Вы здесь

Что мешает нам жить до 100 лет? Беседы о долголетии. 1-я часть. Долголетие – мифы и реальность. Исторический экскурс (В. Х. Хавинсон, 2018)

1-я часть

Долголетие – мифы и реальность. Исторический экскурс

Глава 1

Секреты Мафусаила

Проблемы старения и смерти интересовали человечество с древнейших времен. Они касаются всего человечества в целом и каждого человека в отдельности, независимо ни от его национальности, ни от вероисповедания. Каждый человек задумывается о феномене старения и пытается его понять, и желание замедлить старение организма или вовсе его устранить неотделимо от этих размышлений. Страх смерти и, наоборот, грезы о бессмертии, формирование представлений о бессмертии и попытки описать способы его достижения – это одна из устойчивых тенденций человеческого существования, свойственная различным культурам и религиям.

Английский философ Фрэнсис Бэкон писал, что «древние, по-видимому, не смотрели безнадежно на возможность найти средства и способы отдалить наступление старости и продлить жизнь – наоборот, они всегда относили такие средства скорее к разряду тех, которые люди, однажды получив, потеряли и погубили по своей лености и легкомыслию, а не тех, которые вообще недоступны для человека и никогда не будут ему дарованы».

Первое письменное упоминание о поисках бессмертия находится в древнешумерском эпосе о Гильгамеше, который датируется приблизительно 2200 гг. до нашей эры. Могущественный воин и справедливый царь, доведенный до отчаяния смертью друга и трепещущий перед ее роковой неизбежностью, готов на всё ради обретения бессмертия. Это желание заставляет Гильгамеша покинуть пределы мира людей. Пройдя ряд испытаний, герой находит заветный цветок, который может даровать ему вожделенные бессмертие и вечную молодость. Однако по пути домой Гильгамеш окунается в прохладный пруд, а цветок беспечно оставляет на берегу без присмотра. И в это время цветок ворует змей, который на глазах героя становится моложе. Гильгамешу, который оказался бессильным перед волей богов и был полностью разбит своим поражением, не остается ничего другого как вернуться домой ни с чем.

Любопытно, что, поскольку в те времена все лекарства изготовлялись в основном из растений, этот герой нашел источник бессмертия именно в растительной форме. Возможно, что в тот момент в Шумере уже действительно существовали некие попытки экспериментов с ингредиентами различных растений с целью создания эликсира бессмертия.

Но если в культуре Шумера мы говорили о бесплодных поисках бессмертия, то в памятниках Древнего Египта – текстах пирамид (2700–2400 гг. до н. э.) и «Книге мертвых» (1600–1500 гг. до н. э.) – мы находим уже сформулированные идеи продления жизни и заботы о здоровом долголетии. С одной стороны, древние египтяне считали, что продолжением земной жизни является жизнь загробная, а душа и жизненная сила – это две формы дальнейшего существования человека после смерти его физического тела. В их представлении душа, которую они изображали в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо, а жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего. Поскольку в те времена считалось, что загробные субстанции и место погребения тесно связаны между собой, сформировалась идея о том, что тело умершего должно быть сохранено от физического разрушения. По этой причине важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. У древних египтян бытовало представление, что посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа – это постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний. Мумифицированием как отдельным искусством занимались специальные люди, владевшие им в совершенстве. До нас не дошли описания различных его способов, но их эффективность очевидна: трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней, и сейчас ученые имеют возможность проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в древние времена. Однако из-за высокой стоимости бальзамирования тела эта процедура была доступна далеко не всем, и большинство египтян хоронили своих умерших родственников без мумификации – в ямах и без гроба.

Интересно, что мумификацию тела В.И. Ленина в Советском Союзе проводили по совершенно иной технологии, нежели в Древнем Египте. Советские ученые применили метод бальзамирования, основываясь на ранних исследованиях Николая Мельникова-Разведенкова, который еще в 1896 г. предложил оригинальный способ изготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски с помощью пропитывания биологических тканей спиртом, глицерином и ацетатом калия. После четырех месяцев напряженного труда ученым удалось забальзамировать тело вождя целиком, с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры. А египетские мумии теряют семьдесят процентов веса, имеют коричневую окраску и искаженные черты лица. Однако следует отметить, что древние египтяне не имели цели возрождения умершего.

Древнеегипетская медицина – это самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в практике, но при этом оставалась передовой в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Врачи Древнего Египта имели хорошую репутацию не только на родине, но и за ее пределами, поэтому правители других империй зачастую просили фараона прислать к ним врачей, чтобы они лечили их самих или их родственников. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы древнего мира, в том числе и на греческую.

В одном из дошедших до нас папирусов в главе «Начальная книга превращения старых в молодых» приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Древние египтяне придавали большое значение соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., древнегреческий историк Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей… ради чистоты предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вшей, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». Таким образом, египтян вполне оправданно можно считать основателями превентивной, или «предупредительной», медицины.

Древние египтяне придавали большое значение гигиене, поэтому их считают основателями превентивной медицины.

