Степень сжатия
Андрей проснулся от странного ощущения абсолютной тишины. Над дверью каюты мигала красная аварийная лампочка, но звукового сигнала слышно не было. Не было ни привычной мелкой вибрации от работающих многочисленных агрегатов многотонной морской платформы, ни вообще какого-либо иного малейшего звука – только полная и гнетущая тишина. Остатки сна тут же улетучились. Напрягая все свое внимание, Андрей лишь услышал, а скорее угадал звук от ударов собственного сердца, которое учащенно забилось в ожидании опасности. Выглянув в иллюминатор, он увидел только слабые блики едва забрезжившего сентябрьского рассвета над холодным Баренцевым морем, которое в этих предрассветных сумерках казалось спокойным. Похоже, был почти полный штиль, иначе даже эта махина в тысячи тонн хоть немного дрожала бы от ударов морских волн. Но Андрей помнил прогноз на текущий день – шторм до 8 баллов во второй половине дня. Тем не менее, пока было абсолютно тихо. Он схватил в темноте трубку телефона бортовой связи на стене, но не услышал даже гудка. Стало ясно, что случилось что-то экстраординарное, поскольку связь даже в случае аварийного отключения электричества должна автоматически перейти на питание бортовых аккумуляторов.
Лишь накануне Андрей прибыл со сменной вахтой, чтобы провести две недели на этой платформе в открытом море. Здесь в 600 километрах от Мурманска несколько лет назад был развернут уникальный газовый промысел на крупнейшем в Европе Штокмановском месторождении, которое вот уже на протяжении многих лет снабжало газом чуть ли не весь Европейский север.
Участвовать в этом уникальном проекте поистине мирового масштаба Андрей мечтал еще с детства, когда видел, как дед корпит над компьютером, на экране которого были красивые движущиеся картинки. Он объяснил тогда, что это модель Штокмановского месторождения. Как сказала бабушка, дед за это получил государственную премию.
Дед рассказал еще, что в период своей молодости – в конце 70-х годов прошлого века, будучи студентом-геофизиком Московского университета и находясь на практике на геофизическом судне, заметил на специальных сейсмограммах очень крупное поднятие посередине Баренцева моря на глубине около двух километров под морским дном. Через несколько лет после бурения скважин там обнаружили гигантское месторождение газа.
– А зачем столько газа? – спросил тогда Андрей, – Ведь газ нужен только на даче, чтобы бабушка блины пекла на газовой плите, потому что там нет электрической.
– Э, брат, люди еще не скоро найдут замену такой замечательной энергии, как природный газ, – отвечал дед. – Иногда даже электричество получают, сжигая газ, хотя это не по-хозяйски.
С тех пор прошло много времени. Андрей и сам не заметил, как стал в некотором смысле «газовиком», закончив Московское отделение международного университета нефти и газа и пройдя стажировку на норвежских морских промыслах. Многому научился и в других зарубежных фирмах, где проектировались и создавались подводные добычные комплексы. Российская промышленность к моменту начала освоения «Штокмана» в 2017 году была способна лишь производить крупные металлоконструкции для платформы, а вся «интеллектуальная» оснастка была импортной. Это уже много позже начали потихоньку делать кое-что свое.
А вообще организовать и обустроить добычу на морском газовом гиганте при глубине воды больше трехсот метров в условиях Арктики – сродни серьезному космическому проекту, а то и сложнее. Вот Андрей и заинтересовался еще в студенческие годы этим «подводным космосом», став серьезным и почти уникальным специалистом в области промышленных подводных аппаратов и конструкций. Разумеется, необходимых знаний и навыков нельзя было приобрести только на студенческой скамье, и Андрей через Интернет буквально «выскребал» все доступные электронные библиотеки ведущих мировых университетов и добывающих компаний.
Его отец, талантливый математик, мечтал видеть в сыне своего преемника, а мама – лингвист, владеющий многими языками, хотела направить его по гуманитарной стезе. Второй дед, сибирский энергетик, тоже пытался заинтересовать внука своим делом. Андрей нередко гостил у него на Байкале в дни каникул, где дед показывал ему свое мощное энергохозяйство.
В результате природной пытливости и под влиянием всех этих разносторонних людей, Андрей с детских лет привык буквально всасывать как губка все то новое в этом мире, что только попадалось на его пути. И всего через несколько лет после окончания института стал ведущим экспертом и инженерным аналитиком крупнейшего в мире морского нефтегазового консорциума. Его нестандартное мышление позволяло находить самый оптимальный выход или блестящее техническое решение в самых неожиданных ситуациях. Вот и сейчас, после двух нештатных случаев с подводными аппаратами, обслуживающими морские промыслы в Норвегии и Мексиканском заливе, его послали на «Штокман» разобраться в возможных конструктивных недоработках. Здесь использовались примерно те же технические решения, что и в двух упомянутых случаях. Необходимо было сделать все, чтобы предотвратить даже самую малейшую вероятность возникновения опасной ситуации в будущем.
Столь гипертрофированный интерес Андрея к прикладной науке и технике в школьные и студенческие годы не мог не сказаться отрицательным образом на его личной жизни. Нет, недостатка во внимании со стороны женского пола не было, скорее наоборот. Очевидные успехи молодого и красивого студента как магнитом притягивали к нему красивых девушек. Многие из них готовы были на близость с ним без лишних церемоний. Андрей нередко поддавался на избыточное предложение со стороны женского пола, поскольку самому проявлять активность и подыскивать себе подругу жизни ему было некогда и, честно говоря, малоинтересно. Он был всецело поглощен новыми идеями, которые постоянно вертелись у него в голове. Поэтому девушки, рассчитывавшие на красивые ухаживания и признания в любви, а в результате явно обделенные вниманием своего избранника, быстро разочаровывались в нем и исчезали из поля видимости. И лишь одна из них, Оксана, по настоящему влюбленная в Андрея, долго и терпеливо ухаживала за ним. Андрей оценил настойчивость и красоту девушки, и впервые в жизни в нем шевельнулось чувство если не любви, то благодарности и привязанности. А может быть и любви? Кто в состоянии правильно определить, где кончается одно и начинается другое? Даже тысячелетний опыт мировой литературы не даст определения, что такое любовь. У каждого это происходит по-своему, а очень многих любовь вообще не посещает в течение жизни. Многие примитивные молодые особы отождествляют любовь с сексуальным влечением. Однако это физиологическое свойство, являющееся проявлением инстинкта размножения, увы, ничем не отличает человека от огромной массы других биологических видов, населяющих нашу планету. И это, конечно, никак не любовь.
Как человек рациональный, Андрей, проанализировав свои ощущения, понял, что таких чувств, какие у него возникли к Оксане, раньше не было. Оксана ждала закономерного продолжения отношений в виде замужества. Но Андрей не привык и не умел ухаживать за девушками, дарить цветы, воздыхать под звездным небом, а мысли о семье не успели еще поселиться в его голове. Нет, он не отвергал этого, но все время откладывал: «Вот закончу это, разберусь с тем-τo и тогда, конечно и непременно, поженимся». И разобиженная Оксана, желавшая создания семьи, как и любая нормальная женщина, приняла предложение его однокурсника и в прошлом даже приятеля – Вадима. Они объявили друзьям, в том числе и Андрею, о помолвке, подали заявление в ЗАГС, и уже через месяц ожидается их свадьба. Был ли этот поступок девушки вызван желанием подстегнуть Андрея к решительным действиям или он стал жестом отчаяния и желанием круто изменить жизнь – остается только гадать? Но для Андрея это стало полной неожиданностью. Он еще не понял как вести себя в этой новой ситуации, но чувство обиды закрывало собой все остальное. Где-то на подсознательном уровне Андрей понимал, что во всем случившемся есть и доля его вины, но признавать это не очень-то хотелось. В глубине души вместе с обидой на всех женщин зрело решение о том, что не стоит с ними больше серьезно связываться – предадут в самый неожиданный момент.
А Вадим, тайно влюбленный в Оксану несколько лет и конечно знавший о предыдущих ее взаимоотношениях с Андреем, уже заранее изводил себя ревностью, но отступать от своих намерений никак не собирался.
Как ни банально это звучит, но образовался классический любовный треугольник, каковых в человеческих судьбах случалось великое множество во все времена. Андрей никак не хотел быть его частью и решил справиться с обидой, забыв обо всем, что было. «Мужик я или тряпка? Пусть живут, как хотят. Я не буду никому мешать».
Но как оказалось, точку в этой истории ставить было еще рано. Должны были произойти еще очень серьезные и непростые события, чтобы все расставилось по своим местам.
