Глава IV
Изучение методов этой системы, с помощью которых человек может прийти к высшему сознанию, начинается с изучения нового языка. Этот язык основан на различных принципах, которых вы еще не знаете, но по мере изучения вы очень скоро начнете их понимать. С этим языком возможно подойти ближе к истине, возможно говорить с большей точностью, чем мы это делаем теперь, и двое людей, которые понимают этот язык, никогда не ошибутся в понимании друг друга в простых вещах. Вы уже слышали некоторые выражения этого языка, как, например, самовоспоминание, отождествление, учитывание и так далее. Очень важно понять различные деления, применяемые в системе, и составляющие часть этого языка. Человек очень сложная машина, и его можно изучать согласно этим делениям. В обычном языке мы не используем таковые деления, и поэтому люди не понимают друг друга.
Попытайтесь понять то, что я говорю, потому что выразить это довольно трудно. Допустим, город может быть разделен на север, юг, восток и запад; он может быть разделен на районы и кварталы и затем на различные улицы. Его также можно изучать с точки зрения населения, потому что в нем живут люди различных национальностей, различных профессий, принадлежащие к различным классам и так далее. Ни одно из этих делений не будет совпадать с другим, каждое нужно изучать отдельно. Невозможно составить общую карту, включающую все эти деления, – необходимо составить серию различных карт.
То же самое с человеком. Например, я уже дал вам некоторые деления. Первое – это деление центров или функций: каждый индивидуум состоит из четырех человек, и все они, со своими ассоциациями, симпатиями и антипатиями, живут собственной жизнью в одном и том же человеке. Затем я показал вам деление на различные «Я». Это очень полезное деление: человек не один, его много, он толпа, состоящая из незнакомцев, борющихся друг с другом. Это деление на множество «Я» было дополнено ролями, которые человек играет в различных обстоятельствах. Затем было деление на знание и бытие – что человек знает и что он есть. Я дал вам также деление человека на семь категорий: человек № 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Теперь мы подходим к другому, совершенно особому делению, отличному от всех прочих, – это деление на сущность и личность. Сущность – это то, с чем вы родились, личность – это то, что вы приобретаете. Сущность – ваша собственная, личность – не ваша собственная. Вся внутренняя жизнь человека, все его восприятие и реакции делятся на эти две части. Есть некоторые вещи, которые рождаются вместе с вами, такие как определенные физические особенности, состояние здоровья, некоторые предрасположения, склонности, тенденции и так далее. Они принадлежат сущности. Личность – это то, что вы приобретаете в течение жизни: взгляды, мнения, слова. Разницу между сущностью и личностью легче понять, если вы найдете несколько примеров. Хотя обе они всегда смешаны в жизни, различить личность и сущность в других людях легче, чем в самом себе, поскольку личность очень часто трансформируется с переменой условий, сущность же остается той же самой. Это деление очень важно понять, потому что многие вещи в человеке, о которых мы говорим, относятся к сущности, тогда как другие следует отнести к личности.
В. Если сущность – это то, с чем мы родились, можно ли к ней что-либо добавить? Способна ли она расти?
О. Да, но это возможно только тогда, когда личность будет воспитана и перестанет давить на сущность. Личность слишком тяжела, слишком сильна; она окружает сущность, подобно скорлупе, так что ничто не может достичь ее, все должно проходить через личность. Сущность не способна расти в таких условиях, но если личность становится более прозрачной, впечатления и внешние влияния будут проникать через нее и достигать сущности, и тогда сущность начнет расти.
В. То есть сильная личность не дает впечатлениям достигать сущности?
О. Да, но что значит сильная личность? Она означает сильное влияние того, что не является вашим собственным, того, что вы приобрели, – слова, взгляды и теории других людей. Они могут образовать такую толстую корку вокруг сущности, что ничто не сможет проникнуть сквозь нее, чтобы достичь вас, достичь того, что вы есть.
В. Возможно ли пробить или разрушить эту скорлупу?
О. Прежде чем разрушать или разбивать эту скорлупу личности, необходимо подготовить другие виды защиты. Если по какой-то причине эта скорлупа отпадет, люди окажутся без какой-либо защиты против многих весьма трудных влияний, которые они не смогут контролировать. Личность охраняет вас от некоторых далеких влияний. Если вы ослабите ее, то окажетесь под многими влияниями, которые не могли достигать вас прежде, поэтому будете иметь даже меньше контроля, чем теперь. Но есть многие вещи, которые мы могли бы контролировать, но не контролируем. Данный образ мышления в этом случае правилен.
В. Можете ли вы привести пример подобных влияний?
О. Простым примером будут атмосферные изменения или смена времен года – они воздействуют на сущность весьма сильно, и если человек окружен личностью, он меньше подвержен воздействию. Смена времен года – это очень серьезная вещь для людей, сущность которых более открыта для влияний. Я даю вам это просто как пример того, чего люди не принимают во внимание и о чем они не имеют никакого представления. Есть и многое другое, например, старые книги по магии предостерегают людей о том, как это опасно, и как нужно быть подготовленным к этому заранее, и во многих случаях они правы: раскрытие сущности способно стать благом, но оно может сопровождаться и многими опасностями. Личность создается на многих ошибочных основаниях, но она также является в некотором роде защитой.
В. Возможно ли прожить всю жизнь, никогда не замечая сущности?
О. Это зависит от того, происходит ли это в работе или нет. В обычной жизни мы даже не знаем о существовании данных двух принципов. При самоизучении нам говорят об этом делении, но сущность и личность так смешаны, что в течение долгого времени это деление остается теоретическим, так как невозможно на основе наблюдения сказать, что есть что, за исключением крайне редких случаев. Затем, по мере работы, мы постепенно начинаем видеть, что одни вещи более укоренены, сидят в нас глубже, другие – меньше. Таким образом постепенно можно увидеть сущность. Все постоянные или относительно постоянные качества должны зависеть от сущности. Когда личность воспитана и становится менее тяжелой, многие качества приходят в сущность и становятся постоянными. Так развивается сущность. В личности вещи способны возникать и исчезать, но то, что приходит в сущность, остается.
В. Сущность – это примерно то же самое, что и бытие?
О. Нет, так сказать нельзя. Бытие – это жизнь, это процесс. Сущность же – это объект.
В. В ребенке сущность развита больше, чем личность?
О. В очень раннем возрасте сущность может быть сильнее, чем личность, но они обе неразвиты. Но, разумеется, есть разные дети и разные обстоятельства.
В. Как мы можем бороться против личности?
О. Это вопрос не борьбы, но исключительно контроля и воспитания. Личность не должна иметь слишком много свободы. Она должна быть воспитана определенным образом, действовать в соответствии с определенными принципами, работать в определенном направлении. Сейчас наша личность целиком неправильна. В ней слишком много лжи, самообмана, воображения, отрицательных эмоций. Все эти вещи должны быть исправлены; только тогда машина сможет работать так, как должна. Нам необходимо работать через личность – в течение долгого времени сущность не будет иметь практического значения. Если мы начнем работать над этим сознательно, некоторые вещи будут влиять на сущность, но не сразу.
В. Можем ли мы делать с личностью все что угодно?
О. Если вы работаете, если вы изучаете, вы будете постепенно изменять ее, и ваша работа над личностью будет отражаться на сущности. Либо вы контролируете личность, либо личность контролируется тысячами различных «Я», каждое из которых имеет собственные идеи, взгляды и желания. Мы должны понимать, какая огромная работа требуется, чтобы достичь единства, если у нас, таких как мы есть сейчас, одна часть решает работать, а другая понятия не имеет об этом или же на это не согласна. Когда вы воспитали личность, когда она послушна вашей цели и начинает служить ей, тогда она полезна и правильна. Но если в определенной части вас есть цель, а личность работает против нее, тогда, естественно, она неправильна.
В. Было сказано, что в личности есть свои хорошие стороны, так же как и в сущности, но я не могу найти в ней ничего полезного для моей конечной цели.
О. Что вы имеете в виду, когда говорите, что в личности нет ничего хорошего? Даже если вы наблюдаете и обнаруживаете вещи о самих себе, это хорошо. Это тоже личность. Та часть, которая желает знать, работать, изменять, – это часть личности. В нашей личности может быть много вещей, которые неправильны, и эти вещи должны быть изучены и удалены. Личность развивается путем изучения и уменьшения бесполезных функций. Благодаря этому она становится лучше и чище. В условиях школы сущность должна быть важнее личности, и если личность доминирует над ней слишком сильно, развитие становится невозможным, так как реальное развитие находится в сущности, но если личность слишком тяжело повисла на ней, сущность не может дышать. Однако личность также очень важна. Возможность изменения на самом деле очень сложна, так как состоит из множества вещей. В сущности должно быть в наличии некое определенное качество, но если этого качества нет, то все становится невозможным. Должен быть определенный материал, определенные приобретения в личности, а также определенного рода обстоятельства.
