеобщее восхищение. Внутреннее помещение сооружения – святилище – в длину составляло 110 м, а в ширину – 55 м. Около двухсот стройных колонн доходили в высоту до 18 м. Четыре угла крыши были украшены мраморными статуями быков, а на фасаде высилась скульптура раненой амазонки. Для того чтобы ее исполнить, несколько известнейших скульпторов Греции соревновались в своем искусстве. Победу одержал Поликлет из города Аргоса, опередив при этом знаменитого Фидия.

Но самым главным украшением храма служила статуя Артемиды, которая стояла в центре святилища. Возвышаясь на 15 м, она невольно царила внутри храма. Любой солнечный луч, попадавший на нее, заставлял ее сверкать всеми цветами радуги. Дело в том, что статуя была сделана из дерева, а сверху покрыта сплошным ковром из золота и драгоценных камней. Увидевший ее не сомневался в Божественном происхождении скульптуры.

Артемида – одна из древнегреческих богинь – покровительствовала охоте, проводя время в горах и лесах. Смелая и решительная, она изображалась с луком в руках и в короткой одежде. Часто ее сопровождали собаки и любимица-лань. В окружении нимф, своих подруг, она выделялась ростом и красотой.

Спустя 200 лет один из жителей Эфеса, Герострат, решил прославить свое имя в веках и поджег величественный храм. Это преступление так потрясло эфесцев, что они решили никогда и нигде не упоминать имени поджигателя. Однако со временем оно превратилось в нарицательное, а поступок Герострата до сих пор остается примером самого варварского из преступлений.

На протяжении своей истории храм Артемиды несколько раз восстанавливался, но был окончательно разрушен землетрясением.

Галикарнасский мавзолей

Еще одно чудо Древнего мира располагалось на территории нынешней Турции, в городе Бодрули. Когда-то здесь был город Галикарнас – столица Карийского государства, удобный торговый порт. Именно в этом, сейчас уже несуществующем государстве, в IV в. до н. э. правил царь Мавсол, прославившийся в веках прежде всего своей гробницей. Она должна была показать ту великую любовь, которую питала к своему супругу царица Артемисия даже после его смерти.

Величайшему творению архитекторов и скульпторов удалось воплотить мечту тоскующей вдовы. Состоящее из двух ярусов здание достигало огромной по тем временам высоты – 40–50 м. Нижний ярус стал своеобразным склепом, местом, где покоилось тело царя. Второй ярус играл роль заупокойного храма. Над ними возвышалась величественная пирамида, на самой вершине которой в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Все здание было пышно украшено статуями и колоннами, причем впервые в истории при строительстве одного здания использовались колонны всех трех видов, которые к тому времени создали архитекторы.

Греческие архитекторы изобрели три различных вида колонн, тщательно продумав при этом, какой должна быть верхняя часть здания, опирающаяся на эти колонны, в каждом из случаев. Они называли эти «типовые проекты» конструкции здания ордерами.

Всего грекам были известны три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический ордер отличается величественной простотой, колонны имеют большой диаметр, их вершина (капитель) состоит из двух плит – круглой и квадратной. Естественно, что и здание, имеющее такие колонны, было простым и мощным. Ионический ордер более легкий и изящный, колонны тоньше, завершаются двумя завитками (волютами). Коринфский же особенно наряден и пышен, колонны этого ордера завершаются листьями растения аканта.

Архитекторами, спроектировавшими мавзолей, были Сатир и Пифей. Они украсили первый ярус дорическими колоннами, сделав его монументальным и строгим, что соответствовало идее создания торжественного места упокоения, воплотило чувство скорби в зримом образе. Второй ярус – место поклонения богам и принесения поминальных жертвоприношений – был оформлен архитекторами более пышно и торжественно. Снаружи он имел колоннаду ионического ордера, внутри – коринфского.




Все здание было покрыто мраморными рельефами, над которыми работали самые прославленные скульпторы того времени. К их числу, несомненно, можно отнести Скопаса, работы которого всегда узнаваемы по сильному энергичному движению, ярким эмоциям и выразительности. Именно ему исследователи приписывают рельеф «Амазономахия», рассказывающий миф о битве греков с амазонками.

Мавзолей не исчез бесследно в веках, он был перестроен в крепость-монастырь. Кроме того, с тех пор многие возводимые во всем мире гробницы стали называть именно мавзолеями, тем самым увековечивая имя царя Мавсола.

Колосс Родосский

Древнегреческое предание гласит, что остров Родос в стародавние времена лежал на дне моря, а Гелиос поднял его на поверхность и попросил богов отдать ему. В память этого события жители острова воздвигли огромную статую, называемую Колоссом Родосским.

Первоначально в Древней Греции колоссом считали обыкновенную статую или скульптуру. Но со времени создания знаменитого Гелиоса на острове Родос этим словом стали обозначать статуи огромной высоты.

Автором Колосса стал скульптор по имени Харес, который руководил всеми работами вместе со своими помощниками. Перед ним стояла трудная задача: создать нечто настолько величественное, что превышало бы размеры всех когда-либо сооруженных человеком статуй. Мастер великолепно справился с этим: Колосс Родосский возвышался на 30–35 м, а большой палец статуи мог обхватить далеко не каждый человек.

Гигантская для того времени статуя росла постепенно: сначала были установлены ноги Гелиоса, а затем на них были водружены все остальные части. Чтобы статуя не упала, ее укрепили конструкцией из трех каменных столбов, скрепленных железными балками. Фигура Колосса была бронзовой и, следовательно, очень тяжелой. Она стояла на мраморном постаменте, к которому были надежно привинчены ее ступни.

Гелиос был одним из древнегреческих богов, покровительствовавших Солнцу, освещавшему Землю. В его руке всегда был факел или другой источник света. Его изображали могучим юношей, одежда которого испускала сияние, а на голове был венец, напоминающий лучи солнца. Легенда гласила, что утром он выезжал из дворца на золотой колеснице и проделывал свой ежедневный путь с востока на запад, подобно Солнцу. Вечером его принимала на свой борт золотая ладья, чтобы вернуть обратно.

Есть разные свидетельства, описывающие внешний вид знаменитой статуи. Кто-то писал, что гигант держал над головой чашу с раскаленными углями, а кто-то изображал его с высоко поднятым факелом. Можно с уверенностью сказать только одно, что огонь на статуе ночью освещал путь входящим в бухту кораблям. Один из авторов утверждал, что Колосс стоял, широко расставив ноги, над каналом при входе в порт Родоса. Однако этому утверждению вряд ли можно верить, так как из-за своей тяжести статуя бы просто упала. Скорее всего, фигура стояла прямо, и ноги у нее были соединены.

Статуя Колосса Родосского сооружалась в течение 12 лет, но простояла совсем недолго. В 225 г. до н. э. она согнулась пополам из-за землетрясения.