Но практические рецепты, описания старческих изменений и рекомендации по продлению жизни мы находим не только в произведениях древнеегипетских авторов. Развитие врачевания в Древней Индии и Древнем Китае также заслуживает отдельного внимания. В этих культурах оно происходило в тесной связи с философией и идеями о происхождении мира и в конечном итоге воплотилось в уникальные системы профилактики, диагностики и лечения высокого уровня, которые способствуют сохранению здоровья и достижению активного долголетия.

Из Древней Индии до нас дошли медицинские сочинения, которые часто называют аюрведическими (аюрведа – наука о долголетии). Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы. Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на восемь главных разделов: лечение ран, лечение болезней, относящихся к области головы, лечение болезней, охватывающих весь организм, лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях. Все аюрведические тексты относятся к древнейшим Священным Писаниям и включают в себя не только данные о здоровье и болезнях человека, но и о строении окружающего мира, принципах морали и нравственности, обо всей жизни в целом. Аюрведическое знание согласуется со всеми четырьмя Ведами и со всеми религиозно-философскими системами Древней Индии. К сожалению, за прошедшие века и эпохи некоторые аюрведические писания были безвозвратно потеряны, но благодаря тем текстам, которые сохранились (Чарака Самхита, Сушрута Самхита, Аштанга Хридаям Самхита, Аштанга Самграха и многие другие), а также комментариям к ним и трудам врачей последних столетий мы имеем возможность заново осмыслить и применять мудрость древних.

Аюрведа имеет восемь разделов. Пятый раздел Джара Чикитса или Расаяна Чикитса полностью посвящен омоложению организма и сохранению молодости. Это вторая по значимости ветвь аюрведы, которая включает в себя не только знания о старении и смерти человеческого тела, но и информацию о мистическом воздействии трав, минералов и животных продуктов на организм человека с целью продления молодости. Основная цель Расаяна-терапии заключается не в том, чтобы вдруг сделать старика молодым (этим скорее занимается Бхутавидйа), а в том, чтобы по достижении среднего возраста затормозить или хотя бы приостановить процесс старения посредством правильной диеты, приема соответствующих препаратов, в том числе животного происхождения, специальных физических и дыхательных упражнений, медитации и поклонения богам. Принципы профилактики болезней относятся к знаниям, которые тщательно скрывают адепты и врачи этой ветви.

Китайская медицина, как и индийская медицина, уходит своими корнями в далекое прошлое. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась самостоятельно и изолированно от других цивилизационных центров, что не могло не отразиться и на ее медицине. В первую очередь это было обусловлено географическим положением этой страны. На протяжении тысячелетий в Китае формировались свои философские традиции. Как правило, восточная философия неотделима от восточной медицины, проповедующей особый образ жизни, основу которого составляют спокойствие, гармония и единство с природой. Более двух с половиной тысяч лет существует знаменитое учение Конфуция (Кун – Цзы, 551–479 гг. до н. э.). На его основном труде «Беседы и суждения», ядром которого является гуманизм, воспитаны многие поколения. Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии культуры Китая. В этом учении наряду с духовным и интеллектуальным развитием большое внимание уделялось здоровью и физическому совершенствованию человека. Обязательными условиями здорового образа жизни были целомудрие, правильное питание и физическая активность. Конфуций говорил: «Тот, кто избегает крайностей и живет в согласии с природой, останется здоровым, воплощая единство тела, духа и разума».

В конфуцианстве обязательными условиями здорового образа жизни были целомудрие, правильное питание и физическая активность.

Первые целенаправленные и систематические попытки достичь продления жизни достоверно зарегистрированы в Древнем Китае у даосов. Даосизм – это религиозно-философское течение, одной из главных целей которого является увеличение продолжительности жизни ее последователей. Это учение начало формироваться в IV–III в. до нашей эры. В его основу легли наблюдения за природой и попытки объяснить ее различные явления с учетом тех интерпретаций, которые на тот момент уже существовали в китайской культуре. Например, в даосизме видимый мир является проявлением единой сущности (или силы) – дао (то есть отождествление Бога и природы – наиболее близким аналогом этому в западной философии является пантеизм). То есть все сущее едино: Бог, человек и природа. Такое понимание мира позволяло судить о человеке как о существе, способном достичь совершенства, способном стать божеством, но для достижения подобной трансформации необходимо было принять целый комплекс мер, соблюдать определенные морально-этические и духовные правила, а также вести определенный образ жизни. Такой подход основывался на пяти принципах и выглядел примерно так: в целях экономии жизненной энергии жизнь должна была быть спокойной, размеренной и гармоничной – это подкреплялось медитациями, посредством которых человек влиял на дао дыхательными техниками. Контролируя дыхание, человек контролировал свой дух: чем дольше задерживалось дыхание, тем больше жизненной энергии сохранялось. Большое значение имела диета, включавшая в себя в основном малокалорийные продукты растительного происхождения – считалось, что такая пища содержит больше воздуха. Для совершенствования дыхательных техник также существовали специальные гимнастические упражнения. Последней по порядку, но не по значению была сексуальная техника, которая применялась для увеличения своей жизненной силы за счет получения ее от партнера. Вся эта интенсивная работа по внутренней трансформации закреплялась внешними воздействиями, в том числе и использованием различных веществ, способствующих продлению жизни, а также поиском некой субстанции, которая может превращать одних веществ и существ в другие и, соответственно, смертного человека делать бессмертным.

