Вы здесь

Черноморский флот в годы войны. 1941–1945. Глава 2. Citius, Altius, Fortius! (А. В. Неменко, 2015)

Глава 2. Citius, Altius, Fortius!

Пока флотом занимались профессионалы и он не стал «кормушкой», развитие его шло нормальным путем. Использовались апробированные технические решения, развитие флота шло за счет использования накопленного еще царской Россией «багажа». Флот был оснащен более или менее однотипными кораблями, имел унифицированную артиллерию и был более или менее боеспособен.

Затем началось «новаторство». Переломными являются 1929–1930 гг. Безусловно, разработка новых видов техники занятие очень нужное, однако для этого требуются хорошая материальная и теоретическая база, высокий уровень производства, грамотные кадры, имеющие богатый опыт (технари называют это «хорошей школой»). Ничего такого (если не считать корпусных специалистов) в Советском Союзе не было. Вернее… было, но новые «революционные кадры», расчищая место для карьерного роста, успешно боролись с «ретроградами», работавшими еще в царское время. К сожалению, «болезнь роста» вызвала негативные последствия. Попытка своими силами создать корабли, которые были бы «самыми-самыми», оказалась неудачной.

Первая программа военного кораблестроения 1926/27—1929/30 гг. предусматривала финансирование и строительство восьми сторожевых кораблей, из которых на Черном море должно было находиться два.

Сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм» были заложены на Николаевском судостроительном заводе одновременно, 24.10.1927 г., однако строительство и доводка их растянулись на шесть лет. Корабли получились крайне неудачными: слабое вооружение (всего две открытых 102/60-мм пушки), невысокая скорость хода, проблемная силовая установка (паровая турбина отечественной разработки), «тяжелый» винт, (винт не согласованный с главной силовой установкой), приводивший к постоянным проблемам в турбозубчатом агрегате, ненадежные питательные насосы – вот далеко не полный перечень «болезней» этого корабля. Страна была еще не готова к созданию нового корабля «с нуля». При этом стоит заметить, что корабли имели неплохой корпус и удачные обводы. Но эта попытка была не единственной.

Несмотря на все славословие в адрес создателей крейсера «Красный Кавказ», объективно говоря, попытка достройки «Адмирала Лазарева» по советскому проекту № 815 оказалась крайне неудачной (причем со всех точек зрения). Достаточно удачный корпус и неплохая силовая установка получили крайне неудачное вооружение, которое, помимо всего прочего, ухудшило его мореходные качества.

Да, крейсер славный, но давайте подойдем к нему с технической точки зрения. Приведу одну цитату из советского издания: «Конструкторское бюро завода “Большевик” (бывший Обуховский завод Морского ведомства) разработало 180-мм орудие с длиной ствола 60 калибров. Это было первое после революции орудие нового поколения морской артиллерии. Оно обладало уникальными баллистическими характеристиками и намного превосходило зарубежные аналоги. Достаточно сказать, что при массе снаряда 97,5 кг и начальной скорости 920 м/с максимальная дальность стрельбы орудия достигала более 40 км (225 кабельтовых)».

Да, это так, но почему-то никто не обращает внимания на то, что калибр 180 мм ранее нигде и никогда не использовался (соответственно, требовались новые гильзы, снаряды, заряды, оборудование), снаряды для увеличения дальнобойности имели существенно уменьшенное количество взрывчатого вещества, но это полбеды. Крейсер имел всего 4 орудия главного калибра, а, самое главное, живучесть ствола составляла всего… 70 выстрелов, а скорострельность на практике составляла всего 4–5 выстрелов в минуту. Ствол был нелейнированным и далее требовалась его полная замена. Но это еще не все.

Размещение орудийных башен потребовало ликвидации ряда помещений, в том числе и успокоителей качки («цистерн Фрама»), что в свою очередь ухудшило показатели качки, достаточно важные для стрельбы на большие расстояния. В результате существенно увеличивалось рассеивание при стрельбе на большие расстояния, сводя на нет такое достоинство артсистемы, как дальность стрельбы. В результате модернизации полное водоизмещение крейсера увеличилось с 7600 до 9030 т, что уменьшило надводный борт корабля, запас его плавучести (корабль «глубже сел») и мореходность (как говорили тогда: корабль стал хуже «всходить на волну»).

Зенитное вооружение крейсера также было крайне неудачным. Правда, и здесь многие справочники дают «ляпы». Процитируем: «Зенитное вооружение крейсера к моменту его вступления в строй было крайне слабым и совершенно не соответствовало тенденции стремительного развития бомбардировочной авиации. Оно состояло из четырех 76-мм орудий Лендера с клиновым затвором. Они были установлены побортно на баковой надстройке между трубами, затем их заменили четырьмя 45-мм полуавтоматами». На самом деле зенитное вооружение крейсера составляли четыре 102-мм зенитных системы «Б-2», представлявшие собой обрезанные до длины ствола в 45 калибров 60-калиберные 102-мм пушки ОСЗ, установленные на новый станок. Правда, стремление быть «выше, быстрее, сильнее» сыграло с оружейниками злую шутку. Самого мощного зенитного орудия не получилось.

