Кости убиенных
Если вы чувствуете себя лишними на празднике современных искусств, если вас смущает физиологическая откровенность Праги, и вам больше по душе пуританские сельские пейзажи Чехии, то эта глава для вас!
Отправляйтесь вместе с нами по следам дальних электричек, и побывайте в настоящем средневековом замке. Когда я говорю «настоящем», я имею в виду то, что говорю. Подчёркиваю: я не люблю подстав и заманух для туристов. Я пью чёрный будвайзер в пражском ресторанчике «Будварка», и не размениваюсь на сомнительной свежести продукт в пафосном новосибирском заведении «Стара Прага». Я ищу тюрьму «Панкрац», чтобы посмотреть на оригинал гильотины, которой действительно срубали головы (пусть даже мне её, в итоге, и не покажут), а не плачу денежки за реплику для масс в каком-нибудь проходном музее.
И поэтому мы едем в замок Кост. Аутентичный готический замок, уникальный тем, что никогда не перестраивался и не «ремонтировался» под неоготику.
«Кост» несложно переводится как «кость». Крепкий угловатый оплот из камня на пересечении трёх скалистых… долин. «Как это так – скалистых долин?» – спросите вы. А я отвечу: «А вот так». Да, замки обычно строили на холмах и доминирующих высотах, чтобы недруги замучились их штурмовать. Но Кост построили на равнине. Удивительная природа этих мест приходит к нам из волшебных детских телевизионных сказок. Помните «Три орешка для золушки»? Мы идём по длинной лощине, заросшей травой и цветами и сжатой теснинами живописных чешских скал. В Чехии нет высоких гор, но в этих ущельях так обалденно и по-горному красиво: массивы камня обросли древними косматыми соснами и елями, тропка ныряет под утёсы и выводит нас к большому усыпанному листьями пруду…
Кост в старые времена был окружён тремя прудами. Плотины перегораживали реки, создавая прекрасные запруды, а в случае опасности их открывали, затапливая всю окружающую местность, и делая замок совершенно неприступным.
Никто не смог взять Кост приступом. Даже суровый Ян Жижка. Собственно, по легенде, он и сказал, стоя с армией гуситов под его стенами: «Твёрдый, как кость! Лишь собака может его сожрать».
Представляя, как матерился тут Жижка шестьсот лет назад, мы подходим к предзамковым строениям и задираем головы, стараясь разглядеть оригинальную форму башни-донжона. Главная башня замка в сечении не квадратная, а трапециевидная, так что со стороны предполагаемого подхода врагов на них смотрит сразу четыре её угла. Это сделано для того, чтобы ядра и прочие нехорошие снаряды рикошетили от башни, не причиняя ей вреда. Толщина стен здесь максимальная. Толковые люди строили! Несокрушимая Белая башня блестит светлым песчаником на солнце. Только пятый её этаж был жилым, остальные использовались для хранения продовольствия и воды, коих хватало на целый год осады. В случае угрозы, хозяева замка перебирались в башню по деревянному мосту и сжигали его за собой.
А как в наши времена попасть к замку Кост? Скажем, без армии гуситов, а при помощи электрички и «одиннадцатого автобуса», то бишь своим ходом? Мы же не лошары какие-нибудь, которые поедут сюда с автобусной экскурсией или – упаси нас боги! – на такси из Праги… Правда?
Так вот. Мы садимся на Главном вокзале на электричечку до станции Млада Болеслав. Делать это надо не позднее 10-ти утра, так, чтобы в Болеславе поспеть на следующую электричку в 11—25 до искомой деревушки Либошовице. Да-да, ехать надобно на двух электричках, с пересадкой, причём вторая – просто песня времён советской Чехословакии, сами увидите и улыбнётесь, настолько в ней пахнёт нашей с вами родиной.
