Глава 2.
Бухгалтерский учет
2.1. Основы законодательства
Все предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность на территории РФ, обязаны вести бухгалтерский учет своего имущества и обязательств. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель организации.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Поэтому нам кажется целесообразным сделать обзор основных нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Основные нормативные документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в коммерческих организациях
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», раскрывающий:
1) понятие бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи;
2) порядок регулирования бухгалтерского учета;
3) принципы организации бухгалтерского учета в организациях;
4) права, обязанности и ответственность главного бухгалтера;
5) основные требования к ведению бухгалтерского учета;
6) определение, порядок обработки первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
7) правила оценки имущества и обязательств;
8) порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
9) состав годовой бухгалтерской отчетности и понятие отчетного года;
10) адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности;
11) публичность бухгалтерской отчетности;
12) порядок и сроки хранения документов бухгалтерского учета;
13) ответственность за несоблюдение требований законодательства в области бухгалтерского учета.
2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 1992 г. № 89), определяющее:
1) порядок и формы ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия, вид и сроки их предоставления контролирующим организациям;
2) требования к ведению бухгалтерского учета и выбору учетной политики;
3) обязательные реквизиты первичных документов, сроки их обработки, правила хранения, порядок внесения исправлений и перечень лиц, имеющих право подписи;
4) права и обязанности руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета и (или) уполномоченных лиц;
5) систему денежной оценки имущества и обязательств предприятия, а также приемы и методы проведения их инвентаризации;
6) правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
7) приемы оценки статей бухгалтерской отчетности.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.) ПБУ 1/98 устанавливает:
1) основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений);
2) основы раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений);
3) основы порядка изменения учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Положение распространяется в части формирования учетной политики – на организации независимо от организационно-правовых форм; в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (утв. Приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. № 167) ПБУ 2/94 устанавливает:
1) правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство;
2) перечень объектов бухгалтерского учета по договору на строительство;
3) порядок учета расчетов по договору на строительство;
4) порядок учета затрат по договорам на строительство;
5) методику определение дохода и финансового результата по договорам на строительство.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н).
ПБУ 3/2000 устанавливает:
1) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту Российской Федерации – рубли;
2) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли;
3) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), порядок учета курсовой разницы;
4) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), порядок учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации;
5) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте;
6) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте.
Положение не применяется при пересчете показателей бухгалтерской отчетности, составленной в рублях, в иностранные валюты в случаях требования таких пересчетов учредительными документами, при заключении кредитных договоров с иностранными юридическими лицами и так далее; при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте или в условных денежных единицах, но подлежащих оплате в рублях; при включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами Российской Федерации, в сводную бухгалтерскую отчетность, составляемую головной организацией.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н).
ПБУ 4/99 устанавливает:
1) состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций;
2) типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
3) упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
4) особенности формирования сводной бухгалтерской отчетности;
5) особенности формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
6) особенности формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
7) содержание и методические основы формирования бухгалтерского баланса организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций;
8) содержание и методические основы формирования отчета о прибылях и убытках организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций;
9) содержание и методические основы формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций;
10) правила оценки статей бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций;
11) состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности;
12) критерии обязательности проведения аудита бухгалтерской отчетности;
13) порядок и сроки публикации бухгалтерской отчетности;
14) состав и сроки представления промежуточной бухгалтерской отчетности.
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н).
ПБУ 5/01 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
2) правила оценки материально-производственных запасов организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
3) порядок отражения операций, связанных с отпуском материально-производственных запасов организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
4) порядок раскрытия информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности.
Положение не применяется в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев; активов, характеризуемых как незавершенное производство.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н) (с изм. и доп. от 18 мая 2002 г.).
ПБУ 6/01 устанавливает:
1) порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
2) правила оценки основных средств организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
3) понятие и способы начисления амортизации основных средств организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
4) порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с восстановлением основных средств организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
5) порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выбытием основных средств организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций);
6) порядок раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности;
7) порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходных вложениях в материальные ценности.
Положение не применяется в отношении машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары – на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути; капитальных и финансовых вложений.
9. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утв. Приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н).
