Ни за что не лягу спать
Многие родители сталкиваются с серьезными проблемами, когда приходит время укладывать спать своего малыша. Этот кошмар может повторяться каждый вечер и продолжаться, пока ребенку не исполнится года два, а то и больше. Конечно, можно и подождать, пока малыш вырастет, и проблема уладится сама собой. И все-таки часть проблем с засыпанием можно решить достаточно легко, если понять, почему ваш малыш не может спокойно заснуть.
Часто бывает так, что даже очень усталый, засыпающий у вас на руках грудничок начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один. Да и 2–3-летний ребенок редко пойдет спать сам, а погружаясь в сон прямо во время игры, начнет капризничать, если вы решите его перенести в кроватку.
В чем же причина этих капризов?
• Любой малыш больше всего хочет ощущать близость своих родителей. Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Вряд ли малыш согласится на это без протеста, тем более, если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук».
• Часто малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие плачем.
• Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
• Бывает и так, что малыш, которого вы пытаетесь уложить спать, просто еще недостаточно устал. Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием, закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д. Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать, малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
• Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что взрослые избаловали их. Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.
Пятилетняя Варя придумывала каждый вечер новый повод, чтобы не ложиться спать. То ей хотелось пить, то она не могла найти любимую игрушку, то съезжала набок подушка. В другие дни она звала маму, потому что забыла поцеловать ее на ночь или спросить о чем-то важном. Иногда у Вареньки сползала пижама, иногда ей было слишком жарко или холодно. Время от времени она слышала в комнате странные звуки или видела тени, передвигающиеся по стене. В некоторые дни по нескольку раз подряд ей хотелось в туалет или голодный желудок не давал девочке уснуть. Или же у Вари что-то чесалось или болело.
Таким образом, девочка просто наслаждалась вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращалась в комнату дочки и успокаивала ее.
• Бывают и другие случаи, когда ребенок, например, не может уснуть из-за страхов.
Если многие дети боятся темноты, то Костя боялся тишины. Родители долго не знали этого и безуспешно пытались приучить мальчика засыпать одного в своей комнате за закрытой дверью. Однажды, как обычно, закрыв дверь в его комнату, мама ушла на кухню. К ее удивлению, она не услышала на этот раз привычных криков и протестов. Думая, что малыш наконец научился засыпать один, мама занялась домашней работой – мыла посуду, убирала ее, кипятила чай и т. д. Когда она закончила дела и пошла посмотреть, действительно ли спит ее сын, она обнаружила, что дверь в детскую комнату настежь открыта и мальчик безмятежно спит в своей постели. Костя научился вылезать из кроватки и самостоятельно открыл дверь! А стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника означали для него, что мама рядом, и значит, можно спокойно спать…
Иногда может оказаться, что помочь малышу заснуть – проще, чем вы думали. Так, боязливых ребятишек может успокоить ночник или открытая дверь в детскую комнату, а старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже.
Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это.
Корректировка режима дня, ритуалы, предшествующие укладыванию, спокойная атмосфера в семье помогут наладить сон малыша. Если вы наберетесь терпения и будете все делать правильно, то вскоре увидите результат.
Вначале определитесь с режимом. Чтобы определить, когда вашего ребенка пора укладывать спать, начните наблюдать его биоритмы. Они могут быть индивидуальны: одни малыши и в 1,5 года спят днем два раза, другие же уже в 9 месяцев переходят на одноразовый сон. Когда малышу хочется спать, он начинает тереть глазки, просится на руки, зевает, капризничает без причины. Если вы видите эти симптомы – срочно укладывайте малыша спать. Если вы передержите его хотя бы полчаса, то момент будет упущен, и вы сможете снова уложить кроху только через час-полтора. Подстраивайте под биоритмы крохи кормление, прогулки и прочие заботы о малыше, это облегчит его засыпание.
А для себя спланируйте ваше время. Если малыш требует внимания значительную часть ночного времени, выберите в течение дня любое свободное время, чтобы поспать самим. Пока ваш малыш спит, отбросьте все неотложные дела – например, просмотр корреспонденции, ответы на телефонные звонки или книгу, которую все советуют прочитать. Что касается пунктуальности, то обычно люди не ждут многого от родителей с маленькими детьми. Они отнесутся с пониманием к тому, что на их письма и звонки отвечают не сразу.
