Под белыми крыльями парусов
Слабо махнуть полный граненый стакан соленой воды? Не могу сказать, что это доставило удовольствие одиннадцати молодым людям (девяти девушкам и двоим юношам). Но пришлось выпить, иначе не будет официального посвящения в победители творческого конкурса Русского географического общества на лучшее эссе, очерк, зарисовку о романтике моря, а значит, посвящения в юнги, что предусмотрено ритуалом давних морских традиций.
А эти одиннадцать, целая футбольная команда – и есть победители.
У природы нет плохой погоды, поется в песне. Вот и в Сочи погода развернулась на сто восемьдесят градусов; еще накануне на море был полный штиль, легкий ветер едва ласкал верхушки платанов и пальм, а на следующий день все забурлило, заштормило, да еще как – сразу четыре балла. На подвиг меня как-то не потянуло, да и спасатели наложили вето на купание, а потянуло на выставку художников-маринистов Сергея Бровкина и Олега Танцюра и фотовыставку «Паруса России», что открылась на набережной Морвокзала.
Открылась впервые и неспроста.
«Пройдет лет двадцать, и ты будешь больше сожалеть о том, чего не сделал, чем о том, что сделал не так. Потому откинь все колебания. Расправь парус и беги прочь из безопасной гавани. Лови попутный ветер. Мечтай. Делай открытие».
Это Марк Твен. Следуя его словам, они и расправили свои паруса, и ловили попутный ветер, и в который раз осуществляли свою мечту – покорить морскую стихию.
Они – это участники «СКФ Черноморской регаты больших парусников» («SCF Black Sea Tall Ships Regatta»).
Какие только песенные слова не приходили на память, когда, гуляя по новой круизной гавани сочинского порта, я видел причаленные к нему парусники, которые иначе, как легендарные, назвать нельзя: «Крузенштерн» с его девяностолетней историей, «Херсонес», известный в том числе и тем, что девятнадцать лет назад пересек под парусами с выключенными двигателями мыс Горн, «Надежда»… «Мы вышли в открытое море, суровый и дальний поход», «Бригантина поднимает паруса», «Ходили мы походами в далекие края, у берега кавказского бросали якоря»… У поэта Александра Жарова звучало, конечно, – «у берега французского». Но я слегка подкорректировал, за что приношу извинения, чтобы в данном конкретном случае слова отвечали реальной ситуации: после дальнего похода из далеких краев в открытом море парусные суда разных классов стали на якорь здесь, на кавказском побережье Черного моря. По пути было не все просто – пришлось обуздать суровую штормовую стихию.
Вам что-нибудь известно о таком загадочном для нас государстве, как Республика Вануату? Вот и мне, если честно, ничего это название не говорило до тех пор, пока не увидел на рейде парусник из этой экзотической страны. «Аттила» заняла свое место в парадном строю наряду с красавцами судами из России, Болгарии, Польши, а также Румынии, где в Констанце и был дан старт этой регате. В календаре спортивных мероприятий она занимает достойное место, прежде всего, из-за необычности и зрелищности. Своего рода это красочное шоу, но одновременно и довольно серьезная морская спортивная баталия, под стать гонкам на олимпийских водных просторах. По словам председателя оргкомитета регаты Робин Снук-Хургронье, ее польза в том, что собираются люди из разных стран, разных культур и, несмотря на остроту соперничества, демонстрируют крепкую морскую дружбу.
Маршрут регаты предусматривал трехнедельный график движения, двукратное пересечение акватории Черного моря. Дистанция – свыше тысячи морских миль. Преодолев стартовые четыреста десять из них от Констанцы до города-героя Новороссийска, эскадра стала на якорь в местной бухте, и вот тут-то ей едва не застопорил дальнейший выход в море, переход до Сочи злополучный шторм, разыгравшийся не на шутку. Ждать, пока стихия успокоится? Нет, это не в характере настоящего моряка. Обуздать ее, идти наперекор, и вновь звучит команда: «Внимание на руле! Полный вперед!» Курс на Сочи взят.
А тем временем участников уже ожидали в сочинском порту пьедестал почета для призеров и та самая художественная фотоэкспозиция «Паруса России», на которой запечатлены в разных обстоятельствах, в самых ярких моментах плавания легендарный барк «Седов», фрегаты «Надежда», «Паллада», «Мир» и «Херсонес», но, пожалуй, чаще всего известный во всем мире барк «Крузенштерн». Всего пятьдесят работ, каждая впечатляет – и парусная армада в Норвежском море, и потрясающий вид бригантины «Полярный Одиссей» на фоне произведения деревянного творчества – церкви «Святитель Николай».
Я не случайно предпослал экспозиции прилагательное «художественная». Каждое фото действительно произведение искусства, а их авторы Александр Львов и Юрий Масляев – большие мастера своего дела, великолепные художники-маринисты, неоднократные участники кругосветных плаваний и экспедиций. Они тонко улавливают гармонию отношений человека и морской стихии, для обоих характерно глубокое понимание моря, морской романтики вкупе с обретенным опытом в дальних походах.