Эти артсистемы также оказались крайне неудачными. Мало того, что они не обеспечивали нужной скорострельности (их реальная скорострельность была всего 4 выстрела в минуту), но и имели проблемы при заряжании при больших углах возвышения. Но… так или иначе, 25 января 1932 г. крейсер «Красный Кавказ» поднял военно-морской флаг и вступил в состав Морских сил РККА.

По доброй традиции, сразу же после устранения недоделок, в 1933 г. «Красный Кавказ» вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.

Были и другие «новаторства» в виде туполевских торпедных катеров. Были попытки создать «катера волнового управления», т. е. радиоуправляемые с самолета торпедные катера. Были попытки создать 12-дюймовую «динамореактивную» (безоткатную) пушку и т. д. К счастью, эти эксперименты достаточно дешево обошлись для флота (если не считать большого количества торпедных катеров неудачной конструкции и самолетов «МБР-2»).

Объективности ради стоит заметить, что с созданием отечественной подводной лодки у Советской республики получилось намного лучше. В дополнение к уже действовавшим в составе флота подводным лодкам иностранного производства (типа «АГ») было начато строительство отечественных субмарин.

К разработке проекта первой советской подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили на рассмотрение начальника Морских сил Республики два варианта. Выбор был остановлен на первом варианте с водоизмещением 890 т, как наиболее предпочтительном для Балтики, где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском заливе и пользоваться извилистыми фарватерами.

Сразу же, не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский завод для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех подводных лодок первой серии, впоследствии отнесенных к типу «Д» по первой букве названия головного корабля – «Декабрист». Правда, большая часть «начинки» лодок также оказалась импортной, но об этом традиционно умалчивают. Артиллерийское вооружение лодок оказалось не очень удачным. Первоначально планировалось установить два 102-мм орудия Б-2 (таких же как и на «Красном Кавказе») в ограждении мостика. Но при расчетах выяснилось, что не обеспечивается остойчивость лодки как в надводном, так и в подводном положении. От одной артсистемы пришлось отказаться, вместо нее позже установили 37-мм зенитный автомат немецкого производства.

Подводные лодки Д-4, Д-5 и Д-6 были заложены 14.04.1927 г. на заводе № 198 имени А. Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве. Д-4 была спущена на воду 16.04.1929 г., вступила в строй 30.12.1930 г. и 05.01.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ под именем «Революционер». Д-5 вступила в строй 05.04.1931 г. и 17.05.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ под именем «Спартаковец». Третья лодка Д-6 вступила в строй 15.06.1931 г. Каждая из них вскоре после вступления в строй нанесла визит в Турцию. Советский Союз настойчиво демонстрировал усиление флота, проводя попутно обучение экипажей.

Вскоре после «Декабристов» в строй стали вступать «Ленинцы» (подводные лодки типа «Л»). Несмотря на то что в ходе испытаний «ленинцев» были выявлены некоторые серьезные недостатки, особенно нарекания моряков вызвали низкое качество аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции, по указанию руководства УВМС подводные лодки второй серии все же были приняты от промышленности. Д-5 под наименованием «Спартаковец» спущена на воду 28.09.1929 г., вступила в строй 05.04.1931 г. и 17.05.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ. Д-6 под наименованием «Якобинец» спущена на воду 12.05.1930 г., вступила в строй 15.06.1931 г. 8 октября 1933 г. Л-4 вступила в строй и 14 октября вошла в состав Морских сил Черного моря. Их артиллерийское вооружение также составляли 102-мм пушки Б-2.

До 1930 г. наблюдается стремление унифицировать калибр артиллерии, большинство кораблей Черноморского флота имело пушки калибром 102 мм, береговая артиллерия имела 152-мм пушки Канэ и 203-мм пушки.

К сожалению, период 1930–1934 гг. ознаменовался рядом аварий на кораблях. Сказывался приток слабо обученных кадров на боевые корабли, вызванный увеличением численности флота. Кроме того, на флот пришло достаточно много «командиров-комиссаров», уровень подготовки которых далеко не соответствовал современному уровню. Это не замедлило сказаться. Так, к примеру, 8 июня 1931 г. во время учений в районе Севастополя «Фрунзе» протаранил и потопил подводную лодку «Металлист» (бывшая АГ-21). В 1933-м произошло столкновение «Профинтерна» и «Красного Кавказа». 28 августа 1934 г. на Л-4 произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. Лодка шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибло, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на Л-4 находилось 78 человек, и только умелые действия командира корабля предотвратили более серьезные последствия.

Командование флота принимает самое «мудрое» в этих условиях решение: на боевых кораблях резко сокращается количество выходов в море. «Дружественные визиты» почти прекращаются, большое количество кораблей встает на ремонт и модернизацию. Флот, получив большое количество новых кораблей, столкнулся со сложной задачей поддержания их и их экипажей в боеготовности. Флот перешел в другую стадию, он даже своим существованием стал сдерживающим фактором. На Черном море он был сильнейшим. Оставался только риск входа через Босфор эскадры одного из ведущих империалистических государств. Но эта угроза была далекой и гипотетической. Большие (и дорогие) корабли всегда привлекали и адмиралов, и тех, кто их строил. (Без обид, это объективная ситуация, существовавшая во все времена.) Первым они добавляли престижа, вторым приносили вполне материальные блага.