От авторов
Перед вами очередная книга об арктических тайнах фашистской Германии, которые достались нам в своеобразное наследство. Она названа «„Волчьи“ тени в Советской Арктике» не случайно. До 1990-х годов в Советском Союзе о Великой Отечественной войне опубликовано великое множество книг, журнальных и газетных статей различного жанра: от серьезных научных исследований до беллетристики. Но, за редким исключением, информация о тех, кто с мечом пришел к берегам Мурмана и Сибири, долгие годы была скудна и отрывочна. Сегодня мы ясно понимаем: не уяснив лично и не показав новым поколениям россиян реальную силу противника в войне за Арктику, мы принижаем роль советских моряков и полярников, отдававших там свои жизни за нашу Родину, за общую победу над фашизмом! Отдельные историки еще с советской закалкой рассказывают новому поколению россиян лишь о неудачном рейде в Карское море фашистского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» да еще о нескольких нападениях германских подлодок на советские транспорты, шедшие по Северному морскому пути. А ведь это лишь отдельные эпизоды войны в Советской Арктике. И если мы не напомним, что в годы военного лихолетья здесь погибло почти три десятка советских транспортов и кораблей охранения, а также более полутора тысяч военных и гражданских моряков и полярников, то вряд ли наши потомки смогут узнать об этом.
У «забывчивости» советских исследователей военной Арктики были определенные основания. Нарком ВМФ Союза ССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов в книге «На флотах боевая тревога» писал: «Следует признать, что в довоенное время мы, в Наркомате ВМФ, недооценивали значение морских путей на Севере и недостаточно разрабатывали проблему их защиты. Поэтому уже в годы войны пришлось создавать новые военно-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы».
Можно только с грустью усмехнуться, читая так называемых «военных историков», и сегодня упорно убеждающих нас, что дальше Новой Земли нацисты в войну не заходили.
В 1930-е годы со страниц советских журналов и газет не сходили имена арктических исследователей, летчиков и зимовщиков: Отто Шмидта, Михаила Бабушкина, Бориса Чухновского, Ивана Папанина, десятков других наших полярных героев. Советские люди искренне гордились подвигами моряков и полярников с ледоколов и пароходов «Красин», «Малыгин», «А. Сибиряков», «Седов» и «Челюскин». Почему-то, однако, никто не вспомнил, что еще в 1912 году существовал проект арктической экспедиции под началом лейтенанта кайзеровского флота Шредер-Штранца на русский Таймыр. Этот замысел предусматривал самостоятельное обследование немцами Таймырского полуострова для дальнейшего прохода в Берингов пролив и на Тихий океан. Ну ладно: в СССР не хотели знать историю царской России. Но свою-то недавнюю историю следовало бы знать! В годы Гражданской войны английские и французские интервенты, оккупировавшие Мурманск и Архангельск, разработали план Карской экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Ее выход был прямо связан с восстанием в Сибири чехословацкого корпуса. Этим планом предусматривалось не только подробное выяснение обстановки в Западной Сибири, но еще и создание радиотелеграфного сообщения между штабом восставших чехов и штабом генерала Миллера в Архангельске. Для того на борт одного из судов экспедиции было погружено оборудование береговой радиостанции, а также находились представители французской военной миссии и личный посланник генерала Миллера.
Видимо, советское политическое руководство забыло и слова известного российского поборника освоения Арктики профессора Д. И. Менделеева: «Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».
А ведь каждое новое советское достижение в Арктике лишь подогревало интерес наших приарктических соседей, а также Германии и Великобритании. Этот интерес в первую очередь выражался в участии во всех «научных исследованиях» военных моряков, летчиков и разведчиков. А порой и в приходе к нашим заполярным берегам английских, германских и норвежских боевых кораблей.