ПБУ 7/98 устанавливает:
1) порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты;
2) понятие событий после отчетной даты;
3) определение даты подписания бухгалтерской отчетности;
4) порядок отражения событий после отчетной даты и их последствий в бухгалтерской отчетности;
5) примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты;
6) особенности раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н).
ПБУ 8/01 устанавливает:
1) порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
2) порядок отражения последствий условных фактов в бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
3) правила оценки последствий условных фактов хозяйственной деятельности;
4) порядок раскрытия информации о последствиях условных фактов бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
5) примерную оценку вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Положение не обязательно для субъектов малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства – эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.).
ПБУ 9/99 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
2) классификацию доходов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
3) понятие доходов от обычных видов деятельности организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
4) условия принятия (признания) выручки от реализации к бухгалтерскому учету;
5) критерии признания поступлений операционными доходами организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
6) критерии признания поступлений внереализационными доходами организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
7) критерии признания поступлений чрезвычайными доходами организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
8) порядок определения для целей бухгалтерского учета величины прочих поступлений;
9) порядок определения сумм, в рамках которых выручка признается в бухгалтерском учете;
10) порядок признания в бухгалтерском учете прочих поступлений организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
11) порядок раскрытия информации о доходах организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации о бухгалтерской отчетности.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн) (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.).
ПБУ 10/99 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
2) классификацию расходов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
3) порядок отнесения поступлений организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, к расходам по обычным видам деятельности;
4) суммы, в пределах которых расходы по обычным видам деятельности организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, принимаются к бухгалтерскому учету;
5) группировку расходов по обычным видам деятельности организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, по элементам затрат;
6) порядок отнесения поступлений организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, к операционным расходам;
7) порядок отнесения поступлений организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации к внереализационным расходам;
8) состав чрезвычайных расходов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
9) условия признания расходов в бухгалтерском учете;
10) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности о расходах организации.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н) (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.).
ПБУ 11/2000 устанавливает:
1) понятие аффилированного лица;
2) данные, относимые в бухгалтерской отчетности к информации об аффилированных лицах;
3) порядок отнесения фактов хозяйственной деятельности к операциям с аффилированным лицом;
4) порядок раскрытия информации об аффилированных лицах коммерческими организациями;
5) порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций).
Положение применяется также акционерными обществами (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении сводной бухгалтерской отчетности.
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом (далее – организацией) для внутренних целей (включая внутреннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей; при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н).
ПБУ 12/2000 устанавливает:
1) правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций);
2) порядок выделения информации по отчетным сегментам;
3) порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту;
4) способ представления и состав информации по отчетным сегментам.
Положение не применяется при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н).
ПБУ 13/2000 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества);
2) порядок учета бюджетных средств;
3) порядок учета бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи;
4) порядок раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов; применением соответствующих правил налогообложения прибыли (как-то: предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.); участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н).
ПБУ 14/2000 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций (кроме кредитных), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
2) правила оценки нематериальных активов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
3) способы амортизации нематериальных активов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
4) порядок списания нематериальных активов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
5) порядок учета операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
6) определение деловой репутации организации;
7) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н).
ПБУ 15/01 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений);
2) порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам;
3) состав и порядок признания затрат по займам и кредитам;
4) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений);
5) порядок расчета средневзвешенной ставки затрат по займам и кредитам и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвестиционных активов организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. Приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н).
ПБУ 16/02 устанавливает:
1) порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
2) понятие прекращаемой деятельности, ее признание и оценку;
3) порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности;
4) требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации.
Положение не применяется при прекращении деятельности вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. и.); принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством; обращения имущества в государственную собственность (национализации).
19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н).
ПБУ 17/02 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций) информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
2) условия признания расходов по научно-исследовательским, опытно конструкторским и технологическим работам;
3) состав расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам;
4) порядок списания расходов по научно-исследовательским, опытно конструкторским и технологическим работам;
5) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н).
ПБУ 18/02 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых налогоплательщиками налога на прибыль;
2) определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток);
3) порядок учета постоянных разниц, временных разниц и постоянных налоговых обязательств;
4) определение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учете;
5) порядок учета налога на прибыль;
6) прядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н).