Ходишь по выставке – и берет гордость за наш парусный флот, вообще в целом за российский флот, и кажется уместным (а ведь были споры, как и в Москве) памятник Петру Первому напротив сочинского порта, поскольку именно он стоял у его истоков, фактически он его основатель. Наверное, не ошибусь, если скажу, что выставка направлена на укрепление имиджа России как мощной морской державы и, конечно, на популяризацию и развитие парусного спорта в стране. Маловато еще у нас яхт-клубов, где можно готовить спортсменов-олимпийцев во всех олимпийских классах судов. Давно ждем наследников былой золотой славы Тимира Пинегина, Федора Шуткова, Валентина Манкина, Виталия Дырдыры, Владислава Акименко, Александра Музыченко и других наших звезд парусного спорта прошлых лет. В Рио одна такая «звездочка» зажглась – Стефания Елфутина. В Токио, на следующих Играх ждем развития успеха, других открытий. Попутного вам ветра, олимпийцы-2020, наказ Марка Твена своевременен и сейчас.
Все действо регаты, швартовка судов (каждое длиной не менее 30 футов, это около 9, 2 метра) к сочинским причалам разворачивались на фоне пяти переплетенных олимпийских колец, что выглядело весьма символично. Неописуемая картина, достойная кисти Айвазовского. На самом синем море, как поется в известной песне, большой праздник под разноцветными парусами. А всероссийский конкурс, о котором сказано выше, – составная часть регаты, и не случайно его лауреаты были премированы участием в переходе из Новороссийска в Сочи еще на одном легендарном судне под белыми крыльями своих парусов (словно крылья чаек или альбатросов) на трех мачтах – фрегате «Мир». Он признан на данный момент быстрейшим парусником планеты, что подкреплено двукратным выигрышем почетного приза – Большой серебряной тарелкой. Его экипаж состоит преимущественно из курсантов питерского университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, они окружили новых юнг-девушек особым вниманием.
Питерцам не привыкать к победам, и когда все участники соревнований выстроились в ранжир у сочинского причала и открылся доступ на суда, я поднялся именно на борт «Мира», хотя так и тянуло прежде осуществить давнюю мечту и оказаться на палубе барка «Крузенштерн». Впрочем, на следующий день она осуществилась.
Капитан «Мира» Андрей Орлов был немногословен: «Ребята справились, я доволен их работой». Как могу – расшифрую эти слова: в стартовой гонке сильный ветер порвал на фрегате пять парусов, но дружными действиями, проявив хорошую морскую выучку, команда заменила их; к слову, куски от тех парусов с пожеланиями попутного ветра подарили – на удачу – победителям конкурса, это еще одна добрая традиция.
В награждении призеров этапа Новороссийск – Сочи участвовал Владимир Владимирович Путин. Не случайно, регата же проходит под его патронатом. Но прежде, до этой приятной церемонии, Путин поднялся на борт «Надежды». На отдраенной до блеска палубе парусника «Надежда» – будущее российского транспортного флота. О новых кораблях для ВМФ, сходящих со стапелей, более-менее известно. Об этих меньше. Пока они застыли в модельном ряду, каждая модель поражает своими размерами, и, как свидетельствуют, такие крупные строятся только в нашей стране. Одна из новинок, уникальное дноуглубительное судно «Соммерс», уже существует наяву, пройдя успешно ходовые испытания.
Останавливаюсь на этом подробно, поскольку во многих сегодня моделях, а завтра парусных громадинах, завораживающих своей красотой, как ныне сама «Надежда», видятся потенциальные участники грядущих спортивных сражений в акватории Черного моря. К слову, чтобы участвовать в «SCF Black Sea Tall Ship Regatta», этом уникальном проекте, «Надежда» совершила переход в не одну тысячу морских миль – из Владивостока.
Я перемещался по причалу от одного судна к другому, и во мне зрела уверенность, что Черноморская регата больших парусников вполне может занять свою нишу в ряду подобных на мировом уровне. Это более чем реально, ведь наш парусный флот – один из самых мощных и авторитетных на планете, а мы, Россия, – великая морская держава. А потому, возможно, не за крымскими и кавказскими горами то время, когда регата значительно расширит границы стран-участников, и мы увидим в черноморском бассейне суда из Англии, США, Японии, Китая, Греции…
…Вечернее небо в разноцветье фейерверка, за которым наблюдают тысячи людей. Сочи салютует участникам регаты. Отблеск ярких огней падает на часы обратного отсчета времени до начала чемпионата мира по футболу – 2018, установленные рядом с портом, и тумбу с рекламой, напоминающей о Кубке конфедерации – 2017, а еще и на забавные фигурки талисманов минувших зимних Игр-2014. Невольно связываю все эти события в одно – для меня они означают все более возрастающий спортивный статус Сочи в ряду городов, принимавших у себя Олимпиаду.
