Глава 1
Власть поколений
Подобно огненному пламени, внезапно лосось в панике бросился сквозь быстрый поток воды. Это означало лишь одно: появился кто-то незваный, нежданный, опасный.
Красная Птица тихо присел в высокой траве. Его лук был наготове и тетива натянута. Он внимательно вслушивался в окружавшие его звуки; различив и этот, мягкий и ритмичный всплеск, что донесся до него со стороны реки. В этот момент перед ним появился огромный медведь. Красная Птица затаил в ожидании дыхание.
Этот старый медведь недавно проник в деревню Красной Птицы и без всякой причины напал на человека. А поскольку уже наступала зима, жители деревни не могли чувствовать себя в безопасности, пока рядом с ними зимовал и этот медведь.
Вооруженный одним лишь луком да врожденной смелостью, Красная Птица замер в ожидании. Он чувствовал, как его мускулы цепенели на холодном утреннем воздухе, и хотел поскорее избавиться от этого ощущения. Лучник наблюдал за приближением медведя.
Он ждал до тех пор, пока медведь не появился перед ним во весь рост. И вот момент настал. Красная Птица быстро натянул тетиву до предела, прицелился и выстрелил. Слабый звук, издаваемый полетом стрелы, не встревожил медведя.
Если стрела попадет в цель – медведь не сделает ответный бросок.
Ну вот. Медведь вскинул вверх свою огромную голову и посмотрел прямо на Красную Птицу: охотник медленно и спокойно приближался.
Красная Птица вновь натянул свой лук. Зная о том, что вся его судьба теперь заключена в следующем выстреле, он осторожно поднял руку, взглянул в черные глаза медведя и… стал ждать. «Еще один шаг, – сказал он себе, – еще один шаг – и я выстрелю».
Внезапно старый медведь рухнул на землю.
Первая стрела нашла свою цель.
Этот рассказ об охотничьей храбрости и сноровке аборигена Америки демонстрирует яркий пример того, что истоки его мастерства заложены в глубоком прошлом его рода, корни которого уходят далеко вглубь, задолго до появления на свет самого этого охотника. Его отец также, как и он, был охотником. И его дед. И прадед. И прапрадед…
В юности Красная птица освоил науку преследования и умерщвления добычи, этим приемам он научился у своего отца, а тот, в свою очередь. – у деда. И так далее. Жизненно важная функция добывания пищи – ввиду необходимости обеспечения пропитания своей семьи в частности и всей деревни в целом – была связана с социальной ролью мужчины – как в конкретный момент времени, так и в своем влиянии на благо следующих поколений.
Когда люди жили небольшими общинами в деревнях, они часто ощущали свою связь с прошлым; эта связь возвышала их в собственных глазах, вселяла уважение к тем, кто ушел в историю, и вызывала уверенность в завтрашнем дне. Мужчина был не просто охотником, жизнь которого зависела от разных факторов. Находясь во власти судьбы, он являлся одним охотником из множества тех, кто постоянно сталкивались с аналогичными трудностями и переживали те же самые взлеты и падения. Падения, через которые должны были пройти и их потомки.
Эта преемственность придавала некий особый, сакральный смысл всем поступкам, которые они ежедневно совершали, и задавала основу тому, что происходило в их личной жизни.
Невероятная сила исходила от людей, живших в том мире. А знаете почему? Им не было знакомо чувство одиночества. Они никогда не чувствовали себя одинокими. И это осознание того, что они не одиноки, наделяло их властью. Они знали о себе главное: что они – часть одной семьи, одного рода, одной деревни, которая также являлась важным связующим звеном в длинной, единой и неразрывной крепкой цепи, расширяющейся как в прямой, так и в обратной временной последовательности. Вопросы «Что все это значит?» и «Волнует ли кого-нибудь еще моя жизнь?» тогда не возникали потому, что они не могли возникнуть в принципе. Каждый человек осознавал свою роль в обществе. Все зависели от всех и друг от друга, но особенно – от мудрости старших, долго поживших и много повидавших, что позволяло им решать практически все проблемы и наделяло их слова особым весом и значимостью.
Карл Юнг говорил: «Человек определенно не дожил бы до семидесяти или восьмидесяти лет, если бы это долгожительство ничего не значило для всего человеческого рода» и «Полдень человеческой жизни должен иметь значение сам по себе, а не быть просто грустным дополнением к утру» [1]. Когда карьера построена, семья, возможно, создана, и все долги перед обществом оплачены, должна оставаться еще какая-то цель – на вторую половину жизни.
