Вы здесь

Читаем язык жестов. Глава 1. Секреты невербального общения (Мария Бриль, 2009)

Глава 1

Секреты невербального общения

О бессилии всесильного слова

Умеете ли вы разговаривать молча? Можете ли выразить радость, грусть, удивление, обиду, не произнося ни одного слова? Если вы сомневаетесь в своих способностях, то напрасно. Сама природа заложила в человека удивительное умение – с помощью глаз, губ, рук, ног и других частей тела «говорить» не хуже, чем самый увлеченный оратор. Я убедилась в этом сама, когда стала внимательно наблюдать за людьми. Уверена, что и вы, без сомнения, обнаружите существование второго человеческого «языка», если по-новому взглянете на жесты, позы и мимику ваших близких и знакомых.

Общение без слов психологи называют невербальным. Оно отличается от вербального большей эмоциональностью, спонтанностью, непосредственностью. Сдерживать невербальные проявления личности куда сложнее, чем вовремя промолчать. Понять невербальные сигналы порой легче, чем вербальные, поскольку понимание подобного рода происходит на интуитивном уровне. Вместе с тем невербальное менее заметно и потому куда хуже осознаваемо. Анализ такого поведения возможен в основном только при тщательном наблюдении за поведением окружающих.

Психологи полагают, что вербальный канал общения служит в первую очередь для передачи информации. Да, сдобренной эмоциональностью и оценками, но все же информации. А вот невербальный канал почти всегда используется для личностного общения. Конечно, пользуясь системами условных знаков, мы можем передавать строгую информацию (вспомните, как моряки подают сигналы с флажками в руках). Но спонтанная передача невербальных сигналов всегда будет говорить о наших чувствах и настроениях.

Безусловно, вербальное и невербальное всегда идут рука об руку. Тело помогает нам сделать слова более выразительными, усиливает или смягчает их. С помощью поз и жестов люди окрашивают свои слова в самые разные краски. Одна и та же фраза, сказанная разным тоном, в разных позах или с разными жестами, может произвести на собеседника прямо противоположное впечатление. Вступая в конфликт друг с другом, вербальное и невербальное оставляют неприятный след в душе и говорят окружающим о том, что вы смущены, лжете или хотите что-то скрыть.

ПРАКТИКА

Спросите своего мужа: «Ты починил кран на кухне?» При этом примите свободную позу и раскройте ладони в его сторону. Скорее всего, этот вопрос не напряжет вашего супруга, и он ответит вполне миролюбиво. Но сделайте то же самое, скрестив на груди руки, и реакция скорее будет защитной, а ваш вопрос будет расценен как агрессивный. Почему все происходит именно так, вы узнаете чуть позже, когда начнете изучать смысл разных жестов. Немалую роль здесь, конечно, будет играть и тон, которым вы зададите вопрос. Кстати, интонация, с которой говорятся слова, как и жесты, относится к невербальным средствам общения.

Вы можете провести целый ряд таких маленьких экспериментов с разными знакомыми. Но старайтесь не переусердствовать при выполнении этого задания. Наша цель – сохранение любви и дружбы, а потому лучше предупредить ваших близких заранее о том, что на протяжении некоторого времени они будут участвовать в психологической игре.

На языке невербалики с окружающим миром говорит наше подсознание. Думаю, вы понимаете, что сознание во многом тормозит проявление нашей подлинной сущности. И в результате мы предстаем перед людьми такими, какими хотим казаться, а не какими являемся на самом деле. Но подсознание – хитрая штука. Оно всегда найдет лазейку для того, чтобы раскрыть наше истинное лицо. И именно потому, что невербалика – голос подсознательного, невербальное общение всегда несколько опережает вербальное. Вы еще только собираетесь выразить какую-то эмоцию словами или, наоборот, скрыть ее, а кто-то уже давно отметил ваше состояние и сделал для себя полезные выводы. С одной стороны, в этом нет ничего страшного, с другой – получается, что наше «Я» куда менее защищено, чем мы привыкли полагать.

Удивительно, но передача около 90 % информации от человека к человеку происходит невербальным путем. Представляете, не больше 10 % важного и ценного вы можете выразить словами. Все остальное происходит как будто само, стихийно и по большей части неуправляемо. Вот он, Клондайк для любителей читать в чужих сердцах; читать то, что человек думает и чувствует на самом деле.

Невербальное общение сопровождает человека всю его жизнь. Ведь даже малыш, который еще не умеет говорить и в целом не понимает, что говорят взрослые, уже находит способы сообщить о своем состоянии и чувствует эмоции близких людей. Он выражает свои желания с помощью плача и телодвижений, которые прекрасно понимает его мать. Похожие методы использует он и став взрослым, только уже несколько иначе и без прежней непосредственности. Чем сильнее разовьется способность ребенка к невербальному общению, тем легче ему будет в дальнейшем общаться с другими людьми.

Средства невербального общения, используемые маленьким ребенком, являются врожденными. Ведь никто не объясняет младенцу, что нужно делать, когда он хочет есть или нуждается в смене подгузников. Взрослея, человек накапливает в себе также социальные способы невербалики, свойственные его родной культуре. Многие телодвижения, безусловно, являются «общечеловеческими». Но не секрет и то, что в разных странах мира один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Мы еще обязательно поговорим об этом, изучая национальные особенности языка телодвижений.

Это интересно!

Известно, что некоторые привычные нам жесты жители других стран понимают и используют совсем не так, как мы. Кое-где кивок головой, который мы с вами в большинстве случаев почитаем за согласие, понимание и ободрение, будет воспринят как отрицательный ответ. А многозначительное покручивание пальцем у виска некоторые, в частности голландцы, используют тогда, когда хотят восхититься чьим-то остроумием.

