Вы здесь

Чтение как образ жизни. Глава 3. Мои принципы чтения (и как я пришёл к ним) (С. И. Калинин)

Глава 3. Мои принципы чтения (и как я пришёл к ним)

Когда я был ребенком, к нам в гости приходили мои школьные друзья-приятели, и первое, что они спрашивали, увидев нашу огромную домашнюю библиотеку: «И ты (твой отец/мама) всё это прочитал?». В этом вопросе был определённый вызов: «Надо/должен всё прочитать!». В моём детском сознании прочно засели такие идеи: надо читать (книги не предмет интерьера, они не должны стоять «просто так»); читать надо как можно больше (т.е. стараться прочитать «всё»); а чтобы читать много, надо читать быстро. И, желательно, чтобы никто и ничто не отрывал от бесконечно длящегося любимого занятия. То есть я принял серьёзное внутреннее решение читать, много, быстро, долго (всегда).

В старших классах школы я был настоящим «пожирателем» книг. Чтение было абсолютно хаотическим, без какой-либо цели и плана (чаще всего с полки наугад бралась первая попавшаяся книга), и оно заполняло всё свободное и не очень свободное время моей жизни. Во время школьных уроков я частенько читал «посторонние» книги, прикрыв их тетрадью или учебником. Иногда это приводило к серьёзным конфликтам с учителями, которые отбирали от меня книги, а «вызволять из плена» их приходилось потом родителям. Даже когда я шел гулять на улицу с приятелями, у меня за спиной всегда была сумка с парой книг. Если компания на прогулку не образовывалась, то я просто шел в какое-нибудь укромное местечко (парк, берег речки) и читал.

Главной проблемой такого «запойного» чтения было то, что я пристрастился читать по ночам, используя в качестве источника света обычный карманный фонарик. Родители долго и безуспешно пытались с этим бороться, а кончилось всё довольно печально – серьёзными проблемами со зрением37. С тех пор постоянно ношу очки. Нельзя сказать, что после этого неприятного события стал читать меньше, просто стал более внимательно и заботливо относиться к своим глазам. (Взываю к фанатичным читателям: не читайте в постели! Не читайте при плохом освещении!).

В старших классах школы я впервые узнал про скорочтение. Если не ошибаюсь, то моей первой (или показавшейся тогда наиболее «сильной») книгой по скорочтению стала книга Франца Лёзера «Рациональное чтение»38. Книга была проштудирована от корки до корки самым серьезнейшим образом, все содержащиеся в ней упражнения были выполнены (и не по одному разу!). Я был очень увлечен базовыми идеями и техниками скорочтения, такими как: чтение без артикуляции и внутреннего проговаривания; без повторного перечитывания строк и автовозврата зрачка (регрессии); старательно стремился ускорить переключение внимания и «расширить» поле зрительного восприятия и т. п. На довольно долгий период времени (старшие классы и младшие курсы университета) секундомер стал моим лучшим другом; я стабильно демонстрировал «очень хороший» результат скорости чтения по Ф. Лёзеру – 500—520 слов в минуту.

Потом в начале 1990-х я увлёкся «Школой эйдетики» О. Андреева и Л. Хромова (ныне «Школа Олега Андреева»39). В смутные перестроечные годы их семинары и тренинги проводились чуть ли не подпольно (хотя замечательная книга Андреева и Хромова «Учитесь быстро читать», адресованная школьникам, была выпущена издательством «Просвещение» каким-то безумным тиражом40), и стоили (для студента) неадекватно дорого. Но зато можно было заказать их крайне полезные руководства «Книга-почтой» (напрямую у авторов), и далее уже ставить бесчеловечные эксперименты над собой. Что я и делал!

Разумеется, до почётного уровня «ультра-рапид» (20000 знаков/мин; кстати, ученица Андреева Светлана Архипова установила рекорд чтения – 60000 зн/мин, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса) я не дотянул… Хотя, наверное, недостаточно старался. Как-то в одночасье надоел мне постоянный психофизический тренаж, дабы поле зрения всё расширялось и расширялось, циферки в таблицах Шульте41 отыскивались бы всё быстрее и быстрее, а во внутренней речи царила бы абсолютная немота.

