Глава 8
Компания «ВЖ» занимала просторное помещение на восьмом этаже торгового центра. На ресепшене сидела миловидная девушка лет двадцати. Она улыбалась, источая радушие и желание помочь. Стены комнаты были увешаны видами Тибета, фотографиями Далай-ламы и бородатых старцев в белых туниках.
Ларисе на миг показалось, что она вот-вот увидит здесь Вернера. Уж он-то не преминул бы застолбить себе теплое местечко в подобном заведении.
– Вы в самом деле гарантируете своим клиентам бессмертие? – обратилась она к девушке, и та засияла еще более ослепительной улыбкой.
Что-что, а зубы у нее были отменные. Ей бы рекламировать стоматологические услуги, а не «вечную жизнь».
– У нас особое предложение, – проворковала девушка. – Хотите, я познакомлю вас с условиями?
– Раз уж я пришла…
На бейджике девушки было указано имя – Анжела. По ее предложению Лариса расположилась в кресле за столиком, заваленном рекламными проспектами. Девушка не представляла для нее интереса. Обыкновенная выдрессированная куколка, которая не задумывается над тем, что говорит. Это ее работа и только. Зарплата Анжелы зависит от количества привлеченных клиентов, вот она и старается изо всех сил.
– Наша компания существует за счет добровольных пожертвований. У нас много спонсоров, среди которых есть известные люди. Звезды шоу-бизнеса, актеры, политики. Разумеется, мы не разглашаем их имен.
– Понятно, – кивнула Лариса. – Ваши услуги надо оплатить наперед.
– Такова наша специфика. Вы же пока не собираетесь… умирать?
– Все мы когда-нибудь умрем.
Эта фраза вызвала на лице Анжелы мимолетную тень. Видимо, факт неизбежной смерти огорчал ее.
– Наша компания сделает все возможное, чтобы ваша личность сохранилась после гибели физического тела. Для этого у нас разработана целая программа…
Девушка раскрывала перед Ларисой глянцевые буклеты, тыкала наманикюренным ногтем в цветные картинки и говорила, говорила, говорила. Смысл фраз, которые вылетали из ее пухлых губок, был далек от нее так же, как и роковой час расставания с жизнью. Она была молода и беззаботна, а смерть казалась ей чем-то нереальным.
– Что от меня требуется в первую очередь? – поинтересовалась Лариса. – Внести деньги?
– Для того, чтобы мы начали работать на вас, – кивнула Анжела. – Этот процесс растянется во времени. Сначала мы оцифруем ваш мозг…
– Простите?
– Оцифруем ваш мозг, – заученно повторила девушка. – Составим точную копию вашей личности, а если пожелаете, то и тела. Если оно вам нравится, конечно. Вы сможете выбрать любую модель.
Лариса ощутила сухость во рту и облизнула губы.
– Чай, кофе? – тут же среагировала Анжела. – Я распоряжусь!
– Погодите… не надо…
– Вам нехорошо?
– Я просто… мне не совсем понятно, как вы все это…
– Я объясню! – без тени смущения продолжала девушка. – Некоторых людей шокирует наше предложение. Но лишь потому, что это непривычно. Началась новая эра электроники и виртуальной реальности. Вы будете первопроходцем на грандиозном пути переселения в виртуальный мир…
Ренат встретился с Мими в кафе. Она сидела за столиком натянутая как струна. Синее платье подчеркивало рыжий цвет ее волос, на шее висел крупный кулон с искусственным сапфиром. Глаза девушки были слегка подведены, на щеках розовел румянец. Она была так хороша, что Ренат засмотрелся.
Официантка принесла заказ – кофе с коньяком и мороженое, зажгла свечу в стеклянном подсвечнике. Мими сделала глоток, поморщилась и отодвинула чашку.
– Не вкусно? – удивился Ренат. – Я думал, вы любите кофе с коньяком.
– Откуда вы знаете…
– Догадался.
– Мне сейчас ничего в горло не лезет, – призналась девушка. – Я зашла в аптеку по дороге, купила валерьянку в таблетках и там же выпила. Но лучше мне не стало.
– Тот, кто обыскал вашу квартиру и забрал ноутбук, не хотел причинять вам вред. Иначе вы были бы мертвы.
– Я затопила несколько квартир, пока меня открыли и выпустили из ванной. Теперь придется возмещать людям убытки.
– Это не самое страшное. Какая информация хранилась в вашем личном компьютере?
