Вы здесь

Чечня от системного кризиса к устойчивому развитию. Проблемы региональной интеграции субъектов Российской Федерации (И. И. Идилов, 2010)

Проблемы региональной интеграции субъектов Российской Федерации

Межрегиональные интеграционные связи на территории Российской Федерации имеют для России жизненно важное значение.

В новейшей истории России ее главным интересом стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Основным же интересом каждого региона – блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы.

При этом необходимо осознавать, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне. И это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов и государства.

Государственная региональная политика направлена на обеспечение дееспособности региональной политики на местах.

Главный региональный интерес России должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

До недавнего времени взаимодействие региональных и центральных органов власти определялось в основном стремлением Центра к системному реформированию экономики, а регионов – к защите от “негативных” последствий реформ. При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения, другая часть пыталась скорректировать само направление экономического реформирования.

Эти взаимодействия проходили в весьма сложной политической обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным возможностям ветвей власти, в условиях ослабленности институтов национальной государственности, высокого уровня социальной направленности, ограниченной лояльности силовых государственных структур. Как разворачивалось это противостояние, какова была динамика взаимодействия Центра и регионов?

Особая острота проблемы в том, что, во-первых, качественно видоизменялись экономические отношения, которые находились в начале длительного этапа становления рынка; во-вторых, качественно обновлялись федерализм и местное самоуправление. Структуризация власти на федеральном уровне традиционно рассматривалась как производная противоречий между представительной и исполнительной ее ветвями. Распад Федерации рассматривался как постоянная угроза.

Основным элементом такой угрозы, к сожалению, явилась Чеченская Республика. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия федеральная власть направляла на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ).

Конец ознакомительного фрагмента.