Вы здесь

Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако. Глава вторая. В кинофильмах (Джина Маккинон, 2012)

Глава вторая

В кинофильмах

«Мисс Грейс П. Келли – знаменитая звезда экрана и театральных подмостков».

Предсказание из школьного выпускного альбома Грейс, 1947

Да здравствует Голливуд!

Модель, светская львица, принцесса – все эти роли Грейс Келли сыграла в кино и в жизни. И хотя ее кинокарьера была довольно короткой (Грейс завершила ее, когда ей было всего двадцать шесть, после того как снялась в одиннадцати фильмах), она ничего не делала случайно: тщательно выбирала роли, обдумывала свои решения и трудилась над более чем фотогеничной внешностью. В 1956 году Грейс была признана Golden Globe’s World любимой киноактрисой, а в 1994 году по версии American Film Institute заняла тринадцатое место в рейтинге актрис за всю историю американского кино.

Далеко не всегда экранные персонажи, сыгранные голливудскими звездами, столь сильно напоминают их в реальной жизни. Грейс словно играла саму себя: в картине «Окно во двор» Хичкока ей удалось легко перевоплотиться в модель Лизу Фремонт, подругу Джимми Стюарта, в «Высшем обществе» ее светская львица Трейси Лорд также происходила из богатой филадельфийской семьи, а роль принцессы Александры в фильме «Лебедь» – словно подготовка к ее «последней роли» (как говорил Хичкок) княгини Монако.

Грейс пришла в мир кино после окончания Золотого века Голливуда, тем не менее неприятный пережиток 50-х – ненавидимая актерами студийная система – до сих пор действовал. В рамках этой системы звезды подписывали отказ от своей личной жизни в пользу крупных студий. После подписания таких контрактов актеры становились востребованы в профессии, но оказывались скованы «золотыми наручниками» и нередко вынуждены были выполнять странные договорные обязательства. (К примеру, контракт Джоан Кроуфорд предусматривал определенное время, в которое она должна была ложиться спать.) Таким образом, у руля всегда находились студийные боссы, а не творческие личности.

Что ж, Грейс была не склонна оставаться в пассажирском кресле. Следуя совету своего дяди, драматурга Джорджа, она не единожды отказывалась подписать контракт в Голливуде (вернее, дважды: в конце 40-х и в начале 50-х). Однако в 1952 году соблазн оказался слишком велик даже для нашей уравновешенной, нацеленной на карьерный рост восходящей звезды: главная женская роль в фильме с Кларком Гейблом. Съемки в Африке? Да, конечно! Поддавшись искушению, Грейс подписала с MGM шестилетний контракт на съемки в трех фильмах в год, при условии, что она будет по-прежнему жить в Нью-Йорке и сможет выделить время для игры в театре. По легенде, этот контракт был подписан прямо на стойке регистрации в аэропорту, непосредственно перед вылетом на съемки. В первый (но ни в коем случае не в последний) раз внезапно принятое интуитивное решение сослужило Грейс хорошую службу.

Умная девочка!


Однако не только интуиция принесла ей успех. Грейс достигла всего своим упорством, невозмутимой решимостью, преданностью своему делу и усердному труду – именно об этом мы говорим в данной главе. Далее мы переходим к тому, чему вы можете научиться, что почерпнуть из звездного успеха кинодивы Грейс. Это не секретный рецепт, но некие ключевые ингредиенты, которые помогут вам достигнуть всего, что вы хотите, даже если ваши амбиции по жизни больше напоминают хорошую домашнюю стряпню, а не высокую кухню.

Что ж, тогда самое время устроиться поудобнее, надеть очки, взять попкорн и притушить свет – мы отправляемся в кино.

«Ровно в полдень»

Помните, как тяжело приходилось работать Грейс в те времена, когда она трудилась актрисой на телевидении? Что ж, этот труд наконец начал приносить плоды, когда ее взяли на небольшую роль миссис Луизы Энн Фуллер в картине «Четырнадцать часов» (1951). Напряженная драма не стала особо успешной, однако она свела Грейс не с кем иным, как с Гэри Купером, который заметил актрису и пригласил ее на роль жены-квакерши в свой новый фильм «Ровно в полдень» (1952 год). Купер говорил о Грейс: «Я подумал, что она выглядит особенной и очаровательной, и, возможно, это как раз то, что нужно. Кроме того, она производила впечатление образованной девушки из хорошей семьи. Она определенно выигрывала на фоне всех этих сексуальных красоток, которые заполонили экран».