В. Личность должна сама отойти на второе место? Отступает ли она по собственной воле?
О. Она не отступает, но становится другой. Если она подавляет сущность, это ненормально. В нашем сегодняшнем состоянии личность патологична, нездорова. С работой она просто становится здоровой.
В. Я не понимаю, как личность может влиять на сущность, если сущность есть то, с чем мы родились.
О. Возьмем интеллектуальный центр: его содержание не родилось вместе с нами. Мысли, идеи, убеждения, мнения – все они приобретены. Что касается того, как личность способна влиять на сущность, то допустим, что в личности вы приходите к некому выводу, и при наблюдении себя вы увидели, что имеете какую-то привычку в сущности, скажем, какую-то неприятную эмоцию, которая всегда возникает в определенных обстоятельствах. Вы понимаете, что она не полезна ни в каком смысле, она расточает энергию и усложняет вашу жизнь. Как вы можете с ней бороться? Вы находите, что это отрицательное состояние питается самооправданием, что в вашем обычном состоянии вы всегда оправдываете его и думаете, что виноват кто-то другой, или говорите, что имели в виду не это, что люди не понимают вас, и тому подобное. Это дает ей право на существование. Если вы измените точку зрения, если перестанете оправдывать ее и начнете вместо этого создавать в себе постоянную идею о том, что такая эмоция неправильна, что ей нет оправдания, то эта точка зрения может в итоге стать постоянной.
В. Имеет ли наследственность какое-нибудь значение для сущности?
О. Наследственность у человека практически не существует. Плохие качества могут быть наследственными, но хорошие качества не способны передаваться по наследству. Животные находятся под иными законами, чем человек: у них хорошие и плохие качества передаются одинаково, но у человека могут передаваться, помимо физических качеств, только признаки вырождения, больше передаваться нечему. Можно унаследовать физические черты, но не такие черты, как самосознание. Сущность не может быть унаследована.
В. Находится ли склонность к отрицательным эмоциям в сущности, или она целиком приобретается личностью?
О. Склонность может находиться и в сущности – как минимум, некоторая предрасположенность к ней, но мы должны принять, что все это относится к личности, потому что, если бы в сущности была по-настоящему сильная склонность к отрицательным эмоциям, это практически означало бы сумасшествие.
В. Если недостатки находятся в сущности, то можно ли их изменить?
О. Да. Но, как я сказал, личность должна измениться первой; сущность изменяется не так легко. Изменение черт сущности – это очень трудная работа, она требует знания и достаточной энергии, а мы слабы и не имеем знания. Это делается только тогда, когда это необходимо, и делается исключительно с помощью методов школы. Допустим, у человека ленивая сущность, но он желает пробудиться. В таком случае он может изменить ее после длительного периода самоизучения, но ему потребуется помощь, помощь школы. Так что это удача для нас, что работа над сущностью идет второй, что мы должны начинать с работы над личностью. Но, работая над личностью, мы уже в какой-то степени работаем над сущностью. Сон, пробуждение, сознание – все это не относится к личности, это характеристики сущности. Поэтому вы фактически работаете над сущностью с самого начала, а личность, изменяясь, будет оказывать некоторое давление на сущность и также способствовать ее изменениям.
В. Всегда ли человек рождается с сущностью?
О. Да, но часто сущность остается неразвитой, на уровне маленького ребенка.
В. Сущность – это та часть в нас, на которую можно положиться?
О. Даже в личности есть вещи, на которые можно или нельзя положиться. Например, на воображение положиться нельзя. Воображение о том, что вы можете плавать, когда вы на это не способны, и знание таблицы умножения – и то, и другое находится в личности, но на последнее можно положиться, а на первое нет.
В. Зависит ли уровень бытия от роста сущности?
О. Конечно, и в этом состоит отношение между ними. Но вы не можете измерять бытие этим способом, так как деление на сущность и личность для вас сейчас только теоретическое. Тем не менее, полезно помнить, что в вас существуют эти два принципа, потому что, как я сказал, если вы не знакомы с данным делением, это затруднит понимание некоторых вещей, которые вам еще предстоит услышать.
Одна вещь, которую вы должны понять относительно сущности и личности, это что сущность одна, тогда как личность состоит из нескольких групп «Я». То есть мы можем сказать, что имеем не личность, а личности, потому что в одном человеке есть пять, шесть, иногда даже десять личностей. Магнетический центр, например, тоже находится в личности, мы не рождаемся с ним – он создается в течение жизни. Это группа «Я», которая до определенной небольшой степени способна контролировать другие группы «Я». Какие-то из этих личностей вполне правильны, но другие всегда будут стоять у вас на пути и поэтому должны либо контролироваться, либо удаляться.
В. Как мы можем работать над личностью?
О. Ее можно контролировать умом. Это все, на что можно рассчитывать. В уме вы формулируете цель, а личность должна работать в соответствии с ней.
В. Как возникает желание пробудиться? Находится ли оно в сущности?
О. Это связано с магнетическим центром. Вы, наверное, помните, как в первой лекции я говорил о магнетическом центре и о различных влияниях, действующих на человека. Это приводит нас к вопросу о том, почему некоторые люди интересуются данными идеями, тогда как другие не интересуются ими. Что создает это желание знать, энергию поиска? Почему люди, живущие в одинаковых условиях, столь различны: один человек удовлетворяется готовыми теориями и клише, тогда как другой хочет сам найти истину? Что объясняет различие отношений к новым идеям? Ведь некоторые люди встречаются с возможностью получения нового знания и не интересуются этим, тогда как для других это может изменить весь ход жизни?
Люди приходят к этим и подобным идеям различными путями. Одни что-то понимают в них, другие воспринимают их на обычном уровне. Причина этого различия в том, что человек живет в механической жизни под двумя видами влияний. Что это значит? Это связано с идеей, объясненной в начале, что человек – это машина, управляемая внешними влияниями, вещами вокруг него. Он может быть восприимчив к влияниям одного рода и невосприимчив к влияниям другого. Большинство таких влияний создано в самой жизни, такими же людьми, как он сам. Но среди этих влияний есть и другие, которые не созданы в жизни, но поступают из другого источника, от людей высшего разума. Они приходят в форме религий, науки, философских систем, эзотерических доктрин, искусства, всякого рода учений и так далее. Внешне их нельзя отличить от влияний первого рода, поэтому от человека зависит, распознает он их или нет. Человек может жить только под влияниями А, то есть под влияниями первого рода, и игнорировать влияния В, совершенно ими не интересуясь. Но если он заинтересован во влияниях второго рода и впитал их в себя в достаточном количестве, то в нем начинается некоторый процесс. Результаты этих влияний В, память о них, собираются в специальном отделении и образуют то, что называется магнетическим центром. Магнетический центр – это комбинация определенных интересов и эмоциональных ассоциаций, заставляющих человека поворачиваться в некотором направлении. Это круг неких идей и эмоций. Таково происхождение интереса к идеям подобного рода.
В. Если мы только машины, можем ли мы заключить, что вы пытаетесь вести нас, машины, в каком-то желательном направлении, или же мы сами способны отличать истину от лжи? Если так, то с помощью чего?
О. С помощью магнетического центра. Люди есть машины, это факт, но они не аналогичны иным машинам (паровозу или чему-то еще). Вы уже слышали, что человек способен жить в четырех состояниях сознания, но в обычной жизни он живет только в двух. Эти два других состояния сознания могут быть развиты в человеке, но они не способны развиться сами по себе, они должны быть развиты через знание и усилие. И именно магнетический центр помогает человеку понимать и распознавать.
Сейчас мы говорим о человеке до того, как он встречает школу. Он живет в обычных условиях. Они могут быть весьма различны, но в любом случае он живет под двумя видами влияний, о которых я говорил. Что такое влияния А? Все интересы жизни: борьба за существование, желания, волнения, имущество, богатство, развлечения и так далее. Они создаются не намеренно и механичны как по происхождению, так и по действию. Но в то же время человек живет под влияниями, первоначально созданными в школах, но брошенными в общий круговорот жизни. Эти влияния, влияния В, представляют собой отдельную жизнь. Они предназначены для определенной цели – служить «маяками на пути». Остальное зависит от самого человека. Все его интересы могут сосредоточиться исключительно на влияниях первого рода, или же часть его может продолжать интересоваться влияниями, созданными в жизни, тогда как другая часть способна интересоваться вторым видом влияний. Если человек замечает и изучает их, они способны в нем накапливаться. Память об этих интересах может начать собираться в нем с раннего детства и образовать некоторую группу «Я» среди многих других «Я», присутствующих в нем. Спустя некоторое время данная группа «Я», или магнетический центр, начинает контролировать и определять общее направление жизни и интересы (как минимум, некоторые из них). Магнетический центр означает поиски определенных вещей и бытие на уровне некоторых вещей.
