Часть первая
Об общении, «неумехах» и не только
Что такое «общение»?
Термин «общение» мы употребляем столь часто, что уже не задумываемся, что именно он означает. Интуитивно понятно: в этом процессе объединяются двое и более людей, которые делятся друг с другом информацией, эмоциями, чувствами, взаимодействуют и воздействуют друг на друга. Да простят меня коллеги, которые будут читать данную книгу: я не буду углубляться далее в профессиональную казуистику. Определений общения существует немало, этой теме посвящены учебники и статьи в энциклопедиях, но вряд ли родители, читающие книгу, смогут почерпнуть нечто полезное из теоретических споров. Им-то интересно совсем другое: как помочь ребенку стать более компетентным в этом самом общении! Поэтому я приведу некоторые теоретические основы, но лишь те, которые нам действительно помогут в закладывании «фундамента».
Если один человек активен – пытается донести информацию, поделиться чувствами, а другой никак не реагирует на это воздействие, то взаимодействие ( в общении) не состоится. Например, один ребенок хотел позвать другого в игру, но тот был так увлечен чем-то, что просто не услышал приглашения. Общение не состоялось, но у первого ребенка могло остаться неприятное чувство.
неэффективное начало, которое не дает возможности установить и развить контакт.
научить ребенка начинать общение так, чтобы получить отклик, а также чтобы дальше развить взаимодействие.
Существует теория «зеркального Я» (автор – Чарльз Кули), согласно которой человек в общении ориентируется на свои представления о том, каким он кажется другим людям, на то, как оценивают его другие. Иначе говоря, мы воспринимаем другого не только как партнера по общению, но и как отражение нас самих. Например, ребенок будет охотнее общаться со сверстниками, которые (как он считает) любят его и хотят с ним дружить. А тех, кто (как он считает) относится к нему плохо, он может либо избегать, либо проявлять к ним агрессию. Хотя на самом деле его восприятие может и не соответствовать действительности.
излишнее «надумывание», часто в отрицательную сторону, которое блокирует живость в общении. Ребенок может считать, что к нему относятся хуже, чем на самом деле. Или же, напротив, игнорировать отрицательное отношение к себе, раз за разом «натыкаясь» на «не буду с тобой играть».
научить ребенка меньше размышлять о том, что о нем могут подумать. И больше основываться на реальных стимулах, идущих от других людей.
Теперь речь не только о том, что человек думает, как к нему относятся другие. Речь о том, что мы действительно каким-то образом относимся к каждому человеку, кто хоть сколько-то нам знаком (и даже к незнакомым). Отношение может располагать к успешному общению, если оно позитивное. А может препятствовать ему. Например, если один ребенок считает сверстника человеком веселым, интересным и готовым поиграть, то он и начинает общение с ним на позитивной ноте. Так шаг за шагом формируется дружба. Если же ребенок говорит: «Он жадный, никогда не делится, хочет, чтобы все было только как он захочет», то вряд ли между ними сложится дружеский контакт.
слишком «жесткая» оценка партнера по общению, которая основывается лишь на нескольких эпизодах.
научить ребенка большей гибкости и интересу к другим, которые помогут сделать отношение более дружелюбным. Важно, чтобы, несмотря на неприятный эпизод, ребенок был готов «попробовать еще раз».
Мы хотим обогатить другого информацией, или же «поделиться» чувствами, или же склонить к действиям, которые были бы нам нужны. Речь не о манипуляции: ребенок, приглашая другого малыша в игру, может рассказать, как будет интересно им играть вместе.
И это, возможно, стимулирует того отложить свои забавы и принять приглашение. Но методы воздействия бывают разные. Кто-то действует, демонстративно обижаясь и «давя» на чувство вины. Кто-то чрезмерно агрессивен. Кто-то, вместо того чтобы увлечь, высокомерно приказывает. А кто-то капризничает.
неадекватные методы воздействия на другого человека.
научить ребенка – чтобы общение состоялось, методы воздействия должны быть адекватны и построены на уважении.
Шесть главных помощников в общении
Какие личностные черты влияют на то, чтобы общение состоялось наилучшим образом? Описывая их, я буду говорить «человек», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь эти черты универсальны!
не случайно написала слово «со-чувствие» именно таким образом. Речь о способности как радостные, так и печальные. А ведь порадоваться за успех другого бывает гораздо сложнее, чем пожалеть его!
направленность на то, чтобы узнать точку зрения другого человека, четко выразить свои ожидания, обсудить обе точки зрения и договориться о том, чтобы в результате не было «проигравших». Умение действовать в позиции «мы вместе против проблемы» очень выигрышно в общении.
– позиция принятия особенностей, желаний, привычек, устоев другого человека, которые отличаются от собственных. Толерантная позиция расширяет круг общения и вызывает уважение.
– умение отслеживать и быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации общения. Здесь необходимы и эмпатия, и внимание к партнеру по общению, и желание сохранить контакт.
