Глава 2. Чили в 1964–1970 годах: крах американского проекта «революции в условиях свободы»
Чтобы понять смысл итогов президентских выборов в Чили в 1964 году, без которых не было бы и победы Альенде в 1970-м, следует остановиться на роли католической церкви в политической жизни страны.
Как упоминалось, Чили была, пожалуй, единственной страной Южной Америки, где охотно селились не только выходцы из Испании, но и иммигранты из протестантских стран Европы. Поэтому роль католической церкви в Чилийской республике никогда не была тотально доминирующей. Многие представители городской интеллигенции уже в XIX веке были масонами и атеистами. Однако большинство женщин и сельское население традиционно слушались священников, причем и в политических вопросах тоже. По конституции 1833 года католицизм был в Чили государственной религией.
Со времен Диего Порталеса церковь активно поддерживала Консервативную партию. Неоднократно бывавший в Чили корреспондент американского журнала «Лук» Леонард Гросс приводит следующую «старую чилийскую шутку»:
«Священник прихожанину: «Ты клянешься, что будешь поддерживать Консервативную партию?» – «Клянусь!» – «И ты клянешься, что не продашь никому свой голос на выборах?» – «Клянусь!» – «И ты клянешься, что если продашь свой голос, то только Консервативной партии?» – «Клянусь!»[168]
До конца XIX века церковь активно выступала против любых социальных реформ. Однако положение изменилось после появления в 1891 году папской энциклики Rerum Novarum. В своем послании понтифик призвал священников уделять больше внимания социальным проблемам своих прихожан. Послание папы было связано с успехами социал-демократического движения в мире, которое, в отличие от церкви, не утешало людей прелестями загробной жизни, а стремилось улучшить жизнь земную. Церковь каждый год лишалась сотен тысяч адептов, переходивших под знамена марксизма.
Однако верхушка чилийского епископата проигнорировала призыв папы – она опиралась на тесное сотрудничество с консерваторами, а те, в свою очередь, – на армию, которая как раз в 1891 году сокрушила реформаторское правительство масона Бальмаседы. Многие чилийские епископы и лидеры Консервативной партии были представителями одних и тех же семейных кланов.
Революционный подъем в мире под влиянием социалистической революции в России нанес удар и по господству католицизма в Чили. По новой Конституции 1925 года церковь была отделена от государства, а консерваторы лишись своей монополии на власть, которая де-юре находилась в их руках с 1891 года, а де-факто – с 1833-го. Светский характер Конституции поддержала и армия. Поэтому епископат ограничился формальным протестом, тем более что многие приходские священники в принципе не возражали против отделения церкви от государства. Они полагали, что вследствие этого шага церковь станет самостоятельнее и освободится от многолетней зависимости от консерваторов, а значит, и от латифундистов.
В этих условиях президенту Алессандри-старшему удалось договориться с Ватиканом и архиепископом Сантьяго (главным церковным иерархом страны) об относительно безболезненном разделении функций церковных и светских властей[169].
Однако на протяжении 20-х – 30-х годов церковь продолжала активно поддерживать консерваторов, в том числе и финансово. Собираемые священниками пожертвования шли в партийную кассу самой правой политической партии страны. Вместе с помещиками главы приходов агитировали, а порой и заставляли под угрозой отлучения от церкви голосовать за консерваторов батраков-«инкилинос».
После провозглашения «социалистической республики» в Чили в 1932 году и под влиянием резкого роста влияния коммунистов епископат открыто провозгласил поддержку Консервативной партии и объявил войну марксизму.
Решение об открытом вмешательстве в политическую борьбу вызвало недоумение даже в Ватикане. 1 июня 1934 года государственный секретарь Ватикана (фактически министр иностранных дел папского государства) кардинал Пачелли[170] подверг чилийский епископат публичной критике. В Ватикане опасались (и совершенно справедливо), что, связав себя только с одной партией, церковь потеряет влияние на массы. К тому же консерваторы быстро теряли былое влияние на электорат. Ни одна политическая партия не может представлять интересы всех верующих, заявил Пачелли. Госсекретарь Ватикана предложил чилийским епископам активно и самостоятельно заниматься социальными проблемами паствы.
