Уровень жизни населения как индикатор эффективности социально-экономической политики Чеченской Республики
Характер сложившейся ситуации в Чеченской Республике свидетельствует о том, что экономическая политика на ее территории должна строиться в направлении всесторонней социальной поддержки населения, устранения причин масштабной коррупции, повышения эффективности использования производственного и ресурсного потенциала.
При оценке деятельности министерств и ведомств необходимо учитывать, повышается или нет уровень благосостояния рядовых граждан при принятии конкретных решений представителями органов государственной власти. Необходимо помнить о том, что люди в своей повседневной жизни всегда задаются вопросами: “Становлюсь ли я счастливее с каждым днем?”, “Приносит ли мне жизнь радость?”.
Отсутствие ответов на эти вопросы приводит к ослаблению мотиваций к производительному труду, нежеланию граждан повышать уровень своей квалификации, к полной апатии ко всему происходящему вокруг.
При этом наиболее печальным обстоятельством является тот факт, что люди начинают утрачивать традиционно сложившиеся навыки управления производственными отношениями.
Необходимо отметить, что за последние годы достигнуты значительные позитивные изменения в жизни чеченского общества.
Так, полностью восстановлены объекты социальной и производственной инфраструктуры в таких городах, как Гудермес и Аргун. Практически не осталось следов военных действий на территории г. Грозного.
Вместе с тем достигнутые результаты могли бы быть весомее, а уровень жизни значительно выше при осуществлении на территории республики экономических реформ. Если вести речь о таком понятии, как эффективность рыночной системы, то в соответствии с принципами либеральной экономической концепции государство является наименее эффективным производителем. Считается, что критерии, которыми руководствуются государственные предприятия в принятии хозяйственных решений, могут отличаться от рыночных, в результате чего принимаемые решения не будут способствовать более эффективному распределению и использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов.
Кроме того, проблематичной является неотвратимость воздействия рыночных механизмов, прежде всего банкротства, на государственные предприятия. Убытки государственных предприятий покрываются не управляющими этих предприятий, а их владельцем, т. е. государством.
Это приводит к тому, что довольно часто искусственно поддерживаются и тиражируются не самые эффективные хозяйственные решения.
Чеченская Республика в отличие от других субъектов России находится в уникальной ситуации.
Необходимо помнить, что большинство законов, принятых в России, изданы для капиталистической экономики. Для экономики Чеченской Республики они не всегда применимы, так как основной формой собственности на ее территории является государственная. В этих условиях часто требуется применение методов директивного планирования.
В связи с этим совершенно непонятна позиция парламента Чеченской Республики, призванного создавать законы применительно для экономики, находящейся в чрезвычайных условиях восстановления.
При этом следовало бы учесть, что в экономике Чеченской Республики не были реформированы отношения собственности. В течение многих лет она не находилась в российском правовом и информационном поле. Не были разрешены в Чечне и вопросы разграничения и управления государственной собственностью.
В силу этих причин предприятия и организации, расположенные на территории Чеченской Республики, не в состоянии конкурировать с организациями и предприятиями регионов Российской Федерации, а следовательно, не в состоянии без коренных рыночных преобразований осуществлять расширенное воспроизводство.
Указанные причины наряду с имевшими место на территории Чеченской Республики военными действиями являются основной причиной абсолютного обнищания основных масс населения.
К примеру, по оценкам органов статистики, среднемесячная заработная плата в Чеченской Республике в конце 2003 г. составляла 3325 руб., или 55 % от среднероссийского уровня.
Общая численность пенсионеров в 2003 г. достигла 207,7 тыс. человек (20 % от общего числа жителей республики).
Общая численность получателей детских пособий на 1 января 2004 г. составляла 178,4 тыс. человек, а численность детей, которым назначено пособие, 416,2 тыс. человек, или 37 % от общего числа жителей Чечни.
В 2009 г. среднемесячная зарплата составила 13 560, 8 руб., что в 4 раза выше уровня 2003 г.
Общая численность получателей детских пособий в 2009 г. увеличилась в сравнении с 2004 г. на 5,5 тыс. человек, а численность детей, которым назначено пособие, уменьшилась на 1,1 тыс. человек.
Численность детей и пенсионеров в Чеченской Республике в 2004 г. составляла 57 % от общего числа жителей, а в 2009 г. – 56,4 %.
На основе анализа указанных показателей можно сделать следующие выводы: низкий уровень жизни в республике обусловлен колоссальной нагрузкой на работающее население со стороны иждивенцев, а именно детей и безработных. На одного работающего приходится пять детей и безработных.