Но если человек не замечает этих влияний, они не окажут никакого воздействия. Вот почему люди столь различны. Человек может быть интеллектуалом, может изучить философию, искусство и прочее, но при этом не будет иметь никакого шанса, если в нем нет магнетического центра. Если он и встретится со школой, то не узнает ее. А кто-то другой может быть недостаточно образован, не читал так много, не знает столько слов и, тем не менее, встретив школу, способен заинтересоваться моментально.
В. Что же создает в нас это различие?
О. Комбинация того, с чем мы родились, с внешними обстоятельствами – вот то, что делает нас тем, что мы есть; все это механическое и находится под законом случая. Бессмысленно отрицать, что люди рождаются разными, но этого мы не можем изменить, во всяком случае, поначалу. Мы должны допустить, что люди имеют разные способности, но не для пробуждения – вот где люди совершают ошибку. Пробуждение не зависит от того, что рождается, оно зависит от магнетического центра, а магнетический центр зависит от того, чем человек интересуется. Один человек интересуется одним, другой другим, но от чего это зависит, мы не знаем, и исследование этого вопроса нам не поможет, потому что это будут только теории. В нашем состоянии сознания мы можем знать только некоторые вещи, и мы должны сосредоточиться на том, что способны знать, не теряя времени на то, чего знать не способны.
В. Не зависит ли магнетический центр от механических причин?
О. Не совсем. Как я сказал, это некая комбинация интересов, и не только интересов, но также приобретенных идей, некоторого знания и понимания. Все это входит в магнетический центр. Он механичен, как и все остальное, но влияния В отличны по своей природе, хотя сначала они приходят механически. Это не важно. Важно лишь то, существует интерес к влияниям В или нет. Именно так из механичности возникает борьба с механичностью. Магнетический центр помогает человеку видеть, понимать и различать некоторые вещи. Без его помощи человек не способен по достоинству оценить различные идеи, он не может сказать, какая лучше и какая хуже, что ему подходит и что не подходит. Накопление знания не помогает создать магнетический центр; магнетический центр – это хороший вкус, с помощью которого человек способен по-новому оценить встречающиеся ему идеи. Задача в том, чтобы в потоке жизни различать эти два рода влияний, чувствовать разницу между ними. Если человек ее не чувствует, если он воспринимает влияния В так же, как и влияния А, тогда они производят одинаковое действие, и магнетический центр не формируется.
Кроме того, существует множество опасностей, так как некоторые из этих идей, составляющих второй род влияний, столь искажены, что способны образовать ложный магнетический центр. Магнетический центр должен быть единым и очень здравым, чтобы вести куда-то, иначе это только блуждания и ничего больше.
В. Как можно узнать, находится ли человек под влияниями В?
О. Влияния В есть всегда. Первоначально они идут из внутреннего круга жизни, из той ее части, которая стала свободной от закона механичности, но они могут пройти через много ступеней, прежде чем достигнут человека. Вдобавок они бывают такими искаженными и замаскированными, что их трудно распознать – точно так же, как трудно распознать идеи эзотерического происхождения, которые приходят к нам в форме легенд, мифов, даже суеверий и тому подобных вещей. Иногда они имеют эзотерическое происхождение, и тогда это влияния В.
В. Но может быть, человек только воображает, что работает под влияниями В.
О. Человек не знает об этом и не «работает» под влияниями В. Он может интересоваться влияниями В только для собственной личной выгоды, профессии, репутации или чего-то подобного – тогда он теряет всю пользу, которую может получить от них. Но если человек ценит их как таковые, неэгоистично, не только для своей собственной выгоды, если ему интересен их смысл, тогда он может что-то от них получить. Определения очень трудны и большей частью ошибочны, так как наш обычный язык имеет так много различных ассоциаций, что иногда более точное определение портит возможность понимания. Например, можно сказать – хотя я не ручаюсь, что это всегда будет верно, – что главная особенность влияний А в том, что они всегда эгоистичны, тогда как влияния В неэгоистичны. Но люди понимают эти слова столь различно, что это мало о чем говорит. Можно также сказать, что влияния А требуют отождествления, а влияния В могут существовать без оного, и что если есть отождествление с влияниями В, это портит их. На самом деле, чем больше отождествление с влияниями В, тем больше они становятся влияниями А. Но всего этого недостаточно, чтобы объяснить разницу между ними.
В. Будет ли полное погружение во влияния В и полный отказ от влияний А правильным отношением к жизни? Можем ли мы обойтись без каких бы то ни было влияний А?
О. Почему мы должны это делать? Влияния А могут быть вполне законными интересами в жизни. Если вы не исчезаете в них, они совершенно безвредны. Человек должен принимать все, что приходит, но без отождествления. Влияния А не опасны сами по себе, опасно только отождествление. Поэтому вопрос не в том, чтобы обойтись, а в том, чтобы иметь некоторый интерес к влияниям В, в том, чтобы не быть всецело под властью влияний А. Если люди интересуются влияниями В, у них есть какой-то магнетический центр, если не интересуются, никакого магнетического центра нет.
Через некоторое время, с помощью магнетического центра, человек может найти школу, или, если он встречает ее, он способен ее узнать. Но если он не имеет никакого магнетического центра, он не заметит ее или не будет заинтересован. А если он встретит школу или человека, которые передают влияния другого рода, влияния С, магнетический центр поможет ему распознать это новое влияние и усвоить его. Если сначала он не усвоил влияний В достаточно и поэтому не имеет никакого магнетического центра; если его магнетический центр ложен или слишком слаб, человек не распознает влияния С. Или он может встретить ложную школу и воспринять ложное учение, и вместо того, чтобы стать лучше, станет хуже, а вместо того, чтобы приобрести, потеряет. Влияния С отличаются от влияний В тем, что они сознательны, а не механичны (как в своем происхождении, так и в действии), тогда как влияния В сознательны в своем происхождении, но случайны или механичны в действии. Влияния С – это влияния школы.
В. Нужно ли быть взрослым, чтобы распознать влияния С?
О. Нет общего правила относительно возраста. Но нужно иметь достаточно опыта, достаточно искушений от влияний А и достаточно времени для накопления влияний В. Иначе влияния С будут играть роль влияний В – другими словами, будут выполнять работу более простого инструмента, не имея полной ценности. Когда люди уже пытались что-то делать и поняли, что обычные средства их не удовлетворяют, не дают того, что они хотят, тогда они ценят влияния С. Но если влияния С приходят раньше такого момента, люди воспринимают их на том же уровне, что и другие влияния, и влияния С теряют свою силу. Очень важно понять это.
В. Когда ты распознаешь влияния С, обязательно ли они будут теми, что нужны именно тебе?
О. Нет, нисколько. Вы способны быть правыми или ошибаться, это зависит от вашего магнетического центра. Если магнетический центр правилен, вы не сможете не распознать правильные вещи; если он ложен, вы можете найти совершенно ложную школу. Это происходит каждый день. Почему существует так много ложных школ, без какой-либо основы и без какого-либо материала? Потому что у людей ложный магнетический центр. Это происходит, например, когда человек с ложно сформированным магнетическим центром наталкивается на школу, которая претендует на связь с эзотерикой, тогда как на самом деле никакой связи не существует. В этом случае влияния, которые должны были стать влияниями третьего рода, превращаются во влияния первого рода, и значит – никуда не ведут.
В. Разве нет никакого способа распознать это?
О. Только по результатам. Но даже если люди имеют ложные результаты, если они имеют ложный магнетический центр, они убеждают себя, что результаты хороши. Человек способен обманывать себя в чем угодно.
Вообще говоря, есть очень мало шансов найти истинную школу и много возможностей найти ложную, потому что школа должна иметь влияния С, то есть идеи, идущие непосредственно от высшего разума. Что значит «непосредственно»? Это значит не через книги, не через обычное обучение, доступное каждому. Эти идеи должны идти из другой школы, а в эту школу – из другой школы, и так далее до первоначального источника. Если нет таких идей, то это только имитация школы. Это не значит, что школа должна быть непосредственно связана с источником, но она должна была когда-то получить такие идеи, и тогда люди сумеют с ними работать. Но если таковая школа не имеет идей, отличных от обычных, то это не школа. В лучшем случае она будет школой на уровне влияний В, то есть философской или научной. Ее можно назвать школой только в том случае, если через нее человек способен найти направление к тому, чтобы стать человеком № 4 (хотя гарантии достичь этого не существует). То есть через школу вы можете найти правильное направление только в том случае, если это истинная школа. Если вы приходите к ложной школе, вы теряете и то, чему способны научиться самостоятельно.
В. Что происходит с магнетическим центром, когда человек приходит в школу?