ПБУ 19/02 устанавливает:
1) правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации;
2) правила первоначальной оценки финансовых вложений;
3) правила последующей оценки финансовых вложений;
4) порядок отражения в бухгалтерском учете выбытия финансовых вложений;
5) признание доходов и расходов по финансовым вложениям;
6) порядок обесценения финансовых вложений;
7) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;
8) порядок использования способов оценки при выбытии финансовых вложений;
9) особенности учета финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.
22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утв. Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н).
ПБУ 20/03 устанавливает:
1) правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
2) понятие и правила отражения в учете совместно осуществляемых операций;
3) понятие и правила отражения в учете совместно используемых активов;
4) порядок отражения операций, связанных с совместной деятельностью;
5) порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Положение не применяется организацией в случаях заключения учредительного договора или договора о создании финансово-промышленной группы, результатом которого является образование юридического лица или финансово-промышленной группы, а также внесение вкладов в уставный, складочный капитал, паевой фонд другой организации; заключения договора об участии в совместной деятельности, которым не предусмотрено извлечение экономических выгод или дохода.
23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).
2.2. Принципы бухгалтерского учета
Принципами бухгалтерского учета являются следующие:
1) принцип сохранения информации, т. е. сделанная в документах запись окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия;
2) принцип взаимосвязи событий и явлений, т. е. бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке;
3) принцип сопоставления ценностей и операций, т. е. записи на счетах бухгалтерского учета производятся с использованием общепринятых единиц измерения;
4) принцип остановки, т. е. в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана представить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством – это I квартал финансового года, первое полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность представляется следующим контролирующим органам:
а) налоговой инспекции;
б) органам статистики;
в) внебюджетным фондам;
г) банкам и другим кредитным организациям;
д) налоговой полиции (по требованию);
5) принцип минимальности, т. е. предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете (например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т. п.). Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.
Формирование учетной политики
С целью соблюдения принципов бухгалтерского учета каждая организация формирует учетную политику.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля над хозяйственными операциями;
7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
1) активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, а также активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
2) организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
3) принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
4) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа самостоятельно.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. и.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их местонахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с и. 10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
3) существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным.
Изменение учетной политики вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать:
1) причину изменения учетной политики;
2) оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
3) указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Формирование учетной политики предполагает выбор способов (вариантов) ведения бухгалтерского учета.
По основным средствам в составе информации, формируемой в учетной политике, раскрытию подлежат сведения:
1) о выбранных способах начисления амортизации основных средств;
2) о порядке списания затрат по ремонту основных средств;
3) о способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
4) об изменениях стоимости основных средств, в которой не приняты к бухгалтерскому учету, включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств;
5) о принятых сроках полезной эксплуатации основных средств;
6) об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
7) об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды.
При осуществлении лизинговых операций в составе информации об учетной политике подлежат раскрытию данные:
1) о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;
2) о порядке лизинговых платежей в периоде, следующем за отчетным, и до конца действия договора лизинга.
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
1) линейным способом;
2) способом уменьшаемого остатка;
3) способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных
объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль над их движением.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
1) при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
2) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году;
4) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету самостоятельно.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
1) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
3) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срока аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Затраты на ремонт основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) путем:
1) или списания фактических затрат по ремонту объектов на счета издержек производства или обращения. В данном случае затраты по ремонту основных средств отражают в себестоимости продукции в разрезе элементов затрат (материальные, трудовые и т. д.). В сезонных отраслях производства неравномерно проводимые ремонтные работы могут вызвать существенные колебания в себестоимости продукции;
2) или создания ремонтного фонда с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту объектов основных средств. Данный способ целесообразно применять в отраслях, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на второе полугодие;
3) или первоначального учета всех качеств расходов будущих периодов в фактических затратах по ремонту основных средств, а затем равномерного списания их на издержки производства или обращения.
Последние два способа позволяют равномерно относить затраты, отражаемые комплексной статьей, по ремонту объектов основных средств на себестоимость продукции.
Учетной политикой может быть предусмотрено создание переходящего ремонтного фонда по годам.
По нематериальным активам в составе информации об учетной политике предприятия в бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию сведения:
1) о выбранных способах начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;
2) о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
3) о способах оценки нематериальных активов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
4) о принятых сроках полезной эксплуатации нематериальных активов.
Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:
1) линейным способом;
2) способом уменьшаемого остатка;
3) способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
1) при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
2) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году;
3) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:
1) срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
2) ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).
По материально-непроизводственным запасам элементами учетной политики являются:
1) выбор варианта синтетического учета материально-непроизводственных запасов;
2) выбор метода оценки материально-непроизводственных запасов;
3) стоимость материально-непроизводственных запасов, переданных в залог;
4) выбор способа отнесения разницы между фактической себестоимостью материально-непроизводственных запасов и стоимостью их возможной реализации на финансовые результаты организации.
По материально-производственным запасам в составе информации об учетной политике раскрытию подлежат сведения:
1) о выбранном варианте синтетического учета производственных запасов;
2) о методе оценки производственных запасов при отпуске их в производство.
Синтетический учет производственных запасов может осуществляться:
1) по фактической стоимости приобретения (заготовления);
2) по учетным ценам (по плановой или нормативной себестоимости, по покупным ценам и т. д.).
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости.
Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца;
3) по себестоимости первых по времени приобретения материально производственных запасов (способ ФИФО).
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т. е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений;
4) по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. и.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
1) о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
2) о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
3) о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
4) о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
По затратам на производство и учету готовой продукции в составе учетной политики раскрытию подлежит информация:
1) о выбранном способе группировки и списания затрат на производство продукции;
2) о выбранном способе учета готовой продукции.
Способы учета выпуска готовой продукции предопределяют точность и сроки подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Они создают условия для определения момента перехода права собственности к покупателю при реализации данной продукции (работ, услуг);
3) о выбранном способе оценки готовой продукции;
4) о выбранном варианте сводного учета затрат на производство продукции;
5) о сроках погашения расходов будущих периодов;
6) о выбранном методе определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
7) о моменте признания реализации по работам долгосрочного характера;
8) о способах распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
9) о методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Готовая продукция и товары отгруженные могут оцениваться:
1) по полной фактической производственной себестоимости;
2) по неполной фактической производственной себестоимости;
3) по полной нормативной или плановой себестоимости;
4) по неполной нормативной или плановой себестоимости.
Незавершенное производство может оцениваться одним из трех способов:
1) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
2) по прямым статьям расходов;
3) по стоимости израсходованных материалов, сырья, полуфабрикатов.
Проблема оценки незавершенного производства может быть упрощена при использовании нормативного метода.
Сводный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по одному из двух вариантов, таких как:
1) бесполуфабрикатный.
В данном случае ограничиваются тем, что затраты учитывают по каждому цеху (переделу). Себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а подсчитывают лишь себестоимость готовой продукции;
2) полуфабрикатный.
В данном случае движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела. Полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки.
Сроки погашения расходов будущих периодов организацией устанавливаются самостоятельно.
Организации могут применять один из двух методов определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения:
1) по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
2) по моменту отгрузки продукции покупателям и предъявления им платежных документов.
При продаже продукции «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость возникает в момент отгрузки продукции покупателям (заказчикам).
При продаже продукции «по оплате» задолженность предприятия перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость возникает в момент оплаты продукции (работ, услуг) покупателями (заказчиками).
Организации, выполняющие работы долгосрочного характера, в своей учетной политике моментом продажи могут признать:
1) момент окончания работ;
2) отдельные этапы работ долгосрочного характера.
В процессе формирования учетной политики организация выбирает один из методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
1. Попроцессный метод, который заключается в том, что учет расходов ведется по технологическим процессам. Он используется на предприятиях с массовым производством однотипной продукции, в котором достаточно четко выделяются несколько стадий переработки. Себестоимость единицы продукции в этом методе определяется путем деления суммы затрат по отдельным процессам на число выпущенных изделий Разновидностью попроцессного метода калькуляции является простой попроцессный метод, используемый на предприятиях добывающих отраслей, на которых производится однотипная продукция, не требующая сложной переработки.