Почувствуйте себя дикарями и искателями приключений! Полюбуйтесь из окна вагона чешскими просторами, выйдите в душистое поле на маленькой станции Либошовице и топайте до одноимённой деревни, где добрые люди укажут вам нужную сторону света. Симпатичная часовенка (не верю, что я это пишу) с черепичной крышей символизирует центр селения. У начала леса особенно наблюдательные походники увидят воткнутый в землю столбик, высотой человеку до колена, со стрелочкой и волнующей надписью «KOST», нацарапанной явно кровью гусита сотни лет назад… А дальше вы пойдёте легендарной Аллеей Прокопа, образованной в незапамятные времена течением реки Кленице – тем самым сказочным ущельем, наполненным ароматами листвы и птичьими голосами. И уже не промахнётесь. Прокоп, кстати, тоже был лютый гусит, и последователь Жижки. О нём можете почитать, в частности, в книге Анджея Сапковского «Божьи воины». Не всё ж вам фэнтезийного «Ведьмака» юзать в хвост и в гриву, надо и к истории маленечко приобщаться, друзья!
Кост очень красив, строг и внушителен с виду. Замковые лорды были, помимо прочего, сметливыми экономистами. Чтобы сэкономить на обслуге, они открыли при замке таверну, где местные слуги и сливали благополучно все свои честно заработанные денежки. Таверна просуществовала до XVII века.
На замковых воротах – герб семьи Кинских, одних из владельцев Коста. На нём три кабаньих клыка. Потому что кто-то из их предков спас от кабаньих клыков самого короля. Сияют под солнцем крыша бывшего пивоваренного завода и гладь двух сохранившихся до наших дней озер: Черного и Белого. Чёрное озеро – торфянистое, а Белое – глинистое: его берега становились особенно яркими после сильных дождей.
Не рекомендую вам питаться в туристической забегаловке у большого пруда. Впрочем, выбора у вас не будет, так что просто помолитесь своим богам. Пиво здесь плохое, а еда – фастфуд. Такое и в Чехии бывает!
Сидючи в этой забегаловке, мы стали свидетелями экстравагантного шествия: герольды и рыцари в средневековых одеяниях зазывали туристов на Рыцарский турнир. Так как у нас был почти час свободного времени, мы под него подписались. И тридцать раз не пожалели!
Да, это оказался не турнир в прямом смысле слова, а театрализованное представление для детей и взрослых. Да, оно было на чешском языке. Но всё это происходило на красивом огороженном ристалище с шатрами, задним планом которого выступал НАСТОЯЩИЙ готический замок, и выглядело это так аутентично и так ржачно, что мы были в полном восторге! Актёры в великолепных костюмах выступали столь здорово, столь ловко скакали на конях и выполняли упражнения с кинтаной и кольцом, так душевно веселились от своей собственной игры, что мы глубоко прониклись этим действом, и почти всё, что они говорили на непонятном нам языке, в итоге становилось понятно. Техническая сторона спектакля – на высочайшем уровне. Дракон пускал дым из шатра, ходил вразвалочку по полю и вилял своим гребнистым хвостом! Рыцари, короли и принцессы соревновались, на скаку поддевая остриём копья разные предметы, конечно же, пили пиво, хвастались и чудили, спасая всех подряд от дракона и друг от друга… А какое мастерство выездки демонстрировали и мужчины, и женщины! Нам было жаль уходить до окончания постановки, но наверху нас ждала запланированная экскурсия.
Внутрь замка можно попасть только с каким-нибудь одним из трёх видов экскурсий, которые проводятся по времени. Наша называется «Средневековая камера пыток». Мы увидим внутренний двор, Чёрную кухню и мрачное подземелье дворца Vartemberg. Не обессудьте: только на чешском! Уважаю. Люди интересуются родной историей. Приезжают, слушают.
Нашу группу встречает весёлый молодой экскурсовод в колоритной одежде палача из свиной кожи. Он лопочет по-чешски, я же пересказываю Ларисе то, что приготовил заранее, и нам хорошо.