Но некоторые полезные идеи из книг Олега Андреева я всё же заимствовал. Во-первых, о способах (или типах) чтения (Андреев предлагает пять таких типов42). Открытие это простое, но для меня оно тогда стало настоящим озарением: оказывается, вовсе не все книги, и не во всех ситуациях, и не ради всякой цели надо читать максимально быстро! Это полностью противоречило моим детским установкам по отношению к чтению, о которых я писал в самом начале этой главы. Также я узнал, что целью чтения может быть не скоростное «пожирание» информации, а, например, неспешное наслаждение – с многократным перечитыванием одних и тех же отрывков, с мысленным повторением полюбившихся фраз, с развернутым внутренним диалогом с персонажами/автором книги и т. п. Я вдруг осознал, что возможен и допустим тип вдумчивого чтения, который является полным антиподом скорочтения.

Во-вторых, мне очень понравилась идея о том, что для разных книг, ситуаций и целей чтения могут использоваться различные алгоритмы чтения. Олег Андреев предлагал два базовых алгоритма – интегральное и дифференциальное чтение43. Я опробовал их оба, и в итоге пришёл к неким собственным алгоритмам (о них я напишу в следующих главах). И, главное, я осознал, что у «продвинутого» читателя такие алгоритмы (или собственные комплексные методы чтения) обязательно должны быть – разработанные с учётом жизненных целей и индивидуальных особенностей.

Могу сказать, что и сейчас стараюсь не упускать из внимания любые книги, претендующие на «откровение» в принципах и технике чтения. Книги Ф. Лёзера и О. Андреева были в нашей стране «первыми ласточками», и уже значительно позже были переведены и изданы «Как читать книги» Мортимера Адлера44, «Фоточтение» Пола Шили45 и многие другие.

Научился ли я в результате своих поисков и экспериментов быстро и много читать? Несомненно, «да». В течение примерно пяти лет я жил под девизом «Не менее одной прочитанной книги в день!». И читал по одной (а то и по 2—3) книге в день. Разумеется, тут имело значение количество страниц и содержание книги: или это была научная монография на 150 страниц, или, как альтернатива, детективчик страниц на 400. Я очень близко приблизился к реализации детской мечты – к возможности с гордостью отвечать: «Да, я читал всё это!». Но потом в моей жизни стали всё чаще возникать странные ситуации…

Когда «глотаешь» огромное количество книг, возникает своеобразная «гордыня эрудита»: начинаешь чувствовать себя знатоком, который знает ответы практически на любые вопросы. В голове накапливается множество «правильных ответов» и «проверенных рецептов», с помощью которых так и хочется осчастливить окружающих. Могу сказать, что одно время мне даже наскучило смотреть мою ранее столь любимую передачу «Что? Где? Когда?», потому что я с лёгкостью отвечал на 80% поставленных перед знатоками вопросов. Но жизнь не телевизионное шоу! Я вдруг обнаружил, что, когда дело доходило до решения серьёзных серьезных жизненных или профессиональных вопросов, мои книжные знания или оказывались невостребованными, или окружающие выбирали не мои ответы. Окружающие выбирали ответы людей, которые прочитали по «острой» теме не десятки книг, как я, а всего лишь одну-две. Но осмыслили они эти книги настолько глубоко, и сделали из этих текстов настолько далеко идущие выводы, что пока я судорожно шарил в поисках верного ответа в обширных закромах моих знаний, они быстро и четко давали единственно верный ответ. Этот самый правильный ответ я тоже в конце концов находил, вот только что-то эффективность этого процесса не радовала.

Сначала такое положение дел меня расстраивало. Но в один прекрасный день меня «накрыло» понимание, что все эти бесконечные апгрейды методов/техник/приёмчиков чтения не дают ни малейшего ответа на вопрос о правильной интеграции чтения в жизнь, ничего не прибавляют к пониманию чтения как образа жизни. Да, именно так: чтение – это образ жизни! Чтение является элементарным навыком, которым сегодня владеет каждый. Читать для современного человека так же естественно, как дышать. Но ведь никто не хвастается: «Я дышу больше, чем все окружающие! У меня больше воздуха, чем у всех остальных!». Поэтому важны не скорость чтения, и не количество прочитанных книг – важен смысл чтения. Для чего, зачем я читаю? Какое место занимает чтение в моей жизни? Как чтение делает мою жизнь (и жизнь значимых для меня людей) лучше?