Картина «Ровно в полдень» с ее сюжетом, развивающимся практически в реальном времени, и берущими за душу песнями («Не оставляй меня, о, моя дорогая…») стала одним из самых знаменитых вестернов всех времен. Легко понять, почему фильм, подобный этому, привлек добросердечную, сильную духом Грейс. Картина беспрестанно обращается к теме стойкости, необходимости поступать так, как считаешь нужным, даже когда никто тебя не поддерживает. (Напоминает Джека Келли и его нежелание поддержать актерскую карьеру Грейс, не так ли?) Шериф Уилл Кейн (Гэри Купер) защищает свой город от жаждущей мести банды Миллера. Несмотря на слова песни, Кейн покинут: все в городе оставили шерифа, но, наконец, его молодая жена-пацифистка приходит к нему на помощь.

Фильм явно пришелся по вкусу публике в 1951 году. С его умным сюжетом, напряженными диалогами и динамичным сюжетом, он казался более чем правдоподобным искушенным кинозрителям. Тем не менее исполнявшую главную роль Грейс почему-то не заметили. Может, эта роль не очень ей соответствовала: странно, когда девушка в двадцать один год играет жену персонажа, которому за пятьдесят. Сейчас такое тоже бывает. Вспомните, как Анджелина Джоли в 2004 году сыграла мать Колина Фаррелла в фильме «Александр» (будучи всего на год старше Фаррелла). Plus ça change, plus c’est la même chose[1], как говорят французы, особенно в Голливуде.

В целом картина «Ровно в полдень» не принесла особой пользы карьере Грейс. Опытная актриса Кэти Хурадо излучает страсть на экране, в то время как Грейс на ее фоне выглядит тускло и несколько неуверенно. Будучи в команде фанатов Грейс, мы могли бы оправдать ее и сказать, что такой персонаж был прописан в сценарии, но, по правде говоря, это не самая удачная ее роль. Грейс и сама была не в восторге от этой картины, полагая, что тогда не очень понимала, как правильно играть, чтобы это выглядело правдоподобно. Режиссер и друг Грейс, Тед Пост, вспоминал, как она говорила, что ее взгляд был «невыразительным», а ей хотелось, чтобы глаза «светились смыслом».

Несмотря на подходящий старт и роль, ставшую поворотной в карьере Грейс, картина «Ровно в полдень» не стала долгожданным «Большим прорывом». Именно поэтому, когда осела пыль, 21-летняя Грейс оседлала метафорическую лошадку и верхом на ней отправилась в Нью-Йорк, чтобы оттачивать мастерство под руководством гуру драматического мастерства Сэнфорда (Сэнди) Мейснера. И в тот момент ее место под рампами по-прежнему представляло собой лишь маленькое пятнышко на западном горизонте.

«Ровно в полдень» – Йи-хо!

После первой заметной роли в кино на Грейс посыпались награды.

«Ровно в полдень» – Радость/Недовольство

Подписавшись на эту роль, Грейс, возможно, совершила ошибку и осталась в тени старшей и более опытной, а также более популярной актрисы мексиканского кино Кэти Хурадо.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Возьмите на заметку полезный совет от Грейс: не пускать глубоко в сердце уныние и учиться абстрагироваться от разочарований. Если то, что кажется вам тем самым «Большим прорывом» в карьере, впоследствии не оправдывает ожиданий, сделайте все возможное, чтобы не обращать на это внимания и сосредоточиться на текущих задачах. Вспомните Грейс после фильма «Ровно в полдень» и не забывайте о том, что если у вас есть талант и вы станете усердно трудиться, то долгожданный шанс способен постучаться к нам дважды.

«Могамбо»

И Голливуд вновь постучал в дверь Грейс, предложив ей участие в эпической африканской картине «Могамбо» (1953 год). Приключенческие истории в экзотических местах стали снимать с появлением цветной пленки – возможно, потому, что путешествия в далекие страны все еще оставались финансово недоступными большинству людей. Увидеть мир стало возможным благодаря магии кино.

К тому времени, когда в компании MGM решили, что хотят видеть Грейс в новой экзотической картине, она жила в Нью-Йорке и неплохо себя чувствовала. По большому счету, она почти отошла от дел. И вдруг – словно воплощенная мечта: роль в большой кинокартине, снимаемой одной из крупных студий, в команде с королем Голливуда – Кларком Гейблом собственной персоной. Однако Грейс не была легкой добычей даже для несносного босса (Дор Шэри) из студии-гиганта «Метро Голдвин Майер». И вот перед нами прекрасный пример непоколебимости и умения достигать компромисса. Более того, зная себе цену, Грейс оставалась спокойной и ясно представляла себе, чего хочет, даже услышав зов собственной мечты.

Позднее актриса призналась, что согласилась на эту роль лишь потому, что хотела посетить Африку. Она даже начала изучать местный диалект (суахили) перед отъездом, – так сильно она была увлечена предстоящей поездкой. И не будем забывать, что ее привлекали пейзажи и дикая природа (причем мы имеем в виду не только львов и тигров), мы имеем в виду вас, мистер Гейбл!

