Вы здесь

Чертополох. Репортаж из поднебесья. Мой дед – укротитель упырей (Родион Рахимов)

Мой дед – укротитель упырей

А вот деда моего Мохаматвалия уже никто не помнит. Когда писали книгу «История Башкирских Родов» и первый том «Татышлинского рая», местные краеведы и историки объявили, что такого человека, деда по маминой линии Валиева Мохаматвалия Валиевича, вообще не было. «Как же так?» – спросите вы. Человек жил в начале XIX века в деревне Ялгызнарат, возле моста, на месте старой кузницы, и вместе с супругой Гельмижихан они родили на свет дочерей: Миннисафу, Шамсинису, Жаннатасму, и мою маму – Хуснабзу Мохаматвалиевну, родившуюся 4 октября 1907 года и умершую после продолжительной болезни 28 апреля 1989 года в Татышлах.

Дед был двоюродным братом Васикову Мубараку, с отцом которого, Васиком, имели общего отца Валия. Но должны были остаться какие-то записи в архивах – в ревизских сказках или сельхозпереписях?»

По рассказам моей мамы и моих тётушек, их родители рано умерли (причина неизвестна), и младших сестёр Миннисафу и Хуснабзу забрали к себе жить старшие сестры, которые уже были замужем, в деревню Минлино, Бураевского района, и в деревню Верхний-Чат, Янаульского района.

По рассказам мамы и тётушек, дед мой Мохаматвали был легендарным укротителем оборотней «убыров» (обжор – упырей), которые лютовали в те далекие времена. Их видели жители деревень татарских, марийских, удмуртских и лесных башкир, компактно проживающих в этих местах на севере нынешней Башкирии. Это были непонятные сущности, которые в виде огненного шара перекрывали дорогу путнику, обладали завидным аппетитом и были способны сожрать коня вместе с ездоком. И сколько бы они ни ели, не могли насытиться, потому что у них под мышками была огромная дыра, через которую пища улетала в параллельный мир, в другое измерение. Но для того чтобы убить такого, надо было разломать перед ним какой-нибудь железный предмет. И только тогда, когда он превращался в человека, можно было его убить.

Зимою мой дед Мохаматвали еще затемно выехал на санях на «Сайтаковский базар», чтобы что-нибудь прикупить. Отъехав километров пять, от деревни Ялгызнарат, он увидел, что перед конем закрутился огненный шар. Конь встал как вкопанный и отказывался продолжать путь даже под ударами кнута. Дед вскочил с саней, с вилами наперевес встал между конём и «убыром» и разломал вилы надвое. «Убыр» превратился в человека. И только дед хотел заколоть его вилами, как тот взмолился пред ним, упав на колени:

– Мохаматвали, дорогой, не убивай меня, я же твой марийский друг Янсыбай из Башкибаша. Я больше никому не причиню зла и других уведу из этих мест.

Отпустил дед с миром этого упыря. И стало тихо с тех пор. Конечно, иногда очевидцы видели их огненную пляску в лесах, но зла те не причиняли…

Недавно двоюродная тетя Ансима Султанова из деревни Минлино Бураевского района, пересказывая эту легенду нашего деда Мохаматвалия, которую я слушал сотни раз в детстве, удивлялась, почему я недоверчиво улыбаюсь.

– Что, не веришь, да? Грамотный стал, да? Мы-то верили. И мамы наши верили ему. Каждый раз перед сном, когда урчали желудки от голодухи в те голодные времена, просили нашего деда рассказать эту легенду. И потом тихонько спрашивали друг у дружки, нет ли у них отверстия под мышками, не превращаются ли они в Убыра, потому что очень хотели есть, а есть, видимо, было нечего…

Конечно, можно и не верить в эту легенду. Но я верю в то, что дед мой Мохаматвали был хорошим сочинителем и отменным рассказчиком, если ему верили. Может, я в него пошел?