Месячный доход на одного человека, рассчитанный с учетом детей и безработных, в 2004 г. составлял 580 руб., а в 2009 г. он увеличился в 4 раза и достиг 2265 руб. в месяц. Необходимо отметить, что проблема безработицы была актуальна для жителей Чечни во все времена. В период существования СССР до 300 тыс. человек из бывшей ЧеченоИнгушской АССР в летний период выезжали на заработки в регионы Нечерноземной зоны РСФСР, Сибири, Дальнего Востока. Эта категория населения в основном занималась там возведением строительных объектов. Заработанные таким образом деньги являлись существенной подпиткой семейных бюджетов большей части населения.
В настоящее время у значительной части местного чиновничества, а также населения в субъектах Российской Федерации сложилось негативное отношение к лицам чеченской национальности, что на практике приводит к отказу в трудоустройстве, ущемлению их гражданских прав и свобод.
Поэтому трудоспособное население Чечни предпочитает не выезжать в последние годы в поисках заработков за пределы республики.
Сложившиеся диспропорции и охлаждение сотрудничества в области межнациональных отношений требуют концептуального решения.
Если не начать активный поиск решений данной проблемы, то возникшей ситуацией могут воспользоваться западные элиты для усиления своего влияния как в Чечне, так и на всей территории Северного Кавказа.
По нашему мнению, следовало бы наладить процесс по созданию общественных организаций в различных регионах Российской Федерации для оказания содействия населению Чечни и налаживания долговременного сотрудничества между ними и административными районами Чеченской Республики. Указанным общественным организациям было бы целесообразно выделять финансовые ресурсы из местных бюджетов целевым назначением.
Такой механизм позволил бы существенно ослабить влияние международных организаций на умы и настроения людей. Кроме того, значительно ускорился бы процесс повышения качества жизни населения Чеченской Республики и его вхождения в правовое поле России.
Одной из серьезных проблем Чеченской Республики на пути экономического возрождения и питательной средой масштабной коррупции является многолетняя отсрочка на ее территории мероприятий по ускоренной приватизации. По нашему мнению, совершенно необоснованны заявления ряда политиков, утверждающих, что федеральная власть обязана сначала восстановить разрушенные объекты, а потом их следует приватизировать. Нам необходимо честно признаться, что значительное количество государственных объектов было разграблено и уничтожено не в результате военных действий, а в результате бандитского передела собственности чеченскими криминальными группировками в период 1991–1994 гг.
В сложившихся условиях целесообразным решением со стороны государственных органов явилась бы разработка комплекса мер, направленных на развитие и поддержку новых рыночных организационно-правовых форм хозяйствования и прежде всего частных предприятий.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что развитие конкурентной рыночной и предпринимательской среды во многом зависит от малого бизнеса.
Малый бизнес, как правило, выступает в роли катализатора конкурентной рыночной среды и способствует повышению эффективности всей предпринимательской деятельности.
Во всех зарубежных странах малому бизнесу оказывается заметная поддержка со стороны государства. Для этого создается широкая сеть органов на правительственном и региональном уровнях, призванных заниматься только проблемами малого бизнеса.
Малые предприятия способствуют ускорению процесса оздоровления экономики, а именно: насыщению рынка товарами и услугами, более эффективному использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот местных ресурсов, расширению потребительского рынка, созданию дополнительных рабочих мест.
Последнее обстоятельство имеет особую актуальность для Чеченской Республики, так как, согласно данным официальной статистики, в 2009 г. около 300 тыс. ее граждан являлись безработными. И только немногим более 143 тыс. человек имели постоянную занятость.
На сегодняшний день общая численность занятого в малом бизнесе населения Чеченской Республики составляет около 55 тыс. человек. При этом на 1000 человек приходится немногим более пяти малых предприятий. Для сравнения: в странах Западной Европы на 1000 человек приходится около 40 малых предприятий, в областях Центрального экономического района России – свыше 20. Приведенные данные свидетельствуют о том, что за счет развития малого бизнеса в перспективный период можно трудоустроить от 200 до 400 тыс. человек.
В случае успешного решения указанных вопросов бюджет Чеченской Республики мог бы дополнительно получить около 1,5 млрд руб..
Это привело бы к значительному повышению уровня жизни населения Чеченской Республики, а также к ослаблению социально-политической напряженности как в регионе, так и в России в целом.