Голова и плечи Гелиоса оказались припертыми к земле. И хотя жители Родоса пробовали восстановить Колосса, уже никогда мир не увидел его в прежнем виде. Несколько столетий на берегу острова находились осколки статуи, а затем исчезли и они. Сегодня говорят о возможности восстановления этого чуда света. Но еще никто не решился поспорить в умении и смелости с древнегреческими мастерами, создавшими Колосса Родосского.

Египетские пирамиды

Одно из самых загадочных и тщательно исследуемых до сих пор чудес света, уцелевшее до наших дней, – египетские пирамиды.

Огромные рукотворные горы, созданные по расчетам известных и уважаемых в Египте архитекторов с использованием удивительных для Древнего мира технологий, стали гробницами правителей Древнего Египта – фараонов. Самой древней является ступенчатая пирамида фараона Джосера, правившего Египтом около 5000 лет тому назад. До него правители Египта ограничивались надгробными памятниками более простой конструкции. Джосер обратился к зодчему Имхотепу с пожеланием, чтобы его гробница превзошла все до сих пор возведенные, обеспечив ему мирное и покойное загробное существование. Так была построена первая пирамида, достигающая в высоту 60 м.

Пирамида, в которой тщательно рассчитаны все геометрические параметры, грани которой ориентированы по сторонам света и отполированы, создает в определенном месте своего внутреннего пространства благоприятную среду, способствующую сохранению тела умершего человека.

Самыми известными во всем мире являются пирамиды в Гизе, предназначенные для фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса огромна, она просто подавляет своими размерами – 147 м в высоту, длина каждой стороны – 233 м, занимаемая площадь – почти 50 000 кв.м. При этом стороны пирамиды с точностью до 4 угловых минут ориентированы по сторонам света. Пирамиды состоят из сплошной каменной кладки. Каменные блоки, из которых они сложены, весят от 2,5 до 15 т. Каким образом удалось древним мастерам возвести подобное чудо?

Существует множество гипотез о том, как строились пирамиды. Американский инженер Джон Буш, например, выдвинул гипотезу, согласно которой огромные глыбы перекатывались на большие расстояния с помощью больших круглых колодок. Он проводил удачные испытания подобных приспособлений. Глыбы известняка, используемые в строительстве пирамид, добывали на противоположном берегу Нила и перевозили на лодках.

Существуют и более необычные предположения о возведении пирамид. Согласно им пирамиды – дело рук космических прародителей человечества или жителей затонувший Атлантиды, которые спрятали под пирамидами информацию о тайных знаниях.

Древние египтяне верили, что умершего, похороненного по всем правилам, ждет воскресение в особом загробном мире. Гробница становится его домом, в котором сохраняется его мумия (тщательно набальзамированное нетленное тело), а также множество двойников-скульптур и изображения предметов, животных и людей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни.

Александрийский маяк

Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в Египте. Располагался он на острове Фарос, который служил естественным заслоном для александрийских пристаней.

Маяк был построен по велению египетского царя Птолемея и должен был олицетворять силу, величие и непобедимость его государства. Истинным же создателем его стал греческий зодчий по имени Сострат Книдский. Для строительства он использовал мрамор, гранит, а также известняк. Никто точно не знает, какой высоты был этот небоскреб. По описаниям древних авторов, маяк превышал самую грандиозную пирамиду. Мы знаем, что высота пирамиды Хеопса, наибольшей из египетских сооружений, достигала 147 м. Следовательно, Александрийское чудо было еще выше! Для сравнения можно сказать, что ни один из современных маяков не имеет таких размеров.

Название острова Фарос дало впоследствии начало слову «фара». Сегодня вряд ли кто догадывается, что этот привычный для нас осветительный прибор получил свое наименование благодаря местоположению древнего маяка.

По дошедшим до нас сведениям, маяк представлял собой несколько сооружений, стоящих одно на другом. Нижний этаж имел форму квадрата со сторонами около 200 м и представлял собой своеобразный дворец. По углам его ограничивали четыре башни. Следующим этажом служила четырехугольная зубчатая башня, поднимавшаяся на 70–80 м и сужавшаяся к вершине. Продолжало маяк еще одно возвышение, более узкое и такое же внушительное по высоте. На его крыше располагалась устойчивая каменная площадка, на которой стояли образующие круг колонны. Круг был необходим как основание для очередной башни, выстроенной в виде конуса. Все это сложное сооружение заканчивалось статуей бога океанов и морей Посейдона, возвышавшейся на 8 м.

Местом, где зажигался необходимый морякам маяк, был третий этаж. Именно там находился огромный бронзовый сосуд, в котором разводили огонь. Особая система зеркальных поверхностей усиливала его до такой степени, что горящая точка была видна на 100 миль вокруг.

Александрийский маяк в течение 1500 лет помогал морякам прокладывать свой путь, а затем был разобран на камни, и на его месте выросла крепость.




Висячие сады Семирамиды

На территории современного Ирака находился когда-то могущественный город Вавилон. Даже сейчас археологи, раскапывая развалины, поражаются размерам и тем прекрасным сооружениям, которые украшали его. Самое необычное из них – знаменитые висячие сады царицы Ассирии Семирамиды.

Семирамида, или, если произнести по-ассирийски, Шаммурамат, и в самом деле была царицей Ассирии. Именно с ней история связывает эпоху грандиозного строительства в Вавилоне, возведения его укреплений с величественными стенами и башнями, моста через реку Евфрат и храма, посвященного верховному божеству ассирийцев Бэлу. Она была настолько могущественной, что ассирийцы сложили о ее жизни легенды. Семирамида якобы была дочерью богини Деркето, росла в стае голубей и сама могла превращаться в голубку. Поэтому голубь для ассирийцев – священная птица.

Несмотря на славу, которой окружено имя Семирамиды, вовсе не она построила висячие сады. Они были сооружены ассирийским царем Навуходоносором для жены Амитис. Эти сказочные сады должны были напоминать ей о прекрасной и пышной растительности ее родины Мидии.

Висячие сады были посажены на специальных рукотворных террасах, поддерживаемых искусно возведенными сводами, которые держались на больших колоннах. На эти своды слоями были уложены массивные каменные плиты, слой камыша, залитый асфальтом, ряды кирпичей, скрепленных гипсом, свинцовые пластины для задержания воды и широкий слой земли. Огромные ступени висячих садов достигали в высоту 27,75 м, что давало достаточно места и света для роста даже высоких деревьев. С помощью особого водоподъемного колеса они поливались водой из Евфрата. Так в жарком и засушливом климате появились сказочные, словно парящие в воздухе сады, наполненные экзотическими растениями.