Видно так было угодно судьбе, но Андрей прибыл на платформу как раз в тот момент, когда в составе двухнедельной вахты здесь находился и Вадим. И в зону ответственности Вадима входил надзор за исправным состоянием основных и вспомогательных подводных средств морской платформы. Так что над изучением и анализом проблемы они должны были работать вместе.
Однокурсники встретились, как ни в чем не бывало:
– Здорово, дружище, рад тебя видеть, – произнес Вадим, встречая Андрея на вертолетной площадке платформы.
– Здоров, коли не шутишь, – ответил Андрей, не выказывая при этом особой радости.
– Какие уж тут шутки. Надеюсь не в обиде на меня за Оксану?
– Да какие могут быть обиды? Мужикам ссориться из-за женщин – последнее дело. Иначе и жить было бы нельзя, если на каждый их фортель заморачиваться.
– Ну, так что, мир?
– Мир.
Парни пожали друг другу руки, и у обоих стало легче на душе. Нормально работать вместе бок о бок да еще в заполярной Арктике, держа «камень за пазухой», попросту невозможно.
Андрей почти в полной темноте, при свете продолжающей мигать красной лампочки нащупал ручку рундука внизу, открыл его и затем быстро достал и надел спасательный жилет.
На любом судне существует специально разработанная и утвержденная схема борьбы за его живучесть, где каждому члену экипажа в случае возникновения нештатной ситуации надлежит занять строго определенное место. Примерно такие же правила действуют и на морской платформе. Но Андрей не был постоянным членом экипажа и занимал каюту для приглашенных технических специалистов в удаленном пассажирском отсеке на четвертом уровне, где в данный момент кроме него никого не было. Остальные четыре соседние каюты в отсеке пустовали. Вся команда, специалисты и обслуживающий персонал располагались на втором и частично на третьем уровне. На морских и речных судах уровни называют палубами, но на морских эксплуатационных платформах, это понятие как-то не прижилось. Да и какие же это палубы, если платформа это не судно, а огромный плавучий завод с множеством автоматизированных цехов? В одном из них аккумулируется газ с подводных добычных комплексов, в другом производится его осушка и отделение газового конденсата, в третьем добавляются реагенты для предотвращения гидратообразования, в четвертом работают мощные компрессоры, поднимающие давление до полутора сотен атмосфер. Ведь газу требуется достичь берега с приемлемым остаточным давлением, а до берега все 600 километров. В общем, ориентироваться на этом огромном плавучем промысле, не зная основных путей, невозможно.
Андрей решил пробираться к ЦПУ – центральному пульту управления платформы, располагавшемуся на шестом уровне. В лифтовом холле была абсолютная темнота, но не могло быть и речи об использовании лифтов в любой нештатной ситуации, даже если бы они работали. Аварийное освещение было лишь вначале и в конце длинного коридора. «Похоже, в главной аккумуляторной проблемы, раз даже по лифтовым коридорам света нет», – подумал Андрей, представлявший себе в общих чертах схему аварийного электропитания гигантской платформы. Было и так понятно, что кроме всего прочего встали основные газотурбинные генераторы.
Перемещаясь на ощупь по коридору, Андрей, наконец, дошел до клети с межуровневыми лестницами, которые, как и на большинстве судов, представляли собой крутые маршевые трапы. Войдя в лестничную клеть, он услышал непрекращающийся топот бегущих по лестницам людей предположительно где-то на нижних уровнях. Тем не менее, Андрей решил все же продолжить путь наверх до шестого уровня к центральной диспетчерской. Поднимаясь опять на ощупь, он мысленно отсчитал необходимое количество пролетов до шестого уровня, и, наконец, вошел в коридор, по которому теперь следовало добраться до главного пульта и, в конце концов, выяснить, в чем дело. Здесь уже по коридору лампы аварийного освещения горели, как положено: одна на каждые пятнадцать метров. «Так, значит, аккумуляторная группа центрального пульта в порядке», – отметил про себя Андрей. Но ее мощности хватит часа на три работы только самого центрального пульта при выключенных остальных нагрузках, и толку от этого мало. Надо за это время успеть подключить хотя бы один из четырех газотурбинных генераторов. Почему резервный генератор, как положено, не перешел в рабочий режим автоматически при выходе из строя остальных? Наверняка что-то с линией в распределительном блоке.
Недаром Компания высоко ценила Андрея как блестящего технического аналитика. Еще не добравшись до ЦПУ, он обрисовал в своем представлении сложившуюся ситуацию, хотя не был специалистом-энергетиком.
Навстречу кто-то бежал. В сумраке аварийного освещения было не разобрать. Поравнявшись с Андреем, мужчина воскликнул:
– Андрей Михайлович, это Вы? Слава богу, а то бортовая связь не работает и вообще полный кошмар. За Вами уже послали несколько минут назад. В ЦПУ Вас очень ждут.
– Уже иду, – ответил Андрей и уже спустя мгновение быстро вошел в помещение центральной диспетчерской.
– Ну, наконец-то, – произнес старший смены Малахов, увидев вошедшего спеца-корифея, о котором в компании уже чуть ли не легенды слагали: такой молодой и такой головастый и опытный.
Тут же находилось почти все руководство: начальник промысла Малинин, главный энергетик Лавров, главный технолог Паршин, начальник вспомогательного флота Крючков и еще три человека, которых Андрей не знал. Лица у всех были напряженные и, как ему показалось, растерянные. А начальник промысла вообще был бледен, как полотно. В помещении ЦПУ царил полумрак: только минимум аварийного освещения на автономном аккумуляторном питании. Большинство датчиков и индикаторов центрального пульта, тем не менее, работали. Взглянув на них, Андрей убедился, что был прав в своих предположениях: мигающие красные лампочки почти на всех элементах системы энергообеспечения, и, что самое ужасное, датчики сигнализировали о пожаре в центральной аккумуляторной и в центральном распределительном блоке.
– Андрей Михайлович, надеемся на Вас как на бога, ведь лучшего профессионала по чрезвычайным ситуациям в компании просто нет, и нам повезло, что Вы на борту в такой момент, – быстро заговорил начальник промысла Малинин.
– Да уж, везучий сегодня день, – с иронией ответил Андрей, – дай бог, чтобы по настоящему повезло, и все живыми сегодня остались. Срочно сообщайте на Новую землю и в Мурманск. Пусть высылают пожарные вертолеты немедленно, пока мы тут не взлетели на воздух.
– Да что Вы, Андрей Михайлович! Неужто так плохо? – забеспокоился и без того озадаченный и весь нервный Малинин, который должен был по должности руководить всеми действиями.
– Хорошего мало. Не сработала система пожаротушения в центральной аккумуляторной. Посылали туда кого-нибудь?
– Не успели еще, ситуация была неясна.
– Теперь и нельзя посылать. Людей погубим. Надо искать другой выход и срочно! И хотя бы один резервный генератор запустить, иначе очень быстро ситуация может выйти из под контроля!
«Впрочем, она и так не то, что под контролем, а близка к катастрофе, – думал Андрей. – Аккумуляторная, если быстро не потушить, может рвануть в любой момент. Странно, что это до сих пор не произошло: ведь выделяющиеся при зарядке из электролита газы взрывоопасны».
Андрей лихорадочно соображал дальше. Как ликвидировать пожар при полностью обесточенной платформе, когда система пенного пожаротушения не сработала? Не посылать же людей с ручными углекислотными огнетушителями, которые все равно, что «слону дробина».
– Думай, башка, думай, – сам себя подгонял Андрей.
Итак, на Штокмане сейчас три платформы, расположенные примерно по треугольнику в 10 километрах одна от другой. И на все три всего один вертолет, который сейчас у соседей на платформе № 1. У всех пожарные расчеты по два человека, исключительно для грамотного управления противопожарной автоматикой в случае нештатных ситуаций с ней. Но что они сделают здесь, если даже их быстро собрать сейчас вертолетом сюда? Собирать все равно надо и как можно быстрее. Все эти мысли пронеслись в голове Андрея в одно мгновение, так что собеседники в диспетчерской даже не заметили паузы.
– Свяжитесь быстро со старшими пожарными на платформах, – сказал Андрей, обращаясь к Малинину.
– Связывались уже, – ответил Малинин, – они сейчас тоже пытаются что-то придумать.
– Думать надо быстро и всем вместе, – парировал Андрей, – давайте всех в эфир немедленно.
– Минуту, – ответил Малинин, – они должны быть на своих центральных пультах на платформах.
– «Штокман-1» и «Штокман-3», я «Штокман-2». Дайте своих МЧС-ников на связь срочно! – скороговоркой «оттарабанил» Малинин.
– Старший лейтенант МЧС Барков на связи, – ответили с первой платформы.
– Лейтенант МЧС Николаев на связи, ответили с третьей.