«Могамбо» – Самые дикие мечты

Для Грейс такой мечтой была поездка в Африку. С одной стороны, ее ждала еще одна большая роль в заметной картине, с другой – встреча с настоящей кинозвездой Кларком Гейблом. Келли профессионально прокладывала дорогу в зал славы кино: получила «Золотой глобус» в качестве лучшей актрисы второго плана (1954 год) и номинировалась на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

«Могамбо» – Удар от столкновения с землей

К сожалению, роль, на которую подписалась Грейс, была не самой положительной, ей предстояло сыграть легкомысленную жену академика. Кроме того, ей пришлось страдать от нападок режиссера (Джон Форд), который, мягко говоря, не слишком поддерживал ее кандидатуру. «Я действительно была не очень хороша в «Могамбо», – позже скажет Грейс, разбирая свою игру. Из всех фильмов с ее участием этот также не выдержал испытание временем.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Знайте себе цену и держитесь выбранного курса. И даже если удивительная возможность лежит прямо у ваших ног, не теряйте чувство собственного достоинства. Упорно думайте о том, чего вы хотите на самом деле и что для вас важно. В конце концов, возможно, работа мечты нуждается в вас больше, чем вы в ней. И не позволяйте другим недооценивать вас. Глава студии Дор Шэри, относившийся к Грейс как к легкомысленной блондинке, заслужил меткую реплику актрисы в интервью журналу Time: «Если кто-либо начинает использовать меня в качестве декорации, мне приходится с этим разобраться».

В случае убийства набирайте «М»

Итак, в очередной раз, как в случае с «Могамбо», Грейс оказалась разочарована. Увы, она не почувствовала себя королевой Африки. Пока что образ, который впоследствии сделал ее звездой, не был найден.

И тут на сцене появляется один из самых популярных и успешных кинорежиссеров всех времен. Приветствуем вас, мистер Альфред Хичкок!

Как ни странно, Хичкок видел те же кинопробы Грейс (когда было отклонено ее участие в картине «Такси» в 1952 году), которые просматривал Джон Форд, решая вопрос об ее роли в фильме «Могамбо». Насколько значимой может оказаться одна кинопроба? Которая, кстати, не была удачной. Поговорим о том, как можно в два счета выхватить успех из челюстей неудачи!

Хичкок был умницей. Он сразу же разглядел потенциал Грейс и уцепился за нее, «одолжил» у MGM для Warner Bros и предложил ей сыграть главного персонажа Марго Мэри Уэндис в своей версии популярной остросюжетной пьесы «В случае убийства набирайте «М» (1954 год). Когда приступили к работе, Грейс почувствовала себя счастливее, чем когда-либо прежде. Она была настолько уверена в себе, что в ключевой сцене, где ее героиня выходит из спальни, предложила надеть только ночную сорочку вместо менее откровенного бархатного халата. Она рассуждала, что женщина, которая находится одна в своей квартире, не станет кутаться в халат, если просыпается среди ночи, чтобы ответить на телефонный звонок.

Хичкок последовал ее совету, и если вы посмотрите сцену, то поймете, что он был прав. Грейс великолепна, и к тому же сцена кажется еще более ужасающей, ведь во время нападения убийцы героиня в ночной сорочке выглядит более уязвимой и хрупкой.

Получив одобрение, Грейс продолжила вносить изменения в облик героини. В тюрьме ее героиня ходит без макияжа, яркой помады и румян, что весьма логично, учитывая обстоятельства.

Хороший совет, Грейс.

«В случае убийства набирайте «М» – Динь-динь, вам звонят!

Наконец-то Грейс встретился режиссер, который разглядел ее талант. Он мог стать еще одним тираном на съемочной площадке, но Хичкок был весьма впечатлен ее работой над фильмом. Неудивительно, что с этого момента Грейс стала его любимицей и главной кандидаткой на главную роль.

«В случае убийства набирайте «М» – «Неправильно набран номер»

Несмотря на свой энтузиазм, Грейс до конца не знала, что именно думал Хичкок о ее работе. Впрочем, публике нравилось. Не говоря уже о критиках, которые присвоили Грейс звание лучшей актрисы в 1954 году, о чем сообщалось в репортаже журналиста Hartford Courant: «Согласно рейтингу опроса критиков Нью-Йорка, лучшей актрисой названа Грейс Келли».

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Не молчите, высказывайте свои мысли. Даже если вы разговариваете с мастером своего дела, у вас может быть свежий взгляд или оригинальная идея. Лучшие люди всегда выслушают ваши предложения, независимо от того, насколько они полезны или талантливы.

«Окно во двор»

Во время съемок картины «Окно во двор» Грейс встретила свою большую любовь, дизайнера Олега Кассини, который впоследствии прославился, придумав знаковый образ для Жаклин Кеннеди. Однако до своего знакомства с первой леди он приобрел опыт общения с другой будущей иконой стиля. Кассини должен был стать женихом Грейс Келли.

