Дружная семья
Лев Толстой
ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
Басня
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
«Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».
• Чему отец учил своих детей: быть вместе или порознь?
• Что значит «жить в согласии»?
• На каком примере он показал, что вместе быть лучше?
Николай Некрасов
КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
Отрывок
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии
чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке
овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
– Здорово, парнище! – «Ступай себе
мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
– А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
– Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
– А кой тебе годик? – «Шестой
миновал…
Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка
басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
• Почему такой маленький мальчик работает?
• А как ты помогаешь маме и папе?
Евгений Пермяк
ПЕРВАЯ РЫБКА
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
• Почему радовался Юра?
• Какова основная мысль рассказа?
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок —
Посерёдочке цветок,
Братьям-соколам —
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам —
Да по белым рукавицам.
• Из кого состоит обычно семья?
Как у нас семья большая
Да весёлая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Яков Аким
КТО КОМУ КТО?
– Бабушка, бабушка, я чья дочка?
– Ты Федина дочь, моего сыночка.
– Мой папа большой, а совсем
не сыночек!
– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей,
Авдотьи?
– Да разве у дочки мы были? У тёти!
– Тётю твою я в люльке качала…
– Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
– Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
– Бабушка, что-то у нас пригорело!
– Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!
• Попроси маму найти семейную фотографию и попробуй разобраться, кто кому кем приходится.
Алексей Плещеев
МАТЬ И ДЕТИ
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Всё заботится о вас?
– Мама дорогая!
Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дарит?
– Мама золотая!
Если, детки, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Как бывает иногда,
Кто же слёзы льёт тогда?
– Всё она – родная!
• Кто больше всего на свете любит своих детей?
• Ты любишь маму?
ПОСЛОВИЦЫ – краткие образные изречения, содержащие народную мудрость.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец матери.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
• Какая пословица больше подходит содержанию предыдущего стихотворения?
Зинаида Александрова
БУКЕТ
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У неё высокий стебелёк.
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню, —
Ей на речку хочется самой.
Но ромашка с васильками вянет,
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки —
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо…
Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зелёной кружке
Первый Таней собранный букет.
• Какие цветы были в букете?
• Опиши букет, который собрала девочка.
• А ты что дарил своей маме? Радовалась ли мама подарку?
• Почему Таня не пошла купаться с девочками?
Валентина Осеева
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.
– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
– Что ж сказать, – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старичок. – Я только одного сына вижу!
• Почему старичок дал такой ответ женщинам?
• Подходит ли рассказу пословица: «Всякой матери своё дитя мило».
Эмма Мошковская
Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ
Я маму мою обидел.
Теперь никогда-никогда
из дому мы вместе не выйдем.
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
я хлеба кусок найду,
найду я палку покрепче,
уйду я, уйду в тайгу[2]!
Я буду ходить по следу
в страшный-страшный мороз!
И через бурную реку
буду я строить мост!
И буду я главный начальник,
и буду я с бородой,
и буду такой печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
и вот пройдёт много лет,
и вот в самолёт реактивный
Мама возьмёт билет…
И в день моего рожденья
тот самолёт прилетит,
и выйдет оттуда мама,
и мама меня простит!
• Обижается ли на тебя иногда мама? В каких случаях?
• Что нужно сделать, чтобы мама тебя простила?
• Верна ли пословица: «Матушкин гнев, что весенний снег, много его выпадает, да скоро растает»?
Саша Чёрный
МАМИНА ПЕСНЯ
Синий-синий василёк,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей жёлтой ржи
Ты смеёшься у межи,
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же… Всех синей
Глазки девочки моей.
Смотрит в небо по часам.
Убегает к василькам.
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки —
И глаза её, ей-ей,
С каждым годом всё синей.
• С чем поэт сравнивает глаза девочки?
• Какого цвета глаза у твоей мамы? С чем ты можешь сравнить их?
ГУСИ
Русская народная сказка
Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:
– Мы пойдём, дочка, в город, принесём тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.
Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.
Прибежала девочка, глядь – нет братца! Кинулась туда-сюда – нету! Кликала девочка, кликала братца – не откликается. Выбежала в чистое поле – вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» – подумала девочка и пустилась гусей догонять.
