Глава 1
Основные геополитические тенденции современного мира. «Цветные революции» как фактор современной геополитики
«Мы победили наших противников в Грузии, на Украине и в Киргизии. В нашем списке еще одна страна…»
Последним крупномасштабным событием, связанным с трансформацией всего политического мироустройства, явился распад СССР в начале 90-х годов прошлого столетия[1].
Распад Советского Союза в декабре 1991 года стал, по мнению В.В. Путина, «крупнейшей геополитической катастрофой XX века»[2]. Он привёл к резкому изменению баланса сил в мире в пользу одной оставшейся сверхдержавы, Соединённых Штатов, и стал непосредственной причиной последующих войн и вооружённых противостояний с участием американцев. Ликвидация Советского Союза способствовала значительной дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве, вызвала ряд вооружённых конфликтов (Приднестровский, Грузино-Абхазский, Грузино-Югоосетинский, Армяно-Азербайджанский конфликты, военные действия на территории Чечни, гражданская война в Таджикистане, гражданская война на Украине и др.).
Распад СССР привёл к резкому ослаблению геополитических позиций России, её экономического и военно-политического потенциала. В результате Россия, как правопреемник Советского Союза, потеряла почти половину ВВП, половину населения. В Советском Союзе проживало 280 миллионов человек, в России в настоящее время живёт около 145 миллионов. Были потеряны значительные территории. Правда, наша страна по-прежнему в территориальном отношении – самое крупное государство мира[3]. Однако мы потеряли густонаселённые, тёплые, удобные для проживания южные и западные территории и оказались отброшены на северо-восток. Россия лишилась земель, которые были присоединены к нашей стране в течение последних 350 лет!
В 90-е годы XX века Россия пережила системный политический и социально-экономический кризис, поставивший в повестку дня вопрос о самом существовании страны как суверенного государства[4].
После завершения «холодной войны» и распада Советского Союза произошло резкое усиление геополитических позиций Соединённых Штатов. Оставшись единственной сверхдержавой, США предприняли попытку установления мирового господства, взяв на себя функции мирового арбитра и мирового полицейского. Для реализации этих планов США приняли активное участие во всех наиболее важных международных конфликтах современности, осуществив вооружённое вмешательство во внутренние дела ряда суверенных государств.
Таким образом, нынешняя политика США – это стремление к созданию однополярного мира при полном подчинении всех стран их политической воле. При этом используются различные методы воздействия, от прямого применения вооружённой силы до косвенного воздействия на те или иные страны путём политических и экономических санкций, экспорта демократических ценностей, осуществления «цветных революций».
Американское доминирование в последние годы в большей степени определяется военной мощью и культурным влиянием, тогда как экономическое преимущество выглядит уже не столь подавляющим. На фоне ослабления своего экономического веса США стремятся сохранить status quo, установив контроль над использованием, прежде всего, энергетических ресурсов, питающих государство потребления. Для этого применяется весь арсенал средств от навязывания своих политических стандартов и культурных образцов, создания групп влияния в представляющих интерес странах до прямого военного вмешательства. В терминологии, используемой политологами, такие средства обозначаются как «мягкая сила» (softpower) и «жёсткая сила» (hardpower)[5].
Основания «жёсткой силы» обусловливает экономическая и военная мощь государства. «Мягкая сила» включает в себя три основных компонента:
• во-первых, культуру страны, в т. ч. массовую, понимаемую как набор значимых для общества ценностей, стандартов и стилей жизни, национальных достижений;
• во-вторых, политическую идеологию, включающую основополагающие идеи (к примеру, классический либерализм), модели (та же рыночная экономика), интерпретации мировой и национальной истории;
• в-третьих, внешнюю политику, которая не ограничивается внешнеполитическим влиянием, но и распространяется в область публичной, «народной дипломатии» неправительственных организации и рядовых граждан.
«Мягкая сила» зиждется собственно как на факторах влияния (influence), так и привлекательности (attractive power). Её ресурсами в мировой политике выступает всё то, что «вдохновляет и привлекает» к источнику соответствующего воздействия, позволяя тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата. Таким образом, она охватывает культурное влияние и престиж, дипломатическое влияние и политическое убеждение, а также дополнительные факторы, которые заставляют уважать страну и желать стать связанными с ней и принимать её ценности и представления.
Конец ознакомительного фрагмента.