В Древней Греции вопросы вечной молодости и бессмертия нашли яркое воплощение в мифологии. Вспомним, например, миф о Титоне, сыне троянского царя Лаомедонта – царя эфиопов. Он был возлюбленным богини утренней зари Эос. Титон был так прекрасен, что богиня попросила у Зевса вечную жизнь для обожаемого мужа. Она хотела, чтобы он стал бессмертным, но забыла попросить о вечной молодости. В положенный срок Титон состарился (поэтому от его бессмертия было мало радости и ему, и его супруге) и в конце концов так иссох, что превратился в сверчка или, что звучит поэтичнее, в цикаду, которая кричит при закате и восходе солнца. У древних греков и римлян Титон был очень популярен своим долголетием: они говорили о «Титоновом веке» (возрасте) так же, как мы говорим о «Мафусаиловом веке» (согласно Библии, Мафусаил прожил 969 лет). Античных изображений Титона сохранилось мало. У Родена есть статуя «Аврора и Титон», у Теннисона – стихотворение «Титон» (1860).

Есть и еще один миф – об Эндимионе и Селене, которая так сильно влюбилась в юношу и так не хотела, чтобы он когда-либо изменился, что его усыпила навечно. Погруженный в вечный сон прекрасный юноша – это любимый античный мотив. Но есть и другие мотивы – мотивы выхода из застывшей юности или застывшего прекрасного каменного предмета, как Галатея, которую оживил Пигмалион. Невозможно не вспомнить и миф о волшебнице Медее, возлюбленной аргонавта Ясона, которая обладала силой возвращать старикам молодость, разрезая их на куски и кипятя в котле с волшебными травами. Один из колхидских царей подвергся этой ужасной процедуре, но для него исход оказался фатальным, несмотря на то что перед омоложением этого царя Медея успешно провела показательное омоложение козла. Сюжет этого мифа в целом очень напоминает нашу сказку про Конька-Горбунка. Интересно, что в древних рукописях сохранилось рационалистическое объяснение данного мифа. В них описано, что Медея изобрела краску для волос, поэтому ее считали способной омолаживать стариков. Но поскольку посвящать прекрасный миф всего лишь краске для волос древние авторы сочли неприемлемым, то Медею наделили способностью возвращать молодость при помощи колдовского зелья.

В Древней Греции темы бессмертия, возвращения молодости и долголетия занимали не только поэтическую, философскую и творческую сторону жизни. Именно там проблема продления жизни впервые начала изучаться с научной точки зрения. Первая научная гипотеза старения была предложена Гераклитом (конец VI – начало V в. до н. э.) – он определил старение как потерю организмом внутреннего тепла и влаги. В сочинении Гиппократа (460–377 гг. до н. э.) «De diaeta» также прослеживается мысль о потере «природного жара». В те времена тепло было синонимом энергии, а согласно современным теориям, в основе старения действительно может лежать ухудшение способности клетки к выработке энергии вследствие накопления молекулярных повреждений. Для сохранения тепла и влаги Гиппократ рекомендовал диету, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. С ним были солидарны Цельс и Асклепиад. Эрасистрат рекомендовал свое средство продления жизни: три капли хорошего вина добавлять в любую пищу, даже в молоко.

Для замедления процесса старения Гиппократ рекомендовал диету, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры.

На основании таких воззрений в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) – направление, которое для достижения здоровой старости предлагало умеренность во всем. В те времена уже существовало осознание того, что смерть неизбежна и является естественной для человека, поэтому продлить жизнь можно только до определенного момента, но зато дожить до этого момента возможно в здравии и без болезней. Рекомендации герокомии были действительно полезными, а некоторые теоретические построения античных ученых, объясняющие старение, были недалеки от истины. Наиболее древнее и четкое научное объяснение причин старения содержится в сочинении Аристотеля «De juventute et senectute». Аристотель, как и Гераклит, считал, что старение вызывается постепенным расходованием «прирожденного тепла», которым располагает каждое живое существо с начала индивидуальной жизни.

Но заявление о том, что с возрастом человек теряет «природное тепло», появилось задолго до Аристотеля и Гераклита. Еще с библейских времен был известен один оригинальный способ продления молодости, суть которого заключалась в общении с юными девушками, чье дыхание отгоняло старость, возвращало молодость и продлевало жизнь. Считалось, что дыхание человека как бы передает жизненное тепло. Этот способ получил название «метод царя Давида». Царь Давид (1035–965 гг. до н. э.) был вторым царем народов Израиля и правил государством почти сорок лет. Метод его омоложения был описан еще в Ветхом Завете и излагался следующим образом:

«Царь Давид был стар, и, хотя его тепло укрывали, он не мог согреться. Тогда служители сказали царю: «Повелитель, вели разыскать для себя молодую девушку, пусть она прислуживает тебе и заботится о тебе, и позволь ей лечь у тебя на груди, чтобы ты, царь и повелитель, мог согреться». По всему Израилю искали красивую девушку и нашли Абизаг из Шунам (Авмсагу Сунамитянку), которую и привели. Она была очень красива, она заботилась и ухаживала за царем, но царь не имел с ней сношений». По всей видимости, юная красавица согревала старого царя своей внешней красотой днем и молодым телом, наподобие теплой естественной грелки, по ночам. В Ветхом Завете нет указаний на результат общения израильского царя с молодой красивой девицей, но доподлинно известно из исторических хроник, что царь Давид дожил до 70 лет. А, как мы помним из истории, средняя продолжительность жизни тех времен была около 40 лет. Таким образом, по меркам тех лет царь Давид дожил до глубокой старости.