Регата – это не только сражения на просторах Черного моря. Но и на суше, в портах стоянок в ожидании следующей гонки, тоже немало интересного. Днем до салюта я побывал на земной «спортивной палубе», как именовали экипажи судов место, где они состязались в перетягивании каната, вытягивании якоря с морских глубин, метании спасательного круга, кто быстрее взбирается на мачту и других специфичных морских «забавах».
А до чего же горазды на выдумку в своем кулинарном искусстве корабельные коки. На «Херсонесе» я видел приготовленный ими на ужин экипажу противень с мясной запеканкой и пироги с капустой, что-то наподобие кулебяки. А на одном из болгарских парусников меня пригласили на камбуз и угостили знаменитым национальным блюдом – шопским салатом. Жаль, что из-за грозы и ливня сорвался запланированный конкурс морской кухни, а то бы «seefood» корабельных поваров наверняка пришелся бы по вкусу всем, кто был в это время в «Морской деревне» регаты, кстати, ее организация – своего рода дань и отзвук олимпийской традиции.
На «Надежде» кухню продегустировал народный артист СССР Василий Семенович Лановой. Я спросил его: ну, как? В ответ поднятый вверх большой палец. Присутствие Ланового на регате тоже не случайно. Он ведь по своим киноролям не только Павка Корчагин или боевой генерал Иван Варавва в «Офицерах», но и капитан Грей в «Алых парусах».
Честно говоря, прежде не думал, что эти состязания вызывают столь неподдельный интерес, пока сам впервые не окунулся в их атмосферу, она напомнила ту, в которой довелось быть, скажем, во время олимпийских парусных регат в Таллинне, Сиднее, Салониках, Портсмуте.
Тогда, правда, на первом плане были больше сами гонки, сложнейшие лавировки в борьбе за медали, ныне же огромное внимание, помимо острейших морских спортивных баталий, вызывали сами суда. Дни открытых дверей бывают не только при поступлении в вузы, они традиционны и для таких регат. Длина знаменитого барка «Крузенштерн» (от фрегатов он отличается наличием четырех матч, а у тех их три) за сто тринадцать метров, так вот очередь, чтобы подняться на его борт, растянулась на это расстояние, а то и больше. А еще очень хотелось заглянуть и на другие корабли. В общей сложности, если суммировать длину всех этих парусников, то наберется не один километр. И очереди такие же… Я уже похвастался, что побывал в государстве Вануату, для этого, как видите, не нужно было лететь кружными путями в сторону Австралии или Новой Каледонии, а оказаться на палубе фрегата «Аттила» и – для доказательства – попросить матроса по имени Себастьян сфотографировать меня на фоне флага этой страны.
После всего этого я как бы сам проникся (что уже говорить об участниках) романтикой моря, словно услышал пение ветра, почувствовал на своем лице соленый вкус брызг и совсем иначе отнесся к словам нашего Президента, обращенным к участникам регаты, что гонка больших парусников – это особое событие. Любой человек – и так называемые «морские волки», и начинающие моряки, когда входят на палубу корабля, впервые прикасаются к штурвалу, к парусам, испытывают очень своеобразное, яркое, острое чувство. Люди учатся не только морскому делу, они еще и начинают понимать, что успех зависит и от мастерства каждого члена экипажа, и от слаженности экипажа в целом. А еще прозвучали слова о том, что морское братство не знает национальных границ.
Да, я еще не назвал, кто же самый лучший из той футбольной команды лауреатов творческого конкурса Русского географического общества на лучшее произведение о романтике моря. Это со своим эссе Александра Никифорова.
Вместе с ней, поднявшись на борт «Крузенштерна», наблюдаем за сменой экипажа парусника: в Сочи у одних закончилась практика, и они возвращались к месту учебы, в Калининград, у других она только начиналась. Однако скорее привлек не сам этот факт, а прилет соскучившихся по своим парням любимых, тех, кому суждено обеспечивать надежный семейный тыл. И невольно припомнились строчки из стихов Татьяны Кургачевой:
Примчусь к тебе сквозь расстоянья,
Пренебрегая суетой.
Ну кто придумал расставанья?
Душой и сердцем я с тобой…
Любовь в лазурных красках моря
И в желтом свете маяка
Найдет тебя, нагрянет снова,
Придет, как смерч издалека.
Татьяна – не профессиональная поэтесса. Она многие годы верно следовала по пограничным заставам за своим мужем Юрием Кургачевым, и ей, конечно, ведомы переживания долгих разлук.
…С балкона дома, где я жил в Сочи, хорошо виден Вечный огонь – символ нашей вечной памяти и дань уважения тем, кто положил свои жизни на алтарь Победы. Имена свыше шестидесяти сочинцев – Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы – высечены на гранитной стеле. А сколько сделал город, чтобы вернуть в строй раненых воинов!
Среди них было немало моряков. Я видел на регате достойных наследников их славы. Море не терпит слабых – только сильных и мужественных, настоящих тружеников, тех, кто не боится бросить вызов стихии.