Вы здесь

Чем занять ребёнка: Игры без планшета и компьютера для детей от 6 до 10 лет. Глава 2. Игры для дождливого дня (Триш Кафнер, 2013)

Глава 2

Игры для дождливого дня

Сегодня дети – тираны. Они противоречат своим родителям, много едят и тиранят своих учителей.

Сократ

Если погода дождливая, то это не значит, что день не удался. Скажу по секрету, я начала писать книги, потому что на улице очень долго шел дождь. Западный берег Британской Колумбии, где мы живем, часто называют «мокрым берегом». Из-за погоды я много дней проводила дома с грудничками, ходунками и дошкольниками. Когда мои трое старших детей были маленькими, случалось много дождливых дней, когда все в доме вставали в 5 утра и к 8 часам все запланированные на день дела были переделаны. И оставалось еще 8 или 9 долгих часов до прихода папы. Дождь вынудил меня придумывать занятия для детей, а написание книг помогло мне сохранить душевное равновесие. Теперь, когда мои дети уже школьники, наши дни полны учебой, спортом, домашними заданиями и другими делами. Возможно, мы слишком заняты, чтобы обращать внимание на погоду в течение недели, но такое впечатление, что, как только наступает выходной, начинается дождь. Мы часто шутим: «Какой день будет после двух дней дождя?» Ответ: понедельник.

Но дождливые дни со школьником отличаются от дождливых дней с ходунками и дошкольниками. Большинство детей от 6 до 10 лет не нуждаются в постоянном надзоре и способны сами заниматься творчеством, хобби, играми и другими делами. Поэтому, если дождь нарушил наши планы на выходные, это не значит, что мы будем скучать!

Это только означает, что нам придется проявить чуть больше фантазии, когда мы будем решать, чем заняться. Не поддавайтесь искушению провести все время за просмотром телепередач или компьютерными играми. Дождливый день может стать настоящим подарком, напомнить нам, как здорово есть попкорн и играть в игры, или вместе собирать пазл, или построить дома палатку из диванных подушек, простыней и бельевых прищепок. Иногда долгие игры дома заканчиваются ссорами. Дети, которые только что смеялись и играли вместе, в следующую минуту могут поругаться и не разговаривать между собой. В книге Линды Уильямс Абер «101 занятие для братьев и сестер, которые ссорятся»[3] я нашла идеи, с помощью которых можно быстро разрешить конфликт и вернуть детей к совместной игре.

• Дайте детям равное количество пакетов. Пусть ребята встанут на расстоянии друг от друга – или в круг, если детей больше, чем двое, – надуйте пакет, крепко зажмите одной рукой, а другой лопните его. Лопайте их до тех пор, пока смех не придет на смену ссоре.

• Назначьте одного ребенка «орлом», другого – «решкой», потом подбросьте монету. Победитель держит монету и рассказывает свою версию происшедшего. Другие не должны перебивать. Когда он закончит, он передает монету следующему, и тот начинает рассказывать свою версию. Монета переходит по кругу, пока дети не выговорятся. Нельзя повторять то, что уже говорил в прошлый раз. Потом они должны передать монету по кругу три раза, и каждый должен сказать что-то хорошее о соседе.

• Дайте каждому ребенку запас ненужной бумаги и корзину для мусора. Пусть каждый ребенок встанет подальше от корзины, комкает бумагу и кидает ее в корзину. Пусть при этом дети вслух говорят, что их разозлило. Например, они могут орать: «Вот тебе!» Их злость постепенно улетучится, и они опять смогут играть вместе.

В играх и занятиях, описанных в этой главе, вы найдете идеи для самостоятельных игр дома, игр с родителями, друзьями, братьями и сестрами. В других главах тоже есть множество идей, которые пригодятся для игры дома. Даже в такие игры для улицы, как игра в марблс или классики, можно играть и дома. А если вам понравятся игры для дома, приведенные в этой главе, то, когда погода наладится, вы вполне сможете приспособить многие из них для улицы.

Сделайте сами

За окном дождливый субботний день. Ваш активный шестилетка изнывает от скуки. Он уже обзвонил всех друзей, но никто не сможет прийти поиграть. Соседские дети уехали на целый день. Старший брат делает уроки, а младшая сестра – его последняя надежда – играет с куклами. Ему совсем нечем заняться. Знакомая ситуация? Перед тем как включить телевизор или поставить компьютерную игру, попробуйте одно из следующих занятий. Дети могут заниматься самостоятельно, но это может быть интересным и взрослому с ребенком, и нескольким детям.

Бильярд с теннисными шариками

Канцелярский нож

Неглубокая коробка

Мячик для пинг-понга

Вырежьте в задней части коробки с помощью ножа 3 или 4 дырки в произвольном порядке размером немного больше, чем мячик. Положите мячик в один угол коробки и попросите ребенка провести его до другого угла так, чтобы мячик не выпал через дырки. Чтобы усложнить задание, прорежьте больше дырок или играйте с несколькими мячиками.

Орлянка

Монета

Сколько раз ваш ребенок сможет подбросить монету, не уронив ее? Монета должна перевернуться в воздухе, не задев ничего, а ребенок должен поймать ее ладонью. Проверьте, сможет ли ребенок побить свои прошлые рекорды, или заведите таймер и посмотрите, сколько раз он сможет бросить, пока не истечет время. Пусть он соревнуется с другом, или братом, или сестрой, кто больше сможет поймать монет или кто перевернет монету на наибольшей высоте, не уронив ее.

