ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Страх – это естественно
Итак, страх может быть как врагом, так и другом. Пока он выражен в мягкой форме, страх может стать источником нового опыта – опыта преодоления себя, познания своих возможностей. И, в результате, – приобретения уверенности в своих силах. Страхи можно сравнить с барьерами на пути бегуна: каждый прыжок хоть и не прост, но приближает к победе. Или представьте горный поход: трудности очередного перевала, но вот он преодолен, и взору открывается чудесная долина.
На пути своего взросления ребенок должен приобрести навыки выживания. И страхи – естественные спутники этого процесса. Ребенок узнает об опасностях этого мира, начинает бояться, а потом учится справляться с этим чувством, избегая опасной ситуации или преодолевая ее. Каждый возрастной период несет определенные страхи, переживание и преодоление которых дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Кое-что о естественных страхах…
… они появляются в возрастной период, «отведенный» для них;
… их появление не наносит вреда психике ребенка, хотя может тревожить его и родителей на определенном этапе;
… они преходящи, т. е. их интенсивность начинает снижаться сама, если не произошло подкрепления;
… ребенок может преодолеть их самостоятельно (мамы и папы порой узнают о том, что страх был лишь по рассказам чада) или при поддержке родителей.
Давайте разберемся, что это за страхи и зачем они нужны[2].
Первый год жизни: Страх как инстинкт
Первый год жизни – основа эмоционального комфорта малыша в дальнейшем. Весь первый год малыш решает для себя, добр ли к нему мир или нет. И познает он это через руки, голос и тело мамы. Как бы ни было обидно остальным родственникам, но именно отношения с мамой – основа эмоционального развития ребенка. Для малыша первого года жизни самым важным является удовлетворение его потребностей – без этого он не выживет. Им во многом движут инстинкты. И они имеют отражение в страхах данного возраста…
Испуг при громких резких звуках, неожиданном движении
Как проявляется? Актуален на протяжении всего первого года. Малыш, даже нескольких недель от роду, вздрагивает всем телом, раскидывает в сторону ручки, его глаза расширяются от страха, дыхание становится поверхностным, он готов заплакать. Такие проявления указывают на страх, как базовую эмоцию.
Чему служит страх? Такая реакция – часть «ориентировочного рефлекса», его начало, позволяющее сконцентрировать внимание на происходящем. Т. к. малыш еще не может себя защитить, он плачем зовет на помощь.
Как помочь? Как можно быстрее подойдите к ребенку, успокойте его, объясните, что стало причиной шума или движения. Пусть он пока и не поймет слов, но успокаивающий звук вашего голоса будет благотворен.
Беспокойство при неудовлетворении основных потребностей
Как проявляется? Младенец выглядит встревоженным: его ручки и ножки как будто что-то ищут. Личико хмурится. Такое состояние, если его причины не угаданы матерью (потребность в питании, тепле, комфорте), переходит в сильный плач.
Чему служит страх? Как бы нам иногда ни хотелось, но младенец не умеет ждать. Ему необходимо, чтобы его потребности удовлетворялись быстро, чтобы ему было тепло, сухо, он был бы сыт и на руках у мамы. Страх-беспокойство заставляет его плакать, а плач сигнализирует маме: обрати на меня внимание!
Как помочь? Не заставляйте ребенка плакать! Особенно ночью, «приучая» его к тому, чтобы он пореже просыпался. Первый год жизни формирует «базисное отношение к миру». Младенец, который часто остается в состоянии беспокойного неудовлетворения может начать воспринимать мир как враждебный. Это ощущение столь глубоко, что с трудом поддается психологической коррекции. Стоит ли потом удивляться, что у него могут развиться многочисленные страхи? Главный рецепт первого года жизни: нежность, теплота и… быстрота!
В 7 месяцев – беспокойство в отсутствие матери
Как проявляется? Малыш беспокоится, не обнаружив рядом с собой мамы, быстро начинает плакать, но успокаивается, как только она возьмет его на руки. Хочет быть у нее и только у нее, порой не желая быть даже у папы и других родных, живущих вместе с ним. Идет на убыль после 14 месяцев.
Чему служит страх? Беспокойство в отсутствии мамы – «побочный эффект» другого очень важного процесса. У ребенка формируется образ матери как эмоционального центра вселенной, источника удовольствия и удовлетворения всех нужд. Такое беспокойство не просто нормально, оно говорит о том, что эмоционально и интеллектуально ребенок развивается по возрасту. Он научился выделять маму из «остальных», с ней сформирован хороший эмоциональный контакт.