Когда вы определитесь с режимом вашего малыша, определите время, когда его лучше укладывать, переходите к следующему важному вопросу: как правильно подготовить ребенка ко сну и без лишних капризов уложить его спать.
Как уложить спать грудничка
Двухмесячная Леночка, покушав, каждый раз засыпала у мамы на груди. Будить крошку маме не хотелось, поэтому девочка спала днем после каждого кормления. Еще бы – тепло, уютно, сытно. Вечером же, когда мама Лены пыталась приучить малютку самостоятельно засыпать в своей кроватке, та отчаянно сопротивлялась. Во-первых, она привыкла засыпать только на груди. Во-вторых, вдоволь выспавшись днем, она вечером совсем не была уставшей. Поэтому мама Леночки решила начать разделять днем еду и сон малышки. Она стала кормить ее сразу же после того, как она просыпалась. А к тому времени, когда Леночка обычно засыпала, мама укладывала ее одну в детскую кроватку и пыталась усыпить ласковыми поглаживаниями и колыбельными. Первое время дочка, не понимавшая подобной «несправедливости», часто плакала и не могла уснуть. Зато вечером уставшая девочка мгновенно засыпала, не дожидаясь маминой помощи. Вскоре она поняла, что если не страшно заснуть без маминой груди вечером, то можно это сделать и днем. Тем более, если криком все равно ничего не добиться.
По наблюдениям некоторых педиатров, у многих грудничков проблемы возникают на стадии «выключения» сенсорных систем. Они просто еще не умеют осознанно отвлекаться от внешних раздражителей и расслабляться, чтобы спокойно «провалиться» в сон: груднички концентрируются на болевых или неприятных ощущениях и дискомфорте. Таким образом, чтобы уложить ребенка спать, главное, что вам нужно сделать, – создать ему комфортную обстановку.
• Лучше всего укладывать ребенка спать после сеанса расслабляющего массажа или теплой ванны – эти процедуры помогут малышу расслабиться.
• Проверьте одежду и постельное белье крохи – его вещи должны быть мягкими, приятными на ощупь. Если малыш спит в отдельной кроватке, перед тем, как уложить его спать, положите туда на несколько минут грелку.
• Расслабиться ребенку поможет колыбельная или спокойная музыка; некоторым родителям успокоить ребенка перед сном помогает ароматерапия (в том числе эфирные масла лаванды, жасмина). Детям в возрасте от полутора лет можно читать на ночь сказки или стихи.
• Не бойтесь укачивать малыша и давать ему грудь или соску – это почти безотказные «релаксационные процедуры».
• Выбирая способ, как уложить ребенка спать, руководствуйтесь типом темперамента крохи. Нервным, впечатлительным и возбудимым детям будет требоваться более долгий «подготовительный период» перед укладыванием.
• Поддерживайте в комнате оптимальные температурный режим (около 20 °C, в слишком теплой комнате дети часто спят плохо) и влажность. Перед тем, как уложить ребенка спать, проветрите комнату.
Вопрос о том, в каком положении лучше укладывать ребенка спать, остается спорным. По мнению одних педиатров, сон на животе небезопасен, поскольку может спровоцировать СВДС (синдром внезапной детской смерти), поэтому ребенка стоит укладывать на спинку или на бок. Другие врачи утверждают, что СВДС вообще не может быть связан с положением спящего младенца. Третьи специалисты рекомендуют укладывать именно на живот, потому что в таком положении ребенок легче всего расслабляется, и кроме того, для него нет опасности задохнуться рвотными массами. Так что в данном вопросе исходите исключительно из предпочтений вашего малыша.
Существуют разные варианты укладывания ребенка первых месяцев жизни. Можно укладывать малыша спать одного или в родительскую постель, с другими детьми или с игрушками. Но, поскольку наиболее распространены первые две формы (с родителями или отдельно в кроватку), на них мы подробно и остановимся.