Епископы нехотя подчинились окрику из Рима и не стали объявлять о своих открытых симпатиях к консерваторам. Однако на практике священники по-прежнему поддерживали кандидатов именно этой партии вплоть до середины 50-х годов.
В 1931 году появилась новая папская энциклика, которая как бы развивала энциклику 1891 года и подводила итоги ее 40-летнему применению, – Quadragessino Anno. В послании папа призывал церковь активнее бороться за молодежь, чтобы вырвать ее из-под губительного влияния атеизма и марксизма. Отношение чилийского епископата к этой энциклике было, по сути, негативным – ее пытались всеми силами скрыть от верующих.
В это время несколько вернувшихся из более прогрессивной Европы чилийских священников стали организовывать в Католическом университете Сантьяго кружки студентов для изучения социальной доктрины католицизма и приспособления ее к быстро меняющемуся чилийскому обществу.
Эдуардо Фрей
Группа студентов, членов Консервативной партии, была недовольна косностью партии и ее фактической поддержкой реакционной диктатуры Ибаньеса в 1927–1931 годах. Эти молодые люди вступили в Консервативную партию в 1935 году, чтобы составить прогрессивное крыло и попытаться реформировать ее изнутри. Основанное ими Национальное движение консервативной молодежи позднее преобразовалось в уже известную нам Национальную фалангу. Одним из лидеров «молодежной фракции» был Эдуардо Фрей Монтальва.
Эдуардо Фрей родился 16 января 1911 года в семье немца, эмигранта из Швейцарии, работавшего бухгалтером. Помимо Эдуардо в семье были еще двое детей. Родители хотели, чтобы сын стал врачом, но он избрал карьеру юриста (примерно в это же время Сальвадор Альенде, которому прочили карьеру юриста, стал врачом).
Как и Альенде, Фрей много читал и числился среди первых студентов юридического факультета. Товарищи уважали провинциала за ненасытную тягу к знаниям, и Эдуардо пользовался среди сокурсников высоким авторитетом. Его даже избрали капитаном футбольной команды – не столько за спортивное мастерство, сколько за организаторские способности[171].
В 1933 году Фрей с отличием окончил Католический университет Сантьяго, будучи специально отмечен как лучший студент выпуска.
Выпускнику предложили место редактора одной из газет на севере страны, в регионе, где влияние католической церкви было самым слабым, а позиции коммунистов – самыми сильными. В 1937 году Фрей попытался баллотироваться в парламент. Главным менеджером предвыборной кампании стал Радомиро Томич, близкий друг Фрея, бывший младше его на четыре года. Фрей потерпел полное фиаско – избиратели отказывались слушать представителя Консервативной партии, особенно когда тот ссылался на догматы церкви. В кандидата летели яйца и помидоры, а однажды – даже камни[172].
Расстроенный Фрей объявил, что навсегда уходит из политики, и вернулся в Сантьяго, где стал преподавать трудовое право в своей альма-матер – Католическом университете.
Однако уже на следующий год Фрей вернулся к активной политической деятельности и возглавил вышеупомянутое молодежное движение консервативной партии, с 1938 года – Национальную фалангу. Уже из названия видна симпатия многих участников этого движения к Франко, профашистская партия которого тоже называлась фалангой и была создана при помощи НСДАП. Даже американский биограф Фрея Гросс, явно симпатизировавший ему и неоднократно с ним встречавшийся, писал, что одна из групп Национальной фаланги «была откровенно фашистской, восторгалась итальянцами и хотела создать государство фашистского типа в Чили»[173].
Фрей, однако, был не фашистом, а оппортунистом. Когда в 1938 году с единым кандидатом на выборы вышел Народный фронт, церковь и Консервативная партия призвали всех верующих голосовать против этих «посланцев антихриста». Но Национальная фаланга не поддержала кандидата Консервативной партии Густаво Росса, которого считала откровенным и замшелым реакционером, и призвала своих членов сделать выбор самостоятельно. После победы на выборах кандидата Народного фронта с минимальным перевесом руководство Консервативной партии обвинило группу Фрея в предательстве[174], а церковь назвала его «христопродавцем».
Фаланга стала выступать на выборах самостоятельно, но никак не могла набрать больше 3–4 % голосов. Однако Фрей добился союза своей маргинальной партии с правящими радикалами (фактически поддерживая правительство Народного фронта), и в 1945 году его назначили министром общественных работ.