Как помочь? Не обижайтесь на малыша, который вдруг стал «цепляться» за маму и перестал признавать остальных! Это нормальный процесс, стоит только набраться терпения. Для мамы возраст ребенка в 7–8 месяцев – не лучшее время для выхода на работу, поездок на отдых без ребенка и частых отлучек. Нервная система ребенка часто перенапрягается в связи с тем, что он «теряет» маму и не может понять, когда же она появится, что может привести к развитию стойкой тревожности.
В 8 месяцев – боязнь чужих людей
Как проявляется? При появлении чужого, незнакомого человека ребенок стремится оказаться на руках у мамы, не желает слезать с рук, не улыбается незнакомцу. И уж тем более не желает идти к нему на руки! Чутко следит за реакцией мамы. Если она приветлива и расслаблена в общении, то малыш тоже вскоре начинает проявлять добродушие. Заметно уменьшается после 14 месяцев. Затем сохраняется в виде здоровой подозрительности.
Чему служит страх? Для ребенка этого возраста самым важным является контакт с мамой. Появление чужого человека – угроза для контакта: внимание мамы отвлекается от ребенка, да и интервенции «чужаков» неприятны («Иди ко мне на ручки»; «Ах, какие пяточки!»). Мама, чуткая к проявлениям ребенка, увидев испуг, сделает все, чтобы успокоить малыша. А это ему и нужно!
Как помочь? Никогда не передавайте ребенка на руки чужому человеку, если малыш еще не освоился. Пусть «приличия» не возобладают над здравым смыслом. Помните о том, насколько для малыша важна ваша реакция. «Натянутая» улыбка его не обманет. Крохе «считывает» с лица мамы гораздо более тонкие проявления. Принимая гостей в доме, будьте готовы к тому, что мама не сможет заниматься хозяйственными делами. Скорее всего, малыш не отпустит ее от себя. Возраст 8–9 месяцев не лучший, чтобы отправляться в путешествие, где обстановка и люди будут незнакомы малышу.
Итак…
Первый год жизни – это формирование базового восприятия к миру. Будет ли оно благоприятным, зависит, прежде всего, от мамы. Ведь именно мама (не папа, не бабушка, не няня) является основой для эмоционального развития малыша. Стремление сделать жизнь крохи спокойной и приятной – основа его психологического благополучия на долгие годы. Если же первый год жизни несет отделение от мамы, ее отчужденное отношение, безразличие к плачу, стремление «заменить» себя другими людьми, это может стать основой для многочисленных страхов в дальнейшем. Если мама сама испытывает трудности в общении с окружающими (разговаривает скованно, неохотно или даже боится общаться), это может стать основой для страха общения у ребенка в будущем. Ведь он как радар «считывает» с лица мамы все эмоции в то время, пока она общается с другими людьми. Если мама боится – значит, есть чего бояться!
От года до трех лет: Начинаю понимать!
Данный возраст – время активного познания, больших и маленьких открытий. Ребенок постоянно исследует мир, иногда с опасностью для себя! Он начинает понимать, что такое «больно», «горячо», «острый». Постепенно он начинает выделять ситуации, которые могут быть опасны, хотя для этого требуется не один и не два эпизода столкновения с ними. К двум годам ребенок уже начинает осознавать свою личность, появляется слово «я», «мое». Ценность для 2-летнего ребенка представляют в основном отношения внутри его семьи, а общение со сверстниками имеет небольшую ценность. Особенный контакт налажен у ребенка с мамой: именно он станет основой для всех отношений, построенных на эмоциональной близости, которые будут складываться у него в течение всей жизни. Основные страхи произрастают из тенденций данного возраста…
Страх неожиданных звуков
По данным опроса 200 матерей, проявляется у 52 % детей в возрасте до 2 лет и у каждого третьего ребенка в возрасте до 3 лет. Этот страх мы подробно разбирали выше. Ребенок этого возраста все еще очень зависит от взрослого, нуждается в его защите. И яркая реакция страха обращает внимание взрослого на то, что ребенку нужна помощь и объяснения: что же происходит? Приласкайте ребенка и объясните ему, что произошло. Так спокойная реакция родителей на страх ребенка становится импульсом к познанию мира.
Страх одиночества
Как проявляется? Им захвачены 44 % мальчиков и 34 % девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Интересно, что между 2 и 3 годами жизни этот страх усиливается у девочек (48 %) и несколько снижается у мальчиков (36 %). Родители могут обратить внимание, что ребенок не любит оставаться один, может заплакать, оставшись в комнате. Ребенок как будто «липнет» к маме или другим родным и беспокоится, когда кто-то из них должен уйти.