– Внимание! Я главный технический эксперт Компании, – ответил в эфир Андрей, – считаю ситуацию критической и в соответствии с моими чрезвычайными полномочиями беру координацию на себя. Прошу доложить об имеющихся в распоряжении средствах.
– Я «Штокман-1». Есть универсальное пожарное судно с тремя мощными насосами, можно попробовать забортной водой, – ответил Барков с первой, – но по всем правилам при пожарах с электричеством водой тушить категорически запрещается.
– Электричества, считай, уже нет, – отрезал Андрей, – готовьте судно и быстро к нам с обученным расчетом. Сколько времени все это займет?
– Полчаса на запуск и полчаса ходу до вас, итого час, – отрапортовал Барков.
– Час слишком много, можем взлететь на воздух, но все равно посылайте немедленно, – распорядился Андрей.
– Есть! Уже приступили.
– У кого и в каком виде и количестве есть углекислота или реактивы для ее получения? – продолжал Андрей диалог в эфире.
– У нас есть, – ответил Николаев с третьей. – К нам на той неделе доставили три комплекта больших емкостей для заправки новой дублирующей противопожарной системы, но специалисты еще не прибыли.
«Эврика!», – подумал Андрей про себя. Надо теперь сообразить, как их доставить в эпицентр пожара и чем-то распылить на большой площади. Потребуется соорудить что-то вроде углекислотного фугаса, чтобы уже в огне рвануло и разрушило металлическую оболочку емкостей. Дальше углекислота, которая тяжелее воздуха, сама как-то «расползется» по площади пожара и хотя бы притушит пламя. Потом, вероятно, можно будет подойти поближе пожарному судну и мощными струями забортной воды завершать дело вместе с пожарными расчетами здесь на борту. Варианты решения созревали на ходу.
Андрей снова вышел в эфир:
– «Штокман-3»! Возьмите все имеющиеся в НЗ тротиловые шашки, крепите их к емкостям и приварите немедленно какие-то проушины для захвата емкостей тросом к вертолету.
– Поняли, приступаем, – ответил Николаев с третьей.
– «Штокман-1», готовьте вертолет и летите на третью платформу за углекислотными комплектами. Продумайте систему их метания в эпицентр огня.
Замысел Андрея стал всем ясен без лишних слов. Другим нужно было только хладнокровно исполнять его распоряжения, несмотря на то, что по официальному статусу он не был их начальником. При жестком организующем начале у людей пропадает растерянность, появляются силы, и они четко выполняют предписанные действия. На это и был весь расчет. Даже Малинина покинула неуверенность, он весь мобилизовался и взял на себя хотя бы все контакты и переговоры с базой в Мурманске, откуда начальство постоянно требовало отчеты о развитии ситуации и давало не очень уместные советы. Однако по их распоряжению с базы на Новой земле вылетел специальный вертолет, снаряженный какими-то средствами пожаротушения. Это была относительно рискованная операция, поскольку по запасу топлива вертолет мог долететь лишь в один конец и обязательно дозаправиться на платформе. А прогноз погоды на ближайшее время был неблагоприятным, да и вообще сентябрь на Баренцевом море не самый спокойный месяц. Ветер действительно начал усиливаться, и вместо недавнего штиля на море уже стали появляться «барашки». Гигантская платформа, прикрепленная с помощью четырех мощных длинных тросов ко дну, начала заметно раскачиваться, поскольку система стабилизации из-за отсутствия электропитания не работала.
Тем временем огонь продолжал распространяться, и сдерживался лишь тщательно задраенными металлическими переборками между отсеками. Надо было торопиться. Если бы удалось запустить хотя бы один генератор, задача была бы существенно облегчена: сразу можно задействовать бортовые насосы и пожарные гидранты. Но группа электриков не могла подобраться к центральной распределительной. Температура в соседнем с ней отсеке доходила почти до 100 градусов при значительном задымлении. Но дело было даже не в температуре. В современных противопожарных костюмах-скафандрах с системой термоизоляции и запасом воздуха в небольших внутренних баллонах можно было кратковременно заходить в помещение с открытым пламенем. Но из-за дыма ничего не было видно. И открывать переборку, не имея значительного запаса средств пожаротушения, было опасно: пожар легко перекинулся бы в новый отсек.
– «Штокман-3», я «Штокман-2». Доложите обстановку, – вновь обратился Андрей по радиосвязи.
– «Штокман-3» на связи, – ответил Николаев, – вертолет с первой платформы прибыл. Уже крепим первую емкость тросом, проушины приварили.
– Поторапливайтесь.
– Делаем все возможное.
– Хорошо. Всем оставаться на связи: отработаем порядок действий, – распорядился Андрей.
План Андрей рассчитал довольно тщательно. Если не будет «проколов», они должны сбить основное пламя, чтобы потом пожарные расчеты со всех трех платформ вошли в очаг и работали в непосредственном контакте с огнем. К тому времени военные спецы с Новой земли должны подоспеть на своем вертолете.
– Внимание, старшим пожарных расчетов и экипажу вертолета, – продолжал Андрей, – слушайте план взаимодействия.
– «Штокман-1» на связи.
– «Штокман-3» на связи.
– Командир экипажа вертолета Максимов на связи.
– Максимов, – скомандовал Андрей, – делаете три рейса вертолета с углекислотными емкостями один за другим без перерыва и метаете как можно точнее в эпицентр пожара. С последним рейсом забираете пожарный расчет Николаева с их платформы со всеми доступными ручными средства пожаротушения и высаживаете к нам. Задание понял?
– Так точно.
– «Штокман-1», где пожарное судно с расчетом? – спросил Андрей.
– Только что отошло к вам. Старший расчета Барков на борту судна.
– Барков, слышите меня? Доложите обстановку.
– Барков на связи. Максимум через полчаса будем у вас и приступим к тушению. Насосы у нас мощные до четвертого уровня без проблем достанут. Усиливающаяся качка только: может помешать.
– Хорошо, ждем, – ответил Андрей. Тушение производите в перерывах между метаниями емкостей. На время «метаний» Максимова отходите на безопасное расстояние.
– Поняли!
– Максимов, готов?
– Готов.
– Пошел на первое метание.
– Есть!
Расстояние от третьей до второй платформы составляло около 10 километров, и Максимов покрыл его за пять минут. Вскоре Андрей услышал его голос в эфире:
– Внимание, захожу на первое метание. Ветер сильный и болтанка – трудно хорошо прицелиться.
– Давай, родной, постарайся, – не сдержал Андрей своих эмоций.
– Не подведем, Андрей Михайлович, – ответил Максимов, почувствовав волнение в голосе молодого инженера, взвалившего на себя непомерный груз ответственности.
Пилот первого класса Владимир Максимов, проработавший в полярной авиации всю свою сознательную жизнь, сосредоточенно всматривался в серую предштормовую пелену волн, держа машину на высоте примерно 50 метров над водой. Налетавшие отдельные порывы ветра бросали вертолет из стороны в сторону. Надо было так рассчитать высоту, скорость и момент сбрасывания груза, чтобы он попал как можно ближе к центру очага. Максимов закончил вираж, и вот уже в сотне метров по прямой показался густой столб дыма над горящим отсеком.
– Приготовиться, – скомандовал Максимов своему помощнику, сидящему рядом, и начал обратный счет. – Три, два, один, отпускай!
Огромная металлическая емкость полетела вниз. В то же мгновение вертолет, пролетев по инерции дальше, оказался на миг в густом дыму над платформой. Выйдя из него на открытое пространство, Максимов заложил новый вираж, чтобы осмотреть результаты «бомбометания». Но черный дым продолжал валить из всех окон отсека, как ни в чем не бывало.
– Неужели промахнулись? – подумал Максимов. – Не должно быть такого, вроде все рассчитали правильно.
И через секунду над клубами густого черного дыма взметнулись огромные и быстро разрастающиеся белые облака углекислого газа вместе с паром.
«Фу, попали, слава богу. – Отлегло у Максимова. – Понятно, почему не сразу рвануло: видимо детонаторы в тротиловых шашках не сразу нагрелись до высокой температуры. Сработало все это лишь тогда, когда до них дошел открытый огонь, а не стелящийся дым. Теперь углекислый газ должен был выйти из емкости. Значит на крыше температура не очень высокая, а весь огонь внутри отсека. Видать толку будет немного, раз весь наш углекислый газ лишь по крыше «размажется», а внутрь не попадет».
И словно в подтверждение своих мыслей он, завершая вираж, увидел, что черные клубы дыма с новой силой охватили горящий блок.
– Максимов, почему молчишь? Доложить результаты, – услышал он в наушниках голос Андрея.
– Андрей Михайлович, в цель попали, но эффективность нулевая, – ответил Максимов.