2. Позаказный метод, который заключается в том, что учет расходов ведется по отдельным типам изделий (по заказам). Он используется в производствах, в которых изготавливают разнообразную продукцию разными партиями. Этот метод может применяться также при изготовлении единичных заказов. Себестоимость единицы продукции определяется делением всех затрат, учтенных при изготовлении заказа, на количество изделий в данном заказе. При единичном заказе это будет вся сумма затрат на его изготовление. Частным случаем позаказного метода является поконтрактный метод. Это способ ведения работ по отдельному контракту, заключенному на долговременный проект создания конкретного объекта. В этом случае все совокупные затраты определяют себестоимость объекта, который может сдаваться заказчику по частям, по мере выполнения отдельных этапов работ.
3. Нормативный метод, который заключается в том, что учет затрат ведется путем определения отклонений реальных расходов от нормативных. Нормативные затраты на изготовление отдельных элементов, узлов, компонентов и изделия в целом устанавливаются расчетно-теоретическим или экспериментальным способами. Метод используется для изготовления сложных и дорогостоящих изделий в массовом производстве. Себестоимость единицы продукции вычисляется следующим образом. Расчетным путем определяются нормативные затраты на одно изделие и на партию в целом. В бухгалтерском учете по каждой изготавливаемой партии отслеживают отклонения реальных затрат в большую (плюс) и меньшую (минус) сторону от затрат, установленных нормативами. Прибавляя положительные отклонения и вычитая отрицательные, получают реальные затраты на партию. Поделив на число изделий в партии, вычисляют себестоимость единицы продукции.
Возможен и видоизмененный вариант, при котором увеличения и уменьшения затрат по сравнению с нормативными сразу относят к размеру партии изготовленных изделий, а затем прибавляют и вычитают из нормативной стоимости одного экземпляра продукции.
4. Комбинированный метод.
По учету государственной помощи в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, информация:
1) о характере и величине бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
2) о назначении и величине бюджетных кредитов;
3) о характере прочих формах государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
4) о невыполненных по состоянию на отчетную дату условиях предоставления бюджетных средств и связанных с ними условных обязательствах и условных активах.
При формировании учетной политики организация может выбрать одну из следующих форм бухгалтерского учета:
1) журнально-ордерную;
2) мемориально-ордерную (и ее разновидность Журнал-Главная);
3) упрощенную форму для малых предприятий;
4) автоматизированную.
Бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме заключается в следующем: полученные бухгалтерией первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов.
Кроме того, обработка включает внесение сведений из данных документов в соответствующие регистры, карточки, таблицы, ведомости и кодирование хозяйственных операций в виде бухгалтерских проводок. Сведения по ряду операций не заносятся во вспомогательные документы, а поступают сразу в журналы-ордера. Расчеты по кассе оформляются дополнительно в кассовой книге, а затем из нее переносятся в соответствующие журналы-ордера.
Основное отличие журнально-ордерной формы от других форм заключается в журналах-ордерах и в Главной книге. В журналах-ордерах проводится арифметическая обработка бухгалтерских проводок, вычисляются полные обороты по кредиту счетов и частичные обороты по дебету счетов. Затем сведения из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, где подсчитываются полные обороты по дебетам счетов и определяются сальдо конечные по всем счетам.
По сведениям из Главной книги составляется баланс и оформляется отчетность предприятия (месячная, квартальная и годовая).
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета имеет несколько модификаций. Наиболее прогрессивной следует считать модификацию с использованием Журнала хозяйственных операций. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса и для бухгалтерий, планирующих перевод учета на персональный компьютер.
В Журнале хозяйственных операций отображается вся деятельность предприятия в хронологическом порядке со ссылками на первичные документы.
В начале каждого месяца открываются мемориальные ордера по всем используемым счетам. Полученные первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления.
Учет кассовых операций дополнительно ведется в кассовой книге. Если предприятие ведет расчеты с населением через контрольно-кассовые машины (ККМ), то и в книгах кассиров-операционистов этих машин учет ведется в кассовой книге.
Разновидностью мемориально-ордерной формы является форма Журнал-Главная, которая в качестве основного документа имеет комбинацию мемориальных ордеров, Журнала хозяйственных операций и оборотно-сальдовой ведомости.
При форме «Журнал-Главной» все записи хозяйственных операций выделяются из ордеров и помещаются в журнал, подобный Журналу хозяйственных операций. С ним непосредственно стыкуются упрощенные мемориальные ордера.