Чудеса Древнего Востока

Вавилонская башня

Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О Вавилонской башне рассказывалось еще в Библии. Согласно библейскому преданию люди Земли сначала жили в одном прекрасном месте и разговаривали на одном, понятном всем языке. И решили они построить там город, который бы украшала очень высокая башня. Когда строительство было в полном разгаре, Бог глянул на нее и поразился человеческой гордыне: люди попытались создать нечто Божественное! Тогда он в ярости перемешал все языки, чтобы люди перестали понимать друг друга. Жители Вавилона разошлись кто куда, а заброшенная башня осталась в веках символом всеобщей сумятицы. Библейская легенда повествует о реально существовавшей в середине VII в. до н. э. башне. Она состояла из поставленных одна на другую восьми ступеней, нижняя из которых представляла собой квадрат со стороной 90 м. Высота сооружения была такой же. Снаружи вдоль стен наверх поднимались лестницы. Они вели к храму бога Мардука, расположенному на верхнем ярусе. Во время праздников толпы вавилонян собирались вокруг башни, чтобы совершить различные ритуалы (действия, церемонии) в честь верховного бога.

Вавилонская башня была построена в виде зиккурата – большого сооружения, состоящего из ступеней, которые постепенно сужались к вершине, напоминая ведущую в небо лестницу. Такие зиккураты находились почти во всех крупных городах Древней Азии. Что-то похожее на них строили индейские племена – майя и инки. Подобные сооружения были обнаружены на острове Ява.

Вавилонская башня была очень колоритной. Ее верхний ярус был обложен синей глазурованной плиткой и покрашен в золотой цвет. Плитка и золото сверкали на солнце и были видны издалека.

Грандиозную башню сооружали несколько поколений людей, на нее ушло 85 млн кирпичей. На протяжении своей истории зиккурат много раз разрушался, но трудолюбивый вавилонский народ заново отстраивал его и восстанавливал внешнюю отделку.




Однако башне не суждено было уцелеть: царь Персии Ксеркс, сметавший все на своем пути, не пожалел и вавилонское чудо. Но даже развалины зиккурата были такими огромными, что вызывали у всех восхищение. Археологические раскопки на месте Древнего Вавилона подтвердили все, что рассказывали про башню древние авторы. Найденные фундамент и остатки башни по размаху можно вполне сравнить со знаменитыми чудесами света.

Великая Китайская стена

Одно из самых потрясающих сооружений Земли, единственное рукотворное чудо, которое можно рассмотреть с Луны, – Великая Китайская стена. Построена она была очень давно, начало строительства связано с эпохой правления династии Цинь (IV–III вв. до н. э.). Первые участки стены, призванной защищать Поднебесную (так называют Китай сами китайцы) не только от набегов врагов, но и от наступления пустыни, были глинобитными. Однако строительство, продолжавшееся несколько веков, сделало ее действительно мощной и надежной защитой.

Именно Циньская династия сделала Китай на долгие века одной из наиболее могущественных держав Востока. Правитель Цинь Шихуанди, имя которого переводится на русский язык как «Первый император», создает сильную монархию и проводит целый ряд реформ. Так, он делит территорию государства на округа, которые управляются назначенными императором чиновниками. Ведется строительство, меняются законы, письменность, даже единицы измерения. Однако самое известное достижение эпохи Цинь – крепостная стена в Северном Китае.

В наше время Великая Китайская стена имеет длину 3 000 км. На отдельных участках ее высота достигает 10 м, а ширина – 8 м. Когда-то по стене проходила ровная дорога, по которой в случае необходимости могли быстро передвигаться войска. Специальные мощные башни, расположенные примерно на равном расстоянии друг от друга (25 000 башен!), служили дополнительной защитой. В них находилась стража, охранявшая стену и при помощи сигнальных огней предупреждавшая об опасности. Лестницы давали возможность подняться в башни и на стены ее защитникам, а укрывали их от врага специальные каменные зубцы.




Возглавил строительство защитной стены по приказу императора полководец Мэн Тянь. Он должен был полностью обеспечить доставку строительных материалов, трудовых ресурсов, продовольствия. Все это ему с успехом удалось: он создал 34 базы, на которых сконцентрировал все запасы, распределяя их затем по поселкам, расположенным в местах строительства стены. Основные работы по возведению стены продолжались всего 8 лет, ее возводили 300 000 солдат, которым помогали крестьяне, по приказу императора тысячами сгонявшиеся на строительство.

Существует множество легенд и преданий, связанных с Великой Китайской стеной. Согласно одному из них она была построена в том месте, где император Цинь Шихуанди проехал верхом на своей волшебной белой лошади. Там, где она оступалась, были возведены башни.

Храм Соломона

Храм Соломона (950–586 гг. до н. э.) – одна из важнейших построек израильского царя Соломона.

400 лет до постройки этого храма местом поклонения Богу для израильского народа была скиния – переносное сооружение, которое, по преданию, Бог заповедал создать для того, чтобы пребывать там со своим народом во время кочевок по пустыне. Когда Израиль обрел постоянное пристанище, царь Давид выразил желание построить храм и начал подготовку драгоценных материалов для строительства – камня, золота, серебра, кедрового и кипарисового дерева. Однако работы начались лишь при сыне Давида, царе Соломоне, и длились 7 лет.

Храм по площади в два раза превышал скинию (длина составляла 27,5 м, ширина – 9 м и высота – 14 м) и был обращен на восток. Вокруг трех внешних стен самого храма поднимались трехэтажные строения, которые использовались его служителями. В глубине постройки находилась святая святых – небольшое помещение с полом из очень дорогого кипарисового дерева и потолком и стенами из кедра. Стены были украшены херувимами, вырезанными из масличного дерева и покрытыми золотом. В комнате находился ковчег Завета, в котором содержались святыни израильского народа, хранившиеся как подтверждение их договора с Богом. Эта часть храма считалась местом, где обитает Бог. Туда только один раз в год входил главный священник.

Для обработки кедра для храма было набрано 30 000 израильтян, работа была организована в три смены. Только 10 000 человек работали по одному месяцу попеременно в Ливане. Из проживающих в Израиле 150 000 приезжих, 70 000 были использованы в качестве грузчиков, 80 000 – в роли каменотесов и 3 600 – как надзиратели. Строительный материал уже в готовом виде доставлялся на место постройки, поэтому в храме не было слышно звуков железных инструментов.

Храм Соломона был разрушен в 586 г. до н. э. царем Вавилона Навуходоносором II, который известен тем, что поклонялся богам, не принимаемым евреями, и был очень жесток. Храм был восстановлен и снова разрушен в 70 г. до н. э. Современным археологам неизвестно никаких фрагментов храма Соломона. В наше время на Храмовой горе, где предположительно располагалась постройка, находится мусульманская мечеть Омара.

Петра

На территории Иордании находится чудесный город, высеченный в песчаных скалах. Само его имя переводится с греческого как «скала». Этот город сейчас является всего лишь туристическим центром, в нем никто не живет, что неудивительно, ибо город процветал лишь в те времена, когда здесь проходили караванные торговые пути от Красного моря к Дамаску и от Персидского залива к Газе. Купцы, утомленные путешествием по Аравийской пустыне, проезжали через узкое ущелье Сик и за одним из поворотов находили долгожданную передышку в сказочно прекрасной Петре. История города насчитывает более 2 000 лет. О нем упоминали еще древнегреческие историки. Была Петра и одним из городов Римской империи. В те далекие времена она благоденствовала, но караваны изменили свои маршруты, землетрясения разрушили дома, стоящие меж гор, и Петра была забыта.