Невозможна без эмпатии, но не равна ей. Тот, кто обладает доброжелательностью, изначально предполагает, что рядом с ним хороший, интересный, достойный человек. Эта позиция помогает быстро расположить к себе партнера.
Без этого качества человек может «потеряться», слишком концентрируясь на чужих интересах и желаниях. Необходим баланс: другого уважай, но про себя не забывай!
Внимание: помехи на линии!
Наша книга посвящена проблемам в общении. И мы будем подробно говорить в третьей главе о том, какие черты провоцируют неудачи в общении. А пока перечислим некоторые из них.
Она бывает физическая, когда ребенок легко дает волю кулакам. Ее разновидность – разрушение продуктов деятельности других детей: поломка построек, порча рисунков и т. д. А бывает агрессия вербальная, и тогда про ребенка говорят: «У него злой язык». Рано или поздно вокруг такого ребенка образуется «зона отчуждения», потому что другие дети не хотят стать жертвами его агрессивных проявлений. Иногда рядом с ним оказываются более слабые («свита»), но ведь это не то общение, которое вы хотели бы видеть?
Такие дети очень легко «уходят» из общения, если что-то идет не так, как они хотели бы. Часто они достаточно эгоистичны, и обидчивость является формой давления на других. Но то, что «срабатывает» в общении взрослых, почти не действует между детьми, особенно в случае обидчивых мальчиков. Другие дети, немного потерпев и подождав, не вернется ли приятель в общение, начинают заниматься своими делами, постепенно исключая его из совместных игр. Кому понравится, что игра все время прерывается обиженными вскриками, бегством и «надутым» молчанием?
Ребенок боится начать общение, а также напрягается, если кто-то подходит к нему с самыми добрыми намерениями. Даже если ему интересно, он не проявляет активности, и постепенно другой ребенок просто уходит, так и не развив контакт. У застенчивых детей две проблемы: они не умеют ни инициировать общение, ни поддержать начатое кем-то. И только если другой ребенок будет очень настойчив и терпелив, общение имеет шанс состояться.
Такой ребенок всегда желает быть «на виду»: «Посмотрите, как умею!», «А вот что у меня есть!», «У меня лучше, чем у тебя!». И все эти «я», «моя», «у меня» просто бесконечны. Но никому не нравится быть «в тени» вот такого выскочки. Именно поэтому проблемы в общении нарастают.
Это ребенок, который, как говорится, «готов подставить вторую щеку». Он привык быть забитым, обиженным, обделенным. Если кому-то чего-то не хватает, то это он. Конечно, позиция жертвы может быть «замешана» на застенчивости и обидчивости. Но порой она столь демонстративна, что становится понятно: она для чего-то нужна своему обладателю, пусть даже и не дает ему нормально общаться с другими.
Это тоже «коктейль» из качеств. Но основное тут – стремление быть главным, вести за собой остальных.
Если для ребенка, который просто демонстративен, важно быть заметным, то лидеру нужно, чтобы его слушались. А когда для этого применяются сила и давление, это нравится немногим. Еще вариант: стремление лидировать есть, но как именно занять позицию лидера – неизвестно. Вот и нарастает внутренняя неудовлетворенность, мешающая общению с другими детьми.
Иначе говоря: «ты – мне, я – тебе». В детском саду можно увидеть такие сцены: «Я тебе дам посмотреть трактор, только если ты дашь поиграть со своей машинкой». В школе: «Я тебе дам списать задание по математике, но только если ты дашь мне русский».
Все дети иногда пользуются этими приемами, но есть такие, у которых позиция «мены» постоянна. Они как будто подсчитывают, не вложили ли они в отношения больше, чем партнер. Более того, им постоянно кажется, что в отношении них свершается какая-то несправедливость, которую они стараются преодолеть. Их подозрительность оказывает им дурную услугу.
Самооценка со знаком «слишком»
Мы уже рассмотрели основные черты, которые, проявляясь в ребенке, затрудняют его общение. Но о таком параметре, как самооценка, нужно упомянуть особо. Интересны результаты исследования, проведенные доктором психологических наук профессором Смирновой Е. О.[1] и ее коллегами. У детей могут быть самые разные проблемы в общении. Они могут обладать разными чертами личности. Но есть параметр, который их объединяет: гипертрофированная самооценка. Причем она может быть завышенной, заниженной или даже адекватной, все это не является источником конфликтов.
«Главная причина, – пишет Е. О. Смирнова, – доминанта собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, что он значит для других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся и как его оценивают окружающие, и остро переживает их отношение». Для такого ребенка его «Я» является всего. Он постоянно пытается уловить, как же другие к нему относятся. С одобрением? С осуждением? Готовы похвалить или поругать? Будут восхищаться или искать недостатки? Ему кажется, что у других и дел-то никаких нет, кроме того, чтобы наблюдать за ним.