О. Мы можем сказать, что он становится той частью человека, которая интересуется работой в школе. Человек живет на влияниях В, но теперь он получает лучший материал, более концентрированное знание, нежели прежде. Кроме того, многие вещи, которым человек научился раньше, могут быть полезны для него, когда он присоединяется к школе, особенно после того, как он отбросил все бесполезное. В обычной жизни человек не знает, что изучать и что отбрасывать. Например, многие вещи, в которые люди верят, не имеют смысла, но человек часто не может увидеть этого и принимает их все на одном и том же уровне – как те, что имеют смысл, так и те, что его не имеют. Но при самоизучении согласно методам школы он учится распознавать в себе воображаемые ценности и, посредством этого, обнаруживать воображаемые ценности вне себя. А затем, значительно позднее, после длительной работы, группа «Я» или личность, которая была магнетическим центром, развивается в «заместителя управляющего».
Когда магнетический центр правилен, и человек встречается с истинными влияниями С, он начинает воздействовать на магнетический центр. И тогда, в этой точке, человек становится свободным от закона случая. Чем больше магнетический центр, тем свободнее человек от данного закона. Это значит, что он становится свободным от него только в той точке, через которую он связан с влияниями С.
В. Вы сказали, что после того, как магнетический центр приводит нас в контакт с системой, он становится заместителем управляющего. Является ли он семенем постоянного «Я»?
О. То, чем был магнетический центр до того, как вы встретили эту работу, может позже стать заместителем управляющего, что означает личность, которая побеждает другие личности и ведет их за собой, – но это не происходит сразу. Заместитель управляющего значительно выше, чем магнетический центр. Магнетический центр формируется из влияний В, тогда как заместитель управляющего создается из усилий. Магнетический центр есть семя, зародыш заместителя управляющего.
В. Что подразумевается под законом случая?
О. Жизнь человека-машины, человека, который не способен «делать», не имеет воли или выбора, она управляется случаем, так как вещи в обычной жизни происходят механически, случайно; в них нет никакого смысла. И точно так же, как внешняя жизнь человека управляется случайными внешними влияниями, так и его внутренняя жизнь управляется как внутренними, так и внешними влияниями, которые равным образом случайны. Вы поймете это, если осознаете, что это значит – «человек спит». Он не способен «делать», не может себя помнить. Вы поймете это, если подумаете о постоянном бессознательном течении мыслей в человеке, о сне наяву, об отождествлении и учитывании, о внутренних разговорах, которые продолжаются в нем, о его постоянном отклонении к линии наименьшего сопротивления. Люди думают, что случайности редки, но на самом деле большинство вещей, которые происходят с ними, случайны.
Что означает случай? Он означает комбинация обстоятельств, которые не зависят ни от воли самого человека, ни от воли другого, ни от судьбы (как, например, условия рождения и воспитания), ни от его предшествующих действий. Случай имеет место, когда две линии событий пересекаются друг с другом. Например, человек стоит под крышей дома, укрываясь от дождя, вдруг падает кирпич и ударяет его по голове. Это будет случай. Здесь можно проследить две разных линии причины и следствия. Возьмем линию движений человека и тот факт, что ему случилось остановиться под крышей этого дома; каждая малая вещь в этом имела причину, но кирпич не входил в данную линию причины и следствия. Допустим, кирпич был небрежно положен и дождь расшатал его, и в какой-то момент он упал. Нет ничего, что бы объединяло жизнь этого человека и кирпич. Две линии причины и следствия встречаются случайно.
В. Если случаи дергают за ниточки, то кто же создает случаи?
О. Другие случаи. Никто не создает случаи; возьмите это в простом обычном смысле.
Вещи происходят в жизни человека в соответствии с тремя законами.
1. Закон случая, когда что-то происходит безо всякой связи с видимой линией событий.
2. Закон судьбы. Судьба относится только к тому, с чем человек рождается: родители, братья, сестры, физические способности, здоровье и тому подобные вещи. Она относится также к рождению и смерти. Время от времени в нашей жизни что-то может происходить по закону судьбы, и иногда нечто очень важное, но такие вещи чрезвычайно редки.
3. Закон воли. Воля может быть двоякой – нашей собственной или волей других. Мы не должны говорить о собственной воле, так как такие, как мы есть, мы ее не имеем. Что касается воли других людей, то, в целях классификации, каждое намеренное действие другого человека можно назвать результатом воли этого человека.
При изучении человеческой жизни становится ясно, что этих определений недостаточно. Возникает необходимость ввести между случаем и судьбой закон причины и следствия, который управляет некоторой частью событий в жизни человека, поскольку разница между событиями, управляемыми случаем в строгом смысле слова, и событиями, происходящими в результате причины и следствия, становится вполне ясной. С этой точки зрения мы видим значительное различие между людьми в обычной жизни. Есть люди, в жизни которых важные события всегда являются результатом случая. И есть другие, у которых важные события всегда являются результатом их предыдущих действий, то есть зависят от причины и следствия. Дальнейшее наблюдение показывает, что первый тип людей, то есть людей, зависящих от случая, никогда и близко не подходит к работе школы. Но если такое все же происходит, то эти люди очень скоро оставляют школу, ибо один случай их приводит, а другой легко может увести прочь. Только те люди могут прийти к этой работе, чья жизнь управляется законом причины и следствия, то есть те, кто уже в значительной степени освободил себя от закона случая, или те, кто никогда полностью под этим законом не находился.
В. Вы сказали, что человек – это машина, движимая внешними влияниями. Тогда где может войти контроль?
О. Контроля нет. Мы должны измениться, чтобы иметь контроль. События случаются повсюду вокруг и воздействуют на нас. В каждый момент наша жизнь пересекается другими линиями, так что случай управляет большей частью событий. Действие одной машины влияет на другую машину. Мы окружены возможностями случая – если не происходит один, то происходит другой.
Мы должны понять нашу ситуацию. У людей № 1, 2 и 3 нет никакого контроля, практически все в их жизни управляется случаем. Некоторые вещи есть результат их собственных действий, но все это находится на одном и том же уровне. Контроль начинается на другом уровне, и он начинается с нас самих: контроль реакций, состояний сознания, функций и так далее. Затем мы постепенно способны прийти к некоторой степени контроля в смысле избегания одного влияния и приближения к другому. Это очень медленный процесс.
В. Когда мы перестаем находиться под влиянием закона случая?
О. Когда развиваем волю. Полная свобода от закона случая очень далека, но между полной свободой и нашим положением есть различные ступени. В обычных условиях случаю противостоит план. Человек, который в тех или иных действиях поступает согласно плану, освобождается в эти моменты от закона случая. Но действия, следующие определенному плану, невозможны в обычной жизни, за исключением условий, когда случайно происходящие события совпадают с планом.
Причины, почему в жизни невозможно осуществить какой-либо план, это, прежде всего, отсутствие единства и постоянства в самом человеке, а также новые линии, которые беспрерывно входят в линию действий человека и пересекают ее. Это можно легко проверить, если человек попытается следовать плану в чем-либо, что не случается или противоположно общему направлению сил, действующих в его жизни, – например, если человек пытается вспоминать себя, бороться с привычками, наблюдать себя и так далее. Он увидит, что его план не выполняется, а результат совершенно отличен от задуманного. Или же он обнаружит, что все вообще останавливается, и даже первоначальный импульс и понимание необходимости и полезности совершаемых попыток исчезают. Но если человек продолжает себя изучать, делать усилия, работать, он увидит, что его отношение к закону случая постепенно меняется. Наша подвластность закону случая – это определенный факт, который невозможно полностью трансформировать. Такие, как мы есть, мы всегда будем подвержены некоторой возможности случая. Тем не менее, постепенно мы способны сделать случайные события менее вероятными.
Теория случаев очень проста. Они происходят только тогда, когда есть пустое место; если место занято, они произойти не смогут. Чем занято? Сознательными действиями. Если вы не можете произвести сознательного действия, то, по крайней мере, это место должно быть заполнено намеренными действиями. То есть когда работа и все связанное с ней поистине становятся центром тяжести чьей-то жизни, то такой человек практически освобождается от закона случая.
В. Что вы называете центром тяжести?
О. Идею центра тяжести можно истолковать многими различными способами. Это более-менее постоянная цель и осознание относительной важности всего прочего. Это значит, что некоторые интересы становятся важнее всего остального. Человек получает постоянное направление, он не идет сегодня в одном направлении, а завтра в другом, он идет только в одном и понимает, что делает.
Чем сильнее ваш центр тяжести, тем более вы свободны от случая. Когда вы меняете направление ежеминутно, то в каждый момент может случиться все что угодно, и каждый случай может повернуть вас на тот или иной путь. Но если ваша намеренная деятельность, такая, например, как самовоспоминание, становится столь определенной, столь интенсивной и столь непрерывной, что для случаев не остается никакого места, то вероятность случаев будет значительно меньше, так как случаям необходимо пространство и время. Поэтому мы должны добавить больше причин, которые будут давать результаты, и таким образом просто исключить случай, так как чем больше наше время занято сознательной работой, тем меньше пространства останется для случайных событий.
