Рой друзей
Пчёлка Жанна редко выбиралась на чаепития к червячку Игнатию. Ей очень нравилось приходить сюда, но у пчелиного роя много работы и строгое расписание. Однажды, когда она всё-таки выбралась и когда вместе со всеми уже собиралась уходить, Жанна спросила:
– А что если я как-нибудь приведу сюда своих друзей?
– Конечно, приводи! – обрадовался червячок Игнатий. – Раз они твои друзья, мы все тут будем рады.
– Ну, может, не когда все соберутся, – замялась пчёлка, – а отдельно, в особое время. Видишь ли…
Но тут к ним подошли прощаться другие гости, и червячок Игнатий быстро сказал, пока их не прервали:
– Когда получится, тогда и приводи. Только предупреди, какое время выберешь, чтобы я был дома, а больше никого не было.
Хорошо, что успел ответить. Потом начались разнообразные прощания. А пчёлка Жанна, получив разрешение, поторопилась уйти. Расписание подгоняло.
Через несколько дней, когда червячок Игнатий отдыхал за книжкой после рыхления земли, к нему в норку влетела пчёлка Жанна:
– Червячок Игнатий, здравствуй! К тебе можно? Я всех друзей привела!
– Всех? – заинтересовался червячок, прислушиваясь к странному гулу за входом в норку.
– Ну да! – подтвердила Жанна. Она была необычайно возбуждена. – Сегодня моя очередь показывать, куда надо лететь. Для этого особый воздушный танец нужен. Вот я и станцевала так, чтобы лететь к твоей норке. По-другому им объяснять долго. Да и расписание у нас… Я же знаю, что всем у тебя понравится…
Тут в норку влетели несколько пчёл и зажужжали:
– Жжжанна, Жжжанна, задержжживаемся! Ты зачем нас сюда привела? Медоносов нет, нектара нет, зря время тратим. Жжживее! Жжживее!
– Да погодите вы, – обиженно возразила пчёлка Жанна. – Мы же у самого червячка Игнатия в гостях! Я вас нарочно сюда привела. Это же очень интересно.
– Задержжживаемся, задержжживаемся! – продолжали беспокоиться пчёлы. – Червячки не по расписанию, ужжжас!
Они вылетели из норки, и гул снаружи усилился.
– Ох, червячок Игнатий, не получилось, – огорчилась Жанна. – Надо лететь, показать им путь к медоносам. Прости, пожалуйста!
Она вылетела наружу, и вскоре гул стал удаляться.
На следующий день пчёлка Жанна прилетела к червячку Игнатию, чтобы ещё раз извиниться за то, что зря его побеспокоила. С червячком пил чай муравей Моня, которого очень заинтересовало произошедшее.
– Ты прямо всех своих пчёл сразу хотела притащить к червячку Игнатию? – переспросил он, выслушав рассказ Жанны.
– Ну, понимаешь, я думала, раз мы все вместе живём и всё вместе делаем, значит все мы друзья! – воскликнула пчёлка. – А раз все друзья, всем будет интересно побывать здесь, у самого замечательного моего друга. Теперь даже не знаю, есть ли у меня в улье хоть кто-то, с кем можно дружить как следует.
– Наверняка есть, – уверенно сказал червячок Игнатий. – Присмотрись получше, поищи. Ведь одного настоящего друга целый рой друзей не заменит.
– А как присматриваться? Как искать?.. – Жанна чуть не плакала.
– Как раз с помощью норки червячка Игнатия, – посоветовал Моня. – Только не совсем так, как ты попробовала. Чудесный способ могу тебе рассказать.
– Ой, расскажи скорей! – обрадовалась пчёлка.
– Да и я с удовольствием послушаю, на что моя норка способна, – заинтересовался червячок Игнатий.
– Да всё очень просто, – начал муравей. – Выбираешь пчёлку, с которой тебе приятнее поговорить. Только одну, не двух-трёх, а то болтовня начнётся. Рассказываешь ей про норку червячка Игнатия. Какие тут книги и картины, о чём мы за чаем беседуем, в какие игры играем. Увидишь, что пчёлка зевает, скучно ей слушать про это, – значит, друга из неё не получится. Вот если у неё глаза горят, просит ещё рассказать – другое дело. Такую можно и на чаепитие пригласить. Правильно, червячок Игнатий?
– Неплохой совет, – одобрил червячок. – Мы с норкой будем рады, если он пригодится.
– Интересно… – задумчиво сказала пчёлка Жанна. – Спасибо, муравей Моня. Обязательно попробую, прямо сегодня. Уже придумываю, с кого начать…
В гости она не приходила целую неделю, зато объявилась весёлая и, завидев муравья Моню, закричала:
– Работает! Работает!..
– Кто работает? – не понял Моня.
– Способ твой работает. Спасибище тебе огромное. И червячку Игнатию тоже – за его норку! Даже не думала, что она так чудесно действует.
– А чуточку подробнее можешь рассказать? – попросил червячок Игнатий.
– Ох, сначала все разговоры кончались зеванием – вот как ты, Моня, предупреждал. А потом, когда я пчёлке Жене стала про норку рассказывать, у неё глаза загорелись – тоже как ты говорил. И мы теперь с ней так сдружились…
– …Что ты следующий раз приведёшь её к нам на чай! – закончил червячок Игнатий. – Приглашаю.
– Спасибо! – пчёлка взвилась над столом от радости. – На это я и надеялась. Но торопиться не стала. Вот теперь приведу.
– А можно тебе нескромный вопрос задать? – неожиданно повернулся червячок Игнатий к муравью Моне.
– Ну… Да… Наверное… – насторожился Моня.
– А ты сам, в своём муравейнике, этот способ применял – разговор о норке?
– Применял, – вздохнул муравей. – Только не так удачно, как Жанна. Уже с половиной муравьёв поговорил, никто не загорелся. Их только муравьиные дела интересуют… Но я верю в этот способ. И в свою удачу верю. У меня ещё полмуравейника осталось.