Если до Второй мировой войны фаланга восторгалась режимом Франко, то после 1945 года группа Фрея критиковала диктаторский режим в Испании, что соответствовало официальной линии чилийского правительства и ООН до 1947 года. Именно такая позиция привела в 1947 году к открытому разрыву между фалангой и епископатом. Архиепископ Сантьяго Хосе Мария Каро заявил: «Эта группа Национальной фаланги, которая утверждает, что состоит из католиков, не пользуется доверием церкви. Она борется против режима Франко – самого католического в мире; в этой борьбе она является союзником коммунистов; она также выступает за дипломатические и торговые отношения с Россией»[175]. Видимо, в глазах церкви все это было страшным грехом.
У группы Фрея в первые послевоенные годы действительно установились неплохие рабочие отношения с компартией – ведь обе силы были представлены в правительстве Виделы министрами. После оглушительного успеха коммунистов на муниципальных выборах 1947 года Консервативная партия и церковь опять обвинили фалангу в предательстве и двурушничестве. Епископат ультимативно потребовал от фаланги прервать все отношения с коммунистами. Председатель Католического действия (политического крыла католической церкви в Чили) епископ Аугусто Салинас в статье под характерным названием «Враги Христа» обвинил фалангу в том, что «она продает кровь Христа за горстку избирательных голосов»[176].
Однако Фрей не испугался. Он говорил, что до статьи Салинаса, согласно церковным проповедям, любил всех ближних, а после этой статьи научился ненавидеть. Один из священников поднял вопрос об отлучении Фрея от церкви. Другие возражали, и дело было передано на рассмотрение в Ватикан.
Фрей решительно выступал против доктрины предопределения судьбы промыслом божьим, которая фактически обрекала верующих на политическую пассивность. Церковь же утверждала, что даже если господь создал мир несправедливым, то все равно – пытаться менять его значит восставать против бога. Фрей говорил, что христианская мораль, наоборот, побуждает верующего к активной борьбе за лучшую долю. Ведь и Христос боролся и пострадал за улучшение жизни простых людей. Церковь же, по Фрею, «поддерживала господствующие социальные структуры; она защищала находившийся у власти политический режим во времена колониальной эры со всеми его эксцессами против городов и международной торговли…»[177].
Фаланга выступила против «проклятого закона», загнавшего коммунистов в подполье на 10 лет. Но именно этот закон и сделал из маргинальной партии Фрея общенациональную силу. В отсутствие коммунистов именно фаланга стала главным пропагандистом социальных реформ, агитируя за перераспределение земли, право рабочих на свободное объединение в профсоюзы, государственный контроль над ценами на продукты первой необходимости и ограничение влияния иностранного капитал в стране. В 50-е годы лозунги фаланги нельзя было отличить от программы нелегальной коммунистической партии.
В 1949 году не без воздействия идей фаланги раскололась и сама Консервативная партия. Ее правое крыло стало называться Традиционной консервативной партией, левое – Социально-христианской консервативной партией[178].
В том же году Фрей впервые смог выиграть выборы – он был избран в Сенат от Атакамы и Кокимбо, районов, где было сильным влияние запрещенной компартии. Без поддержки коммунистов Фрей не стал бы сенатором.
В 1952 году Ибаньес неожиданно предложил Фрею возглавить правительство, обещая ему полную свободу действий в проведении социальных реформ. Избранный как враг всех традиционных партий, Ибаньес видел во Фрее свежую фигуру, способную увлечь уставшее от бесконечной коррупции профессиональных политиков население. Тот после некоторых колебаний согласился, однако Ибаньес неожиданно забрал назад свое предложение – президент не справился с давлением консерваторов, которые были решительно настроены против «предателя» Фрея[179].
В июле 1957 года фаланга была переименована в Христианско-демократическую партию (ХДП), и Фрей стал ее лидером. Это была, пожалуй, одна из самых странных христианско-демократических партий – несмотря на название, у нее были откровенно враждебные отношения с католическим епископатом. В своей программе ХДП ориентировалась на родственные партии ФРГ и Италии, которые как раз в то время проводили обширные социальные реформы, чтобы ослабить в своих странах растущее влияние коммунистов. ХДС ФРГ и ХДП Италии оказывали партии Фрея финансовую и консультативную поддержку. Именно под воздействием своих западногерманских и итальянских друзей ХДП Чили стала скатываться на антикоммунистические позиции.
