Вы здесь

Что делать, если ребенок непоседа. Ситуация вторая: Вова – гиперактивный малыш (Юлия Василькина, 2018)

Ситуация вторая: Вова – гиперактивный малыш

С Вовой и его мамой Лизой я познакомилась все в той же группе кратковременного пребывания. Он был самым старшим в группе: остальным детишкам было около 1 года и 3 месяцев, а Вове уже исполнилось 1 год и 8 месяцев. Дети такого возраста, входящие в группу, часто становятся опорой для педагога, т. к. быстрее усваивают правила, активнее включаются в занятия, ведя за собой других детей. Но мои надежды быстро рассеялись. Первое, что поразило меня в Вове – его отчаянный взгляд. В нем было и упрямство, и обида, и непокорность, но самое главное – какое-то внутреннее беспокойство. Его мама Лиза выглядела уставшей, но при этом очень сосредоточенной на поведении сына. И не случайно, ведь она прекрасно знала, что от него ожидать.

Первые несколько месяцев Вова отказывался принимать участие в занятиях, что бы мы ни делали. Мама прикладывала массу усилий, чтобы уговорить его включиться в игры в кругу, пальчиковую гимнастику или музыкальные занятия. Единственное, что он любил – это ходить в физкультурный зал. Но и там он не желал принимать участие в «организованной» активности, и делал только то, что хотел сам. Разбрасывал игрушки, грубо бросая их на пол. Других детей бил, особенно если ребенок играл чем-то, что в этот момент понравилось Вове. В общем, всем нам приходилось несладко! Рассказ Лизы и медицинская карта подтвердили: у Вовы диагноз ГРДВ, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. И мы начали работу…

От имени мам…

Он еще так мал, а я уже так устала. Что же будет дальше? С рождения спал плохо, кричал постоянно. Думала – колики, пройдет, но ничего не проходит. Постоянно в движении, даже во сне крутится так, что подушка, простынь и одеяло падают на пол, а потом и он падает на них. Днем невозможно оставить одного: тут же куда-нибудь заберется, сломает или разобьет. И даже не остановится, дальше бежит, лезет. Иногда кажется, что он вообще меня не слышит. Другие дети послушают внимательно, сделают, что их просят. А мой – нет. Чуть что – истерика, на полу валяется, бьет ногами, кричит. Уже все перепробовала: пыталась и спокойно говорить, и кричала, и наказывала. Ничего не действует…

От имени ребенка…

Я бы хотел остановиться, но почему-то никак не могу. Мои ноги меня не слушаются. Я очень устаю от того, что куда-то бегу. А еще мои ручки меня не всегда слушаются. Иногда интересные вещи попадают мне в руки. И так бывает жалко, когда они ломаются! Я хочу сделать что-то, например, построить большую башенку, но не получается. И тогда я сержусь на свои ручки, а они все вокруг раскидывают. Мама на меня часто ругается. Я даже уже жду, что она начнет ругаться, что я опять бегаю или опять что-то сломал. К вечеру я ужасно устаю, но мои ноги все равно продолжают бегать. От усталости я кричу, а потом, наконец, падаю и засыпаю…

Гиперактивность в младшем возрасте

Диагностировать гиперактивность в младшем возрасте не так просто. Подвижность ребенка еще не слишком велика из-за несформированной координации движений. Плачут в этом возрасте все дети, т. к. речевых навыков пока не хватает, а объяснить свои желания уже хочется. Внимание кратковременно по возрастным нормам. Но все же есть симптомы, разглядев которые родители могут заподозрить, что у ребенка ГРДВ.

Предпосылки для ГРДВ возникают еще в период беременности матери и родов. Факторами риска для развития у ребенка ГРДВ являются…

• «Трудная» беременность, сопряженная с токсикозами, перенесенными заболеваниями, угрозой прерывания, стрессами, внутриутробная гипоксия плода;

• Действие токсических факторов во время беременности: прием некоторых лекарств, особенно бесконтрольный (самолечение), курение, алкоголь.

• Патология родов, а особенно слабость родовой деятельности, «скорые» роды и роды с применением акушерских приспособлений;

• Патологии периода новорожденности: асфиксия, недоношенность или переношенность, родовая травма.

Эти факторы могут привести к раннему органическому повреждению ЦНС (центральной нервной системы), которое и является главной причиной для развития синдрома гиперактивности. Но само по себе наличие одного или нескольких факторов не может однозначно свидетельствовать о том, что малыш будет страдать ГРДВ. Речь идет лишь о вероятности возникновения.

