Душевно, интересно, превосходно
Прага – мой любимый город. Хоть я и мало где бывал. Но в Праге уже – дважды. И поеду снова.
Я люблю эти странные каменные лабиринты средневековья, люблю зелёную архитектуру Ренессанса и ар-нуво начала двадцатого столетия, да и более современные пассажи, в конце концов – в диапазоне от угловатого конструктивизма до вычурного пост-модерна. Только барокко – не моё, всякие ажурные ангелочки и пышная позолота. Мне подавай суровую аскетическую готику. И уж тут мы попадаем по адресу.
Прага… Не передать словами этот «ах» от ночных прогулок по мощёным улочкам меж стен из коричневато-чёрного камня, залитым мягким жёлтым светом, этим жидким золотом волшебных пражских фонарей… Когда ты выпил душистого пива, повеселел, раздобрел и побрёл слоняться в поисках дальнейших приключений.
И это будут исключительно приятные приключения! Столица Чехии – совершенно безопасный город. Максимум, что с вами может случиться – стянут деньги из кармана на Карловом мосту. Так вы рот-то не разевайте: то же самое и в любом туристическом многомиллионнике мира, куда едут проходимцы и зеваки отовсюду. Но тут никакого бандитизма, никаких революционеров, нацистов и гопников, никто не отоварит вас трубой по затылку даже в самом удалённом районе глухой ночью.
Зато в старом городе самим можно запросто потеряться и пропасть. И это часть замысла. Глупейшее занятие – силиться сориентироваться в средневековой застройке, где переплетение улиц и нумерация домов не поддаются ни геометрической, ни арифметической логике. Первое, что ты должен сделать – расслабиться и… течь. Влиться в поток иностранцев.
Скажу вам честно, вот это мне не вполне удаётся. Видимо, старею. Становлюсь всё более циничным и мизантропичным. Если в первый мой визит в Прагу старый город меня всеми силами притягивал, то теперь я старался поскорее из него убраться. Ну, не нравится мне быть в толпе! Все эти таращащие глаза во все стороны пришельцы, каждый из которых не знает, где он в данный момент находится, и соответственно, не может помочь с этим тебе. Максимум, на что он способен – это ткнуть себя в грудь и обречённо выдохнуть: «Sweden!..» – что должно мне, по-видимому, сказать о двух вещах: а) он без понятия… б) он меня не понимает…
И так всегда. Не пытайтесь выяснить что-либо у прохожих в центре города: они не местные! Вам даже знание английского не пригодится. Зато в значительном удалении от Старого Места и от Малой Страны вы будете приятно удивлены. Когда я пробовал построить вопросительное предложение по-чешски, начиная с «prosim…» («пожалуйста…"), встречные люди поступали двумя способами.
Первый. Оценивающе смотрели на нас, и отвечали мне по-русски.
Второй. Спрашивали: «Ruska?» – и уже потом переходили на родной нам язык.
Сотрудница киностудии, правда, плохо знала русский – так извинилась перед нами и попросила общаться на инглише. А так, в основном, люди старшего поколения балакают без проблем. И молодёжь… Ну, можно, конечно, предположить, что мы постоянно натыкались на русских… Но я в этом не уверен. Это в Карловых Варах вокруг все чирикают по-нашенски, потому что туда со всего СНГ круглогодично едут попить артезианской водички. А тут идёшь по какому-нибудь Вршовице, заговариваешь со встречными – и на тебе, пожалуйста!
Так что Вршовице предпочтительнее. И Жижков. И Смихов))
Друзья! Гулять по Старой Праге надо ночью!
Конечно, на Карловом мосту вы вряд ли застанете совершенную пустоту в какое-либо время суток. Думаю, для фильмов вроде «Превращения» или «Замка» кинематографисты набегают на мост в пять утра и разгоняют народ своими полосатыми хлопушками…
А Прага – это, в первую очередь, Карлов мост. Первый каменный мост в Центральной Европе. Точнее, оригинал первого моста семь столетий назад снесло ледоходом, после чего император Карл принялся за постройку нового. Дату и время заложения первого камня с максимальным усердием рассчитали королевские астрологи: 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту. Это был палиндром, одинаково читающийся в обе стороны: 1-3-5-7-9-7-5-3-1. Для крепости раствора в него добавляли яйца и молоко, которые обязали сдавать всех крестьян. Крестьяне, не разобравшись в математике и астрологии, частенько приносили варёные яйца и творог с сыром. Полукилометровый мост Карла в более-менее первозданном виде дожил до наших дней, хотя ему постоянно угрожали частые Влтавские наводнения. «Столетняя вода» 1890-го унесла две опоры и три пролёта.
В XVIII веке иезуиты усеяли мост статуями всевозможных христианских чуваков. Так что часть из них тогда тоже смыло. Хорошо это или плохо – решать вам.
Карлов Мост с обеих сторон кончается старинными фигурными башнями. На Староместской башне выставлялись головы казнённых. Например, после битвы на Белой Горе, столь трагической для чешских протестантов, победившие габсбургские католики вывесили здесь головы двенадцати дворян, и те провисели в корзинах на башне целое десятилетие. Две Малостранские башни соединены между собой галереей.
Спускаясь с Карлова моста на Малую Страну, поворачиваем головы (которые, к счастью, ещё на месте) направо, и видим ренессансный дом «У трёх страусов» с рестораном такого же названия, построенный в конце XVI века для продавца шляп и прочих аксессуаров из страусиных перьев: писк моды в ту эпоху. А в XVIII веке некий армянин открыл в этом доме первое пражское кафе. Сам по себе распальцованный ресторан вряд ли чем-то примечателен, но фанатам аниме-сериала «Монстр» я сейчас пролью бальзам на душу. По результатам моего скромного расследования, это и есть прототип того самого кафе «ТРИ ЖАБЫ». Потому что до «бархатной революции» в описываемом доме часто останавливались иностранные послы и другие важные персоны, а в доме напротив, по странному совпадению, находился наблюдательный пункт STB, то есть чешского КГБ. Тех, кто знал, что здание напичкано аппаратурой, кормили легендой об «изучении статики моста».