Я попытался ответить на эти вопросы, и вот что у меня получилось:


Как научиться читать лучше? Дать четкий ответ на вопрос: «Для чего я читаю?»


1) Чтение помогает мне как в решении конкретных профессиональных задач, так и в моём развитии в качестве высококвалифицированного профессионала.

2) Чтение помогает мне в поиске ответов на мои глобальные философские вопросы. Возникающий в процессе чтения диалог с выдающимися мыслителями человечества, даёт мне возможность более чётко сформулировать собственное мировоззрение, понять смысл собственной жизни.

3) Чтение связано с моими жизненными интересами (в самом широком смысле слова) и увлечениями. Например, если я собираюсь строить загородный дом, я обязательно сначала почитаю книги, журналы, интернет-форумы и т. п. о современных технологиях строительства.

4) Одна из моих персональных ценностей – «быть образованным, эрудированным, информированным человеком». Чтение является важнейшим инструментом для воплощения данной ценности в жизнь.

5) Чтение – отличный отдых для души, совмещающий приятное с полезным.

Пытаясь сделать процесс чтения более осмысленным и глубоким, я сформулировал несколько принципов, связанных с чтением. Это своего рода моя «читательская философия». Сразу хочу сказать, что данные принципы индивидуальны, и, я нисколько не удивлюсь, если чье-либо принципы окажутся прямо противоположны моим. Вот эти принципы:

1) Книги – это лишь один из множества существующих в современном динамичном мире информационных каналов. Как верно заметил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа!». Это я к тому, что из книг/чтения не следует делать фетиш, а надо очень хорошо понимать достоинства и недостатки этого источника / способа получения информации. Главная особенность книг как медиа – это очень медленный способ передачи информации.

Мне очень забавно периодически натыкаться в социальных сетях на хвастовство «продвинутой читающей молодёжи» на тему, какую я, мол, самую свежайшую книгу на английском с Amazon’а скачал и сейчас читаю. В данном случае главный предмет для гордости – скорость приобщения к «самым новым знаниям». Но любой издатель вам подтвердит, что если мы не имеем дело с самиздатом, то минимальный срок издания книги – около года (часто ещё больше). Также имеет смысл спросить себя: а сколько времени автор вынашивал свои идеи и оформлял их в виде текста книги? Получается, что любая информация, даже оперативно изданная в виде книги, устарела, как минимум, года на два-три.

Что такое «свежая», «новая» информация? Это информация в точке её рождения в момент её рождения. Хотите узнать свежие идеи, к примеру, Ричарда Брэнсона – поселитесь рядом с ним в соседней комнате и общайтесь дни напролёт, стараясь не пропустить ни слова! Если вы купите самую свежую книгу «гуру», то вы всего лишь узнаете, о чём он думал 2—3 года назад. Хотите знать, о чём он думает сейчас, найдите возможность живого диалога: спросите «гуру» напрямую, напишите ему письмо, войдите в его «тусовку по интересам», устройтесь к нему на работу и т.д., и т. п. Станьте тем, с кем он обсуждает идеи своей новой книги! Тогда у вас действительно будет самая свежая информация. Но это уже не чтение книг, это выстраивание совсем других информационных потоков.

Скажу еще более прямо: за исключением некоторых узких предметных областей (по-настоящему инновационных), всё «новое» – на самом деле хорошо забытое старое. Знаете, сколько раз я разочаровывался, за неправдоподобные деньги по самым неправдоподобным каналам доставая самые-самые «новейшие» книги? В 80% случаев точно; то есть только одна из пяти «новых» книг действительно содержала более-менее свежие идеи. Этому есть простое объяснение. Если вы серьезный профессионал в своей предметной области, то вы уже существуете в некоем информационно-смысловом поле. Если вы мыслящий профессионал, то до 99% основных трендов вы способны предвосхитить. Это вероятностное прогнозирование, естественное свойство мозга. То, что на житейском языке называется «идея витает в воздухе». Вопрос только в том, кто первый (и чаще всего это чистая случайность) эту идею хорошо сформулирует, даст ей имя и напечатает под обложкой со своей фамилией.

