Вы здесь

Чечня от системного кризиса к устойчивому развитию. К вопросу о взаимодействии Чеченской Республики с федеральными органами власти и управления (И. И. Идилов, 2010)

К вопросу о взаимодействии Чеченской Республики с федеральными органами власти и управления

В настоящее время республиканская экономическая политика, гармонизация взаимоотношений Центра и Чеченской Республики находятся в центре внимания российской и мировой общественности.

Одновременно с созданием семи федеральных округов и усилением вертикали государственной власти осуществляется процесс перераспределения многих прав и полномочий в пользу территориальных образований.

Это ведет к возрастанию роли регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. При этом отмечаются качественные изменения статуса и функций региональных и муниципальных органов управления.

Мировой опыт показывает, что именно региональное управление экономикой наиболее полно и эффективно решает вопросы, имеющие значимость для населения данной территории.

К примеру, в США, Германии и Японии на долю местных бюджетов приходится до 60 % общих доходов и расходов государственного консолидированного бюджета, в то время как в России от 20 до 30 % общих бюджетных расходов. В Чеченской Республике этот показатель не превышает 10 %.

Проводимые в стране экономические реформы приводят к тому, что Чеченская Республика обязана сама принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на месте и нести полную ответственность за их последствия. Так, Чечня должна разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны.

В этих условиях для Чеченской Республики одной из актуальнейших становится проблема поиска оптимального соотношения: Центр – федеральный округ – республика – муниципальные образования.

Каждое из отмеченных направлений предусматривает целостную систему концептуальных и частных вопросов, которые могут быть выведены как в самостоятельные блоки исследования, так и решаться в совокупности.

Обширность территории России обусловливает разнообразие особенностей регионов, связанных с природно-климатическими условиями. Многонациональность населения приводит к необходимости учета особенностей всех наций и народностей, каждой из которых присущи свои исторически сложившиеся традиции, обычаи, производственные и социальные особенности.

Чеченская Республика обязана выстраивать свои отношения в соответствии со сложившейся системой вертикали государственной власти. Существующее многообразие факторов, по-разному влияющих на развитие ее экономики, во многом осложняет проблемы территориального планирования и регулирования.

На развитие экономики и социальной сферы Чеченской Республики оказывает также значительное влияние ряд политических, социальных и экономических предпосылок начала 90-х гг. ХХ века.

Основным является то обстоятельство, что в России произошли грандиозные по своей масштабности изменения по переходу от социалистического способа воспроизводства к капиталистическому.

Если в целом во всех субъектах Российской Федерации переход к рынку носил более или менее цивилизованный характер, то в Чеченской Республике он приобрел черты национальной катастрофы, сопровождавшейся значительными людскими потерями и практически полным разрушением экономического потенциала республики.

Чеченская Республика в отличие от других субъектов России находится в уникальной ситуации. В ее экономике не были реформированы отношения собственности. В течение многих лет она не находилась в российском правовом и информационном поле. Не были разрешены в Чечне и вопросы разграничения и управления государственной собственностью.

Существующие жесткие ограничения на развитие процессов приватизации в Чеченской Республике привели и приводят к формированию частных капиталов и развитию частного предпринимательства преимущественно за счет незаконной перекачки средств и материальных ценностей из государственного сектора экономики в частный.

Одной из серьезных проблем Чеченской Республики является то обстоятельство, что, имея в своей основе государственную форму собственности, она вынуждена функционировать в рыночном пространстве России.

В силу этих причин предприятия и организации, расположенные на территории Чечни, не в состоянии эффективно конкурировать с организациями и предприятиями регионов Российской Федерации, а следовательно, не в состоянии без коренных рыночных преобразований осуществлять расширенное воспроизводство.

В настоящее время основной формой собственности на территории Чечни является государственная собственность. В то же время в субъектах Российской Федерации 80 % национального богатства являются частной собственностью. Если вести речь о таком понятии, как эффективность рыночной системы, то в соответствии с принципами либеральной экономической концепции государство является наименее эффективным производителем. Считается, что критерии, которыми руководствуются государственные предприятия в принятии хозяйственных решений, могут отличаться от рыночных, в результате чего принимаемые решения не будут способствовать более эффективному распределению и использованию вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов.

Кроме того, проблематичной является неотвратимость воздействия рыночных механизмов, прежде всего банкротства, на государственные предприятия. Убытки государственных предприятий покрываются не управляющими этих предприятий, а их владельцем, т. е. государством.

Это приводит к тому, что довольно часто искусственно поддерживаются и тиражируются не самые эффективные хозяйственные решения.

В связи с этим при разработке бюджетной и налоговой политики Чеченской Республики следует учитывать те особенности, которые сложились в ходе ее экономического и социального развития.

На наш взгляд, при передаче части полномочий со стороны федеральных министерств и ведомств в ведение Чеченской Республики необходимо учитывать те особенности, которые присущи ее экономическому развитию. Опыт передачи властных полномочий и функций, накопленный в других субъектах Федерации, не всегда применим для Чеченской Республики.

К примеру, необходимо научиться оценивать характер экономических и социальных последствий для населения Чечни, если дотационность консолидированного бюджета будет с каждым годом уменьшаться. Если не научиться предвидеть, что при этом будет происходить, то все усилия последних лет по налаживанию мирного процесса будут сведены к нулю.

Целесообразно также формировать стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики Чеченской Республики. Их следует согласовывать с общими целями и задачами экономической политики государства, которые будут являться определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проектов бюджета республики на каждый очередной год.