– Понятно, – раздосадовано ответил Андрей. – Максимов, давайте быстро за второй емкостью! Барков, приступайте к тушению водой с судна.
– Есть, ответил Барков по радиосвязи.
Андрей продолжал напряженно искать новое решение. Ясно, что Барков своими навесными струями будет только крышу водой поливать, а внутрь блока через небольшие окна они никак не попадут, тем более что струя воды на таком расстоянии уже будет рассредоточенная. Что же делать?
К тому же возникло новое беспокойство. Волнение уже было явно больше 5 баллов, но гигантскую 100-метровую платформу массой многие сотни тысяч тонн болтало так, будто на море было все 10 баллов. «Что-то тут не так, – подумал Андрей, – не может быть, чтобы так качало только из-за неработающих компенсаторов волнения».
И тут сильный взрыв потряс всю платформу...
Все последние месяцы после размолвки с Андреем Оксана жила, как ей казалось, какой-то не своей жизнью. Она действительно любила этого недотепу, который был равнодушен ко всему окружающему миру, и ничего не хотел видеть и слышать кроме своих безумных идей и прожектов. Она уже тысячу раз пожалела о своей настойчивости по поводу создания семьи, и готова была идти на попятную и ждать дальше своего возлюбленного. Оксана окончательно поняла, что не сможет без Андрея в этой жизни. Но женская гордость не давала ей смириться с этой мыслью. Однако девушка искала повода или случая для восстановления отношений и возвращения ситуации хотя бы в прежнее русло. Но Андрей, получив должность старшего эксперта, постоянно был в дальних командировках на морских промыслах Компании, которые были разбросаны чуть ли не по всему миру. А по телефону за тысячи километров не получится вернуть любимого. Надо смотреть глаза в глаза, только так может что-то получиться. В коротких телефонных разговорах, случавшихся за это время, Андрей был крайне сдержан, и непохоже, чтобы он жаждал встречи.
Зато давний приятель Андрея – Вадим без конца приглашал Оксану то в театр, то на выставку, а то и просто поужинать в ресторан. Оксана поначалу отнекивалась. Потом поняла, что в тоске и «самоедстве» успокоения мятущейся душе не найти. И чтобы не оставаться наедине со своими невеселыми мыслями, она стала иногда проводить некоторые вечера с Вадимом. Тот буквально не отходил ни на шаг от нее. Вздыхал, подолгу смотрел своими печальными глазами, но она, испытывая неловкость, отводила взгляд. Вадим совершенно не волновал ее, и после таких вечеров ей не хотелось повторения этих встреч. Разве что иногда хорошая игра актеров в театре отвлекала Оксану от грустных мыслей.
Но Вадим был очень настойчив. В один из вечеров, провожая ее до дома, он взял ее ладонь в свою руку, посмотрел в глаза, покраснел, а потом побледнел и произнес:
– Выходи за меня замуж. Никто так тебя никогда не полюбит, как я, потому что это просто невозможно. Жизнь без тебя кажется мне бессмысленной.
Оксана поначалу растерялась. В один миг в ее голове пронесся целый ворох мыслей, но потом возник образ Андрея с его одухотворенным и мечтательным взглядом. Она поняла, что никогда не сможет его забыть.
– Извини, Вадик, но я люблю другого и ничего не могу с собой поделать.
– Да, я знаю, – ответил Вадим, – Андрей ведь мой друг со студенческих времен. Но, поверь, он совсем другой человек и у него другое предназначение в этом мире. То, что дорого обычному человеку, ему зачастую кажется скучным и неинтересным. Он действительно не от мира сего.
– Я знаю это. Может быть, поэтому и люблю его. Я вижу, что другие его не понимают, и он очень одинок, несмотря на то, что вокруг него всегда очень много людей.
– Оксана, милая, но он никогда не станет твоим, потому что любовь для него не существует, и он никогда не поймет, что это такое. Все же подумай о моем предложении. Я не тороплю тебя и не требую твоей любви немедленно. Моего чувства хватит на нас двоих на первых порах. А потом посмотрим. Пожалуйста, не говори «нет». Ты всегда успеешь сделать это.
И Оксана не сказала «нет», сама не зная почему. Наверное, потому, чтобы не сделать больно этому человеку, который, похоже, действительно ее любит. А что такое боль неразделенной любви она уже поняла.
Шли недели. Андрей не звонил, и, видимо, даже не собирался этого делать. А что же она? Ну сколько можно названивать ему и слышать холодное и равнодушное: «Привет, слушаю тебя. Что-то случилось? Если нет, перезвони позже, у нас тут проблемы». Да, случилось! Влюбилась, дура, в парня-робота, который на самом деле любит только свои железки в голове собирать как детский конструктор. При первой же размолвке сразу забыл про нее. А виноват-то кто, разве она? Впрочем, он все равно не поймет. Мозги у него совсем по-другому устроены. Так обидно стало, что слезы сами собой покатились из глаз.
Вадим меж тем был почти всегда рядом. Кому было поплакаться как не ему? Он гладил Оксану по голове, приговаривая:
– Ну что ты, родная, успокойся. Я же так люблю тебя. Вот увидишь, я сделаю тебя счастливой.
И Оксана решилась:
– Ну давай попробуем, Вадик, может у нас что получится. Я все равно больше не могу так жить. Только прошу, не торопи меня. Мне очень плохо, поверь.
– Что ты, милая. Я же все понимаю, – ответил он.
Вадим сам позвонил Андрею, который находился тогда на одной из норвежских морских платформ, и пригласил его на свадьбу, которую назначили через три месяца. Когда он сообщил об этом своей невесте, Оксана разволновалась, но виду не подала и спросила Вадима:
– И что он ответил?
– Да ничего, поздравил и поблагодарил за приглашение.
– И что же на свадьбе обещал быть?
– Сказал, что постарается. Но ты же знаешь его график. Вряд ли он будет. Скорее пообещал из приличия.
– Ну и пусть, – ответила раздосадованная Оксана.
– Что пусть?
– Да ничего. Давай готовиться к свадьбе скорее.
– Ну конечно...
Оксана вновь и вновь вспоминала этот день, когда фактически дала согласие Вадиму, и никак не могла найти покоя. «Ну что же я делаю? – повторяла она, – я же в постель не смогу с ним лечь, мне неприятны его прикосновения». Потом Оксана в очередной раз себя успокаивала тем, что еще есть время все отменить.
Но сейчас, когда не было рядом ни Вадима, ни Андрея, она чувствовала необъяснимую тревогу. Может быть это следствие бесконечных грустных мыслей, порожденных той безвыходной ситуацией, в которую она сама себя поставила? Да, вполне вероятно, но все же что-то было не так. Определенно происходило что-то серьезное. И именно в этот момент.
– Барков, что там случилось? – крикнул в эфир Андрей сразу после мощного взрыва, сотрясшего платформу.
Радиосвязь молчала. Хладнокровие покинуло Андрея, державшего до этого, как ему казалось, ситуацию под контролем. Он попросту растерялся и на миг стал похож на Малинина, которого он сам застал в такой же растерянности всего-то около часа назад. Не зная обстановки, Андрей не мог принять никакого решения.
– Барков, отвечай!
Ответа не было. Напряжение возрастало. Андрей попытался что-нибудь увидеть в иллюминатор, но с этой позиции не было видно горящего блока.
– Максимов, ты где? – послал Андрей вопрос в эфир. – Тебе не видно, что там произошло?
И Максимов тоже молчал. Холодный пот «прошиб» Андрея: «Почему молчит Максимов? Он же в воздухе, и взрыв не должен его никак достать». Но эфир был безмолвным лишь мгновение, которое показалось Андрею бесконечно долгим.
– Мне отсюда не видно, – последовал ответ Максимова. – Мы уже направляемся на третью платформу за следующим грузом. Но лету назад нам всего пару минут.
– Давай, Максимов, вернись и посмотри. Мы не можем работать совсем вслепую.
– Хорошо, возвращаюсь, Андрей Михалыч.