В большом почете было невербальное общение в древние времена. Первобытные люди с успехом заменяли слова криками, дыханием, взглядами, ритуальными танцами. Они копировали сигналы, присущие представителям мира животных. Например, до сих пор оскаливание зубов используется для передачи агрессивного настроя, злости, угрозы. Немаловажную роль имела невербалика и в те времена, когда люди строго соответствовали этикету или иным социальным требованиям. Дамам следовало целовать ручки, аристократам отвешивать поклоны. Подлому человеку не подавали руки, а любимого заключали в объятия. Актерам рукоплескали, нерадивых чернорабочих выразительно подгоняли. Как вы понимаете, некоторые из этих телодвижений отмерли за ненадобностью, зато другие превратились в привычку. Сегодня мы машем на прощание рукой приблизительно так же, как это делала средневековая дама, стоя на балконе замка с белым платочком в руке. Мы поднимаем или опускаем большой палец руки почти так же, как зрители гладиаторских боев. Иначе говоря, мы наследуем способы передачи невербальных сигналов у своих предков, подстраивая их смысл под реалии наших дней.

Что же сегодня? Какие невербальные средства общения находятся в нашем распоряжении теперь, когда ритуальные танцы можно увидеть только по телевизору? Удивительно, но их набор практически не отличается от того, что находился в распоряжении наших прабабушек и прапрадедушек. Просто используем мы эти средства немного иначе.

Язык наших эмоций – каков он?

Подробному описанию языка телодвижений посвящена вторая глава этой книги. Здесь же мне хочется просто перечислить те средства невербального общения, которые мы используем ежедневно. Это позволит вам уже сегодня включиться в увлекательное исследование природы человеческого «Я».

Немного о вашем голосе

Чаще всего мы подаем невербальные сигналы, издавая звуки или двигаясь. Вы прекрасно знаете, что одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, производит совершенно разный эффект. Подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе и скажите радостным, уверенным голосом: «Я – самая красивая!» А теперь сотрите с лица улыбку, вздохните и с горькой иронией скажите: «Я – самая красивая…» Чувствуете разницу? Конечно, чувствуете! Надеюсь, это маленькое упражнение не испортило вашего настроения? Тогда идем дальше.

Понятно, что в разговоре важна не только интонация. Большое значение имеют громкость речи, ее скорость и тембр, а также паузы между словами. Известно, что многие женщины тают от фраз, произносимых вполголоса, грудным тембром. А некоторые люди совершенно не переносят чрезмерно громкой речи – они просто перестают осознавать, что им говорят. Так что пользуйтесь вашими голосовыми возможностями с умом. Помните о том, что голос может многое сказать о вашем характере, настроении, чувстве. Не забывайте мудрую пословицу – важно не что говорится, а как говорится.

Монотонная речь выдает человека флегматичного, усталого, нездорового. Резкая смена высоты голоса может свидетельствовать о перевозбуждении, нервном напряжении. Разумное чередование высокого и низкого тембра говорит о бодрости, уверенности в себе, коммуникабельности. Высокий тон чаще используется тогда, когда человек очень рад или испытывает недоверие к кому-то или чему-то. Страх же, а также печаль, усталость, нездоровье говорят в основном низким голосом. Быстро говорит человек встревоженный, неспокойный, убеждающий. Угнетенный, печальный и заносчивый, наоборот, будут произносить слова медленно или даже растягивать их. Тот, кто ошибается при разговоре, скорее всего, волнуется. Возможно также, что он не уверен в себе, чего-то боится или сильно утомлен.

ПРАКТИКА

Давайте попробуем оценить ваш голос – какой он, что он может сообщить собеседнику о вас? Запишите на диктофон несколько разговоров. Хорошо, если эти разговоры вы будете вести с разными людьми и совершенно на разные темы. Разговаривая, постарайтесь не напрягаться и не вспоминать о том, что идет запись. Очень важно, чтобы ваш голос звучал максимально естественно. Когда записи будут сделаны, прослушайте их все и оцените то, как вы говорите. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Говорите ли вы громко, с напором?

2. Звучит ли ваш голос грубовато?

3. Легко ли разобрать ваши слова?

4. Высокий ли тембр у вашего голоса?

5. Вызывает ли ваш голос доверие?

6. Течет ли ваша речь плавно, спокойно?

7. Есть ли в вашем голосе напряжение?

8. Кажется ли ваш голос неприятным?

Теперь запишите по одному баллу за ответы «да» на вопросы 3, 5, 6 и за ответы «нет» на вопросы 1, 2, 4, 7, 8. Если вы набрали 8 баллов, значит, вы обладатель приятного голоса. Выигрышные врожденные данные дополняются умением управлять этими данными. Шесть или семь баллов говорят о том, что голос ваш от природы приятен, но вы не всегда владеете собой и порой используете недопустимые интонации. Вам следует применять имеющееся у вас фонетическое богатство более разумно. Если же у вас менее 5 баллов, всерьез задумайтесь о том, какое влияние оказывает ваш голос на ваше общение с людьми. Не отталкивает ли окружающих ваша манера говорить? Постарайтесь последить за собой, быть более мягкими и менее агрессивными во время разговоров. Если ваш голос слишком высокий, научитесь понижать его. Если вы говорите излишне громко, старайтесь быть тише; если бормочете, стремитесь к четкой разборчивой речи.

Если вам сложно ответить на вопросы теста самостоятельно, обратитесь за помощью к знакомым. Только обязательно найдите человека, который будет отвечать на вопросы непредвзято.

О мимике и взгляде

Даже если человек молчит, тело его продолжает вести непрерывный разговор. Жесты, позы, мимика дают окружающим понять, о чем думает человек и что он чувствует в данный момент.

Наиболее заметна окружающим мимика — непроизвольное или намеренное сокращение лицевых мышц. С одной стороны, это всего лишь физиология, с другой – открытая книга человеческой души. Многие мимические движения происходят рефлекторно: попробовав что-то невкусное, мы морщимся; встречая что-то знакомо-скучное, надоевшее, закатываем глаза (мол, опять оно, да сколько же можно). Эту же мимику мы также используем сознательно – тогда, например, когда рассказываем о подобных случаях или просто думаем о них. В зависимости от состояния человека меняется стиль его мимики, в частности подвижность и выразительность. Ваше лицо может выражать скуку, заинтересованность, обиду, радость и все-все то, что порой не выскажешь словами.