До начала 1960-х годов успехи «христопродавца» Фрея и его партии на парламентских выборах были более чем скромными. В 1953 году фаланга набрала 3,45 % голосов, ХДП в 1957-м – 8,59 %[180].
Президентские выборы 1958 года изменили ситуацию. За Фрея голосовали противники всех устоявшихся политических партий, которые разочаровались в Ибаньесе. Несмотря на сложные отношения ХДП с епископатом, за правых и центристских кандидатов на выборах 1958 года голосовали в основном те, кто регулярно ходил в церковь. По данным опросов, в столице Чили только 12,9 % избирателей, постоянно посещавших воскресные мессы, проголосовали за Альенде. Фрея из этой категории лиц поддержали 23,5 %, Алессандри – 37,1 %[181]. Однако, как видно из этих данных, тогда Фрей был все еще запасным вариантом правящих классов в борьбе против левой оппозиции.
Интересно, что среди протестантов и иудеев, живших в чилийской столице, 44,6 % в 1958 году предпочли левых кандидатов, а 19,6 % – правых.
Своей антисоциальной политикой Алессандри к 1963 году подорвал позиции правого лагеря (консерваторов и либералов). Было очевидно, что любой кандидат, которого будут расценивать как преемника Алессандри, потерпит на предстоящих президентских выборах сокрушительное поражение. Правая часть политического спектра, включая церковь, все больше и больше воспринимала Фрея и его ХДП как единственную альтернативу Альенде.
На парламентских выборах 1961 года ХДП совершила скачок, набрав 13,09 % голосов, – за Фрея проголосовала часть разочаровавшихся в Алессандри сторонников радикалов. Из 1 330 465 избирателей за христианских демократов высказались 212 604. Партия получила 23 места в Конгрессе и два – в Сенате. Однако социалисты и коммунисты на тех же выборах совместно набрали все же больше голосов, чем ХДП, – 18, 74 %[182].
В условиях стремительно ухудшавшегося социально-экономического положения подавляющей части населения не могла уже промолчать даже церковь. В апреле и сентябре 1962 года церковь обратилась к верующим с двумя пастырскими посланиями, первое из которых было посвящено положению дел на селе, а второе – общим экономическим проблемам страны[183]. Послания вызвали сильный резонанс в обществе, так как ничего подобного церковь ранее не заявляла. В первом послании критиковались латифундисты, которые не обрабатывали землю и мешали обрабатывать ее другим. Епископат высказался за конфискацию непродуктивно используемых поместий и распределение земли среди тех, кто желал ее обрабатывать. Собственно, того же самого требовали Альенде и коммунисты.
Во втором послании епископы выступили за проведение глубоких преобразований с целью устранения вопиющего социального неравенства в обществе, в частности, за проведение аграрной реформы, которая сильнее коснулась бы обеспеченных классов общества.
В то время церковь еще пользовалась солидным влиянием в обществе, прежде всего среди женщин и жителей сельской местности (последних в начале 60-х годов уже было менее половины населения). Церковь опиралась на крайне разветвленную систему приходов – на один приход в Чили приходилось 375 тысяч человек, а, например, в Бразилии – 510 тысяч[184].
Требование коренных реформ взяла на вооружение и ХДП.
В апреле 1961 года Национальная хунта (руководство) ХДП обнародовала первое программное заявление партии – «Декларацию Мильяуэ». В документе содержалось обещание в случае прихода к власти провести налоговую реформу, с перенесением центра тяжести сбора налогов на богатых. ХДП высказалась и за аграрную реформу, которая привела бы к полному уничтожению крупного землевладения. В сфере образования ХДП обещала равный доступ всем чилийцам к любым формам обучения. Для того чтобы заручиться поддержкой многочисленных в Чили средних слоев, «Декларация Мильяуэ» обещала защитить интересы мелких акционеров и остановить процесс концентрации собственности в руках немногих олигархов.
