Глава 3. Отечественный опыт
Пограничники (морпогранохрана НКВД) совсем иначе подошли к проблеме. Им нужно было каждый день выходить в море, обеспечивая безопасность границ, им нужно было иметь достаточное количество недорогих кораблей, быстрых и относительно сильных, чтобы задерживать контрабандистов и нарушителей (которых в то время было достаточно много). Пограничникам нужны были корабли, которые можно отремонтировать «на коленке», не ставя в док. Так родился один из самых удачных советских малых кораблей – морской охотник.
Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время – для борьбы с подводными лодками противника. Так родился МО-2, имевший водоизмещение 56 тон, скорость 25 узлов, вооруженный двумя 45-мм пушками и двумя 12,7-мм пулеметами. Корабль имел деревянный трехслойный корпус. Девять водонепроницаемых отсеков делали его почти непотопляемым. Три руля и три стандартных авиационных двигателя обеспечивали высокий ход и хорошую управляемость. Разработанные отечественными специалистами обводы обеспечивали хорошие мореходные качества. Основные механизмы размещались ниже ватерлинии, что обеспечивало его живучесть. Всего для морпогранохраны НКВД было построено 36 катеров МО-2. По результатам эксплуатации этих кораблей был спроектирован охотник МО-4, который начиная с 1936 г. пошел в серию.
Но советские судостроители могли проектировать не только малые корабли. Тактико-техническое задание на проектирование эсминцев «проекта 1» было утверждено 1 ноября 1928 г. (в 1933 г. они были переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А. Никитина. 1 ноября 1928 г. было утверждено тактико-техническое задание на проектирование лидера эскадренных миноносцев. Советское государство хотело создать корабли, превосходящие по своим боевым качествам зарубежные аналоги. В связи с этим и появились промежуточные между легкими крейсерами и эсминцами корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием, называемые лидерами. Планировалось, что небронированные, но быстроходные и хорошо вооруженные, лидеры будут вести эскадренные миноносцы в торпедную атаку на большие боевые корабли и охраняемые конвои противника. Идея была не нова, еще в царской России существовали «минные крейсера», имевшие ту же функцию.
Проект в конечном итоге оказался довольно удачным, корабль представлял собой эсминец с усиленным артиллерийским вооружением. Правда, проектирование и строительство кораблей сильно затянулось. На тот момент, когда было начато проектирование корабля, Советский Союз не имел ни силовой установки нужной мощности, ни артиллерийского вооружения, пригодного для установки на лидере. Из-за этого несколько раз менялась ЭУ и вооружение корабля. На Черном море по «проекту 1» были построены два лидера: «Москва» и «Харьков». Лидер «Харьков» был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду. 09.09.1934 г., вступил в строй 10.11.1938 г.
Лидер «Москва» был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30.10.1934 г., вступил в строй 10.08.1938 г. Корабли оказались довольно удачными, с хорошими прочными корпусами, мощным вооружением, надежной силовой установкой (пусть даже и созданной с использованием иностранных агрегатов и опыта).
Не менее удачной оказалась серия проектов быстроходного тральщика, разработанных отечественной судостроительной школой. Большие эскадры, состоящие из быстроходных кораблей, для защиты от мин требовали сопровождения тральщиков – «пахарей моря», имеющих достаточно высокую скорость. Закупать за границей эти корабли не имело смысла. Поэтому разработку поручили отечественным специалистам. В качестве базового завода для строительства тральщиков был выбран Севастопольский морзавод. Техническое задание на проектирование корабля этого типа появилось в 1930 г. В качестве прототипа был взят дореволюционный тральщик типа «Клюз», но его проект был сильно доработан. В результате родился тральщик «проекта 3».
Проект 3
Водоизмещение 476 т. Размерения 62 × 7,2 × 2,03 м (по другим данным, 62,9 × 7,2 × 2,39 м). ГЭУ дизельная двухвальная, 2800 л.с. Скорость 18/14 узлов, дальность 4100 миль. Вооружение: 1 × 100/56-мм, 1 × 45-мм, 21 мина обр. 1926 г., тралы Шульца и змейковый. Экипаж 52 чел. По проекту 3 были построены:
Тральщик «Минреп» (Т-402) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г. (заводской № 68), спущен на воду в январе 1935 г., сдан 22.05.1937 г.
Тральщик «Трал» (Т-401) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г. (заводской № 67), спущен на воду 23.08.1934 г., сдан 17.08.1937 г., поднят флаг ВМФ 24.08.1937 г.
Тральщик «Щит» (Т-404) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 17.01.1934 г. (заводской № 70), спущен на воду 17.12.1935 г., сдан 30.10.1937 г., поднят флаг ВМФ 09.12.1937 г.
Тральщик Т-403 «Груз». Зав. № 69. Заложен 20.03.1934 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 21.09.1935 г., вст. в строй 25.07.1937 г. и 24.08.1937 г. вошел в состав ЧФ.
Логическим продолжением «проекта 3» стал «проект 53», имевший сходные параметры, при проектировании которого был учтен опыт эксплуатации постройки предшественника. Тральщики 53-го проекта имели лучшую остойчивость, несколько другие механизмы.
