Вы здесь

Что придумали евреи. Великие изобретения и открытия. От швейной машинки до теории относительности. Вильштеттер Рихард Мартин. (1872–1942) (И. С. Пигулевская, 2017)

Вильштеттер Рихард Мартин

(1872–1942)

Немецкий химик-органик, лауреат Нобелевской премии по химии в 1915 году «за исследования красящих веществ растительного мира, особенно хлорофилла».


Рихард Мартин Вильштеттер родился в Карлсруэ в семье торговца тканями Макса Вильштеттера и Софьи Ульман. Он окончил школу в Карлсруэ и реальную гимназию в Нюрнберге, где показал себя настолько способным учеником, что ректор рекомендовал его для поступления в престижный Королевский колледж в Мюнхене. Однако ему отказали в зачислении из-за национальности. В 1890 году, после окончания реальной гимназии, Рихард поступил в Мюнхенский технический университет, чтобы изучать химию. Однако уровень обучения там его разочаровал, и он перешел в Мюнхенский университет в лабораторию Адольфа фон Байера.

Байер порекомендовал студента своему коллеге Альфреду Эйнхорну, и у него Вильштеттер начал карьеру исследователя. В 1894 году он получил докторскую степень по химии, два года спустя стал приват-доцентом, а в 1902 году был назначен экстраординарным профессором в лаборатории Байера. В 1905 году занял должность профессора химии Федерального технологического института в Цюрихе.

Именно в Цюрихе Вильштеттер начал заниматься исследованиями хлорофилла. В те годы его структура еще не была полностью понятной. В 1906 году было выдвинуто предположение, что в каждом отдельно взятом растении имеется множество различного рода хлорофиллов и что царство растений представляет собой склад неограниченного числа хлорофиллов. Если бы эта теория была верна, было бы очень трудно определить химическую природу фотосинтеза, поскольку данные, полученные в результате опытов над одним видом растений, могли бы не иметь никакой ценности для исследователей, рассматривающих другие их виды.

Эту проблему в значительной мере решили Рихард Вильштеттер и его ученик Артур Штолль. На листьях крапивы они показали, что у хлорофилла существует одна основная структура. Более того, он обосновал, что, хотя для хлорофилла характерна одна структура, существуют две его почти идентичные формы a и b. Продолжая работу, Вильштеттер установил универсальность хлорофилла a и b, подвергнув анализу более 200 растений. Таким образом, становилось ясно, что при фотосинтезе повсюду происходят одни и те же химические реакции.

В 1912 году Вильшьеттер перешел в только что созданный Институт кайзера Вильгельма в Берлине, где продолжил исследование антоцианинов. Большая часть красных, синих и фиолетовых пигментов растений состоит из антоцианинов. Например, благодаря антоцианинам вода, в которой кипит свекла, становится красной. Вильштеттер обнаружил, что при одинаковой структуре растворимых в воде пигментов могут образовываться разные цвета. Он нашел, что большая часть цветков растений обязана своей окраской всего лишь трем антоцианинам. Окраска цветков зависит от смеси нескольких антоцианинов и (для желтого цвета) каротиноидов.

Проводимые ученым исследования были прерваны разразившейся в 1914 году Первой мировой войной. Из-за травм, которые он получил несколькими годами ранее в горах, совершая восхождение, он был освобожден от военной службы.

В 1915 году Вильштеттеру была присуждена Нобелевская премия по химии «за исследования красящих веществ растительного мира, особенно хлорофилла». Поскольку во время войны церемонии награждения были отменены, он получил премию только в 1920 году.

В 1916 году он был избран профессором Мюнхенского университета на место Байера. И хотя по окончании Первой мировой войны научная жизнь в Германии сталкивалась со многими трудностями, но Вильштеттер избрал новое направление исследований, «чтобы прорваться в неизвестное», и взялся за изучение энзимов (органических соединений, способных вызывать изменения, действуя в качестве катализаторов), о которых ни он, ни его коллеги почти ничего не знали.

Однако к 1924 году значительно усилился антисемитизм, и целый ряд евреев – кандидатов на университетские должности не были приняты на работу. В связи с этим 24 июля 1924 года Вильштеттер в знак протеста вышел в отставку. Его преемником в университете стал Генрих Виланд, который обеспечил Вильштеттеру в течение нескольких последующих лет возможность проведения экспериментальной работы с лейкоцитами.

С приходом к власти нацистов жизнь евреев осложнилась. В это время Вильштеттер посетил США и Великобританию, и там ему неоднократно предлагали остаться и работать в различных институтах и университетах. Однако ученый хотел жить на родине. В ноябре 1938 года в его дом явилась полиция, чтобы арестовать и отправить в Дахау, но его экономке удалось не провести полицию в сад, где Вильштеттер в это время прятался. В начале следующего года он попытался бежать в Швейцарию (где ему предложил приют его бывший ученик Артур Штолль), но, когда пересекал на лодке Боденское озеро, был схвачен гестаповцами. И только после вмешательства швейцарского посла Вильштеттеру было разрешено выехать из Германии. В Швейцарии Штолль поселил его на вилле «Эрмитаж», расположенной неподалеку от Локарно, где Вильштеттер прожил до конца своих дней.

В 1903 году Вильштеттер женился на Софии Лезен. У них родились сын и дочь, но София умерла уже в 1909 году, и больше он не женился.

Вильштеттер умер от болезни сердца 3 августа 1942 года, как раз накануне своего 70-летия.

Помимо Нобелевской премии он был награжден медалью Дэви Лондонского королевского общества и медалью Уилларда Гиббса Американского химического общества и удостоен почетных степеней Оксфордского, Манчестерского и Парижского университетов. Он был иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Британского химического общества.