В. Если человек не отождествляется, не учитывает, не имеет отрицательных эмоций, будет ли это создавать новые причины?
О. Естественно. Но так как мы всегда отождествляемся, всегда учитываем и имеем отрицательные эмоции, мы не можем этого испытать. Мы должны увидеть, что иметь даже на одну отрицательную эмоцию меньше будет новой причиной.
В. Как возможно жить под влиянием двух столь различных законов, как закон случая и закон причины и следствия?
О. Я не вижу противоречия. Причина и следствие по отношению к законам, под которыми человек живет, означают результат ваших собственных действий, а «случай» означает нечто, случающееся с вами без связи с вашими действиями.
В. Можем ли мы уже сейчас формировать или направлять закон случая, или мы должны ждать, пока не станем полностью сознательны?
О. Нет никакого вопроса ожидания: если человек ждет, он никогда ничего не получит – в каждый момент нужно делать то, что возможно. В настоящий момент мы можем до некоторой степени формировать закон случая только путем формирования самих себя. Чем больше у нас контроля над собой, тем больше меняется закон случая, и, как я сказал, позже случаи могут даже практически исчезнуть, хотя их теоретическая возможность останется.
В. Как мы создаем новые причины? Означает ли это составление планов?
О. Нет, вы обычно составляете те же планы, что составляли всю жизнь, но при этом ожидаете новых причин.
В. Мне хотелось бы понять, как уменьшить влияние случая на работу? Когда я составляю план на день, он часто ломается неожиданно приходящими людьми.
О. Оставьте такие случаи в покое. Что важно, это люди или «Я» в нас, приходящие и останавливающие нашу работу. Например, приходит отрицательная эмоция и останавливает работу. Вот то, чему мы должны помешать.
В. Случай не обязательно бывает плохим? Он может быть и счастливым, не так ли?
О. Совершенно верно. Но наша цель в том, чтобы освободиться от случая, и спустя некоторое время, если мы работаем, мы можем стать свободными как от хороших, так и от плохих случаев. Спросите себя, будет ли так лучше. Попытайтесь понять, как много мы ожидаем от хороших случаев, и какая трудная жизнь настала бы, если бы мы должны были все «делать» и если бы ничего не «случалось».
В. Свободен ли частично от закона случая тот, кто находится в школе?
О. Нет, это было бы слишком просто. Одно пребывание в школе ничего не меняет. Я только что объяснял, что человек начинает выходить из-под влияния закона случая, если он приобретает то, что мы называем центром тяжести, что означает, что работа над собой становится особенно важной, достаточно важной для того, чтобы занять большое место в жизни человека. Это создает некоторого рода равновесие и постепенно освобождает от случая.
В. Имеете ли вы в виду, что если мы становимся сознательнее, то на нас больше не влияет закон случая?
О. Опять-таки, становление сознательным не делает этого само по себе. Когда в нас прекращаются случайности внутренние, это делает нас свободнее от случайностей внешних. В нас слишком много случайных вещей, и, как я сказал, мы можем избавиться от них только созданием центра тяжести, некоего постоянного веса – веса в том смысле, что он позволит нам сохранять равновесие. А для этого нам необходима школа.
В. Почему вы так уверены, что человек не способен развиваться иначе, чем через школу?
О. Существует очень много трудностей. Если вы попытаетесь их понять, то увидите, что без метода и без помощи, человек не может двигаться – он будет оставаться тем, кто он есть, или, скорее, будет опускаться, поскольку ничто не остается в одном и том же состоянии. Если человек не развивается, он опускается. В жизни, в обычных условиях, все опускается, или же одна способность развивается за счет другой. Все способности не могут развиться без помощи школы, так как необходимы система и метод.
Но прежде чем говорить о том, почему школы необходимы, надо понять, для кого они необходимы, потому как для большинства людей школы вовсе не являются таковыми. Они необходимы только тем, кто уже понимает недостаточность знания, собранного обычным умом, и чувствует, что сам по себе, собственными силами, не может ни разрешить окружающих проблем, ни найти правильный путь. Только такие люди способны преодолеть трудности, связанные с работой в школе, и только для них школы по-настоящему необходимы.
А чтобы понять, почему школы необходимы, нужно понять, что знание, идущее от людей высшего разума, может быть передано одновременно только очень ограниченному числу людей, и что для этого необходимо соблюдение целого ряда определенных условий, без которых знание не может быть передано правильно.
Существование этих условий и невозможность их не выполнять объясняют необходимость организации. Передача знания требует усилий как со стороны получающего, так и со стороны дающего. Организация облегчает эти усилия или просто делает их возможными. Эти условия не могут возникнуть сами по себе. Школа должна быть организована в соответствии с некоторым планом, разработанным и известным задолго до этого. В школах не может быть ничего произвольного и импровизированного. Но школы бывают различных типов, соответствующих различным путям. Об этом мы поговорим позже.
В. Нельзя ли объяснить, в чем состоят данные условия?
О. Они связаны с необходимостью одновременного развития знания и бытия. Как я уже говорил, развитие одного без соответствующего развития другого приводит к неправильному результату. Школы необходимы для того, чтобы избежать подобного одностороннего развития и связанных с ним нежелательных результатов. Условия обучения в школе таковы, что с самых первых шагов работа развивается одновременно по двум линиям – по линии знания и по линии бытия. С первых дней пребывания в школе человек начинает изучать механичность и бороться против ее проявлений в себе, против непроизвольных действий, против излишних разговоров, против воображения, против выражения отрицательных эмоций, против грез наяву и против сна. Делая один шаг по линии знания, человек должен делать другой по линии бытия. Принципы работы в школе и требования, предъявляемые ученику, – все это помогает ему изучить собственное бытие и работать над его изменением.
В. Если не существует никакой надежды достичь высших состояний сознания без школы, значит ли это, что многие люди, безо всякой вины со своей стороны, никогда не войдут в контакт с истинной школой, несмотря на сильное желание развития?
О. Никто не может отвечать за это, потому что люди в большой степени живут под законом случая, и отдельный человек так мал и незначителен. Мы считаем себя очень важными, но на самом деле мы вовсе не важны. Чтобы таковыми стать, мы сначала должны стать чем-то, потому что такие, как мы есть, мы практически ничто. Кто может быть заинтересован в нашем развитии, кроме нас самих? Поэтому встреча со школой, которая соответствует вашему типу – ибо вы можете встретить школу, которая не соответствует вашему типу или вашему развитию, – это в большой степени вопрос везения.
В. Не может ли это быть случаем недостаточного желания, так как сказано: «Ищите и обрящете»?
О. За исключением очень трудных обстоятельств, когда судьба, случай, причина и следствие – все это идет против человека, если человек действительно ищет, он способен найти. Он будет искать школу с помощью своего магнетического центра, но если магнетический центр не сформирован, поиски даже не будут начаты.
В. Куда ведут школы?
О. Это интересный вопрос, так как ответ на него заключает в себе ответы и на другие вопросы – вопросы о различиях в людях. С помощью школы вы можете достичь желаемого, но сначала вы должны сформулировать, чего именно вы хотите. Раньше был задан вопрос о том, ведет ли школа машины к тому, что хорошо для них. Если это истинная школа, то машины она никуда не поведет, так как те имеют собственную судьбу во Вселенной, и никто ничего не может для них сделать. Но школа способна помочь людям, которые устали быть машинами; она может показать им путь к тому, как перестать быть машинами, и научить их, как это можно сделать. Это все, что может сделать школа, и без школы этого достичь невозможно.
В. Что составляет школу?
О. Вообще говоря, школа есть место, где человек может чему-то научиться. Существуют школы языков, школы музыки, медицинские школы и так далее. Но тот вид школы, о котором я говорю, нужен не только для обучения, но и для становления другим. Ранее объяснялось, что никто не может работать один, без школы. И вам уже должно быть ясно, что группа людей, которые решают работать сами по себе, никуда не придет, так как эти люди не знают, куда идти и что делать.
То есть мы можем сказать, что школа – это организация для передачи некоторому числу подготовленных людей знания, идущего от высшего разума. Это наиболее существенная характеристика школы. Другой очень важный фактор – это отбор учеников. Только люди с определенной подготовкой и уровнем понимания допускаются в реальную школу. Школа не может быть открыта для всех, она не может быть открыта для многих. Школы имеют весьма различный уровень, в зависимости от подготовки и уровня бытия учеников. Чем выше уровень школы, тем больше требования, предъявляемые к ученикам. Поэтому, с этой точки зрения, школы делятся на ступени. Есть школы, где люди № 1, 2 и 3 учатся тому, как стать человеком № 4, и приобретают все знания, которые помогут им в этом изменении. Следующая ступень – это школы, где люди № 4 учатся тому, как стать людьми № 5. Нам нет необходимости говорить о дальнейших ступенях, так как они слишком от нас далеки. Но даже в школах низшей ступени начало работы в школе уже означает определенную подготовку. Никто не может разом перейти от абсурда обычной жизни к школе. Даже если школа делает все возможное, чтобы дать человеку что-то, а он не подготовлен и не знает, как взять это, то дать ему это невозможно.