В основании моего первого читательского принципа лежит понимание того, что книги – информационные консервы, фиксирующие и систематизирующие «вчерашние знания». Если для читателя важна «новизна», то ему нужны другие каналы/источники информации, не книги. Лично я стараюсь целенаправленно поддерживать долю информационного канала «чтение книг» не более 30—40% в общем потоке информации. Соответственно, 60—70% потока информации принимается мною через другие каналы: непосредственное общение с друзьями, коллегами, клиентами, учителями и др.; чтение социальных сетей и интернет-форумов; чтение научных журналов, специализированных лент новостей.

Кратко мой первый читательский принцип можно сформулировать так: «не книгой единой» (…жив современный читатель). Современному человеку информация нужна как воздух (это условие выживания и успеха); каналов и способов получения информации множество; книги лишь один их таких каналов. Важно уметь балансировать чтение книг с другими информационными каналами, и делать это с учётом своих наиболее актуальных жизненных потребностей.

2) Я различаю два типа книжного чтения: «для удовольствия» (чтение-цель) и «для пользы дела» (чтение-средство).

Чтение «для пользы дела» является всего лишь вспомогательным инструментом, второстепенным средством для решения каких-либо других более важных жизненных целей/задач. В таком чтении важны скорость, рациональность, максимальная эффективность в работе с информацией. Чтение как «инструмент» должно быть настолько мощным, чтобы с минимальными затратами сил и времени давать наилучший «технический» результат (информацию), оптимально включенный в деятельность более высокого уровня.

Чтение «для удовольствия» само по себе является важной целью/задачей. В данном типе чтения максимально полное погружение в процесс чтения и является желаемым «правильным» результатом. Важно не как можно быстрее извлечь из книги нужную информацию, важно тщательно прожить / прочувствовать / осознать опыт, возникающий в процессе взаимодействия с книгой. Название «для удовольствия» тут не случайно в кавычках, так как к данному типу чтения относится не только чтение художественной литературы в качестве отдыха, но и чтение, например, серьезных «мировоззренческих трактатов», философских или профессиональных.

Второй мой читательский принцип гласит: взяв в руки книгу, определись – это книга «для удовольствия» или «для пользы дела»? Для чтения книг разного типа требуются совершенно разные состояния, установки на чтение и даже техники чтения (о чём подробнее будет рассказано далее).

Также добавлю, что в зависимости от целей/контекста чтения одна и та же книга в одно время может быть прочитана как текст «для удовольствия», а в другое как текст «для пользы дела». Например, если я читаю «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, сопереживая героям и предвкушая повороты сюжета, то это чтение «для удовольствия». Но тот же самый текст я могу читать в процессе написания научной работы по теме, скажем, «Диалектика нравственного развития личности в романах Ф.М.Достоевского». В данном случае чтение текста превратится в поиск необходимых для раскрытия темы научной работы фактов, примеров, цитат (и т.п.), и это будет уже целенаправленное чтение «для пользы дела».

3) Чтение должно быть «экологичным», в том смысле, что оно не может быть оторвано от культурной среды, в которой я существую. Я очень серьёзно отношусь к идеям некоторых философов и культурологов (в частности, Ю.М.Лотмана46) о том, что культура – это своего рода информационное поле (единая семиосфера), которое бесконечно в пространстве и во времени. Очень не хотелось бы впадать в «высокий слог», но главное назначение информационного поля культуры – делать человека человеком, транслировать вечные ценности.

Информационное поле культуры имеет свои «носители», имеющие в свою очередь довольно непростую матричную структуру. Мы находимся в определенных социокультурных «ячейках»: такой базовой ячейкой является наш родной язык (и литература на родном языке); наша страна (с её многовековым культурно-историческим наследием); «малая родина» (область / населенный пункт, где мы родились и выросли); этнос; наша семья, которая также имеет свою уникальную культурно-историческую генеалогию, традиции и т. п. Это «корни», без которых человек не становится человеком.

При этом я прекрасно понимаю, что мы живём в открытом мире – в «глобальной деревне» по М. Маклюэну47. При желании любой из нас может жить в любой точке земного шара, говорить и читать книги на любом языке. Но если наши «корни» слабы – мы незаметно превращаемся в культурно-информационных мутантов. Мы не совсем люди. У нас плохо с ценностями. По-настоящему хорошие базовые принципы (например, любовь к Родине, уважение к чужому труду, ответственность за «своё место» в жизни, за свою страну и т.д.) заменяются дешевым цинизмом. Если «корни» слабы, то человек очень легко становится жертвой массовой культуры и прочих изощренных манипуляций сознанием… Внутри такой «человек без корней» пуст; и даже если он профессионал семи пядей во лбу, вряд ли он оставит серьёзный след не только в мировой истории и культуре, но даже и в своём непосредственном окружении, даже в своих детях.

