Вы здесь

Что придумали евреи. Великие изобретения и открытия. От швейной машинки до теории относительности. Виннер Норберт. (1894–1964) (И. С. Пигулевская, 2017)

Виннер Норберт

(1894–1964)

Американский ученый, математик и философ, создатель кибернетики.


Норберт Виннер родился 26 ноября 1894 года в городе Колумбия, штат Миссури, США, в семье польского еврея Лео Винера (уроженца Белостока, входившего в состав Российской империи) и немецкой еврейки Берты Каан, одной из представительниц известной франкфуртской семьи.

Читать он научился с четырех лет, а в шесть уже читал Чарлза Дарвина и Данте. В девять лет он поступил в среднюю школу, в которой начинали учиться дети 15–16 лет, закончив предварительно восьмилетку. Такая разница в возрасте отдалила его от других учеников. Среднюю школу он окончил в 11 лет и сразу же поступил в высшее учебное заведение Тафтс-колледж, а после его окончания в возрасте 14 лет получил степень бакалавра искусств. Затем учился в Гарвардском и Корнельском университетах, в 17 лет в Гарварде стал магистром искусств, в 18 – доктором философии по специальности «математическая логика».

Гарвардский университет выделил Винеру стипендию для учебы в Кембриджском (Англия) и Геттингенском (Германия) университетах. В Кембридже Винер слушал лекции английского философа, логика, математика и общественного деятеля Бертрана Рассела, участвовал в его семинаре, посещал лекции математика Годфри Харолда Харди. После курса Б. Рассела Винер убедился в том, что нельзя заниматься философией математики, не зная глубоко эту науку.

Весной 1914 года Винер переехал в Геттинген, где в университете учился у Эдмунда Ландау и Давида Гильберта.

Когда началась Первая мировая война, Норберт Винер вернулся в США. В Колумбийском университете он начал заниматься топологией, потом преподавал математику в Гарвардском университете. На следующий учебный год перебрался в университет штата Мэн, потом поменял еще несколько мест работы.

В 1919 году Винер поступил на должность ассистента кафедры математики Массачусетского технологического института (МТИ), где работал до конца дней.

Осенью 1920 года во Франции Норберт Винер встретился с французским математиком Морисом Рене Фреше и после бесед с ним заинтересовался обобщением векторных пространств. Фреше не сразу оценил результат, полученный молодым ученым, но через несколько месяцев, прочитав в польском математическом журнале публикацию польского математика Стефана Банаха на ту же тему, изменил мнение. Некоторое время такие пространства назывались пространствами Банаха – Винера.

В 1920–1925 годах он решал физические и технические задачи с помощью абстрактной математики и находил новые закономерности в теории броуновского движения, теории потенциала, гармоническом анализе.

Норберт Винер женился на Маргарет Эндеман из немецкой семьи весной 1926 года, перед поездкой Винера в Геттинген. Супруги совершили путешествие по Европе.

Норберт Винер был убежден, что умственный труд «изнашивает человека до предела», поэтому должен чередоваться с физическим отдыхом. Он всегда пользовался всякой возможностью совершать прогулки, плавал, играл в различные игры, с удовольствием общался с не математиками.

Супруги купили дом в сельской местности, в 1927 году у них родилась старшая дочь Барбара, потом родилась и вторая дочь.

Особо значимой оказалась совместная деятельность Винера с приехавшим из Германии в Гарвардский университет Э. Хопфом, в результате чего в науку вошло «уравнение Винера – Хопфа», описывающее радиационные равновесия звезд, а также относящееся к другим задачам, в которых ведется речь о двух различных режимах, отделенных границей.

С 1932 года Норберт Винер – профессор МТИ. В Гарварде он познакомился с физиологом А. Розенблютом и стал посещать его методологический семинар, объединявший представителей различных наук. Этот семинар сыграл важную роль в формировании у Винера идей кибернетики.

Во время Второй мировой войны Винер исследовал задачу движения самолета при зенитном обстреле. Обдумывание и экспериментирование убедили его в том, что система управления огнем зенитной артиллерии должна быть системой с обратной связью, что обратная связь играет существенную роль и в человеческом организме.

Существовавшие в ту пору вычислительные машины считали достаточно медленно. Это заставило Винера сформулировать ряд требований к таким машинам. По сути дела, им были предсказаны пути, которыми в дальнейшем развивалась электронно-вычислительная техника. Вычислительные устройства, по его мнению, «должны состоять из электронных ламп, а не из зубчатых передач или электромеханических реле. Это необходимо, чтобы обеспечить достаточное быстрое действие».

Следующее требование состояло в том, что в вычислительных устройствах «должна использоваться более экономичная двоичная, а не десятичная система счисления». Машина, полагал Норберт Винер, должна сама корректировать свои действия, в ней необходимо выработать способность к самообучению. Для этого ее нужно снабдить блоком памяти, где откладывались бы управляющие сигналы, а также те сведения, которые машина получит в процессе работы.

Таким образом, он сформулировал основные положения новой науки – кибернетики, предметом изучения которой стали управление, связь и обработка информации в технике, живых организмах и человеческом обществе.

В 1943 году вышла статья Винера, Розенблюта и Байглоу «Поведение, целенаправленность и телеология», представляющая собой набросок кибернетического метода.

Летом 1946 года Винер решил написать книгу и рассказать в ней об общности законов, действующих в области автоматического регулирования, организации производства и в нервной системе человека. Для этого он уехал в Мексику и около года работал над ней. Сразу же возникла трудность с заглавием, уж слишком необычно было содержание. Требовалось найти слово, связанное с управлением, регулированием. Пришло на ум греческое, похожее на «рулевой», что по-английски звучит как «кибернетика». Так Винер его и оставил.

Книга «Кибернетика» вышла в 1948 году в нью-йоркском издательстве «Джон Уили энд Санз» и парижском «Херманн эт Ци». «Появление книги, – писал впоследствии автор, – в мгновение ока превратило меня из ученого-труженика, пользующегося определенным авторитетом в своей специальной области, в нечто вроде фигуры общественного значения. Это было приятно, но имело и свои отрицательные стороны».

Кибернетика сразу же приобрела огромную популярность. Она стала модой. Даже некоторые художники, чтобы не отстать от жизни, организовали нечто вроде «кибернетического» направления в искусстве. Особенно много постарались писатели-фантасты.

Основоположником современной теории управления сам Винер считал английского физика, создателя классической электродинамики Джеймса Клерка Максвелла. Теория автоматического регулирования была в основном сформулирована Дж. Максвеллом, Иваном Алексеевичем Вышнеградским, математиком Алексеем Андреевичем Ляпуновым и теплотехником Аурелием Стодолой. А Норберт Винер впервые понял принципиальное значение информации в процессах управления.

В 1950 году вышла следующая книга – «Человеческое использование человеческих существ», в 1958 году – «Нелинейные задачи в теории случайных процессов», в 1961 году – второе издание «Кибернетики», в 1963 году – кибернетическое сочинение «Акционерное общество Бог и Голем».

28 июня 1960 года приглашенный на 1-й Международный конгресс ИФАК – Международной федерации по автоматическому управлению Норберт Винер прочитал в Большой аудитории Политехнического музея в Москве лекцию «Волны головного мозга и самоорганизующиеся системы».

В последние годы Норберт Винер занимался отдельными вопросами в биологии, нейрологии, электроэнцефалографии и генетике.

Норберт Винер скончался 18 марта 1964 года в Стокгольме.

Русский перевод книги «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» вышел в 1968 году.