То, каким образом в той или иной культуре создаются условия для сна ребенка, во многом определяется бытующими взглядами на психологию и физиологию малыша. Так, например, сторонники совместного сна склонны рассматривать ребенка до года, скорее, как пока еще не сформировавшийся организм, которому необходима помощь в адаптации к окружающей среде. Поэтому, с их точки зрения, организация сна человеческого детеныша должна быть сходной с тем, как «укладывают» своих детенышей все млекопитающие (в принципе, это соответствует данным исследований об оптимальных условиях засыпания младенцев – когда ребенок спит с родителями, он чувствует себя в безопасности). Процесс социализации (в том числе приучение к собственному спальному месту) должен начинаться не раньше, чем ребенок будет отнят от груди и овладеет в определенной мере необходимыми для социализации речевыми навыками.
Другой точки зрения придерживаются исследователи (в основном это педагоги и специалисты в области классической семейной психологии), утверждающие, что ребенок с самого рождения – существо социальное, поэтому к нормам общественной жизни (вернее, к нормам определенной культуры) приучать его необходимо с младенчества. Поэтому стоит приучать ребенка к раздельному сну – ведь в нашей культуре принят совместный сон родителей и определенная их физическая дистанцированность от ребенка (во избежание опасности инцеста, и чтобы «не избаловать»).
Как выбрать оптимальный для себя вариант?
Сделать это можно только опытным путем: все дети и родители – разные, и то, что идеально подойдет одним, категорически не понравится другим. Для многих наиболее приемлемыми являются варианты, сочетающие преимущества раздельного и совместного сна. Например, можно использовать кроватку со снятой боковой стенкой, вплотную придвинутую к кровати родителей, – таким образом, мама будет в постоянном контакте с ребенком, сможет ночью покормить его грудью необходимое количество раз, но в то же время чадо будет на своей «территории». Или другой вариант: малыш может ночью спать в своей кровати, но под утро перемещаться в родительскую. При этом стоит быть готовыми к неожиданностям: нередки случаи, когда малыша, привыкшего спать с родителями, невозможно «выселить» к себе; но бывают и обратные ситуации, когда карапуз, привыкший спать отдельно, в полтора-два года начинает приходить в родительскую постель. Такие случаи невозможно спрогнозировать. Поэтому изначально организовывать свой быт, исходя не из собственного удобства, а из мифических потенциальных проблем, не стоит.
Как уложить спать ребенка старше двух лет
Чем отличается процесс засыпания у трехмесячного грудничка и трехлетнего малыша? По сути, если у ребенка нет гипервозбудимости и серьезных неврологических проблем, то в возрасте 2–3-х лет он должен уметь, хотя бы частично, сам воспроизводить основные стадии, «подготавливающие» его погружение в сон (он знает, что нужно лечь, расслабиться, закрыть глаза, ровно подышать и т. д.). Возможно, ему требуются еще какие-то сопутствующие «процедуры» – поглаживания по голове, музыка, колыбельная, но их необходимость определяется скорее привычкой, чем потребностью. Теоретически, в этом возрасте уже возможно научить ребенка засыпать самостоятельно. Тем не менее, количество детей этой возрастной категории, ежедневно категорически не желающих укладываться спать, очень велико. С чем же это связано?
Здесь можно выделить две основные причины.
Первая – неправильный образ жизни ребенка. Если он никуда не ходит, в основном сидит дома перед телевизором, естественно, он расходует слишком мало энергии и элементарно не устает. В этом случае требуется только коррекция привычек и режима дня ребенка – и через неделю вы увидите, что ситуация поменяется к лучшему.
Вторая причина нежелания ребенка ложиться спать – отсутствие мотивации. Это взрослый человек воспринимает сон как дар свыше и возможность передохнуть от проблем и суеты. Для ребенка же это – расставание с родителями, прекращение игр и вообще процесса познания мира; соответственно, во сне, с точки зрения малыша, нет никакого смысла. Получается, чтобы уложить ребенка спать без слез и истерик, нужно просто заинтересовать его процессом. Здесь вам может помочь интересный ритуал, связанный с отходом ко сну (чтение стихов, прослушивание музыки, придумывание совместно с малышом какой-нибудь новой истории про постоянного персонажа) или повышение в глазах малыша ценности самого сна (расскажите ему о том, как во сне он сможет каждую ночь встречаться с героями любимых сказок).