История с красавицей Авмсагу Сунамитянкой стала настоящей легендой и обнадеживала многих пожилых людей, которые стремились найти эликсир молодости. Этот метод омоложения с тех пор получил название «сунамитизм».

Герокомия (герокомика) – это учение, в котором для достижения здоровой старости предлагалось соблюдать умеренность во всем.

Идея согревания молодым телом и передачи энергии от молодого и здорового тела старому периодически обретала популярность на разных этапах истории. Еще Авиценна писал о юных девах как о лекарстве против старости. Последняя царица эллинистического Египта великая Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) из македонской династии Птолемеев постоянно окружала себя младенцами и утверждала, что они поддерживают ее молодость. Существуют свидетельства историков о том, что этим методом активно пользовался полководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи Чингисхан (1162–1227 гг.).

Если вы, уважаемые читатели, считаете, что только в современном мире недобросовестные врачи антивозрастной медицины запускают «утку» о найденном ими «эликсире молодости», то вы глубоко ошибаетесь! Великая афера была проведена Иоганном Генрихом Кохаузеном (1665–1750 гг.) в XVIII. – она началась во Франции, а затем охватила практически всю Европу. Тогда, как и в современном мире, все началось с публикации. В 1742 г. во Франкфурте Иоганн Генрих Кохаузен, придворный врач эпископа из Мюнстера, издал на латыни книгу «Возрожденный Гермипп». В ней он якобы собрал все предписания для достижения долголетия и сохранения молодости, имевшиеся в медицинской литературе до начала XVIII в. Доктор почерпнул вдохновение из якобы найденной древнеримской рукописи, которая повествовала о некоем Клодие Термине, прожившем 115 лет и 5 дней.

В своей монографии Когаузен писал, что оздоровляющее действие дыхания известно с древних времен. Однако автор со здоровым скептицизмом замечал, что, хотя гаремы султанов и были полны молодых женщин, султаны продолжали стареть точно так же, как все остальные люди. Кохаузен в своей книги описывал также факты, которые показывали, что тесный контакт между старыми и молодыми людьми полезен для стариков, но вреден для молодых. Все это Кохаузен подробно изложил в своей книге, в которой также привел массу примеров из истории и мнения современных ему уважаемых ученых на этот счет.

Книга моментально стала бестселлером и была переведена на многие европейские языки. Она стала широко известна как простым врачам, так и ученым в Англии, Германии и других странах Европы. Во Франции же произошел настоящий взрыв интереса к данной методике. Дыхание молодых девушек и юношей стало считаться целебным, содержащим «жизнеспособные бальзамирующие элементы». Считалось, что эти «омолаживающие элементы» попадают в кровь вдыхающего, нормализуя кровообращение и обновляя старую кровь. Один предприимчивый французский врач в 1745 г. даже изобрел специальный медицинский аппарат для сгущения испарений выдыхаемого воздуха молодых девушек. Доктор активно использовал аппарат в своей клинике, а также продвигал свое изобретение в медицинской среде.

Многим врачам Франции метод сунамитизма показался интересным и перспективным. К середине XVII в. в кругах местной знати сунамитизм превратился в модную оздоровительную процедуру омоложения. В Париже стали появляться частные салоны, которые предоставляли пожилым людям на ночь юных невинных девиц. Наиболее популярным среди парижан был салон мадам Жану. Она предлагала курс лечения девичьим дыханием, который стоил 432 ливра – значительная сумма по тем временам! Такое лечение, соответственно, было доступно только состоятельным парижанам и считалось элитным. «Омолаживающее» лечение было продумано мадам Жану до мелочей. В течение 24 дней престарелый пациент каждую ночь проводил в компании двух специально обученных невинных девиц – брюнетки и блондинки. Всего таких пар было три, и каждые восемь дней пары менялись. Девицы согревали пациента своими телами и горячим дыханием, однако интимные отношения были под запретом. Правила процедуры были строгими, а если пациент их нарушал, ему не возвращался внушительный залог, который с него брали перед началом курса лечения.