В воздухе повисла напряженная тишина. Андрей ждал информации от Максимова и вновь взглянул на центральный пульт. В отсутствии штатного электропитания светились только единичные контрольные лампочки, информирующие о состоянии лишь самых жизненно важных узлов платформы. Уровень зарядки аварийного аккумулятора стоял на отметке 20%. А это значит, что через 30-40 минут пульт совсем отключится, и даже связи не будет. И тогда точно, конец. Придется бросать платформу и всему составу срочно эвакуироваться на спасательных шлюпках и плотах. Тогда платформа сгорит полностью со всем оборудованием. А все тянущиеся к ней с трехсотметровой глубины от ПДК (прим. ПДК – подводные добычные комплексы) трубопроводы, шланги, кабели управления так и останутся болтаться в воде? Слава богу, запорная арматура на добывающих скважинах на дне вроде бы сработала безотказно в аварийном порядке, и задвижки все закрыты. А все ли? В любом случае это будет серьезная экологическая катастрофа, масштаб которой трудно пока оценить. Не понятно как потом ликвидировать последствия такой аварии. А чтобы построить новую платформу и полностью восстановить промысел потребуется не меньше 5-6 лет и огромные затраты. Сорвутся поставки по договорам, четверть Европы останется без газа, встанут десятки предприятий, пойдут миллиардные неустойки. Все это, в конечном счете, почувствуют на своем кармане даже те жители России, которые далеки от этой проблемы. Короче, последствия ужасны. Лучше об этом сейчас не думать.
Взгляд Андрея упал на мигающую лампочку в нижнем правом углу пульта. Раньше этого сигнала не было. Вероятно какие-то неполадки с системой удержания с западной стороны платформы, скорее всего за очагом возгорания. Может поэтому так болтает? Точнее не определить, когда центральный пульт работает от аварийного питания.
Нет, невозможно всем управлять одному в такой ситуации, надо Малинина подключать. В конце концов, это его прямые должностные обязанности. А с мурманским начальством надо прервать пустые переговоры, которыми он занимается. От этого толку никакого, а мешают сильно. Все равно через полчаса никакой связи не будет, если ничего не предпринять. Или пусть начальника смены Малахова на переговорах оставит.
– Валентин Петрович! – обратился Андрей к Малинину, находившемуся поодаль с телефонной трубкой в руке. – Ситуация совсем аховая. Я не справляюсь, помогите срочно.
– Да, Андрей Михайлович, конечно.
– Если ничего не придумаем, через полчаса придется начать эвакуацию. Думаю, тогда всей Европе мало не покажется, – продолжал Андрей.
– А какие варианты у нас еще остались? – спросил Малинин.
– Надо срочно сделать три основных дела. Первое – организуйте резервную радиосвязь с автономным питанием, а то минут через двадцать у нас аккумулятор ЦП разрядится и не будет ни пульта, ни связи. Если ничего не придумаете, возьмите, в конце концов, радиостанцию с батарейками из спасательной шлюпки, и натяните временную антенну из какого-нибудь провода рядом с диспетчерской.
– Понял, сделаем безотлагательно.
– Второе – поручите энергетику Лаврову с электриками проложить отдельную временную линию к одному из генераторов напрямую, минуя распределительный блок. Надо попытаться запи-тать хотя бы часть оборудования. Все генераторы должны быть в рабочем состоянии. Распределительная подстанция, видать, сгорела, и мы никаких переключений в ней уже сделать не сможем. А без электропитания мы однозначно с ситуацией не справимся. Думаю, что задача подключения генератора напрямую вполне решаема.
– Да, ясно, попробуем.
– И третье. По-моему что-то неладное с одним из крепежных тросов платформы. На пульте не видно в чем дело. Пошлите людей проверить.
– Да, выясним немедленно.
Андрей сразу переключился на проблему с «замолчавшим» пожарным судном и вызвал на связь экипаж вертолета.
– Максимов, ну что не докладываешь? Видишь нашего пожарника?
– Так точно, вижу. Качаются на волне.
– Почему они молчат?
– Там почти половину горящего блока взрывом разнесло и возможно на них обломки полетели и антенну повредили.
– Понятно, значит аккумуляторная все же рванула. А с пожаром что?
– Из блока теперь напрямую дым валит, и открытый огонь просматривается местами.
– Зато теперь тушить через открытую дыру эффективнее. Давай мигом за второй емкостью.
– Да, летим уже. Минут за двадцать уложимся.
– Эх, если бы Барков сейчас из трех насосов ударил, глядишь, дело бы пошло. Но видать, их крепко зацепило, – обеспокоено произнес Андрей.
– Вижу: одна струя от них пошла, – доложил Максимов, – и вторая тоже. Третьей нет.
– Слава богу, – вздохнул Андрей, – может, попридержат пламя до твоего «метания». Давай мигом!
– Есть!
Вскоре, пробиваясь сквозь осеннюю хмарь и сильный ветер, вновь появился вертолет Максимова над штормовым Баренцевым морем, и его уже уверенный голос произнес:
– «Штокман-2»! Второе метание прошло успешно, большое пламя сбили, Барков продолжает работать водой, – доложил Максимов.
– Спасибо, Владимир Игнатьич, – сказал в эфир Андрей, – Вы прямо герои. Как там с погодой? Сможете последнее метание выполнить?
– Штормит уже здорово, риск большой, но постараемся. Баркову там совсем тяжело: бросает их как скорлупку. Надо бы им отходить, а то перевернуться недолго.
– Да связи с ними нет, – ответил Андрей. – После метания дай им какой-то знак на отход, а пожарный расчет Николаева с первой платформы к нам забрасывай со всем реквизитом. Попробуем с борта как-то завершать. Мы тут людей в помощь тоже подготовим.
– Понял, выполняю.
Шторм действительно разыгрался не на шутку. Удары волн сотрясали платформу. Но при этом она очень нехарактерно и несимметрично «переваливалась». Что там Малинин? Выяснил, наконец, в чем дело? И что делать дальше с пожаром? Похоже, перелом в борьбе с огнем вот-вот наступит. И, может быть, не только благодаря умелым и самоотверженным действиям Максимова и Баркова, а еще и потому, что блок полностью выгорел. И огонь при этом не перекинулся на соседние отсеки, которые были надежно задраены и изолированы. Спасла надежность конструкции. Но успокаиваться пока рано. К тому же электрики во главе с Лавровым пока ничем не радуют, и электропитания как не было, так и нет. Буквально через несколько минут они окажутся «слепыми и глухими»: без «пульта и связи. Но где же Малинин, почему его нет? И где военные спецы с Новой Земли? Пора бы им появиться.
Наконец эфир ожил:
– «Штокман», я «Кедр-1», ответьте. Прием.
– «Кедр-1», я «Штокман-2», слышу вас нормально. Прием.
– «Штокман-2», с Вами говорит командир спецподразделения майор Пашин. Со мной пожарная спецгруппа из семи человек. Мы в пяти милях от вас. Видимость менее 200 метров. Готовьте вертолетную площадку.
– «Кедр-1», ждем вас. У нас нет электропитания, площадку подсветить не можем. Северный ветер порывами до 30 метров в секунду, сильная качка. Действуйте по обстановке. Будьте осторожны, наш вертолет тоже в воздухе. Принимайте на себя координацию действиями по тушению пожара.
– Вас понял, действуем по обстановке.
В этот момент в эфире вновь возник голос Максимова:
– Третье метание выполнил прицельно. Результат есть, но горение продолжается. Какие будут указания? Лететь за группой Николаева?
– Всем внимание! – произнес Андрей, – я «Штокман-2». С этого момента командует тушением пожара «Кедр-1».
–Я «Кедр-1». Сесть на вашу площадку не можем. Продолжайте действовать по своему плану, пока мы не найдем решения.
Действительно, резкие порывы ветра, сильная качка и отсутствие сигнальных огней делали задачу посадки вертолета на платформу практически невыполнимой.
Андрей уже не мог полноценно координировать действия людей. Весь расчет был на профессионалов-пожарных, прибывших на вертолете. Но они пока бессильны. К тому же, насколько понимал Андрей, баки с топливом после такого перелета у них были почти пустыми и совсем скоро это станет главной проблемой. Да, на платформе достаточно топлива для заправки вертолета, но как это сделать? Только все обрадовались, что помощь пришла, но теперь прибывшие помощники сами нуждались в помощи, причем очень срочной. Их собственная жизнь оказалась под угрозой.
Размышления Андрея прервал резкий толчок от неимоверно сильной качки, от которого он сам едва устоял на ногах. Платформа размером больше футбольного поля качнулась так, словно это был маленький рыбацкий сейнер. «Да что же это происходит, черт возьми! Такого просто не может быть. И где же Малинин?» – пронеслось в голове у Андрея.
Тут, наконец, он увидел Малинина, ворвавшегося в центральную диспетчерскую, и по выражению его лица понял, что хороших новостей тот не принес.