По предположению ученых, Петра была главным городом загадочного народа набатеев. О них достоверно ничего не известно. Иногда высказывают мнение, что набатеи были кочевниками. Однако они слишком много знали о мелиорации, сумели построить оросительную систему в Петре, которая давала возможность даже в столь засушливой местности иметь достаточное количество воды. Поэтому они, скорее всего, были более склонны к оседлому, упорядоченному образу жизни. Кроме того, они были прекрасными архитекторами и опытными мастерами по обработке камня.

Долгие годы Петра была потерянным городом, о котором существовали только предания. В этих районах жили воинственные бедуины, которые строго хранили тайну загадочного города. Его нашел швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт, который владел арабским языком и, выдавая себя за мусульманина, сумел выведать тайну Петры. Произошло это в 1812 г.

Загадки города-скалы связаны не только с секретом его происхождения, но и с теми тайнами мастерства, которые помогли неизвестным архитекторам высечь в скалах дворец Эль-Хазне (Казна) и монастырь Эд-Дейр. Их строгая красота и величие, удивительная соразмерность и гармония потрясают до глубины души. В центре города с востока на запад проходит главная улица, с обеих сторон окруженная колоннадой.

Храмы в Абу-Симбеле

Одно из самых величественных сооружений египетских фараонов – два пещерных храма, построенных по приказу Рамсеса II и находящиеся в Абу-Симбеле. Больший из этих храмов украшен гигантскими фигурами сидящего фараона, достигающими 20 м в высоту. Их всего четыре, а у ног каждой скульптуры фараона стоят маленькие фигурки его супруги царицы Нефертари. Однако они лишь кажутся небольшими по сравнению с фигурами самого фараона, на самом же деле они в высоту достигают размеров человека. Храм производит ошеломляющее впечатление мощи и величия, которое вызывало преклонение перед могуществом и божественной сущностью фараона. Этот храм был посвящен египетским богам Амону, Ра и Птаху.

Амон был одним из самых главных богов Древнего Египта, богом Солнца. Он также считался покровителем фараонов, дарующим им военные победы. Амон изображался в виде человека в одежде фараона с головой барана, украшенной короной с солнечным диском, иногда отождествлялся с богом плодородия, отсюда и связанный с ним образ барана.

Ра также олицетворяет Солнце. Это божество обычно изображалось в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. С течением времени эти два египетских бога стали отождествляться, самым главным божеством Египта стал Амон-Ра.

Птах – могущественный бог, почитавшийся в Мемфисе как творец мироздания. Поклонялись ему и как покровителю ремесел.

Храм был своим фасадом и входом обращен на восток, так что каждое утро он встречал восходящее солнце. Его лучи проникали и внутрь святилища, освещая стройные ряды колонн и рельефы со сценами военных побед, покрывающие стены.

Рядом с этим храмом находится еще один, посвященный богине Хатор. Он украшен скульптурами стоящего фараона Рамсеса II и равной ему по росту царицы Нефертари в образе Хатор. Зал этого святилища также украшен рядами колонн, а в глубине его расположена молельня, имеющая три ниши. В одной из них также стоят две скульптуры – самого фараона и священной коровы.

Хатор – одна из наиболее любимых в Древнем Египте богинь, дочь бога Солнца Ра, изображалась в виде женщины с головой львицы. Она почиталась как солнечное око Ра, богиня неба, а в древнейшие времена – как священная небесная корова, породившая Солнце. Кроме того, она считалась очень веселой богиней, покровительствующей любви, веселью, музыке и пляске.

На крышах храмов расположены скульптуры павианов, лапы которых торжественно воздеты в знак приветствия восходящего солнца (павиан считался священным животным египетского бога мудрости Тота). Храм уникален также тем, что в период возведения Асуанской плотины, грозящей ему затоплением, скалу, в которой он был вырезан, распилили на части, а затем вновь собрали в безопасном месте. Раньше, однако, само месторасположение храма делало его священным. Оно было рассчитано столь точно, что в день рождения фараона Рамсеса II лучи восходящего солнца проникали сквозь весь 65-метровый проход в большом зале святилища и ярко освещали стоящие в глубине статуи Амона-Ра и самого фараона.

Терракотовая армия

Великий император династии Цинь Шихуанди, создавший мощную империю, ставший божественным владыкой сильного государства, хотел жить вечно, подобно богам. Он всю жизнь искал эликсир вечной жизни и… готовился к смерти. Уже в самом начале своего правления Шихуанди начал сооружение огромного мавзолея, в строительстве которого участвовали до 700 000 человек. Курган над мавзолеем находится недалеко от Сианя, но до сих пор не раскопан, археологи ведут работы лишь на подступах к нему.

Сам склеп великого императора, не открытый до сих пор, отличался удивительной, потрясающей воображение пышностью. Он должен был стать моделью Поднебесной, где Шихуанди была бы обеспечена вечная жизнь. Вот как описывал его роскошь Сыма Цянь: «Сотня водных потоков и огромное море были сделаны из ртути… Вверху были изображены все созвездия, а внизу – карта Земли».

В марте 1971 г. крестьяне, рывшие колодец на расстоянии километра от изгороди мавзолея Шихуанди, наткнулись на верхнюю часть какого-то подземного сооружения. Прибывшие на место археологи нашли в раскопанном ими захоронении тысячи терракотовых воинов. Грозные воители стоят на протяжении 200 м в одиннадцать рядов. В 1976 г. нашли еще три подобных захоронения, а всего обнаружено 6 000 воинов разного звания и внешнего вида.

Все глиняные фигуры солдат великого императора индивидуальны, отличаются ростом, формой и прической. Интересно рассмотреть их: латы надеты поверх одежды (в реальной жизни она была сделана из кожи или войлока), штаны и краги завершают обмундирование. Длинные волосы их собраны на затылках в шиньоны разнообразной формы. Повязки или даже особые головные уборы украшают головы воинов самых высоких званий. Высота глиняных скульптур – от 175 до 195 см (в зависимости от звания). Когда-то они были раскрашены, имели настоящее оружие. Есть в знаменитой терракотовой армии, которая кажется готовой ожить, офицеры и генералы, кавалеристы и возницы, а также сидящие на корточках лучники.

Монастырь Святого Антония

(самая древняя христианская обитель)

Монастырь Святого Антония является самым первым местом поселения христианских монахов. Расположен он в Восточной пустыне на территории Египта. До него довольно трудно добраться: песок, жара и отсутствие точных карт служат естественными препятствиями на пути к обители. Однако паломники, желающие поклониться этой святыне, добираются туда со всех сторон света.