Как ведет себя младенец, страдающий ГРДВ? Обычно «тревожные звоночки» звучат уже в первые месяцы жизни. Несмотря на хороший уход, ласковое обращение, кормление «по требованию», соблюдение режима, ребенок много беспокоится и плачет. Он сильно и часто кричит, при этом его личико краснеет или приобретает «мраморную» окраску, дыхание учащается, сердечко сильно бьется, малыш потеет. Мышечный тонус во время плача может повышаться, вплоть до тремора (дрожания) подбородка, рук и ног.

Многое о состоянии ребенка можно сказать по тому, как он спит. Дети с ГРДВ плохо засыпают, часто просыпаются во сне, рано пробуждаются, но при этом находятся в капризном состоянии, выглядят не выспавшимися, не отдохнувшими. Около такого ребенка нужно буквально «ходить на цыпочках», т. к. он просыпается и начинает плакать даже он незначительного шума. Днем малыш может быть вялым и раздражительным или, напротив, перевозбужденным. Нередко дети с ГРДВ «путают» день с ночью.

Также симптомом ГРДВ в раннем и младшем возрасте могут быть трудности с кормлением с желудочно-кишечные проблемы. Малыши с гиперактивностью рано отказываются от груди или ведут себя беспокойно во время кормления. Для них характерны частые срыгивания и даже рвоты. Стул у таких малышей часто жидкий, что связано с повышенной возбудимостью кишечной стенки. Поносы чередуются с запорами.

Что касается поведения, то малыши, уже начавшие ходить, двигаются очень много. Но при этом они «неловкие», падают чаще, чем другие дети, координация движений оставляет желать лучшего. Их трудно приучить к горшку, привить навыки опрятности.

Мини-тест: Страдает ли ваш малыш синдромом гиперактивности?

Этот мини-тест не является «научным инструментом измерения», и служит первичной оценки родителями состояния ребенка в возрасте до 3 лет. Если вашему ребенку больше 3 лет, вспомните, каким он был в этом возрасте, и используйте этот тест как дополнительную диагностику.

1. Можете ли вы сказать, что беременность и роды были «трудными», протекали с осложнениями?

2. Можно ли сказать, что малыш часто и беспричинно плакал в возрасте до года?

3. Верно ли, что ваш малыш имеет трудности со сном (например, плохо засыпает, часто просыпается и т. д.)?

4. Ваш малыш рано отказался от груди?

5. У вашего ребенка часто бывает жидкий стул?

6. Ваш ребенок так много двигается, что его буквально ни на минуту нельзя оставить одного, иначе он попадет в опасное положение?

7. Ваш ребенок научился пользоваться горшком лишь после 2 лет, но еще некоторое время после этого случались «проколы»?

8. Верно ли, что вашему ребенку трудно выполнить последовательность из нескольких просьб (в 1 год – из двух, после 2 лет – из трех), например: «подойди к столу и возьми большую ложку»? Верно ли, что начав исполнять поручение, он почти сразу отвлекается на что-то другое?

9. Верно ли, что он сам редко исследует назначение предметов и игрушек, более предпочитая их кинуть или постучать?

10. Верно ли, что он чаще всего просто разбрасывает игрушки, занимаясь с каждой не более чем несколько секунд?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то есть вероятность, что ваш малыш страдает синдромом ГРДВ. А, значит, нужно действовать!

Гиперактивный малыш: как помочь?

Пожалуй, самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, пока он не достиг 3-летнего возраста, это уделить максимум внимания и времени его состоянию. Ведь это – залог того, что синдром будет преодолен в более короткие сроки.

1) Обратитесь к врачу. Первое, и самое главное, без чего невозможно обойтись в случае с ГРДВ – врачебная помощь. Учитывая то, что порой диагноз ГРДВ может быть поставлен неправомерно, можно рекомендовать родителям проконсультироваться у нескольких специалистов. Помните о том, что такой диагноз не может быть поставлен только на основании того, что ребенок «плохо» себя вел у врача, например, сильно плакал или бегал по коридору. Врач при постановке диагноза должен учесть и особенности вашей беременности, и наследственные факторы, и ваши жалобы на состояние ребенка. Также должны быть проведены некоторые неврологические исследования.

2) Принимайте препараты. Нередко приходится сталкиваться с тем, что родители боятся давать детям препараты, назначенные врачами-неврологами, говоря о том, что они, якобы, «тормозят» развитие и «угнетают» нервную систему. Это большая, почти непоправимая ошибка в случае с ГРДВ! Ведь на этапе первого года жизни прием таких препаратов может быть настолько эффективен, что синдром гиперактивности далее не будет проявлять себя. А, значит, когда ребенок подрастет, он будет обычным, здоровым, без болезненных проявлений гиперактивности и трудностей внимания. Чем младше ребенок, тем выше компенсаторные возможности его организма.

Конец ознакомительного фрагмента.