Виктор Лавров двадцать лет назад окончил Московский энергетический институт совсем по другой специальности, и не предполагал, что когда-то окажется на морском промысле. Да и такой специализации в МЭИ попросту не было в то время. Он получил одну из специальностей в гидроэнергетике, и после окончания института поехал с молодой женой, своей сокурсницей, на Братскую ГЭС, куда снова звали молодежь в связи с предстоящей реконструкцией и заменой нескольких агрегатов. Поначалу Виктор работал сменным инженером в генераторном цехе, и все вроде бы складывалось хорошо. Да и перспективы профессионального роста открывались очень неплохие. Но, его супруга, коренная москвичка, привыкшая к столице, не смогла приспособиться к сибирской жизни, и на этой почве в молодой семье начались частые размолвки. Она предлагала Лаврову вернуться в Москву, где, по ее мнению, можно было найти работу с приличным заработком в любой конторе по энергоснабжению. Лаврову так не казалось. Здесь в Братске было живое дело и перспектива самостоятельной работы. А там пришлось бы быть мальчиком «на побегушках» у управленцев от энергетики с сомнительной квалификацией и интеллектом. Возвращаться в Москву если и имело смысл, то лет через десять, уже с большим производственным опытом и совсем на другую должность и с другим заработком.
Тем не менее, пока суд да дело, у молодоженов родился сын. Тут уж супруга никак не могла справиться без мамы и засобиралась в Москву явочным порядком, не слушая возражений мужа. Виктор Лавров, чтобы сохранить семью, все бросил в Братске и через месяц вернулся в Москву вслед за женой. Но, как он и предполагал, с работой ничего путного не получилось. За ту же примерно зарплату, что и в Братске, приходилось без конца носить бумажки начальству, вести всевозможные базы данных потребителей электроэнергии и с каждым днем терять профессиональную квалификацию. Перспектива к концу своей карьеры стать каким-нибудь начальником среднего звена в Управлении энергоснабжения Виктора Лаврова не привлекала. Он считал всех этих полуграмотных менеджеров людьми, не заслуживающими уважения, а тем более подражания. С его точки зрения они боялись любого конкретного дела и своим стремлением в карьерном продвижении от одного начальственного поста к другому прикрывали собственный «махровый» комплекс неполноценности. Пост начальника любого ранга позволял им поднимать себя в своих глазах и скрывать свою профессиональную «ущербность» от окружающих. Поэтому Лавров на первых порах закрыл для себя административную карьеру и стремился реализовать себя как специалист-профессионал.
Однако вся эта жизненная максималистская философия ему никак не помогла. С женой все равно не наладилось, и через год они все же расстались. Работать в Управлении было невмоготу, и когда объявили набор на курсы по газотурбинным генераторам для последующей работы на морских газовых промыслах, он, ни минуты не сомневаясь, сделал этот выбор. Обзаводиться новой семьей он больше не собирался, и решил впредь женщинам особо не доверять и не заводить с ними серьезных длительных отношений. А потому работа вахтовым методом с частыми выездами на промысел была ему в самый раз. Он даже старался отбывать подряд по две вахты на платформе, когда надо было кого-то подменить по разным причинам.
И вот теперь перед ним стояла самая, что ни на есть серьезная задача: восстановить хотя бы частично энергоснабжение платформы в условиях, когда весь распределительный блок сгорел. Задача для такого крупного и сложного энергохозяйства абсолютно невыполнимая. Поэтому ее надо попытаться решить хотя бы частично. Во-первых, подать напряжение на насосы пожарных гидрантов и центральный пульт. А дальше как получится. Надо будет искать выходы электрических цепей отдельных отсеков и агрегатов практически «на ощупь» или, как говорят в таких случаях, методом «тыка».
Виктору Лаврову с четырьмя молодыми помощниками надо было, во что бы то ни стало, решить эту задачу. От этого слишком многое зависело, в том числе и жизнь других людей. Из четверых лишь Сергей неплохо соображал в электросхемах. Остальные могли только помогать, поскольку разбирались лишь в плановом обслуживании и контроле над узлами нормально функционирующей системы энергопитания. Так что Лаврову в решении этой непростой задачи, по сути, придется рассчитывать только на себя и немного на Сергея.
Поначалу все шло по плану. Поскольку поступление газа из пласта было остановлено, не могло быть и речи о запуске любого из трех газотурбинных генераторов, которые в штатном режиме обеспечивают технологический цикл на платформе при добыче и транспортировке газа. Особо не мудрствуя, они проложили силовой кабель через несколько отсеков от главного резервного дизельного генератора к насосной группе. Пришлось, правда, в некоторых переборках сверлить дополнительные отверстия, на что ушло немало времени. Пока другие прокладывали кабель, Лавров сумел подобрать переключениями временную группу из нескольких небольших понижающих трансформаторов и дополнительных устройств. Это требовалось для того, чтобы согласовать по мощности сравнительно небольшую нагрузку в три сотни киловатт, которую представляла из себя насосная группа, с мощным дизель-генератором.
Наконец, все было готово, и Лавров скомандовал своему помощнику Сергею:
– Запускай.
Сергей опустил рукоятку рубильника вниз, и тут же посыпался сноп искр из какого-то трансформатора, задействованного Лавровым в своей временной схеме.
– Выключай быстро! – скомандовал Лавров, вытирая холодный пот со лба. – Черт, не получилось.
– И что будем делать? – спросил Сергей.
– Не знаю, – честно ответил Лавров.
Запах сгоревшей проводки мгновенно наполнил несколько отсеков. Через минуту в отсеке появился Малинин:
– Ну что тут у Вас? – спросил он с порога. – А почему гарью так пахнет?
– Да ничего не вышло с подключением, – ответил Лавров, – еще один трансформатор к тому же сожгли.
– Мужики, у нас больше нет права на ошибку, и времени тоже нет, – проговорил Малинин, – сделайте что-нибудь, вы же профессионалы.
– Можно запустить малый дизельный генератор в третьем отсеке, – неожиданно предложил Сергей.
– Да у него мощность всего двести киловатт, – возразил Лавров, – а для насосной группы надо хотя бы триста.
– А пусть они поочередно по одному насосу отключают. Делать-то больше нечего, – настаивал на своем Сергей.
– Пожалуй, ты прав, – согласился Лавров со своим помощником, – давай попробуем.
– Только пробуйте быстрее, я Вас умоляю и одновременно приказываю, – требовательно произнес Малинин.
–Давай, Сергей, действуем, – сказал Лавров, – на малый дизель много времени не потребуется.
Вадим считался приятелем Андрея в студенческие годы, хотя во многом они были не похожи, да и учились на разных факультетах. Познакомились лишь на третьем курсе, когда оба вошли в сборную команду университета по волейболу и выиграли в тот год первенство Москвы в любительской студенческой лиге. Тогда же на одной из тренировок они встретились и с Оксаной, тоже увлеченной волейболом. Потом она стала самой преданной болельщицей их команды, сопровождая ребят на всех главных матчах. И как это часто бывает, оба увлеклись этой спортивной симпатичной девушкой. Но Оксана выбрала Андрея. Вадим не раз пытался вычеркнуть из своих мыслей Оксану как объект обожания и своей влюбленности, но у него это плохо получалось. Он пробовал увлечься другими девушками, но мысли все время возвращались к НЕЙ. Вадим будто ждал момента разлада отношений Оксаны и Андрея. И как только случилась их первая размолвка, он тут же решил действовать.
Казалось бы, теперь Вадим достиг своей цели, завоевал Оксану: свадьба через месяц как-никак. Но на душе было неспокойно. Он понимал, что его невеста не сможет так легко забыть прошлое. И поэтому будущее Вадиму пока не представлялось столь спокойным и счастливым, как хотелось бы.
...Эти воспоминания и мысли тревожили Вадима во время очередной двухнедельной вахты на платформе, где он сейчас и находился. Конечно, все волнения и переживания вновь всколыхнулись из-за вчерашнего прибытия Андрея. Здесь им предстояла совместная опытно-экспериментальная работа по изучению возможной модернизации вспомогательных подводных аппаратов. И все это хозяйство находилось в ведении Вадима. Однако ночной пожар спутал все карты, и, похоже, теперь будет не до этого. Андрей к тому же координировал все действия по тушению возникшего пожара, и от него многое зависело сейчас. «Надо же, как у него все получается, – размышлял Вадим. – И должность в компании ему специальную придумали, которую даже не знают, как назвать. И Оксана его тогда выбрала. Впрочем, ничего удивительного в последнем факте нет: женщины любят успешных мужчин».
Вадим ловил себя на мысли, что просто завидует Андрею. Однако он отдавал себе отчет в том, что в сложной технике, инженерной смекалке и нестандартных решениях Андрею равных нет. Зла он на него не держал...
Громкие голоса и топот людей, бегущих по маршевым трапам их отсека, вернули Вадима в тревожную и опасную действительность, где Андрей играл одну из ключевых ролей. Если потребуется, Вадим «подставит ему свое плечо» и поможет во всем. И Оксана тут ни при чем. По крайней мере, Вадим так думал.
– Что случилось? – резко спросил Андрей Малинина, буквально «влетевшего» в диспетчерскую.