Три основных правила, соблюдение которых поможет вам без проблем уложить спать ребенка старше двух лет:
1. Ребенок должен быть «готов» ко сну физиологически – к моменту засыпания ему необходимо израсходовать достаточное количество энергии.
2. Малыш не должен воспринимать сон как наказание (именно так позиционируют «отправку» ребенка спать многие родители: «ах, ты набезобразничал, ну-ка выключай телевизор и иди в кровать»). Если вы просто таким образом отправили ребенка в кроватку – это далеко не гарантия того, что он моментально заснет.
3. Засыпание не должно ассоциироваться у малыша со стрессом. Если ребенку 3–4 года, а он все еще боится оставаться в темной комнате, – не вынуждайте его укладываться в одиночестве. Это самый простой путь не только к расстройству сна, но и вообще к появлению ряда серьезных психологических проблем.
Как побороть страх темноты
Если малыш капризничает, боясь засыпать без света, не ругайте его.
Боязнь темноты – абсолютно естественный для детей страх. Ребенок фактически лишается одного из своих чувств (зрения), и поэтому боится – ничего зазорного и, тем более, болезненного в этом нет. Даже наоборот: некоторые психологи считают боязнь темноты отголоском инстинкта самосохранения – одного из самых сильных инстинктов человека. Так что первый совет, который можно дать родителям, – ни в коем случае не пытаться «победить» или пересилить этот страх. Так вы лишний раз травмируете своего ребенка и можете довести дело даже до бессонницы и неврозов.
Не стоит также внушать ребенку, что с ним происходит что-то противоестественное, что он болен или ненормален. Не показывайте словом или делом, будто он «трусишка» и «бояться нечего». Если вы не хотите развить у малыша ранние комплексы, лучше объясните ему, что бояться – это нормально, и никогда не ругайте за то, что он не может уснуть.
Самое простое решение – это оставлять в комнате ребенка ночник. Его можно подвесить прямо над постелью, в изголовье – так свет не будет бить малышу в глаза. Главное, не использовать обычных, «дневных» осветительных приборов – свет от них будет слишком ярким и раздражающим.
Оставляя ночник включенным, когда ребенок еще не спит, не выключайте его и тогда, когда он заснет. В течение ночи ваше чадо наверняка проснется и, обнаружив себя в полной темноте, испугается и долго не сможет заснуть.
Справиться с боязнью темноты ребенок сможет и сам – рано или поздно. Но чем раньше это случится, тем легче будет и его, и ваша жизнь. Помочь ему вы можете добрым советом и несколькими несложными установками.
• Спросите у ребенка, чего именно он боится – чудищ, грабителей, барабашки и т. п. Если получите ответ, включите фантазию и объясните, почему страхи малыша не могут реализоваться. Например, вы поставили в кухне специальные цветы, которые отпугивают всех чудовищ, барабашек и прочую нечисть. Но помните: такой трюк подойдет, конечно, только для самых маленьких.
• Не запугивайте ребенка лишний раз, не рассказывайте страшилок, если он отказывается есть обед или чистить зубы. Помогите ему осознать, что у себя дома он находится в полной безопасности, и вы в любой момент всегда придете на помощь. За один день это, конечно, не сделать, но, если долго и методично демонстрировать ребенку, что его дом – его крепость, это даст свои плоды.
• Если малыш не может увидеть, что происходит рядом с ним, он инстинктивно начинает прислушиваться – и обязательно услышит какие-нибудь шорохи или скрипы. Попробуйте заглушить эти звуки негромкой мелодичной музыкой – возможно, так ребенок заснет быстрее.
• Следите за тем, чтобы ваш малыш не смотрел много страшилок, не играл в видео-игры, кишащие монстрами и привидениями. Они только добавят впечатлительному ребенку уверенности в том, что из темноты может вылезти нечто зубастое и кровожадное.
Вообще, боязнь темноты – это типичный возрастной страх дошкольника. В основе страха лежит относительное неблагополучие родительско-детских отношений.
