Вы здесь

Чечня от системного кризиса к устойчивому развитию. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике (И. И. Идилов, 2010)

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике

Экономика Чеченской Республики нуждается в системных преобразованиях.

Одним из направлений структурной перестройки экономики является всестороннее содействие становлению и развитию малого и среднего предпринимательства.

В первую очередь требуется формирование рынка, являющееся многоплановым процессом.

Понятие “малое предприятие” предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, идет насыщение рынка товарами и услугами, создаются дополнительные рабочие места, что актуально в нашей республике, расширяется потребительский сектор, лучше используются местные сырьевые ресурсы.

По предварительным данным, в Чеченской Республике от военных действий пострадало 2905 малых предприятий, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств 925 единиц на общую сумму (ориентировочно) 1 млрд руб..

Сумма ущерба постоянно уточняется специальными государственными службами. Правомерность требований предпринимателей в компенсации нанесенного военными действиями ущерба не вызывает сомнений.

Однако в федеральной программе восстановления экономики и социальной сферы республики возмещение ущерба малым предприятиям не нашло отражения. При Госкомитете создана ассоциация малых предприятий, пострадавших от военных действий, при котором организован сбор информации о пострадавших малых предприятиях республики.

Многие существующие и вновь создаваемые малые предприятия нуждаются в производственных помещениях. В республике много пустующих зданий и сооружений, подвальных помещений, пригодных для использования после соответствующего ремонта.

В создании новых и восстановлении пострадавших малых предприятий основным затруднением для их владельцев (учредителей) станет отсутствие инвестиций. При формировании предприятия значительная часть стартовых финансовых средств (до 70–80 %) падает на долю основных фондов (машины, технологическое оборудование, здания и другие основные средства).

При финансовой несостоятельности предпринимателей республики и в связи с отсутствием достаточного числа инвесторов выходом из такой ситуации может послужить лизинг – как одна из удобных форм создания материально-технической базы хозяйствующих объектов, обеспеченных достаточным капиталом.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что развитие конкурентной рыночной и предпринимательской среды во многом зависит от малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес, как правило, выступает в роли катализатора конкурентной рыночной среды и способствует повышению эффективности всей предпринимательской деятельности. Однако он более уязвим от колеблющейся рыночной конъюнктуры. Поэтому в большинстве зарубежных стран малому и среднему бизнесу оказывается заметная поддержка со стороны государства. Для этого создается широкая сеть органов на правительственном и региональном уровнях, призванных заниматься только проблемами малого и среднего бизнеса.

В любой развитой стране удельный вес ВВП от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса составляет более 50 %.

Малые предприятия способствуют ускорению процесса оздоровления экономики, а именно: насыщению рынка товарами и услугами, более эффективному использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот местных ресурсов, расширению потребительского рынка, созданию дополнительных рабочих мест.

Последнее обстоятельство имеет особую актуальность для Чеченской Республики, так как, согласно данным официальной статистики, в 2009 г. 299 тыс. человек состояли на учете по безработице, а 184 тыс. человек получали пособие по безработице. И лишь немногим более 143 тыс. человек имели постоянную занятость.

Одной из главных предпосылок решения вопроса безработицы в нашей республике является развитие малого и среднего бизнеса.

Анализ данных о состоянии и динамике развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике свидетельствует о том, что в республике созданы определенные условия для успешного функционирования субъектов малого предпринимательства.

Так, в 2001 г. был создан Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству. Указанному комитету за сравнительно короткий срок удалось создать современную инфраструктуру государственной поддержки малого бизнеса, разработать программу развития и поддержки малого предпринимательства, привлечь в республику значительные финансовые ресурсы из федерального бюджета, выделяемые на конкурсной основе.

На наш взгляд, в Комитете Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству собрались грамотные энергичные специалисты, на деле болеющие за развитие бизнеса в регионе.

Однако после принятия Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” указанному комитету не под силу в одиночку справиться с теми проблемами, которые встают на пути социально-экономического развития нашей республики.

Решая проблемы развития малого и среднего предпринимательства, речь следует вести о реализации общенародной задачи, в которой никто не вправе оставаться в стороне. Мы все вместе должны реализовать конституционное право каждого гражданина Чеченской Республики – право на труд.

В целях успешного решения указанных задач необходимо обозначить круг проблем, которые препятствуют эффективному функционированию малого и среднего предпринимательства на территории Чеченской Республики.

К числу основных из них необходимо отнести то, что в Чеченской Республике не проводились мероприятия по масштабной приватизации.

Подавляющее число государственных унитарных предприятий на территории нашей республики являются убыточными. В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с концепцией либеральной экономической реформы государство является наименее эффективным производителем. К тому же в условиях рыночной экономики убытки от банкротства покрываются не управляющим конкретного предприятия, а собственником, т. е. государством. Поэтому на предприятиях государственной формы собственности достаточно часто поддерживаются и искусственно тиражируются процедуры банкротства.

Государственные предприятия не умеют и не хотят осуществлять свою деятельность в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т. д.

Существенной проблемой на пути развития предпринимательства является также отсутствие у населения рыночного мировоззрения. С сожалением приходится констатировать, что у подавляющей части населения социалистические утопические идеи присутствуют, если можно так выразиться, даже в генах. Поэтому необходима масштабная работа по формированию у населения рыночного или капиталистического мировоззрения, своего рода рыночный экономический всеобуч.

Все это свидетельствует о том, что необходимо предоставить максимальную свободу для развития предприятиям малого бизнеса. Они могут обеспечить в Чеченской Республике требуемую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, конкурентную среду, являющуюся локомотивом в развитии экономики.

Кроме того, развитие малого предпринимательства может явиться толчком для становления крупномасштабных предприятий.