Правда, целеустремленная актриса не позволяла чувствам взять вверх над соображениями разума. Получив приглашение на роль в картине «В порту» (1954 год), она могла остаться с Кассини в Нью-Йорке, но ответила отказом. Потому что получила еще одно предложение – от маэстро Альфреда Хичкока. У Грейс был всего час, чтобы сказать своему агенту Джею Кантеру, в каком фильме она примет участие. Она доверилась интуиции и оказалась права. Наконец-то ее глаза «сияли смыслом», она была чарующей, интригующей, а диалоги были бодры, умны и динамичны. Здесь мы увидели Грейс в солнцезащитных очках, но главное – это была лучшая из всех ролей, сыгранных ею в фильмах Хичкока.

Хичкок любил, когда Грейс демонстрировала образ ледяной девы – «смотри, но не трогай», называя это «сексуальной элегантностью». И как раз это он и хотел видеть в картине «Окно во двор». Воплотить его на экране было поручено художнику по костюмам Эдит Хэд. Сама Хэд описывает это так: «Хитч хотел, чтобы она (Грейс) выглядела статуэткой из саксонского фарфора, совершенной и неприкосновенной».

Стоит заметить, что в картине «Окно во двор» талант Эдит Хэд сотворил чудеса: Грейс порхает на экране в роскошных нарядах, одновременно воздушных и пышных.

«Окно во двор» – Окно возможностей

Наконец-то работа в кино стала настоящим прорывом для Грейс. Ее игра получила высокую оценку критиков и позволила ей продемонстрировать свой интеллект и сдержанную чувственность. Как и ее коллега Джимми Стюарт, Грейс словно знала наперед, что нужно делать, еще до распоряжений Хичкока. В ключевой сцене, в которой Лиза Фремонт поднимается по лестнице, чтобы заглянуть в квартиру предполагаемого убийцы, Грейс действовала интуитивно, и Хичкок согласился с ее видением этой сцены.

«Окно во двор» – Всего лишь оконные жалюзи?

Впрочем, некоторые критики заявили, что для роли бывшей модели и светской львицы Грейс не пришлось особо стараться. Опасность стать актрисой, которой доверяют играть однотипных персонажей, все еще была реальной.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Тот факт, что Хичкок столь высоко оценил Грейс, связан с тем, что признанные секс-богини, старающиеся всячески продемонстрировать свою привлекательность, были не способны воплотить его замысел. Вокруг вас может быть немало людей, прелести которых кажутся более очевидными, или таких, которые достигли ошеломительного успеха и находятся там, где мечтали оказаться бы вы, однако помните: это забег на длинную дистанцию. Порой вы находитесь впереди, иногда – позади, но лишь ваши достижения действительно имеют значение.

И если тот, кого вы знаете, получил заветную работу, урвал лакомый кусочек или исполнил ваши самые смелые мечты, делайте хорошую мину при плохой игре! Грейс, впрочем, всегда была любезна и на работе, и в повседневном общении и, конечно, не показывала, что ревнует других к успеху.

Не забывайте, как хладнокровно она сделала выбор между кинокартинами «В порту» и «Окно во двор» – причем это решение она приняла в течение шестидесяти минут. Действовать в ущерб карьерным устремлениям ради романтики было не в стиле Грейс. Если только вам не предлагают нечто такое, что превосходит даже самые смелые мечты, – но к этому мы еще вернемся…

«Деревенская девушка»

После фильма «Окно во двор» популярность Грейс взлетела вверх, она была весьма востребована, но, к ее ужасу, режиссеры преимущественно выбирали ее для ролей ледяной королевы из высшего общества. А, как нам хорошо известно, подобные роли она могла бы играть даже во сне. Однако интересные роли для красивой двадцати-с-чем-то актрисы словно испарились из студийного репертуара. Как писал Марк Казинс в своей «Истории кино» о фильмах 50-х: «Многие кинематографисты в США в годы Эйзенхауэра предпочитали снимать оптимистичные картины об обычной американской жизни, которые так нравились потребителям».

К счастью для Грейс, такие режиссеры, как Джордж Ситон, хотели изменить эту тенденцию. Он адаптировал пьесу под названием «Деревенская девушка», сделав из нее мрачную драму для большого экрана, которая повествует об актере-алкоголике и его попытках восстановить свою карьеру. Теперь наша Грейс была профессиональной актрисой, которая долгими часами оттачивала свое мастерство. Она была полна решимости доказать это, вот почему Келли пошла на все, чтобы получить роль Джорджи Элгин, жены актера.

