Вы здесь

Чтение и сочинительство. Из серии «Сказочная педагогика». Мир словесного творчества (Виктор Кротов)

Мир словесного творчества

Окружающее нас словесное творчество, которое нам и не удастся освоить полностью, так велик этот мир, открывает перед нами возможности в самых разных направлениях. Прежде всего – это возможность углублённого общения с ребёнком. Чтение вслух приносит новые переживания, новые интонации, новые образы и позволяет включать всё это в наше взаимодействие с детьми. Сказочная педагогика служит одним из примеров такого взаимодействия.

Кроме того, чтение создаёт стимулирующую среду для самого ребёнка. Оно даёт ему пищу для эмоций, для развивающегося мышления, а также исподволь побуждает к творчеству. И к тому, чтобы нарисовать, полепить, поиграть. И к тому, чтобы посочинять самому. Нам стоит помнить про это свойство словесного творчества – про его заразительность, – всячески ему способствуя.

Поскольку написанного для детей, подчеркнём ещё раз, очень много, большую роль играет умение воспитателя найти, выбрать нужные книги. Нужные – значит интересные детям, приятные нам самим (мы должны и сами испытывать удовольствие при чтении) и способствующие развитию в наиболее актуальных направлениях.

Чтение – это оживление написанного

Дети лучше нас, взрослых, способны оживлять прочитанное своим восприятием. Они верят в реальность сказочных персонажей не по глупости, а потому что реально себе их представляют. Они примеривают к себе ситуации и свойства, даже не задумываясь об этом. Они взаимодействуют с тем, что им рассказывает автор, со свойственной детям непосредственностью, извлекая из написанного им те витамины, которые необходимы их душевному организму.

Вовсе не обязательно впихивать в детей как можно больше книжек. Обживание каждой из них требует определённого времени, освоения прочитанного, его проигрывания. Это ещё одна причина, по которой воспитатель должен внимательно выбирать книги, а не ориентироваться исключительно на имена и произведения классиков детской литературы. Каждое время порождает своих писателей, переживающих за современных им детей и обращённых именно к ним.

Далеко не всегда можно связывать чтение ребёнку с развитием навыков его самостоятельного чтения. Учить читать – это одно занятие, читать вслух – совершенно другое. Чтение вслух облегчает ребёнку восприятие, позволяет его вниманию сосредотачиваться на содержательной, а не на технической стороне чтения, на внутреннем оживлении услышанного.

Пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Но «учение» надо понимать в самом широком смысле слова, не ожидая от книги мгновенного дидактического эффекта. Ребёнок учится через игру, через образ, через эмоции. Наше дело – помогать написанному оживать.

Сочинительство – это разговорчивость самовыражения

Шестилетний мальчик Саша Селезнёв, у которого неожиданно обнаружили способность говорить афоризмами, сказал: «Читатель – это человек, который читает, а сам размышляет, как самому стать писателем». Сам он писателем не стал, но афоризмы его вошли в несколько сборников и несомненно помогают понять творческую психологию детского мышления. А афоризмами он стал говорить, когда его стали спрашивать: «Что такое аптека?», «Кто такой дурак?», «Кто такой читатель?» Ответ на последний вопрос вы только что прочитали. Не стали бы спрашивать – и не было бы его афоризмов. А многим детям взрослые задают вопросы, побуждающие, пробуждающие к творческому ответу?

Часто дети занимаются сочинительством и без всяких побуждений. Поют какие-то самодельные песенки, раскачиваясь на качелях. Фантазируют, придумывают всяческие истории, похожие на действительность или откровенно сказочные. Иногда норовят рассказать их нам. Заинтересовать, одобрить творческий импульс, записать рассказанное на бумаге (это обычно совсем немного) – вот что требуется от нас в этот момент. Но мы заняты, у нас множество взрослых дел, нам не до того, как-нибудь в другой раз (или вообще: «Что за чепуха!»). Нашего равнодушия часто вполне достаточно, чтобы желание сочинять, придумывать, выражать себя через словесное творчество начало угасать.

Выразительные книги разбереживают ребёнка. Он видит, какая отличная игра – фантазия. Ему на ум приходят свои словесные узоры, которые – даже если они являются откровенным подражанием – несут в себе творческую искру, стремление придумать своё, желание найти в языке отражение того, что творится в его душе. Как же не поддержать его!