В то же время ХДП, в отличие от Альенде, побоялась выступить за национализацию меднорудной промышленности (почему – будет рассмотрено ниже) и туманно проповедовала «чилизацию» этой сферы, то есть постепенный переход в руки Чили сбыта готовой меди. Однако сам термин «чилизация» воспринимался многими неискушенными в политике избирателями именно как национализация принадлежавшей американскими компаниям медной промышленности страны.
В области внешней политики ХДП выступала за нормализацию отношений Чили со всеми странами («ненормальными» они в то время были только с государствами социалистического содружества и с Кубой). В декларации признавалась «легитимность» революции в этой стране, но подчеркивалось, что целей данной революции ХДП не разделяет. Звучали в документе и робкие антиимпериалистические нотки, вроде желания ХДП всячески способствовать экономической интеграции стран Латинской Америки.
Таким образом, программа ХДП отличалась от программы Альенде только в том, что касалось национализации меди, и в отношении к Кубе. И это было не случайно – именно эти два вопроса были принципиальными для американцев. А в 1962–1963 годах, после того как провалились попытки задушить кубинскую революцию вооруженным путем, США окончательно сделали ставку на Фрея как на «своего Кастро» и решили превратить Чили в образцовый полигон вышеупомянутой программы «Союз ради прогресса». Чили под руководством Фрея должна была стать привлекательной альтернативой Кубе для всех латиноамериканцев.
В 1975 году комитет Сената США издал специальный доклад «Тайные операции в Чили 1963–1973 гг.»[185]. В нем, в частности, делался следующий вывод: «Из всех стран (Западного) полушария Чили была избрана на роль показательной витрины новой программы «Союз ради прогресса»… ее история народной поддержки социалистов, коммунистов и других левых партий была воспринята в Вашингтоне как флирт с коммунизмом. В 1962–1969 гг. Чили получила более одного миллиарда долларов в виде прямой открытой помощи Соединенных Штатов, включая кредиты и гранты. На душу населения Чили получила больше помощи, чем любая страна (Западного) полушария. В 1964–1970 гг. от 200 до 300 миллионов долларов было постоянно зарезервировано для Чили в виде краткосрочных кредитов американских частных банков»[186].
Таким образом, причины внимания США к Чили были определены американским сенатом весьма точно (правда, задним числом) – противодействие «флирту» чилийского населения с коммунизмом.
Именно поэтому в 1964 году США решили впервые активно вмешаться в президентские выборы в Чили. После кубинской революции они не могли себе позволить приход к власти социалистов и коммунистов мирным путем в одной из самых авторитетных и развитых стран Западного полушария. Исход выборов в Чили в 1958 году показывал, что победа Альенде абсолютно реальна. С другой стороны, бездарное правление самого популярного в Чили лидера правых Алессандри в 1958–1964 годах так же ясно демонстрировало, что никаких шансов у правых партий в 1964-м нет.
К Фрею американцы присмотрелись в 1960–1962 годах, когда он читал лекции в Колумбийском университете.
Кеннеди поручил заняться чилийским вопросом американской разведке – ЦРУ. Это было не случайно – именно ЦРУ по закону имело полномочия для проведения тайных подрывных операций против зарубежных стран.
В отличие от СССР, в США во время «холодной войны» существовали специальные государственные органы, занимавшиеся тайной подрывной деятельностью против неугодных Вашингтону иностранных государств. В декабре 1947 года Совет национальной безопасности (СНБ) США принял специальную директиву NSC 4-A, согласно которой только что созданной внешней разведке – ЦРУ – поручалось вести «психологическую войну» против враждебных США стран. Смысл директивы был еще и в том, что все подрывные операции носили тайный характер и не подлежали согласованию с Конгрессом[187].
18 июня 1948 года новая директива СНБ NSC 10/2 уже точнее определила, что понималось под тайными операциями (covert actions). Это операции, «которые осуществляются или поддерживаются нашим правительством против враждебных иностранных государств или групп или в поддержку дружественных иностранных государств или групп, но которые планируются и осуществляются так, что любая ответственность правительства США за них не очевидна непосвященным лицам, и если эти операции становятся достоянием гласности, правительство США смогло бы достоверно отречься от любой ответственности за них»[188].