В древних культурах старшее поколение людей считалось хранителями мира и спокойствия. Все мужчины с подросткового возраста, как правило, демонстрировали агрессивный характер поведения, но это было свойственно людям продуктивного возраста. Пожилым мужчинам агрессивность была чужда; они избегали провокаций и поддерживали мир. Они спокойно и мотивированно противостояли дерзким выходкам молодого поколения. Наше же поколение, увы, трагически утратило этот баланс сил.
В древних культурах пожилые люди были хранителями священной мудрости и сокровенных тайн. Традиционно, как только человек выходил из детородного и продуктивного с физической точки зрения возраста, он (или она) обращал свою энергию в духовное русло. Без памяти о былых поколениях и о заслугах старшего поколения человеческая раса никогда не смогла бы выжить. Например, пожилые люди, пережившие Великую засуху, знали, что нужно сделать, чтобы остаться в живых во время такого бедствия. Жизнь целой общины зависела от мастерства, мудрости и знания этих старцев.
В наши дни примером такой генетической мудрости стало цунами, которое произошло в декабре 2004 года и потрясло Таиланд и прилегающие к нему территории. Общность людей, которых называют не иначе как морские цыгане, несколько десятков лет жившая на отрезанном от побережья острове, осталась в этом катаклизме практически невредимой. А знаете почему? Потому что племенная мудрость о правилах поведения в аналогичных ситуациях, когда прибывает «волна, которая ест людей», передавалась из поколения в поколение. Все племя осталось в живых, потому что старшее поколение помнило и хранило те знания, которые оставили им их предки.
Недавно я разговаривала со своим другом Нунджаном Дириджакином (Кен Колбунг) о том, какое место в культуре, к которой он принадлежит, занимает отношение к старшему поколению. Здесь надо заметить, что сам Нунджан является старшим среди мужчин австралийского племени аборигенов-бибулмунов, вожаком, и принимает активное участие в работе по сохранению и освещению культурного наследия аборигенов для молодого поколения и современного общества. Он излучает такую теплоту и внутреннюю силу, такую искренность – в сочетании с неподдельной заботой о людях своего племени, что передать это словами просто невозможно! Вот что он сказал мне:
Почитание старшего поколения – всегда в традициях нашего племени, ибо оно – единственное обладало знаниями, недоступными для остальных. С тех давних пор, когда еще не существовало письменности, и до сих пор мы передаем свои обычаи и знания, следуя устной традиции. Пожилые люди всегда были хранителями этой традиции, поскольку прожили долгую жизнь и преодолели достаточно много. Они знали, как следует себя вести в случае наступления грозного урагана или чего-то подобного. Только они и никто другой знали ответы на жизненно важные вопросы, которые невозможно почерпнуть из книг; их можно было получить только у старших. Вот откуда берет начало уважение.
В современном мире многим из нас не хватает общения с близкими, не хватает понимания, и подсознательно мы хотим ощущать свою принадлежность или сопряженность со своим родом. Для некоторых людей острое желание принадлежать группе становится жизненно важной необходимостью, выполнение которой невозможно реализовать в нынешних рамках разрозненных семей. Возможно, этот факт вызван популярностью культовых религиозных обрядов и общностей, учитывая строгие и ограничивающие правила управления поведением, установленные для всех участников. Некоторых может удивить тот факт, почему же столь большое количество людей хочет принадлежать к такой группе при значительном ограничении своей личной свободы? Но, скорее всего, членов общины не слишком привлекает строгий ежедневный распорядок и ограничения, присущие группам, вместе с тем, дающим искомое ощущение общности каждому члену общины, которое они получают от этого взаимодействия.
Некоторые из нас ни за что не решились бы на такой отчаянный шаг как вхождение в культовую общину, но, тем не менее, мы продолжаем испытывать желание принадлежать какому-то идеалу, который превосходит нас самих и быть причастным к нему. В чем причина этого? Мы стремимся к тому, во что можно верить и чему можно всем сердцем довериться. Помимо этого, мы ищем себе наставников, людей, которые пришли в этот мир раньше нас, и которые могут разделить с нами свою мудрость. Мы сочувствуем людям старшего поколения. Это похоже на то, как если бы на каком-то глубоком подсознательном уровне нам нужно было воссоздать былой опыт принадлежности к какому-то племени.