Монастырь начал свою историю в IV в. н. э. и был назван в честь своего основателя. Антоний родился в зажиточной семье, но по достижении восемнадцатилетия лишился своих родителей. Узрев однажды Божественное видение, юноша решил распрощаться с домом и состоянием и оправился в пустыню. Там он вел уединенный образ жизни и прослыл в народе отшельником. Он был прекрасным проповедником и умел излечивать больных. Праведный образ жизни Антония, его подвижничество привели к тому, что после смерти он был причислен к лику святых. Вскоре у места упокоения святого поселились единомышленники – люди, разделявшие веру Антония. Это послужило началом создания первой монашеской общины.

Предание рассказывает, что святой Антоний прожил в пещере в полном одиночестве целых 20 лет. Однако он разговаривал со львом, которого приручил. Два раза в год он допускал к себе людей, которые приносили ему съестные припасы.

После смерти Антония вокруг пещеры, ставшей ему последним пристанищем, был выстроен монастырь, заповедный грот превращен в христианскую часовню, где горящая свеча всегда освещала образ святого.

Со временем в монастыре была отстроена церковь, собрана богатая библиотека, появилась крепкая башня-форт. В случае опасности обитатели монастыря – монахи – скрывались в башне, поднимая за собой ведущий в нее мост. Таким образом, монастырь служил им надежной защитой от варварских набегов кочевников-бедуинов.

Монастырская башня помогала выдержать довольно долгую осаду. На ее первом этаже находились склады и кельи – жилые комнаты монахов. Выше были расположены часовни, где можно было молиться и проводить службы. По трубам из подземного источника в башню поступала вода, спасавшая укрывшихся от жажды.

Все же кочевые народы нанесли значительный ущерб монастырю. В XV в. монахи оставили его, но через два столетия монастырь Святого Антония был восстановлен и вновь возвратил себе былую славу.

Старинные настенные росписи и рисунки составляют живописное достояние древней христианской обители. Деревянные мельницы и масляный пресс напоминают о тяжелой доле монахов, вынужденных добывать себе пропитание в пустыне нелегким, кропотливым трудом.

Сегодня монастырь окружен прочными стенами из светлого кирпича, а вход в него «охраняют» две высокие башни. Среди пустынных барханов он кажется миражем, готовым через мгновение исчезнуть.

Гора Сион

Гора Сион (в переводе с иврита – «цитадель, укрепление на холме», по другим источникам – «солнечный, блестящий») – холм на юго-западе Иерусалима, столицы государства Израиль, где находилась главная крепость этой страны. Позднее для еврейского народа название Иерусалим стало означать место, где пребывает Бог, которому они поклонялись.

Царь Давид – один из самых известных царей Израиля, который правил около 1005–965 гг. до н. э. и завоевал крепость, располагавшуюся на Сионе, и после этого холм стали называть еще Ир-Давид («Город Давидов»).

Сиону посвящено стихотворение на иврите известного поэта Н. X. Имбера «Ха-Тиква», которое впоследствии стало государственным гимном Израиля.

Сион – место паломничества представителей трех мировых религий, имеющих общие корни, – иудаизма, христианства и ислама. С древних времен этот холм вдохновлял еврейских пророков и поэтов, и они использовали его образ для написания своих произведений, прославляющих Бога и дающих надежду израильскому народу даже в то время, когда его люди расселились по всему миру и не имели собственного государства.

Схожим значением обладает Сион и для христиан. Для них это место обитания Бога, символ Его откровений, иногда под этим словом понимают Царство Божие, в котором будут жить верующие люди на небесах.

Сейчас на Сионе находится так называемый мемориал Яд Ва-Шем – Музей катастрофы европейского еврейства, в котором каждому пришедшему рассказывается о несчастье, случившемся с еврейским народом в начале XX в. Музей является местом памяти тех иудеев, которые погибли в Германии в результате организованного преследования и уничтожения их фашистами в 1933–1945 гг. Количество жертв насчитывает около 5 млн человек.

Особый смысл вкладывают в понимание Сиона мусульмане. По преданию, пророк Мухаммед в видении был перенесен на эту гору, над которой ему был открыт путь на небеса, где он беседовал с другими пророками и получил наставления, ставшие потом основой мусульманской религии.

В наше время Сион наполнен множеством храмов, мечетей и других священных мест, многие из которых являются очень древними, например, комната Тайной вечери, где Христос с учениками провел свой последний пасхальный ужин, дом святого Иоанна Богослова и Церковь Отречения, гробница царя Давида.

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад – одно из наиболее важных для христиан мест, связанных со страданиями Христа. Масличный сад у подножия Елеонской (Масличной) горы к востоку от Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. По некоторым другим данным, сад находился немного севернее.

Из истории христианства явствует, что там произошло лишь одно событие, отраженное в Библии (важнейшей книге этой религии), после которого Гефсимания стала местом, почитаемым как святыня. Перед тем как быть переданным в руки израильских первосвященников и римских воинов, Иисус Христос совершил «Моление о чаше».

Исследователи считают, что в Гефсиманском саду, который известен со времен Иисуса Христа, и сейчас можно увидеть восемь маслин, сохранившихся с I в. н. э.

С 1681 г. Гефсиманский сад принадлежал католическому францисканскому ордену. В 1848 г. территория сада была обнесена стеной. Недалеко от нее находится грот – пещера, где молился Христос и дожидались его ученики. Внутри пещеры действует храм францисканского католического ордена, в котором, как уверяют его служители, можно увидеть место на полу, где капли крови Иисуса, выступившие от напряженной молитвы, растопили камень. Стены храма расписаны изображениями чаши и Спасителя.

Библия говорит о Христе, как о Боге, который стал человеком. Кроме этого, христиане верят, что Бог существует в трех ипостасях – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Именно поэтому «Моление о чаше» очень важно для них. В нем Христос проявил человеческие качества своего духа, прося Бога Отца, чтобы Его «минула чаша сия». Однако уже в конце просьбы Иисус изрек: «…не Моя воля, но Твоя да будет». Вскоре после этого Иуда Искариот, один из учеников Христа, предал своего учителя за 30 сребреников, и через несколько дней Иисус был распят на кресте.

В настоящее время в Гефсиманском саду расположено несколько христианских церквей. На месте, где, по сведениям, Иуда предал своего учителя, находится католическая Церковь всех наций, построенная в начале XX в. Перед алтарем в ней лежит камень, на котором, как считают, молился Иисус. Также в Гефсимании находится православный храм Святой Марии Магдалины, Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова) – церковь, расположенная на месте распятия, погребения и воскресения (как гласит история) Иисуса Христа и являющаяся местом паломничества христиан, особенно во время ежегодной церемонии схождения Благодатного Огня, проходящей в храме.

Представители некоторых христианских конфессий и других религий говорят о нахождении могилы Христа в других местностях и даже странах, например, в Индии.