Чему служит страх? Страх одиночества находится на службе сохранению эмоциональной привязанности. Дети очень привязаны к маме, папе, другим близким, а также к собственному дому, налаженному быту, игрушкам, вещам. Им просто необходимы родные люди, чтобы чувствовать себя хорошо и уверенно! Любое изменение сложившихся отношений может вызвать тревогу. Среди самых стрессогенных факторов – рождение второго ребенка, начало посещения детского сада, помещение в стационар (особенно без матери), ухудшение отношений между родителями.
Как помочь? Прежде всего, страх одиночества «лечится» положительной атмосферой в семье. Если с ребенком много играют, общаются, стараются его порадовать, то и страхи улетучиваются достаточно быстро. Очень важно, чтобы малыш чувствовал: семья является его защитой. Постарайтесь никогда не выяснять отношения при ребенке. Больше обнимайте малыша, играйте в «контактные» игры, бегайте, веселитесь. Стоит ли ребенку идти в детский сад, пока ему не исполнилось 3 года? Этот вопрос каждый решает для себя сам. Нужно лишь помнить, что в 2 года дети адаптируются труднее и дольше, чем в три, а уж тем более 4 года.
Страх боли, уколов и связанный с ними страх медицинских работников
Как проявляется? В «рейтинге страхов» он находится на третьем месте, пока ребенку не исполнится 2 года. Но между 2 и 3 годами этот страх усиливается и становится ведущим (50 % детей). Малыш ведет себя беспокойно в поликлинике, особенно когда к нему приближается врач. Реагирует на появление в руках доктора медицинских инструментов, плачет, сопротивляется осмотрам и процедурам.
Чему служит страх? Этот страх стоит на страже у инстинкта самосохранения. Ребенок начинает понимать, что такое «больно». Начата мощная работа, которая не прекратится уже никогда: человек не желает испытывать боль, и стремится избегать опасных ситуаций. И пусть он пока реагирует на врачей, как на опасность. Он начал анализировать действительность с точки зрения сохранения собственной целостности. Это очень важно!
Как помочь? Не пугать ребенка словом «больно», и особенно больницей, врачами, уколами. Постарайтесь создать образ доброго врача, помогающего детям оставаться здоровыми. Играйте в поликлинику, пусть ребенок «делает укол» и «дает таблетки» Мишке, Зайцу и кукле. Читайте «Айболита» и другие добрые книги на эту тему. Если ребенок создает опасную ситуацию, предупреждайте его словом «опасно», избегая слова «нельзя».
Страх засыпания
Как проявляется? Беспокойство ребенка начинает проявляться еще вечером и возрастает по мере приближения момента отхода ко сну. Ребенок боится оставаться один в темноте, тянет с укладыванием как можно дольше, прося то попить, то поесть, то сходить в туалет. Частые просьбы – оставить свет и/или открытую дверь. Он может долго крутиться в постели, никак не засыпая. Дыхание – беспокойное, поверхностное. Этот страх может и не пройти после 3 лет, по разным причинам он остается актуальным и в 5, и в 7 лет и даже позже.
Чему служит? Уже в этом возраст дети могут видеть кошмарные сны. Им могут присниться Волк и Баба Яга, чаще всего являющиеся в кошмарных снах. Пугающие ночные образы являются отражением и «переработкой» дневных впечатлений. Если ребенок становится участником или свидетелем разговоров «на повышенных тонах», если к нему чрезмерно строги и он подвергается наказаниям, его сны будут наполнены пугающими образами. Так психика старается справиться с отсутствием эмоционального комфорта. Конечно, страх засыпания не всегда связан с неблагополучной ситуацией дома. Ни один из нас не живет «под стеклянным колпаком», в том числе и дети. Так или иначе, они переживают негативные эмоции днем, и они могут преобразиться в сновидениях в нечто пугающее.
Как помочь? Чтобы страх не закрепился, ребенок должен быть уверен, что его любят и защитят. Залог спокойной ночи – хороший день, наполненный играми, шутками, весельем, спокойным общением с родителями. Очень важно, чтобы вечер был «облегченным»: никаких боевиков и пугающих новостей по телевизору, чрезмерно активных игр за час до сна. Хороша спокойная прогулка, совместная игра, чтение книги, игры с водой перед сном. О том, как «победить» пугающие образы подробнее вы сможете прочесть в 4 главе этой книги.
Итак…
Возраст от 1 до 3 лет – переходный. Если раньше он пугался только инстинктивно, то теперь все по-другому. У ребенка улучшается память, и он начинает запоминать то, чего испугался. У него развивается мышление: и он боится того, что может принести ему вред. Страх служит самосохранению, которое перестает быть лишь инстинктивным, и постепенно становится осознанным. Страх ли активизирует эту важную внутреннюю работу? Или же он является «побочным эффектом» развивающегося интеллекта? Ответ найти не просто. Важно одно: страхи являются значимой частью жизненного пути ребенка уже в возрасте до 3 лет. Когда он вырастет и станет подростком, он и не вспомнит те страхи, через преодоление которых он прошел в столь нежном возрасте. В этом и заключается суть процесса: небольшие страхи – как прививка, скорее помогают адаптироваться к реальности, нежели мешают.