Помните, мы уже говорили о теории «зеркального Я»? Такие дети не только пытаются чутко уловить отношение окружающих, они активно фантазируют на эту тему, принимая собственные фантазии за реальность. Бросила учительница неодобрительный взгляд, и ребенок начинает напряженно думать, почему же она сердита на него. Он не может просто «не обратить внимания»! То, что взгляд учительницы вовсе не был связан с ним, а просто у нее болела голова и поэтому она хмурилась, он допустить не может. Несколько таких эпизодов, и ребенок уже уверен: «Она меня не любит!».
Дети с гипертрофированной самооценкой замкнуты на себе, в других они видят себя и только себя. А возможно ли искреннее общение, когда ты «не видишь» другого человека с его интересами, особенностями, желаниями? Постепенно у таких детей нарастает чувство отверженности, неоцененности. Они стараются вырваться из этого капкана, часто бывая агрессивными или «приставучими». Им отчаянно хочется общения, но только для одного: признания. И чем дольше они остаются сконцентрированными на себе, тем больше пропасть между ними и другими.
О том, как помочь таким ребятам, мы будем говорить в течение всей книги, а пока нужно запомнить следующее:
Про очевидные неочевидности
Детей с действительно серьезными проблемами в общении не так уж и много. На группу детского сада или школьный класс – один-два человека. Речь идет о проблемах, которые настолько очевидны, что мешают не только ребенку, но и другим детям, а также педагогу. Акты агрессии, демонстративная обида, постоянное «якание», длительное молчание… В этих случаях педагоги начинают «бить тревогу».
Но найдется совсем немного родителей, которые с уверенностью скажут: «У моего ребенка нет проблем в общении!». Скорее всего, уж какой-никакой скелет да затеряется в шкафу родительских тревог. Кому-то не нравится, что его ребенок чаще уступает и не может постоять за себя. Кто-то недоволен, что его чадо предпочитает сверстников противоположного пола. Кто-то хотел бы, чтобы ребенок был не таким обидчивым и чувствительным. Хотя (в общем и целом) многие родители признают, что проблемы вовсе не велики.
Иногда дети и не подозревают, что их мамы и папы видят какие-то проблемы. Да, особенности поведения есть, но они вовсе не мешают самим ребятам! По их собственному мнению, у них достаточно друзей, с которыми весело играть и разговаривать. Да и другие относятся к ним вполне дружелюбно. Но все же родителям что-то может не нравиться.
Иногда проблемы в общении у детей являются возрастными, т. е. преодолеваются по мере взросления, а точнее – в процессе приобретения опыта. И тогда получается, что «время лечит», и то, что казалось проблемой, уходит само собой. А порой особенности общения диктуются личностными чертами, которые вовсе не ограничивают ребенка. Например, активной и «пробивной» матери может казаться непонятной и неэффективной стратегия, когда ребенок старается избежать конфликта, не настаивает на своем. Ей бы хотелось иного! Но мать и ребенок могут быть совершенно разными по складу личности и применять совершенно не похожие стратегии. Но это не означает, что стратегия малыша менее эффективна.
Позвольте ребенку ! Не считайте ваш путь единственно верным. Возможно, читая эту книгу, вы поймете, что у ваших детей вовсе нет проблем в общении, а есть особенности, которые не мешают им строить отношения и дружить. И это понимание тоже будет хорошим результатом!
Если не помочь…
Странно, но факт: если у ребенка есть настоящие трудности в общении, его родители до последнего постараются открещиваться от неприятной информации. Они будут искать причины в «непрофессионализме» педагогов и психологов, винить других детей, оправдывать поведение ребенка, например, родовыми травмами и развитием беременности. А все это такие тонкие материи, что не каждый психолог сможет выбраться из этой паутины. Лишь недоуменно пожмет плечами: «Ваш ребенок, вам и решать – делать или не делать».
Стоит ли кого-то долго убеждать, что общение – основа нашей жизни? Как говорится, человек – животное социальное. Если у индивида недостаточно коммуникативных навыков, то он не сможет начать общение, поддержать его, выводить на новый уровень. Он не сумеет «показать» себя, ведь мы раскрываемся друг перед другом именно во взаимодействии. И что дальше? Позиция отшельника сначала в школе, затем в иных учебных заведениях, трудности в контактах с противоположным полом (несложившаяся семья или развод), отсутствие дружеских привязанностей, проблемы в профессиональном коллективе…
Но ребенку с трудностями в общении нужно и можно помочь! Даже если вы подозреваете, что слишком тревожитесь из-за особенностей общения ребенка, ничего страшного. Все же быть внимательным родителем лучше, чем невнимательным. Преувеличенные тревоги развенчать проще, чем решать запущенные проблемы. Но уж если трудности в общении у ребенка для вас очевидны (и даже подтверждены окружающими), то просто необходимо действовать! Сам он вряд ли справится. А вот внимание и помощь родителей обладают феноменальным целительным эффектом, что я не раз наблюдала в своей практике. Поэтому – в добрый путь!