Это боязнь утраты защиты со стороны взрослых, потери их любви и нехватка чувства безопасности – ребенок не уверен, что родители всегда будут рядом и придут на помощь. Благополучный малыш темноты не боится. Если не помогают даже открытая дверь и включенный ночник, нужна помощь психолога.
Изначально малыш спит в одной комнате с родителями и ощущает их постоянное присутствие. Страх темноты обычно появляется, когда ребенка переводят в отдельную комнату. Момент такого «взросления» часто совпадает с рождением второго малыша. Страх становится протестом, ревностью к младшему. Ребенку снятся кошмары, он бежит ночью к родителям и таким образом борется за свое место под лучами их любви.
• Не делайте резких переходов: «У тебя теперь своя комната, мы выключаем свет и закрываем дверь».
• Щель в дверном проеме должна уменьшаться постепенно, чтобы ребенок знал: мама придет по первому зову, и бояться нечего. И в том, чтобы ребенок засыпал с ночником, нет ничего страшного.
• Поселите с ребенком игрушку – «защитника», который будет входить в ритуал укладывания, только в роли старшего выступает ребенок. Он его кормит, умывает, рассказывает ему сказку и кладет рядом с собой. Вы спите в соседней комнате, но ваш малыш знает: если станет страшно, мишка или слоник помогут.
• Лучшее средство борьбы со страхом – юмор. Шутка, игра, смех, естественное принятие детского страха быстрее укрощают тревогу ребенка, чем недоверие и раздражение родителя, которого «всякими глупостями» отвлекают от любимого сериала.
• Если ребенок начал бояться, сохраняйте в его присутствии полное спокойствие, не показывайте, что вы волнуетесь и тревожитесь за него. Иначе возникнет порочный круг: родители боятся, что у ребенка возникнет страх темноты, он внушает этот страх малышу, и тот, наблюдая боязнь родителей, сам начинает бояться.
• Не берите ребенка к себе в постель. Можно спать в одной комнате, рядом на раскладушке, но кроватка у малыша должна быть своя! Иначе ребенок и до семи (а может, и до восьми) лет будет настаивать на том, чтобы спать с вами. Некоторые родители идут у ребенка на поводу, и он переселяется под мамино крылышко, а папа коротает ночи в детской. Во-первых, это очень обременительно для взрослых. Во-вторых, вызывает излишнюю зависимость ребенка от родителей. А в-третьих, неблагоприятно сказывается на его психосексуальном развитии (особенно в ситуации мать – сын). Не добавляйте к детским страхам ревность к ребенку отца, который оказывается вытеснен из жизни семьи.
• Не убеждайте ребенка в неразумности страха! Некоторые родители доходят до того, что для наглядности своей правоты в присутствии ребенка открывают все шкафы, залезают под кровать, заглядывают за дверь – и все это, чтобы показать: там никого нет. В подобной ситуации ребенок думает: если уж взрослые на полном серьезе проверяют все эти места, значит, там действительно кто-то может скрываться. Не сегодня, так завтра. И родная комната становится пристанищем всевозможных монстров. Но если ребенок хочет сам убедиться в том, что по углам не прячутся чудовища, то можно сделать это вместе с ним и тем самым поспособствовать уменьшению страхов. Главное – не превращать проверки в ежевечерний ритуал, потому что тогда страхи лишь усилятся.
Забота – заботой, но умейте угадать момент, когда детский страх превращается в орудие шантажа. До пяти лет это случается редко, а вот ближе к семи годам – вполне возможно. Причем шантаж принимает довольно жестокие формы: родители должны постоянно быть рядом и выполнять любые желания.
Случается, что такой шантаж даже выгоден родителям, потому что, погружаясь целиком в заботу о малыше, они отвлекаются от собственных проблем и временно мирятся, объединенные идеей избавить ребенка от страха. Получается замкнутый круг: ребенок боится – родители мирятся – ребенок видит, что его страх заставил родителей забыть о ссорах и разводе, поэтому, даже избавившись в реальности от боязни, с мамой и папой он будет играть в кошмары. Вся семья сплачивается вокруг проблемы детских страхов. И встречаются такие семьи, которые целиком паразитируют на страхе. Все делается, чтобы избавить ребенка от страха, а он только растет и множится. Доходит до того, что малыш боится всего: и темноты, и собак, и лифта, и громких звуков. Здесь нужна помощь психолога.