Популярность сунамитизма захватывала все больше и больше европейских стран. Однако в какой-то момент доктор Генрих Кохаузен неожиданно публично заявил, что его сочинение ничего общего с реальностью не имеет, что это была всего лишь шутка, ирония, вызванная желанием посмеяться над недобросовестными врачевателями, которые были готовы пойти на любые ухищрения, придумывать и осуществлять любые способы лечения, лишь бы угодить своим состоятельным пациентам. Он также иронизировал и над самими пациентами, которые ради того, чтобы вернуть ушедшую молодость, были готовы подвергать себя самым абсурдным процедурам. Неизвестно, что послужило Кохаузену поводом сделать такое признание, но эта саркастичная книга удивительным образом имела для многих пациентов обратный эффект, сделав сунамитизм одним из самых популярных способов омоложения своего времени. Но есть и другая версия, которая говорит о том, что Кохаузен не преследовал никакой особенной цели, кроме потехи. Но, независимо от причины, эффект от этой книги был ошеломительным!

Сунамитизм (общение стариков с молодыми девушками с целью омоложения) никакого омолаживающего эффекта не дает. Просим убрать это не хотим акцентировать на этом внимание

Однако вернемся к настоящим ученым тех лет. Традиции герокомии получили значительное развитие в византийской и арабской медицине. До нас дошла значительная часть философских и научных сочинений выдающегося персидского философа и ученого Авиценны. Среди работ, оказавших наибольшее влияние на ученых врачей Востока и Европы, особое место занимают его «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») и «Канон врачебной медицины» – колоссальный свод медицинских знаний, который является одной из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека. Авиценна скептически относился к астрологическим предсказаниям, касающимся здоровья, а также к рецептам долголетия, пропитанным мистицизмом. Но медицинские и научные рекомендации Авиценны и по сей день не теряют своей актуальности. Пожилым людям он назначал преимущественно молочно-растительную пищу, небольшое количество красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слабительные средства.


Известным европейским продолжателем традиции герокомии эпохи Возрождения явился венецианский дворянин Луиджи Корнаро (1467–1565 гг.). Сегодня Корнаро считается классиком идеи здорового питания. О себе он пишет, что в результате чревоугодия к 40 годам он стал полной развалиной, но затем он взял себя в руки и опытным путём пришёл к своему оптимальному ежедневному дозированному приему пищи, который состоял из 12 унций твёрдой пищи и 16 унций вина. Одна унция равна 28 граммам, следовательно, ежедневный рацион Корнаро составлял 336 граммов твёрдой пищи и 448 граммов чистого виноградного вина. Следует отметить, что это было виноградное вино Италии XV в., то есть это был скорее забродивший виноградный сок, чем вино в нашем современном понимании. Но чрезвычайно важно то, что Луиджи Корнаро впервые осознал тот факт, что каждый человек индивидуален, поэтому не все продукты питания одинаково полезны каждому индивидууму.

Удивительно, но Луиджи Корнаро не предлагал всем свою диету как панацею здоровья и долголетия. Наоборот, Карнаро предлагал каждому человеку эмпирическим путем прийти к своему идеальному рациону. Я думаю, уважаемые читатели, что многим современным диетологам стоит обратиться к истокам и по крайней мере ознакомиться с трудами итальянского диетолога эпохи Возрождения. Корнаро не был вегетарианцем – его диета включала мясо и яйца. Пожалуй, единственным моментом, на который Корнаро обращал особое внимание, была доза суточного рациона, которая составляла 336 граммов сухой пищи в день. Корнаро прожил 102 года и до конца своих дней сохранял полную ясность ума и физическую активность. Можно только восхищаться прозорливостью Луиджи Корнаро! Современные ученые геронтологи потратили большое количество времени и денег на клинические исследования, чтобы доказать тот же факт, что доказал своей жизнью и Луиджи Корнаро, что снижение калорийности питания является основным фактором долголетия. Однако об этом, уважаемые читатели, мы поговорим уже в следующей главе.

Глава 2

Поиски «философского камня»

В Древнем Китае врачеватель Вей Поян впервые предположил, что в мире существует некий «философский камень» – вещество, которое может превращать металлы в золото и давать человеку вечную молодость. Вей Поян изготовил его на основе сульфида ртути и назвал пилюлями бессмертия. Согласно легенде, он принимал их сам, давал своим ученикам, жене и собаке, после чего все умерли, а потом, как гласит легенда, ожили и обрели бессмертие. Однако последователей у китайского алхимика не нашлось, и больше принимать пилюли бессмертия никто не стал.

В эллинистический период в Египте химические знания египтян были переосмыслены в рамках философских представлений древних греков, и тогда начала формироваться алхимия. В отличие от сторонников герокомии алхимики предполагали, что победа над смертью возможна. Они считали, что смертность является следствием несовершенства человеческой природы и, следовательно, достичь бессмертия можно было путем устранения этого несовершенства. Они полагали, что избавиться от данного несовершенства возможно, если трансформировать человека в бессмертное существо либо при помощи гармонизации соотношений составляющих его элементов, либо путем поиска и создания с помощью химических превращений некоей бессмертной составляющей человека. Средством для этого должна была служить особая субстанция – эликсир, «философский камень» или «пятый элемент». Считалось, что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а «пятый элемент» является божественным. Поиск этой субстанции и являлся основной целью алхимиков.

Основной целью алхимиков был поиск «философского камня» – особой субстанции, которая поможет сделать человека бессмертным.

