Вы здесь

Читаем дома с мамой. Для детей 6-7 лет. Дружная семья ( Коллектив авторов, 2015)

Дружная семья

Лев Толстой

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Басня

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

«Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».


• Чему отец учил своих детей: быть вместе или порознь?

• Что значит «жить в согласии»?

• На каком примере он показал, что вместе быть лучше?

Николай Некрасов

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

Отрывок

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии

чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке

овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

– Здорово, парнище! – «Ступай себе

мимо!»

– Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

– А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

– Так вон оно что! А как звать тебя? —

«Власом».

– А кой тебе годик? – «Шестой

миновал…

Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка

басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.


• Почему такой маленький мальчик работает?

• А как ты помогаешь маме и папе?

Евгений Пермяк

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.


• Почему радовался Юра?

• Какова основная мысль рассказа?

* * *

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке платок —

Посерёдочке цветок,

Братьям-соколам —

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам —

Да по белым рукавицам.


• Из кого состоит обычно семья?

* * *

Как у нас семья большая

Да весёлая:

Два у лавки стоят;

Два учиться хотят;

Два Степана у сметаны

Объедаются;

Две Дашки у кашки

Питаются;

Две Ульки в люльке

Качаются;

Одна Маша не наша,

Да и та хороша.

Яков Аким

КТО КОМУ КТО?

– Бабушка, бабушка, я чья дочка?

– Ты Федина дочь, моего сыночка.

– Мой папа большой, а совсем

не сыночек!

– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,

Помнишь, мы были у старшей,

Авдотьи?

– Да разве у дочки мы были? У тёти!

– Тётю твою я в люльке качала…

– Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два её братца?

– Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься… Хитрое дело…

– Бабушка, что-то у нас пригорело!

– Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало!


• Попроси маму найти семейную фотографию и попробуй разобраться, кто кому кем приходится.

Алексей Плещеев

МАТЬ И ДЕТИ

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз,

Всё заботится о вас?

– Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

– Мама золотая!

Если, детки, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда,

Кто же слёзы льёт тогда?

– Всё она – родная!


• Кто больше всего на свете любит своих детей?

• Ты любишь маму?

ПОСЛОВИЦЫ – краткие образные изречения, содержащие народную мудрость.

Нет такого дружка, как родная матушка.

* * *

При солнышке тепло, при матушке добро.

* * *

Птица рада весне, а младенец матери.

* * *

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.


• Какая пословица больше подходит содержанию предыдущего стихотворения?

Зинаида Александрова

БУКЕТ

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У неё высокий стебелёк.

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой,

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, —

Ей на речку хочется самой.

Но ромашка с васильками вянет,

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки —

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.


• Какие цветы были в букете?

• Опиши букет, который собрала девочка.

• А ты что дарил своей маме? Радовалась ли мама подарку?

• Почему Таня не пошла купаться с девочками?

Валентина Осеева

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.




А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что ж сказать, – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старичок. – Я только одного сына вижу!


• Почему старичок дал такой ответ женщинам?

• Подходит ли рассказу пословица: «Всякой матери своё дитя мило».

Эмма Мошковская

Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

Я маму мою обидел.

Теперь никогда-никогда

из дому мы вместе не выйдем.

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,

я хлеба кусок найду,

найду я палку покрепче,

уйду я, уйду в тайгу[2]!

Я буду ходить по следу

в страшный-страшный мороз!

И через бурную реку

буду я строить мост!

И буду я главный начальник,

и буду я с бородой,

и буду такой печальный

И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,

и вот пройдёт много лет,

и вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет…

И в день моего рожденья

тот самолёт прилетит,

и выйдет оттуда мама,

и мама меня простит!


• Обижается ли на тебя иногда мама? В каких случаях?

• Что нужно сделать, чтобы мама тебя простила?

• Верна ли пословица: «Матушкин гнев, что весенний снег, много его выпадает, да скоро растает»?

Саша Чёрный

МАМИНА ПЕСНЯ

Синий-синий василёк,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей жёлтой ржи

Ты смеёшься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же… Всех синей

Глазки девочки моей.

Смотрит в небо по часам.

Убегает к василькам.

Пропадает у реки,

Где стрекозы так легки —

И глаза её, ей-ей,

С каждым годом всё синей.


• С чем поэт сравнивает глаза девочки?

• Какого цвета глаза у твоей мамы? С чем ты можешь сравнить их?

ГУСИ

Русская народная сказка

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

– Мы пойдём, дочка, в город, принесём тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь – нет братца! Кинулась туда-сюда – нету! Кликала девочка, кликала братца – не откликается. Выбежала в чистое поле – вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» – подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит – стоит печка.

– Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

А девочка говорит:

– У моего батюшки и пшеничные не едятся!

И побежала дальше.

Бежит девочка дальше и видит – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

– Съешь моего лесного яблочка – тогда скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся! – сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льётся молочная речка – кисельные берега.

– Молочная речка – кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

– Съешь моего простого киселика с молочком – тогда скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся!

И побежала девочка дальше.

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:

– Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит – стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная, сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

– Реченька, голубушка, укрой меня!

– Съешь моего простого киселика с молочком.

Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

– Яблонька, голубушка, спрячь меня!

– Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать – съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками; гуси и пролетели мимо.




Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали – и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

– Печечка, матушка, спрячь меня!

– Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух.

Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят – мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.


• Почему гуси унесли братца?

• Что сделала девочка, чтобы вернуть братца домой?

• Как ты оцениваешь поступок девочки: хороший, плохой, сама виновата, надо было следить за братом и т. д.?

Яков Аким

МОЙ БРАТ МИША

Ох, до чего ж он рыжий,

Мой новый братик Миша!

И волосы – рыжие,

И ресницы – рыжие,

Проснусь – и сразу весело,

Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей

Хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий

Всё делает, как я!

Я прыгаю – он прыгает,

Ем кашу – кашу ест,

Я съел тарелку мигом —

И он в один присест.

Я Мишу не обижу,

Ничем не обделю:

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.


• С кого младшие дети обычно берут пример?

• Ты любишь своих братика (сестричку)?

Валентина Осеева

ПРОСТО СТАРУШКА

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.


• Какова основная мысль этого рассказа?

• Ты помогал когда-нибудь кому-нибудь из прохожих?

• Какие свои качества проявил мальчик?

Алексей Плещеев

ВНУЧКА

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я?

Разве оставаться

Маленькой нельзя?


• Расскажи о своей бабушке. Опиши её, расскажи, что вы обычно делаете вместе, что ты любишь в бабушке больше всего.

Евгений Пермяк

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

– А для чего, Петенька, людям руки нужны?

– Чтобы в мячик играть, – ответил Петя.

– А ещё для чего? – спросил дед.

– Чтобы ложку держать.

– А ещё?

– Чтобы кошку гладить.

– А ещё?

– Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.


• Почему автор пишет, что Петя с дедушкой были большими друзьями?

• Можешь ли ты так сказать о себе и своём дедушке?

Евгений Пермяк

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.


• Понравился ли тебе рассказ?

• Какова основная мысль рассказа?

• Расскажи о своём отце.

• Чему он научил тебя?

• Что вы делаете вместе?

• Расскажи о своей первой поделке.

Алексей Плещеев

СТАРИК

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой

лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты…

Вижу я улыбку на лице твоём —

И морщинкам мелким нет числа на нём!

Вижу армячишко[3] рваный на плечах,

Шапку на затылке, трубочку в зубах;

Помню смех твой тихий, взгляд потухших

глаз,

О житье минувшем сбивчивый рассказ.

По лесу бродили часто мы вдвоём;

Старику там каждый кустик был знаком.

Знал он, где какая птичка гнёзда вьёт,

Просеки, тропинки знал наперечёт.

А какой охотник был до соловьёв!

Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,

Как в зелёной чаще песни их звучат;

И ещё любил он маленьких ребят.

На своём крылечке сидя, каждый день

Ждёт, бывало, деток он из деревень.

Много их сбегалось к деду вечерком;

Щебетали, словно птички перед сном:

«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».

«Дедушка, найди мне беленький грибок».

«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».

«Посулил[4] ты белку, дедушка, поймать».

– Ладно, ладно, детки, дайте только срок,

Будет вам и белка, будет и свисток!

И, смеясь, рукою дряхлой гладил он

Детские головки, белые, как лён.

Ждал поры весенней с нетерпеньем я:

Думал, вот приеду снова в те края

И отправлюсь к другу старому скорей.

Он навстречу выйдет с трубочкой своей

И начнёт о сельских новостях болтать.

По лесу бродить с ним будем мы опять,

Слушая, как в чаще свищут соловьи…

Но, увы! желанья не сбылись мои.

Как с деревьев падать начал лист сухой,

Смерть подкралась к деду тихою стопой.

Одинок угас он в домике своём,

И горюют детки больше всех по нём.

«Кто поймает белку, сделает свисток?»

Долго будет мил им добрый старичок.

И где спит теперь он непробудным сном,

Часто голоса их слышны вечерком…


• Как дети называют дедушку?

• О чём внуки просят деда?