Игра с фонариком

Ножницы

Ненадутые шарики (красный, желтый, синий)

Фонарик

Резинки

Отрежьте концы шариков. Наденьте шарик на фонарик и закрепите его резинкой. Пусть ребенок зайдет в темную комнату и посветит цветным фонариком на потолок и стены. Потом поменяйте цвета. Наденьте сразу несколько шариков, чтобы посмотреть, какие получаются цвета: если надеть желтый поверх синего, получится зеленый, красный поверх желтого – оранжевый и т. д. Если у вас есть несколько фонариков, наденьте на них разные шарики и светите в одно место, чтобы посмотреть, какой получится цвет.


Охота за предметами

Пакет

Список вещей, которые надо собрать

Дайте ребенку пакет и список вещей, которые надо собрать. В этом списке могут быть, например, такие предметы: маленькая игрушка, деталь от Lego, расческа, кукла или еще что-то, что ребенок может найти дома.

Засеките время, например 20 минут на 10 игрушек. Если эти предметы легко найти, то время стоит сократить. Наградите ребенка, например, жевательной резинкой или мороженым, если он смог найти все предметы. Если ребенок еще плохо читает, то нарисуйте то, что нужно найти.

Для игры в группе приготовьте по списку для каждого ребенка. Он может быть одинаковым для всех или у каждого разный. Победит тот, кто первым найдет все предметы.

Игра в решетку

Большой лист бумаги или ватмана или старая простыня

Ручка или маркер

Мягкий мячик[4]

На большом листе бумаги или старой простыне нарисуйте таблицу из 5 столбцов и 5 строк. Над каждым столбцом надпишите прилагательные: большой, маленький, жесткий, мягкий, круглый, длинный, короткий и т. д. А около каждой строки напишите названия цветов: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и т. д.

Положите таблицу на пол или другую плоскую поверхность. Пусть ребенок встанет подальше от таблицы и кинет на нее мягкий мячик. Теперь он должен вспомнить те предметы, которые подходят под характеристики квадрата, на который упал мячик. Например, если тот упал на столбец, где написано «красный», и на строку, где написано «круглый», то он должен найти что-то круглое и красное: мячик, воздушный шарик или шарик от марблс.

Чтобы разнообразить игру, подписывайте столбцы и строки теми характеристиками, предметы с которыми есть в вашем доме. Чтобы включить в игру младших детей, подписывайте характеристики, которым отвечают плюшевые игрушки (белая кошка, розовый медведь), другие игрушки (красная деталь от Lego, синяя машинка), одежда (зеленый носок, белая футболка) и т. д.

Библиотека

Карандаш

Бумага

Книги

Блокнот, каталожные карточки, коробочка или простая компьютерная база данных

Составление каталога книг – отличное занятие для ребенка, который любит читать. Составьте список книг, которые есть у вас дома. Начните с детской книжной полки. Покажите, как составлять простой список, где указывается автор и название книги. Если хотите, можно включить туда и тему книги, издательство и дату издания.

Ребенок может составить алфавитный список книг в блокноте или тетрадке, записать информацию о каждой книге на каталожных карточках и хранить их в коробке или ввести информацию в простую компьютерную базу данных, так чтобы ее можно было сортировать по автору, названию и предмету.

Когда вы создадите каталог своей библиотеки, вы можете открыть ее для членов семьи и друзей. Если хотите, можно завести каждому читателю формуляр, в котором вы будете отмечать выданные ему книги. Вашему маленькому библиотекарю понравится ставить штампы с датой возврата книги.

Что в сумке?

Бумажный пакет

4 или 5 предметов, которые сложно определить на ощупь

Положите в бумажный пакет 4 или 5 небольших предметов. Часто советуют использовать предметы, которые трудно определить на ощупь: например, маленькую батарейку, стеклянный шарик, виноградину, оливку, орех в скорлупе или игольницу без иголок. Поищите подобные мелочи у себя дома.

Пусть ребенок попробует, не глядя, определить, что лежит в пакете. Он может дать это задание кому-либо из родителей, другу, брату или сестре.

Шаффлборд

4 или 5 плоских круглых небьющихся предметов (крышки от бутылок или детского питания, шайбы, шашки и т. д.)

Линейка

Ребенок садится за стол и кладет перед собой 4 или 5 плоских круглых небьющихся предметов. Если возможно, используйте одинаковые предметы. Попросите ребенка щелчком сдвинуть каждый предмет так, чтобы он докатился до другого конца стола, но не свалился за край. Подсчет очков ведется так: 1 очко за фишку, которая остановилась на расстоянии не более 20 см от края стола, 2 очка за ту, которая остановилась в 3 см от края, 3 очка – за ту, которая дошла до края, и 4 – за ту, которая свесилась с края. Сколько очков сможет набрать ребенок за 5 попыток? Он может сыграть в эту игру с другом и посмотреть, кто наберет больше очков.


Трюк с пальцами

3 чашки

Вода

Кубики льда

В этом трюке есть научная хитрость, и детям он очень нравится.

Конец ознакомительного фрагмента.