Конечно, иногда в основе детских страхов лежит неблагополучие в семье. Но, если ваш ребенок начал бояться, не надо приступать к самобичеванию («Ах, мы плохие родители!»). Понаблюдайте за ребенком, заведите дневник его страхов, чтобы отмечать: чем вы занимались вечером, что смотрели, читали, рассказывали, во что играли, какие события произошли в жизни малыша, были ли ссоры в семье. Уже через две недели можно заметить, что, скорее всего, страхи совпадают с какими-то событиями. Это могут быть конфликты в детском саду, телепередача, приход бабушки, визит незнакомых людей. Такой дневник стоит вести еще до визита к психологу.
Не бросайтесь в крайности: не обвиняйте во всем себя и ни в коем случае не ругайте ребенка: «Ах, ты такой трусишка! Тебе уже пять лет, а ты боишься!» Отношения между родителями и ребенком, где львиную долю берут на себя взрослые, – все-таки отношения между двумя сторонами, и ответственны здесь обе стороны.
Иногда страх темноты возникает после болезни. Тривиальный грипп, ОРВИ затрагивают центральную нервную систему. Пока ребенок восстанавливается, он очень возбудим и требует к себе повышенного внимания. В этот момент режим надо смягчить, подольше оставаться с малышом перед сном. Темперамент – это не просто красивое латинское слово. Присматривайтесь к своему ребенку. Некоторые дети даже во время скандала спят «без задних ног», а у других малейшее изменение интонации вызывает тревогу и страх.
Новое и необычное легко провоцирует страх. Если в семье что-то происходит, не думайте, что ребенок еще слишком маленький, чтобы как-то в этом участвовать.
Просто объясните ему все в доступной форме. Например, когда в семье тяжело заболевает бабушка или дедушка, родители, не желая травмировать малыша, выпроваживают его из комнаты и шепчутся по углам. Ребенок чувствует: что-то происходит, но не понимает – что именно. Как защитная реакция и стремление привлечь к себе внимание возникает страх.
Как приучить малыша спать в своей кроватке
«Моему сыну восемь месяцев, он находится на грудном вскармливании, – рассказывает мама маленького Ванечки. – Кормлю лежа, и он засыпает у груди. Когда перекладываем в кроватку, сразу просыпается. На руках усыпить не можем. После нескольких попыток переложить ребенка в кроватку, в конце концов, оставляю его спать со мной, а муж спит в другой комнате. Со старшим сыном таких проблем не было. Что делать? Когда и как можно его приучить спать отдельно?»
Готовность ребенка спать в собственной кровати определяется, скорее, не возрастом, а его физическим и психическим состоянием.
Физиологические признаки того, что ребенка можно начинать приучать спать в кроватке:
• просыпается не чаще одного-двух раз за ночь (в том числе и на кормления). Эта рекомендация не универсальна: мамы многих вскармливаемых грудью малышей рассказывают о том, что их дети просыпались «пососать» по 4–5 раз за ночь почти до двухлетнего возраста, и перестали делать это как раз после того, как начали спать отдельно. Поэтому, если ваш сын демонстрирует все остальные признаки готовности спать без вас, и совместный сон вас изрядно утомил, можете попробовать все-таки приучить ребенка спать в отдельной кроватке до того, как его «ночные аппетиты» поутихнут;
• на общей постели спокойно спит «отдельно» от родителей (не прижимаясь к кому-то из них);
• ребенок здоров, у него не режутся зубы.
Признаки психологической готовности ко сну в своей кроватке:
• не переживает и не закатывает истерики, если просыпается и не обнаруживает кого-то из родителей в пределах своей видимости;
• в последнее время у него не было серьезных стрессов; он эмоционально стабилен; он не пошел недавно в детский сад; вы не начинаете приучать его к горшку и отнимать от груди;
• он активно проявляет «инстинкт собственника» применительно к своим вещам;
• ребенок уже более склонен подражать своим сверстникам, чем родителям.