Хочется, чтобы наша книга напомнила жителям новой России о том, что погружение «Миров» под лед на Северном полюсе и установка здесь российского флага – лишь малая часть государственных усилий по укреплению утраченных в 1990-е годы наших позиций в Арктике. Есть сегодня и много других, правда не столь «шумных» и «видных», арктических дел, остро необходимых России. В том числе и доставшихся нам в наследство от Третьего рейха!
Авторы не претендуют на истину в последней инстанции. Возможно, книга поможет отыскать новых свидетелей давних событий времен Второй мировой войны и первых послевоенных лет – как на территории России, так и за ее пределами. Узнать, хотя бы от родственников, новые имена героев, навеки оставшихся где-то в ледяных пустынях и на берегах удаленных арктических архипелагов (особенно при невыясненных обстоятельствах). Мы хотели бы продолжить дело известных советских полярных и военных историков Ивана Исакова, Леонида Еремеева, Бориса Вайнера, Иосифа Сендика, Михаила Белова и Константина Бадигина, которые даже в условиях партийной цензуры честно и правдиво рассказали о настоящей войне в Арктике. И о том, как нацисты использовали свои подводные лодки для перевозки различных грузов и создали в нашем глубоком тылу тайные арктические базы.
В материалах Совинформбюро изредка сообщалось о боях на Баренцевом море, а о боях в районах Северного морского пути никакой информации не давалось. Только после войны советские люди узнали, что в глубоком советском арктическом тылу в 1942–1944 годах шла настоящая морская война с немецкими захватчиками. Так почему же об этом почти не писали в годы войны и так мало вспоминали уже в послевоенное время? Думается, что у этой «забывчивости» были свои веские причины – о поражениях было не принято писать!
Конечно, как это ни прискорбно, но Советский Союз практически не был готов в морской войне в Заполярье. Германия оказалась более подготовленной. Почему? Вы это поймете, прочитав данную книгу. Более того, не будете удивляться, что за три военные арктические кампании (1942, 1943, 1944) нацистские подводники практически не имели в Арктике навигационных аварий. Выяснение причин такого «необъяснимого» знания питомцами адмирала К. Дёница наших «медвежьих» арктических углов явилось одной из побудительных причин для написания данной книги. Исследование этого вопроса, как увидят читатели, порой уводило нас достаточно далеко от основной темы – рассказа о подводной войне в Арктике.
Еще одним мотивом к написанию этой книги стало то, что в современной исторической литературе написано достаточно много о действиях нацистских подводников в различных районах Мирового океана в годы Второй мировой войны. Однако немецкие историки почему-то очень мало пишут о действиях немецких субмарин в советском секторе Арктики. А если и пишут, то весьма фрагментарно, как, например, в книгах Юрга Майстера «Восточный фронт. Война на море. 1941–1945 гг.», Пауля Г. Фрейера «Морские волки Гитлера» и Йохана Бреннеке «Немецкие субмарины в бою. Воспоминания участников боевых действий 1939–1945». Правда, есть несколько весьма интересных и серьезных публикаций советских авторов на эту же тему. Например, монография Андрея Сергеева «Германские подводные лодки в Арктике. 1941–1942» или книга Иосифа Сендика «Боевые действия флотов в Арктике», вышедшая в 1966 году с ограничительным грифом. Закрытость темы породила соответствующее отношение у новых «историков»: в 1990-е годы появились статьи, в которых утверждалось, например, что «…за всю историю войны на Севморпути не было ни одной торпедной атаки…».
Предлагаемая вашему вниманию книга подробно и аргументированно рассказывает о появлении «арктических волков» адмирала Дёница там, где их никто не ждал. Рассказывая о морской войне на Крайнем Севере, мы не можем не писать о до сих пор не раскрытых тайнах, которые Третий рейх оставил нам в Арктике. Опасны эти тайны для современной России или нам только так кажется – судить вам, уважаемый читатель.
Авторы глубоко признательны Светлане Григорьевне Филипповой за огромную помощь в подготовке к печати этой книги.