Бежала девочка, бежала, видит – стоит печка.
– Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
А девочка говорит:
– У моего батюшки и пшеничные не едятся!
И побежала дальше.
Бежит девочка дальше и видит – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?
– Съешь моего лесного яблочка – тогда скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся! – сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка и видит: льётся молочная речка – кисельные берега.
– Молочная речка – кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?
– Съешь моего простого киселика с молочком – тогда скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся!
И побежала девочка дальше.
Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:
– Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?
Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит – стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная, сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:
– Реченька, голубушка, укрой меня!
– Съешь моего простого киселика с молочком.
Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.
Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:
– Яблонька, голубушка, спрячь меня!
– Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Нечего девочке делать – съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками; гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали – и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:
– Печечка, матушка, спрячь меня!
– Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.
Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух.
Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.
Пришли домой старичок и старушка, видят – мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
• Почему гуси унесли братца?
• Что сделала девочка, чтобы вернуть братца домой?
• Как ты оцениваешь поступок девочки: хороший, плохой, сама виновата, надо было следить за братом и т. д.?
Яков Аким
МОЙ БРАТ МИША
Ох, до чего ж он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом —
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Ничем не обделю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
• С кого младшие дети обычно берут пример?
• Ты любишь своих братика (сестричку)?
Валентина Осеева
ПРОСТО СТАРУШКА
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
• Какова основная мысль этого рассказа?
• Ты помогал когда-нибудь кому-нибудь из прохожих?
• Какие свои качества проявил мальчик?
Алексей Плещеев
ВНУЧКА
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я?
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
• Расскажи о своей бабушке. Опиши её, расскажи, что вы обычно делаете вместе, что ты любишь в бабушке больше всего.
Евгений Пермяк
ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
– А для чего, Петенька, людям руки нужны?
– Чтобы в мячик играть, – ответил Петя.
– А ещё для чего? – спросил дед.
– Чтобы ложку держать.
– А ещё?
– Чтобы кошку гладить.
– А ещё?
– Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
• Почему автор пишет, что Петя с дедушкой были большими друзьями?
• Можешь ли ты так сказать о себе и своём дедушке?
Евгений Пермяк
ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
– Как же это так? – спрашивает Митю отец.
– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.
– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
– А как? – спрашивает Митя.
– А вот так, – сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
• Понравился ли тебе рассказ?
• Какова основная мысль рассказа?
• Расскажи о своём отце.
• Чему он научил тебя?
• Что вы делаете вместе?
• Расскажи о своей первой поделке.
Алексей Плещеев
СТАРИК
У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой
лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.
Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты…
Вижу я улыбку на лице твоём —
И морщинкам мелким нет числа на нём!
Вижу армячишко[3] рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах;
Помню смех твой тихий, взгляд потухших
глаз,
О житье минувшем сбивчивый рассказ.
По лесу бродили часто мы вдвоём;
Старику там каждый кустик был знаком.
Знал он, где какая птичка гнёзда вьёт,
Просеки, тропинки знал наперечёт.
А какой охотник был до соловьёв!
Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,
Как в зелёной чаще песни их звучат;
И ещё любил он маленьких ребят.
На своём крылечке сидя, каждый день
Ждёт, бывало, деток он из деревень.
Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил[4] ты белку, дедушка, поймать».
– Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!
И, смеясь, рукою дряхлой гладил он
Детские головки, белые, как лён.
Ждал поры весенней с нетерпеньем я:
Думал, вот приеду снова в те края
И отправлюсь к другу старому скорей.
Он навстречу выйдет с трубочкой своей
И начнёт о сельских новостях болтать.
По лесу бродить с ним будем мы опять,
Слушая, как в чаще свищут соловьи…
Но, увы! желанья не сбылись мои.
Как с деревьев падать начал лист сухой,
Смерть подкралась к деду тихою стопой.
Одинок угас он в домике своём,
И горюют детки больше всех по нём.
«Кто поймает белку, сделает свисток?»
Долго будет мил им добрый старичок.
И где спит теперь он непробудным сном,
Часто голоса их слышны вечерком…
• Как дети называют дедушку?
• О чём внуки просят деда?