– Четвертый крепежный трос платформы или порван или к донной плите не прикреплен. Короче, он без натяга, и мы «висим» на трех оставшихся.
– Час от часу не легче. Я так и думал. Поэтому так болтает всего при шести баллах. А обещали по прогнозу до восьми. Это может быть опасным. Передайте начальнику группы подводных аппаратов: пусть срочно готовит батискаф с манипулятором.
– Да, я понял, что без погружения не обойтись и уже распорядился, – ответил Малинин.
– Все правильно. А как там Лавров с запуском генератора? У нас, наверное, последние минуты со связью и аварийным питанием. Скоро погрузимся в полную тьму и молчание.
– Они делают все возможное. Резервную линию практически протянули, пытаются подключить напрямую без распределительного блока. А резервную связь из радиокомплекта со спасательной шлюпки мы уже развернули. Но она слабовата.
– Лаврову надо поторапливаться, а то у нас уже слишком много проблем, и решить их без энергопитания никак не получится.
Впрочем, Малинин и так все прекрасно понимал, и последняя фраза Андрея была адресована вовсе не ему, а, скорее всего, самому себе. В этом нарастающем коме проблем, когда одно цепляется за другое, уже никак не получалось дирижировать одному. Господи, хоть бы майор со своими пожарными смог скорее сесть на борт, пока у них топливо совсем не кончилось. И тогда он все принял бы здесь на себя. А Андрею надо срочно спешить к Вадиму и заняться крепежом отцепившегося или поврежденного троса, связывающего платформу с донной плитой. И делать это надо немедленно, пока шторм в восемь баллов не получили в полном объеме. Ведь Андрей прибыл сюда именно для экспериментов по усовершенствованию и переоборудованию этих батискафов с манипуляторами, используя последний опыт норвежцев и американцев.
Понятно, что нарушенный крепеж тоже является следствием отключения электропитания. При нормальном режиме все завязано в единую систему с компенсатором волнения. Натяжение каждого троса регулируется компьютером, анализирующим поступающие сигналы каждое мгновение и дающим команду на электродвигатели тросовых лебедок. В момент отключения питания вся система должна быть заблокирована и приведена механически в фиксированное положение. Но, видимо, произошел сбой и один трос не зафиксировался. При сильном шторме это создавало большую опасность. Надо спешить. Но как быть здесь на борту? Выхода нет, надо перекладывать все на Малинина, хотя он явно трусит.
– Валентин Петрович, – вновь обратился Андрей к Малинину, – давайте оперативно обсудим обстановку и быстро примем решение о дальнейших действиях.
– Да, Андрей Михайлович, я весь – внимание.
– Мне придется спускаться на дно в батискафе и разбираться с тросом. А Вам надо распоряжаться здесь наверху, пока майор Пашин не сел на платформу со своей командой и не принял на себя координацию всех действий.
– Боюсь, я не управлюсь в такой обстановке. Я же технолог-добычник, а здесь совсем другой специалист требуется. Может быть, два штатных подводных пилота с батискафом без Вас справятся, а вы здесь останетесь?
– Хорошо бы справились, но вряд ли это разумно. Лучше нас с Вадимом никто не знает эти подводные аппараты, а там внизу могут быть разные неожиданности. Тем более мы на эту неделю готовили программу испытаний с батискафами и новые приемы работы с манипулятором, а это может оказаться решающим. Другого выхода нет, Валентин Петрович.
– Хорошо, введите меня в курс дела, – вынужденно согласился Малинин.
– Итак, задача номер один – срочно запустить один генератор и подать питание напрямую, минуя сгоревший распределительный блок. – Начал Андрей, – Без этого – беда и шансов у нас нет. Пожар хотя и притушили слегка, но он снова пойдет, если набортные помпы с гидрантами не запустим, а без генератора мы их не запустим.
– Это и так понятно. Надеюсь, Лавров со своей командой справится. Лишние люди там только мешать будут.
– Да, и я надеюсь. Но это еще не все. В воздухе сейчас на вертолетах и Максимов и Пашин с командой. А Барков со своим катером без связи болтается на волнах как ореховая скорлупка. Максимова надо отправлять на свою платформу, пока он еще сесть может, да и Баркова тоже, пока не перевернулся. Проблема в том, что он хоть как-то сдерживает огонь навесными струями. Но главная проблема на эту минуту – это военные с Новой Земли в воздухе с заканчивающимся горючим. Не понимаю их намерений, но вмешиваться не имею права.
Тут в эфире послышался голос Пашина:
– «Штокман-2», я «Кедр-1». У нас топливо практически на нуле, машину посадить не удается. Принимаю решение высаживаться нашим людям на вашу вертолетную площадку по веревочной лестнице. Предварительно сбрасываем специальные комплекты для индивидуального тушения. Надеюсь, не все повредим. Помогите людьми для приема груза и быстрого освобождения площадки для высадки команды.
– «Кедр-1», Вас понял, людей обеспечим, действуйте, – отвечал в эфир уже Малинин.
– Ну, вот и отлично, Валентин Петрович, – произнес Андрей, – все получится. Сейчас, когда они высадятся, майор Пашин проблему пожара возьмет на себя. На Вас останется самое главное – генератор.
– Да что ты со своим генератором? – вспылил Малинин, – сколько можно? Занимается Лавров с мужиками. Иди подсоби им, если такой умный.
Тут до Андрея, наконец, дошло, что он не имеет права так разговаривать с Малининым, который по возрасту ему годился в отцы. Андрей слишком уж вошел в образ, когда пришлось командовать самому в этой ситуации, не зная, что делать в следующую минуту. Видимо, по-другому нельзя внутренне мобилизоваться. А теперь Малинин принял роль командира, и ему лучше не мешать. Что делать, нервы у всех на пределе.
– Извините, Валентин Петрович, нервы, – вслух произнес Андрей, – я пошел на дно в буквальном смысле и мешать не буду. Вадим быстро аппарат подготовит, я его давно знаю. Там тоже медлить нельзя.
– Погоди, Андрей Михалыч, меня тоже извини. Сам понимаешь, даже если выкарабкаемся, на меня в любом случае всех собак повесят. Остался бы на пару минут, пока эти боги огня высадятся. Вдруг что еще потребуется.
– Да, Валентин Петрович, задержусь, конечно. Надеюсь, Вадим с помощниками без меня батискаф подготовит. Надо было пожарным сразу десантироваться без посадки, а вертолет на другую платформу гнать, где качка нормально компенсируется и подсветка в порядке. Да кто ж знал, что так получится. Конечно, все оборудование они «таким макаром» не скинут, только самый минимум.
– Я боюсь, что с практически пустыми баками десять минут до ближайшей платформы многовато будет: не дай бог не долетят. Но им виднее: знают свой запас.
И тут в подтверждение их опасений в эфире раздался голос майора Пашина:
– «Штокман-2», я «Кедр-1». Высадку команды завершил. Прошу помощи в сопровождении нашего вертолета для посадки на третьей платформе. Боюсь, не дотянет, и машину придется затопить. Пилот в специальном спасательном жилете и гидрокостюме, но его сразу надо вызволить из воды. Там температура всего 4 градуса.
«Ну, вот чего опасались, то и происходит», – подумал Андрей.
– «Кедр-1», вас поняли. Сопровождение обеспечим. Максимов, слышал? Дай знак Баркову, пусть следует на катере следом, а сам сопровождай в воздухе «Кедр-1», – уже отдавал распоряжения Малинин.
– Так точно, выполняю.
– «Штокман-3», готовьте все средства пожаротушения на случай аварийной посадки «Кедра-1», – продолжал Малинин.
– Поняли, выполняем, – ответил Николаев с третьей.
Тем временем пожарные во главе с Пашиным перемещались по платформе от вертолетной площадки в сторону горящего блока. У них в руках были какие-то непонятные устройства, напоминающие ручной противотанковый гранатомет, а скорее немецкий «Фаустпатрон» времен войны. С помощью этого портативного реактивного устройства можно было прицельно забросить небольшой снаряд в гущу огня, где он разрывался, распространяя вокруг себя в результате начавшейся химической реакции огромное количество углекислого газа и пены. Данное весьма эффективное средство лишь недавно поступило к военным. У гражданских ведомственных служб таких пожарных реактивных снарядов, которые можно было запускать прямо с плеча, пока не было, но многие об этих новых системах уже слышали.
– Все, Валентин Петрович, – произнес Андрей, – майор Пашин с командой на борту. Если их вертолет и затонет, не страшно. Это всего лишь груда железа. Главное, чтобы пилот не пострадал. А мы с Вадимом на дно.
– С богом, – ответил Малинин. – Будьте осторожнее. Под водой всякое может быть.