Эта бескомпромиссная картина могла бы доказать разноплановость Грейс, если бы ей удалось выйти за пределы ее обычных ролей хорошо одетой светской леди и сыграть вызывающе неряшливую, забитую жену в унылом одеянии. Однако в MGM предпочитали действовать наверняка: они хотели, чтобы Грейс продолжала создавать элегантный образ с витрины. Как всегда, Грейс метила высоко, упорно отстаивая свое, – она даже пригрозила вовсе уйти из кино, если не получит ту роль, какую хотела. Продюсер картины Уильям Перлберг признался журналу Time в 1955 году, что Грейс сказала MGM: «Если я не буду играть в этом фильме, я сяду на поезд и никогда не вернусь. Я брошу кинобизнес и больше не приму участия ни в одной картине».

Что ж, благодаря ее упорству она была утверждена на роль в фильме. Однако актер, играющий главную роль (Бинг Кросби), был категорически против участия Грейс, заявляя, что она слишком красива (и ему предстояло узнать, насколько). Впрочем, как нам известно, Грейс представляла собой нечто большее, чем говорящий манекен, и теперь ей выпал шанс продемонстрировать это. Вскоре Кросби, как и многие недоброжелатели до него, запел совершенно иное. Несмотря на бесконечные возражения по поводу участия Грейс в фильме, с началом съемок он взял свои слова обратно и просто сказал: «Она великолепна!»

Это напряженный и драматичный фильм о том, как тихая, забитая Джоржи влюбляется в режиссера (Уильям Холден), который ставит пьесу ее мужа. Ключевым моментом успешной игры Грейс стала сцена, когда режиссер осознает, что его тянет к Джорджи, а она шепчет: «Так долго никто не смотрел на меня как на женщину». И в этот момент мы верим словам Грейс, одной из самых прекрасных женщин на свете, на все сто процентов. Мир увидел Грейс без макияжа и в поношенной одежде, которая так непохожа на ее дизайнерские наряды, а ее актерский талант раскрылся полностью. Грейс была номинирована на «Оскар» и получила эту награду, к большому огорчению Джуди Гарленд, которую считали фавориткой премии того года. «Вы забрали то, что по праву принадлежало мне», – говорят, именно так Гарленд сказала Келли в напряженной телефонной беседе, состоявшейся после вручения.

Само выступление Грейс на церемонии «Оскар» являло собой нечто особенное. Почти никто не помнит те дни, когда получение почти каждого «Оскара» непременно сопровождалось театральным нервным обмороком, и реакция Грейс тогда казалась блеклой и недостаточной. Одетая в потрясающе простое серебристо-голубое платье от одного из ее любимых модельеров Хелен Роуз, она произнесла, держа свою статуэтку: «Торжественность этого момента не позволяет мне сказать, что я на самом деле чувствую. Могу лишь от всего сердца поблагодарить всех тех, с чьей помощью это стало возможным».

«Деревенская девушка» – Зеленые пастбища

«Динь-динь!» – «Алло?» – «Оскар!»

Кроме всего прочего, режиссер картины Джордж Ситон сумел оценить усилия Грейс, потраченные на оттачивание своего мастерства. В 1955 году он изрек лирическое: «Грейс не показывает все, что умеет, в первые пять секунд. Некоторые девушки тут же выдают вам все козыри, и потом им больше нечем удивить. Но Грейс словно калейдоскоп: один поворот – и вы видите совершенно новую грань».

«Деревенская девушка» – Навозные кучи

Что ж, здесь была неряшливая одежда и лицо без макияжа, не говоря уже о мрачном сюжете. Но тем не менее плюсы с легкостью все перевешивают.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Задержитесь долгим взглядом на той краткой оскаровской речи и осознайте, что иногда меньше означает лучше. Простой жест способен произвести сильнейший эффект. Краткая, но сердечная благодарность, выраженная лично или в письме, может значить гораздо больше, нежели сентиментальное эгоцентричное выступление, которое больше посвящено вам, нежели тому, кому, как вы утверждаете, направлена ваша благодарность.

В 1954 году, до и после съемок «Деревенской девушки», Грейс снялась в еще двух картинах по контракту с MGM. Надо сказать, обе эти роли не стали лучшими ее работами. Поскольку компания по-прежнему испытывала трудности с предложением ролей Грейс, ее временно одолжила киностудия Paramount для съемок военной картины «Мосты у Токо-Ри» (1954 год). Грейс играла жену летчика морской авиации, которая боялась остаться вдовой. Высококлассное кино, «испорченное слащавой сентиментальностью», согласно критическому замечанию киногида Time Out. И это тот самый случай, когда пятнадцатиминутная слава оказывается благом: Грейс присутствовала на экране в течение именно этого времени. Впоследствии в том же году, после съемок «Деревенской девушки», Грейс отправилась в Южную Америку, чтобы исполнить роль владелицы кофейной плантации вместе с охотником за изумрудами, образ которого воплощал Стюарт Грейнджер. Сейчас фильм 1954 года «Зеленый огонь» признан провальным. Грейс не горела желанием участвовать в картине, но это был единственный способ заставить MGM одолжить ее студии Paramount, чтобы можно было исполнить важную для нее роль Джорджи. Даже глава MGM Дор Шэри позже сказал о «Зеленом огне»: «Это настоящая дрянь».