В течение восьми веков в регионе Средиземноморья ведущее место занимала арабоязычная медицина. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего Средневековья, включая алхимию. Начальный этап развития алхимии был отражен в трактатах таких авторов, как Зосима (IV в.), Синезий (V в.), Олимпиодор (VI в.), Стефан Александрийский (VI в.). Наиболее известными алхимиками исламского мира, которые занимались проблемами омоложения и продления жизни, были араб Гебер (VIII–IX вв.) и перс Аль-Риз (Ар-Рази) (850–923 гг. до н. э.).

На европейском континенте в Средние века алхимия была одним из основных научных направлений. Она развивалась даже несмотря на то, что с момента своего зарождения постоянно подвергалась гонениям со стороны церковных властей. В 1317 г. папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком и подвергнут суровому наказанию вплоть для публичной казни через сожжение на костре. Среди европейских алхимиков наиболее известными были английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1294 гг.) и швейцарский врач Р. Парацельс (1493–1541 гг.).

Бэкон считал, что короткая жизнь – это отклонение от нормы. Основную причину короткой жизни человека философ видел в «неправильном» и «неправедном» образе жизни людей того времени. Причем, по мнению Бэкона, в течение жизни человек накапливает «неправедность», которая наследуется следующим поколением людей, поэтому длительность жизни каждого последующего поколения становится все короче и короче. Эталоном «праведности» Бэкон считал ветхозаветных патриархов, которые по Библейским преданиям жили около тысячи лет. Идее продления жизни Бэкон придавал немаловажное значение. Жизнь представлялась ему пламенем, которое истощается от окружающего его воздуха. Для того чтобы продлить свою жизнь, по мнению алхимика, человеку следовало избегать «этого истощения» и периодически возобновлять «жидкости» в своем теле. В качестве методов, предотвращающих наружное «истощение», Бэкон предлагал принимать холодные ванны, после которых необходимо было натирать тело специальным маслом, приготовленным на основе золота, жемчуга и других веществ. По убеждению Бэкона, с возрастом «внутренние жидкости» человека портятся и сгущаются, а чтобы этого не происходило, Бэкон рекомендовал через каждые два-три года следовать строгой диете, включающей прием слабительных, и таким образом очищать организм от уже «испорченных» жидкостей. Затем следовало включать в рацион пищу, дающую силы, и принимать укрепляющие ванны, чтобы истощенные сосуды могли снова наполниться живительными соками. По мнению Бэкона, с помощью этих процедур человек мог восстановить молодость. Кроме этого, для омоложения организма и продления жизни Бэкон рекомендовал использовать разнообразные вещества, в том числе золото, ладан, жемчуг, змеиное мясо.

Парацельс также использовал алхимию в своей медицинской практике, однако он смещал акценты к ее натуралистическим и медицинским аспектам, а также заменял символический язык алхимии новой терминологией. Таким образом, Парацельса считают одним из основоположников рационального направления в алхимии. Первоначально для лечения больных он применял различные травы, стараясь найти в них целебные свойства, которые назвал квинтэссенцией. Впоследствии он потерял веру в медицину древних и вместо мудреных и порой нелепых средневековых рецептов он одним из первых начал широко применять в лечебной практике химические вещества: препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Парацельс утверждал: «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарственные препараты». В одной из своих научных работ Парацельс исследовал магнит и написал о нем следующее: «Он излечивает истечения из глаз, ушей, носа и из наружных покровов. Также врачуются раскрытые раны на бедрах, рак, истечения крови у женщин. Кроме того, магнит оттягивает грыжу, исцеляет переломы. Он вытягивает желтуху, оттягивает водянку, как я неоднократно убедился на практике, но нет нужды раскрывать все это невежам».

Парацельс считал, что человек может жить до 600 лет. В одном из своих сочинений он написал: «Если бы мы могли извлекать огонь жизни из сердца, не разрушая его, вытягивать квинтэссенцию из неживого и использовать для наших целей, мы могли бы жить вечно, наслаждаясь здоровьем и не испытывая болезней. Но в нашем нынешнем состоянии это невозможно. Мы не можем изменить законы природы, и умерший естественной смертью не может быть воскрешен человеком. Но человек может восстановить то, что сам разрушил, и разбить то, что сам создал. Всему отмерен свой срок существования на земле. Срок этот отпущен как святым, так и грешникам. Если время человека истекло, он должен уйти. Но многие умирают ранее своего срока не по воле Провидения, но оттого, что не знают законов, управляющих их природою».

Парацельс разработал несколько эликсиров для омоложения и продления жизни. Вот один из рецептов омолаживающего средства или, как его называл сам Парацельс, источника всей жизни – Primum Ens Sanguinis. «Для приготовления Primum Ens Sanguinis берется кровь из срединной вены здорового молодого человека и собирается в нагретую бутыль, которая взвешивается на весах, чтобы было известно точное количество используемой крови. К ней добавляется удвоенное количество алкагеста, бутыль закрывается и помещается в умеренно теплое место примерно на 14 дней, после чего красная жидкость отделяется от осадка, фильтруется и сохраняется». Но сам Парацельс, несмотря на свои разработки в области продления жизни, умер в возрасте 48 лет.