– Не волнуйтесь, Валентин Петрович, лишнее геройство нам ни к чему, но все необходимое постараемся сделать. Медлить больше нельзя, надо срочно закрепляться. Через час-другой уже все восемь баллов будет.
И словно в подтверждение его слов платформу так резко качнуло, что Малинину пришлось схватиться за оказавшийся рядом поручень, чтобы не упасть.
Капитан Владимир Макаров пилотировал этот мощный тяжеловесный вертолет от самой Новой Земли, и уже несколько часов находился в воздухе за штурвалом. От необходимости постоянно всматриваться в серую хмарь, где трудно было различить даже границу между водой и воздухом, уже болели глаза. По всем действующим инструкциям погода уже пару часов была нелетной. Но выполнить летную инструкцию все равно не удавалось, поскольку сесть на вертолетную площадку при таком шторме и сильном ветре при раскачивающейся платформе было невозможно. Даже, несмотря на то, что машина была оборудована дополнительными топливными баками, горючее уже было на исходе. Когда командир пожарной группы майор Пашин понял, что посадить машину быстро не удастся, он приказал своим подчиненным и второму пилоту «десантироваться» с вертолета вместе с оборудованием при зависании его над площадкой. А капитану Макарову приказано после высадки команды попытаться посадить машину на другую платформу, а если не получится, покинуть борт в спасательном жилете и ждать помощи на воде.
То, что происходило при высадке пожарных, никак нельзя было назвать зависанием вертолета, потому что машину бросало из стороны в сторону под порывами ветра. Во время этой трудоемкой операции были израсходованы последние резервы горючего. И теперь капитан Макаров в надежде посадить машину направлялся в одиночку с пустыми баками к третьей платформе, которую почти не качало. Но если горючее кончится во время посадки, будет еще хуже. Машина просто рухнет на платформу, много чего переломает, да еще пожар может начаться. Лучше уж приводниться и постараться при этом покинуть машину вовремя. Если выпрыгнуть в воздухе, есть большая опасность, что тебя просто разрубит винтом падающего вертолета. Надо ждать касания воды и в то же мгновение покинуть борт. При этом лететь надо на минимальной высоте, чтобы удар о воду не был слишком сильным. Казалось, выполнить одновременно столько противоречивых условий невозможно. Но другого выхода в этой ситуации не было.
Капитан Макаров проверил крепление жилета и направил вертолет в сторону третьей платформы. Пожалуй, десять километров не дотянуть, стрелка топливных баков давно на нуле. И словно в подтверждении его предчувствий двигатель начал работать с перебоями, а через несколько секунд остановился совсем. Владимир успел сообщить об этом в эфир и приготовился к ключевому моменту, поставив правую ногу на ступень открытой двери. Мрачная водная масса стремительно приближалась. Владимир вдохнул воздух полной грудью и задержал дыхание. Удар! Серая и пенящаяся от сильного удара тяжелой машины холодная пучина поглотила его...
Шаги приблизились к каюте Вадима, и раздался решительный стук.
– Да, входите, – ответил Вадим.
Дверь открылась, и на пороге оказался молодой стажер из группы технологов.
– Вадим Иванович! Малинин распорядился срочно готовить подводный аппарат к погружению.
– А что случилось?
– Я не знаю точно, но, кажется, открепился один из донных тросов платформы.
Да, действительно очень сильно качает, еще раньше отметил Вадим про себя. Он не мог припомнить, чтобы на платформе была когда-нибудь такая качка, как на обычном судне.
– Хорошо, я понял, приступаем к исполнению. Я отправляюсь немедленно, а Вы передайте, пожалуйста, Инженеру Васильеву и технику Макаренко из 307 и 308 каюты, чтобы тоже быстро подходили готовить аппарат. Связь у нас, к сожалению, не работает.
– Да, конечно передам. За этим меня и послали. Вадим оделся и быстро направился на самый нижний уровень, по сложной системе сообщающихся отсеков и переходов с многочисленными трапами. Лифты, естественно, не работали. По дороге Вадим обдумывал ситуацию и пытался хотя бы представить себе план предстоящих действий. Но ситуация и в самом деле была нештатной и не предусматривалась никакими конкретными инструкциями. Надо было увидеть все своими глазами и по ходу принимать решения.
Наконец, спустя минут десять, перемещаясь почти в отсутствии освещения и с трудом находя проходы в переборках между отсеками, Вадим достиг камеры с батискафом. Батискафами в прямом смысле такие подводные аппараты назвать было нельзя, поскольку предельная глубина их погружения не превышает 1000 м, в то время как классические батискафы в состоянии достигать океанских глубин в несколько километров. Эти же аппараты сконструированы специально для регламентных технических работ на подводных добычных комплексах (ПДК) и снабжены специальными внешними захватывающими устройствами – манипуляторами для отдельных операций. Они представляют собой некоторое подобие железных рук длиной в несколько метров. Для управления ими нужны многолетние серьезные навыки и опыт Вадим ежегодно проходил соответствующие курсы, но работать с аппаратами приходилось не так уж часто. ПДК могут работать автономно по много лет и не требовать серьезных вмешательств или ремонта. Только периодическое несложное сервисное обслуживание, для которого в первую очередь и требуются эти батискафы. На всем месторождении сейчас эксплуатируется двенадцать ПДК (по четыре на каждую платформу). Каждый ПДК обслуживает по шесть эксплуатационных наклонно направленных скважин. Рабочая горизонтальная часть этих скважин длиной от 500 до 700 метров находится в продуктивной части пласта примерно в двух километрах под дном моря. А само дно здесь на Штокмане находится под 300-метровой толщей воды.
Вадим открыл плотно задраенный люк камеры, где размещался подводный аппарат, вошел, включил аварийное освещение, которое здесь работало от автономных аккумуляторов. Все остальное внутри данного отсека: механизмы, задвижки, спусковые устройства и прочие приспособления работали, слава богу, на принципах механики и гидравлики, и потому не зависели от внешнего энергопитания. Значит, конструкторы предусмотрели и такие случаи. Молодцы, а то чтобы сейчас делали?
Вадим переоделся в специальное снаряжение, предназначавшееся для работы на данных аппаратах. В принципе, внутри аппарата под водой можно было находиться и в обычной одежде, но по требованиям техники безопасности этого не следовало делать. Затем он открыл люк самого батискафа и спустился внутрь. Помещение было довольно тесным: два вращающихся вмонтированных в пол кресла, перед которыми пульт управления, контрольная панель приборов и широкий иллюминатор. Еще два иллюминатора по бокам. Позади шкаф, в котором находились два тяжелых водолазных скафандра нового образца, «напичканные» всевозможной автоматикой и средствами жизнеобеспечения. Все это позволяло водолазам ограниченное время работать автономно вне батискафа на глубинах до 400 метров. Сзади немалую часть батискафа занимал шлюз, через который водолаз мог покинуть батискаф и вернуться обратно. Шлюз отделен от основной кабины высокопрочной перегородкой со специальным герметичным люком. Выход водолаза мог иногда потребоваться для тонких операций, с которыми не справился бы манипулятор. Вся конструкция должна выдерживать давление до 100 атмосфер, которое имеет место при максимально допустимой глубине работы данного аппарата в 1000 метров.
Вадим сел в кресло пилота, включил контрольные тумблеры и начал проверять работоспособность основных электронных и контрольных систем аппарата, однако двигатель пока не запускал. Это следовало делать в последнюю очередь уже непосредственно перед погружением. Еще до этого момента следовало тщательно проверить все механизмы данного специального отсека, обеспечивающие сп>ск аппарата в воду, а также внешние устройства самого батискафа. В общем, все почти так же, как делают авиатехники, проверяя самолет перед взлетом. Именно это следовало сделать Васильеву и Макаренко, которые должны были появиться с минуты на минуту. Сейчас при разыгравшемся шторме даже старт аппарата был непростым мероприятием, не говоря уже о сложности предстоящих работ. Сказать по правде, Вадим прилично нервничал и надеялся на более опытного механика Васильева, который имел вдвое больше погружений на этом аппарате, чем сам Вадим. Он был уверен, что именно они вдвоем будут выполнять задачу. А кто же еще? Больше в штате специалистов для этого нет. Разве что прибывший вчера Андрей знаком с батискафом. Но он прекрасно знает техническую часть и не имеет серьезного опыта подводной работы. Поэтому это было бы нежелательным. Да и занят он всей этой катавасией, случившейся из-за ночного пожара. Но с другой стороны, если Андрей решит погружаться с опытным Васильевым, это было бы неплохо. Смелые решения принимать без оглядки на начальство никто лучше Андрея не сможет.
Конец ознакомительного фрагмента.