Здесь мы получаем от Грейс два важных жизненных урока. Урок номер один: выполняйте свои обязательства. Ни на одной работе, которая вам важна, не стоит иметь репутацию человека, который не соблюдает условий контракта. Послушная Грейс усвоила уважение к старшим и тщательно придерживалась этого правила всегда. Урок номер два заключается в искусстве компромисса: уступая MGM и участвуя в съемках «Зеленого огня», Грейс получила билет мечты на участие в картине «Деревенская девушка», даже при том, что поездка в Южную Америку была довольно сложной и продолжительной! Так что, если компромисс заставляет вас обливаться по́том, пусть он будет как «с гуся вода», – кто знает, что это вам даст и к чему может привести?

«Поймать вора»

После работы над двумя успешными фильмами предложение Хичкока сняться еще в одном не стало для Грейс неожиданностью. На самом деле он часто упоминал, что приобрел сценарий «Поймать вора» (1955 год), рассчитывая, что главную роль исполнит Грейс. Картина представляет собой динамичную, захватывающую комедию, снятую на юге Франции, – в той части мира, которая впоследствии станет много значить для Грейс, поскольку во время съемок она получила свое первое представление о Монако.

Грейс играет Фрэнсис (Фрэнси) Стивенс, отважную женщину, ищущую острых ощущений, которая попадает в лапы к обольстительному вору-домушнику Коту (Кэри Грант). Это изящная, великолепная картина, в которой Грейс играет очень непринужденно. Теперь в ее копилке уже была «Деревенская девушка», так что она могла расслабиться и наслаждаться легкомысленным сюжетом. Грейс нравилось работать с Кэри Грантом, поскольку у них было схожее чувство юмора. Это качество очень пригодилось, когда Хичкок попросил их сымпровизировать во время одного диалога и они бросали друг другу довольно рискованные вызовы. Вот лучший отрывок из классической сцены придорожного пикника, в которой герои обменивались двусмысленными намеками:

Фрэнси: Я прежде никогда не ловила вора, который крадет драгоценности. Это так увлекательно! [Предлагает ему кусок холодного цыпленка.] Ножку или грудку?

Роби: Выберите сами.

Фрэнси: Расскажите мне, как давно?

Роби: Как давно – что?

Фрэнси: Когда вы в последний раз были в Америке?

Неудивительно, что Грант, звезда которого зажглась вместе с Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Мэрилин Монро, проникся симпатией к Грейс, и они стали друзьями на всю жизнь. Он говорил о Грейс: «Она была самой красивой женщиной, которую я когда-либо знал. Она была невероятным экстрасенсом и практически читала мои мысли. Она была хладнокровна и сдержанна, и, когда говорила что-то о моем настроении или отношении, казалось, что мы абсолютно на одной волне».

«Поймать вора» – Пики

О, веселье, о, гламур! Не говоря уже о том, что это стало для Грейс первым важным впечатлением о Монако с его невероятными пейзажами.

«Поймать вора» – Впадины

Кто-то скажет, что именно этот фильм стал началом конца. Для Грейс это была последняя картина, у руля которой стоял ее любимый Хичкок.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Никогда не бойтесь веселиться. Вы можете достичь высот в карьере своей мечты, вы даже можете достигнуть в своей работе эквивалента «Оскара» (взрыв аплодисментов!), однако не думайте, что это означает, будто вы должны быть так же серьезны, как Грейс в фильме «Деревенская девушка». Подражайте ей в том, как она получала удовольствие на съемках «Поймать вора»: образно наденьте солнцезащитные очки, опустите крышу авто с откидным верхом, заведите интрижку с обаятельным вором-домушником, забудьте об осторожности! Иными словами – найдите способ повеселиться, расслабиться и насладиться своим успехом. В конце концов, если вы не можете этого сделать, какой в нем вообще смысл?

Высшее общество

Последние два фильма с участием Грейс были очень изысканны: «Лебедь», рассказывающий о принцессе, и музыкальная комедия «Высшее общество» (обе картины были сняты в 1956 году). Это была вполне подходящая Грейс, учитывая ее прошлый опыт, музыкальная версия классической романтической комедии сороковых годов «Филадельфийская история». Как вышло и с фильмом «В случае убийства набирайте «М», Грейс вновь получила роль в кино, которая изначально предназначалась для театра, – ведь она была театральной актрисой. Этот фильм был будто создан для нее и лишь ожидал назначенного часа. Во всяком случае, когда мать Трэйси Лорд (в изысканном исполнении Маргало Гилмор) описывала ее как «исключительно решительную и удивительную» персону, – она как будто говорила о Грейс.