От 3 до 5 лет: Бармалей и все-все-все
В возрасте от 3 до 5 лет у ребенка активно продолжается эмоциональное развитие. Он постепенно учится называть эмоции словами, говорить о них, определять то, что переживает он сам и окружающие. Таким образом, ребенок становится готов к сопереживанию, а вместе с тем и к чувству вины, если что-то сделал неправильно. У него формируется понятие «мы»: сначала в отношении семьи, а затем и друзей. Дети этого возраста очень чувствительны: они могут заплакать, например, от грустного сюжета в книге или мультфильме. У них активно развиваются «хорошие» эмоции: любовь, сочувствие, нежность. Да еще воображение, которое не всегда рисует добрые картинки. И, пожалуйста, тут как тут: страхи возраста!
Страх потери любви, одиночества
Как проявляется? Данный страх уже может быть глубоким, не поверхностным. Ребенок может никогда не признаться: «я боюсь, что вы меня не будете любить». Нет, скорее всего, он будет заметен лишь через косвенные признаки. Ребенок может «цепляться» за родителей «как маленький». Он может тревожно спрашивать у папы, где мама, любит ли она его, не сердится ли. Ребенок может по многу раз повторять маме или папе: «я тебя люблю, я тебя люблю», но в этих словах вы не услышите радости и теплоты, а скорее тревогу, ожидание: «скажи и ты, что любишь меня так же».
Чему служит страх? Этот страх идет рука об руку… с любовью и привязанностью. У ребенка активно формируются такие эмоции как любовь, нежность, сочувствие, сострадание, жалость. Самое важное в этом возрастном периоде – формирование чувства общности («мы»), эмоциональной близости, доверия, понимания. Ребенок чрезвычайно ценит отношение к нему родителей. Страх еще раз подчеркивает, насколько важна ценность любви и привязанности, делает эти чувства острее.
Как помочь? Хорошо, когда ребенок не сомневается в родительской любви. Никогда не говорите: «Если ты будешь плохо себя вести, я тебя любить не буду». Не манипулируйте словом и чувством! Напротив, стоит сказать ребенку, даже если он не слушается: «Я огорчаюсь, когда ты так себя ведешь, ведь я очень тебя люблю». Ребенку важно знать, что даже если он ошибается, то все равно любим. Конечно, даже в семьях с самой теплой атмосферой родители ограничивают в чем-то детей, бывают с ними строги. Поэтому полностью избежать этого страха невозможно. Да и не нужно: в небольших объемах он лишь подчеркивает ценность отношений.
Страх темноты
Как проявляется? И снова проблемы перед сном! Ребенок явно беспокоится вечером, когда приходит время ложиться спать. Он требует, чтобы оставили свет, хотя бы небольшой ночник. Он подолгу не отпускает от себя того, кто его обычно укладывает. Проснувшись ночью в темноте, может заплакать, громко звать родителей, а потом с трудом засыпать.
Чему служит страх? Вообще страх темноты – один из страхов, идущих со времен начала человечества. Темнота таила в себе спрятавшихся хищников, непроходимые чащи, ядовитых змей… Выживал тот, кто учитывал эти опасности, у кого страх был, но при этом умеренный, не мешавший действовать. Небольшой страх темноты у детей 3–5 лет бывает почти всегда, хотя бы на короткое время. Так уж работают защитные инстинктивные «рудименты» нашей психики! В то же время продолжительный страх темноты может свидетельствовать о конфликтных отношениях с родными, особенно родителем другого пола, если он недостаточно отзывчив, груб или холоден с ребенком.
Как помочь? В свое время я сама говорила своим детям, которые проявляли беспокойство в темноте одну фразу: «Темнота – это просто отсутствие света». Та же фраза не раз срабатывала с ребятами в детском саду. Не знаю, что в ней такого, но почему-то она успокаивает детей. Стоит ли оставлять включенным ночник? Это вопрос спорный. Гораздо лучше, если ночник будет установлен рядом с кроватью и у лежащего ребенка будет прямой доступ к кнопке его включения. Тогда можно будет сказать: «Ты сам сможешь его зажечь, если тебе захочется». Уже сама возможность управлять светом и темнотой успокаивает ребенка. Вполне возможно, что ночник будет гореть по ночам не так уж и часто!
Конец ознакомительного фрагмента.