Для малых предприятий часто применяется упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием Журнала хозяйственных операций и шахматной ведомости.
Бухгалтерский учет по упрощенной форме проводится следующим образом. Первичные документы обрабатываются в течение двух дней с момента их получения. Обработка состоит в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия в них необходимых реквизитов. Заканчивается она внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций с одновременным кодированием этих операций в виде бухгалтерских проводок.
Операции по кассе дополнительно заносятся в кассовую книгу. Если на предприятии ведутся расчеты с населением с применением ККМ, то делаются записи также в кассовых книгах кассиров-операционистов.
В автоматизированной форме главным звеном является алгоритм обработки исходных данных, получения промежуточной информации, составления баланса и отчетности, а также анализа экономической деятельности. В алгоритм может быть заложена любая из представленных выше форм учета, в том числе их комбинации.
Первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение 2 дней с момента их поступления. А затем их показатели вводятся в персональный компьютер на технические носители информации.
Также в состав элементов учетной политики предприятия входят:
1) организация документооборота;
2) система регистров;
3) метод реализации продукции и определения финансового результата;
4) нормы отчислений от прибыли в резервный капитал;
5) подход к оценке товаров в розничной торговле;
6) порядок списания реализуемых товаров на предприятиях торговли;
7) подход к созданию резервов по сомнительным долгам;
8) сроки списания доходов будущих периодов;
9) порядок списания ценных бумаг при их продаже;
10) способы признания доходов и расходов;
11) распорядок выплаты дивидендов учредителям;
12) порядок и сроки проведения инвентаризации;
13) применяемый рабочий план счетов предприятия.
Организация документооборота обеспечивает увязку управленческого, бухгалтерского и налогового учетов, закладывает основы налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности предприятия.
Системы регистров определяют точность и оперативность приема и обработки финансовой информации, а также обеспечивают надежность ее хранения.
Метод реализации продукции устанавливает форму взаимоотношений с поставщиками, покупателями и с бюджетом.
Нормы отчислений от прибыли в резервный капитал определяют возможности по страхованию предпринимательских рисков.
Подход к оценке товаров в розничной торговле оказывает влияние на методологию бухгалтерского и налогового учета на предприятиях данного типа.
Порядок списания реализованных товаров на предприятии торговли позволяет обеспечить контроль продаж и расчетов с покупателями, а также подведения итогов деятельности.
Подход к созданию резервов по сомнительным долгам позволяет конкретизировать проблему страхования рисков, связанных с взаиморасчетами с покупателями.
Установленные сроки списания доходов будущих периодов дают возможность правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), корректно определять базу по налогообложению прибыли, полученной при их реализации, и избегать необоснованных резервов.
Порядок списания ценных бумаг при их продаже создает предпосылки для своевременной и полной калькуляции их себестоимости и оперативного подведения финансовых итогов реализации.
Способы признания доходов и расходов упорядочивают взаимоотношения с налоговыми органами, облегчают контроль начисления и уплаты обязательных платежей в бюджет, позволяют избегать штрафных санкций за несвоевременность и неполноту перечислений.
Распорядок выплаты дивидендов отражает подходы распределения прибыли, остающейся у предприятия после уплаты налогов.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяют взаимоотношение бухгалтерии с материально ответственными лицами предприятия, уменьшая вероятность потерь и хищений ценностей.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, используемый предприятием, содержит перечень, описание и характеристики используемых счетов и субсчетов, расшифровывает специфику предприятия и особенности кодирования его типичных хозяйственных операций.
2.3. Типичные бухгалтерские ошибки и их последствия
Типичными бухгалтерскими ошибками являются следующие:
1) несоответствие формы оправдательного документа форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
2) полное или частичное отсутствие обязательных реквизитов в документах, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. К обязательным реквизитам относятся:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за нарушение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
з) внесение исправлений в кассовые и банковские документы;
4) внесение исправлений в остальные первичные учетные документы без согласования с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений;
5) отсутствие сводных учетных документов, составленных на основе первичных учетных документов. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;
6) нарушения порядка и сроков хранения учетных документов.