Отлично подчеркивает мимические движения взгляд человека. Кто не знает поговорку: «Глаза – зеркало души»? Эта народная мудрость возникла очень-очень давно, когда еще не было психологов и физиологов, да и слова «невербальный», конечно, не существовало.

Однако взглядом корили, усмиряли, ободряли, ласкали абсолютно все люди и во все времена. Вряд ли найдется хотя бы одна повесть, в которой не встретилось бы описание того, как взгляд говорит лучше всяких слов.

Вообще, взгляд – это не только выражение самих глаз. Эта и работа окологлазных мышц, бровей, да и всего лица в целом. Встаньте перед зеркалом и попробуйте выразить взглядом радость, печаль, угрозу, холодность. Сокращаются ли при этом также ваши лицевые мышцы? Конечно да. А теперь сделайте «каменное» лицо и попробуйте снова выразить взглядом те же эмоции. Сложно? Конечно, очень сложно. Ведь наверняка брови норовят поползти, а мышцы вокруг глазных яблок так и хотят напрячься. Теперь, я думаю, вы понимаете, что наше лицо – это целый комплекс выразительных средств, которые сотрудничают друг с другом.

Сила взгляда и мимики обладает не только интеллектуальной, эмоциональной, но также и животной, природной силой. Через взгляд мы даем сильный энергетический посыл, который вряд ли удалось бы выразить только словами или жестами. Это хорошо подтверждает одна история, которая произошла лет двадцать назад.

Это интересно!

Однажды мой знакомый, Анатолий, шел поздним вечером через лесопарк. В какой-то момент он заметил движение за кустами и обеспокоился. Приглядевшись, он понял, что его тихо, но упорно преследует стая бродячих собак. Через некоторое время стая вышла на дорогу прямо перед Анатолием. Впереди стоял огромный пес – вожак. Все остальные держались поодаль. Ситуация была критической, и, видимо, именно это заставило Анатолия перевоплотиться на время в дикого зверя. Он пригнулся, зарычал и пристально уставился в глаза вожаку. Взгляд его выражал уверенность в себе, ярость и угрозу. Вожак был крепким бойцом, но он не выдержал и минуты под взглядом Анатолия. Сначала он присел на задние лапы, а потом бесследно растворился во тьме. За ним последовала и вся стая…

О жестах и позах

Наше тело почти никогда не бывает неподвижным. Даже во сне мы порой гримасничаем, двигаем конечностями, ворочаемся. Что уж говорить про бодрствование! Тут любой, даже самый флегматичный человек не сможет сохранять полную неподвижность. Я говорю сейчас даже не про моргание ресниц, рефлекторное сглатывание или что-то подобное им. Работая, беседуя, отдыхая, мы постоянно меняем позы, двигаем руками и ногами. Отчасти это происходит потому, что наши мышцы «застаиваются» и требуют разминки. Но большой процент непроизвольных движений отражает наши мысли и чувства.

Вот вы вспомнили, что забыли дома важные бумаги, – бум рукой по лбу! А теперь вас укоряет начальник и вам неловко – и рука сама тянется почесать затылок, подтвердить вашу нерадивость. После того мимо вас проходит милая сотрудница, и тут же вы поправляете узел галстука, даже если он завязан идеально.

Многие и многие жесты с детства прочно входят в нашу жизнь, да так и остаются в ней навсегда. Почесывание носа, прикрывание рта рукой, скрещивание рук на груди, поглаживание запястий – все это естественные жесты, которые мы осуществляем ежедневно. Мы не задумываемся над тем, что делают наши руки и ноги, ведь нам некогда: мы увлечены делами и разговорами. А тем временем эти нехитрые жесты весьма хитро раскрывают нашу внутреннюю суть.

В следующей главе я подробно расскажу вам про самые разные жесты. И вы наверняка удивитесь тому, как разнообразен и могуч язык нашего тела. Сейчас же мне хочется сказать о том, что жесты не следует воспринимать отдельно друг от друга. Наше тело – это единый механизм, и судить о его проявлениях можно лишь на основе всестороннего анализа. Поэтому, изучив жесты и их интерпретации, не стоит зацикливаться на каком-то одном жесте и высматривать его повсюду, чтобы сделать определенные выводы. Очень важно всегда оценивать ситуацию в целом. Для иллюстрации своих слов расскажу о нескольких с виду забавных, а на деле очень серьезных ошибках.

Это интересно!

Первая ошибка. Впервые встретившись с Евгением, Люба решила, что тот воспылал к ней нешуточным чувством. А все дело было в том, что на протяжении вечера Евгений, глядя на Любу, постоянно теребил узел своего галстука. Люба знала, что этот жест чаще всего показывает неравнодушие мужчины к женщине. Однако она не учла того, что в ресторане было душно, а Евгений в тот день не очень удобно повязал свой галстук. Расслаблять узел ему показалось неудобным, и он промучился весь вечер, непроизвольно поднося руку к узлу. Вторая ошибка. Александр долго готовился к встрече с деловым партнером. Сделка обещала быть выгодной, но и содержала в себе большие риски. Александр хотел быть уверенным в том, что партнер его не подведет. Откуда-то Александр знал: если человек часто подносит руку к носу или почесывает переносицу, значит, он обманывает или что-то скрывает. И вот незадача – на протяжении встречи партнер постоянно пользовался этими сомнительными жестами. Александр насторожился, и взаимопонимания мужчины так и не достигли. А все дело было в том, что у партнера была банальная аллергия на офисную пыль: у него слегка краснели глаза и чесался нос. Если бы Александр вовремя заметил покраснение глаз, возможно, ситуация сложилась бы иначе.

Третья ошибка. Марина стала замечать, что дочь-подросток отдаляется от нее. Необходимо было срочно поговорить по душам. Стоял довольно холодный сентябрь, отопление еще не было включено, и в комнате дочери было довольно холодно. Во время разговора Марина заметила, что дочь постоянно скрещивает на груди руки. Мать восприняла реакцию девочки как защитную и даже отчасти агрессивную и сама перешла в наступление. Разговор не сложился. А на самом деле дочь просто ежилась, потому что ей было холодно.