Оптимальным возрастом для того, чтобы приучить ребенка спать в кроватке, можно считать период между 2,5 и 3 годами. Обосновывается это тем, что примерно между 1,5 и 2 годами многих детей начинают мучить ночные кошмары, и это время им лучше «пережить» еще в родительской постели. Кроме того, чем старше ребенок, тем он психологически более самостоятелен, и ему легче объяснить, что от него требуется.
Тем не менее, на практике далеко не все родители способны ждать до того момента, когда ребенку исполнится 3 года, и многие начинают процесс «отселения» малышей раньше. Для некоторых родителей приемлемым вариантом на «переходный период» становится «гибридная» форма организации сна, когда ребенок спит в своей кроватке, вплотную придвинутой к родительской и со снятой боковой стенкой.
Обязательно ли к моменту «перевода на свое спальное место» нужно научить ребенка засыпать самостоятельно? Нет, это не аксиома. Для многих детей приучение к кровати становится важным шагом в выработке навыка самостоятельного засыпания. Если вы не против укладывать ребенка, но вам комфортнее, чтобы он при этом спал отдельно, – остановитесь на таком варианте.
Способов, которыми родители приучают ребенка спать в своей кроватке, великое множество. Кто-то просто перекладывает уснувшего кроху на его спальное место, пока малыш к нему не привыкнет (обычно так поступают с детьми младше 9 месяцев). Кто-то покупает ребенку «навороченную» кровать со множеством функций, которую малыш не хочет покидать даже ночью. Главное в процессе приучения к кроватке ребенка старше года – убедить его в том, что, покидая родительскую постель, он не столько теряет (комфорт, чувство защищенности), сколько получает – что-то куда более ценное и нужное. Спокойно относитесь к тому, что ребенок в течение какого-то времени будет возвращаться к вам, – это нормально и объяснимо с точки зрения детской психологии.
Существует несколько способов, с помощью которых можно попытаться «завлечь» в кроватку детей разного психологического склада.
«Ты уже большой» (для самостоятельных).
Овладев определенным количеством «взрослых» навыков (ходьбой, умением обращаться с предметами, говорить отдельные слова и т. д.), многие дети чувствуют себя уже большими и самостоятельными. Этим и могут воспользоваться родители. Расскажите малышу как бы невзначай, что всем взрослым полагается спать в своей кроватке. Транслируйте ему эту мысль регулярно, в разных формах, а потом еще и подкрепите ее несколькими визитами к знакомым, у которых есть отдельно спящие дети. Очень велика вероятность того, что через какое-то время малыш сам потребует свое спальное место. Если же этого не произойдет, можете попытаться прямо спросить у него, не хочется ли ему, как уже взрослому, спать отдельно от родителей. Если ребенок будет упорно отказываться от этого варианта – возможно, еще не время.
Установите новый интересный ритуал укладывания (для общительных и любопытных малышей).
Если вы хотите приучить ребенка спать в кроватке, стоит сделать этот процесс максимально приятным и комфортным для малыша. Помогут в этом интересные ритуалы, которые будут сопровождать укладывание на ночь. До сих пор у вас не было привычки читать своему чаду сказки перед сном? Возможно, как раз сейчас время настало. Укладывайте малыша в новую кроватку и читайте ему перед сном сказки. Можно слушать перед сном музыку или сочинить самим несколько сказок на ночь о его любимых мягких игрушках (которые затем можно укладывать спать с малышом) – главное, чтобы ребенок в это время находился в своей постели. Таким образом, даже если первое время малыш будет приходить периодически «досыпать» к вам, у него выработаются исключительно положительные ассоциации с кроваткой, и со временем он «поселится» там окончательно.
«Волшебная кроватка» (для детей с развитым воображением).
Если у вашего малыша и у вас богатое воображение, можете попытаться приучить ребенка спать в кроватке следующим способом. Придумайте какую-нибудь захватывающую историю, связанную с кроваткой (например, что она волшебная, и в ней детям снятся особенно интересные сны; расскажите, о чем они могут быть); опишите, как в детстве вас во время сна в кроватке посетила фея или волшебник, что полностью изменило вашу жизнь. Тогда, при наиболее благоприятном развитии событий, малыш воспримет кроватку как некие «ворота» в мир сказки и будет сам укладываться в нее с удовольствием.