Музыкальный фильм «Высшее общество» отлично попадает во все ноты, представляя таких звезд, как Бинг Кросби в качестве бывшего мужа Грейс, и Фрэнка Синатру – газетного репортера, с которым у нее чуть не закрутился роман. Фильм полон музыкальных номеров, большую часть которых исполняли эти мастера своего дела, а в эпизодических ролях появилась Селеста Холм и легенда джаза Луи Армстронг. И Грейс, находясь среди этих опытных исполнителей, сама должна была вместе с Кросби петь в одном из номеров песню «Истинная любовь». Представьте только, как сложно, должно быть, пришлось Грейс, которая не считала себя певицей и никогда не пела на публике. Однако исполнение этой песни было ключевой частью роли, которую она безумно хотела получить, и поэтому Грейс пошла на этот шаг. Музыкальный номер Коула Портера стал хитом. Когда был выпущен сингл, Грейс получила золотую пластинку, которая заняла свое место рядом с заветным «Оскаром» – к большому огорчению Фрэнка Синатры, который так и не получил подобный символ признания. Намного позднее, в 60-х, принц Ренье, уставший выслушивать, как Синатра сокрушается по этому поводу, выпустил для Ol’ Blue Eyes золотую пластинку, чтобы положить конец его завистливым вздохам!

«Высшее общество» – Высокие ноты

Итак, ей досталась золотая пластинка за дуэт с Бингом Кросби, и, что не менее важно, Грейс показала, на что она способна как актриса, продемонстрировав явный талант к музыкальной комедии. Она хотела изменить свою репутацию филадельфийской светской львицы, поэтому в сцене, где актриса пытается одурачить свободного репортера Фрэнка Синатру, играет искренне и иронично.

«Высшее общество» – Фальшивые ноты

Это был последний фильм Грейс, который ее будущий муж принц Ренье предпочел бы подредактировать в монтажной.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОК ОТ ГРЕЙС

Время от времени пробуйте что-то новое. Ведь никогда не знаешь, что понравится! И кто знает, какие скрытые таланты вы сможете в себе обнаружить.

Титры

«Высшее общество» оказался последним фильмом Грейс. Она так и не выполнила условия шестилетнего контракта со студией MGM, с которой они пикировались все годы до этого. Однако ее карьера завершилась вовсе не потому, что ее муж хотел, чтобы Грейс полностью была в его распоряжении. После нескольких лет ее знаменитого брака с князем Монако Келли надеялась вернуться в Голливуд, чтобы сняться у своего любимого Хичкока в фильме «Марни» (1964 год).




Правда была в том, что, хотя Грейс и обожала свою профессию, она начала уставать от Голливуда. Ей постоянно приходилось сражаться за подходящие роли, за исключением фильмов Хичкока. И даже когда Грейс добивалась желанных ролей, оказывалось, что вместе с ней в фильме на второстепенных ролях снимаются актеры значительно опытнее ее, и таким образом она вновь проигрывала на их фоне. Более того, когда ее кинокарьера пошла в гору, актриса стала скучать по любимому театру. Позднее она призналась своему биографу Дональду Спото: «На самом деле мне никогда не нравился Голливуд. Я бы сказала, что он фальшив, – в нем много лицемерия и запутавшихся мужчин и женщин, чьи жизни полны боли. Непосвященным кажется, что голливудская жизнь гламурна и очаровательна, но в действительности это не так».

Итак, в завершение стоит упомянуть еще один момент: это может казаться безумным на старте вашей карьеры, но все же учитывайте тот факт, что вы можете достигнуть своей мечты и почувствовать разачарование.

Грейс удалось осуществить свои мечты в юности, а в двадцать шесть она начала задаваться вопросом, к тому ли она стремилась. К тому же она продолжала сомневаться в себе. «Не думаю, что я состоялась в достаточной мере как актриса, которую запомнят надолго», – сказала она в интервью перед своей гибелью в 1982 году, добавив с характерным смирением: «Мне не кажется, что в моей кинокарьере я достигла чего-то такого, чтобы выделяться среди других людей».




Однако завершение кинокарьеры не стало для Грейс тем периодом, когда она исчезла из поля зрения. Отнюдь. Появилось что-то более важное, и в сердце Грейс зародилась совершенно иная мечта.

Манеры кинозвезды

«Грейс Келли была наименьшей примадонной из всех актрис, которых я знал».

Джон Эриксон, коллега Грейс Келли по фильму «Зеленый огонь»

Прежде чем закончить эту главу и перейти к мужчинам Грейс, важно выделить еще один аспект ее звездных качеств: безупречные манеры Грейс, ее сердечность и здравомыслие. Подметаете ли вы улицы, возглавляете банк или поете у себя на вечернем приеме, эти качества обязательно должны быть частью вашей общественной и деловой репутации.