Важно учитывать социальный статус, экономическое положение, уровень здоровья своего собеседника, чтобы правильно читать его жесты. Например, вялое рукопожатие может быть расценено негативно. Но что, если у человека больные суставы? Или, может быть, он музыкант, берегущий руки? Всегда задумывайтесь о таких вещах, когда пытаетесь «раскрыть» человека, основываясь на его телодвижениях.

Конечно, в большинстве случаев жесты означают именно то, что говорят нам психологи: трущий переносицу лукавит, скрещивающий ноги защищается, обводящий пальцем губы заигрывает. Тем не менее всегда смотрите не на отдельные жесты, а на человека целиком. Ведь от позы, которую он принимает, тоже многое зависит. Легкий наклон вперед говорит о большой заинтересованности, закрытый центр тела – о недоверии, вольготное положение – о самоуверенности. Об этих и многих других позах мы еще поговорим чуть позже.

О чем говорит почерк

Еще одно важное средство невербального общения – это почерк человека: стиль начертания, величина букв, сила нажима «пером» на бумагу и тому подобное. Почерк многое может рассказать о своем хозяине – о его возрасте, болезнях, психологических особенностях, текущем душевном состоянии. А что говорит ваш почерк? Пройдите мой любимый графологический тест и узнайте ответ на этот непростой вопрос.

ПРАКТИКА

Возьмите чистый лист нелинованной бумаги. Сядьте за стол, примите удобное положение. Напишите на листе достаточно длинный текст – пусть он займет несколько полных строк. Постарайтесь не думать о том, как именно вы пишете. Не старайтесь сделать свой почерк привлекательнее, чем обычно. Пусть все идет естественным путем.

А теперь ответьте на вопросы теста.

1. Оцените расположение текста на странице.

• Строчки идут ровно (12 баллов).

• Строчки к своему концу поднимаются вверх (16 баллов).

• Строчки к своему концу опускаются вниз (1 балл).

2. Сильно ли вы нажимаете на перо, когда пишете?

• Нажим заметный, скорее даже сильный (21 балл).

• Нажим почти не заметен на бумаге (8 баллов).

• Нажим средний (15 баллов).

3. Каково в целом начертание слов?

• Почерк аккуратный, разборчивый, все написанное понятно (13 баллов).

• В целом почерк довольно разборчивый и аккуратный, но с отдельными неопрятными моментами (9 баллов).

• Слова написаны небрежно, прочитать их затруднительно (4 балла).

4. «Дружат» ли буквы в ваших словах?

• Буквы в словах по большей части соединены между собой (11 баллов).

• Чаще всего буквы в слове отделены одна от другой (18 баллов).

• Невозможно с определенностью ответить на этот вопрос – присутствует и то и другое (15 баллов).

5. В какую сторону наклонены ваши буквы?

• Заметный, сильный наклон вправо (6 баллов).

• Обычный небольшой наклон вправо (14 баллов).

• Буквы стоят практически вертикально (10 баллов).

• Буквы несколько наклонены влево (5 баллов).

• Буквы заметно, непривычно наклоняются влево (2 балла).

6. Обратите внимание на размер ваших букв.

• Буквы достаточно крупные (20 баллов).

• Буквы имеют средний размер (17 баллов).

• Буквы скорее маленькие (7 баллов).

• Буквы очень маленькие (3 балла).

7. Какой формы ваши буквы?

• Буквы скорее гладкие, ровные, округлые (9 баллов).

• Буквы имеют резкие очертания, они угловаты (19 баллов).

• Буквы не имеют какой-то определенной формы (10 баллов).

Подсчитайте ваши баллы и прочитайте соответствующую интерпретацию.

От 110 до 121 балла. Вы – порывистый человек, не умеющий сдерживать свои негативные эмоции. Вы можете быть грубым, неприветливым. Требуя от других неукоснительного выполнения ваших правил, сами вы нередко бываете безответственны и неисполнительны. Задумайтесь над своим поведением и постарайтесь стать мягче, теплее, добрее, иначе вы рискуете растерять и без того немногочисленных приятелей. Если вам кажется, что все это не про вас, проанализируйте свое нынешнее настроение. Возможно, что-то сильно беспокоит и даже озлобляет вас. Поспешите выйти из конфликтной ситуации и вернуться к более позитивному душевному состоянию.

От 100 до 109 баллов. Первое, что можно о вас сказать, – вы эгоистичны. Если вы увлечены какой-то идеей, ничье мнение вас уже не интересует. Вы слушаете в первую очередь себя и заботитесь прежде всего о себе. Вам не откажешь в творческой и предпринимательской жилке, однако в стремлении к цели вы можете «пройти по трупам». Я бы посоветовала вам чаще задумываться о близких, отвлекаться от себя и уделять внимание семье, друзьям. Ваша энергия, активность, удачливость могут быть полезны не только вам самим. Помните об этом.

От 89 до 99. Вы – сильная личность. Вас трудно выбить из колеи или вовлечь в сомнительные мероприятия. Многие доверяют вам, и не без причины. В делах вы ответственны, тверды и сообразительны. В личных отношениях – надежны и добры.

От 76 до 88. Вы – общительный и веселый человек. Возможно, вы не обладаете бульдожьей хваткой и предпочитаете быть ведомым в делах, зато вы добры и приветливы. Вас очень любит ваша семья, поскольку вы заботливы и внимательны. Многое производит на вас впечатление и заставляет переживать. Старайтесь не идти на поводу у эмоций, особенно тех, что могут подавлять вашу волю и портить настроение.