А вот чего не стоит делать, так это:
• стыдить малыша, если процесс перехода в отдельную кроватку слишком затянулся, обвинять его;
• начинать приучение к кроватке, когда ребенок не очень хорошо себя чувствует или в его жизни есть другие стрессовые факторы (первые посещения детского сада; вы приучаете ребенка к горшку; развелись с мужем (женой) и т. д.).
Хорошо, если вам удалось приучить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если боковины кровати уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малыш, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать, и пытается закинуть ножку на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».
Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького «скалолаза» от первых попыток «восхождения», то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.
Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?
В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.
• Пока малыш только встает в кроватке, но еще не может вылезти из нее, вы можете попробовать укладывать его, когда заходите в комнату или покидаете ее (но только один раз). Если кроха, едва коснувшись головой подушки, вновь играет в «ваньку-встаньку», оставьте это на сей раз незамеченным и выйдите из комнаты.
• Когда кроватка перестает быть для малыша препятствием и он настойчиво выскакивает из комнаты вслед за вами, можно попробовать установить барьер в дверном проеме детской комнаты. Тем самым вся детская комната как бы становится детской кроваткой. И цель ваша в том, чтобы ребенок заснул там один, без вашей помощи. Вы можете регулярно заходить в комнату на короткое время, чтобы успокоить малыша и уложить его в постель. Если он снова вылезает из кроватки или продолжает плакать, вы должны все равно выходить из комнаты на несколько минут, давая ребенку шанс заснуть самостоятельно. Вполне может случиться, что малыш в ваше отсутствие заснет от усталости, но не в своей постели, а где-нибудь на полу или на диване. Ничего страшного – отнесите его осторожно в кроватку и закройте одеялом. Как бы там ни было, он заснул самостоятельно, без вашей помощи. Рано или поздно он сам поймет, что засыпать в кровати уютнее, чем на холодном полу.
• Если у вас нет барьера (или ребенок уже научился перелезать через него), но есть еще немного терпения, попробуйте относить малыша назад в детскую кроватку, пока он не останется в ней добровольно. Однако этот метод может функционировать, только если вы в состоянии сохранять внутреннее спокойствие. Малыш должен чувствовать, что засыпать одному в своей комнате – важная необходимость, а не наказание и не результат гнева родителей. В противном случае вся «процедура» превратится в борьбу за власть. Тогда она не увенчается успехом, а только нарушит доверительные и нежные взаимоотношения между вами и ребенком.
Этот метод хорош ночью, когда у малыша нет сил повторно забираться в родительскую постель и он легче смиряется с тем, что вы относите его обратно. Хотя есть ребятишки, которые и ночью отличаются удивительной настойчивостью. Если вы уверены, что ребенок пришел к вам ночью не из-за страха или боли, а просто по привычке, то можете достигнуть желаемого результата, относя его в детскую кроватку с необходимой регулярностью и последовательностью. Объясните малышу, что ваша кровать слишком узка и в ней недостаточно места для всех, что иначе утром вы будете усталыми и не выспавшимися. Объясните ребенку, что вы с удовольствием ждете утра, когда снова сможете играть с ним. Конечно, не нужно читать ребенку проповеди каждый раз. В следующий раз будет достаточно напомнить ему: «Ты же знаешь, что для нас всех в кровати нет места».
• После того как малыш справился с задачей и заснул в своей комнате самостоятельно, вы обязательно должны похвалить его. Он будет сам гордиться собой и с большей охотой согласится повторить этот опыт на следующий день. Поощрения же и подарки, наоборот, в этом случае не подходят. Ребенок должен осознать, что речь идет о необходимости, о чем-то нормальном и само собой разумеющемся, а не об одолжении с его стороны, требующем награды. Иначе ваш маленький хитрец быстро сделает сон в своей кроватке «источником дохода», каждый раз шантажируя вас и требуя все новых поощрений.
Конец ознакомительного фрагмента.