Вы здесь

Что делать, если клиент не платит?. Теория (Александр Гришин, 2015)

Теория

Первые шаги

Первоначально осознайте сам факт того, что вам должны деньги за выполненную работу. Затем поймите, что без дополнительных усилий с вашей стороны деньги вам не заплатят. Даже в том случае, если вы сделали всю работу на «отлично», в срок и без замечаний со стороны заказчика.

Заказчик не платит вам не потому, что у него нет денег. Он не платит вам потому, что выполнив свои работы, вы перестали быть в приоритете для заказчика. Теперь у него есть что-то более важное, чем ваша работа (не забывайте, что вы ее уже сделали, и заказчик пользуется результатами работы).

Фактически способ заставить заказчика оплатить выполненную работу только один – показать ему, что у него станет намного больше проблем, чем сейчас. Психологам известно, что люди редко стремятся к лучшему самостоятельно, гораздо чаще они хотят избежать боли. В случае невыплаты вам заработанных денежных средств количество боли для заказчика резко возрастет и перевесит желание попридержать ваш гонорар.

Как только это случится, вы сразу же получите свои деньги.

Как и в любом деле, которое мы хотим довести до конца, нам понадобится план.

Итак, приступим.

Пассивная стадия

Первым делом соберем всю контактную информацию о должнике. Воспользуемся открытыми источниками, поиском в директориях («Желтые Страницы» и пр.). Обязательно посетите сайт должника на русском и английском языках (если у сайта есть версия на другом языке). Часто в английской версии указаны прямые контакты руководства.

В результате в вашем распоряжении должны быть адрес электронной почты, фактический почтовый адрес и адрес регистрации юридического лица.

Юридический адрес достаточно трудно найти в открытых источниках, его можно узнать из выписки ЕГРЮЛ. Настоятельно рекомендую вам заказать эту выписку – информация в ней поможет узнать дополнительные сведения об организации. Например, имена учредителей и генерального директора.

Активная стадия

Звоним по найденным телефонам, представляемся. Необходимо заранее отрепетировать представление, чтобы оно звучало четко и ясно.

Например: «Здравствуйте, вас беспокоит копирайтер Надежда Медникова, могу я переговорить с вашим бухгалтером по поводу задолженности вашей организации?»

Важно произносить эту фразу таким тоном, как будто вы это делаете несколько раз в день. По собственному опыту могу сказать, что интонация должна быть как у успешного госчиновника – устало-безразличной, но не смазанной. Не мямлите, говорите четко.

Неважно, переключат вас на бухгалтера, директора или секретарь возьмет на себя смелость вести разговор. В любом случае спросите, с кем вы говорите, узнайте имя и фамилию, должность, контактный телефон и адрес электронной почты. Прямо сразу уточните фактический почтовый адрес. Говорите все тем же устало-безразличным тоном, не терпящим возражений.

Подтвердив контактную информацию, сообщите суть претензии. Вы можете сделать это кратко. Например, так: «Ирина, компания [название компании] должна мне [сумма] рублей за выполненные услуги [название услуг]. У меня есть все необходимые бухгалтерские документы и переписка, подтверждающая факт выполнения работ». Здесь можно сказать, что у вас есть все бухгалтерские документы, даже если на самом деле у вас их нет. Вместо местоимения «мне» можно сказать о себе в третьем лице, например, «[название компании] должна ИП Медниковой [сумма] рублей за [название услуг]»

С очень большой долей вероятности вас попросят прислать все имеющиеся у вас документы по электронной почте. Ваш собеседник может пообещать, что разберется в этом вопросе и обязательно сообщит вам о решении.

Вышлите все требуемые документы и отсканированные копии и при этом заполните шаблон официальной претензии и отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении на фактический и юридический адреса организации.

Конец ознакомительного фрагмента.