– Обычная.
– Там было что-нибудь, связанное с вашей работой у Нартова?
– Ну да. Я иногда готовила документы дома, если они были срочно нужны. Кому это интересно? Вся основная документация осталась в офисе. Каратаев может проверить.
– Думаете, это он послал к вам человека с обыском?
– Я устала гадать на кофейной гуще! Мне все равно, кто забрался в мою квартиру… Я не чувствую себя в безопасности! Просыпаюсь от каждого шороха, вздрагиваю от каждого звука. Что от меня было нужно тому человеку? Вы можете выяснить?
– Вы знали, что Нартов был лайфлоггером?
Мими уставилась на Рената красными от бессонницы глазами. Ее длинные изящные пальцы нервно теребили салфетку.
– Игорь неординарный человек… у него были странности…
– Которых вы предпочитали не замечать?
– Каждый по-своему странен. Я помешана на украшениях, вы на чем-нибудь другом…
– На чем был помешан Нартов?
Мими достала из сумочки тонкую сигарету, прикурила от свечи и затянулась. Она взяла паузу. Ренат вызывал у нее доверие, но она не торопилась выкладывать ему всю подноготную. Можно ли обойтись без этого?
– Нельзя, – снисходительно улыбнулся он.
– Вы читаете мысли?
– Меня Вернер научил.
– Игорь говорил, этому нельзя научиться. Только развить то, чем уже обладаешь. У него был пунктик с жизнью после смерти. Он… ударился в какие-то стремные эксперименты. И меня агитировал. Мол, обидно, что однажды для нас все закончится. Насовсем! Наверное, ему было жаль терять заработанные деньги, комфорт, любовь. Он говорил, что я еще молода, что он уйдет раньше. В общем, нес всякую ахинею…
– Вы считаете его слова ахинеей?
– А чем же еще? – Мими выпустила из накрашенного рта струйку дыма и покачала головой. – Вы верите в загробную жизнь?
Ренат неопределенно пожал плечами.
– Вот и Игорь не верил. Он решил взять это в свои руки: занимался компьютерными технологиями и вообразил, что можно скачать сознание на чип, внедрить в искусственное тело и стать бессмертным. По-моему, сущий бред!
– Почему же…
– Да потому, что никому не известно, что представляет собой сознание, – заявила Мими. – Это ведь не информация… и даже не энергия. Это – тайный элемент, частица Бога. Как его оцифровать?
Ренат не ожидал услышать от нее настолько здравую мысль и не смог скрыть свое изумление.
– Игорь со мной не соглашался, – продолжала она, пуская изо рта дым. – Мы спорили, он злился и приводил разные доводы в защиту своей мечты.
– Вас они не убедили?
– Нет. Игорь общался с йогами, ездил в Тибет и в Африке побывал. Везде он искал подтверждение, что сознание можно переселить в иное тело. В кибернетическое!
– Он хотел стать киборгом?
– Что-то вроде того, – криво улыбнулась Мими. – Ему пообещали помочь в одной компании. «Вечная жизнь»! Звучит как бюро ритуальных услуг. Игорь заплатил им кучу бабла. Они дали ему длиннющий список вопросов, над которыми он часами корпел… и видеокамеру для непрерывной регистрации всего, что с ним происходит. Представляете, он даже любовью занимался с камерой!
– И вы не возражали?
– Я возмущалась, но Игорь стоял на своем.
– Где же хранились все эти записи?
– Он сдавал их для обработки. Они там как-то все оцифровывали и якобы создавали банк данных его личности. Я намекала Игорю, что это афера, но он не хотел меня слушать.
– Кто еще знал о том, что Нартов постоянно пользуется камерой?
– Его жена, наверное… Он клялся мне в любви, а сам продолжал жить с ней. Мол, зачем что-то менять в этой бренной жизни, если скоро он получит вечную? Порой мне казалось, что он свихнулся на этой теме.
– Были какие-то признаки?
– Сплошные! Я отправляла его к психиатру, но он только смеялся.
– Нартов посещал психолога, вы в курсе?
– С той же целью, что носил видеокамеру, – кивнула Мими и затушила окурок. – Психолог анализировал особенности его характера, эмоции, привычки и прочее. По-моему, отличный способ выкачки денег у доверчивых клиентов! Я пыталась объяснить это Игорю, но он был невменяемым, когда дело касалось его идеи фикс.
– Нартов употреблял наркотики?
– Это не совсем то, что вы думаете…