Конечно, уважаемые читатели, мы с вами понимаем, что многие рецепты долголетия Парацельса были далеки от реальности, однако его вклад в развитие научной мысли абсолютно неоспорим. Кстати, есть интересный факт, что Парацельс предсказывал создание искусственного подобия человека – знаменитого «гомункула». И хотя пока данная идея не нашла реального воплощения, она актуальна по сей день: она до сих пор будоражит сознание философов, ученых, писателей и художников, но об этом мы поговорим в следующей главе.

В Средние века большинство алхимиков считало, что неблагородные металлы, превращенные в золото и серебро, могут служить могущественным эликсиром – универсальным лекарством, сохраняющим молодость и здоровье и продлевающим жизнь, поскольку то, что не подвержено изменениям, является бессмертным. Поэтому для алхимиков бессмертным объектом было прежде всего золото, которое неподвластно коррозии и устойчиво к воздействию щелочей и кислот – можно сказать, что перед ним бессильно само время. Значит, рассуждали алхимики, данный металл содержит некую основу, делающую его таким долговечным. Такова была их логика – оставалось только выделить эту основу или привнести свойства неподвластного времени металла в организм человека.

Один древний восточный текст гласит: «Кто примет золото внутрь, тот будет жить так же долго, как золото. Кто примет нефрит, будет жить долго, как нефрит». Основываясь на этой идее, личный врач папы Бонифация VIII создал свой рецепт эликсира бессмертия. Согласно этому рецепту следовало смешать в измельченном виде в различных пропорциях золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру.

Не менее сложным был состав так называемых «пилюль бессмертия». «Солнце, луна и звезды должны семь раз завершить свой круг, и четыре времени года должны вернуться девять раз. Ты должен промывать состав, пока он не станет белым, и сбивать, пока он не превратится в красный, – тогда ты получишь эликсир, который дарует тебе жизнь продолжительностью в 10 000 эпох».

Важно отметить, что в те времена пациент не мог принимать «эликсир молодости» и «пилюли бессмертия» так, как мы принимаем, например, современные витамины, – данному таинству должны были непременно сопутствовать строгая диета, умеренность во всем, праведный образ жизни, развитие нравственных и духовных качеств. А это, как вы понимаете, как минимум здоровый образ жизни.

«Эликсир молодости» в Средние века принимался на фоне строгой диеты и умеренности во всем – то есть при соблюдении здорового образа жизни.

Из исторических источников известно, что на протяжении нескольких столетий французский двор использовал золото в качестве основного лекарства для королей и высокопоставленных придворных вельмож. Личный врач французского короля Генриха III алхимик Давид де Плани-Кампи рекомендовал в качестве средства долголетия коллоидный раствор золота в воде. Он издал собственное сочинение «Трактат об истинном, непревзойденном, великом и универсальном лекарстве древних, или же о питьевом золоте, несравненной сокровищнице неисчерпаемых богатств». В нем писалось: «Золото есть вся природа, золото – семя земли». В хрониках французского короля Людовика XI упоминается, как врачи лечили его от приступов подагры и мигрени препаратами на основе золота. «Питьевое золото» представляло собой коллоидный раствор красного цвета, который образуется при реакции соединений золота и различных восстановителей. Но золото не только пили – его прописывали в виде специальных золотых пластинок, которые больным рекомендовалось жевать после еды. Золотое масло было средством для лечения экземы Людовика XV, золотую воду использовали для клизм и прочих процедур, и даже сладости при королевском дворе посыпали золотыми крошками.

В конце XVI в. начался закат алхимии. Конечно, уровень науки на тот момент был достаточно низким, поэтому разработки и исследования алхимиков в области омоложения и продления жизни нельзя было назвать эффективными. Тем не менее эксперименты, проводимые алхимиками того времени, оказали влияние на формирование и развитие современной медицины.

На фоне технико-экономического прогресса в таких странах, как Германия, Голландия, Франция, Англия, а также в России начали активно развиваться не только точные науки (такие как физика, химия, математика), но гуманитарные – биология, физиология и анатомия, которые имеют принципиальное значение для понимания процессов старения. Конечно, в то время было пока еще рано говорить о научно обоснованных методах продления жизни, однако база для дальнейших научных прорывов в этом направлении была заложена именно учеными этого периода, их философскими и методологическими трудами.

Новый этап в развитии исследования старости и осуществления попыток продления жизни связан с именем английского философа и ученого XVI в. Фрэнсиса Бэкона. В своей фундаментальной классификации наук Ф. Бэкон разделил их на две группы: науки о природе и о человеке. Он специально выделил науку об увеличении продолжительности человеческой жизни, полагая, что путем систематического исследования процессов старения можно открыть причины старости. Ф. Бэкон был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вредные привычки.

Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657 гг.) описал большой и малый круги кровообращения как основу жизнедеятельности человеческого организма, лишив тем самым таинственности сам феномен жизни. Открытия в медицине сконцентрировали в себе достижения естествознания того времени и стали вторым существенным моментом научной революции XVII в.