Организовывать подрывные операции поручалось ЦРУ либо единолично, либо в контакте с Госдепартаментом и Министерством обороны. Перечень подрывных акций СНБ определял следующим образом: «пропаганда; экономическая война; превентивные прямые акции, включая саботаж, контрсаботаж, разрушение (объектов) и эвакуация (людей); подрывная деятельность против враждебных государств, включая поддержку движений сопротивления, партизан и эмигрантских освободительных групп, а также поддержку местных антикоммунистических элементов в находящихся в опасности странах свободного мира».
Уже в том же 1948 году ЦРУ тайно профинансировало предвыборную кампанию христианских демократов в Италии, что позволило предотвратить победу на свободных выборах итальянской компартии.
В декабре 1955 года был создан постоянно действующий межведомственный орган по планированию подрывных операций против иностранных государств (директива СНБ NSC 5412/2) – Специальная группа. В нее входили директор ЦРУ, заместители министра обороны и госсекретаря и представитель президента (как правило, секретарь СНБ или его заместитель). С 1959 года группа собиралась на встречи еженедельно. Но ЦРУ по-прежнему имело право осуществлять мелкие подрывные операции (стоимостью не более 25 тысяч долларов) самостоятельно, без одобрения группы.
Именно Специальная группа планировала убийство Фиделя Кастро и экономический саботаж против Кубы (операция Mongoose). С 1964 года группа носила название «Комитет 303». За время президентства Кеннеди и Джонсона (1961–1967) «Комитет 303» одобрил 163 тайных операции против иностранных государств. При этом в 70-е годы стало известно, что ЦРУ передало на рассмотрение комитета лишь 14 % всех подрывных акций[189].
ЦРУ и «Комитет 303» обратили пристальное внимание на Чили уже в 1958 году, когда кандидат левых сил социалист Сальвадор Альенде едва не одержал победу на президентских выборах.
К президентским выборам 1964 года в Чили американцы стали активно готовиться за несколько лет до даты голосования.
27 августа 1962 года Специальная группа одобрила выделение через «третью страну» (скорее всего, через ХДС ФРГ – примечание автора) 180 тысяч долларов для финансирования ХДП Чили[190]. Кеннеди считал наиболее выгодным для США вариантом в Чили создание правоцентристского правительства из радикалов и христианских демократов. Единоличная власть ХДП тогда казалась американцам не очень предпочтительной – среди христианских демократов было слишком много левых элементов. Поэтому в 1963 году США финансировали как ХДП, так и Демократический фронт правых партий[191].
На выборах 1964 года ЦРУ была поставлена задача не допустить победы Альенде. Добиться этого планировалось двумя путями. Во-первых, создать для Фрея имидж радикального реформатора и даже сторонника социализма. Отсюда и революционные лозунги ХДП, за исключением национализации меднорудной промышленности – здесь для американцев любой компромисс исключался. Во-вторых, ЦРУ намеревалось развернуть небывалую кампанию дискредитации Альенде, как советского и кубинского ставленника, который в случае избрания установит в Чили жестокую тоталитарную диктатуру. Эта акция получила наименование «кампания устрашения» (Scare campaign).
ЦРУ намеревалось организовать пропаганду как самостоятельно, так и через зарубежные, а также чилийские правые СМИ. Для этой цели через «Комитет 303» американская разведка получила несколько миллионов долларов (солидная сумма по тем временам).
Выдвижение Альенде как единого кандидата левых сил было решенным делом – все помнили, как он едва не выиграл президентские выборы в прошлый раз. В январе 1963 года в Сантьяго была созвана народная ассамблея левых сил, где Сальвадор Альенде официально стал единым кандидатом прогрессивного лагеря[192]. Стержнем левого блока был союз социалистов и коммунистов, причем компартия была самой мощной силой в этом объединении. В сентябре 1962 года пленум ЦК КПЧ поставил задачу довести в ближайшем будущем численность партии до 100 тысяч человек, а численность Союза коммунистической молодежи – чилийского комсомола – до 50 тысяч.
КПЧ не собиралась немедленно строить в Чили коммунизм: «Коммунистическая партия заявляет чилийскому народу, что ее целью является социализм и коммунизм. Однако для достижения этой цели необходимо предварительно осуществить неотложные национально-демократические задачи… Для решения этих задач мы должны сплотить коалицию всех прогрессивных и патриотических, антиимпериалистических и антиолигархических сил»[193].