Храм в наше время представляет собой огромный архитектурный комплекс, сложившийся в результате перестроек, продолжавшихся здесь в течение нескольких веков. Строительство началось во времена правления святой царицы Елены, и храм был освящен в 335 г. Пережив землетрясение, в результате которого был разрушен купол, поджог и восстановление, храм простоял до 1009 г., пока не был разрушен по указу халифа аль-Хакима. В 1099 г. его восстановлением и перестройкой занимались крестоносцы – один из католических орденов, а впоследствии орден францисканцев. Пережив еще несколько разрушений, храм Гроба Господня сохранился до наших дней.

Храм Гроба Господня является местом паломничества шести христианских конфессий: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Для того чтобы избежать столкновений между ними, службам каждой из них выделены отдельные часы посещения и части храма. Однако важнейшие места поклонения (святыни) – Голгофа, лампада, в которую сходит Благодатный Огонь, и соборный храм – принадлежат Иерусалимской православной церкви.

Храм был создан благодаря обнаружению предположительного места захоронения Иисуса Христа и Голгофы, горы, где, по библейским источникам, он был распят. Впоследствии произошло еще одно важное событие в истории этой местности – «обретение Креста Животворящего» – креста, на котором была совершена казнь.

Ежегодно в канун празднования Пасхи в храме проводится церемония схождения Благодатного Огня – момент, которого ожидают тысячи верующих христиан по всему миру. По преданию, Бог зажигает лампаду (лампу, в которой налито масло), находящуюся в специальной комнате, а затем Патриарх Иерусалимской православной церкви выносит его собравшимся верующим. После этого пламя рассылается церквям по всему миру. Первые минуты огонь не обжигает и имеет очень необычное, яркое свечение.

Чудеса античного мира

Акрополь в Афинах

Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и скульптору Фидию. В его подчинении находилось множество скульпторов, архитекторов, ремесленников – как жителей Афин, так и приехавших из разных греческих городов для возведения этого общеэллинского памятника. Некоторые из зодчих, трудившихся под началом Фидия, заслужили самостоятельную славу, внеся очень весомый вклад в создание ансамбля Акрополя.

Вновь построенный во второй половине V в. до н. э., афинский Акрополь представлял собой единый комплекс, состоящий из отдельных сооружений. Если подниматься к нему по живописной дороге, то сначала появятся Пропилеи – парадные ворота в Акрополь. Их построил архитектор Мнесикл в 437–432 гг. до н. э. Пропилеи представляли собой два величественных портика (выступа, образуемых колоннами или арками, несущими перекрытие), один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. К Пропилеям слева примыкала библиотека и пинакотека – картинная галерея.

Размах деятельности Фидия не имеет подобных примеров в истории, никто впоследствии не смог его превзойти.

За Пропилеями открывался вид на огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

Длинное позолоченное копье Афины было видно издалека и иногда служило маяком для кораблей, подплывавших к афинскому порту Пирею. На голове Воительницы был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – маска Медузы горгоны. В правой руке Афина держала двухметровую богиню Нику, в левой – щит, на котором с наружной стороны была изображена битва греков с амазонками. Афину сопровождают сова и змея, олицетворяющие мудрость.

На небольшом выступе справа изящно и гордо высился компактный храм богини победы Ники Аптерос (Бескрылой), построенный между 449 и 420 гг. до н. э. Его автор – архитектор Калликрат. Храм был посвящен Победе, у которой отрезали крылья, чтобы никогда эта своевольная богиня не улетела из Афин. За статуей Афины Промахос слева располагался Эрехтейон (421–415, 409–405 гг. до н. э.). Он посвящен трем богам – Афине, Посейдону и Эрехтею. Эрехтейон находился не на ровной площадке, а на трех разных уровнях, словно боги разошлись по разным помещениям. Храм отличают кариатиды (скульптуры в виде женщин), поддерживающие крышу и заменяющие в здании колонны.

Справа от статуи Афины Промахос находился Парфенон, главный храм Акрополя. Храм посвящался богине Афине – покровительнице города. Строителями Парфенона были Иктин и Калликрат. Они начали возведение в 447 г. до н. э. и закончили в 438 г. до н. э. Фидий и его помощники создали множество скульптур для Парфенона, что продолжалось до 432 г. до н. э.

Основанием здания был прямоугольник, стороны которого составляли 31 × 70 м. Высота колонн, окружавших его со всех сторон, равнялась 10,5 м. Храм был сложен из плит пентелийского мрамора.

Парфенон служил различным целям. В нем город прятал от завистливых глаз сокровища (золотые и серебряные чаши, венки, щиты, шлемы и золоченые мечи, серебряные позолоченные маски, львиные головы, статуи из слоновой кости). Там помещались приношения богине и денежные средства – казна Афин. В Парфеноне афиняне также заключали договоры с другими государствами.

Особое впечатление Акрополь производил во время празднования так называемых Великих Панафиней, отмечаемых раз в 4 года. Специально к этому празднику лучшие ткачихи Афин создавали золотую ткань для покрывала, которое предназначалось статуе Афины Парфенос (Девственницы). Она была сделана из слоновой кости и золота и стояла в центре Парфенона. Когда перед процессией, желающей поклониться богине, отворялась дверь, Афина представала перед зрителями во весь свой гигантский рост. Свет, падавший через отверстие в перекрытии, окружал статую сиянием. В его лучах сверкали драгоценные камни, золото, а слоновая кость казалась мягкой. Статуя впечатляла божественным величием и одновременно будто оживала на глазах у поклоняющихся ей греков.

Традиционно считалось, что именно на месте, на котором впоследствии возвышался Эрехтейон, Афина и Посейдон встретились в схватке за обладание Аттикой. Об этом напоминали сохранившиеся в скале следы удара Посейдонова трезубца, где бил источник соленой воды и росло священное оливковое дерево.

На протяжении последующих веков блистательные сооружения Акрополя постепенно теряли свой первоначальный облик. Во время владычества турок на этой земле Парфенон был превращен в мусульманский храм – мечеть. В XVII в. под его крышей устроили пороховой склад. Войны также нарушали стройность и единство некогда величественного памятника. Время не пощадило афинский Акрополь, сегодня он лежит в руинах. Но даже уцелевшие стены Акрополя производят сильное впечатление, несущее миру красоту и гармонию.

Колизей

Колизей – это открытый театр для различного рода зрелищ – боев гладиаторов, спортивных состязаний, цирковых представлений. Он был выстроен в Древнем Риме в 75–82 гг. н. э. по желанию императоров Веспасиана и Тита. Колизей представлял собой непокрытое крышей сооружение в виде спускавшихся к овальной арене ступеней. На них были устроены места для зрителей. Такого рода постройки назывались амфитеатрами. Автором этого величественного сооружения был зодчий Гавденций.