В. Что значит быть подготовленным?
О. Прежде всего, необходимо быть готовым для того уровня, на котором вы можете начать, – не только с точки зрения знания, но также с точки зрения бытия. Необходимо осознавать свою ситуацию, знать, чего ты не можешь делать сам, понимать, что тебе нужна помощь, и многое другое. Это зависит от того, что именно нужно человеку в школе. Никому не нужна школа как таковая, но если человеку нужно что-то, то ему нужна школа, чтобы получить это. Быть подготовленным означает, что человек уже знает себя до некоторой степени, видит свою цель, понимает ценность собственных решений. И в нем уже должна быть определенная свобода от лжи самому себе – он должен быть способен на искренность с самим собой.
К сожалению, если люди приходят к школе неподготовленными, очень часто влияния С становятся влияниями В. Позже – может быть, спустя довольно долгое время, – такие люди могут услышать те вещи, которые уже слышали, когда только пришли, и открыть в них новый смысл. Тогда это становится влияниями С. Существует много идей, которые способны стать влияниями С, если они поняты правильно.
Кроме того, человек может попасть в школу только тогда, когда он уже утратил или готов утратить как минимум некоторую долю своеволия. Своеволие – это главное препятствие к вступлению в школу, так как школа означает не только обучение, но и дисциплину. А некоторые люди находят дисциплину скучной или излишней.
В. Есть ли какой-то экзамен, который нужно сдать, чтобы вступить в школу?
О. Экзамен практически непрерывен. Он идет все время не только до вступления в школу, но и в процессе обучения в оной.
В. Должна же быть какая-то причина того, что одни люди видят возможность изменения, а другие нет.
О. Да, причины есть. Это некая предварительная подготовка ума. Большинство людей имеют одинаковые возможности, но некоторые накапливают материал и готовы к изменению, а другие нет. Но даже если они готовы, им необходима помощь, и они должны делать усилия.
В. Могут ли люди желать измениться и найти это невозможным?
О. Иногда сопротивление слишком велико. Например, воображение может быть слишком сильным, и люди не способны от него отказаться. Или, как я сказал, порой магнетический центр сформирован неправильно. Есть люди с двумя или более магнетическими центрами, смотрящими в разные стороны. Они никогда не могут долго интересоваться одним и тем же. Но если человек имеет правильно сформированный магнетический центр, все эти интересы становятся связанными, и это может быть очень сильная вещь.
В. Вы говорите, что, если люди не подготовлены, влияния С становятся для них влияниями В. Это потому, что у них нет ничего, чтобы судить об этом?
О. Не только из-за этого. Это потому, что они не ценят идеи, они воспринимают их на одном и том же уровне.
В. Мешают ли отрицательные эмоции воспринимать влияния С?
О. Если отрицательных эмоций много, они образуют облако, которое мешает доходить не только влияниям С, но даже влияниям А.
Очень давно было установлено, что, хотя влияния С и существуют, человек не может получить их сам по себе. Это означает, что существует нечто, что человек должен преодолеть для того, чтобы начать понимать, а чтобы понимать больше, он должен преодолеть что-то еще. Вот почему необходима школа. В школе вы не сумеете себя обманывать, и вам могут объяснить, почему вы не понимаете.
Как я сказал, есть много ступеней школ. Школы, которые начинают на обычном уровне жизни, элементарны. В них обязательны определенные правила и условия. Если человек забывает или находит причины не выполнять их, то он не может считать себя учеником школы.
В. Можно ли быть дисциплинированным в жизни в школе, не будучи дисциплинированным в обычных условиях?
О. Дисциплина школы основана на понимании – она совершенно иная.
В. Нет ли опасности принять дисциплину как бегство от ответственности?
О. Тогда человек не будет иметь успеха.
В. До какой степени можно развить бытие без школы?
О. Никакое реальное развитие бытия невозможно без школ, или, вернее, оно возможно до некоторой степени, но обычно несовершенно. Правильное развитие бытия невозможно без школ, так как человек не способен сам следить за собой, не может быть достаточно к себе строг. И вопрос не только в том, чтобы быть строгим, – человек просто не сумеет помнить вещи в нужный момент, он будет забывать или облегчать. Если бы самостоятельная работа была возможна, школы бы являлись потерей времени, а системы были бы не нужны. Но поскольку они существуют, это значит, что без них обучение невозможно. Человек сам по себе не может иметь никакого плана, никакой системы. Как можно развиваться без плана или системы? Как можно выполнять какую-либо работу? Как может человек получить необходимое знание, понять свое положение, узнать, что делать? Он не способен получить даже предварительного знания, с которого можно начать.
В. Обязательно ли школы включают в себя людей более высокого сознания?
О. Не включают, мы не можем ожидать этого, но, как я сказал, школа не может начаться без знания, идущего от людей более высокого разума.
В. Поможет ли мне школа принимать решения, которые будут влиять на будущее?
О. Все, что я могу сказать, это следующее: сегодня создает завтра, поэтому завтрашний день зависит от сегодняшних действий. Вы способны изменить будущее сейчас – вот что необходимо понять. В обычной жизни вы не можете ничего изменить, но когда вы начинаете знать больше, то появляется бо́льшая власть изменять.
Не все школы одинаковы. Для одного рода людей необходима школа одного типа, для другого рода людей существуют школы другого типа. Не может быть универсальной школы для всех типов людей. Это приводит нас к теме различных путей. Но прежде чем говорить о путях, необходимо осознать, что тысячи лет назад люди пришли к идее, что человек способен измениться, что он может приобрести что-то, чего у него нет. То, что он может приобрести, было выражено по-разному и рассматривалось с различных точек зрения, но общая идея всегда была одной и той же: человек способен развиться, он может приобрести что-то новое. Так были образованы три пути, соответствующие делению на человека № 1, 2 и 3.
Первый путь – путь факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над преодолением физического страдания.
Второй путь – это путь монаха. Этот путь короче, надежнее и яснее определен. Он требует некоторых условий, но больше всего он требует веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.
Третий путь – это путь йога, путь знания и сознательности.
Когда мы говорим о трех путях, мы говорим о принципах. В реальной жизни они редко встречаются в чистой форме, большей частью они смешаны. Но если вы знаете принцип, то, изучая практики школы, сумеете различить, какая практика какому пути принадлежит. Когда мы говорим о йоге, мы на самом деле берем только джнана-йогу и раджа-йогу. Джнана-йога – это йога знания, йога нового способа мышления. Она учит мыслить в иных категориях, нежели в категориях пространства, времени и причинности. А раджа-йога – это работа над бытием, над сознанием.
Хотя во многих отношениях эти пути весьма эффективны, для них характерно то, что самое трудное в них – это первый шаг. С самого первого момента вы должны отказаться от всего и делать то, что вам говорят. Если вы сохраняете хотя бы одну небольшую вещь, то не сумеете следовать ни одним из этих путей. Поэтому, хотя эти три пути и хороши во многих других отношениях, они недостаточно гибки. Например, они непригодны для современного образа жизни. Факир – это крайняя форма человека № 1 с сильным преобладанием инстинктивно-двигательного центра. Монах – это крайняя форма человека № 2 с развитым эмоциональным центром, но с недоразвитыми остальными. Йог – это крайняя форма человека № 3 с развитым интеллектуальным центром и недостаточно развитыми остальными. Если бы существовали только эти пути, нам некуда было бы деваться, так как для них мы слишком хорошо образованны. Но есть и Четвертый путь – совершенно особый путь, не являющийся комбинацией трех других. Он отличается от них прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, поскольку вся работа внутренняя. Человек должен начинать работу в тех условиях, в которых находится, ибо эти условия и есть для него наилучшие. Если он начинает работать и изучать в таких условиях, он может чего-то достичь, а позже, если это будет необходимо, окажется способен изменить их, но не раньше, чем увидит необходимость этого. То есть поначалу человек продолжает жить той же жизнью, что и прежде, в тех же условиях, что и прежде. Во многих отношениях этот путь оказывается более трудным, чем другие, потому что нет ничего тяжелее, чем изменить себя внутри без изменения внешнего.
Первый принцип Четвертого пути таков, что человек ничему не должен верить, но должен учиться, то есть вера не входит в Четвертый путь. Человек не должен верить тому, что он слышит, что ему советуют, он должен для всего находить доказательства. Если человек убежден в истинности чего-то, он может поверить этому, но не раньше. Это краткое описание различия между четырьмя путями.