В 1796 г. вышло в свет сочинение немецкого ученого Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь, или Макробиотика». К этому времени герокомия больше не могла охватить все полученные результаты и наблюдения над процессами старения, а сводила весь комплекс разработок в области биологии, экологии, социологии и других наук только к режиму ограничений для старого человека. С выходом книги Гуфеланда связывают новый период развития учения о старении и старости на основе достижений фундаментальных наук, и именно с этого времени начинается отчет научного подхода к изучению процессов старения.

Современная наука о старении человека берет начало в 1796 г., после выхода книги Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь».

Вопросы вечной молодости и бессмертия волновали не только философов и ученых. Отчаянные путешественники готовы были покорять моря и горы в поисках заветного и желанного дара вечной юности. С незапамятных времен бытовала легенда о том, что существуют заколдованные мельницы, побывав на которых старики и старухи превращаются в юношей и девушек. Особенно распространенной была вера в существование волшебных родников и озер с водой молодости. В римской мифологии существовала богиня юности Ювента (или Ювентас – Juventas), которая имела свое небольшое святилище Аэдикула в пределах храма Юпитера Капитолийского. По достижении совершеннолетия каждый юноша, приносивший жертву Юпитеру, должен был уплатить монету в кассу богини Ювенты как покровительницы novorum togatorum, то есть юношей, только что надевших тогу (Дион Кассий, Общая история Рима, IV). Ей же в начале каждого года приносили жертву за юношей. Согласно красивой легенде Юпитер превратил нимфу Ювенту в источник, вода которого стала обладать способностью возвращать молодость. Описание волшебного озера можно найти в «Александриаде» – средневековой поэме об Александре Великом. В средневековом произведении Жана де Мандевиля под названием «Книга чудес» содержится легенда об источнике молодости, скрытом глубоко в индийских джунглях, который издавал сильный сладкий аромат: тот, кто выпьет воды из этого источника или искупается в нем, снова станет молодым и избавится от всех болезней.

В европейском искусстве также встречаются сюжеты, где дряхлые старики и старухи стремятся к фонтану, купаются в нем, а после купания выходят из воды уже помолодевшими, полными сил и пышущими здоровьем молодыми людьми, которые теперь не передвигаются с трудом, а танцуют и предаются любви. Если вы, уважаемые читатели, посещали картинную галерею в Берлине, то наверняка обратили внимание на большую яркую картину немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего «Фонтан юности», изображающую этот мифический сюжет. Картина была написана за несколько лет до смерти художника, и она ярко отображает желание самого автора окунуться в этот источник молодости.

Есть интересный исторический факт, что одной из причин путешествий конкистадоров по неизведанным землям Америки был поиск фонтана вечной юности, который, как тогда верили, должен был находиться где-то на территории «Западной Индии» (согласно картам того периода). Считается, что испанский исследователь и мореплаватель Хуан Понсе де Леон, соратник Колумба по его второму путешествию и бывший губернатор Пуэрто-Рико, был первым европейцем, чья нога ступила на землю Флориды в 1513 г. Он слышал от живших в Пуэрто-Рико стариков-индейцев об острове Бимини (Багамские острова), расположенном на севере, где есть источник, дарующий вечную молодость. Говорили, что достаточно сделать всего пару глотков из этого источника, и преображение не заставит себя ждать – старик превратится в молодого человека. Решив во что бы то ни стало найти этот источник молодости, Понсе де Леон отправился на север и в апреле 1513 г. увидел вожделенную землю, приняв ее за остров Бимини. Вдохновленный своим открытием, а также в честь пасхальной недели (Pascua Florida), на которую пришлись данные события, Понсе де Леон назвал эту землю Флоридой и объявил ее владением испанской короны. Путешественник бы поражен роскошной красотой местной тропической флоры и многочисленными родниками чистейшей воды. Мореплавателю, привыкшему пить соленую морскую воду или несвежую после долгих путешествий пресную воду, которая хранилась на его кораблях, ключевая вода, несомненно, показалась волшебной и очень приятной на вкус. Понсе де Леон набрал этой воды столько, сколько смог, и привез ее с собой обратно в Европу. Он продолжал ее пить и даже купался в ней и при этом говорил всем, что чувствует себя молодым и здоровым как никогда. Однако «волшебная вода» не помогла мореплавателю дожить до глубокой старости: во время его второго путешествия во Флориду в одной из стычек с местными туземцами в Понсе де Леон попали отравленной стрелой, после чего он скоропостижно скончался.

Комментарии В. Хавинсона

История показывает нам, какую огромную культурную значимость имеет тема сохранения молодости и продления жизни, не говоря уже о бессмертии. Эта тема на протяжении многих веков является неиссякаемым источником вдохновения для творчества и развития научной мысли и широчайшим полем деятельности для шарлатанов, авантюристов и спекулянтов. Тема продления жизни и бессмертия касается каждого человека на свете. Извечные вопросы «Как прожить дольше?» или «Как обрести бессмертие?» способствовали созданию новых медицинских направлений – таких как геронтология и антивозрастная медицина, целью которых является замедление процессов старения и улучшение качества жизни пациентов.