От 65 до 75. С вами всегда приятно иметь дело. В высшем обществе вы имели бы (или уже имеете) большой успех. У вас отличный вкус, превосходные манеры и очаровательная улыбка. Вы умеете договариваться с людьми и почти со всяким можете быть милыми. Благодаря вашему поведению многие считают вас наивными (и зачастую не без основания). Иногда находятся люди, желающие обвести вас вокруг пальца, но в большинстве случаев вы выходите «сухими из воды». Тем не менее будьте хоть немного осторожны: постарайтесь не идти на поводу у мошенников и психологических вампиров.

От 51 до 64. Вы не очень подвижны и не слишком эмоциональны внешне. Вы стеснительны и храните внутри себя все переживания и заботы. Вам сложно выступать перед большой аудиторией и знакомиться с людьми. Ваша задача – расшевелить себя. Займитесь спортом, посещайте хотя бы иногда шумные вечеринки (только не сидите в уголке, а «зажигайте» от души). Если обычно к вам нельзя применить все вышесказанное, значит, вы просто устали. Дайте себе хорошо отдохнуть – на природе или дома, в хорошей компании или в одиночестве. Главное – избавиться от апатии и снова вернуться к активной жизни.

От 38 до 50. Если вы – человек очень пожилой, то такой почерк у вас меня не удивляет. Скорее всего, вам просто физически нелегко писать. Не исключено при этом, что душой вы молоды и бодры. Но если вам не более 60 лет, а руки ваши все еще функционируют нормально, задумайтесь всерьез о состоянии вашего физического и психологического здоровья. У вас явно что-то не в порядке, и бороться с этим нужно начинать как можно скорее.

Не исключено, что при следующем прохождении теста результаты его будут несколько иными. Не удивляйтесь. Ведь то, как вы пишите, зависит от вашего настроения, от внешних обстоятельств и даже от содержания текста.

Естественно, вы можете оценить не только свой почерк, но и почерк других людей. Рассмотрите внимательно письма, документы, учебные записи ваших знакомых. Вероятно, это поможет вам в установлении деловых, дружеских и интимных контактов с этими людьми.

Эта разная одежда!

Забавно… Человек всеми силами пытается скрыть свое внутреннее «Я», говорит нужные для этого слова, но все равно выдает себя, используя невербальные сигналы. Но ему как будто и этого мало! Он выбирает одежду, аксессуары, предметы быта так, словно хочет еще больше раскрыть себя, настоящего. Да-да, не удивляйтесь – одежда, косметика, украшения, часы также немало рассказывают о вас.

Начнем с одежды. Прежде всего нас будет интересовать ее цвет. Психологи уже очень давно заметили, что люди выбирают цвет одежды в зависимости от своего характера или же психологического состояния.

Красный цвет предпочитают те, кто живет активной жизнью, наслаждается движением, действием, обилием страстей. Они обладают бурным темпераментом и любят находиться в центре внимания.

Одевающиеся в синее постоянно нуждаются в одобрении и поддержке. Они склонны переживать многие ситуации острее, чем следовало бы. Неплохие актеры, они воплощают свое мастерство в реальной жизни. Не то чтобы им нельзя было доверять, но, общаясь с ними, вы вдруг обнаруживаете, что вовлечены в некую игру, руководите которой, конечно, не вы.

Редкие люди носят желтую одежду. Психологи утверждают, что желтые предметы одежды покупаются спонтанно. И надевают их впоследствии только потому, что жалко не носить приобретенное. Все-таки денег стоило. Однако среди моих знакомых есть такие, которые с удовольствием носят желтое зимой и летом. Это свободомыслящие, независимые люди с интересным складом ума. Творческая жилка присутствует у каждого из них. Они трудолюбивы и успешны. Порой с ними нелегко общаться, поскольку они не терпят никакой психологической власти над собой. Но зато с ними всегда интересно.

Зеленая одежда радует материалистов и эгоистов. Конечно, не стоит думать, что все обладатели зеленой одежды думают лишь о себе и о своей выгоде. Но все же нередко это оказывается правдой. Тем не менее эти люди умеют заботиться о своей семье, хорошо работают и прилично зарабатывают. В силу этого им приятно быть кумиром своей половинки и даже давить на нее своим авторитетом, что иногда заканчивается плачевно.

В розовое наряжаются мечтательные и немного наивные натуры. Эти люди ищут свою огромную любовь и в то же время не согласны на рай в шалаше. Они предпочитают комфорт, уют и покой.

Оранжевая одежда встречается у творческих увлекающихся натур. Их страсть напориста, сильна и благодатна для того, на кого она изливается. Такие люди обладают хорошей интуицией и часто выигрывают в спорах.

Обладатели коричневой одежды – вечные труженики. Они так часто забывают об отдыхе, что теряют жизненные силы. Но зато на подъеме они неудержимы – им можно спокойно доверить любое важное дело, они не подведут. Кроме того, эти люди хорошие родители и заботливые дети.

Любители голубой одежды – отменные любовники. Они предупредительны, нежны, добры, щедры. Они любят красоту и окружают себя и своего партнера прекрасными вещами. Правда, у людей этого склада есть небольшая склонность впадать в уныние. Будучи в угнетенном состоянии, они остро нуждаются в поддержке и утешении.

Если кто-то из ваших знакомых одевается в фиолетовое, то это несомненно чувственный и неконфликтный человек. Он бежит прочь от криков, агрессии и неуравновешенности. Такой человек спокоен, умен и ровен в общении. Ему сложно принять серьезное решение, однако выбор свой он делает чаще всего весьма удачно.

В черном ходят самые разные люди. Это могут быть члены каких-то социальных организаций или представители разного рода профессий. Но те, кто одевается в черное лишь по велению души, не слишком счастливы. Они ставят перед собой серьезные цели, стремятся к высоким идеалам, но не верят в возможность успеха. И вероятно, именно поэтому успеха и не достигают. Влюбляются такие люди крепко и надолго. В любви они пытаются найти пристанище для своей души. Им нелегко чувствовать себя ненужными, забытыми, но все же они мало делают для того, чтобы избавиться от этого ощущения.