Все камни крепостной стены и замковых строений – с дыркой посередине. На башенке висят большие железные клещи, так называемые «krepny». С помощью них и возводились эти массивные стены в годы правления великого Карла IV, когда былая мощь стен замков начала уступать ядрам пороховых пушек.
Задача: выкинуть мелкие камни из кладки и сделать замок неприступным. Дано: тёсаные булыжники весом около полутонны, крестьяне-строители, готовые работать за еду, и никакой грузоподъёмной техники. Как будем решать? Насверлим в центре тяжести камней дырки с обеих сторон, и будем поднимать их наверх с помощью специальных клещей. Такие клещи от увеличения веса груза только сильнее сжимаются. Обычно камни на стенах замков клали дырками друг к другу, чтобы те не были видны. Стены Коста предполагалось покрасить, так что такой необходимости не было. Время стёрло старые краски, и ныне мы любуемся высокими стенами, испещрёнными маленькими отверстиями.
Входим в камеру пыток. И это не фокус: данными предметами, свезёнными сюда из разных мест, добрые христиане реально истязали народец. На входе в подземелье висит железная клетка для ведьм. Раньше она качалась над лестницей в верхнюю часть Вартембергского дворца. Женщин христиане не любили сильнее, чем мужчин. Отжарить ведьму – святое дело! Мужчина мог откупиться за свои «этические преступления», а женщину за такие же грехи секли и отлучали от церкви. Причём, смертная казнь для разных полов тоже полагалась разная. Мужичков гильотинировали, вешали, колесовали или банально разрывали на части. Женщинок обезглавливали, хоронили заживо или жгли.
Но, в данном случае, колдунью сначала топили. Клетку опускали в воду, ненадолго, всего-то на пять минут! Любая невиновная, само собой, захлёбывалась. Тогда её оправдывали и захоранивали по-христиански. Ну а ежели обвиняемая выживала – то это, блин, ведьма: в огонь её!
Впрочем, мы уже говорим о финальных аккордах представления, забывая о предварительных ласках и прочем. Вот, например, подвес, который привязывали к ногам. С чего, собственно, начиналась «раскачка клиента». Затем следовала «сухая пытка» на этой вот дыбе, что притаилась в тёмном уголке. Когда сухожилия на руках и ногах были уже порваны, и становилось неинтересно, мероприятие разнообразили «светлой пыткой». В наше изнеженное время ценители садо-мазо томно капают друг на друга расплавленным воском, а тогда на истерзанное тело еретика тупо клали кучу зажжённых свечей. Веселились также ломанием костей при помощи железных прутьев, тисков и испанского сапога. Развлекались в металлическом креслице с трёхсантиметровыми шипами на сиденье и подлокотниках…
Всё оборудование в наличии.
Пытки отменили лишь в XVIII веке при императрице Марии-Терезии. А до этого пытали не только живых, но и мёртвых. После смерти тела тюкали и всячески колотили, потому что верили граждане в загробную жизнь, и наказание ждало преступников даже после смерти. Забавно, что обвиняемые платили палачам за свою казнь из собственных средств, буде таковые имелись. Палачи делали работу за взятку. Эти бедолаги жили на периферии и были изгоями общества, этакий совершенно необходимый и всеми презираемый социальный класс. Вот уж действительно неблагодарная работёнка!
…Перед нами единственная в Чехии рабочая гильотина. Она снималась в фильме «Молчание ягнят». И лишь она тут, кстати сказать, не настоящая: элегантная копия той, что находится в пражской тюрьме «Панкрац».
Что, всё ещё не страшно? Ну, так сейчас станет! Готический замок должен быть готичным во всём…
Кто только не пытался захватить Кост за его многовековую историю. Вот и шведы туда же, в ходе Тридцатилетней войны… Те самые, кажется, которых на Пражском мосту долбили… Во время долгой осады в замке вспыхнула чума. Голод и лишения поспособствовали. Защитники начали умирать один за другим, а хоронить их в твёрдой скале было не с руки. Что делать? Выбрасывать тела боевых товарищей за стену – значит, показать свою слабость врагу. Оставалось только складывать их в подземелье, которое потом замуровали.
