Яичко
Жил себе дед да баба, у них была курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестрo, вострo, костянo, мудренo! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!
Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу: – О чём вы плачете?
– Как нам не плакать! – отвечают дед да баба. – Есть у нас курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестрo, вострo, костянo, мудренo! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.
– Ах, матушка! – говорят они попадье. – Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестрo, вострo, костянo, мудренo! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!
На ту пору попадья квашню месила. Как услышала она, что дед плачет, и баба плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и всё тесто разметала по полу.
Пришёл поп с книгою.
– Ах, батюшка! – сказывает ему попадья. – Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка-ряба; снесла под полом яичко – пестрo, вострo, костянo, мудренo! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, вёдра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала! Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.
Сведения о сказке для взрослых
Золотое яйцо – образ целомудрия мира, золотого века человечества, жизнь в совершенной вселенной, сама Истина. Золотое яйцо мудрости находится у двух старых людей: деда и бабы. Нельзя нарушать жизнь и бить яйцо. Но они били и не разбили. Ничего не добились. А мышка бежала мимо. Махнула хвостиком и разбила. Разбила саму жизнь, нарушила мировое равновесие. Но курочка Ряба успокоила, пообещав снести другое яйцо жизни – простое.
Нелегко понять древнюю мудрость в изначальном толковании; ее надо воспринимать сердцем и душой, что детям сделать гораздо проще, чем взрослым. Яйцо – образ сокровенной родовой мудрости, которую наскоком не возьмешь, сколько ни бей. А случайное прикосновение, может уничтожить, разбить, нарушить целостность. Курочка Ряба дала однажды людям шанс познать высший мир, но они не смогли, не сумели. А маленькая мышка пришла из-под пола (подпольный мир, другой) и легко все разрушила. Вот почему старики плачут!
Во втором варианте сказки (более позднем) описано такое горе, просто «конец света», от того, что мышка хвостом яичко раздавила. И сказка называется не «Курочка Ряба», как в первом знакомом нам варианте, а «Яичко», т.е. здесь главное – это яичко и есть. Все вокруг него заверчено, весь сюжет построен.
Коррекционно-развивающие занятия по сказке «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой
Вступление. Сегодня я расскажу вам сказку… о ком? Попробуйте догадаться, послушав загадку: маленькая клушка, рябая пеструшка, квохчет-поет, яички несет. Кто это? А в какой сказке курочка снесла яичко? Это сказка про курочку Рябу. Если вы знаете слова этой сказки, то можно мне подсказывать в тех местах, где я сделаю паузу. И так начинаем.
Рассказывание сказки. Жили-были … (на стол ставятся фигурки деда и бабы) и была у них… (выставляется фигурка курочки). Снесла … (появляется на столе яичко желтого цвета). Дед… (дети кулачками имитируют удары). Баба … (кулачки меняются местами; сначала правый сверху, затем левый). Мышка … (дети плавными движениями рук показывают движение мышиного хвостика). Дед… (дети мимикой изображают грусть), баба… (дети показывают глубокую печаль). А курочка… (дети подражают звукам курочки). Не золотое, а … (дети договаривают слова; на столе появляется яйцо белого цвета).
Этюды. «Радость» – дети мимикой изображают радость от того, что курочка снесла золотое яичко. Глазки улыбаются, уголки рта приподняты. Можно попрыгать и похлопать в ладоши от радости.
«Горе или печаль» – дети изображают печаль оттого, что яичко разбилось. Глазки чуть прикрыты веками, грустные; уголки губ опущены вниз. Можно вздохнуть с грустью, всплеснуть руками, взяться за голову и покачать ею в стороны.
«Спокойствие» – дети изображают спокойствие, успокоение после слов курочки, что она снесет им другое яичко. Глазки раскрыты, губки чуть улыбаются.
Рассказывание сказки детьми. По желанию дети рассказывают сказку.
Театрализованная игра
Предложить детям собрать разрезные картинки героев сказки. Вспомнить, как кого зовут. Предложить на выбор детям роли: рассказчика, деда, бабы, курочки Рябы, мышки. Для игры можно использовать маски-шапочки или только элементы костюмов, атрибуты. Бабе – платок, деду – шапку и бороду, курочке платок на плечи или крылышки, мышке серую шапочку с ушками и хвостик.
Рассказчик начинает сказку, а герои по очереди выходят и мимикой, жестами показывают, разыгрывают сюжет. Педагог помогает детям передать радость, удивление, горе, спокойствие; подсказывает жесты и движения.
В конце можно поиграть с детьми в курочку и цыплят.
– Курочка – рябушечка, (дети ходят, держа руки за спиной)
Куда ты пошла?
– На речку. (дети делают волнистые движения руками)
– Курочка – рябушечка, (дети ходят)
Зачем ты пошла?
– За водичкой. (дети наклоняются, ладони вместе)
– Курочка – рябушечка, (дети протягивают руки вперед)
Зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить. (дети подносят руки к лицу)
– Курочка – рябушечка,
Как цыплята просят пить?
– Пи-пи-пи, пи-пи-пи! (дети повторяют звукоподражание)
Артикуляционная гимнастика «Курочка»
Проснулась курочка утром и стала зевать: откроет клювик, закроет. Покажите, как курочка зевала. Курочка клювик открывала, и язычок показывала, потом прятала; показывала и прятала. Вышла курочка из домика-курятника, посмотрела на солнышко, посмотрела на травку. Когда смотрела на солнышко – язычок поднимала вверх, к солнышку. Когда смотрела на травку, язычок опускала вниз. Улыбнулась курочка солнышку, улыбнулась травке, улыбнулась всем во дворе. Стала лапками раскапывать землю, искать зернышки. Откапала жука – удивилась. Откапала зернышко – улыбнулась. Взяла зернышко в клювик на язычок, то вверх его поднимет, то вниз опустит; то в одну сторону отведет, то в другую. Проглотила зернышко – улыбнулась. Попила водички и пошла гулять.
Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Упражнение «Курочка ходит». Указательный и средний пальчики «ходят» по столу. Сначала ходят пальчики правой руки, затем левой, а потом двумя.
Упражнение «Курочка разгребает землю». Указательный пальчик на столе делает копательные движения, сгибается и разгибается несколько раз. Затем эти же движения делает средний пальчик. Руку поменять.
Упражнение «Курочка клюет». Указательный, а затем и средний пальчик по очереди стучат по столу.
Упражнение «Курочка клювик открывает и закрывает». Все пальчики на одной руке соединяются с большим – «клювик закрыт». Четыре пальца все вместе отрываются от большого – «клювик открыт». Повторить несколько раз одной рукой, затем другой.
Упражнение «Курочка поднимает гребешок». Сцепить пальцы обеих рук в «замок». Большие пальцы вытянуть к себе – это «клюв». Остальные пальцы выпрямляются вверх – «гребешок поднялся»; и опускаются – «гребешок лежит».