Белый цвет в одежде чаще всего выступает отдельным аксессуаром. Но если человек предпочитает белый всем остальным цветам, значит, он мечтатель и одиночка. Отдых в шумной компании для него невозможен. По натуре он добр и приветлив. Может оказать помощь и поддержать в трудную минуту. Правда, его сосредоточенность на своем внутреннем мире может отвлечь его в самую неподходящую минуту.

Серый — цвет людей, старающихся жить незаметно. Они скромны, робки и неуверенны. Эти люди обладают развитым интеллектом и могут удивить вас широким кругозором. Жаль только, что их светлый ум не помогает им стать ярче и только способствует закреплению репутации зануды.

ПРАКТИКА

Этот тест я приготовила для женщин. Милые дамы, ответьте на вопросы несложного теста, чтобы понять, что может рассказать о вашем характере ваша одежда.

1. Какие вы любите расцветки в одежде?

• Однотонные (3 балла).

• Пестрые (2 балла).

• Не отдаете предпочтения ни тому, ни другому типу расцветки (0 баллов).

2. Какой узор на одежде вы предпочтете?

• Полоска (3 балла).

• Горошек (5 баллов).

• Орнамент из натуральных материалов – цветы, листья и т. п. (7 баллов).

• Абстрактный рисунок (1 балл).

• Лучше всего вообще без узора (0 баллов).

3. Нравятся ли вам в одежде нестандартные сочетания цветов?

• Да (5 баллов).

• Нет (1 балл).

• В зависимости от настроения (3 балла).

4. Каков ваш обычный стиль в одежде?

• Классический (0 баллов).

• Модный (5 баллов).

• Спортивный (3 балла).

• Эпатажный (7 баллов).

5. Что вы предпочтете для отдыха вне дома?

• Классический костюм (2 балла).

• Простую удобную одежду – джинсы, свободную юбку, свитер (1 балл).

• Спортивную одежду (3 балла).

6. Какая одежда выполняет у вас роль домашней?

• Красивый халат, юбка, платье (5 баллов).

• Спортивный костюм или джинсы (3 балла).

• Старые вещи, которые уже нельзя носить вне дома (0 баллов).

7. Хочется ли вам выглядеть ультрамодно?

• Да, часто (5 баллов).

• Нет, почти никогда (0 баллов).

• Бывает (3 балла).

8. Туфли на каблуке доставляют вам проблемы?

• Да (0 баллов).

• Нет (3 балла).

9. Какие головные уборы вы носите?

• Шляпы с широкими полями (7 баллов).

• Шляпы почти без полей (2 балла).

• Шапки (4 балла).

• Не носите вовсе (0 баллов).

10. Какую сумку вы чаще берете с собой?

• Классическую дамскую сумку или портфель (2 балла).

• Спортивную сумку или рюкзак (4 балла).

• Любой формы, но обязательно модную (0 баллов).

11. Выберите украшение на шею, которые вы носите чаще остальных.

• С драгоценными камнями (7 баллов).

• Красивая бижутерия (5 баллов).

• Только цепочка (1 балл).

• Цепочка с кулоном (3 балла).

12. Часто ли вы покупаете одежду из чистой прихоти?

• Да (3 балла).

• Нет (0 баллов).

13. Вам приходилось моделировать или шить одежду для себя или близких?

• Да (3 балла).

• Нет (0 баллов).

Подсчитали сумму баллов? Читаем!

Более 37 баллов. Вы очень эмоциональны, неудержимы, ярки и молоды душой. Ваши интересы и привязанности не отличаются постоянством.

От 23 до 37. Вы коммуникабельны, просты и приветливы. На работе вы ценитесь, а среди друзей слывете добрым и чутким человеком.

От 12 до 22. Ваше настроение и самочувствие часто меняются. То вы были веселы и бодры, то вдруг уже неприветливы и вялы. Вы нуждаетесь в частых переменах и активном движении вокруг себя. Требовательны к окружающим, умны, но не всегда доводите дела до конца.

От 5 до 11. Вы долго и трудно привыкаете к новым людям. Но зато для ближнего круга вы идеальный собеседник и помощник. В семье вас любят и ценят, несмотря на вашу строгость. Вам нравятся классические формы, вы не терпите беспорядка и суеты.

Любимые аксессуары

С аксессуарами все не так уж и просто. Дело в том, что их наличие или отсутствие, цена и облик нередко диктуются социальной средой, в которой мы живем и работаем. Одни аксессуары являются вынужденными, другие человек выбирает для себя сам. Какие-то вещи являются любимыми, а какие-то надеваются только «по случаям». Тем не менее все они говорят что-то о своем владельце. Например, дорогие украшения могут свидетельствовать как о хорошем вкусе и достатке, так и о стремлении выглядеть «богато». Оценивайте аксессуары в совокупности с одеждой и манерами человека. Так вы получите более полную и достоверную информацию.

Украшения независимо от цены могут дать своему владельцу определенную характеристику. Чем крупнее украшения, тем сильнее человеку хочется выделиться и выглядеть доминирующим. Чем они мельче, тем большего душевного тепла и защищенности желает их обладатель. А вот чем более экстравагантно украшение, тем больший сексуальный посыл хочет отправить в окружающую среду носящий его человек.

Меховые украшения, имеющие контакт с кожей человека, как будто призывают всех проявлять нежность и заботу по отношению к нему. А вот меховые лапки выдают психологию победителя.

Тонкое колечко на пальце женщины (при отсутствии других атрибутов) сообщает о том, что дама ранима и оттого несколько закрыта от окружающего мира. Расшевелить ее несложно – достаточно почаще быть оригинальным и непредсказуемым.

Маленькие серьги носят сентиментальные женщины, психологически зависимые от более сильных партнеров. Они нечто среднее между вулканом страстей и Снежной королевой. Не являясь ни тем, ни другой, они прекрасно справляются с ролью золотой середины. Если в такие серьги вставлен небольшой камушек, то женщина, скорее всего, в меру кокетлива, довольно обаятельна и умна. Большие же серьги, как и любые крупные украшения, говорят о желании быть на виду любой ценой.