Название Колизей происходит от слова «колосс» – (от гр. kolossos – «столб») и мог вместить около 87000 зрителей. Для них были устроены 80 зрительных рядов, на которые можно было попасть через 64 громадных входа. Высота стен составляла 50 м. На арене могли вести бои 3 000 пар гладиаторов одновременно.

Нижний этаж Колизея составляли 80 больших арок, на которых стоял следующий ряд арок поменьше. Зрители располагались в трех ярусах величественного сооружения. Амфитеатр строили из каменных блоков, укрепляя его кирпичом и бетоном, обкладывая снаружи мрамором, в нишах стояли статуи.

Арена со всех сторон была окружена стеной в 4 м. В ней располагались удобные места для императора и других высокопоставленных персон. Императору предназначался трон под прекрасным балдахином. Но и обычным римлянам не приходилось мокнуть под дождем – над Колизеем можно было натягивать огромную крышу из парусины.

Аркой называют полукруглое перекрытие проема в стене, опирающееся на два столба (или колонны). Римские архитекторы очень часто использовали ее в своих зданиях. Появились даже отдельно стоящие арки, посвященные какой-либо победе. Они называются триумфальными.

Колизей обладал рядом хитроумных технических приспособлений. Пол арены мог опускаться и подниматься в нужный момент, при помощи ведущих к амфитеатру каналов сцена иногда заполнялась водой для проведения водных сражений. Их называли навмахиями, и они также были любимы зрителями. Из дворца императора к Колизею вел подземный ход, что позволяло Титу неожиданно появляться на представлениях. Когда Колизей был построен, начались празднества, которые длились в течение 100 дней. Все приезжие были потрясены размахом и значительностью амфитеатра. Зрителей бесплатно угощали печеньем, фруктами, орехами и другими яствами. Для публики была устроена своеобразная беспроигрышная лотерея: в толпу кидали жетоны, по которым счастливый обладатель мог получить приз до 10 фунтов золота.

Колизей повторил судьбу многих сооружений древности. В Средние века он использовался по-разному: то как феодальный замок, то как каменоломня, а однажды стал мастерской для производства селитры. Сегодня на месте Колизея лишь руины. Но, глядя на них, можно с уверенностью сказать, что римляне возвели настоящее чудо света.

Акведук Пон-дю-Гар

Акведук Пон-дю-Гар расположен в исторически знаменитой области современной Франции, называемой Провансом. Эта местность находится совсем недалеко от побережья Средиземного моря. Однако все энциклопедии относят данное сооружение к римским памятникам. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что Римская империя в момент своего расцвета раскинулась достаточно широко, и территория современного Прованса стала римской провинцией. Древние римляне умели строить водопроводы, снабжающие города и поселки чистой водой. Такие водопроводы и назывались акведуками. Пон-дю-Гар был частью сложной системы передачи воды от располагавшегося высоко источника Ойр к городу Ниму. Сам город легенда связывала с местным водяным божеством. Пон-дю-Гар еще зовут Гарским мостом, так как он был перекинут через реку. Среди себе подобных он слыл самым большим: его высота составляла 50 м, а длина – 275 м.

Слово «акведук» образовалось от латинских слов «aqua» – «вода» и «duco» – «веду». Оно обозначало построенные в виде труб или каналов водоводы. Акведуком также называли сооруженные из длинной цепи арок мосты, которые являлись фрагментами водоводов.

Построил Пон-дю-Гар проконсул и полководец Агриппа в 19 г. до н. э. Точно определить дату удалось благодаря надписи на стене акведука.

Хотя секретом конструкции акведуков человечество владело уже со II тысячелетия до н. э., а подобные сооружения встречались в Древней Греции и на Востоке, до нас дошли лишь водопроводы Римской империи и ее провинций.

Римский форум

Одно из потрясающих воображение мест Рима, где на глазах оживает седая древность, – Римский форум. Когда-то здесь находилась центральная площадь Древнего Рима, на которой происходили все самые важные события общественной жизни: выступления императоров и ораторов, заключения торговых сделок, ритуалы поклонения богам.

Он лежит между трех холмов – Палатином, Квириналом и Капитолием. У подножия последнего возвышается здание государственного архива Табулярия, которое является самым древним среди дошедших до наших дней зданием античного Рима. Перед Табулярием находятся остатки некогда прекрасных и величественных храмов римского императора Веспасиана и богини согласия Конкордии. Чуть далее когда-то располагался храм Сатурна, в котором находилась государственная казна. Сейчас от него остались ионические колонны, дающие представление о том, насколько великолепны были некогда храмы Древнего Рима. Рядом с храмом Сатурна сохранились основания колонн базилики Юлия Цезаря, которая явилась первым мраморным зданием форума.

Надо, конечно, обладать великолепным воображением, чтобы представить себе, как выглядел Римский форум в давние времена: от большинства зданий до нас дошли лишь руины. Зато знаменитая Тарпейская скала осталась той же, что и была. Именно с этой скалы была сброшена девушка Тарпея, предавшая родной Рим, причем расправились с ней именно сабиняне, которым она помогала. Эта скала стала местом казни государственных преступников, которых сбрасывали с нее. На форуме находится и одна из тюрем Древнего Рима – Марметинская темница, в которой во времена гонений на первых христиан в заключении находились апостолы Петр и Павел. Здание, в котором заседал управляющий Римом сенат, называемое курией, также располагается на форуме.

Базилика – здание, в котором в Древнем Риме совершались торговые сделки и проводились судебные заседания. Само слово в переводе с греческого языка означает «царский дом». Такие здания были простой прямоугольной формы с полукруглым выступом с одной стороны (в этой части, как правило, стояла статуя императора).

На форуме находится знаменитый ляпис нигер – «черный камень», по преданию, положенный на могилу легендарного основателя города Ромула. Именно на Римском форуме находился позолоченный бронзовый столб, от которого отсчитывались все расстояния в Древнем Риме, называемый милленариумом. В древности форум был местом острых столкновений ораторов, для которых были поставлены специальные трибуны – ростры. Послушать их на площадь стекались все жители города, ведь Римский форум имел достаточно большие размеры (длина его доходила до 130 м).

Следы неизвестных цивилизаций

Стоунхендж

Стоунхендж, расположенный в 130 км от столицы Великобритании, воистину является настоящим чудом света! Огромные каменные плиты, расположенные по кругу, словно поставлены неведомыми гигантами. Стоунхендж состоит из 120 каменных глыб, сгруппированных по неведомому в настоящее время принципу. 82 мегалита весом 5 т каждый (мегалитами называют огромные каменные глыбы, слово составлено из двух греческих слов «mepos» – «большой» и «lithos» – «камень»), каменные блоки, которые весят по 25 т каждый, и трилиты (две каменные плиты, накрытые третьей), весящие по 50 т, – это каменное великолепие, по данным ученых, было сооружено в 3500 и 1100 гг. до н. э. Некоторые из камней были доставлены из каменоломен, находящихся на расстоянии 300 км. Зачем было в те далекие времена тратить столько усилий? Эта загадка волнует и вдохновляет ученых на все новые и новые исследования.