Эти желания абсолютно понятны и естественны. Они являются частью нашего человеческого наследия. К несчастью, промышленная революция и невероятно быстрые темпы перемен, которые являются неотъемлемой составляющей современного образа жизни, разрушили то ощущение преемственности, что могло быть у нас по праву рождения. Глядя на наших дедушек и бабушек, а также на других людей пожилого возраста, слишком часто замечаешь, что они не являются выдающимися личностями, которые пережили тяжелые времена и эпохи, которые хранят свою мудрость как драгоценный дар. Для большинства из нас пожилые люди сегодня выглядят разочаровавшимся поколением, в то время как мы сами – стремительно утрачивающими мудрость и силу, вследствие того, что не чувствуем себя ни полезными, ни уважаемыми.
Видимо, мы еще не скоро повернемся лицом к своим предкам, чтобы с их помощью обрести личный путь в жизни. Но реальность такова: только за прошлое столетие в нашей культуре роль предков утратила свое значение для последующих поколений. Пожилые люди оказались не такими мудрыми, как мы. Или не такими развитыми? Возможно, ваша, к примеру, двоюродная бабушка Сью каждый день смотрит мыльные оперы – вместо того чтобы вести себя, как подобает уважаемой благообразной старушке. Возможно, в ней меньше понимания, чем в вас. Это трагедия. Да. Эта проблема – из разряда тех, что, на первый взгляд, кажутся мелкими и незначительными среди огромного количества других, более значимых и глобальных. Однако она нарушает гармонию вашего мира и, на самом деле, является крайне важной для нас.
Связь с прошлым, с нашими предками и со старшим поколением, которое может быть еще живо, позволяет нам чувствовать истинную преемственность поколений и поддерживает нас в трудное и беспокойное время. Тем не менее, эта связь пошатнулась под всеобщим натиском изменений, происходящих в современном мире. В линии, соединяющей наше прошлое с будущим, образовалась трещина, разрыв, и мы остались наедине с собой, стремясь сами не зная к чему.
Я верю, что восстановление связи со своими предками – это серьезный, если не сказать героический, шаг, который на данном этапе разделяет нас с ними. На кон поставлено не только наше личное и семейное исцеление, но и исцеление целой планеты.
Важность этой задачи велика. Быть может, мы не сразу начнем относиться к старшим как к мудрым людям, способным помочь нам найти свой путь в жизни; тем не менее, мы могли бы предпринять в этом направлении какие-то определенные шаги и предпринять меры, способствующие улучшению не только нашей жизни, но и жизни всех тех, кто придет на Землю вслед за нами, тех, кто будет здесь жить после нас.
Любой ваш выбор и любая, даже самая малюсенькая победа, которой вы добьетесь в своей жизни, пополнит ваш личный запас мудрости и сделает вас более ценным членом общества. Знаете ли вы, что сделало людей старшего возраста значимыми для предшествующих поколений? Ответ очевиден: богатый запас мудрости, который они накапливали в течение всей своей долгой жизни. Сейчас ваше время – сегодня вы накапливаете знания и опыт. И это – очень важный процесс.
Если вы живете честно и в единении с окружающим миром, вы поймете, что окружающие обращаются к вам за помощью и советом. Это означает, что вы начинаете выполнять роль старшего. В семье, в школе, в церкви или в неком социуме, который вы называете «своим кругом». В общей своей массе все мы принадлежим к разным кругам, многие из которых пересекаются. Обратите внимание на все значимое для вас и для вашего круга. А теперь вспомните и, пожалуйста, никогда не забывайте о том, что жизнь намного разнообразнее. И в этой связи задайте себе вопрос: «Чем я буду заниматься в старости?».
Если вы решите быть мудрым стариком, вы, таким образом, возвратите себя к истокам. Это отправная точка, с которой идет восстановление пути, обозначенного нашими предками. Стать пожилым – неизбежность для каждого человека; этот возраст мудрости придает смысл всем сферам жизни. Задавая себе такие вопросы как: «Какую пользу для себя я могу извлечь из чего-то значимого только для других?» и «Как я могу объяснить то, что мне удалось пережить это трудное время и тем самым оказать существенную помощь потомкам?», можно обнаружить для себя уникальный и бесценный способ разобраться в своих переживаниях. Это сделает ваши ежедневные занятия, даже самые скучные из них, важными и наполненными высоким смыслом.