Самые обычные часы с круглым или прямоугольным циферблатом и привычными нам арабскими цифрами выдают человека решительного и основательного. А вот если цифры римские, то владелец таких часов – большой любитель жизни. Ему нравится все добротное, классическое, аккуратное и в меру дорогое. Если же цифр на циферблате нет вовсе, значит, человек уверен в себе и не склонен поддаваться влиянию. Это умный, интересный собеседник и хороший бизнесмен (реально или потенциально). Дорогие часы выдают человека трудолюбивого, собранного, успешного. Если часы не просто дорогие, а еще и имеют известный модный бренд, значит, их владелец стремится к красоте, внешнему и внутреннему благородству. Он предпочитает поддерживать порядок во всем и не любит путаницы в делах. Вставив циферблат часов в кольцо, кулон, браслет, человек не только проявляет свою оригинальность, но еще и сообщает окружающим о стремлении к общению. Весельчак и балагур, он будет уместен в любой компании. Если с функцией часов успешно справляется сотовый телефон, органайзер или иное техническое приспособление, значит, его владелец умен и предприимчив. Он любит разнообразие и всегда придумывает интересные решения. Ну а если кто-то постоянно ходит без часов? Наверняка это тот самый человек, который готов в любую минуту дня и ночи отправиться за приключениями или кому-то на помощь. Что бы ни случилось, он всегда будет на высоте – в силу своего ума и приятного нрава.

Отдельного внимания заслуживает дамская сумочка. Вот где кладезь информации о хозяйке! Большая сумка со множеством мелочей говорит о бережливости и опытности. Правда, она свидетельствует также и о грустном, даже пессимистичном настрое. Средние по величине сумки любят уравновешенные натуры. Если эти сумки еще и насыщенных смелых цветов, значит, их владелица наделена хорошей фантазией и любит руководить мужчинами. Маленькая же сумочка – атрибут не слишком дальновидной дамы. Чем больше в сумочке вещей, тем менее развито воображение у ее владелицы. Старые сумки могут говорить о консерватизме или о невозможности отвязаться от прошлого. Хозяйка такой сумки нередко взбалмошна и удивительно нелогична. Если женщина постоянно меняет сумки, примерно то же самое происходит и в ее душе: никакой стабильности и уверенности.

Ну и напоследок – обувь. Обратите внимание на то, как стоптаны чей-нибудь каблук или подошва. Если наблюдается равномерность, значит, владелец обуви – хороший семьянин. Внутренний край потерт сильнее? Тогда если хозяин – мужчина, он не слишком уверен в себе, а если женщина, то ее у нее приятный нрав. А вот потрепанный наружный край говорит о том, что носящий обувь решителен и любит затевать интересные дела.

Женская обувь в целом куда разнообразнее мужской. Поэтому она и более «разговорчива». Так, любимые классические туфли-лодочки говорят о том, что их хозяйка разумно планирует свое будущее. Она успешна в жизни – как в личной, так и в деловой. Если лодочки лишены каблуков, то дама, скорее всего, романтична и любит искусство.

Если женщина часто ходит на шпильках, значит, ей хочется быть в центре событий. Она часто бывает в гостях, на выставках – в общем, в таких местах, где можно завести полезные или просто приятные знакомства.

Кроссовки, кеды и другая обувь спортивного типа так и зовет свою хозяйку – бежим, бежим! И та, словно повинуясь, постоянно находится в движении. Она любит приключения и всегда рада активно провести время.

Ботинки и полуботинки практически без каблуков как будто создают для своей владелицы прочную платформу. Такая женщина основательна, уверена в себе. Она любит успех и часто достигает его.

Думаю, теперь вы понимаете, что зонты, запонки, галстуки, носовые и шейные платки, перчатки и головные уборы знают о своих владельцах чуть ли не больше них самих. Если вы зададитесь целью, вы обязательно найдете много информации о том, какие невербальные сигналы подает человек с помощью своих любимых аксессуаров. Удачных вам поисков! А в этой книге пришла пора подойти поближе к главной теме – телодвижениям.

От Аристотеля до Алана Пиза

Судить о характере, самочувствии, помыслах человека по движениям его тела научились очень и очень давно. Первые записи подобного рода мы можем встретить, например, у философов Древней Греции – Пифагора и Аристотеля. Справедливости ради нужно отметить, что занимались они в равной степени и языком телодвижений, и смежной наукой – физиогномикой. Эта наука устанавливает связи между внешним обликом человека и его внутренней сутью. В первую очередь физиогномиста интересует строение тела человека, его руки, ноги, голова в целом, лицо. История знает множество ученых, посвятивших жизнь наблюдениям за людьми. А все для того, чтобы выявить и описать зависимости между внешностью и характером. Среди этих ученых – великий Леонардо да Винчи и Ибн Сина, Чарльз Дарвин, Френсис Бэкон, Иоганн Лафатер, русский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн и многие другие. Особое развитие получили физиогномика и понимание языка телодвижений в восточной философии – китайской, японской, корейской.

Это интересно!

Вот что писал Аристотель в своем трактате «Физиогномика» о внешности человека. Думаю, что и сегодня эти описания могут быть очень полезными. «У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой. У кого ноги маленькие и слабые, с плохо выраженной мускулатурой, те душой слабы. У кого на ногах кривые пальцы или ногти – бесстыжи. У кого на ногах пальцы тесно сдвинуты, трусливы. У кого голени худые и жилистые, похотливы. У кого голени слишком полные и как бы немного расколотые, пакостники и бесстыжие. Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, сильные. У кого ягодицы мясистые и жирные, слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, злы.

У кого плоский живот, большая и крепкая спина, широкие бока, широкая и мускулистая грудь, сильны душой. У кого не плоский живот, узкая и слабая спина, впалые бока, слабые. У кого бока крутые, как бы раздутые, болтуны и пустословы. Имеющие расстояние от пупа до груди большее, чем от края груди до шеи, прожорливы и тупы. У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи сведены к груди, скрытные и коварные. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером и бестолковы.