В. Почему верить неправильно?
О. Люди верят или не верят тогда, когда слишком ленивы, чтобы думать. Необходимо выбирать, вы должны быть убеждены. Вам говорят, что вам нужно вспоминать себя, но будет неправильно вспоминать себя только потому, что вам так сказали. Сначала вы должны осознать, что вы себя не помните. Вы должны понять, что это означает. И только потом, если вы действительно осознаете, что вам это необходимо, что вы хотели бы вспоминать себя, вы будете делать это правильно. Если вы осуществляете это просто из подражания кому-либо, то это неправильно. Вы должны понять, что делаете это для себя, а не потому, что кто-то вам это сказал.
В. Четвертый путь предназначен для некого особого типа человека?
О. Да, если угодно, – он предназначен для человека, который не может идти другими путями.
В. Занимает ли Четвертый путь намного больше времени?
О. Он может быть самым коротким из всех, потому что в него входит больше знания. Четвертый путь иногда называют путем «хитрого человека». Хитрый человек знает о трех традиционных путях, но он знает и больше. Допустим, люди на всех путях работают для того, чтобы войти в определенное состояние, необходимое для некоторой особой работы, которую они должны сделать. Хитрый человек обычно создает это состояние в самое короткое время, – но он должен знать, как это сделать, он должен знать секрет.
В. Какое значение придается словам «хитрый человек»?
О. Что вы понимаете под хитростью?
В. Отсутствие прямоты.
О. Да, многие вещи нельзя получить прямо. Эта идея очень широко используется в Новом Завете, только там это не называется быть «хитрым». Существуют ситуации, которые настолько трудны, что невозможно идти прямо, необходимо быть «хитрым».
В. Любой ли человек может идти Четвертым путем?
О. Нет, так как это требует понимания и усилий. Человек должен быть подготовлен к совершению усилий.
В. Как можно судить, правильный ли ты выбрал путь?
О. По результатам. Вы встречаете систему и начинаете работать. Спустя некоторое время вы должны быть способны сказать, получили ли вы что-нибудь от нее или нет. Это не особенно трудно. Конечно, в большинстве случаев сначала это будет выглядеть как интеллектуальные приобретения, так как вы получите новые идеи, новое знание. Но так устроено, что приобретение новых идей в этой системе связано с определенным изменением в понимании, во внимании, в воле и так далее. Невозможно правильным образом получить новые идеи без определенного изменения.
В. Если четыре пути ведут к одной и той же цели, то какой фактор, или главное качество, будет общим для них?
О. Что сходно на всех путях – это возможность изменения бытия. Если вы подумаете обо всем, что составляет бытие: неправильная работа центров, отождествление, учитывание, отрицательные эмоции, отсутствие единства и так далее, – то поймете, что все это может быть изменено на каждом из четырех путей: на пути факира – путем преодоления физической боли, на пути монаха – путем создания религиозной эмоции, на пути йога – путем приобретения знания и работы над сознанием. Пути одинаковы, но люди различны. Человек, который способен идти по одному пути, не сумеет идти по другому. В наше время существуют четыре определенные категории людей, в соответствии с которыми пути и разделяются. Я не говорю, что это всегда было так, но это определенно так в наше время. Это деление связано не столько с тем, что есть люди № 1, 2 или 3, сколько с тем, что существуют люди с одним центром, люди с двумя центрами, люди с тремя центрами, люди с четырьмя центрами. Это означает людей, у которых один центр развит полностью, в то время как другие не развиты, или два центра развиты, а другие не развиты, или три центра развиты, а четвертый недоразвит, или четыре центра развиты более-менее одинаково. Это создает деление на четыре пути.
В. Эта система и есть Четвертый путь?
О. Это неправильная формулировка. Вы можете спросить себя: «Принадлежит ли эта система пути факира, пути монаха или пути йога? Нет, но она может принадлежать Четвертому пути». Нельзя сказать, что эта система и есть Четвертый путь; Четвертый путь очень велик, а эта система в сравнении с ним чрезвычайно мала.
В. Магнетический центр действует только по отношению к школам?
О. На религиозном пути необходим особый магнетический центр. Магнетический центр, который приводит в школу йоги или в монастырь, отличен от магнетического центра, направляющего в группу, которая, возможно, ведет к школе Четвертого пути. С таким магнетическим центром люди не смогли бы здесь работать: они не имели бы достаточной инициативы. На религиозном пути они должны повиноваться. На этом пути люди должны иметь более широкий ум, они должны понимать. В школах йоги и на религиозном пути можно долгое время двигаться без понимания, просто делая то, что говорят. Здесь же результаты пропорциональны пониманию.
В. Магнетические центры различных людей могут быть привлечены к различным идеям? Отправной пункт зависит от этого?
О. Да, они могут быть очень разными, но в этой системе должна быть некоторая схожесть магнетических центров, чтобы люди могли работать вместе; поскольку в определенный период времени, общественном классе и уровне образования люди имеют более или менее одинаковый материал.
В. Охватывает ли Четвертый путь три остальных пути?
О. Нет, это неправильное описание, так как Четвертый путь не имеет многого из того, что входит в первые три пути, но в нем есть то, что в них не входит. Идея Четвертого пути состоит в том, что он отбрасывает из трех путей все, что не является в них необходимым, так как кроме необходимого они имеют и то, что остается в них исключительно традиционно, из подражания и по другим схожим причинам.
На Четвертом пути все стороны, которые могут развиваться, развиваются одновременно, и это отличает его от других путей, где вы развиваете сначала одну сторону, а потом идете назад и развиваете другую, затем опять возвращаетесь и развиваете третью. На Четвертом пути все четыре центра должны быть более или менее живыми, на поверхности, открытыми для получения впечатлений, в противном случае необходима длительная предварительная работа по их открытию прежде, чем человек сможет начать.
В. Не есть ли Четвертый путь на самом деле самый трудный из всех – вследствие постоянной необходимости выбора, возникающей в условиях максимальных внешних отвлечений?
О. Это зависит от того, что вы называете самым трудным. Другие три пути требуют очень важного решения в самом начале, когда вы на самом деле ничего не знаете. Вы должны отказаться абсолютно от всего. Если вы способны это сделать, и если у вас есть другие необходимые качества, вы можете пойти по пути монаха или по пути йога, если сумеете найти таковую школу. Но если вы не знаете таких школ, и если вы находите, что не можете отказаться даже от малых вещей, тогда, конечно, это единственно возможный для вас путь. Это не вопрос более трудного, это вопрос более возможного. Тогда, если вы подумаете, вы поймете, что возможен только один путь.
В. Есть ли что-либо в школах Четвертого пути, равное состоянию молитвы, и если да, то приходит ли это с самовоспоминанием?
О. Да, на всех путях каждый должен пройти через одни и те же опыты, только в различной последовательности. Несомненно, самовоспоминание, неотождествление и некоторые другие практики будут давать точно такие же личные ощущения, как высокие эмоции религиозного или интеллектуального порядка. Вы помните, как мы сравнили человека с домом из четырех комнат. Что означает развитие? Оно означает работу в четырех комнатах, только порядок комнат, в которых человек работает, на различных путях будет разным. На Четвертом пути работа делается сразу во всех четырех комнатах.
В. Является ли эта организация школой?
О. Это интересный вопрос. Можем ли мы называть себя школой? До некоторой степени ответ положительный, так как мы приобретаем некоторое знание и в то же время учимся тому, как изменить свое бытие. Но я должен сказать в отношении этого, что в начале нашей работы в Петербурге в 1916 году нам дали понять, что школа, в полном смысле слова, должна состоять из двух ступеней, то есть в ней должны присутствовать два уровня: первый, где люди № 1, 2 и 3 учатся, как стать № 4, и второй, где люди № 4 учатся, как стать человеком № 5. Если школа имеет два уровня, она имеет больше возможностей, так как двойная организация такого рода может дать большее разнообразие опыта и сделать работу быстрее и надежнее. Поэтому, хотя в некотором смысле мы можем называть себя школой, лучше использовать этот термин для более крупной организации.
В. Правильно ли я понял из того, что вы сказали, что это не школа в точном смысле слова?
О. Для некоторых людей она может быть школой, для других нет. Это всегда так. Это нельзя точно определить, и это не может быть одинаковым для всех.
В. Если она еще не готова к тому, чтобы называться школой, что может сделать ее таковой?
О. Только работа ее участников над собственным бытием, понимание принципов работы в школе и определенная дисциплина. Если мы хотим создать школу, так как пришли к заключению, что не способны измениться без нее самостоятельно, мы должны участвовать в построении школы. Это и есть метод Четвертого пути. На религиозном пути школы уже существуют, но здесь, если мы хотим школу, мы должны принять участие в ее создании. Но сначала необходимо обучение. Когда вы узнаете достаточно, вы будете знать, что делать.