Как только вы пообещаете себе стать мудрым в старости, вы начнете уважать себя и поощрять такое рвение в окружающих людях, особенно пожилого возраста. Все люди могут проявлять свои самые лучшие качества. Во всех нас заложено зерно милосердия, сострадания, мудрости и любви. Все, что мы ждем от жизни, обязательно произойдет с нами. Поэтому если вы хотите, чтобы окружающие вас люди проявляли великодушие, и хотите отвечать им тем же, – скорее всего, именно так все и будет.
Возможно, ваш дедушка – человек очень вспыльчивый и эгоистичный. Однако, если, невзирая на это, вы верите, что он способен на многие добрые дела, и знаете, что в его жизни было много прекрасных моментов, когда он являл собой воплощение доброты и милосердия – тем самым вы помогаете ему стать с возрастом именно таким мудрым, каким хотите, чтобы он стал. Это непременно поспособствует и тому, чтобы из бескрайнего пространства коллективного сознания вам пришла мысль, формирующая определенное состояние вашей души, о том, чтобы уважительнее относиться к старшему поколению, например в лице этого самого дедушки – за его мудрость. Стоит только захотеть, сделать первый шаг, второй, третий, – и так все и будет на самом деле. Обязательно и непременно. Не глобальные и, на первый взгляд, незначительные поступки имеют тенденцию роста до тех пор, пока не станут весомыми, значимыми и необратимыми.
Эта книга включает в себя множество различных мнений, касательно надвигающегося трудного периода времени. Я уверена, что анализ истории за длительный период, уходящей своими корнями вглубь веков, также как и взгляд в далекое будущее дает нам уникальную картину жизни. Такой обзор – прекрасный по своей сути способ восприятия действительности; он вселяет в нас надежду и наполняет глубоким смыслом все происходящее. Когда вы знаете, что являетесь важным звеном, соединяющим ваших предков с вашими детьми и всеми теми, кто придет на нашу планету вслед за вами, смерть перестанет восприниматься вами как бессмысленная трагедия; вы будете наверняка знать о том, что ваша душа непременно продолжит жить. Хотите понять почему? Потому что, когда вы умрете – ваша наследственность, та самая, которую вы передадите своим потомкам, продолжит вносить свой существенный вклад в дело преобразования их дальнейшей жизни, ибо существует понимание того, что и вы, и ваши предки, и ваши потомки, – все вы – мы – являемся неотъемлемой и невероятно ценной составляющей чего-то большего. Вы знаете, что действия, которые вы предпринимаете, будут наделены долгоиграющим эффектом, потому что вы связаны со всем, что вас окружает, и со всеми, кто жил до вас, и с теми, кто еще не родился. Вы воспринимаете себя как представителя племени людей.
Не все в вашей личной жизни, как, впрочем, и в общественной, окрашено в розовые и радужные тона. И это нормально. Ведь главное – помнить: наша задача не в том, чтобы отрицать свое негативное прошлое, а в том, чтобы следовать своему жизненному предназначению – разобраться в своем поведении и характерных качествах, которые принесли нам пользу, не говоря уже о том, что принесло нам вред и помешало полностью развить заложенные в нас способности. В этом и заключается основной смысл эволюции, являющейся частью духовного наследия, переданного нам нашими предками. Это то, что они делали для нас с тех самых пор, как пришли в этот мир, и продолжают делать для нас до сих пор, оставаясь частью нашего прошлого как вида.
Сопротивляясь многочисленным трудностям, с которыми в ближайшее время предстоит столкнуться всему человечеству, легко чувствовать себя потрясенным, испуганным и подавленным. Однако если мы начнем устранять разрыв, отделяющий нас от своей прошлой жизни, мы осознаем, что нужно сделать в первую очередь: самим предпринять первые небольшие шаги в правильном направлении. Все это уже делали наши предки. Они, конечно же, не достигли всего сразу; они совершали небольшие самостоятельные действия, которые в совокупности внесли существенный вклад в жизнь всех следующих поколений, включая и именно нас. В наше время от людей требуется только одно: заниматься своим делом с тем, чтобы передать факел, зажженный самыми лучшими нашими поступками и самыми светлыми надеждами, в руки будущих поколений людей. Они осветят этим факелом Землю, на которой должны будут взрасти наши мечты. Это и называется властью поколений.