Уже четыре сотни лет бойцы спят вечным сном… прямо вот за этими чёрными камнями. Не броди по подземелью ночью, это их место…
А шведам – кукиш, отвалили от Коста несолоно хлебавши, как и все иные прочие.
Башенные винтовки имеют пятиметровую длину. Они обладали такой отдачей, что могли сбросить солдата со стен, поэтому оснащались крюком, крепившим винтовку к стене. Кофры для хранения зарплаты военнослужащих делались неподъёмными, чтобы кто-нибудь не упёр разом все деньги.
Нижний этаж Белой Башни, бывшее зернохранилище, теперь увешан оружием и картинами из частной коллекции рода Кинских, которые открывают нам аристократические нравы средневековья. «Холстяная охота» изображает распространённую барскую забаву – тупое мочилово несчастных оленей. Не очень широкое пространство огораживали столбами, между которыми натягивали плотную холстину. В центре строили деревянное возвышение, а затем в загон запускались олени и въезжали конные «охотнички», которые начинали банально валить их направо и налево. Это героическое действо происходило под умилённые возгласы дам, глазевших на кровопролитие с центральной площадки.
Проходим сквозь стену трёхметровой толщины… За стеклом – богатый костюмчик XVIII столетия. Детской одежды в ту эпоху, как известно, не было, поэтому бальный костюм для юного Карла Шварценберга был сшит из взрослой. А вот Филипп Кински в быту носил девчачье платье. Нет, он не был гомиком. Аристократы часто одевали сыновей в одежду для девочек, чтобы избежать их похищения. Будущие лидеры правящих семейств пользовались у похитителей повышенным спросом.
Хозяева Коста жили в просторной палате на верхнем этаже, она служила им одновременно гостиной, столовой, спальней, ванной комнатой и туалетом. Они восседали за высоченными обеденными столами, так, что их ноги не касались пола. Всё потому, что они должны были смотреть на своих слуг сверху, даже когда ели. Во время трапезы господа не стеснялись использовать свою одежду или волосы в качестве салфеток, коих тогда не существовало.
Сильная фортификация предполагала узкие окна. Но внутри их делали воронкообразными, чтобы через небольшое отверстие в стене в комнату входило много света.
На первом этаже дворца Биберштейнов расположилась Чёрная кухня. Передняя часть сохранившейся с XVII века оригинальной стены объясняет её название: стена почернела от дыма. Одни блюда готовили на печи, другие ставили в сторону от открытого огня тушиться. Грязь, отходы и пепел из кухни сбрасывали через средневековую «раковину» прямо под стены замка. Вместо водопровода – «воздуховод»!
Из интерьеров Вартембергского дворца до нас дожил только деревянный потолок. И то благодаря «традиционной» пропитке – коровьей крови. Ею старое дерево орошали вплоть до 1982 года.
Обойти замок по кругу – сплошное удовольствие. Под твердокаменной готической стеной, почти такой же чёрной от времени, как кухня, стоит катапульта. Со стороны одной из долин стена украшена изящными декоративными накладками из розоватого песчаника.
На самом деле, от станции до замка есть ещё один путь, более короткий, так называемая «Жёлтая туристическая трасса». Мы принципиально пошли по более длинному и живописному пути. И туда, и обратно.
Если не слишком долго щёлкать клювиком, то к пяти часам с копейками вы успеваете вернуться на солнечно-полевую станцию Либошовице, где травы и колосья встают по грудь, и откуда без четверти шесть стартует заветный чехословацкий электропоезд в сторону Болеслава и Праги. В столице вы окажетесь уже в восемь вечера.
Не отказывайте себе в удовольствии, поваляйтесь под деревьями в парке у Главного вокзала! Хоть и следует предупредить: это вам не Ретиро в Мадриде. Тут вас с высокой вероятностью будут окружать занявшие все лавочки подвыпившие вокзальные бомжи.