Порядок хранения предусматривает соблюдение требований, установленных с целью сохранности учетных документов. Так при хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Срок хранения – временной отрезок, в течение которого организация обязана хранить учетные документы. Этот срок составляет не менее 5 лет;
7) нарушение хронологической последовательности отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета и группировки их по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;
8) несоблюдение Плана счетов бухгалтерского учета;
9) нарушение правил отражения фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета – документах, в которых содержатся систематизация и накопление информации на основе принятых к учету первичных документов для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях;
10) нарушение правил учета обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
11) нарушение порядка ведения аналитического учета – учета, который ведется в лицевых, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующего детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;
12) отсутствие первичных учетных документов;
13) нарушение правил единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
14) нарушение порядка составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами;
15) нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов;
16) нарушение порядка сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;
17) искажение информации, содержащейся в учетных документах: бухгалтерской отчетности, регистрах бухгалтерского учета, регистрах налогового учета, плане счетов бухгалтерского учета, первичных учетных документах, других документах учетной политики;
18) искажение информации, содержащейся в единой системе данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам:
а) в бухгалтерском балансе;
б) в отчете о прибылях и убытках;
в) в приложениях к ним (в частности в отчете о движении денежных средств, приложениях к бухгалтерскому балансу и иных отчетах, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета);
г) в пояснительной записке;
д) в аудиторском заключении, подтверждающем достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
19) несоблюдение требований своевременного и правильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, т. е. несоставление первичного учетного документа в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее окончания, передача его в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в нем данных;
20) нарушение требования достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обеспечивается проведением инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка;
21) несоблюдение требований своевременного и качественного оформление первичных учетных документов, передачи их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверности содержащихся в них данных, которые обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:
1) искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %;
2) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %;
3) неприменение правил бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности заведомо неправильных, недостоверных данных.
Грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является:
1) отсутствие первичных документов;
2) отсутствие счетов-фактур;
3) отсутствие регистров бухгалтерского учета;
4) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Последствия нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерского учета несет руководитель организации, который привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях:
1) уклонения от ведения бухгалтерского учета;
2) заведомого искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов, льгот, учитываемых при исчислении налогов.
Заведомо искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и представлены в налоговые органы.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для предприятий и должностных лиц предусматриваются 6 видов ответственности (в порядке возрастания тяжести) за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:
1) финансовая;
2) гражданская;
3) материальная;
4) дисциплинарная;
5) административная;
6) уголовная.
Финансовая ответственность возникает, когда нарушаются правила обращения с денежными ресурсами и документами. Обычно она удовлетворяется путем взыскания штрафов или арестом банковских счетов.
Гражданская ответственность возникает, когда наносится имущественный вред участникам гражданско-правовых отношений. Она удовлетворяется возмещением причиненного имущественного вреда.
Материальная ответственность возникает, когда ущерб предприятию наносится его работником. Чаще всего работник возмещает ущерб из своей заработной платы и не в полном объеме при условии, что ущерб причинен по неосторожности.
Дисциплинарная ответственность возникает, когда предприятию наносится вред из-за пренебрежения работником своих служебных обязанностей. Возмещение вреда осуществляется путем воспитательных мер (как-то: лишение премии, понижение в должности, объявление выговора).
Административная ответственность возникает, когда грубо нарушаются законы и правила, следствием чего могут быть значительные убытки, нанесенные государственной казне. Возмещение вреда государству производится путем наложения штрафа, ареста, исправительных работ.
Уголовная ответственность возникает, когда имеет место грубое нарушение законов, имеющее характер преступлений. Уголовная ответственность устанавливается только законом, санкции применяются только по решению суда.
Работники бухгалтерии, отстаивая интересы своего предприятия во внешней предпринимательской среде, чаще всего имеют дело с финансовой, гражданской, административной и уголовной ответственностью.
Степень ответственности должностных лиц за несоблюдение установленных правил и законодательных норм нередко устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Законодательством Российской Федерации введены 2 разных значения МРОТ, используемые:
1) исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей (МРОТ = 600 руб.);
2) в качестве базовой суммы, применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых установлен в МРОТ (МРОТ= 100 руб.).
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.
Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов (и (или) объектов налогообложения), если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов (и (или) объектов налогообложения), если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
Грубые нарушения организацией правил учета доходов и (или) расходов (и (или) объектов налогообложения), если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода и повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.