Не забывайте, это было в то время, когда режиссерам приходилось иметь дело с довольно легкомысленным поведением звезд.

В то время как капризная Мэрилин заставляла их рвать на себе волосы постоянными истериками, а Джуди Гарленд и Ава Гарднер искали вдохновение на дне бутылки, Грейс вводила в ступор начальство и коллег своими безупречными манерами.

И хотя она появилась всего в одиннадцати фильмах за пять лет, Келли оказала существенное влияние на мир кино. Ее твердая вера в себя навсегда изменила отношение к киноактерам. Грейс боролась за желанные роли, ловко используя прессу и собственный престиж, чтобы получить то, что хотела. Неслыханно!

Памятуя об этом, давайте выясним, как Грейс справлялась с тремя коварными аспектами славы: прессой, поклонниками и звездными коллегами.

Итак, как Грейс…

…ОБЩАЛАСЬ С ПРЕССОЙ? Как мы видим, Грейс являлась разрушительницей стереотипов, категорично отказываясь от ролей, предлагаемых ей студиями. Тогда как большинство актеров просто делали то, что им говорили. Раздраженное ее отказами, руководство MGM отодвинуло Грейс на второй план, вообще не предлагая ей главных ролей в кино, что могло серьезно навредить ее карьере. Обычно подобное пренебрежение студиями считалось позором для актера, поэтому все молчали. А вот Грейс отправилась прямиком в газету и рассказала об этом унизительном отношении. С тех пор она стала любимицей СМИ, даже когда ее мнение о прессе стало менее чем лестным. «Свобода прессы работает таким образом, что от нее почти не остается свободы», – как-то сказала Грейс.




Умение Грейс обращаться с прессой пригодилось и позже, во время поездки на свадьбу в Монако в 1956 году, когда ее осаждала целая команда папарацци, следящих за каждым шагом невесты. Вместо того чтобы целыми днями сидеть в каюте (чего ей очень хотелось), она устраивала ежедневные пресс-конференции, чтобы люди с обеих сторон Атлантики могли следить за новостями. Это сдерживало таскающихся за ней по пятам папарацци… ну, более или менее.

Вот вам еще один весьма полезный совет, который мы можем извлечь из опыта Грейс: если кто-то не дает вам проходу, будь то бойфренд, подруга, коллега или член семьи, приодически «бросайте им кость», потому что даже немного внимания позволяет получить передышку и держать «собак» на некотором расстоянии.




…ОБЩАЛАСЬ С ПОКЛОННИКАМИ? Будучи знаменитостью, обывателем или королевской особой (в кино или в жизни), Грейс вела себя так, как приличествовало ее положению, в том числе и при общении с поклонниками. Ее бывший личный секретарь Луизетт Леви-Соуссан Аззоаглио вспоминает, с какой невероятной сердечностью относилась к ним Грейс: «Каждый год одна женщина являлась во дворец с альбомом вырезок о княгине Ренье. И вместо того чтобы отправлять ее восвояси, Грейс встречалась с этой женщиной и они вместе пили чай. Каждый год они обсуждали статьи и наслаждались беседой. За годы общения женщины стали подругами и никогда не пропускали их ежегодную встречу».

Усвоить этот жизненный урок довольно просто: что посеете, то и пожнете! Как бы вам ни хотелось выпустить на волю свою капризную «внутреннюю диву», лучше держать боа из перьев в шкафу, если вы хотите подружиться с леди Удачей.




…ЛАДИЛА С ПАРТНЕРАМИ ПО ФИЛЬМАМ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ? Ну, что вы думаете? «Каждый человек, которому когда-либо посчастливилось работать с Грейс Келли, непременно в нее влюблялся», – однажды заявил Герберт Коулман, помощник режиссера картины «Окно во двор», в то время как Джимми Стюарт и Кэри Грант называли ее своей любимой партнершей. А еще она была музой Альфреда Хичкока… ну, к этому мы еще вернемся. Вот еще одна формула успеха Грейс для всех ее подражателей:




Статистика
Грейс в цифрах

Число появлений на телевидении: более сорока

Грейс зарабатывала $120 в неделю, играя свою первую роль в фильме «14 часов»

За пять лет Грейс снялась в одиннадцати фильмах

Актриса ездила верхом в картине «Ровно в полдень» и фехтовала в «Лебеде» без помощи дублеров

Из-за близорукости Грейс видела лишь на расстоянии шести шагов вокруг себя. Ей нравилась возможность носить очки в фильме «Деревенская девушка»

На ее свадебное платье от Хелен Роуз было истрачено около ста ярдов шелка

У нее есть звезда на Аллее славы, на Голливудском бульваре 6329

Грейс занимает 51-е место в рейтинге «Топ-100 кинозвезд всех времен» журнала Empire (Великобритания)

Американский институт киноискусства поместил ее на 13-е место в списке «50 величайших легенд кино».