Информационное поле открыто для всех, но само собой оно в нашу голову не проникнет. Познание «корней», «подключение» к информационному полю культуры и освоение зашифрованных в нём смыслов требует серьезного труда. Причём труда персонального, так как никакое образование не «вложит» нам в голову эти самые вечные смыслы и ценности. Образование лишь создаёт возможности для углубления в культуру. И даже очень хорошее гуманитарное образование – это всего лишь контурная карта достижений мировой культуры. А пройти Путь по этой карте, и отрисовать её чистовик, наполнить её смыслами и сопричастностью – надо уже самостоятельно!

Отсюда выводы, которые я сделал для себя еще в студенческие годы, но уверен в их истинности и теперь:

А. «Специалист подобен флюсу» (с) Козьма Прутков. Человек, читающий только «деловую» профессиональную литературу – культурно-информационный мутант. Лично я боюсь таких, и сам таким быть не хочу. Следовательно, я принял решение обязательно читать художественную литературу и книги из других, «не родных» для меня отраслей человеческих знаний (хотя бы популярные, доступные моему пониманию). Чем разнообразнее будет мой книжный рацион – тем лучше!

Б. Для укрепления культурных «корней» я решил в первую очередь читать классику художественной литературы на родном языке, как современную, так и из других исторических эпох. Во всяком случае, книги «для удовольствия» (по моей классификации) обязательно должны быть на родном языке; а тексты «для пользы дела» могут быть на любом из доступных мне мировых языков. В текстах «для удовольствия» сам литературный язык обладает ценностью; в текстах «для пользы дела» чем доступнее и проще язык, тем лучше.

В. Неспешное и вдумчивое чтение «для удовольствия» художественных (и прочих «не по делу») книг – должно преобладать над чтением профессиональной литературы. Мой информационный рацион сегодня: 30—40% «деловых книг» против 60—70% «неделовых». Понимаю, что пункт очень спорный и пропорция будет зависеть от вашей профессии, сферы деятельности, жизненных целей и т. п. Приведу простой пример: я знаю нескольких по-настоящему успешных бизнесменов, и я знаю, что именно они читают. Их можно сравнительно часто увидеть с томиком, например, Достоевского, но вот с очередным откровением очередного западного бизнес-гуру «про стартапы» – вряд ли! Мало того, я уверен, что во многом их успешность в бизнесе объясняется тем, что они не ищут готовых книжных бизнес-рецептов, а идут своим путём, используя именно художественную литературу как источник для вдохновения, поиска новых бизнес-идей и ответов на наиболее злободневные вопросы.


Разумеется, ваши собственные принципы чтения могут быть иными. Главное, чтобы они были…


Итак, резюмируем. Три читательских принципа Сергея Калинина:

Первый принцип: Чтение книг не должно быть иррациональной самоцелью (чтением «на скорость» / ради новизны, моды / количества / одобрения окружающих и т.п.). Не уставайте задавать себе вопрос: «Для чего / зачем я читаю?». Балансируйте чтение книг с получением информации по другим каналам. Выбирайте такие способы и каналы получения информации, которые наиболее полезны для достижения ваших целей. И не забывайте, что чтение лишь один из возможных способов узнать что-либо ценное и полезное.

Второй принцип: Разделяйте «чтение для пользы дела» (которое даёт вам ответы на конкретные житейские или рабочие вопросы) и «чтение для удовольствия» (которое обогащает ваш внутренний мир, развивает вас как личность). Для разных типов чтения используйте разные техники чтения.

Третий принцип: Чтение является мощным инструментом «окультуривания» – превращения двуногой особи в Человека с большой буквы. Чтобы поспособствовать этому, следует читать преимущественно на родном языке; читать не только книги из своей профессиональной области; чтение классических художественных книг (и научно-популярных текстов «для общего развития») должно преобладать над чтением деловой и развлекательной литературы.