Вы здесь

Чистые души (сборник). Мать-наставница. Преподобная Синклитикия Александрийская (В. М. Зоберн, 2014)

Мать-наставница

Преподобная Синклитикия Александрийская


Западная башня на городской стене Александрии. Фото Roland Unger


Она родилась в Александрии от родителей, происходивших из Македонии, богатых и благочестивых. У нее была сестра и два брата, и все дети воспитывались добрыми родителями в христианском благочестии. Младший брат умер рано; другого, когда был он двадцати пяти лет, готовились женить, но молодой человек вырвался, как птица из тенет, и ушел в пустыню.

Дочь богатых родителей, красавица Синклитикия рано увидала женихов, домогавшихся ее руки; родители желали выдать ее замуж. Но она отклоняла предложения о супружестве. У нее было стремление к иной жизни. Не тешили зрения ее ни наряды, ни драгоценные камни, и музыка не увлекала собой ее души. Она молилась и в молитве находила для себя лучшие утешения.

Убежденная в том, что самый опасный враг для нее – ее молодое тело, она постилась и смиряла плоть воздержанием и трудами. Она так приучила себя к умеренной жизни, что, если случалось ей принимать пищу не в определенное время, это томило ее, лицо становилось бледным и тело слабело.


Преподобная Синклитикия родилась в Александрии у богатых и благочестивых родителей


Смерть родителей доставила ей свободу. Теперь она могла предаться жизни, которую давно избрала душой. Она продала имущество, раздала деньги бедным, взяла с собой свою слепую сестру, полюбившую уединение, и удалилась в одну из близких к городу гробниц, принадлежавшую ее родственнику. Тамошние гробницы были довольно большими, чтобы стать жилищем для двух, хотя и не просторны.

За этим шагом великой девственницы последовал другой на пути отречения от мира. Женщины того времени считали волосы лучшим своим украшением. Синклитикия пригласила пресвитера, и он, по ее желанию, обрезал ее волосы. Это значило, что она совершила полное отречение от мира и его радостей.

Святой архипастырь Александр писал девушке: «Одежды твои не должны быть из дорогой материи. Верхняя одежда должна быть черной, некрашеной; головное покрывало – такого же цвета, без бахромы; рукава должны быть шерстяные, покрывающие руки до пальцев; волосы на голове подрезаны кругом; головная повязка шерстяная; куколь и наплечник – без бахромы. Если встретишься с мужчиной, закрой лицо и не смотри на человека, а только на Бога».

Благочестивая жизнь родительского дома приготовила Синклитикию к строгой жизни, какую она стала вести в новом жилище. Впрочем, она соразмеряла строгость подвижничества с состояниями души и тела. Когда чувствовала сильные борения плоти, ела только хлеб из отрубей, не пила воды, спала на голой земле. Когда ослабевало искушение, смягчала и строгость к себе. Она вела жизнь с духовным рассуждением, опасалась доводить тело до расстройства.

Мы видели, говорит ее биограф, таких, которые неумеренным и безрассудным постом нанесли себе вреда более, чем мог бы нанести дух злобы.

В духовной битве Синклитикия поступала так, как поступают на море. Во время жестокой бури не думают ни о пище, ни о питье, а обращают все внимание на спасение корабля от гибели. Когда пройдет буря, напряжение сил ослабевает и люди едят и отдыхают. На корабле знают и то, что имеют дело с изменчивой и коварной стихией. Поэтому не предаются беззаботной неге и лени, а содержат в готовности снасти на случай новой бури. Так должно быть и в духовной жизни. Так вела свою жизнь Синклитикия.

Великая подвижница желала быть безвестной для всех в своем уединении. Но Господь захотел с ее помощью обратить на путь истинный других девушек и женщин. К ней стали приходить для того, чтобы выслушать совет; были и такие, кто желал жить с ней рядом, чтобы пользоваться если не словесными наставлениями, то примером ее жизни.


Нагим одеяние, больным исцеление. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»


Синклитикия долго отказывалась давать советы и отвечала на просьбы только вздохами. Но, наконец, уступила настойчивым просьбам ищущих душевного спасения. Так образовалось при ней общежитие девственниц, и она была матерью-наставницей многих.

Советы Синклитикии были исполнены мудрости. Руководимые ею девственницы запечатлевали эти наставления в своих сердцах. И кроме этого, что замечательно, советы, исходившие от подвижницы, записывали для будущих времен. И потом их изучали наряду с советами великих духовных наставников.

– Мы все знаем, – говорила она, – как спастись, но не спасаемся по нерадению. Прежде всего нужно исполнять такую заповедь: возлюби Господа Бога твоего всей душой и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37, 39).

* * *

Заботы Синклитикии о вверившихся ей душах не слабели никогда. Она приструняла одних, ободряла других; забывчивых обращала к добру строгостью, слабых и малодушных поддерживала материнской любовью.

Синклитикия показала пример терпения, подобного терпению Иова. Ей было восемьдесят лет, когда ее посетила изнурительная лихорадка; она томила ее более трех лет, огонь пожирал ее, не давая отдыха. Потом от загнившего зуба начали гнить десны; гниение перешло на всю щеку; через сорок дней обнажились кости, едкая гниль заразила все тело. Гниение и зловоние были так сильны, что и те, которые прислуживали ей с любовью, сильно страдали.

В этом мучительном положении святая не искала облегчения, перенося все с поразительным терпением.

Когда явился лекарь, приглашенный сестрами, она спросила:

– Для чего вы хотите остановить полезную для меня борьбу?

– Мы вовсе не думаем, – сказал ей лекарь, – ни облегчить ваши страдания, ни исцелить вас. А хотим только остановить заразу, опасную для прислуживающих вам.

– Если это не для меня, то пусть будет по-вашему, – сказала страдалица.


Дж. Тиссо. Исцеление прокаженного. Между 1886 и 1894


Еще более трех месяцев страдала она, и жизнь ее держалась только волей Божией. Никакой пищи в это время она не могла принимать, сон ее был минутным.

– Через три дня я буду разлучена с моим ничтожным телом, – сказала она наконец.

И в назначенный день душа ее отлетела к Господу, Которого она так крепко полюбила на земле.

Блаженная кончина ее последовала около 350 года.