Вы здесь

Что делать? Когда вас уволили или хотят уволить. Часть I. Работа (Д. Н. Тихонов, 2009)

Часть I

Работа

Глава 1

Построение карьеры: правила, проблемы и подводные камни

Дмитрий Тихонов

Прежде чем начать разговор, давайте определимся с терминами. В наш информационный век одним из наиболее полных и актуальных источников знаний является Википедия. В соответствии с Википедией:

«Карье́ра (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus – телега, повозка) – продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

В теории управления персоналом карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру – траекторию своего движения – человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри– и внеорганизационной реальности и главное – со своими собственными целями, желаниями и установками.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера – связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

• вертикальной карьеры – должностной рост;

• горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

• центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений»[1].


Каждый топ-менеджер имеет собственный опыт построения карьеры. Как правило, этот опыт весьма субъективен и не может быть полезен широкому кругу начинающих менеджеров. Однако мой опыт был востребован несколько больше. Например, ко мне несколько раз обращались знакомые и просили поговорить с их детьми – молодыми выпускниками вузов на тему: как строить карьеру и чего добиваться в бизнесе. В большей части это люди не имели отношения к юридическому миру, но их дети получили юридическое образование. На таких встречах я пытался системно и лаконично передать молодым людям самую полезную информацию. Кроме того, достаточно часто мне приходилось иметь дело с подчиненными, не имевшими опыта работы. Таких сотрудников приходилось учить не только специальности, но и здравому смыслу, умению строить отношения с людьми и т. д. В результате у меня сложился определенный подход к карьере. Его нельзя назвать системным и всеобъемлющим, это, скорее, базовый подход с набором ответов на наиболее типичные для молодых менеджеров вопросы.

В начале своей карьеры, после окончания вуза, менеджер еще многого не знает ни о бизнесе, ни о себе. А осознанное построение карьеры возможно, когда есть некая информация: где мы находимся, по каким правилам вынуждены играть и что собой представляем. Причем даже понимание себя на начальном этапе у многих достаточно неполное и приблизительное. Большинство видят себя в перспективе большими руководителями: кабинет, служебная машина, помощники, конференции в Европе – красота! Но эти начинающие карьеристы не отдают себе отчета, что быть большим руководителем очень сложно. Завидный имидж, права и привилегии неизбежно сопровождаются нервной перегрузкой, большой ответственностью, отсутствием свободного времени, проблемами в семье. Работа генерального директора, при всей внешней привлекательности положения, часто схожа с буднями дорожного регулировщика на сложном перекрестке – приходится постоянно лавировать между собственниками и персоналом; между тактическими успехами и необходимостью стратегически мыслить; между многочисленными проверяющими и аналитиками и пр.

На первом этапе построения карьеры нужно сосредоточиться не только на том, кем вы хотите стать, хотя это приятные мысли. Нужно думать и о том, кем вам явно не нужно работать в силу противоречий специфики труда и вашего характера. Карьера требует обдумывания, размышлений, анализа. Иногда неприятного и сложного. После получения первого опыта работы (первые полтора-два года после окончания вуза) очень полезно сравнить свои возможности и предъявляемые требования по 2–3 реально доступным для вас должностям (профессиям). Например, в отделах, смежных с вашим подразделением, или у ваших знакомых и т. д. Большинство профессий и должностей имеет небольшой набор базовых требований – обычно не больше 5–7. Ваш анализ должен показать, каким, например, из 7 условных требований по данной должности вы соответствуете или не соответствуете и какие черты характера вы действительно можете изменить или усилить, чтобы соответствовать нужным требованиям. Логика здесь проста: если счет 6:1 или 5:2 в вашу пользу, то можно рассчитывать на успех, если 3:4, успех сомнителен. Со временем вам станет понятно, что разбрасываться в поисках своего предназначения не совсем правильно: времени активной жизни человеку дается мало. Но если вам самому понятно, что какая-то работа явно не для вас, не стоит зря тратить силы.

Конечно же, эти рассуждения хороши для нормальной экономической ситуации, в кризис же многим приходится зарабатывать как получится, иногда и через не могу. Но, повторюсь, в спокойные времена, выбирая работу, если вы видите, что вас ждет много сложностей из-за отсутствия у вас нужных черт характера, значит, сейчас этот вариант вам не подходит. Например, вы не любите общаться и знакомиться с людьми, тогда вам, скорее всего, не нужно строить карьеру продавца. Если вы совсем не любите цифры и математические операции, то не следует идти в финансисты. Если вас пугает ответственность, вам не нужно работать руководителем. И конечно, если вам трудно выдержать сроки, если вы не умеете планировать, вам совсем не надо идти в проектные менеджеры.

Кроме того, сами по себе карьерные планы и отдельные действия во исполнение этих планов часто не позволяют добиваться желаемых результатов вовремя. Классики менеджмента (в том числе и Питер Друкер[2]) очень любят напоминать о необходимости обратной связи с самим собой при построении карьеры. Выработали очередной карьерный план – запишите его, совершили какие-то действия, проверьте себя, проконтролируйте выполнение каждого пункта вашего плана. Если что-то не выполнено, попробуйте честно разобраться почему. Обычно такой подход сильно повышает личную эффективность.

Вместе с тем нельзя считать, что свойства и способности человека не меняются на протяжении его жизни. Отнюдь нет, многие способности, умения и навыки можно развить. Однако минимальный набор требований к успешному менеджеру существует: менеджер должен хотеть и уметь учиться и работать и не бояться общения с людьми. При наличии этих характеристик почти все остальное может быть улучшено.

Вот несколько примеров.

Один мой знакомый, как и я, долгое время работал главным юристом большой компании. Он был человеком умным, настойчивым и одновременно вежливым и мягким. У многих создавалось впечатление, что он вообще не любит командовать и давить на людей. На определенном этапе карьеры у него появилась возможность стать генеральным директором большой компании. Он занял этот пост и за пару лет существенным образом улучшил свои качества лидера: уверенность, активность и умение настоять на своем.

Второй мой знакомый начинал свою карьеру офицером Российской армии, но в поисках лучшей доли уволился и решил строить коммерческую карьеру. Начинал он с должности кладовщика. Потом стал начальником склада, затем заведовал продажами и т. д. Я познакомился с ним в одной компании с очень агрессивной политикой расширения бизнеса. В течение трех лет мой знакомый выполнял абсолютно разные обязанности руководителя по четырем направлениям работы в данной компании и всегда успешно справлялся с поставленными задачами. Причем все четыре раза он назначался руководителем в подразделение, которое было загублено предыдущими руководителями. Таким образом, в единственном лице он фактически смог стать универсальной спасательной командой в крупной компании. У коллег возникло впечатление, что его можно поставить начальником чего угодно и он успешно справится.

Последний пример. Мой одноклассник давно работает руководителем в продажах. Когда-то был компьютерщиком, потом руководил одним магазином, а сейчас руководит розничными продажами сети специализированных магазинов. Работа это тяжелая, в том числе и потому, что требует постоянного внимания и необходимости быть всегда в курсе всех дел. Иногда несколько дней отсутствия руководителя у руля могут поломать устоявшийся бизнес-процесс. Он несколько лет конструировал систему повышения эффективности продаж. Меня потряс один показатель его работы: розничная выручка сети магазинов за февраль 2009 г. выросла по отношению к выручке февраля 2008 г. на 42 % (и это при том же количестве магазинов!).

Конец ознакомительного фрагмента.