Блок правых партий и радикалов выдвинул кандидатом в президенты радикала Хулио Дурана. Впервые в истории Чили две правые партии – консерваторы и либералы – не рискнули выставить собственного претендента на высший пост в государстве. Этот факт лучше других свидетельствует о тогдашних настроениях в стране.
Правые назвали себя Демократическим фронтом, подчеркивая, что главной целью считают спасение демократии от надвигающейся коммунистической диктатуры.
ХДП, как и предполагалось, выдвинула в президенты Эдуардо Фрея.
Действуя точно по сценарию ЦРУ, Фрей избрал основным девизом своей кампании слоган «Революция в условиях свободы». Мол, и Альенде искренне хочет революции – но его революция принесет Чили диктатуру. А он, Фрей, достигнет тех же целей, что и Альенде, но только мирным путем, без всяких потрясений.
Если блок левых сил намеревался постепенно двигаться к социализму, то ХДП, тоже будучи против капитализма, хотела создать в Чили некое «коммунитарное общество» (неискушенный левонастроенный избиратель вполне мог спутать «коммунизм» с «коммунитаризмом»). В документе ХДП «Принципы коммунитаризма» говорилось: «Мы живем в эпоху великих социальных революций, которые потрясли мир до основания. Отражением этого были революции в России, Китае и на Кубе… Революция народов против капиталистического общества, против эксплуатации со стороны мирового капитала – это развивающийся исторический процесс, который невозможно остановить… Капитализм показал, что он неспособен должным образом ответить на этот вызов истории. Массы утратили веру в возможность добиться какого-либо выхода в рамках капитализма»[194]. Под таким заявлением спокойно мог бы подписаться весь ЦК КПСС.
Однако истинная цена демагогии ХДП стала ясна уже в марте 1964 года. После смерти депутата-социалиста от округа Курико были назначены выборы, чтобы заполнить освободившееся место. Выборы в Курико рассматривались как генеральная репетиция перед президентскими выборами 4 сентября 1964 года.
Левый блок выдвинул сына умершего депутата. ХДП и Демократический фронт не смогли договориться и выставили каждый своего кандидата. В итоге 15 марта 1964 года победил социалист (кандидат ХДП занял третье место). В ЦРУ отметили, что левый кандидат с отрывом выиграл среди избирателей-мужчин, однако представитель Демократического фронта набрал больше голосов избирательниц (3833 против 3476 за победившего социалиста)[195].
Поражение правых и ХДП в Курико настолько обескуражило правящую элиту, что Дуран заявил о снятии своей кандидатуры. Таким образом, Фрей становился де-факто единым кандидатом правых и центристских сил. Такого мощного единого фронта против Альенде еще никогда не создавалось.
Хотя состоявшийся в апреле 1964 года съезд радикалов постановил вернуть Дурана в предвыборную гонку, тот уже не вел активной кампании. Да и радикалы не надеялись на победу, просто хотели не допустить, чтобы кто-либо из кандидатов получил абсолютное большинство голосов. В этом случае радикалы через свою достаточно многочисленную фракцию в Конгрессе могли бы сыграть ключевую роль в решении вопроса, кто займет «Ла Монеду» на следующие шесть лет[196].
После выборов в Курико американцы финансировали уже только ХДП.
Для организации поражения Альенде на президентских выборах в Вашингтоне был создан специальный межведомственный комитет. В него входили заместитель госсекретаря по межамериканским вопросам (то есть по Латинской Америке) Томас Манн, начальник отдела ЦРУ по западному полушарию Десмонд Фитцжеральд, сотрудники аппарата Белого дома Ральф Данган (позднее посол США в Чили при Фрее) и Макджордж Банди (позднее секретарь СНБ и архитектор американской интервенции в Доминиканской Республике в 1965 году) и сотрудник отдела по Западному полушарию ЦРУ (4-е отделение, отвечавшее за Чили), чье имя до сих пор не рассекречено. Параллельно был создан специальный комитет по влиянию на выборы и в Сантьяго (на базе тамошней резидентуры ЦРУ и посольства США). Резидентура ЦРУ в чилийской столице была усилена тремя новыми сотрудниками[197].
Конец ознакомительного фрагмента.