Проект 53
Водоизмещение 490 т. Размерения 62 × 7,2 × 2,26 м (по другим данным 62,9 × 7,62 × 2,37 м). ГЭУ дизельная двухвальная, 2800 л.с. Скорость 18,9/14,2 узла, дальность 3400 миль. Вооружение: 1 × 100/56-мм, 1 × 45-мм, 1 × 20-мм Flakk, 2 × 2 × 12,7-мм пулемета Кольта-Браунинга и 2 × 1 × 12,7-мм пулемета ДШК, 28 мин обр. 1926 г., тралы Шульца и змейковый. Экипаж 69 чел. По проекту 53 были построены:
Тральщик «Взрыватель» (Т-405) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 21.07.1936 г. (заводской № 175), спущен на воду 27.04.1937 г., сдан 09.05.1938 г., поднят флаг ВМФ 29.08.1938 г.
Тральщик «Искатель» (Т-406) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 30.07.1936 г. (заводской № 176), спущен на воду 29.08.1937 г., сдан 09.05.1938 г., поднят флаг ВМФ 29.08.1938 г.
Тральщик «Мина» (Т-407) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 25.02.1937 г. (заводской № 178), спущен на воду 20.08.1937 г., сдан 26.08.1938 г., 25.08.1939 г. поднят флаг ВМФ.
Развитием 53-го проекта стал «проект 58» – за счет более рациональной компоновки на этом корабле, его водоизмещение удалось уменьшить на 50 т.
Проект 58
Водоизмещение 459 т. Размерения 62 × 7,2 × 2,23 м. ГЭУ дизельная двухвальная, 2800 л.с. Скорость 18,5/14,7 узла, дальность 3300 миль. Вооружение: 1 × 100/56-мм, 1 × 45-мм, 1 × 20-мм Flakk, 2 × 2 × 12,7-мм пулемета Кольта-Браунинга и 2 × 1 × 12,7-мм пулемета ДШК, 28 мин обр. 1926 г., тралы Шульца и змейковый. Экипаж 60 чел.
По 58-му проекту были построены:
Тральщик «Якорь» (Т-408) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 28.03.1937 г. (заводской № 189), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г. 08.04.1939 г. поднят флаг ВМФ.
Тральщик «Гарпун» (Т-409) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе весной 1937 г. (заводской № 190), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г., 01.04.1939 г. поднят флаг ВМФ, получил бортовой номер «24».
Тральщик «Взрыв» (Т-410) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе весной 1937 г. (заводской № 191), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 25.01.1939 г., 01.04.1939 г. поднят флаг ВМФ. Получил бортовой номер «25».
Тральщик «Защитник» (Т-411) был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 25.12.1936 г. (заводской № 177), спущен на воду 31.07.1937 г., сдан 20.08.1938 г., 25.08.1938 г. поднят флаг ВМФ.
Тральщик Т-412 был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 14.04.1939 г. (заводской № 255), спущен на воду 05.11.1939 г., сдан 30.03.1941 г., 23.04.1941 г. поднят флаг ВМФ. Получил бортовой номер «16».
Тральщик Т-413 был заложен по проекту 58 на Морском заводе (Севастополь) 29.04.1939 г., заводской № 256, спущен на воду 12.10.1940 г., вступил в строй 21.04.1941 г. и 01.05.1941 г. вошел в состав Черноморского флота. Получил бортовой номер «27».
Тральщики 59-го проекта существенно отличались от своих предшественников, они должны были нести уже два 100-мм орудия, прикрытых щитами, было улучшено зенитное вооружение (3 шт. 37-мм зенитных автомата), они имели паротурбинную силовую установку и скорость 22,5 узла, но достроить их не успели. К началу войны на стапелях СМЗ находились шесть недостроенных тральщиков этого типа:
Т-451 ИВАН БОРИСОВ. Стап. № 249. Заложен 6.08.1939 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 31.12.1939 г. Эвакуирован на Кавказ. 13.12.1943 г. оборудован как несамоходная десантная баржа (размерения 79,2 × 8,1 × 1,5 м) и вошел в состав ЧФ.
Т-452 СЕРГЕЙ ШУВАЛОВ. Стап. № 251. Заложен 20.11.1939 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен в 1941 г. Эвакуирован на Кавказ. 13.12.1943 г. оборудован как несамоходная десантная баржа (размерения 79,2 × 8,1 × 1,5 м) и вошел в состав ЧФ. 29.07.1944 г. разоружен и законсервирован.
Т-450 ПАВЕЛ ГОЛОВИН. Стап. № 250. Заложен 6.08.1939 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 8.02.1940 г. По официальной версии, погиб в 1942 г. во время шторма при буксировке в Туапсе в недостроенном состоянии. На самом деле «нашелся» после освобождения в Севастополе. Сдан на слом в 1948 г.
Т-453 СЕМЕН РОШАЛЬ. Стап. № 252. Заложен в 1940 г., спущен 16.01.1941 г. В декабре 1941 г. отбуксирован в Поти в недостроенном состоянии. По официальной версии, погиб в 1944 г. во время шторма при буксировке из Очамчири в Севастополь. На самом деле четко виден на немецких аэрофотоснимках Севастополя.
Т-454 ИВАН СЛАДКОВ. Стап. № 253. Заложен в 1940 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 20.03.1941 г. Отбуксирован на Кавказ в недостроенном состоянии и законсервирован.
Т-455 НИКОЛАЙ МАРКИН. Стап. № 258. Заложен в 1941 г. (Морской з-д, Севастополь). Погиб на стапеле во время обороны Севастополя.
Эти корабли в войне не участвовали, но их артиллерия стояла на Севастопольских рубежах. К вопросу об артиллерии…