В. Вы сказали, что можно научиться побегу только у тех, кто бежал прежде?
О. Совершенно верно – в аллегории о тюрьме. И это значит, что школа может начаться только от другой школы. Система может иметь ценность, только если она идет от высшего разума. Если же у нас есть основание считать, что она идет от обычного разума, подобного нашему, она не может иметь никакой ценности, и нам нечего от нее ожидать. Тогда лучше сесть и написать собственную систему.
В. Будет ли возможно в школе каждому развиваться от № 4 к № 5, или это верно только для немногих?
О. В принципе, ограничений нет. Но вы должны понять, что между человеком № 4 и человеком № 5 существует громадная разница. Человек № 4 – это человек, который приобрел постоянный центр тяжести, но во всем остальном он вполне обычный человек. Но человек № 5 – это совершенно другой человек. Он уже имеет единство, постоянное «Я», третье состояние сознания. Это значит, что он пробужден и способен помнить себя всегда, когда ему это нужно. Кроме того, в нем работает высший эмоциональный центр, что дает ему много новых способностей.
В. Оказаться не в состоянии продолжать работать с системой – это хуже, чем вовсе не начинать?
О. Если вы начали, никто не может остановить вас, кроме вас самих.
В. Как можно примирить это с вашими словами, что гарантии нет?
О. Это зависит от вашей работы. Как могу я гарантировать вашу работу? То, что мы способны получить, зависит от наших усилий, и каждый должен работать на собственный риск. Но спустя некоторое время человек начинает видеть: «Я получил то, чего у меня не было раньше». Так постепенно можно стать более уверенным.
В. Что изучает школа?
О. Она изучает возможность развития внутренних качеств в человеке. Она начинает с идеи, что не все качества могут быть развиты в равной мере. Чтобы могли развиться определенные качества, другие должны быть сдержаны и ограничены, а некоторые должны исчезнуть. Допустим, у вас есть сто качеств. Из них, скажем, тридцать могут развиться, а семьдесят на это не способны. Тогда вы должны ограничить те семьдесят, чтобы могли развиться эти тридцать. И в школах есть определенное знание о том, какие качества могут, а какие не могут развиться, какие условия благоприятны, как ограничить некоторые качества, как развить другие. Каждая школа обучает по-своему. Например, школа этого типа говорит просто: развивайте только сознание, а все остальное приложится. И для этого нужно бороться с отрицательными эмоциями, ложью, отождествлением, учитыванием, воображением и так далее.
В. Вы сказали, что мы должны все проверять, но если мы можем знать только то, что испытали сами, не замыкает ли это нас в очень маленьком мире?
О. Мы знаем не только то, что испытываем сами, мы знаем и то, что испытали другие люди. Вся идея школы состоит в том, что нужно учиться на опыте других людей – не таких людей, как мы, но людей высшего разума, иначе не может быть никакой школы. Если школа ограничена только тем, что мы знаем сами, тогда это не школа.
В. Разве не вера в существование чего-то за пределами того, что мы знаем, побуждает нас искать?
О. Существует много вещей за пределами, но мы должны понимать, что возможность знания, реального знания, весьма ограничена в настоящих условиях. Мы способны формулировать проблемы, умеем создавать теории, но не можем находить ответы на них, или же находим только теоретические ответы, так что один ответ так же хорош, как и другой. Но мы должны надеяться и ожидать, что если мы изменим состояние сознания и усовершенствуем свое внутреннее устройство, то, возможно, будем знать больше.
В. Смысл школы – в самопосвящении?
О. Что значит самопосвящение? Все это слова. Что означало бы быть посвященным в китайский язык? Это значило бы изучить его, быть обученным. Вы не можете быть посвященным в китайский язык путем возложения рук. Посвящение – это работа. Двое людей могут находиться в одной и той же школе, и для одного это будет школа одного уровня, а для другого – школа совсем другого уровня. А для третьего она может вообще школой не являться. Это зависит от того, насколько глубоко человек в ней находится. Самая высокая школа может быть на очень низком уровне, и одна и та же школа способна быть на различных уровнях, в зависимости от людей в ней. Это требует работы и памяти о цели.
В. Если школы столь важны, почему они не имеют в мире большего влияния?
О. Школы способны действовать только через людей, которые в них заинтересованы. Они не могут сделать ничего, если окружены равнодушными людьми. Возможность школ влиять на жизнь обусловлена общим к ним отношением. Чтобы оказывать влияние, школы должны иметь людей, которые заинтересованы и будут подчиняться. Но это должно идти снизу, это не может создаваться школами. Школы способны бросить в мир влияния В, но если люди не заинтересованы в них, школы ничего не могут сделать. Они не могут применять насилие.
В. Может ли школа потерять, давая знание?
О. Школа может потерять различными путями. Мы придем к этому вопросу позже. Это зависит от того, кому она дает. Если она дает только в общем и ничего не получает, она, конечно, теряет. Если у человека есть деньги, и он начинает давать их всем, заслуживают они того или нет, то, конечно, он их потеряет.
В. Вы сказали, что если нам нужна школа, мы должны участвовать в ее создании. Как мы можем это делать?
О. Вы должны помнить, что уровень школы зависит от уровня бытия людей, которые ее составляют. Если нет достаточного числа людей с магнетическими центрами, то не может быть и школы. Но просто приходить на лекции и принимать то, что слышишь, еще не показывает присутствия магнетического центра.
В. Будет ли распространение идей школы и ее языка среди других людей какой-либо помощью с точки зрения школы?
О. Идеи не могут быть распространены в правильной форме – это важно понять. Было бы очень хорошо, если бы это можно было сделать, но это невозможно. Слова остались бы, но сами идеи были бы другими. Если бы достаточным было просто их распространить, зачем тогда нужны школы? Язык распространится сам, может быть, даже при нашей жизни, но идеи вошли бы в общее употребление в неправильной форме. Например, не было бы различения между «деланием» и «случаем».
В. Мы говорим о школах и различных уровнях. Не слишком ли это запутанно? Что означают более высокие уровни?
О. Почему вы находите идею о более высоких уровнях запутанной? Например, мы можем взять эту идею уровней очень просто в отношении к самим себе: со всеми своими умственными способностями мы способны думать только до определенного уровня, но если бы мы могли использовать высшие центры (например, высший эмоциональный центр, который уже требует более или менее полного самовоспоминания), тогда, конечно, о том же предмете мы думали бы совершенно по-другому и нашли значительно больше связей в вещах, которых не замечаем теперь. Это показывает различные уровни мышления, и иногда мы на самом деле имеем проблески более высокого уровня мышления, так что можем иметь некоторый материал для наблюдения, потому что даже теперь способны думать по-разному об одном и том же предмете.
Что же касается различных уровней людей, то мы встречаемся с результатами работы людей, явно принадлежащих к более высоким уровням; мы не можем сказать, что опыт обычной жизни ограничивается результатами работы людей, подобных нам самим. Возьмите, например, Новый Завет, и есть также произведения искусства, эзотерические рукописи, христианская литература и все прочее, что очевидно не может принадлежать обычным людям. Существование людей более высокого развития – не воображение, не гипотеза, но реальный факт. Поэтому я не понимаю, в каком смысле это может запутывать; я не вижу, как можно мыслить, не признавая данного факта. Это определенный факт, что люди живут не только на том уровне, на котором находимся мы, но могут существовать и на иных.
С этой точки зрения человечество можно рассматривать как разделенное на четыре концентрических круга. Три внутренних круга именуются Эзотерическим, Мезотерическим и Экзотерическим. Четвертый – это внешний круг, где живут люди № 1, 2 и 3. Школы действуют как ворота, через которые может пройти человек № 4, находящийся между внешним и Экзотерическим кругом. Человек № 5 принадлежит к Экзотерическому кругу, человек № 6 – к Мезотерическому, и человек № 7 – к Эзотерическому, или самому внутреннему кругу. Внешний круг называется также кругом смешения языков, потому что в нем люди не способны друг друга понимать. Понимание возможно только во внутренних кругах.
Все это означает, что существуют степени. Человек, живущий во внешнем круге, находится под законом случая, или, если он имеет сильно выраженную сущность, его жизнь больше управляется законами его типа или законами судьбы. Но когда человек начинает работать над развитием сознания, он приобретает направление. Это означает изменение, возможно, неощутимое, но, тем не менее, изменение в космическом смысле. Только индивидуальное усилие может помочь человеку перейти из внешнего круга в Экзотерический. То, что относится к человеку внешнего круга, не относится к человеку, начинающему работать. Он находится под другими законами, или, вернее, другие законы начинают затрагивать человека, начинающего работать. Каждый круг находится под различными законами.