Отличительной особенностью большинства малых предприятий Чеченской Республики является то, что они вновь возрождаются после масштабных разрушительных военных действий.

В условиях глобализации экономики успехов в отдаленной перспективе смогут достичь те предприятия, которые начнут использовать для интенсивного развития своего бизнеса инновационные технологии.

Одной из серьезных проблем в развитии инновационных технологий в малом бизнесе является отсутствие необходимых навыков ведения инновационных проектов в среде молодежи, которыми обладает лишь старое поколение.

В Чеченской Республике крайне недостаточно менеджеров, способных продвигать инновации на рынок.

Кроме того, существует и такая кадровая проблема, как “утечка мозгов”. За последнее 15-летие Чеченскую Республику покинула основная часть научно-технической интеллигенции, и прежде всего талантливая трудоспособная молодежь. Процесс их масштабного возвращения не имеет под собой реальной почвы. К тому же для бюджета Чечни он оказался бы весьма дорогостоящим.

В последнее время незначительная часть покинувших, набравшись зарубежного опыта, вновь возвращается на историческую родину.

К сожалению, в большинстве случаев их ждет отсутствие востребованности и как следствие – отсутствие мотивации к производительному труду.

Если у предпринимателя появляется интерес к инновациям, то ему непременно необходимы средства на реализацию всего задуманного. Имея достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, предприниматель нуждается для создания опытных образцов в дорогостоящей материально-технической базе. К сожалению, на территории Чеченской Республики отсутствуют механизмы для финансовой поддержки малого инновационного бизнеса.

Банки крайне редко кредитуют зарождающийся малый бизнес, а тем более инновационный. Инноватика – достаточно рискованная сфера. Здесь очень сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки.

Частные инвесторы крайне неохотно вкладывают личные средства в рискованные проекты.

По нашему мнению, в Чеченской Республике следовало бы создать реально функционирующий республиканский внебюджетный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Указанная государственная некоммерческая организация могла бы оказывать прямую финансовую, информационную и иную помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

В целях устранения кадровой проблемы следовало бы также наладить процесс подготовки квалифицированных руководителей инновационных проектов при вузах.

Проблему отсутствия знаний и опыта у молодых предпринимателей могли бы решать бизнес-инкубаторы, создаваемые в различных районах Чеченской Республики Правительством Чеченской Республики. Развитию этого направления следует придать динамику.

На сегодняшний день в Чечне на 1000 человек приходится более пяти малых предприятий. Для сравнения: в странах Западной Европы на 1000 человек приходится более 40 малых предприятий, в областях Центрального экономического района России – свыше 20.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что за счет развития малого бизнеса в перспективный период можно трудоустроить около 200–400 тыс. человек и таким образом решить проблему безработицы в республике. Следует отметить, что официальная статистика роста числа безработных не учитывает теневой сектор экономики. Согласно экспертным оценкам в сфере теневого малого бизнеса занято свыше 100 тыс. человек. Указанные данные являются убедительным доказательством того, что теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Определенная часть трудоспособного населения Чеченской Республики совершенно незаконно получает пособия по безработице, так как фактически занята в сфере малого предпринимательства.

Оздоровлению ситуации в этой части вопроса способствовали бы мероприятия Правительства Чеченской Республики, направленные на выход субъектов малого предпринимательства из теневого сектора экономики в реальный.

В случае успешного решения указанных вопросов бюджет Чеченской Республики мог бы дополнительно получить около 1,5 млрд руб..

Наряду с этим вывод финансовых потоков из теневого оборота значительно увеличил бы суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий, а также оказал бы влияние на повышение инвестиционной привлекательности республики.

В республике остро ощущается недостаток квалифицированных кадров счетных работников, менеджеров, консультантов, программистов и специалистов других профессий. Школа бизнеса, организованная при Госкомитете ЧР по поддержке и развитию малого предпринимательства, не обеспечивает потребность в подготовке кадров.

Для организации республиканской школы бизнеса необходимо изыскать помещение общей площадью не менее 300 кв. м, выделить средства на оснащение современным оборудованием и учебными пособиями, а также определить дотацию из бюджета на ее содержание.

Подготовку предложения по созданию республиканской школы бизнеса следует поручить Госкомитету ЧР, Министерству финансов ЧР, Государственному фонду поддержки малого предпринимательства и мэрии г. Грозного. Представители малого предпринимательства республики часто находятся в информационном вакууме. Им бывают недоступны новые законы, указы, постановления правительства, ведомственные приказы, инструкции и другие материалы по вопросам малого предпринимательства. Кроме того, субъекты малого предпринимательства не могут поделиться своим опытом работы и ознакомиться с новшествами других.

Развитие малого предпринимательства в республике сопряжено с серьезными трудностями из-за отсутствия финансовых средств, в связи с этим необходимо при формировании графика финансирования восстановительных работ в соответствии с федеральной программой предусмотреть первоочередное выделение средств на развитие и поддержку малого предпринимательства.

В республике нет специализированного банка по обслуживанию субъектов малого предпринимательства. Это создает большие неудобства малым предприятиям.

В связи с этим считаем необходимым учредить специализированный банк для обслуживания субъектов малого предпринимательства с разветвленной сетью филиалов и представительств в каждом районе.

Развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста республики.

Учитывая, что отмечается крайне низкий уровень обеспеченности населения Чечни социальной инфраструктурой, следовало бы увеличить, прежде всего, динамику развития торговли и бытового обслуживания.

Кроме того, малые предприятия необходимо развивать в промышленности, строительстве, производстве строительных материалов и конструкций (преимущественно из местного сырья), сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции, заготовке и переработке древесины и лекарственно-технического сырья, а также в других отраслях народного хозяйства.