Бюджетная и налоговая политика играет важную роль в восстановлении социально-экономического положения Чеченской Республики и должна в большей степени соответствовать требованиям стабилизации ее экономики. Однако при этом необходимо учитывать весь комплекс существующих бюджетных и налоговых проблем республики. Чеченская Республика на протяжении многих лет находилась в условиях военных действий, а ее экономика пребывала в состоянии стагнации. Основной формой собственности на ее территории является государственная. В силу сложившихся объективных причин республика не может стать бездотационной, а тем более быть донором федерального бюджета. Почти все законы и законодательные акты федерального уровня разработаны и приняты для их функционирования в условиях рыночной или капиталистической экономики.

Экономика Чечни в основной своей массе находится в условиях социалистического воспроизводства, где должны подчас применяться законы директивного планирования. Сложилась такая ситуация, когда государственные предприятия и организации вынуждены руководствоваться положениями налоговой политики, разработанной для капиталистической экономики.

Иными словами, в Чеченской Республике имеет место процесс перекладывания финансовых ресурсов из одного государственного кармана в другой. Указанное положение вещей будет продолжаться до тех пор, пока в Чечне не будут проведены мероприятия по приватизации.

В сложившейся ситуации правительству Чеченской Республики следовало бы на переходный период вернуться к практике директивного планирования, в особенности в части установления контрольных цифр для административных районов по собираемости налогов и установления контрольных цифр по уровню безработицы.

Положительным моментом явилось бы введение в Чеченской Республике практики бюджетирования на промышленных предприятиях.

Кроме того, следовало бы поставить перед федеральным Центром вопрос об освобождении предприятий и организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, от налога на прибыль в той ее части, которая направляется в федеральный бюджет.

В системе факторов реализации бюджетной политики Чеченской Республики особое место занимают платежи за пользование природными ресурсами. В 2003 г. из всех поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по Чеченской Республике платежи за природные ресурсы составили около 50 %.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых составляет величину 16,5 % от налоговой базы. При этом распределение суммы налогов между уровнями бюджета показывает, что 85,4 % налоговых платежей поступает в федеральный бюджет. Вместе с тем анализ законодательной базы показывает, что соотношение распределения суммы налогов между уровнями бюджета в части перечисления суммы налога в региональный бюджет из года в год снижается.

В середине 90-х гг. прошлого века это соотношение составляло: 60 % – в федеральный и 40 % – в региональный бюджет, затем 80 % – в федеральный и 20 % – в республиканский. В настоящее время, как было показано выше, лишь 14,6 % налоговых платежей поступает в республиканский бюджет.

Следует также отметить, что в нефтедобыче принадлежащий ОАО “Грознефтегаз” пакет акций составляет величину в 49 %. Указанный пакет акций для Чеченской Республики не имеет ценности как источник дивидендов. По нашему мнению, все финансовые ресурсы, полученные от реализации нефти, добытой на территории Чеченской Республики, а также все суммы налога на добычу полезных ископаемых необходимо использовать для восстановления экономики республики. Указанный вопрос актуален еще и потому, что находит понимание со стороны председателя Правительства РФ В. В. Путина.

Положительное решение отмеченных вопросов ускорит процесс восстановления экономики и социальной сферы Чечни и позволит прекратить все спекуляции со стороны федерального Центра относительно Чеченской Республики как источника бюджетной дыры.

На сегодняшний день бюджетная несбалансированность усугубляется отсутствием разграничения полномочий органов власти различных уровней. Республиканские и муниципальные органы власти, как правило, не могут определить сферу своей финансовой ответственности, исполняют функции, которые находятся в компетенции вышестоящего уровня. Следует создавать и применять на практике методики оценки налогового потенциала хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории республики.

Сложившиеся диспропорции в бюджетной системе приводят к тому, что государство не исполняет часть взятых на себя обязательств. Прежде всего это касается социальных гарантий, предусмотренных законами. К примеру, накопилась значительная задолженность по детским пособиям, по пособиям по безработице и т. д.

Несмотря на то что в большей степени это относится к компетенции федеральных органов власти, тем не менее остроту указанной проблемы приходится переживать представителям республиканских органов власти.

Одной из серьезных бюджетных проблем Чечни является то обстоятельство, что продолжается процесс перекладывания социальных расходов на предприятия, устанавливая для них высокие тарифы на электроэнергию и газ. В то же время население практически не оплачивает эти услуги, что порождает иждивенческие, потребительские настроения. Указанное положение закрепляет своего рода “контракт” между государством и обществом, когда одна из сторон не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой “контракт” создает неравные условия конкуренции, способствует кризису неплатежей, приводит к оттоку капиталов и вызывает масштабную коррупцию.

Вместе с тем избыточные обязательства государства порождают высокий уровень налогообложения. Дифференцированное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делает налоговую систему несправедливой. Существующее многообразие налоговых льгот способствует значительному уменьшению доходной части республиканского бюджета и практически становится непрозрачным для контроля за их эффективностью и целевым использованием. В налоговой системе содержится большое количество плохо собираемых налогов, которые осложняют хозяйственную жизнь предприятий, способствуют уходу бизнеса в тень, а их финансовых потоков – за пределы Чеченской Республики.

Представителям всех органов управления Чеченской Республики следует осознать, что расширение федеральной поддержки экономики республики и приток частных инвестиций станут возможными в том случае, если в Российской Федерации будут отмечаться высокие темпы ВВП.