Объяснить происхождение Стоунхенджа пытались и наши предки. Они выдвигали очень интересные гипотезы и предположения, которые сейчас больше напоминают сказки. Так, некоторые верили, что Стоунхендж построили великаны (циклопы). Другие же считали, что камни, из которых он построен, могут передвигаться по воздуху сами с помощью заклинаний или под волшебную музыку.

На самом же деле, как установили археологи, Стоунхендж построили примерно в три этапа, прерываясь иногда на столетия, ценой огромных усилий. Круг, замыкавший Стоунхендж, был сформирован из огромных глыб песчаника, называемых «сарсен». Их неведомым методом перетащили из Мальборо-Даунс на расстояние в 12 миль, сумели доставить через реку и поднять по крутому склону. Эти тщательно обработанные плиты соединены горизонтальными плитами-перекладинами. Таким образом сложено кольцо сарсенов, правильная аккуратная окружность. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный Пяточный камень, с помощью которого можно определить место, где появится Солнце в день летнего солнцестояния. Это заставило ученых предположить, что Стоунхендж – древняя обсерватория.

Внутри сарсенового кольца находятся две огромные подковы, состоящие из пар камней, накрытых горизонтальной плитой. Эти трилиты достигают высоты в 4,3 м.

Спустя некоторое время после сооружения этих окружностей в центре Стоунхенджа из голубого песчаника был возведен огромный каменный алтарь (5,3 м), такими же голубыми камнями окружили кольцо трилитов.

Поселение Саразм

В 1976 г. неподалеку от города Пенджикента на территории Таджикистана было найдено поселение Саразм. Оно относится к числу наиболее древних и обладало высокоразвитой культурой. По наблюдениям археологов, расцвет Саразма пришелся на IV–II тысячелетия до н. э.

Район, где расположен Саразм (вблизи горных цепей Верхнего Зеравшана), богат рудами различных металлов, к примеру, золота и серебра, залежами полудрагоценных камней. Вот почему жители этого поселения занимались не только земледелием и скотоводством, но и изготовлением металлических, в том числе и ювелирных, изделий и прекрасных поделок из камня. Наличие водной магистрали – реки Зеравшан – давало возможность вести торговлю с близлежащими населенными пунктами.

Довольно интересно попытаться найти значение наименования поселения. В настоящий момент существует несколько версий. Возможно, Саразм означает «начало зелени», а может быть, «начало боя» (в переводе с арабского – «начало сражения»), также вполне вероятно, что слово «Саразм» получено от сокращения согдийского «Сари-Замин», т. е. «начало земли».

На территории поселения, площадь которого около 100 га, найдено много красивых металлических предметов (от топоров и оружия до изящных сережек, колец и брошек), а также захоронение богатой женщины, которая была пышно наряжена и украшена дорогими ювелирными изделиями. Кроме того, археологи обнаружили плавильные тигли, наковальни и другие приспособления для производства и обработки металла. Это привело историков к выводу, что Саразм был на протяжении полутора тысячелетий крупнейшим металлургическим центром.

В Саразме также были раскопаны жилые дома и храмы с алтарями, на которых разводили священный огонь. Одна из интереснейших находок – дворцовый комплекс, размеры которого более 250 кв. м. Он имеет явно выделяемые коридор, прихожую, три зала с круглыми алтарями в центре, а также множество помещений, значение которых точно не выяснено.

Долина статуй

Долиной статуй назвали удивительное место в Колумбии неподалеку от города Сан-Августин, где в конце XVIII в. было обнаружено множество (более 500) каменных изваяний. Они представляли собой скульптурные изображения людей, животных и божеств, видимо, связанных с местной культурой.

Но что это была за культура, какие племена ее создавали, ученым так и не удалось пока определить. Предполагают, что представители ее жили в этих местах в I–VIII вв. н. э., а затем были уничтожены инками.

Изваяния, изображающие животных, имели символическое значение: обезьяна олицетворяла плодородие земли, орел стал воплощением свободы и силы, лягушка у древних означала наказание за вину.

Загадочные статуи сделаны из вулканического туфа и разбросаны по огромной территории в пойме реки Магдалена. Некоторые из них сохранили следы окраски. Рядом с ними находятся древние захоронения – саркофаги, высеченные из камня и покрытые мраморными плитами. На плитах, как правило, вырезали портрет того, кто здесь был похоронен. Подобные погребения известны в Древнем Египте, расположенном за тысячи километров от американской долины.




Ученые предположили, что Долина статуй была городом мертвых, где проходили церемонии, связанные с погребениями, где неизвестные племена поклонялись богам. Некоторые изваяния, вероятно, представляют самих богов. Иначе как можно объяснить, почему у статуи человека выросли зубы ягуара? Одна из скульптур изображает две (друг на друге) соединенные человеческие фигуры. Что это, если не какое-то древнее божество?

Загадочные статуи расположены высоко в горах. Чтобы увидеть их, нужно подняться на высоту 1800 м. Порой в высоту они достигают 7 м.

Долина статуй сегодня привлекает сотни туристов, желающих прикоснуться к вечности и попробовать разгадать тайну застывших изваяний.

Китовая аллея

Чудо может быть не самым пышным сооружением, не необычайным, сложным по конструкции архитектурным творением или произведением искусства, а простым, но не совсем понятным, а оттого таинственным и загадочным проявлением жизни исчезнувших цивилизаций. Именно таким чудом является знаменитая Китовая аллея на острове Ыттыгран, который находится в Беринговом море вблизи юго-восточной оконечности Чукотки. Она была найдена еще в 1976 г., но до конца все тайны и загадки аллеи не раскрыты до сих пор.

Что же представляет собой Китовая аллея? Это черепа и челюсти огромных гренландских китов, врытые в землю параллельными рядами, а также тщательно уложенные камни, напоминающие дорогу. Ученые-археологи нашли около 60 черепов и 30 челюстей этих живших в древние времена морских животных.




Найденное около 30 лет тому назад необычное сооружение из китовых костей – чудом уцелевшее проявление обычаев и традиций эскимосов, населявших данную местность в далеком прошлом.

Для эскимосов использование китовых костей достаточно традиционно, например, в древние времена свои дома они строили в буквальном смысле слова… на костях! Конструкция дома состояла из черепа, костей челюсти и позвонков кита.

Судя по размерам этого сооружения, над его возведением трудилось немало людей. По всей видимости, в древности здесь жили значительно более многочисленные племена. Исследователи свидетельствуют, что это и в самом деле так, поскольку еще в VIII–XIV вв. климат на Чукотке был теплее. Поражают также и размеры китовых костей. Их обладатели должны весить не менее 150 т! В наше время такие киты уже не встречаются.

Конец ознакомительного фрагмента.