У кого плотная и полная шея, бесстрашны. У кого шея большая и не слишком толстая, велики душой; у кого она худая, длинная, те робки; у кого шея слишком короткая, коварны; у кого на шее и висках раздутые вены, очень гневливы. У кого края ноздрей толстые, добродушны; у кого края ноздрей тонки, очень горячи по характеру; у кого края ноздрей круглые и тупые, велики душой. У кого конец носа толстый, тупые. У кого горбатый нос начинается сразу от лба, бесстыжи. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, велики душой. Имеющие курносый нос похотливы. У кого ноздри раздутые, гневливы.

У кого глаза маленькие, малодушны; большеглазые ленивы. Те, у кого глаза впалые, злы; у кого они выпученные, глупы. У кого краснеют глаза, вспыльчивы. У кого глаза черные, робки. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер, но страстны. У кого глаза светло-голубые или белесые, робки. У кого глаза карие, смелы. У кого глаза блестящие, похотливы. У кого резкие движения глаз, вороваты.

У кого лоб маленький, глупые; у кого он слишком большой, вялые. Имеющие большую поверхность лба – чуткие, проницательные. Имеющие нахмуренный лоб – гордые. Имеющие разглаженный лоб – льстецы.

Желтоволосые смелы; слишком рыжие хитры; бледные и имеющие неравномерную окраску волос – робкие. Те, у кого медово-желтый цвет волос, холодны. Красные быстры; пламенно-рыжие склонны бешенству.

Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но исполнителен. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и неэнергичен. Ходящий быстрым и широким шагом не предприимчив, но деятелен. Ходящий быстрым мелким шагом предприимчив, но не деятелен. Люди маленького роста остроумны. Слишком крупные медлительны в размышлениях. Те с крупным ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода, ничего не доводят до конца. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода, доводят дело до конца. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты, завершают дело и восприимчивы».

Наиболее близко подошел к современному пониманию языка телодвижений Чарльз Дарвин. Он написал замечательную книгу «Выражение эмоций у людей и животных» на основе наблюдений в первую очередь за животными. Дарвин открыл, что в некоторых ситуациях люди и, например, собаки не только испытывают похожие эмоции, но и выражают их с помощью похожих телодвижений.

Эстафетную палочку от Дарвина приняли многие биологи, физиологи и, конечно, психологи. Исследования последних и будут нас интересовать. Первым гипотезу о том, что телодвижения не просто выражают эмоции, а еще и выполняют коммуникативную функцию, выдвинул наш российский психолог С. Л. Рубинштейн. Открытие произошло еще в середине XX столетия. Но это важное знание ученые бережно донесли до наших дней.

Сегодня из психологов-практиков, занимающихся телодвижениями человека, наиболее известен Алан Пиз. Его книга «Язык телодвижений» стала бестселлером десятилетия назад. Возможно, не все жесты, описываемые Пизом, характерны для жителей нашей страны. Но тем не менее основные результаты его исследований мы с вами можем с успехом применять.

А полезно ли это знать?

Как вы думаете, полезно ли знать невербальные сигналы и уметь ими пользоваться в повседневной жизни? «Спрашиваете!» – воскликнете вы и будете абсолютно правы. Это действительно очень и очень полезно.

Прежде всего невербальные сигналы приходят нам на помощь тогда, когда у нас не хватает слов. Взгляды, улыбки, объятия порой выражают так много! Научившись понимать язык телодвижений, вы всегда будете знать, что думают о вас окружающие на самом деле, чего они хотят от вас. Незаменимы знания о невербалике и тогда, когда мы сами хотим скрыть нечто важное. Ведь если мы говорим одно, а жестами выражаем что-то совсем другое, собеседник быстро почувствует – что-то не так.

Овладев языком невербального общения, вы почувствуете себя не просто хозяином любого положения, а в чем-то даже немного волшебником. Представляете – кто-то обманывает вас, а вы сразу понимаете это и только посмеиваетесь; в деловых переговорах вы убедительны, а в искусстве флирта – на высоте; кроме того, вы отлично владеете собой и чувствуете себя более защищенными.

Вы сможете создавать о себе то представление, которое посчитаете нужным. И слова здесь будут иметь, как вы понимаете, второстепенное значение. Ваши отношения с окружающими станут более простыми и приятными. Вы сумеете сблизиться с теми людьми, которые вам нравятся. А людям неприятным корректно, но вполне определенно дать «от ворот поворот».

В компании вы всегда будете понимать «расстановку сил». Отношения между людьми, собравшимися вместе, перестанут быть для вас загадкой.

Вы научитесь «держать» аудиторию. Вас всегда будет интересно слушать, вы никогда не потеряете внимания собеседников.

Вы сможете использовать язык телодвижений в профессиональной деятельности, будь вы актером, педагогом, журналистом, психологом или кем-то еще. Особенно важно владение этим языком для бизнесменов, которые проводят множество деловых переговоров.

Способность воспринимать невербальные сигналы иногда называют интуицией, чутьем. Человек, хорошо читающий сигналы тела, нередко удивляет окружающих своей проницательностью. Люди приписывают ему мистические умения, а на самом деле он просто наблюдателен и умеет делать выводы. Конечно, склонность к пониманию и правильной интерпретации невербального – это отчасти врожденное свойство. Особенно сильно развита интуиция подобного рода у женщин. Но, уверяю вас, каждый человек при определенном усердии может добиться замечательных результатов.

Интерпретировать невербальные сигналы нужно очень вдумчиво, на основе накопленного опыта. Безусловно, существуют жесты, трактуемые однозначно. Но очень многие телодвижения могут нести самый разный смысл в зависимости от людей, обстоятельств и сочетания с другими телодвижениями.

Но не нужно думать, что все слишком сложно. На самом деле почти все люди, обманывая, радуясь, тоскуя, подают одни и те же невербальные сигналы. Если знать эти сигналы и уметь их читать, то можно научиться гораздо лучше понимать окружающих. В этом и состоит наша с вами задача – познакомиться с самыми распространенными сигналами и научиться применять на практике полученные знания.